Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/az/Р’/429_1993/dd022238




От исполнительной власти ожидают исполнительности

06.06.2002 [отчет] [ Опрос населения ]







 


Почти половина россиян (46%) полагает, что нынешнее правительство справляется со своими обязанностями удовлетворительно. По мнению 26% опрошенных, оно работает плохо, а 7% считают, что очень плохо. Положительно оценивают деятельность Кабинета министров 12% респондентов. Наиболее лояльна по отношению к правительству молодежь, тогда как респонденты старшего возраста и сторонники Г. Зюганова настроены значительно более критично.

Вопрос: 'Как, по Вашему мнению, нынешнее российское правительство сегодня справляется со своими обязанностями – отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?'


 

Все

Возраст

18–35 лет

36–50 лет

старше 50 лет

Отлично

0

0

1

0

Хорошо

12

19

10

8

Удовлетворительно

46

51

52

40

Плохо

26

18

27

32

Очень плохо

7

5

4

10

Затрудняюсь ответить

8

7

6

10



Из высказываний участников ДФГ и экспертного опроса видно, что понимается под удовлетворительной работой правительства, – речь идет о том, что Кабинет министров не допускает провалов и слишком грубых ошибок. Хотя особые достижения тоже отсутствуют. На фоне предыдущих правительств нынешнее смотрится вполне прилично.
  • 'Работа правительства меня устраивает: люди работают, пишут законы. Но не все у них получается. Взять прошлое правительство: царей, Петра I – не все были довольны, не все у них получалось. У Ельцина, Горбачева тоже не все получалось. Работает. Будем с надеждой наблюдать' (ДФГ, Самара).


  • 'Я считаю, что по сравнению с прежними правительствами – лучше, прежде всего потому, что этому правительству удается вносить массу полезных законопроектов и добиваться их принятия. К таким законам я отношу альтернативную службу, налоги и землю. Поэтому мне кажется, что оно гораздо лучше' (эксперт, Кемерово).


  • 'Я думаю, что оно справляется со своими обязанностями более-менее хорошо, потому что это правительство, которое пытается проводить какие-то реформы и которое довольно логично может объяснить свои действия. Правительство, при котором не произошло никаких ужасающих срывов, которое не сделало больших ошибок' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'Я думаю, что удовлетворительно. Потому что в экономическом плане жизнь не становится хуже и труднее, но и не становится зримо лучше. Так идет поступательное движение, но нельзя сказать, что оно в достаточном темпе продвигается вперед' (эксперт, Калининград).
За последние полгода отношение населения к деятельности правительства несколько ухудшилось. Число респондентов, оценивающих его работу как удовлетворительную, сократилось на 8 п. п., а число тех, кто считает, что правительство работает плохо или очень плохо, возросло.

Вопрос: 'Как, по Вашему мнению, нынешнее российское правительство сегодня справляется со своими обязанностями – отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?'


 

6 октября 2001 г.

25–26 мая 2002 г.

Отлично

0

0

Хорошо

12

12

Удовлетворительно

54

46

Плохо

22

26

Очень плохо

6

7

Затрудняюсь ответить

6

8

  • 'Я об этом правительстве не хочу сказать ничего хорошего, потому что идет все к развалу. Я уже говорил об этом. У нас ничего не понять. Только один развал идет капитальный. Вот добавили зарплату, пенсию. Прежде чем добавить, они до добавки наценяют, и после добавки еще наценят' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Плохо. Практически ни одна проблема, стоящая перед обществом, не выполняется. Не меняется жизнь к лучшему. Россия утрачивает свои позиции на мировой арене, поэтому здесь трудно оценить положительно' (эксперт, Красноярск).
Для значительной части россиян слово 'правительство' обозначает власть в целом, поэтому, отвечая на вопросы, многие респонденты говорили не столько о Кабинете министров, сколько о власти вообще. Таким образом, наблюдается некоторый рост недовольства властью, который, очевидно, объясняется тем, что не оправдываются ожидания быстрых позитивных перемен.

