fom.ru · Поиск ·      








24.04.2003, Опрос населения

1 мая



1.'Вчера' и 'сегодня' Первого мая
2.Графики и открытые вопросы
3.Приложение.Таблицы

 
1.'Вчера' и 'сегодня' Первого мая


Любой праздник предполагает наличие определенного ритуала – способа действия, которым подтверждается значение и значимость определенной даты в качестве праздничной. Ритуал может быть более или менее формализованным и обязательным, ориентированным на участие в нем самих разных по численности и составу групп. В многообразные задачи ритуала входят в том числе и такие, как выработка 'общего значения' праздника, закрепление за датой или определенным отрезком времени статуса неординарного (в противовес рутинному), особенного, торжественного (праздничного) события, а кроме всего – выстраивание или укрепление общей идентичности через участие в совместном действовании.

Вместе с тем, у любого праздника есть еще одна важная и неотъемлемая компонента – хабитуализация: в масштабах отдельного индивида и группы, с которой он непосредственно связан, происходит 'опривычивание' праздника и той деятельности, которая с ним связана. Речь здесь идет не о девальвации значения праздника – он остается праздником. Но в то же время в 'сценарий' праздника оказываются включены привычные дела и заботы ('праздничные хлопоты'), в нем появляются собственные, локальные традиции создания и переживания праздничной атмосферы, которыми человек 'приближает' к себе общий праздник и которые дают выход его собственным переживаниями и желаниям. Хабитуализация, с одной стороны, может привести к смещению значения праздника, а с другой – является мощным инструментом его поддержки и воспроизводства.

Судя по данным опроса, в отношении дня 1 мая мнения россиян разделились: 45% считают этот день особым, важным, значимым, и столько же – 45% – придерживаются противоположной позиции. Разумеется, первых значительно больше среди сторонников Г. Зюганова (66%) и КПРФ (64%), среди тех, кому больше 50-ти лет (55%). Как показывают ответы на открытый вопрос: 'Что в первую очередь приходит Вам в голову, когда Вы слышите слова '1 мая'?', значительная часть россиян (48%) обращается к изначальному тематическому фрейму: праздник труда и трудящихся (15%), праздник, связанный с советской эпохой (8%), праздник, связанный с определенной атрибутикой и ритуалами – демонстрациями и массовыми гуляниями (17%), лозунгами (7%), субботниками (1%).

Примерно треть ответов (38%) указывают на сниженное значение праздничного дня: выходной (36%) или выезд на природу, на дачу (2%).
  • 'Просто праздник'; 'был хороший праздник и дополнительный выходной'; 'праздники – выходные'; 'обыкновенный праздник' (открытый вопрос).


  • 'Отдых на природе'; 'огород, весенние посадки' (открытый вопрос).


  • 'Первомай – именно начало мая, первая его декада, это какой-то подъем. Потому что считаем: тут 1-е и 2-е, 3-е и 4-е отдыхать будем, здесь отгул возьмем, тут 9-е мая. Ребята, у нас есть неделя! У нас получается незапланированное, оплачиваемое время отдыха. Политических чувств никаких – сразу говорю' (ДФГ, Воронеж).
Кроме того, еще в 18% ответов содержалось реинтерпретированное значение праздника – ассоциации с весной (праздник пробуждения и цветения природы). Об этом же говорили некоторые из участников фокус-групп.
  • '1-й участник: После зимы.
2-я участница: Возрождение организма.

3-я участница: Труд тяжелый, зима.

2-я участница: Надежды возвращаются.

4-я участница: Пробуждение природы. И люди пробуждаются.

1-й участник: Когда приходит Новый год, люди еще от зимы не устали. В снежки поиграть, там новогодняя елка, снежных баб слепить, в компании, а тут уже...

1-й участник: Первомай – это уже предвестник лета' (ДФГ, Воронеж).

Как показывают данные опроса и обсуждение темы Первомая на фокус-группах, привлекаемый исторический контекст праздника связан в основном с революционной эпохой и событиями рабочего движения начала ХХ века в истории нашей страны. Участники групповых дискуссий вспоминали в первую очередь революцию 1905 года и историю маевок. Существует более или менее отчетливое представление о том, что началом праздника послужили какие-то события, связанные с рабочим движением в Америке, но главным образом участники говорили о рабочем движении в России.
  • ' Я сам повод точно не помню, но, по-моему, была вначале какая-то демонстрация 1 мая, а потом они уже собирались в лесах на свои маевки' (ДФГ, Воронеж).


  • '1-й участник: Это демонстрация трудящихся в Америке, по-моему, в Чикаго.
2-я участница: По-моему, она была посвящена, чтобы был восьмичасовой рабочий день' (ДФГ, Москва).
  • 'Честно говоря, кроме Сакко и Ванцетти мне ничего больше в голову не приходит – что за их освобождение вроде бы маевка была. А потом наши маевки по борьбе с царизмом' (ДФГ, Москва).


