fom.ru · Поиск ·      








28.02.2002, Опрос населения

Рост цен



1.Инфляция и общество: 'а нам – все равно'?
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.Инфляция и общество: 'а нам – все равно'?


Согласно официальным данным, в прошедшем году уровень инфляции составил 18%. Хотя этот показатель и превысил прогнозировавшиеся темпы инфляции, он намного ниже того уровня, который был в России в начале 90-х или после кризиса 1998 года. Между тем то, что для статистики – лишь абстрактные цифры, для россиян – каждодневный опыт. Мы решили выяснить, как россияне воспринимают и переживают рост цен на основные продукты питания, товары и услуги.

Согласно данным опроса, подавляющее большинство наших сограждан (90%) считает, что за последние три месяца цены на основные продукты питания, товары и услуги выросли. При этом 55% опрошенных полагают, что они выросли намного и 34% участников опроса – что ненамного.

Участники фокус-групп также говорят о повышении цен:
  • 'Быстро растут, даже не успеваешь за ними следить. Вот знаешь, что что-то – больше, но вот сравнить цифры эти одну с другой не всегда представляется возможным. Раньше все-таки можно было что-то... Сейчас просто невозможно, ну не успеть' (ДФГ, Москва).


  • 'Быстро растут, очень быстро' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Конечно, безудержно' (ДФГ, Самара).
Только 5% опрошенных россиян уверены, что роста цен за последние три месяца не произошло, и еще 5% затруднились ответить на этот вопрос.

Отвечая на открытый вопрос о том, какие товары, продукты и услуги больше всего подорожали за этот период, респонденты чаще всего называли продукты питания (61%), среди которых наиболее сильно, по мнению опрошенных, подорожали мясные (17%) и молочные (12%) продукты. Также респонденты отмечали рост цен на масло (9%), хлеб (7%), овощи и фрукты (4%), кондитерские изделия (4%), рыбу и морепродукты (4%), яйца (4%).

Треть участников опроса (38%), отвечая на этот вопрос, отметили повышение цен на коммунальные услуги.

Намного реже респонденты говорили о том, что подорожали проезд в общественном транспорте (7%), лекарства (5%), одежда и обувь (3%), промтовары в целом (2%), услуги (1%), сигареты (1%) и спиртные напитки (1%), бытовая техника (1%), стройматериалы и материалы для ремонта (1%). И это неудивительно, поскольку и одежду, и лекарства, и бытовую технику населению приходится покупать значительно реже, чем приобретать продукты питания или оплачивать коммунальные услуги.

Большинство представителей региональных элит также отмечают рост цен в течение последних трех месяцев. Считанные эксперты придерживаются противоположной точки зрения – считают, что за этот период цены не изменились. Две трети экспертов полагают, что цены выросли намного, треть думают, что повышение было незначительным.

Участники фокус-групп почти единодушно утверждают, что их доходы совершенно не поспевают за ростом цен:
  • 'Модератор: А ваши доходы догоняют рост цен?
Участница: Нет, конечно.

Участник: Она не догоняет' (ДФГ, Москва).
  • 'Быстрей зарплаты' (ДФГ, Новосибирск).
Однако, несмотря на то что о повышении цен говорят 90% опрошенных, большая часть респондентов не отмечает снижения своего уровня жизни. Так, только 28% россиян заявили, что за последние три месяца их материальное положение ухудшилось. Большая часть опрошенных (55%) считает, что оно не изменилось, 16% говорят о повышении своего благосостояния.

То есть для людей инфляция (по крайней мере в том объеме, в каком она была в прошлом году) – явление, безусловно, неприятное, но, похоже, уже привычное и в целом терпимое:
  • 'Нет, растут цены нормально. В геометрической прогрессии – это ненормально, но они растут нормально, то есть не то что мы удивляемся, что каждый день, – они не каждый, конечно, день' (ДФГ, Самара).


  • 'Сейчас уже не так ярко у нас инфляция проявляется, как она раньше была' (ДФГ, Новосибирск).
Кстати, представители региональных элит вполне адекватно оценивают реакцию населения на инфляцию – эксперты в большинстве своем считают, что сейчас население достаточно спокойно и терпимо реагирует на повышение цен:
  • 'Я бы не сказал, что в прошлом году люди слишком сильно переживали – хотя, конечно, переживали – по поводу роста цен' (эксперт, Кемерово).
Среди причин такой терпимости эксперты называют и фактор экономической стабилизации, и отлаженную в последние годы практику своевременной выплаты зарплат и пенсий, а также их индексацию:
  • 'Рост цен в 2001 году проходил на фоне ряда повышений зарплат и пенсий, на фоне разговоров об экономическом росте, увеличении золотовалютных резервов, о перспективах роста зарплаты в 2002 году и т.д. Поэтому особого негативного влияния на внутреннее состояние людей он не оказал, как это было в предыдущие годы, когда рост цен был значительным и зарплаты не успевали' (эксперт, Кемерово).