Из ответов участников ДФГ видно, насколько размыты в массовом сознании представления о полномочиях правительства и других органов власти. На правительство, как и на власть в целом, принято возлагать ответственность за все, что происходит в стране. Ему зачастую приписываются функции других органов власти, от него ждут решения частных проблем – в том числе и таких, которые при рыночной экономике власть решать не должна и не может.
  • 'У нас в России существует работа такая – магазины техники. Они получают разрешение от правительства. Так наше правительство хотя бы должно отдать указание, чтобы они брали людей на работу, учили. Понимаете, чтобы платили нормально. Вот они покупают эти места, правительство берет эти деньги, а как дальше пойдет эта работа для народа, им неинтересно, главное, что забирает правительство с них деньги. Если они разрешили это арендовать, то хотя бы пункт в договоре сделали, чтобы брать российский народ, – ни приезжих, ни хохлов, а именно москвичей' (ДФГ, Москва).
У россиян сильна патерналистская установка по отношению к власти, поэтому от правительства некоторые граждане ожидают опеки и заботы, требуя, чтобы оно 'знало нужды народа', 'думало о народе'.

Респондентам было предложено ответить на открытые вопросы о том, с какими задачами нынешнее правительство справляется лучше всего, а с какими – хуже всего. Учитывая, что, как уже говорилось, под правительством часто понимается власть в целом, речь часто идет об успехах и неудачах власти. Среди успехов чаще всего упоминались результаты работы в социальной сфере (14%). Респонденты говорили, что правительство 'повышает зарплаты, пенсии – это, конечно, большие плюсы' (7%), 'выплачивает вовремя пенсии и зарплаты бюджетникам' (5%), 'обращает внимание на пенсионеров' и на представителей других социально не защищенных групп населения (3%).

По мнению 7% опрошенных, российское правительство успешно справляется с внешнеполитическими вопросами: 'налаживание связей с Западом', 'в области международных отношений хорошо справляются'.
  • 'Из положительного я только одно могу сказать: я считаю, что внешнюю политику сейчас правильную проводят. Нужно активно участвовать. Россия удачно подловила момент, 11 сентября, эти все проблемы. И правительство держало это под контролем – старалось, во всяком случае. Как бы там ни было, но мы должны участвовать, я считаю. И в Германии он там удачно выступил, и в Америке' (ДФГ, Новосибирск).
Об экономических успехах говорят 5% респондентов: 'начали работать заводы', 'стабилизация экономической обстановки в стране', 'экономика стала двигаться в положительную сторону'.
  • 'В общем, не плохо справляется, удовлетворительно. Поскольку все-таки отмечается экономический рост по зарубежным данным, а не только по нашей статистике. Достаточная стабильность и в экономике, и в обществе. Это можно констатировать. А как? За счет нефти, конечно, продажи ресурсов, но тем не менее что-то получается' (эксперт, Саратов).


  • 'Деятельность правительства – это устойчивая наметившаяся тенденция к росту. Это, скажем, по своим ощущениям я это описываю. У меня значительно более оптимистичный настрой, чем, скажем, это отражается в каких-то цифрах, выдаваемых правительством. Я просто вижу, как на глазах рекламный рынок оживает, я вижу, что у моих клиентов, с которыми я не первый год работаю, дела идут все лучше и лучше. Люди строятся, увеличиваются оборотные капиталы. Причем люди смело вкладывают деньги в дело – не прячут, не копят, не открывают другие предприятия на каких-то подставных людей, на родственников, смело работают сами и без маски. Скажем так, настроение в бизнес-кругах, в бизнес-сообществе смоленском в достаточной степени оптимистично. Для меня это главный критерий работы правительства' (эксперт, Смоленск).
Отдельно упоминается работа МЧС и лично С. Шойгу (1%): 'со своими обязанностями справляется только Шойгу', 'МЧС России работает хорошо'.
  • 'В целом к работе правительства отношусь отрицательно. Единственное, что я хотела бы выделить, – Министерство по чрезвычайным ситуациям работает. Если что случается, то все мощно и впереди планеты всей' (ДФГ, Самара).
Даже отвечая на вопрос об успехах правительства, многие респонденты не могли не сказать о его недостатках. Так, 3% участников опроса отмечают, что члены правительства заняты прежде всего личным обогащением: 'оно [правительство] лучше всего справляется с вопросами о собственном обеспечении, как повысить себе зарплату – это они хорошо решают', 'о себе заботится лучше всего'. Еще 2% респондентов считают, что правительство занято 'разбазариванием народного богатства' и 'повышением цен'.
  • '1-й участник: Они все это делают для себя, они получают за это деньги – за что? Что вот они хорошего сделали в экономике? Они, конечно, получают такие же деньги, но за то, что они сидят и делают так, чтобы им было хорошо, ихним детям было хорошо, правнукам. У каждого за границей там и дома, и счета, вот что они. Только для себя.
2-й участник: Они обеспечивают жизнь своим детям и внукам там, за границей' (ДФГ, Москва).