  • 'Рабочие движения собирались по воскресеньям на так называемые маевки. Именно рабочие люди. И у них потом возникла эта идея, как бы объединяющая всех, пролетариат всего мира. Это ведь там появились эти лозунги: 'Пролетарии всех стран, объединяйтесь!', 'Да здравствует Первое Мая!'' (ДФГ, Москва).


  • 'В конце 19-го века, тогда еще РСДРП была. И первая маевка, если мне не изменяет память, проходила в парке Екатерингоф. И там рабочие Путиловского завода обсуждали свои насущные экономические проблемы. А потом уже большевики, которые преобразовались из социал-демократов, сделали это общенациональным праздником. Но сама идея пришла из Америки. Я не помню – то ли там был расстрел американских рабочих... А потом уже это все было подхвачено, принесено сюда, в Петербург как в столицу. И сначала эти собрания проходили нелегально. А уже в 1905-м году, точно не могу сказать, или, в крайнем случае, в 17-м... Вот уже после февральской революции 1-ого мая 17-го года проходила первая официально разрешенная майская демонстрация в Петербурге. Но, может быть, это было и после революции 1905-го года – когда Николай Второй подписал манифест о свободе слова, печати, собраний, в октябре 1905-го года, после начала первой революции русской. Вот тогда, действительно, и началось развитие демократического движения в России, ну и в Петербурге' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Если же говорить в целом, то исторический контекст праздника вспоминался с трудом (в этой связи неудивительно, что наиболее развернутые ответы давали жители Санкт-Петербурга). Охотнее всего люди обращались к недавнему прошлому, с которым их связывают собственный опыт и личные воспоминания. На открытый вопрос о том, почему 1 мая является особым, значимым днем, в 11% ответов говорилось о привычке и традиции отмечать этот день.
  • '40 лет праздновал'; 'с детства привыкла, воспитаны так'; 'традиция – всегда отмечал'; 'многолетняя привычка'; 'мы как праздновали, так и будем праздновать' (открытый вопрос).


  • 'Когда-то мне сказала моя мама, что Первомайский сад, потому он и Первомайский, что он открывался только 1 мая. И тогда на газонах садились, приносили еду и праздновали 1 Мая в те далекие довоенные годы. Парк 1 мая открывался. Аттракционы... Новые традиции какие-то создавать надо – раз есть праздник, значит, должны быть и традиции. У нас-то были...' (ДФГ, Воронеж).
Приблизительно в 7% случаев респонденты говорили о хороших воспоминаниях и о своей ностальгии по прошлому, о воспоминаниях детства и юности. Еще в 8% высказываний люди вспоминали демонстрации, митинги, праздничное общение и встречи с друзьями, что составляло в личной жизни человека важную часть первомайских дней. Причем иногда люди вспоминали и о собственной отстраненности от официальной компоненты праздника – тех же демонстраций.
  • '1-й участник: Были субботники, а кроме всего – еще и выход на демонстрацию. Иногда как: 'Плакат понесешь? – Нет, не понесу. – Отгул. – Давай. За отгул понесу'. Действительно так и было. Но под этой маркой, под этими демонстрациями, под 1 мая правительство то, социалистическое, оно проводило всевозможные политические акции, чтобы показать, что народ поддерживает – его политику поддерживают.
2-я участница: Именно показать, что не они сверху насаждают политику, а что это снизу. Что народ поддерживает.

3-я участница: Они еще и с трибун любовались этим всем. Когда их приветствовали, они, наверное, удовольствие, глядя на нас, от этого получали' (ДФГ, Воронеж).
  • 'Мне кажется, это стандартный прием внедрения в сознание трудящихся социалистической идеологии. Один из инструментов – праздник. Демонстрация, массовость из-под палки, но с одной стороны – показуха, а с другой стороны – орудие. Мы собирались своей компанией – нельзя опоздать, надо прийти вовремя, чтобы найти свою колонну, свое место в этой колонне, надо смотреть, чтобы ты не отстал, потому что народу много, там тебя кто-то обгоняет, ты не дай бог, зазеваешься, не дай бог, тебя твой профсоюзный или партийный босс, пройдя Дворцовую площадь, не заметит' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Честно сказать, вспоминается, действительно, демонстрация, именно не как политический акт – демонстрация в поддержку чего-то, а просто акт того, что мы все вместе работаем или учимся... Встретились – лишний повод для встречи с песнями, плясками и соответственно настроением' (ДФГ, Москва).


