Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/az/internet/22_14938/1205_14946/4011_14963/ir0002023




Сравнение групп интернет-пользователей. Фундаментальное интернет-исследование. "Интернет в России/Россия в Интернете". Россия в Интернете

26.09.2002 [отчет] [ Опрос населения ]




Старожилы и новоселы

Анализ интернет-аудитории по пользовательскому стажу показал, что за последние два года ее объем увеличился почти вдвое. Можно говорить о двух "поколенческих" группах пользователей, каждая из которых, как оказалось, имеет свои приоритеты в использовании Интернета. Назовем старожилами Сети тех, кто начал пользоваться ею до 1998 г. и в 1998 г., и новоселами – подключившихся в 1999 и 2000 гг.

Старожилов отличает прежде всего повышенная активность в использовании Интернета. Наиболее активны те, кто подключился к Сети до 1998 г., – 45% из них в терминологии опроса относится к "верхним активным" (против 30% в среднем по опросу), 17% – к "нижним пассивным" (против 25% соответственно).

 

Все опрошенные

Старожилы

Новоселы

начали до 1998 г.

начали в 1998 г.

начали в 1999 г.

начали в 2000 г.

Доли групп (%)

100

25

26

30

17

ТИПЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПО СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ

Верхние активные

30

45

33

20

20

Нижние активные

28

27

27

28

30

Верхние пассивные

18

12

15

19

29

Нижние пассивные

25

17

26

33

21

Это неудивительно. Довольно рано по российским меркам подключившиеся к Интернету, старожилы с самого начала привыкли использовать его "для работы" (об этом заявили 67% подключившихся до 1998 г. и 60% – в 1998 г. против 53% в целом по опросу). Накопленный опыт работы в Сети позволил им по достоинству оценить удобства Интернета.

Профессиональная деятельность старожилов не обязательно напрямую связана с Сетью, тем не менее Интернет для большинства из них – рабочая необходимость. Так, среди типов сайтов, посещавшихся старожилами за последний месяц, преобладают те, содержание которых связано с профессиональной деятельностью: "аналитика, экспертиза", "бизнес, банки, финансы", "законы", "компании, организации, фирмы" и так далее.

 

Все опрошен-ные

Старожилы

Новоселы

начали до 1998 г.

начали в 1998 г.

начали в 1999 г.

начали

в 2000 г.

Доли групп (%)

100

25

26

30

17

КАКОГО ТИПА САЙТЫ ВЫ ПОСЕЩАЛИ ХОТЯ БЫ ОДИН РАЗ ЗА ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ? (ответы заявивших, что они пользовались Интернетом за последний месяц)

Поиск информации

43

58

45

35

36

Компьютеры, программы

27

42

30

17

18

Новости

27

37

29

19

25

Игры, развлечения

26

26

24

22

29

Юмор

24

28

25

20

23

Музыка

23

28

21

22

18

Бизнес, банки, финансы

19

28

21

15

14

Учебники, пособия, рефераты

18

18

22

16

15

Компании, организации, фирмы

17

27

20

12

8

Работа

16

20

19

12

12

Наука, техника

15

25

16

11

9

Реклама, товары и услуги

15

20

14

13

10

Спорт

14

19

13

11

14

Увлечения и хобби

14

19

11

14

8

Авто, мото

13

17

12

12

11

Законы

13

20

15

9

6

Кино, театр, искусство

11

13

10

10

8

Литература

11

15

10

7

10

Отдых и путешествия

11

16

12

7

10

Политика

10

15

11

7

8

Эротика

10

13

12

7

7

Аналитика, экспертиза

9

18

10

4

3

Медицина, лекарства

9

9

10

8

8

Города и регионы

8

12

7

7

5

Телевидение

8

13

7

5

6

Электронные магазины

8

15

6

5

6

Фото

7

9

6

8

7

История

6

8

6

5

7

Путешествия

6

10

4

5

3

Радио

6

7

5

6

4

Недвижимость

5

8

4

4

5

Строительство и ремонт

4

8

4

3

1

Дети

3

4

2

3

2

Природа

3

5

2

3

4

Религия

2

3

3

2

1

Другое

2

2

2

3

3

Затрудняюсь ответить

1

0

1

0

1

Преимущественно функциональный подход к Интернету выражается и в том, что старожилы значимо чаще, чем интернет-пользователи в целом, посещают поисковые сайты и активнее ими пользуются (так, 29% подключившихся до 1998 г. заходили в поиск во время каждого сеанса использования Интернета). Старожилы заметно активнее и в электронной переписке: пользуются электронной почтой 79% начавших до 1998 г. против 65% в целом по опросу.

Подавляющее большинство старожилов относятся к работающей части населения (72% подключившихся до 1998 г. и 66% – в 1998 г. против 61% в целом по опросу), имеют высшее образование (61% и 52% против 46% соответственно) и достаточно неплохую обеспеченность (так, личный доход более 4000 рублей в месяц имеет пятая часть этой категории пользователей – 20% против 14% в целом по опросу).

Большинство старожилов – мужчины (среди тех, кто подключился до 1998 г., их 73%, в 1998 г. – 59%).

