|
Известно, что значительная часть бюджета страны формируется из налоговых поступлений, поэтому важность эффективного и стабильного функционирования системы сбора налогов для наших сограждан вполне очевидна. Впрочем, деятельность руководящего этим процессом Министерства по налогам и сборам значительная часть опрошенных – 48% – оценить не смогла. Впрочем, как показывают проведенные ранее опросы, респонденты испытывают трудности с оценкой большинства министерств.
В ответах тех, кто высказал то или иное мнение о деятельности МНС, доля позитивных откликов почти в полтора раза превосходит долю негативных: 32% опрошенных оценивают работу этого ведомства как хорошую, 20% – как плохую. Неудивительно, что среди критиков его деятельности преобладают представители ресурсных слоев российского общества – высокообразованные респонденты (27%), лица с относительно высокими доходами (26%) и жители мегаполисов (28%). Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, эти категории людей более информированы и компетентны, а значит – способны рассматривать проблему более многогранно. Во-вторых, они априори настроены ко всему более критично в силу сравнительно высокого уровня притязаний. И, наконец, именно представители ресурсных слоев общества, чаще других сталкиваясь с налоговыми органами, оказываются наиболее пристрастными в этом вопросе.
Тех, кто заявил о своей положительной оценке деятельности Министерства по налогам и сборам, попросили обосновать свою позицию. Как оказалось, самая большая заслуга и достижение министерства, по мнению респондентов, заключается в том, что налоги сегодня собираются – причем весьма успешно. Об этом говорят более половины тех, кто ответил на соответствующий открытый вопрос (или 17% от числа всех опрошенных), а также некоторые из участников групповых дискуссий. На успешность работы современных налоговиков указывает, по меньшей мере, тот факт, что в последние несколько лет российский бюджет из дефицитного превратился в профицитный. Также опрошенные ссылаются на регулярно появляющиеся в СМИ сообщения о том, что налоговики выполняют, а порой и перевыполняют план по сбору средств в госбюджет.
- 'Бюджет пополняется благодаря их усилиям'; '100%-ые сборы налогов'; 'хорошо налоги собираются, даже бюджет перестал быть дефицитным'; 'выполняется план по сбору налогов'; 'деньги 'только так' собирают'; 'больше денег стало поступать в казну'
(открытый вопрос, 17% ответов).
- 'Насколько я понимаю, последние годы увеличивается собирание налогов. Не хорошо, но я хочу сказать, что как-то они работают. Какой-то прогресс уже есть. Раз собираемость налогов увеличивается, значит, они все-таки работают'
(ДФГ, Москва).
- '
1-й участник: Говорят, что план выполняется. Значит, наверное, справляются.
2-я участница: Информация статистики говорит, что все хорошо' (ДФГ, Новосибирск).
- '
1-я участница: Наверное, неплохо работают... Потому что ведь в газетах пишут... Мы ж лично не знаем, сколько они там собирают. А вот если по газетам...
2-й участник: Да, по сбору налогов там очень неплохо.
1-я участница: Да, они же пишут, что вот, определенную сумму опять собрали... Эти деньги пошли туда-то. Я часто встречаю такие статьи' (ДФГ, Самара).
- '
1-й участник: Вообще, хорошо оно работает.
2-я участница: Хорошо, но можно было бы и лучше.
3-я участница: Мне кажется, хорошо.
4-й участник: Справляется.
5-я участница: Ведь как мы живем? За счет налогов...
2-я участница: Заполняемость госбюджета, она идёт основной частью из налогов. Так как все говорят: 'Бюджет маленький, бюджет маленький', значит, можно было бы больше собрать. Значит, можно было бы что-то еще сделать.
6-й участник: Если получается профицит бюджета, то, соответственно, налогов-то собирается нормально. Всё нормально' (ДФГ, Самара).
Вполне естественно, что для простых людей основным показателем эффективной работы МНС выступают не сухие цифры статистики, а реальные деньги в кошельке. Сегодня государство, во-первых, более-менее своевременно выплачивает пенсии и зарплаты, а, во-вторых, находит возможности регулярно увеличивать уровень этих выплат – это вызывает лишь положительные эмоции у респондентов и служит некоторым из них (3%) основанием для соответствующей оценки деятельности налогового ведомства.