  • 'Раньше от каждой парторганизации – будьте любезны: там и знамена, ты понесешь это, ты понесешь три шарика, и т.п. Ну как?.. При Леониде Ильиче. И выйди, пожалуйста, на демонстрацию – уж будь любезен. А если ты не вышел, на тебя потом посмотрят после праздников... И поощряли еще в денежной форме за выход на демонстрацию. Да-да. Вышел – тебе пятерочку дали, а не вышел – на тебя посмотрят...' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Да, мы с папой ходили – даже по телевизору нас показывали, я помню. Бабушка как-то видела нас по телевизору, я там с шариком такая, еще маленькая была, и папа там что-то кричал, был очень веселый. И как я как-то оторвалась от руки, и я: 'Папа, папа!', – а меня спрашивают – куда, чего... Говорят, потерялась...' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Содержание, значение праздника остается более или менее устойчивым: это праздник труда и трудящихся. Отвечая на открытый вопрос: 'Если говорить о будущем, как Вы полагаете, что должны знать, что помнить о 1 мая следующие поколения?', приблизительно 20% наших сограждан говорили именно об этой компоненте праздника. По всей видимости, данная тематическая рамка оказывается довольно прочной, о чем свидетельствуют интерпретативные переходы к сегодняшним проблемам на групповых дискуссиях – с правами трудящихся, с условиями работы, с новым трудовым кодексом и, конечно же, с зарплатами. Участники фокус-групп и некоторые участники массового опроса заявляли о том, что эти проблемы, не позволяющие в полной мере считать 1 мая праздником, многочисленны и актуальны.
  • 'Участник ДФГ (67 лет, высшее образование): Это результат – когда принимали КЗоТ в Государственной Думе, все к этому отнеслись равнодушно. А теперь КЗоТ принят, и эти товарищи-работодатели действуют в соответствии с КЗоТом. Он работает на частном предприятии, он имеет право тебя уволить, и всё – и не сказать тебе об этом. Я хозяин своей фирмы – что хочу, то и ворочу. Меня это уже не волнует, какие-то права' (ДФГ, Москва).


  • 'Участник ДФГ (27 лет, среднее специальное образование): Ну, так получилось. Ну и что дальше? Это сейчас, если сидеть на жопе, я ничего не получу вообще – ни копейки. Я если буду двигаться, зарабатывать, я могу себе позволить все, что захочу – начиная от квартиры и заканчивая машиной. Надо двигаться. Просто надо стараться, надо думать' (ДФГ, Москва).


  • 'Участница ДФГ (60 лет, высшее образование): Сейчас такое сложное время – переходный период, и вот когда говорят, что люди едут на дачи, я считаю, это правильно. Люди как-то стали смотреть на себя – то, что они должны жить своей частной жизнью, что они должны думать о своем доме, о своих детях, а не о каких-то там идеях недосягаемых, утопических, от которых им, в общем-то, ни тепло, ни холодно. В других странах люди живут по-человечески, потому что там думают о человеке одном, а не о всем пролетариате всего мира' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Вместе с тем, в ходе дискуссии в Воронеже тема труда и проблем в трудовой сфере неожиданно перешла в иную плоскость. По мнению респондентов, сегодня тематика труда, проблем и даже трудовых достижений оказывается почти маргинальной, незначимой, 'неинтересной'. А для самоощущения общества необходимо понимание, что люди живут разнообразным и нужным для этого общества трудом.
  • '1-я участница: В последнее время в СМИ очень мало говорят о позитивных моментах нашей жизни. Если в доперестроечном периоде почти не говорили о негативе, то сейчас этого у нас очень мало. Праздник этот – это хороший повод рассказать о тех хороших начинаниях, которые происходят у нас в стране. Есть же у нас хозяйства, которые хорошо работают.
2-й участник: А показать действительно положительное. Вот буквально, по-моему, вчера показывали вручение премии Петра Столыпина. А вручили кому? Монахам вручили! Монахи взяли под себя колхоз, и они подняли его до таких высот, что получили премию. Колхоз работает, значит, люди работают, и люди к ним идут. Вот об этом показать, тогда действительно праздник весны и труда.

3-я участница: Для того, чтобы показать, надо сделать, таким образом праздник надо подготовить. А что мы покажем? Что мы все на участках? Должны быть детские соревнования, тогда должны быть сделаны какие-то мероприятия к этому. Тогда можно и показать

2-й участник: ... Допустим, на предприятии сделать какую-то тематическую выставку. Потому что на каждом мало-мальски уважающем себя предприятии есть учебный класс, актовый зал, где собрать, пусть не сразу всех, но за два-три захода, людям сказать, чем мы занимаемся, какие у нас успехи, к чему мы идем' (ДФГ, Воронеж).