Старожилы за годы пользования Интернетом успели приобрести ряд характерных привычек. Более того, можно говорить и о некоей традиционности их действий. Большинство старожилов – особенно тех, кто пришел в Сеть ранее 1998 г., – впервые увидели Интернет на работе, и сегодня представители этой группы гораздо активнее, чем другие, используют Интернет на рабочем месте (чаще всего заходят в "мировую паутину" на работе 55% подключившихся до 1998 г. и 52% – в 1998 г. против 46% в среднем по опросу). В выходные дни в Сеть выходит крайне незначительный процент старожилов.

Сила привычки сказывается и еще на одной характерной особенности старожилов – повышенном внимании к иностранным, преимущественно англоязычным, сайтам. Хотя бы раз в месяц англоязычный сайт посещали 69% подключившихся до 1998 г. (против 52% в целом по выборке), при этом уровень знания английского в этой категории пользователей не превышает средних показателей по опросу. Интерес старожилов к иностранным сайтам не в последнюю очередь можно объяснить тем, что в годы, когда эти респонденты приобретали навыки работы с Сетью, русский Интернет находился в стадии становления.

Старожилы уже выработали свою систему функционирования в Сети, и естественно, что большинство из них не намерено ни снижать, ни наращивать собственную активность в Интернете.

 

Все опрошенные

Старожилы

Новоселы

начали до 1998 г.

начали в 1998 г.

начали в 1999 г.

начали в 2000 г.

Доли групп (%)

100

25

26

30

17

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В БЛИЖАЙШИЕ НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ ВЫ БУДЕТЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНТЕРНЕТОМ ЧАЩЕ, ПРИМЕРНО СТОЛЬКО ЖЕ ИЛИ РЕЖЕ, ЧЕМ СЕЙЧАС?

Чаще

21

19

19

20

27

Примерно столько же

59

64

60

58

51

Реже

12

10

13

13

12

Затрудняюсь ответить

9

7

8

10

10

Новоселы менее активны. Большинство из них пользуются Интернетом отнюдь не ежедневно, многие – нерегулярно.

Среди новоселов довольно высок процент учащихся – 45% среди подключившихся в 1999 г. и 41% – в 2000-м (против 35% в среднем по опросу). Впрочем, несмотря на то, что работающих в этой категории значимо меньше, чем в целом по опросу, доля их среди новоселов составляет не менее половины. Отсюда, при преобладании доступа к Интернету и наиболее активного его использования по месту работы – довольно внушителен процент использования Сети и по месту учебы (19% среди подключившихся в 1999 г. против 14% в среднем).

Естественно, процент имеющих высшее образование среди новоселов ниже. Ниже и доходы.

Зато количество женщин среди новоселов примерно равно количеству мужчин. Во всяком случае, столь внушительного разрыва, как в случае со старожилами, не существует: среди пришедших в Сеть в 1999 г. 43% женщин, в 2000-м – 48%.

Стоит отметить, что многие новоселы на вопрос "Для каких целей Вы чаще всего используете Интернет?" отвечают: "для удовольствия" (в среднем по опросу так отвечают 35%). Среди подключившихся в 2000 г. ответ "для удовольствия" даже популярнее, чем ответы "для работы" и "для образования" (41%, 38% и 37% соответственно). И действительно, новоселы гораздо менее определенны в ответах на вопросы о типах сайтов, которые они посещали за последний месяц и на которых провели больше всего времени, – четких приоритетов выделить не удается.

Существенно и то, что у новоселов (особенно из числа подключившихся в 2000 г.) практически отсутствует интерес к интернет-магазинам, аукционам и т.п. Скорее всего, это связано с невысоким в целом уровнем доходов этой части интернет-аудитории. Видимо, от расхожего убеждения, что будущее электронной коммерции связано с новыми пользователями, пришедшими в Сеть в последние годы, следует отказаться: новоселы к интернет-коммерции равнодушны и не являются сколь-нибудь активными потребителями предлагаемых услуг.

Младшие и старшие

При анализе ответов пользователей разных возрастных групп мы сталкиваемся с довольно предсказуемыми разграничениями.

Прежде всего стоит отметить, что наиболее активны в Интернете те, кому 21 год и больше. Назовем их условно старшие.

Подростки (до 16 лет) и пользователи из группы 16-20 лет куда менее активно пользуются Сетью. Обращает на себя внимание, что многие характеристики этих двух групп (обозначим их как младших) практически совпадают. При этом число подростков среди опрошенных незначительно (6%), а вот группа 16-20 лет – самая многочисленная: 25% от общего числа респондентов.

Естественно, что среди младших преобладают новоселы Сети, а среди старших велика доля старожилов, однако прямую аналогию здесь проводить нельзя.

Для младших Интернет является прежде всего развлекательной средой: здесь преобладают группы по интересам "игры, юмор, эротика" (18% в группе до 16 лет и 17% в группе от 16 до 20 против 10% в среднем по опросу), "спорт, авто-мото" (22% в группе до 16 против 9% в среднем по опросу).

Для старших характерно смещение интересов в секторы, в большой мере связанные с конкретной профессиональной деятельностью. Так, представителей возрастных групп от 26 до 30 лет и от 31 до 40 значимо чаще, чем среднего интернет-пользователя, интересуют "бизнес, банки, финансы, аналитика, экспертиза, компании, законы" (18% и 16% против 10%).

Совпадают с группами интересов и тематика посещавшихся сайтов, и цели использования Интернета. Среди младших преобладают ответы "для образования" и "для удовольствия", среди старших – ответ "для работы".