  • 'У меня все-таки ощущение, что по сравнению с периодом 1998 года народ как-то вздохнул, – по крайней мере, на нашей территории. Т. е. все-таки инфляция инфляцией, а когда нам выдают вовремя заработную плату, мы это легче переносим, нежели когда цены низкие, а заработную плату не выдают месяцами. Т.е. сейчас вот эта более или менее регулярная зарплата, а ее еще и индексируют – у нас, например, вперед идут бюджетники. И поэтому все равно оптимистичнее люди себя чувствуют, чем в старое время' (эксперт, Пермь).
Терпимое отношение населения к росту цен обуславливается и тем, что респонденты не предъявляют особых претензий к власти, призванной его ограничивать. Они склонны воспринимать инфляцию как явление природы – неприятное, но неизбежное и нынешней власти во многом неподконтрольное, даже несмотря на то, что она, по мнению участников групповых дискуссий, готова предпринять усилия для ее 'обуздания':
  • 'Модератор: Сможет нынешняя власть что-то изменить с ценами или не сможет?
Участница 1: Нет, не сможет.

Участница 2: Цены – нет.

Участник: Ну, вы же не можете влиять на погоду. Ну, кратковременно – да.

Модератор: А они, вообще, хотят что-то сделать?

Участница 3: Я думаю, что, может, кто-то хочет.

Участник: Могут они хотеть, но не могут <сделать>.

Участница 3: Я не думаю, что там все сидят, да, злоумышленники, но другое дело, есть <ли> у него возможность это осуществить' (ДФГ, Москва).
  • 'Но сможет ли оно это сделать, я не знаю. В ближайшее время – нет. Думаю, что лет 30, хотя президент пообещал, что через 10 лет мы будем счастливы. Я более реалистично смотрю на жизнь в стране' (ДФГ, Самара).


  • 'Я думаю, это будет. Не скоро, но будет' (ДФГ, Новосибирск).
Однако, хотя в целом люди реагируют на рост цен относительно спокойно, восприятие и переживание инфляции существенно варьируется – в зависимости и от социально-психологического настроя людей, и от их социально-демографических особенностей. Например, оптимисты, т.е. люди, хорошо адаптированные к сегодняшним условиям жизни, намного чаще, чем в среднем по выборке, говорят о несущественном повышении цен (40% против 34% по России). Адаптированные пессимисты, т.е. люди, менее успешно приспособленные к сегодняшним условиям, наоборот, гораздо чаще говорят о сильном росте цен (62% против 55%).

Чаще других считают сегодняшнюю инфляцию высокой избиратели Г. Зюганова (70%), люди старше 50 лет (63%), лица с образованием ниже среднего (65%) – т.е. представители тех социально-демографических групп, которые обладают наименьшими социальными ресурсами и которым, соответственно, сложнее адаптироваться к нынешним условиям жизни. В то же время более 'ресурсные' группы – молодежь до 35 лет, респонденты с высшим образованием – чаще, чем в среднем, считают, что цены выросли не сильно (39% и 47% соответственно против 34% по России).

По-разному воспринимают рост цен жители мегаполисов и сельские жители. Например, сельчане, которые имеют возможность удовлетворить значительную часть своих потребностей с помощью подсобного хозяйства, огородов и, соответственно, реже ходить на рынок или в магазин, чаще говорят, что цены выросли ненамного (40% против 34% по России). А жители мегаполисов, для которых альтернативы магазинам и рынку практически не существует, наоборот, чаще сетуют на сильный рост цен (62% против 55%).

Влияет на восприятие инфляции и региональная специфика. Так, о ее высоких темпах чаще говорят жители Северо-Западного (67% против 55% в среднем по России), Уральского (66%) и Сибирского (61%) федеральных округов, а жители Дальневосточного округа, наоборот, чаще считают, что цены выросли незначительно (44% против 34% по России).

Каким образом люди приспосабливаются к инфляции? Большинство опрошенных (56%) в ситуации роста цен сокращает свои потребности. Чаще, чем в среднем по выборке, такой путь выбирают женщины (64%), люди старше 50 лет (77%), лица с образованием ниже среднего (71%), а также респонденты со средними доходами (63%) и жители больших городов (63%) – т.е. люди, для которых возможности поиска дополнительных доходов ограничены по вполне объективным причинам.