Еще один непременный атрибут Первомая – солидарность трудящихся. В высказываниях респондентов такое словосочетание встречалось довольно часто. Тема солидарности по классовому признаку сохраняется, с одной стороны, как идеологическое клише, с другой – как переживание сегодняшней 'разобщенности' (точнее – отсутствия объединяющих ценностей, озабоченности общими для всех жителей страны проблемами). Мобилизационная составляющая значения праздника на сегодняшний день слаба, она лишь отчасти подпитывается ассоциативной мнемонической связью с революционной эпохой, – связью, которая порождает не столько установку на восстановление прежнего коллективистского духа, сколько сожаления об его утрате (естественно – в разных социальных группах и категориях по-разному выраженные).
  • 'Участница ДФГ (32 года, неполное высшее образование): После нашего перестроечного момента, мы, может, и доживем до того, что люди действительно рано или поздно... Такой, ну не скажу, революционный момент настал, но достали конкретно! Мы уже забыли об этом восьмичасовом рабочем дне – мы работаем уже десять, двенадцать, четырнадцать часов. Только что работала двенадцать – уже идет четырнадцать. Вот тогда рано или поздно мы поймем и устроим какую-то демонстрацию, и начнем взбухать' (ДФГ, Москва).
  • 'Участник ДФГ (59 лет, неполное среднее образование): Раньше был Международный день солидарности трудящихся. То есть олицетворение единства со всем миром. Это сплоченность всех нас, чтобы мы встретились на 1 мая, чтобы могли общаться – хотя бы 1 мая, а не так сидеть, кто на даче, кто еще где. Это самый хороший момент был в жизни' (ДФГ, Воронеж).
Данные опроса позволяют говорить о том, что сегодня день 1 мая в качестве мнемонического инструмента не обладает развернутым и отчетливым историческим содержанием. Очевидными представляются революционные истоки праздника, но привлекаемый событийный и временной контекст связан главным образом с собственным прошлым и опытом личного участия в праздничном действии и традициях первомайского отдыха. Весьма показательны в этом отношении высказывания участников массового опроса: на вопрос о том, что должны знать, что помнить следующие поколения о 1 мае, примерно 20% опрошенных говорили, что в принципе следует знать историю страны, историю праздника и исторические факты, 6% отвечали: просто нужно помнить, что это – праздник, – а еще 3% сетовали на утрату исторической памяти, на то, что молодежи это не интересно и 'старые' праздники им не нужны.
  • 'Историю нашей страны будущие поколения должны знать в полном объеме'; 'все должны знать и помнить историю России'; 'поколениям надо знать о советском прошлом'; 'должны знать историю, происхождение праздника'; 'историю должны знать: откуда пошло и для чего' (открытый вопрос).


  • 'Должны знать и помнить, что есть такой праздник' (открытый вопрос).


  • 'Сейчас по истории уже не говорят об этой дате'; 'ничего они не будут знать – истории сейчас нет'; 'идеал потерян, нечего передать следующим поколениям об этом'; 'они не знают этого праздника и знать его не хотят'; 'сейчас молодое поколение не прислушивается к старикам, наши праздники им не нужны' (открытый вопрос).
По сути дела, это ответы не на тему, они в значительной степени являются сентенциями, ценностными утверждениями. Но это само по себе показательно: значение праздника слабо связано с историей, содержательно оно вырастает из некоей сферы общественной жизни, актуальной как в силу собственного опыта, так и в силу особенностей сегодняшней ситуации. Именно поэтому сегодня обнаруживаются столь существенные межпоколенческие различия в оценках значимости праздника 1 мая – социальный опыт поколений сейчас различается кардинально.

Вместе с тем, праздник 1 мая все-таки находится в зоне влияния процессов, связанных с реинтерпретацией советской истории. Люди это чувствуют и переживают по-разному: одни обращаются к ценностным доводам – 'необходимо знать собственную историю', другие – к утверждениям, что это праздник другой эпохи, утративший силу и уходящий в прошлое. Однако, как мы уже видели, исторический контекст даты и значение праздника в значительной мере не совпадают, первое не является безусловным источником второго. И именно такое положение вещей может стать источником нового содержания Первомая, непосредственно связанного с повседневными и актуальными проблемами людей.
  • 'Нам всегда говорили, что Ленин – это хорошо, Сталин – это хорошо, много лет... А потом вдруг вот так вот – раз: Сталин – это плохо, Ленин – это тоже плохо. И люди уже не понимают, что хорошо, а что плохо, почему мы раньше шли за Сталина умирать, а он, оказывается, плохой был. История сейчас вся переписывается – та история, по которой мы учились. А наши дети совершенно по другой истории учатся. Поэтому все эти лозунги, праздники становятся неактуальными. Дети не понимают значения этих праздников, и им не объясняется. Вот 9 мая – это понятно, день Победы, наши победили. А это – ничего конкретного' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • '1-я участница: Надо какие-то исторические кадры показать – о рабочих, о труде. Не только с царем связанные, а, допустим, советские... Пусть хоть отрицательное, но все равно – это было. Что у нас все в запасниках только лежит?!
2-й участник: К Октябрьской революции уже ведь не такое отношение.

3-й участник: Если этот праздник будет действительно соответствовать своему названию, то есть в этот день будут пропагандироваться достижения нашей российской промышленности, сельского хозяйства, культуры, практически всех отраслей, тогда – да, он имеет смысл, он будет нужен... А так – на чем все это зиждется? Ни на чем. Можно сказать, только на воспоминаниях да какие-то шашлыки, гулянки, отдых там – и всё' (ДФГ, Воронеж).