Социальная сфера лидирует не только в перечне успехов, но и среди неудач правительства (23%), что неудивительно, так как именно социальные вопросы, имеющие непосредственное отношение к повседневной жизни, больше всего волнуют россиян. О том, что правительство не в состоянии поднять уровень жизни населения, говорится в 12% ответов: 'люди живут на грани голода'. Жалуются на то, что не ведется борьба с безработицей, 5% респондентов, а 4% опрошенных считают, что правительство плохо справляется с социальными проблемами в целом. Среди социальных вопросов, которые не решаются, также называют проблемы молодежи (2%) и беспризорных детей (1%), жилищный вопрос (2%), образование и здравоохранение (1%).
  • 'Ну, в общем-то, недоверие к правительству у нас почему? Мы сейчас экономически очень плохо живем. У нас маленькие зарплаты, мы не можем себе ничего позволить. И поэтому хорошего отношения к нашему правительству у нас быть не может. Я не знаю, у кого может быть хорошее отношение к правительству. Вначале идет хлеб насущный, а потом уже – духовное' (ДФГ, Новосибирск).
Помимо нерешенных социальных вопросов, вызывает нарекания работа правительства в области экономики (18%). Респонденты выражают недовольство ростом цен (6%): 'только цены добавляют – это их работа', отсутствием экономического роста (5%), состоянием сельского хозяйства (6%) и промышленности (3%): 'не умеют, не могут восстановить производство'.
  • 'Сельское хозяйство – в полнейшем загоне. Город еще выживает, а село – я не знаю, как они живут. Медленно спивается – и больше ничего, там точно никто не рождается' (ДФГ, Самара).


  • 'Правительство не смогло обеспечить какой-то рост экономики, не связанный с внешними факторами, – как цены на нефть. Вот это главное' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'Тот задел, который дал дефолт 98-го года, да, он дал толчок развитию отечественного промышленного производства. Все эти резервы исчерпаны, и мы опять начинаем пробуксовывать. За это время, в котором работало правительство Касьянова, не было найдено каких-то новых подходов к тому, чтобы промышленность перестроить, по-прежнему продаем сырье, за которое теперь уже не получаем той валюты или тех финансов, которые мы получали, когда произошел дефолт и изменение курса доллара и рубля' (эксперт, Кемерово).
По мнению респондентов, правительство не справляется с преступностью (8%), не может 'уладить войну в Чечне' (3%) и укрепить армию (2%). Его обвиняют в невнимании к нуждам народа (3%): 'для народа ничего не делается' и отсутствии реальных дел (2%): 'одна болтовня, говорильня'.
  • 'Я уже говорила, что мне кажется, что у нас правительство живет само по себе, а народ – сам по себе. В первую очередь они о себе заботятся, наверное, а потом уже о народе' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Я хочу сказать, что они бросили нас, о народе не думают. А за счет производства обогащается начальство заводское. Специально предприятия банкротят, чтобы на этом кто-то мог обогатиться' (ДФГ, Самара).
Сравнивая нынешнее правительство с предшествующими, респонденты чаще всего ставили на первое место правительство В. Путина (36%). Далее по популярности следуют правительства Е. Примакова (17%) и М. Касьянова (10%). Среди сторонников коммунистов правительство Е. Примакова оказалось значительно более популярным, чем путинское.