- 'В
бюджете есть средства для выплаты своевременно детских пособий, зарплаты'; 'зарплата выплачивается своевременно, значит, министерство работает'; 'пенсии выплачивают вовремя и время от времени увеличивают'; 'пенсию платят хоть мало-мальскую, армию содержат' (открытый вопрос, 3% ответов).
- 'Зарплата бюджетникам повышается ведь из налогов – не было бы сборов, не было бы и повышения. Вся бюджетная сфера – из этого налогового бремени'
(ДФГ, Новосибирск).
Респонденты признают, что существовавшая еще недавно система прогрессивного налогообложения для физических лиц была менее эффективной, чем сегодняшняя 13%-ная ставка. Реальное снижение налогов в совокупности с усилением контроля за их сбором позволили, по мнению части опрошенных (3%), увеличить эффективность деятельности министерства.
- 'Новое законодательство приняли по уменьшению налогов'; 'стараются сделать систему уплаты более удобной и простой'; 'налоговые службы упрощают систему налогообложения'; 'понизили налоги'; 'налоговый кодекс выпустили, налоги понизили'
(открытый вопрос, 1% ответов).
- 'Налажен учет налогоплательщиков'; 'налоги стали лучше платить предприятия под давлением налоговой инспекции'; 'предприниматели боятся налоговиков'; 'стараются наказать тех, кто не платит налоги'; 'контроль больше стал, чем раньше – больше порядка'; 'возможности ускользнуть мало'; 'начали брать всех за усы, силовая структура у них сильная'
(открытый вопрос, 2% ответов).
В то же время критично настроенные респонденты (7%, или чуть более трети всех ответивших на вопрос о причинах своей негативной оценки деятельности МНС) считают, что, несмотря на изменение налогового законодательства, никаких значимых изменений в сфере сбора налогов не произошло: люди как уклонялись от налогообложения, так и продолжают это делать по сей день. Респонденты упоминают о деньгах наших богатых сограждан на счетах в швейцарских банках и в оффшорных зонах, а также о пресловутой 'двойной бухгалтерии', существующей практически на любом предприятии.
- 'Много остается денег в теневой экономике'; 'много денег скрывается от налогов'; 'большинство магазинов уходит от налогов'; 'двойная бухгалтерия'; 'кто не платил налоги, тот так и не платит'; 'как уходили от налогов, так и уходят'; 'очень много людей скрывается от налогов'
(открытый вопрос, 7% ответов).
- 'Надо навести порядок и в большом, и малом бизнесе. Чтобы не было черных вот этих списочков и черного нала. Вот когда их не будет, тогда будут налоги целиком платить'
(ДФГ, Москва).
- '
1-я участница: Мне так кажется, что теневые капиталы существуют, и много людей, у которых огромные средства в швейцарских банках хранятся и никаким налогам не подвергаются. А собирают как раз мелочевку, трясут-то всех. А вот как оттуда это всё достать, как это сделать?..
2-й участник: Это вопрос уже другой, да.
1-я участница: Как вывести из тени? Это как раз Министерство, а не конкретный налоговый инспектор должен решать, правильно?
3-й участник: Их политика должна быть на это направлена' (ДФГ, Самара).
Негодуют респонденты и по поводу того, что основной 'запал' налоговиков направлен на простых, небогатых россиян, в то время как олигархи, по их мнению, совершенно спокойно уходят из их поля зрения.
- 'Собирают не с того, с кого надо: пусть возьмут налоги с Чубайса, Черномырдина'; 'олигархов не тревожат, не трогают'; 'они с бедных берут, а с богатых не могут – те уклоняются'; 'идет упор на физические лица, а не на олигархов и монополистов'; 'удается собирать деньги с тех, у кого низкий или средний доход, а большие налоги скрываются'; 'не с тех деньги собирают, с которых нужно собирать: мелких тормошат, а миллионеров не трогают'
(открытый вопрос, 3% ответов).