 

Все опрошенные

Младшие

Старшие

до 16 лет

16 – 20 лет

21 – 25 лет

26 – 30 лет

31 – 40 лет

старше 40 лет

Доли групп (%)

100

6

25

23

16

16

14

ДЛЯ КАКИХ ЦЕЛЕЙ ВЫ ЧАЩЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗУЕТЕ ИНТЕРНЕТ?

Для работы

53

5

19

52

71

80

85

Для образования

40

44

59

47

32

23

20

Для удовольствия

35

71

53

39

25

20

13

Для общения

29

33

45

34

21

15

13

Узнаю новости

27

23

23

32

26

29

29

Для поиска информации о товарах и услугах

17

10

13

17

19

23

20

Другое

2

1

2

1

1

2

3

Затрудняюсь ответить

0

0

0

0

1

0

0

Свойственное младшим восприятие Интернета как развлечения подтверждается еще и тем, что у этой группы практически отсутствует интерес к новостным интернет-изданиям, а также к интернет-магазинам и т.п. Они значимо реже, чем средний пользователь, имеют электронную почту и значимо чаще предпочитают в качестве коммуникативного средства чат, форум.

Естественно, что по мере "взросления" среди пользователей снижается число учащихся и растет число работающих. Начиная с 26 лет, работающие очевидно преобладают.

Соответствует этой тенденции и распределение мест, откуда опрошенные заходят в Интернет (по месту учебы, у себя дома, в интернет-классе – у младших, у себя на работе – у старших), и где респонденты наиболее часто пользуются Сетью (по месту учебы – младшие, у себя на работе – старшие).

 

Все опрошенные

Младшие

Старшие

до 16 лет

16 – 20 лет

21 – 25 лет

26 – 30 лет

31 – 40 лет

старше 40 лет

Доли групп (%)

100

6

25

23

16

16

14

ГДЕ ВЫ ИМЕЕТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНТЕРНЕТОМ?

У себя на работе

52

3

15

55

75

79

78

У себя дома

28

42

27

20

26

32

30

По месту учебы

22

20

50

31

5

2

1

У друзей дома

20

24

34

23

17

7

8

В интернет-кафе, в интернет-классе

12

21

24

13

6

4

4

У друзей на работе

11

12

12

14

15

6

7

В другом месте

4

15

7

2

1

1

4

Затрудняюсь ответить

0

0

0

0

0

0

0

ГДЕ ВЫ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ИНТЕРНЕТОМ?

У себя на работе

46

3

11

48

65

70

72

У себя дома

20

33

23

13

19

22

17

По месту учебы

14

15

31

19

3

1

0

У друзей дома

9

15

17

9

4

1

2

У друзей на работе

5

6

5

5

5

3

2

В интернет-кафе, в интернет-классе

5

18

9

5

2

2

2

В другом месте

3

9

4

1

1

1

4

Затрудняюсь ответить

0

0

0

0

0

0

0

Опрос показал, что Интернет – преимущественно мужская среда обитания. Соотношение мужчин и женщин в Сети составляет 3:2, а в среде младших этот разрыв еще больше (в группе до 16 лет – 2:1). Тем не менее среди пользователей от 21 до 25 доля женщин достаточно велика – 45%.

Стоит обратить внимание на вопрос о том, за кого бы респондент проголосовал на президентских выборах, если бы они состоялись в ближайшее воскресенье. Во всех возрастных группах наиболее популярным кандидатом является В. Путин. Что касается младших, многие из них, естественно, еще не определились в своих электоральных пристрастиях. Эти опрошенные чаще других выбирают ответ "я бы не участвовал(-а) в выборах" (34% в группе до 16 лет и 19% в группе от 16 до 20 против 14% в целом по выборке) либо вообще затрудняются ответить на вопрос (37% и 23% против 20% соответственно).

Карта России

Анализ распределения результатов по федеральным округам показал, что большинство пользователей – 42% – сосредоточено в Центральном округе. Другие округа как бы образуют пары по степени интернетизации: Северо-Западный и Приволжский – 16% и 14%; Сибирский и Южный – 10% и 9%, Уральский и Дальневосточный – по 4% от всей интернет-аудитории.

Следует отметить внушительную степень интернетизации малых городов и поселков городского типа в Южном, Дальневосточном и, особенно, в Уральском округах (36%, 40% и 61% соответственно). Полученные данные корректируют традиционное мнение о том, что подавляющее большинство пользователей в регионах – жители крупных городов, как правило, университетских центров. При этом распределение по стажу в этих округах неодинаково: например, если в Южном округе новоселов 64%, то в Дальневосточном – почти вдвое меньше (35%).

Отметим, что в Центральном и Северо-Западном округах динамика увеличения интернет-аудитории не отличается от средних данных по опросу.

Вызывает интерес распределение по степени активности пользования Сетью: в Приволжском, Уральском и Сибирском округах пассивные пользователи составляют более половины интернет-аудитории, тогда как в среднем по опросу их доля составляет 43%.

   

Федеральные округа

 

Все опрошенные

Центральный

Северо-Западный

Южный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Доли групп (%)

100

42

16

9

14

4

10

4

ТИПЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПО СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ

Верхние активные

30

35

29

30

26

25

18

29

Нижние активные

28

29

32

24

26

23

23

25

Верхние пассивные

18

14

16

18

25

21

28

12

Нижние пассивные

25

22

24

29

23

32

31

35

Основные посетители наиболее интенсивно развивающихся в настоящий момент медийных и коммерческих ресурсов – это прежде всего жители Центрального и Северо-Западного округов. Пользователи других федеральных округов не проявляют значительного интереса к данному типу сайтов.