 
2.Графики и открытые вопросы

ДЛЯ ОДНИХ ЛЮДЕЙ 1 МАЯ - ОСОБЫЙ ДЕНЬ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ. ДЛЯ ДРУГИХ 1 МАЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ, КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ СЛОВА '1 МАЯ'?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Праздник

58

Праздничный день, выходной

36

  • 'Выходные дни, праздники'; 'просто праздник'; 'был хороший праздник, дополнительный выходной'; 'отдых, выходные'; 'обыкновенный праздник'.

Праздник весны

8

  • 'Май, праздник весны'; 'праздник весны, все кругом в цвету'; 'весенний, радостный праздник'; 'замечательный весенний праздник'; 'праздник весны, мая'.

Праздник труда

8

  • 'День труда'; 'праздник трудовой'; 'раньше был хороший праздник труда'; 'праздник мира и труда'.

День солидарности трудящихся

7

  • 'День международной солидарности трудящихся'; 'бывший праздник – день солидарности трудящихся'; 'день солидарности трудящихся всех стран'; 'солидарность трудящихся, рабочего класса и крестьянства'; 'международный день солидарности трудящихся'.

Советский праздник

2

  • 'Коммунистический праздник'; 'праздник поколения СССР'; 'советский праздник'; 'праздник советского периода'.

Другое

2

  • 'Это праздник Победы'; 'исторический праздник'.

Праздничная атмосфера, атрибутика

25

Демонстрации, народные гуляния

17

  • 'Демонстрации, гулянье'; 'праздничное шествие'; 'демонстрации, митинги'; 'демонстрации под угрозой лишения премии'; 'демонстрация трудящихся'; 'праздничная демонстрация'; 'демонстрация, массовая гулянка'; 'раньше ходили на демонстрацию'.

Праздничное настроение, веселье, радость

8

  • 'Радость людей'; 'испытываю в сердце радость'; 'приподнятое настроение'; 'повышенное настроение'; 'хорошее, оживленное настроение'; 'радость души'; 'праздничное настроение'; 'много веселья'.

Конкретная атрибутика

7

  • 'Салют'; 'голуби, флаги'; 'музыка'; 'флаги и плакаты'; 'цветы – гвоздики'; 'флажки'; 'песни'; 'фейерверк'; 'транспаранты'; 'красные флаги, воздушные шарики, море цветов'.

Праздничное застолье

1

  • 'Шашлык'; 'спиртное'; 'водка, стол'; 'застолье'.

Ассоциации с весной

11

  • 'Весна, цветут сады'; 'сирень, черемуха, тепло, солнце'; 'ассоциация с весной'; 'весенний солнечный день'; 'весна, хорошая погода'.

Лозунги

7

  • 'Трудящихся всех стран, соединяйтесь!'; 'май, труд, мир – коммунистический лозунг, людям нужны такие праздники'; 'мир, май, труд – транспарант'; 'лозунги: пролетарии всех стран, соединяйтесь!'.

Хорошие воспоминания, ностальгия по прошлому

6

  • 'Старые, добрые времена'; 'вспоминаешь, как хорошо жилось'; 'хорошая жизнь, мощное советское государство'; 'картинка молодости'; 'раньше было хорошо'; 'Советский Союз – целый, хорошая жизнь'; 'прошлое, коммунизм'; 'советские времена'; 'ностальгия по прошлому'; 'вспоминаю СССР и коммунистический строй'; 'вспоминаю детство'; 'воспоминания о прошедшей молодости'.

Выезд на природу, работа на садово-огородном участке

2

  • 'Сады и огороды'; 'отдых на природе'; 'огород, весенние посадки'; 'дача, огород'; 'на дачу ехать'; 'дача, деревня'; 'пора сажать картошку, пахать огород'; 'выезд на природу'.

Семейное событие, совпавшее с праздником

1

  • 'Рождение сына'; 'день рождения отца'; 'день маминого рождения'; 'день моего рождения'; 'день рождения тестя'.

Субботник

1

  • 'Субботники'; 'субботник перед праздником'.

Другое

1

  • 'Это моя работа'; 'дополнительное время на работу'; 'отнимут выходной или нет?'.

Отсутствие ассоциаций

3

  • 'Ничего'; 'теперь ничего уже'; 'ничего особенного'; 'абсолютно ничего'; 'пустота'; 'уже ничто'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

7

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ДЛЯ ВАС 1 МАЯ – ОСОБЫЙ ДЕНЬ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Праздник

19

Праздник в целом

6

  • 'Так праздник ведь'; 'красный день календаря, праздничный день'; 'потому что праздник'; 'так как праздник'; 'все-таки праздник'; 'праздник такой'.

Праздник труда

4

  • 'День трудящихся'; 'день труда'; 'это праздник трудящихся – как его можно просто вычеркнуть?'; 'просто это праздник трудящихся масс'; 'праздник рабочих, от тяжелой жизни собирались'; 'чествуют трудящихся'.

День солидарности трудящихся

4

  • 'Праздник солидарности'; 'день солидарности – это хорошо'; 'день солидарности всех людей'; 'международный день трудящихся всех стран'.