Еще часть недовольных работой МНС респондентов отмечают, что даже те деньги, которые удается реально собрать, идут не по назначению. Эти наши сограждане полагают, что значительная часть средств проходит 'мимо кармана государства' и оседает непонятно где.
- 'Больше 50% налогов проходит мимо кармана государства'; 'налоги собирают, а куда идут эти налоги, неизвестно'; 'очень много денег уходит налево, которые могли бы идти государству'; 'казна у нас плохенькая, очень мало денег попадает в казну'
(открытый вопрос, 2% ответов).
Участники фокус-групп выступают за введение более прозрачной системы контроля за распределением собранных средств – тогда, полагают они, и сбор налогов окажется более эффективным.
- 'Модератор
: А при каких условиях сбор налогов был бы более эффективен?
Участница ДФГ: Контролировать распределение тех, что собрали. Чтобы они были больше, надо смотреть, куда они растекаются, как ручейки от большой реки' (ДФГ, Москва).
- '
1-й участник: Мне кажется, нужна прозрачность использования налогов, куда уходят эти налоги. Чтоб все люди знали, куда это...
2-я участница: Да, безусловно.
1-й участник: Чтобы человек, заплатив налог, знал, куда это ушло. Не в карман, допустим, какому-то депутату, который там прокрутил законы и получил их себе в карман, а на социальную сферу. Или, допустим, на постройку завода, или на постройку фабрики. Чтоб все знали, куда идут налоги' (ДФГ, Самара).
Впрочем, некоторые респонденты с трудом верят в действенность подобного механизма. Они полагают, что это, скорее, психологическая проблема: чем больше у человека денег, тем жаднее он становится и тем неохотнее расстается с тем, что имеет.
- '
Модератор: Владимир говорит, если будет более открыто: вот эти налоги пошли туда-то, туда-то, – то тогда люди больше...
1-й участник (Владимир): Да, то люди не будут скрываться.
2-й участник: Да нет, ерунда. Будут скрывать.
3-й участник: Это не влияет.
4-я участница: Будут скрывать всегда' (ДФГ, Самара).
- 'Вы
знаете, это зависит от сознательности людей. А бессознательных людей сколько было, столько и останется: как они укрывали свои доходы, так они и будут укрывать – ничего не сделаешь. Это опять же из жизни. Понимаете, это касается просто личной жадности. Есть люди, у которых чем больше денег, тем больше хочется' (ДФГ, Самара).
Уточним: контроль за распределением собранных налогов в компетенцию МНС никоим образом не входит. Однако из-за того, что респонденты не до конца знают и понимают механизм распределения ответственности между министерствами, они зачастую склонны приписывать функции одного ведомства другому. В данном случае оказалось, что за ошибки и неудачи структур, действительно ответственных за распределение средств, частично расплачивается своей репутацией Министерство по налогам и сборам.
Вообще же, одна из самых серьезных проблем, как оценили ее респонденты в ходе обсуждения этой тематики, – это проблема взяточничества: за деньги можно решить любую проблему и обойти любой – даже самый совершенный – закон.
- '
Коррумпированность сквозная'; 'работники этого ведомства вообще плохо себя зарекомендовали – берут взятки'; 'среди налоговиков много взяточников'; 'они все купленные'; 'везде, а там тем более – одна мафия и коррупция'; 'берут большие взятки' (открытый вопрос, 4% ответов).
- '
1-й участник: Мне в этом году приходилось много с ними состыковываться. Я не решил один вопрос, но я был уверен на 100%, что если б у меня были деньги, я б его решил.
2-й участник: Конечно.
1-й участник: И чем больше у тебя денег, тем быстрее ты решаешь вопрос.
3-я участница: Тем ближе к вам закон' (ДФГ, Самара).
Неудивительно, что в ответах на вопрос: 'Опишите, пожалуйста, современного работника налоговой службы. Какой образ работника налоговой службы сложился в Вашем представлении?' – весьма часто встречались определения 'вор' и 'взяточник' (об этом заявили четверть ответивших на вопрос, или 12% в целом по выборке). Похожие реплики звучали и из уст участников ДФГ.