Столицы и провинция

Традиционно считается, что в Москве и Санкт-Петербурге Интернет развивается более-менее одинаково. Судя по данным опроса, это верно лишь отчасти. Так, доля пользователей Москвы вдвое превышает долю петербургской интернет-аудитории – 25% против 12%.

Тем не менее, можно отметить ряд схожих тенденций.

У москвичей и петербуржцев высокая степень интернет-активности, причем большинство этих пользователей не намерено ни снижать, ни наращивать ее.

 

Все опрошенные

Москва

Санкт-Петербург

Мегаполисы

Большие города

Малые города

Доли групп (%)

100

25

12

15

25

24

ТИПЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПО СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ

Верхние активные

30

39

27

21

23

33

Нижние активные

28

24

36

27

27

28

Верхние пассивные

18

16

15

24

21

15

Нижние пассивные

25

21

22

28

29

23

Жители столиц чаще, чем в среднем по выборке, пользуются электронной почтой (74% москвичей и 72% петербуржцев против 65% в среднем по выборке).

Среди "столичных" пользователей высок интерес к иностранным сайтам (хотя бы раз в месяц посещали английский сайт по 59% москвичей и петербуржцев против 52% в среднем по выборке).

В то же время интернет-аудитории обеих столиц имеют разные интересы в Сети, и эти различия во многом обусловлены гораздо большей обеспеченностью москвичей по сравнению с другими пользователями: так, личный доход более 4000 рублей в месяц имеют, судя по опросу, 23% москвичей-интернетчиков (против 12% петербуржцев и 14% в среднем по выборке).

Жители Москвы более свободно, чем другие российские пользователи, выходят в Сеть из дома (29% москвичей против 20% в среднем по опросу), вечером – с 18 часов до полуночи (в будни – 42% против 32%, в выходные – 25% против 19%), реже не пользуются Интернетом в выходные (46% против 56%). Они значимо чаще, чем остальные пользователи, заходят на поисковые (60% против 53% в целом по опросу) и новостные (49% против 39%) сайты. Также эта группа интернет-аудитории проявляет повышенный интерес к сайтам с гуманитарно-развлекательной тематикой: "театр, кино, искусство" (18% против 11% в целом по опросу), "отдых и путешествия" (16% против 11%). Среди этих пользователей высока доля использующих Сеть для поиска информации о товарах и услугах.

 

Все опрошенные

Москва

Санкт-Петербург

Мегаполисы

Большие города

Малые города

Доли групп (%)

100

25

12

15

25

24

ДЛЯ КАКИХ ЦЕЛЕЙ ВЫ ЧАЩЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗУЕТЕ ИНТЕРНЕТ?

Для работы

53

55

53

48

48

59

Для образования

40

37

40

42

48

33

Для удовольствия

35

37

37

33

36

35

Для общения

29

36

35

23

25

26

Узнаю новости

27

32

30

19

23

30

Для поиска информации о товарах и услугах

17

25

11

13

14

19

Другое

2

1

3

1

3

1

Затрудняюсь ответить

0

0

1

0

0

1

Петербургские пользователи чаще, чем в среднем по опросу, выходят в Интернет только с автономных компьютеров (38% против 31%), и это, конечно, во многом определяет режим подключений: многократные (более 10 сеансов – 12% против 6% в среднем по опросу) короткие сеансы (от 10 до 30 минут – 37% против 29%).

Что касается пользователей провинции, то среди них, напротив, высока доля "сетевиков": только с компьютера, включенного в локальную сеть, выходят в Интернет 34% респондентов из мегаполисов – городов с населением от 1 млн. человек и 33% жителей малых городов и поселков городского типа (против 28% в среднем по выборке). С локальной сетью опрошенные в основном сталкиваются по месту работы и учебы, поэтому вполне естественно, что здесь Интернет чаще всего используется для работы или для образования. Впрочем, многие жители провинции не слишком активны в использовании ресурсов "мировой паутины". У них нет четких приоритетов по интересам. Они значимо реже, чем жители столиц, заходят на поисковые и новостные сайты, принимают участие в дискуссиях, форумах и чатах.

"Путинцы" и "явлинцы"

Судя по данным опроса, большинство пользователей Сети выражают готовность голосовать за В. Путина. Лидер "Яблока" занимает в электоральном рейтинге второе место. Отметим, что Г. Зюганову, стабильно идущему вторым в электоральном рейтинге по России в целом, избиратели Рунета не дают никаких шансов.

Сравнительно часто приверженцы Президента России встречаются среди тех, кого в Интернете интересуют новости и политика, относительно редко - среди предпочитающих интернет-развлечения.

Впрочем, данные по электорату В. Путина внутри всей совокупности пользователей практически не отличаются от данных по выборке в целом. И это подтверждает выявленную в ходе общероссийских опросов ФОМ общую установку электората Президента на нормативность ("я такой же, как все", как большая часть России).

Зато интернет-электорат Г. Явлинского имеет ряд характерных особенностей. Прежде всего, отметим внушительный процент респондентов в возрасте от 31 до 40 лет (25% против 16% в целом по опросу), да и вообще старших (78% против 69%), людей с высшим образованием (60% против 46%), работающих (68% против 61%).