Выходной день, отдых

3

  • 'Возможность отдохнуть'; 'можно побольше отдохнуть'; 'выходной лишний'; 'три выходных'; 'день отдыха'; 'выходные дни'; 'потому что выходной'; 'отдохнуть три дня можно'.

Праздник весны

3

  • 'Прекрасный весенний праздник'; 'нарядный праздник, праздник весны'; 'праздник мая и весны'; 'как праздник весны'.

День Победы

<1

  • 'Это победа в войне'; 'так как 2 мая наши войска вошли в Берлин'; 'как 9-е мая – что-то с войной связано'.

Другое

1

  • 'Политический праздник'; 'маевка'; 'триумфальный, главный праздник коммунистической партии, а значит – и мой'.

Традиция, привычка

11

  • 'По старой привычке'; '40 лет праздновал'; 'воспитан на старых традициях'; 'с детства привыкла – воспитаны так'; 'всю жизнь для нас это был особенный день'; 'традиции – всегда отмечал'; 'многолетняя привычка'; 'мы как праздновали, так и будем праздновать'; 'привык – всегда отмечали этот праздник'; 'сколько лет живу – всегда праздную'; 'я с 35-го года, и все время праздную'.

Праздничная атмосфера, атрибутика

8

Демонстрации, народные гуляния

4

  • 'Каждый год хожу на демонстрацию'; 'мне нравилось принимать участие в демонстрациях'; 'народ собирается, демонстрации'; 'раньше народ выходил на демонстрации'; 'раньше было гулянье, веселье'.

Праздничное настроение, веселье, радость

4

  • 'Люди радуются, веселое настроение, надежда на лучшее'; 'праздничная атмосфера'; 'чувствуется праздничное настроение'; 'раньше все искренне веселились в этот день'; 'в этот день как-то настроение особенное'; 'оживление людей, веселье'; 'праздничное настроение у всех, и оно передается и мне'; 'много было общего подъема и радости'.

Встречи с друзьями

1

  • 'Встреча с друзьями'; 'это встречи старых друзей'; 'общение с друзьями'.

Хорошие воспоминания, ностальгия по прошлому

7

  • 'Ностальгия по старому, хорошему'; 'воспоминания о счастливом времени'; 'память о хорошей жизни'; 'тогда мы жили лучше, честнее, у власти было меньше пройдох, жуликов, трепачей, демагогов'; 'теплые воспоминания с детства'; 'жили лучше, была работа'; 'все связано с ним: детство, юность'; 'этот день напоминает о том, как хорошо жили'; 'хорошие воспоминания детства, яркие, потому и люблю этот день'; 'молодость, детство мое, юность'.

Весна

3

  • 'Весна, солнце'; 'весна, обновление, другое дыхание у человека'; 'весна, красота, пробуждение природы'; 'просыпаются природа и люди'; 'весна, тепло, хорошо'; 'ближе к теплу'; 'ассоциация с весной'.

Семейное событие, совпавшее с праздником

2

  • 'Мой день рождения'; 'день рождения родителей'; 'день рождения супруги'; '1 мая – первое свидание, 8 мая – свадьба, и 27 лет замужем'; 'сына родила первого'.

Это история

1

  • 'Связан праздник с историей России'; 'должны знать историю'; 'при Ленине возник – наша история'.

Выезд на природу

<1

  • 'Можно уехать на природу после долгой зимней спячки'; 'едем за город'; 'едем на дачу'.

Другое

1

  • 'Учитывая работу, особенно приходится напрягаться'; 'это начало месяца'; 'для меня все праздники – особые дни'; 'люблю пирушки'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

57

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ДЛЯ ВАС 1 МАЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Обычный день, выходной

14

Просто выходной

4

  • 'Лишние выходные'; 'для меня – просто день отдыха'; 'большие выходные – это еще не говорит о том, что этот день особенный'; 'дополнительный выходной'; 'выходной, и все'; 'просто хороший выходной'.

День как день

3

  • 'Это просто будний день'; 'такой же день на селе'; 'ничем не отличается от других дней'; 'я пенсионер, для меня все дни одинаковые'; 'для меня это обычный день'; 'просто день'.

Обычный праздник, есть более значимые праздники

3

  • 'Потому что есть другие, более значимые даты'; 'дань традиции, и только'; 'как и все другие праздники'; 'для меня все праздники одинаковы'; 'праздник, как и все остальные'; 'есть более значительные для меня праздники'; 'был всегда 1 мая не особый праздник для меня'; 'Пасха лучше'; 'не особо важный праздник, другое дело – 9 мая'.

Это вообще не праздник

2

  • 'Для меня это не праздник'; 'праздновать нечего'; 'а с чего праздновать?'; 'никогда не считал праздником'; 'просто не является'; '1 мая сейчас не является праздником'; 'не воспринимаю его как день труда, как праздник'; 'он никогда им не был'.