- '
Взяточник в большинстве случаев'; 'дали волю – воры развелись'; 'если к нему идешь, подарок надо нести'; 'такие же, как менты, – любят чуть-чуть украсть и выцыганить'; 'коррумпированный, нечистый на руку работник'; 'человек, обдирающий нас, простых людей' (открытый вопрос, 12% ответов).
- '
Модератор: Какое впечатление от общения с налоговыми инспекторами?
1-й участник: У меня ужасное.
Модератор: Почему?
1-й участник: Я уже объяснил: одному надо отстегивать, другому отстегивать...
2-я участница: Если бы было много денег, причем лишних, тогда у меня были бы шикарные с ними взаимоотношения' (ДФГ, Москва).
- 'Мне кажется, что это достаточно образованный человек, который сидит на
маленькой зарплате и который не прочь оказать услуги в смысле консультации, подработать. Это человек, который может рассказать, как эти налоги обойти за определенную плату' (ДФГ, Самара).
- '
Модератор: Екатерина, а у вас в голове какой образ сложился?
1-я участница: У меня не совсем такой положительный. Потому что налоговый инспектор – это человек, который собирает налоги с физических и юридических лиц. А юридическое лицо или физическое может быть очень богато... Они, например, заплатят небольшую сумму денег этому налоговому инспектору, чтобы он, например, пропустил эту фирму...
2-я участница: Или большую сумму. Почему небольшую?' (ДФГ, Самара).
1-й участник: У них очень маленькие зарплаты вообще-то...
2-й участник: Зарплаты маленькие, но они работают именно на консультации.
1-й участник: Да-да-да' (ДФГ, Самара).
Характеризуя современного налоговика, 25% опрошенных описали представителей этой профессии негативно, 16% – позитивно. Значительная часть упреков касается нравственных качеств, присущих, по мнению участников опроса, налоговикам. Они:
- грубые: 'грубый, жесткий в общении'; 'нетактичные, не уважают клиента'; 'нахальные, злые, грубые' (открытый вопрос, 3% ответов);
- корыстные: 'клерк, который урвать пытается'; 'заинтересованный в личной выгоде'; 'все делают для своего кармана'; 'корыстные, делают выгоду для себя' (открытый вопрос, 2% ответов);
- высокомерные: 'себя ведут так, как будто все им должны, пафосно'; 'стремятся показать всем, что они при власти'; 'заносчивый'; 'самодовольные, почувствовали власть' (открытый вопрос, 1% ответов);
- безразличные, равнодушные к людям: 'нет человечности'; 'равнодушные, невнимательные к людям'; 'черствый, безразличный'; 'нечуткий к людям' (открытый вопрос, 1% ответов).
Те же, кто охарактеризовал современного налоговика положительно, считают, что эти люди обладают следующими качествами:
- компетентностью: 'знающие свою работу'; 'компетентен в области налогов'; 'человек, знающий законы, грамотный в своей области'; 'высококвалифицированный работник' (открытый вопрос, 3% ответов);
- ответственностью: 'исполнительный, ответственный'; 'ответственный, пунктуальный' (открытый вопрос, 3% ответов);
- активностью, энергичностью: 'энергичные работники'; 'деятельный'; 'деловой человек'; 'проворный' (открытый вопрос, 1% ответов).
На московской фокус-группе одна из участниц предложила интересную классификацию представителей этой профессии. По ее мнению, всех налоговиков можно условно разделить на две части по сфере их профессиональной деятельности: тех, кто занимается обслуживанием крупных физических и юридических лиц, – 'элиту' налогового корпуса, и несчастных, сидящих с утра до вечера в районных налоговых инспекциях и принимающих простых граждан. Вторая категория налоговиков выглядит в ее описании весьма живописно – уставшие, замученные молодые люди с огромными синяками под глазами.
- 'Я встречалась с налоговыми инспекторами, когда мой родственник оформлял
декларацию. Это бедные, замученные люди. Когда к ним вот эти огромные очереди стояли, это был какой-то кошмар. Мне было их жалко. Это в основном молодые люди с синяками под глазами, осунувшиеся, уставшие все. Мне было жалко смотреть – особенно в конце дня' (ДФГ, Москва).