Среди "явлинцев" высока доля старожилов (63% против 52% в среднем по выборке), и этим во многом объясняется их повышенный интерес к поисковым, новостным и профессиональным сайтам.

 

Все опрошенные

Голосовали бы за...

...Путина

...Явлинского

КАКОГО ТИПА САЙТЫ ВЫ ПОСЕЩАЛИ ХОТЯ БЫ ОДИН РАЗ ЗА ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ? (ответы заявивших, что они пользовались Интернетом за последний месяц)

Поиск информации

43

39

53

Компьютеры, программы

27

26

31

Новости

27

23

37

Игры, развлечения

26

24

18

Юмор

24

22

20

Музыка

23

20

20

Бизнес, банки, финансы

19

21

27

Учебники, пособия, рефераты

18

20

15

Компании, организации, фирмы

17

15

25

Работа

16

13

12

Наука, техника

15

12

18

Реклама, товары и услуги

15

13

17

Спорт

14

15

15

Увлечения и хобби

14

11

11

Авто, мото

13

14

13

Законы

13

11

17

Кино, театр, искусство

11

10

10

Литература

11

9

12

Отдых и путешествия

11

10

12

Политика

10

9

12

Эротика

10

8

9

Аналитика, экспертиза

9

8

13

Медицина, лекарства

9

6

9

Города и регионы

8

9

12

Телевидение

8

8

7

Электронные магазины

8

8

8

Фото

7

9

8

История

6

9

5

Путешествия

6

5

4

Радио

6

6

4

Недвижимость

5

4

10

Строительство и ремонт

4

3

6

Дети

3

2

2

Природа

3

3

1

Религия

2

3

2

Другое

2

3

1

Затрудняюсь ответить

1

0

1

"Явлинцы" значимо чаще, чем средний пользователь, выходят в "мировую паутину" с работы (52% против 46% в целом по опросу), пользуются электронной почтой (72% против 65%), а также относятся к Интернету функционально: используют его для работы, чтобы узнавать новости, а также искать информацию о товарах и услугах.

Все опрошенные

Голосовали бы за...

...Путина

...Явлинского

Доли групп (%)

100

30

10

ДЛЯ КАКИХ ЦЕЛЕЙ ВЫ ЧАЩЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗУЕТЕ ИНТЕРНЕТ?

Для работы

53

46

59

Для образования

40

43

44

Для удовольствия

35

35

28

Для общения

29

32

27

Узнаю новости

27

27

35

Для поиска информации о товарах и услугах

17

20

25

Другое

2

2

1

Затрудняюсь ответить

0

0

0

Оптимисты и пессимисты

Для того чтобы определить, насколько российская интернет-аудитория адаптирована к современным условиям, рассмотрим три группы, определяемые по ответам на вопросы "Сможете ли Вы (Ваша семья) в ближайшие год-два повысить свой уровень жизни, жить лучше, богаче, чем сегодня?" и "Удалось ли Вам найти свое место в сегодняшней жизни?".

Оптимисты, с энтузиазмом смотрящие в будущее, составляют две трети интернет-аудитории (66%) и преобладают практически во всех группах пользователей: среди старожилов и новоселов, старших и младших, жителей столиц и провинциалов и т.д. В связи с этим данные по оптимистам внутри всей совокупности интернет-аудитории практически не отличаются от данных по выборке в целом.

Гораздо более показательны распределения ответов внутри двух групп пессимистов: адаптированных – нашедших свое место в сегодняшней жизни, но скептически смотрящих в будущее (18%) и неадаптированных – негативно оценивающих не только свое будущее, но и настоящее (10%).

Среди адаптированных пессимистов значителен процент людей старше 40 лет (30% против 14% в целом по опросу), женщин (45% против 40%), тех, кто имеет высшее образование (55% против 46%), работающих (70% против 61%). Чаще всего эти опрошенные входят в "мировую паутину" с рабочего места (57% против 46% в среднем по выборке), используют Интернет для работы (66% против 53%) и преимущественно не намерены сокращать время своего пребывания в Сети, возможно, потому что оно и так мизерно: в выходные дни большинство адаптированных пессимистов Интернетом не пользуется (59% против 53% в целом по опросу), да и в будни типичные сеансы пребывания в Интернете у этих респондентов коротки.

Что касается неадаптированных пессимистов, то особенности их пребывания в "мировой паутине" во многом обусловлены низкой интернет-активностью, а также тем, что среди этой группы респондентов довольно высок процент новоселов Сети (59% против 47% в среднем по опросу).

 

Все опрошенные

Оптимисты

Пессимисты

адаптированные

неадаптированные

Доли групп (%)

100

66

18

10

ТИПЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПО СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ

Верхние активные

30

32

31

19

Нижние активные

28

28

24

28

Верхние пассивные

18

17

20

23

Нижние пассивные

25

24

25

30

Показательно, что в обеих категориях пессимистов не удается выделить четких групп по интересам. Более того, многие пессимисты затрудняются с ответами на вопросы о посещениях конкретных типов сайтов.

Стоит также заметить, что оптимисты и пессимисты практически не отличаются по политическим воззрениям. Следовательно, в среде интернет-пользователей оценка личных достижений в настоящий момент практически не соотносится с победой того или иного политика на выборах.

Обращает на себя внимание и то, что пессимисты и оптимисты одинаково равнодушны к коммерческим интернет-сервисам – электронным магазинам и т.д.