Рабочий день

1

  • 'Потому что работаю каждый день'; 'из-за работы – у меня скользящий график'; 'потому что мы всегда в работе и не замечаем праздников'; 'у меня это рабочий день'; 'обычный рабочий день'; 'в этот день я просто работаю'.

Этот день перестали праздновать

1

  • 'Никто его не празднует'; 'мы его перестали праздновать'; 'сейчас его широко не празднуют'; 'уже сколько лет не празднуем'; 'его теперь не празднуют'; 'перестали отмечать как праздник'.

Это праздник другой эпохи

11

  • 'Все изменилось, и нет больше праздника – украли'; 'изменилась политика'; 'это советский праздник'; 'может быть, слишком молоды, и этот праздник ни с чем не связан'; 'другое время наступило'; 'не существует государства, в котором жили, другой образ жизни и приоритеты'; 'у каждого времени свои праздники, это праздник наших родителей'; 'все ушло в прошлое'; 'в связи с демократией в нашей стране этот праздник утратил свою силу'; 'в эпоху канули'.

Отсутствует праздничная атмосфера, атрибутика

4

Нет праздничного настроения, чувства радости

3

  • 'Нет того веселья, что было'; 'уже не чувствуется, нет такого настроя и энтузиазма'; 'нет праздничного настроения'; 'утратили радость'; 'не чувствую подъема настроения'; 'нет такого задора, веселья'.

Нет демонстраций, народных гуляний

2

  • 'Потому что нет демонстраций, торжеств'; 'раньше на демонстрацию ходили, а сейчас – ничего'; 'нет ни демонстраций, ни шариков, ни флажков'; 'парада нет'.

Неинтересно

1

  • 'Это было интересно, сейчас этого нет'; 'сейчас праздники проходят неинтересно'; 'некуда пойти, стало неинтересно'.

Сейчас не до праздников

4

Тяжелые условия жизни

3

  • 'Жизнь такая непраздничная'; 'в деревне хозяйство, двор – не до праздника, уборка'; 'стали жить хуже, и рабочему человеку не до гулянки'; 'какой мне сейчас праздник: нищенская пенсия'; 'если есть деньги – праздник, нет – нет праздника'; 'слишком тяжелая жизнь'; 'жизнь такая, что не до праздника'; 'жизнь сейчас трудная'; 'у меня четверо детей, и все инвалиды – какой для меня праздник?'.

Работа на садово-огородном участке

1

  • 'Весна, гряды копать надо'; 'работа на даче'; 'открытие дачного сезона важнее'; 'много работы в огороде'.

У людей нет сплоченности, коллективизма

1

  • 'Раскол среди народа'; 'нет сплоченности'; 'стерся в памяти – пропадает чувство коллективизма'; 'исчезла народная солидарность – причина возникновения праздника'; 'нет единения в стране'; 'нет солидарности трудящихся'; 'патриотизма нет, у всех расчетливость на уме, люди стали разобщены'.

Это искусственный праздник

1

  • 'Всегда считал, что это праздник надуманный, искусственный'; 'сейчас это какой-то искусственный праздник, не нужный никому'; 'это был надуманный праздник'; 'надуманный праздник, ничего не означает'; 'он не для народа, а для галочки'.

Мне это безразлично

1

  • 'Для нас сейчас все безразлично'; 'я к этому равнодушна'; 'все равно'.

Личные причины

1

  • 'Нет в жизни ничего важнее здоровья'; 'болезнь не дает покоя'; 'я не люблю праздник с пьянкой'; 'брат умер в это время'; 'дочь живет далеко, я одна и не с кем праздновать'.

Другое

1

  • 'СМИ сыграли свою роль'; 'это просто праздник весны'; 'в России и так много бесполезных праздников'; 'все связано с профсоюзами'; 'от того, какое я отношение имею, ничего не зависит'; 'достали этим праздником еще в школе'; 'мне он не близок по духу'; 'религиозные убеждения'; 'не знаю, что празднуем столько дней'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

64

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О БУДУЩЕМ, КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЧТО ПОМНИТЬ О 1 МАЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Должны знать историю

20

История страны

15

  • 'Дети должны знать историю страны'; 'историю нашей страны будущие поколения должны знать в полном объеме'; 'все должны знать и помнить историю России'; 'что был социализм, праздник всех трудящихся бывшего Союза'; 'должны знать историю своих дедов: как они работали, какие были праздники'; 'это память о нашем прошлом'; 'поколениям надо знать о советском прошлом'; 'для кругозора исторического должны знать'; 'все должны знать историю'; 'это историческая дата'; 'этот праздник исторический'; 'ну, как историю, и больше нечего'.

История праздника

5

  • 'Должны знать историю, происхождение праздника'; 'историю должны знать: откуда пошло и для чего'; 'историю должны знать: в этот день в Америке была проведена первая демонстрация рабочих'; 'должны знать, с чем это связано, почему отмечают'; 'знать, при каких обстоятельствах возник этот праздник и что он символизировал раньше и сейчас'; 'все должны знать, кто и когда его организовал, что маевки собирались'; 'что это за праздник, в честь чего он появился'.