Вопрос: 'Какое российское правительство, на Ваш взгляд, было самым лучшим, какое Вы бы поставили на первое место?'
(Карточка, один ответ.)

 

Все

Голосовали бы за...

В. Путина

Г. Зюганова

Правительство В. Путина

36

50

18

Правительство Е. Примакова

17

11

41

Правительство М. Касьянова

10

10

10

Правительство Е. Гайдара

2

3

0

Правительство В. Черномырдина

2

2

1

Правительство С. Кириенко

2

2

1

Правительство С. Степашина

2

2

5

Затрудняюсь ответить

28

21

24



Судя по полученным данным, в оценке деятельности правительства респонденты, прежде всего, ориентируются на личность его главы, а так как В. Путин является в глазах россиян наиболее авторитетной политической фигурой, то неудивительно, что его правительство называют лучшим. Возможно еще одно объяснение: так как респонденты нередко ставят знак равенства между правительством и властью, а В. Путин находится на вершине властной иерархии, то под его правительством многие понимают нынешнюю власть в целом, а не Кабинет министров, который он когда-то возглавлял.

Интересно, что среди участников экспертного опроса наблюдается совсем иная картина. На первое место со значительным отрывом выходит правительство Е. Примакова, далее следуют правительства М. Касьянова и Е. Гайдара (которое участники общероссийского опроса оценивают крайне низко), а правительство В. Путина занимает только четвертое место.

Во взаимоотношениях правительства и президента, по оценкам россиян, доминирует президент. По мнению большинства респондентов (61%), правительство должно руководствоваться указаниями главы государства, и только 25% опрошенных полагают, что оно должно действовать самостоятельно. Среди последних можно выделить две группы, руководствующиеся разными мотивами. Во-первых, это сторонники Г. Зюганова; для них самостоятельное правительство – это правительство, отстаивающее интересы народа, которые, по их мнению, политика В. Путина ущемляет. Во-вторых, это наиболее образованная часть общества, для которой самостоятельность правительства и отсутствие давления на него со стороны президента является показателем демократичности общества. Надо отметить, что среди экспертов сторонников самостоятельности правительства больше, чем противников. Тем не менее для населения в целом более приемлемой является ситуация, когда правительство полностью подчиняется президенту. Это объясняется не только представлениями о функциях главы государства, но и положительным отношением лично к В. Путину. Вполне вероятно, что если бы президент был менее популярен, то респондентов, выступающих за самостоятельность правительства, было бы существенно больше.
  • 'Я считаю, что правительство с президентом должны действовать в одном ключе. Как это – самостоятельно президент и самостоятельно правительство? Это уже будет конфликт' (эксперт, Рязань).


  • 'Мне кажется, что оно [правительство] должно действовать самостоятельно. Руководствоваться указаниями президента, выполнять основные стратегические направления... Но ...все-таки опираться на опыт тех специалистов, которые работают в правительстве' (эксперт, Калининград).
Из приведенных выше цитат видно, что само понятие 'самостоятельность' в отношении правительства может восприниматься по-разному. Самостоятельность в положительном смысле подразумевает не только наличие собственной позиции по ключевым вопросам, но и способность справиться с работой своими силами, профессионализм. Самостоятельность в отрицательном смысле ассоциируется респондентами и экспертами с действиями, идущими вразрез с волей президента, с нежеланием конструктивно сотрудничать.

Более половины респондентов (54%) считают, что нынешнее правительство руководствуется указаниями президента, о его самостоятельности говорят 24% участников опроса. Однако несамостоятельность правительства вовсе не вменяется ему в вину, а скорее воспринимается как достоинство. Как видно из приведенный ниже данных, респонденты, отметившие, что правительство руководствуется указаниями президента, более склонны положительно оценивать его деятельность.