Пол, образование, уровень дохода

Традиционно рассматриваемые социально-демографические характеристики, как оказалось, имеют в интернет-аудитории свое наполнение.

Мужчины, согласно данным опроса, составляют большинство пользователей Интернета в России (61%).

В вопросах, касающихся посещения конкретных сайтов, вполне ожидаемые приоритеты. Преобладают сайты, связанные с профессиональной ориентацией, плюс у мужчин – вполне традиционные категории: "авто-мото" (19% против 13% в среднем по опросу), "спорт" (20% против 14%). При этом обращает на себя внимание популярность у женщин категории "учебники, пособия, рефераты" (24% против 18%). Это подтверждает уже выявленную тенденцию: разрыв между мужчинами и женщинами среди младших и новоселов Сети куда менее значителен, чем в целом по выборке. Соответственно, внушительное количество женщин-пользователей – учащиеся (35%).

* * *

Высшее образование имеют 46% пользователей Интернета в России. Респонденты именно этой образовательной категории наиболее активно используют Сеть.

 

Все опрошенные

Образование

высшее

неполное высшее

среднее специальное

среднее общее

неполное среднее и ниже

Доли групп (%)

100

46

17

12

16

9

ТИПЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПО СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ

Верхние активные

30

38

27

25

20

17

Нижние активные

28

28

24

30

27

30

Верхние пассивные

18

15

18

14

24

30

Нижние пассивные

25

19

31

31

30

24

Среди респондентов с высшим образованием четко прослеживается ориентация на профессиональные интересы: здесь наиболее популярны сайты тематической группы "бизнес, банки, финансы, аналитика, экспертиза, компании, законы". У людей с неполным высшим образованием вычленить приоритетную группу интересов оказалось затруднительным, а для опрошенных с более низким уровнем образования Интернет является прежде всего развлекательной средой.

 

Все опрошенные

Образование

высшее

неполное высшее

среднее специальное

среднее общее

неполное среднее и ниже

Доли групп (%)

100

46

17

12

16

9

ГРУППЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПО ИНТЕРЕСАМ

Техника, компьютеры, интернет-магазины

11

12

14

10

7

8

Игры, юмор, эротика

10

4

13

12

15

18

Бизнес, банки, финансы, аналитика, экспертиза, компании, законы

10

17

5

8

1

1

Культура, образование

9

6

9

6

14

14

Спорт, авто-мото

9

8

6

8

10

22

Жилье, товары, услуги

7

10

5

7

3

2

Новости, политика, города и регионы

7

9

5

4

6

2

Отдых, путешествия, природа

6

7

5

3

5

5

Дети, медицина, лекарства

5

6

3

9

3

1

Радио, телевидение

5

4

8

4

6

11

Малоактивные

22

16

28

27

29

17

Во многом такие интересы определяются возрастными характеристиками, и это в целом повторяет картину со старшими и младшими. Наиболее необразованные пользователи (те, кто имеет неполное среднее образование и ниже) – подростки до 16 лет, 80% имеющих среднее общее образование – люди в возрасте от 16 до 20 лет.

 

Все опрошенные

Образование

высшее

неполное высшее

среднее специальное

среднее общее

неполное среднее и ниже

Доли групп (%)

100

46

17

12

16

9

ВОЗРАСТ

До 16 лет

6

0

0

0

0

68

16 – 20 лет

25

0

44

21

80

28

21 – 25 лет

23

24

43

23

10

3

26 – 30 лет

16

25

8

21

3

2

31 – 40 лет

16

26

5

20

5

0

Старше 40 лет

14

25

1

16

3

0

Это позволяет практически полностью соотнести характеристики образованных и не очень с характеристиками младших и старших. Из этого, в частности, следует, что говорить о некоем "образовательном сдвиге" (традиционно считается, что людей с высшим образованием в Сети – подавляющее большинство) неправомерно. Речь, скорее, может идти о возрастном сдвиге, о том, что Интернет "молодеет".

* * *

Прежде всего стоит отметить высокую активность в Сети людей с высокими доходами и, наоборот, низкую активность малодоходной части интернет-аудитории.

 

Все опрошенные

Личный доход

Доход на чл.семьи

до 500 руб.

501 – 2000 руб.

2001 – 4000 руб.

более 4000 руб.

до 1000 руб.

1000 – 1999 руб.

2000 – 3999 руб.

более 4000 руб.

Доли групп (%)

100

20

23

16

14

14

20

21

10

ТИПЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПО СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ

Верхние активные

30

17

27

30

45

19

24

32

44

Нижние активные

28

28

27

34

25

22

32

29

28

Верхние пассивные

18

22

22

16

12

21

18

17

13

Нижние пассивные

25

34

25

21

18

38

26

22

15

Однако предполагать, что коль скоро в Интернете существует значительный процент малообеспеченных граждан (43% с личным доходом менее 2000 рублей в месяц), распространенное заключение о том, что Интернет в России – удовольствие для обеспеченных, неправомерно, – не следует.

Сравним данные по доходу и возрасту респондентов: 51% указавших, что их личный доход составляет менее 500 рублей, входят в возрастную группу от 16 до 20 лет, еще 18% – в группу до 16 лет.

 

Все опрошенные

Личный доход

Доход на чл.семьи

до 500 руб.

501 – 2000 руб.

2001 – 4000 руб.

более 4000 руб.

до 1000 руб.

1000 – 1999 руб.

2000 – 3999 руб.