Нужно помнить всё

1

  • 'Буквально всё'; 'нужно всё помнить'; 'да всё'; 'все должны всё помнить'; 'всё, с чем связан этот праздник'.

Праздник труда

12

  • 'Должны запомнить, что 1 мая – это праздник труда'; 'это был праздник людей труда'; 'без труда не выловишь рыбку из пруда'; 'что это праздник тружеников'; 'был праздник труда, всех работающих людей'; '1 мая – праздник трудящихся'; 'если работаешь, то этот праздник – для тебя'.

День солидарности трудящихся

8

  • 'День дружбы'; 'что было, действительно, содружество людей, единение трудящихся'; 'все трудящиеся солидарны'; '1 мая – день солидарности трудящихся'; 'что был такой праздник – день солидарности всех трудящихся'.

Должны знать, что это праздник

6

  • 'Должны знать и помнить, что есть такой праздник'; 'дети должны знать, но никто не сможет передать детям ту радость, которую получали мы'; 'должны не забывать об этом'; 'что это – праздник'; 'просто помнить об этом дне'; 'знать, что был такой день – 1 мая'.

Праздничная атмосфера, атрибутика

6

Демонстрации, праздничные мероприятия

3

  • 'Весь город выходил на демонстрацию'; 'то, что помним мы, – парады, субботники'; 'салют – это самое первое'; 'все трудящиеся шли в колоннах, и каждый – в своем коллективе'.

Радость, веселье, праздничное настроение

3

  • 'Как люди веселились, как праздновали'; 'было весело, хорошо'; 'что это был, действительно, праздник веселья, добра, радости'; 'веселое настроение, гуляния'; 'было хорошо, приятно, отдыхали'.

Праздник весны

3

  • 'Это праздник начала настоящей весны'; 'первый день весны'; 'был весенний праздник'; 'самый первый праздник весны'; 'день весны'.

Праздник мира

3

  • 'Это мирный праздник'; 'о мире'; 'день мира'.

Всенародный праздник

2

  • 'Это праздник всех людей – и простых, и богатых'; 'что был праздник народа, всех людей'; 'должны знать, ведь это праздник для всех'; 'всенародный праздник до войны и после войны'; 'когда-то это был великий праздник для народа'.

Хороший праздник

2

  • 'Что это красивый праздник'; 'очень хороший праздник'; 'светлый, добрый, хороший праздник'; 'какой это хороший праздник'.

Лозунги

1

  • 'Труд, май, мир'; 'лозунги: дружба, мир, братство'; 'мир, май, труд – ничего в этом плохого нет'.

Другое

1

  • 'Это выходной день, государство дает возможность народу начать посевную на садовых участках, побыть побольше в семейном кругу'; 'правительство должно обеспечить нормальные условия труда, тогда это будет праздником'; 'надо придумать новое название празднику'; 'людей прекрасных – таких, как Ленин, – не забывать'; 'да я и сам не знаю, откуда пришел этот праздник'.

Помнить об этом не нужно

5

  • 'Ничего не должны помнить, никакой это не праздник'; 'ничего особенного'; 'забыть все, как страшный сон'; 'про 1 мая вообще можно забыть'; 'а зачем о нем знать? История обновляется, уже есть новые праздники'; 'не будут помнить – и ничего страшного не произойдет, у нас и так много праздников, без 1 мая'; 'ничего, все это уже отжило'; 'нет, время изменилось, другие будут праздники'; 'не должны, у них свое будущее'.

Историческая память утрачена

3

  • 'Сейчас по истории уже не говорят об этой дате'; 'да ничего не знают, а откуда?'; 'идеал потерян, нечего передать следующим поколениям об этом'; 'ничего они не будут знать, истории сейчас нет'; 'они не знают этого праздника и знать его не хотят'; 'сейчас молодое поколение не прислушивается к старикам, наши праздники им не нужны'; 'следующему поколению уже неинтересно'; 'знать-то они должны, только понимать они ничего не хотят – лишь бы выпить и побезобразничать'; 'мы им ничего не внушим, они живут своей жизнью'; 'они даже Пушкина не знают – какое 1 мая?'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

42

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 апреля 2003 г. 1500 респондентов.


 
3.Приложение.Таблицы

ДЛЯ ОДНИХ ЛЮДЕЙ 1 МАЯ - ОСОБЫЙ ДЕНЬ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ. ДЛЯ ДРУГИХ 1 МАЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1001721461427294047533328392037311226343212183827259162291451004950303238
первая 45506445663750474644354255553943484846454140484543395549453831454050324753
вторая 4542274625544439454555483533514644434345505044#47493546435529525847645045
затрудняюсь ответить 10810999514101110111012911891110810816101210512739324422


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 апреля 2003. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.





База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > Р’ > Доминанта 16 от 24 апреля 2003 г. (16 Пента) > 1 мая