Только четверть россиян (27%) в ситуации роста цен ищет другие источники доходов. Такой способ адаптации чаще выбирают мужчины (35%), молодежь (40%), респонденты со средним общим (34%) и высшим (36%) образованием и жители мегаполисов (34%) – т.е. имеющие гораздо более широкие возможности найти дополнительные источники дохода.

Десятая часть населения (11%) в равной мере использует оба вышеперечисленных способа адаптации к условиям инфляции.

Впрочем, респондентов, выбирающих ту или иную стратегию адаптации, отличает не только принадлежность к 'ресурсной' или 'нересурсной' группе, но также и то, какие психологические механизмы лежат в основе их реакции на рост цен. Так, люди, предпочитающие в такой ситуации сокращать свои потребности, проявляют социальный инфантилизм, снимают с себя ответственность за собственную судьбу. Этот механизм довольно четко обрисовали в своих интервью региональные эксперты:
  • 'Это люди, которые не смогли перестроиться в наше время и остались как бы в Советском Союзе и ждут, что правительство и государство что-то сделают, что их жизнь улучшится' (эксперт, Волгоград).
Неслучайно среди тех, кто так реагирует на рост цен, намного чаще встречаются пессимисты – адаптированные (62%) и неадаптированные (67%), т.е. люди, которые крайне низко оценивают собственные шансы повысить свой уровень жизни в ближайшие годы.

Наоборот, чувство социальной ответственности и активная жизненная позиция провоцируют людей на поиск новых источников дохода. И снова эксперты довольно точно описывают таких людей:
  • 'Интервьюер: А кто, какие люди в ситуации роста цен начинают искать дополнительные источники дохода?
Эксперт: Те, у которых на плечах семьи, и не маленькие: два–три ребенка. Это те, у которых есть энергия и мозги, или даже достаточно одной энергии' (эксперт, Волгоград).
  • 'Эта категория людей, которых сразу видно: это человек ищущий, который пытается несколько изменить свою жизнь, пытается либо сменить работу, либо коренным образом свою жизнь, профиль, либо надеется получать более высокий заработок при наличии более высокой квалификации' (эксперт, Кемерово).
  • 'Это люди с внутренним локус-контролем, то есть принимающие ответственность за свое благополучие, за свою судьбу на самих себя' (эксперт, Санкт-Петербург).
Среди тех, кто предпочитает в такой ситуации искать дополнительные источники доходов, наоборот, чаще, чем в среднем, встречаются оптимисты (40% против 27% по выборке) – люди, которые надеются в ближайшее время повысить свой жизненный уровень. Но хотя 40% оптимистов используют активную стратегию адаптации, т.е. берут ответственность за собственное благополучие на себя, существует и довольно большая доля оптимистов пассивных, предпочитающих в ситуации роста цен снижать уровень своих потребностей (36%). Вероятно, последние связывают надежды на улучшение своего благосостояния отнюдь не с собственными действиями, а с какими-то внешними факторами. Причем нередко таким фактором видят власть, и в частности – главу государства, с действиями которого у многих связаны надежды если и не на непосредственное повышение уровня жизни, то по крайней мере на некоторую стабилизацию:
  • 'Я думаю, если Путин будет, то Путин победит инфляцию. Он пришел к разбитому корыту – и все равно что-то сделал. Если он будет, все наладится' (ДФГ, Новосибирск).
Следует отметить, что способ адаптации к инфляции связан и с тем, как люди оценивают ее масштабы, и с тем, как она, по мнению граждан, сказывается на их материальном положении. Так, респонденты, предпочитающие в ситуации роста цен сокращать свои потребности, чаще склонны считать этот рост весьма бурным. И наоборот – респонденты, которые для противостояния инфляции ищут другие источники дохода, чаще говорят о небольшом повышении цен и склонны отмечать улучшение своего материального положения.

 

Все

Когда цены начинают расти...

...сокращают свои потребности ...ищут другие источники дохода ...и сокращают потребности, и ищут другие источники дохода

Вопрос: 'Как Вы считаете, за последние три месяца цены на основные продукты питания, товары и услуги в целом выросли или не изменились? И если выросли, то намного или ненамного?'

Не изменились

5

4

5

9

Выросли намного

55

61

51

48

Выросли ненамного

34

31

39

39

Вопрос: 'Скажите, пожалуйста, Ваше материальное положение за последние три месяца улучшилось, ухудшилось или не изменилось?'