более 4000 руб.

Доли групп (%)

100

20

23

16

14

14

20

21

10

ВОЗРАСТ

До 16 лет

6

18

1

0

0

7

5

5

2

16 – 20 лет

25

51

25

11

7

25

25

19

14

21 – 25 лет

23

19

30

29

21

20

24

27

29

26 – 30 лет

16

3

16

24

26

12

17

19

25

31 – 40 лет

16

6

16

14

24

22

14

14

18

Старше 40 лет

14

2

12

22

23

14

14

17

12

Из таблицы видно, что речь идет не о "броске в Сеть" обездоленных и малообеспеченных граждан, а о том, что уже отмечалось, – о тенденции к помолодению Интернета. Бедные в Интернете – это учащаяся молодежь, не имеющая личного дохода или имеющая незначительный личный доход. Отметим, что предоставленные бедными данные о доходе на члена семьи следует воспринимать с осторожностью – подростки (а их среди бедных подавляющее большинство) могут просто не владеть соответствующей информацией. В итоге получаем здесь вариацию на тему младших и старших.

Это подтверждается и данными об основном роде занятий – 84% наиболее бедных – учащиеся, и о сайтах, чаще всего посещаемых этими категориями пользователей: развлекательные ресурсы у бедных, профессионально ориентированные – у богатых.

 

Все опрошенные

Личный доход

Доход на чл.семьи

до 500 руб.

501 – 2000 руб.

2001 – 4000 руб.

более 4000 руб.

до 1000 руб.

1000 – 1999 руб.

2000 – 3999 руб.

более 4000 руб.

Доли групп (%)

100

20

23

16

14

14

20

21

10

ОСНОВНОЙ РОД ЗАНЯТИЙ

Работаю

61

12

67

80

88

51

62

67

74

Учусь

35

84

29

16

9

42

36

28

22

На пенсии

1

0

2

0

1

2

0

1

0

Другое

3

4

2

4

3

5

2

4

4

НА САЙТАХ КАКОГО ТИПА ВЫ ПРОВЕЛИ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ПОЛНЫЙ МЕСЯЦ БОЛЬШЕ ВСЕГО ВРЕМЕНИ В ИНТЕРНЕТЕ? (ответы заявивших, что они пользовались Интернетом за последний месяц)

Поиск информации

25

16

22

29

31

20

22

28

25

Компьютеры, программы

14

10

14

14

13

10

11

17

14

Новости

12

8

9

9

19

7

9

11

16

Бизнес, банки, финансы

11

3

8

12

24

12

7

14

18

Игры, развлечения

11

17

9

10

7

7

12

12

10

Музыка

9

16

9

9

5

4

11

9

8

Учебники, пособия, рефераты

9

15

9

5

5

10

9

8

9

Юмор

9

11

7

11

8

5

7

11

11

Компании, организации, фирмы

7

2

7

10

10

6

6

7

10

Реклама, товары и услуги

7

2

7

8

14

5

5

8

16

Наука, техника

6

5

7

6

4

6

7

5

5

Работа

6

3

6

5

11

4

4

8

9

Спорт

6

9

3

7

8

4

4

8

10

Авто, мото

5

5

3

6

4

3

4

6

6

Законы

5

2

4

6

9

4

6

6

7

Увлечения и хобби

5

6

5

3

3

4

5

4

3

Аналитика, экспертиза

4

1

4

3

6

3

4

3

5

Медицина, лекарства

4

3

7

6

2

6

6

4

3

Кино, театр, искусство

3

4

2

2

2

1

3

2

4

Литература

3

4

3

3

2

3

5

3

2

Отдых и путешествия

3

3

2

3

3

3

1

4

4

Политика

3

1

4

2

3

3

3

3

2

Города и регионы

2

0

2

3

2

1

2

3

1

История

2

2

2

1

0

1

1

2

1

Путешествия

2

1

1

3

1

1

1

3

2

Радио

2

2

1

2

2

1

0

2

2

Фото

2

3

1

2

0

1

1

2

2

Электронные магазины

2

2

1

1

3

2

1

1

3

Эротика

2

1

2

2

6

1

1

3

4

Дети

1

0

0

1

1

0

1

1

0

Недвижимость

1

1

1

2

1

2

1

2

2

Природа

1

1

1

1

0

1

1

1

0

Религия

1

1

2

1

2

1

2

1

1

Строительство и ремонт

1

0

0

1

4

0

1

1

4

Телевидение

1

3

1

1

2

1

1

1

2

Другое

1

2

2

1

2

2

1

1

1

Затрудняюсь ответить

2

1

3

4

1

2

3

2

2

Другие категории "сетян" (на работе и дома, автономники и сетевики, трудяги и гедонисты, совы и жаворонки)

Анализ интернет-аудитории по многочисленным группам пользователей: по тому, выходят ли они в "мировую паутину" на работе или дома, с автономного компьютера или с компьютера, включенного в локальную сеть, пользуются электронной почтой или нет, используют Интернет для работы или для удовольствия, входят в Сеть днем или ночью, – по сути подтверждает выявленные ранее тенденции.

* * *

Разделение интернет-аудитории на автономников и сетевиков по существу близко делению на пользователей с работы и из дома: 57% сетевиков чаще всего выходят в "мировую паутину" с работы (по выборке в целом таких – 46%); 19% – по месту учебы (против 14% в среднем по опросу); 41% автономников – из дома (против 20% в среднем по выборке).