- '
1-я участница: Там же градация есть. Инспекторы, которые приходят, – это одно, а те, которые сидят, декларацию принимают, – там будут юнцы сидеть с синяками под глазами.
2-й участник: Я не понял, откуда синяки-то под глазами?
3-я участница: От усталости.
1-я участница: Большое количество народу, который надо принимать.
3-я участница: Наплыв. Бестолковый народ причем' (ДФГ, Москва).
Как уже было сказано, позитивно характеризующих работу Министерства по налогам и сборам немного больше, чем тех, кто отзывается о работе этой структуры негативно – 32% против 20% соответственно. Косвенно подтверждает эти данные и распределение ответов респондентов на вопрос о том, как они оценивают деятельность непосредственно представителей налоговой службы. Так, выяснилось, что более половины всех опрошенных в той или иной мере устраивает работа налоговиков: 24% оценили ее на 'отлично' и 'хорошо'; 28% – на 'удовлетворительно'. Совершенно недовольны ею лишь 15% респондентов; 33% затруднились с ответом.
Однако несмотря на в целом позитивное отношение к работе министерства, у рядовых работников налоговой службы имидж далеко не положительный. Отметим, что такая ситуация нетипична: как показывают проведенные ранее опросы, чаще всего в массовом сознании негативная оценка деятельности министерства в целом (Минздрав, Министерство образования и т.д.) сосуществует с позитивным образом рядовых представителей профессии (врачей, учителей и т.д.).
* * *
Просьба назвать имя главы Министерства по налогам и сборам вызвала у опрошенных значительные затруднения. О том, что главой данного ведомства сегодня является Геннадий Букаев, знают всего 3% наших сограждан (6% назвали неверное имя, а 76% прямо заявили, что не знают имени этого человека). Весьма показательно, что на фокус-группах респонденты достаточно часто называли экс-министра МНС А. Починка в качестве действующего главы этого ведомства, хотя он уже довольно продолжительное время возглавляет другое министерство.
- '
Самый хороший образ – это Починок' (ДФГ, Москва).
- '
Модератор: Припомните, пожалуйста, кто сегодня возглавляет Министерство по налогам и сборам?
1-й участник: Починок, по-моему. Нет?
2-я участница: Починок – министр труда.
3-я участница: Да. Уже давно' (ДФГ, Новосибирск).
- '
1-й участник: Был Починок...
2-й участник: Был Починок, а сейчас...
1-й участник: А сейчас никого не знаю. Недавно он – с полгода, наверное.
3-й участник: Я не помню' (ДФГ, Самара).
Однако при попытке оценить деятельность министра респонденты не испытывали столь значительных затруднений: 28% респондентов посчитали, что Г. Букаев справляется с возложенными на него обязанностями, а 14% – что не справляется.
Учитывая тот факт, что действительно 'знают' министра всего 3% респондентов, а оценку его деятельности смогло дать несоизмеримо большее количество опрошенных, можно констатировать, что практически все эти люди экстраполируют свое отношение к министерству на возглавляющего его министра. Этот вывод наглядно демонстрирует и приведенная ниже таблица:
Вопрос: 'Как Вы полагаете, нынешний министр по налогам и сборам Геннадий Букаев справляется или не справляется со своей работой?'
|
Все |
Министерство по налогам и сборам работает... |
хорошо |
плохо |
затр. ответить |
Справляется |
28 |
57 |
16 |
14 |
Не справляется |
14 |
4 |
44 |
8 |
Затр. ответить |
58 |
38 |
41 |
78 |
|
В заключение отметим еще одну интересную особенность. Тот факт, что деятельность и министерства, и возглавляющего его министра, да и самих налоговиков оценивается респондентами главным образом на основании их представлений о состоянии бюджета государства, представляется очевидным. Однако на положение бюджета – которое опрошенные жестко увязывают с уровнем сбора налогов и, соответственно, работой МНС – влияют и многочисленные иные факторы (цены на нефть и т.д.). Но поскольку эту 'контекстную' зависимость наши сограждане замечать не склонны, репутация Министерства по налогам и сборам оказывается во многом производной от обстоятельств, находящихся вне сферы его компетенции и контроля.
|