Улучшилось

16

14

21

13

Не изменилось

55

55

53

57

Ухудшилось

28

31

25

29



Что же касается представителей региональных элит – которые, кстати, представляют собой как раз 'высокоресурсную' социальную группу, – то половина из них в ситуации роста цен предпочитает искать другие источники дохода. Только четверть – сокращают потребности. Каждый пятый эксперт сочетает сокращение потребностей и поиск других источников доходов. При этом две трети представителей региональных элит не отмечают каких-либо изменений своего материального положения за последние три месяца; четверть говорит об ухудшении своего положения, а каждый седьмой эксперт, наоборот, отмечает улучшение.

Каковы инфляционные ожидания граждан? Почти половина опрошенных (47%) считает, что в последующие три месяца цены будут расти в том же темпе, что и ранее, причем чаще это мнение разделяют оптимисты (54%), люди в возрасте до 35 лет (55%), респонденты с высшим образованием (57%) и жители мегаполисов (52%) – то есть представители тех групп, которые, как уже отмечалось, более успешно адаптируются к росту цен. Респонденты, предпочитающие искать дополнительные источники доходов, несколько более оптимистично оценивают перспективу, нежели те, кто склонен сокращать свои потребности:

Вопрос: 'Как Вам кажется, в последующие три месяца цены будут расти быстрее, медленнее или так же, как и в предыдущие три месяца?'


 

Все

Когда цены начинают расти...

...сокращают свои потребности ...ищут другие источники дохода ...и сокращают потребности, и ищут другие источники дохода

Быстрее

30

36

26

22

Так же

47

44

52

58

Медленнее

6

4

8

6



Треть россиян прогнозирует более быстрые темпы инфляции. Чаще об этом говорят лица старше 50 лет (39%), респонденты с образованием ниже среднего (36%) и жители села (36%) – иначе говоря, наименее адаптированные слои населения. Более медленных темпов роста цен в ближайшие три месяца ожидают только 6% опрошенных.

Среди представителей региональных элит 'оптимистов' в этом вопросе несколько больше, чем среди рядовых россиян – около четверти экспертов предсказывают более медленные темпы роста инфляции. В то же время около половины экспертов ожидают, что в последующие три месяца цены будут расти примерно так же, как раньше; и чуть более четверти представителей региональных элит говорят о более быстрых темпах инфляции.


 
2.Графики и открытые вопросы

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВАШЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ МЕСЯЦА УЛУЧШИЛОСЬ, УХУДШИЛОСЬ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ МЕСЯЦА ЦЕНЫ НА ОСНОВНЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ, ТОВАРЫ И УСЛУГИ В ЦЕЛОМ ВЫРОСЛИ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ? И ЕСЛИ ВЫРОСЛИ, ТО НАМНОГО ИЛИ НЕНАМНОГО?

КОГДА ЦЕНЫ НАЧИНАЮТ РАСТИ, ОДНИ ЛЮДИ СОКРАЩАЮТ СВОИ ПОТРЕБНОСТИ, ДРУГИЕ ЛЮДИ ИЩУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДА. КАК В ЭТОМ СЛУЧАЕ ОБЫЧНО ПОСТУПАЕТЕ ВЫ - СОКРАЩАЕТЕ ПОТРЕБНОСТИ ИЛИ ИЩЕТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДА?

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ТРИ МЕСЯЦА ЦЕНЫ БУДУТ РАСТИ БЫСТРЕЕ, МЕДЛЕННЕЕ ИЛИ ТАК ЖЕ, КАК И В ПРЕДЫДУЩИЕ ТРИ МЕСЯЦА?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: НА КАКИЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ, ПО ВАШИМ НАБЛЮДЕНИЯМ, НАИБОЛЕЕ СИЛЬНО ВЫРОСЛИ ЦЕНЫ В ПОСЛЕДНИЕ ТРИ МЕСЯЦА?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных)

Россия

Москва

Продукты питания

61

70

Продукты питания в целом 39 49
Мясо и мясные продукты 17 19
Молоко и молочные продукты 12 12
Масло 9 6
Хлеб 7 6
Овощи и фрукты 4 7
Рыба и морепродукты 4 4
Кондитерские изделия 4 1
Яйца 2 4

Коммунальные услуги

38

25

Коммунальные услуги в целом 25 23
Электричество 14 2
Газ 10 1
Телефон 4 5
Отопление 1 0
Жилье 1 0

Проезд в общественном транспорте

7

6

Лекарства

5

4

Одежда и обувь

3

4

Промтовары в целом

2

2

Услуги

1

2

Спиртные напитки

1

1

Сигареты

1

1

Бытовая техника

1

3

Ремонт, стройматериалы

1

2

Все подорожало

6

4

Нет ответа, ответ не на тему

18

15

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 23-24 февраля 2002 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВАШЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ МЕСЯЦА УЛУЧШИЛОСЬ, УХУДШИЛОСЬ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ?