Подавляющее большинство тех, кто использует Интернет преимущественно на работе, имеют высшее образование (70%).

Среди автономников преобладают мужчины (68% против 61% в целом по опросу), то же и среди пользователей из дома (72%).

Очевидно, что те, кто выходит в Сеть с работы, делают это преимущественно днем в будни. Так же и сетевики: они значимо чаще, чем в среднем по выборке, не пользуются компьютером в выходные и активно работают днем в будни. Большинство автономников и тех, кто использует Интернет у себя дома, наоборот, выходят в "мировую паутину" в нерабочее время – вечером и ночью, как в будни, так и в выходные.

 

Все опро-шенные

Чаще всего выходят в Сеть...

Компьютер...

у себя на работе

у себя дома

по месту учебы

в другом месте

автономный

включен в локальную сеть

Доли групп (%)

100

46

20

13

21

38

49

В КАКОЕ ВРЕМЯ СУТОК ВЫ ОБЫЧНО ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ИНТЕРНЕТОМ В БУДНИЕ ДНИ?

В будние дни Интернетом не пользуюсь

3

1

2

2

9

4

1

Утром (с 6-ти до 12-ти часов)

25

40

14

21

7

20

32

Днем (с 12-ти до 18-ти часов)

55

74

19

72

37

40

68

Вечером (с 18-ти до полуночи)

32

21

62

15

41

45

24

Ночью (от полуночи до 6-ти часов)

11

4

30

5

14

20

6

Когда как, затрудняюсь ответить

7

9

8

6

5

5

5

В КАКОЕ ВРЕМЯ СУТОК ВЫ ОБЫЧНО ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ИНТЕРНЕТОМ В ВЫХОДНЫЕ ДНИ?

В выходные дни Интернетом не пользуюсь

53

71

10

72

41

34

67

Утром (с 6-ти до 12-ти часов)

6

7

10

2

4

9

5

Днем (с 12-ти до 18-ти часов)

17

14

27

12

19

22

14

Вечером (с 18-ти часов до полуночи)

19

12

38

7

23

28

12

Ночью (от полуночи до 6-ти часов)

12

4

33

6

13

22

5

Когда как, затрудняюсь ответить

7

4

13

5

11

9

6

* * *

Для трудяг, гедонистов и других групп интернет-аудитории, выделенных по основной цели, для которой эти респонденты используют "мировую паутину", определяющими оказываются социально-демографические показатели – прежде всего, возраст и образование.

 

Все опрошенные

Используют Интернет...

для работы

для образования

для общения

для удовольствия

узнаю новости

для поиска информации о товарах и услугах

Доли групп (%)

100

53

40

29

35

27

17

ВОЗРАСТ

До 16 лет

6

1

6

7

12

5

3

16 – 20 лет

25

9

38

39

38

22

19

21 – 25 лет

23

22

27

27

25

27

23

26 – 30 лет

16

21

13

12

11

15

18

31 – 40 лет

16

24

9

8

9

17

21

Старше 40 лет

14

23

7

7

5

15

16

ОБРАЗОВАНИЕ

Высшее

46

68

34

33

28

53

52

Неполное высшее

17

11

25

23

20

16

15

Среднее специальное

12

13

10

10

12

10

12

Среднее общее

16

7

21

24

23

16

16

Неполное среднее и ниже

9

1

11

10

17

6

5

ОСНОВНОЙ РОД ЗАНЯТИЙ

Работаю

61

88

42

47

40

64

71

Учусь

35

10

54

49

54

32

26

На пенсии

1

1

0

1

2

1

1

Другое

3

2

4

3

4

3

2

Вполне естественно, что трудяг значимо чаще, чем в среднем по опросу, интересуют сайты с тематикой "бизнес, банки, финансы, аналитика, экспертиза, компании, законы" (17% против 10%), гедонистов – "игры, юмор, эротика" (19% против 10%), использующих Интернет для образования – "культура, образование" (16% против 9%).

* * *

То же и с распределением интернет-аудитории по времени пользования Сетью. Обеспеченные жаворонки с высшим образованием и высокими доходами предпочитают Интернет на работе и для работы, совы-гедонисты весьма юного возраста населяют его по ночам и в выходные.

 

Все опрошенные

Пользуются Интернетом в будни...

утром (с 6-ти до 12-ти часов)

днем (с 12-ти до 18-ти часов)

вечером (с 18-ти до полуночи)

ночью (от полуночи до 6-ти часов)

Доли групп (%)

100

25

55

32

11

ПОЛ

Мужской

61

58

58

62

79

Женский

40

42

42

38

21

ВОЗРАСТ

До 16 лет

6

2

5

6

2

16 – 20 лет

25

13

20

29

31

21 – 25 лет

23

24

25

24

23

26 – 30 лет

16

20

17

16

20

31 – 40 лет

16

19

18

14

13

Старше 40 лет

14

23

15

12

12

ОБРАЗОВАНИЕ

Высшее

46

60

51

42

40

Неполное высшее

17

13

17

17

19

Среднее специальное

12

13

12

12

12

Среднее общее

16

10

14

20

23

Неполное среднее и ниже

9

4

8

10

7

ОСНОВНОЙ РОД ЗАНЯТИЙ

Работаю

61

79

67

54

57

Учусь

35

18

31

40

36

На пенсии

1

0

0

1

2

Другое

3

3

2

6

5