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ МЕСЯЦА ЦЕНЫ НА ОСНОВНЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ, ТОВАРЫ И УСЛУГИ В ЦЕЛОМ ВЫРОСЛИ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ? И ЕСЛИ ВЫРОСЛИ, ТО НАМНОГО ИЛИ НЕНАМНОГО?

ВОПРОС: НА КАКИЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ, ПО ВАШИМ НАБЛЮДЕНИЯМ, НАИБОЛЕЕ СИЛЬНО ВЫРОСЛИ ЦЕНЫ В ПОСЛЕДНИЕ ТРИ МЕСЯЦА? (ОТВЕТЫ ЗАЯВИВШИХ, ЧТО В ПОСЛЕДНИЕ ТРИ МЕСЯЦА ЦЕНЫ ВЫРОСЛИ; ЛЮБОЕ ЧИСЛО ОТВЕТОВ.)

ВОПРОС: КОГДА ЦЕНЫ НАЧИНАЮТ РАСТИ, ОДНИ ЛЮДИ СОКРАЩАЮТ СВОИ ПОТРЕБНОСТИ, ДРУГИЕ ЛЮДИ ИЩУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДА. КАК В ЭТОМ СЛУЧАЕ ОБЫЧНО ПОСТУПАЕТЕ ВЫ – СОКРАЩАЕТЕ ПОТРЕБНОСТИ ИЛИ ИЩЕТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДА?

ВОПРОС: КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ТРИ МЕСЯЦА ЦЕНЫ БУДУТ РАСТИ БЫСТРЕЕ, МЕДЛЕННЕЕ ИЛИ ТАК ЖЕ, КАК И В ПРЕДЫДУЩИЕ ТРИ МЕСЯЦА?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 19-21 февраля 2002 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВАШЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ МЕСЯЦА УЛУЧШИЛОСЬ, УХУДШИЛОСЬ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521228314047533230382236291334342513193626279142291441004654342937
улучшилось161992814815161912151314152382020152412151320131518221015171316917
не изменилось 5559575560525753535358565653555254615555585159565558504940555358615352
ухудшилось2821341625392629253426312730213924182919283326233025322850302930223830
затрудняюсь ответить11021121311131012012212013010110101


КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ МЕСЯЦА ЦЕНЫ НА ОСНОВНЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ, ТОВАРЫ И УСЛУГИ В ЦЕЛОМ ВЫРОСЛИ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ? И ЕСЛИ ВЫРОСЛИ, ТО НАМНОГО ИЛИ НЕНАМНОГО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521228314047533230382236291334342513193626279142291441004654342937
не изменились 5508446493346434453773511141424531110
выросли намного5554704562595159436063655356475558566257525454674454666148625866446279
выросли ненамного 3436264030343534393431243535473633343426354033304038283044302930383418
затрудняюсь ответить554754839346653555211638154555481733


КОГДА ЦЕНЫ НАЧИНАЮТ РАСТИ, ОДНИ ЛЮДИ СОКРАЩАЮТ СВОИ ПОТРЕБНОСТИ, ДРУГИЕ ЛЮДИ ИЩУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДА. КАК В ЭТОМ СЛУЧАЕ ОБЫЧНО ПОСТУПАЕТЕ ВЫ - СОКРАЩАЕТЕ ПОТРЕБНОСТИ ИЛИ ИЩЕТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДА?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521228314047533230382236291334342513193626279142291441004654342937
сокращаю свои потребности5655743662674764375177715157455863505463536062585750336951453157214268
ищу другие источники дохода 2728164024193521403113123425362524313427272329332726311928334523503417
и то, и другое в равной мере 111161691013101415610101215138131051312699162291616181422208
затрудняюсь ответить564854559347554456147630671434666747


КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ТРИ МЕСЯЦА ЦЕНЫ БУДУТ РАСТИ БЫСТРЕЕ, МЕДЛЕННЕЕ ИЛИ ТАК ЖЕ, КАК И В ПРЕДЫДУЩИЕ ТРИ МЕСЯЦА?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521228314047533230382236291334342513193626279142291441004654342937
быстрее 3029402335323030183339362732263430272930273625353433293221293029223036
так же 4748455443464747554741434844574748485245484549524246464364454148534835
медленнее 67496575874477547774764456119781161177
затрудняюсь ответить16161215161716171914161718161216151912211913229181514167171916151621


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 23-24 февраля 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.





База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > Р’ > Доминанта 08 (642) от 28 февраля 2002 г. (08 Пента) > Рост цен