Вопрос: 'Как, по Вашему мнению, нынешнее российское правительство сегодня справляется со своими обязанностями – отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?'


 

Все

Вопрос: 'Как Вы считаете, нынешнее правительство руководствуется указаниями президента или действует самостоятельно?'

руководствуется указаниями президента действует самостоятельно затрудняюсь ответить

Отлично

0

0

1

0

Хорошо

12

14

11

9

Удовлетворительно

46

52

43

36

Плохо

26

23

32

26

Очень плохо

7

5

10

9

Затр. ответить

8

6

3

19



Представители региональных элит по-разному оценивают отношения между президентом и правительством. Одни находят их вполне конструктивными, у других вызывает недовольство недостаточная самостоятельность правительства и сильное влияние президента.
  • 'Я считаю, то, что у нас происходит в стране, нормально. Президент не кулуарно, не за кулисами, не под ковром, не с помощью интриг – официально объявил о недостатках правительственной программы, указал, потребовал. Ведь чиновничий мир – или круговая порука, или исполнение своих обязанностей' (эксперт, Краснодар).


  • 'Вы знаете, как я понимаю, на сегодняшний день президенту удалось, в первую очередь, соучаствуя в кадровом формировании правительства, создать вот такую достаточно конструктивную рабочую атмосферу взаимодействия между президентом и правительством' (эксперт, Екатеринбург).


  • 'Сейчас влияние очень значительное, но оно не подавляющее. Президент отслеживает все сферы деятельности, но вмешивается не во все' (эксперт, Саратов).


  • 'Вы знаете, есть ощущение авторитарности. Эти популистские типичные такие оттаскивания за уши мне не очень нравятся. Пустые, ничего не значащие президентские фразы: надо лучше вот здесь, вот там. Лучший друг всех строителей, лучший друг всех экономистов. Ну, опять же я не вижу в окружении президента людей, на мнение которых можно было бы полагаться. А в правительстве есть люди серьезные, которым можно доверять' (эксперт, Смоленск).
За последние несколько лет отставки правительства перестали быть привычным явлением, что отразилось и на результатах опроса. Если в 2000 году число тех, кто считал отставку правительства чрезвычайной мерой, и тех, кто видел в этом заурядное событие, было примерно равным, то сегодня все больше россиян расценивает эту меру как чрезвычайную. При этом существенно возросла доля респондентов, затрудняющихся ответить на данный вопрос.

Вопрос: 'Одни считают, что отставка правительства – мера чрезвычайная, и всегда сопровождается кризисом. Другие считают, что отставка правительства – вполне обычное событие, и совсем не обязательно сопровождается кризисом. С каким мнением Вы согласны?'


 

2 декабря 2000 г.

25–26 мая 2002 г.

С первым

41

49

Со вторым

40

31

Затр. ответить

1

20

  • 'Потому что если часто менять – пока войдет в курс дела, пока он то, пока он сё, пока он обживется. Значит, его выгнали, новый начинает в курс дела входить, опять обживаться – и все. А если он не делает, плохо работает, второй – где гарантия, что другой будет делать?' (ДФГ, Москва).
Считают, что смена правительства возможна только тогда, когда оно не справляется со своими обязанностями, провалило работу, 52% опрошенных. По мнению 28% респондентов, правительство должно уйти в отставку, если перед страной встают новые задачи, для решения которых нужны новые исполнители.

На фоне общего настороженного отношения к практике внеочередной смены правительств как таковой растет число сторонников отставки существующего Кабинета министров. Хотя большинство россиян (53%) полагают, что нынешнее правительство еще не исчерпало свой потенциал, доля тех, кто считает, что оно заслуживает отставки, увеличивается.

Вопрос: 'Нынешнее российское правительство работает уже два года. Как Вы считаете, сейчас правительство заслуживает или не заслуживает того, чтобы его отправили в отставку?'


 

2 декабря 2000 г.

3 марта 2001 г.

25–26 мая 2002 г.

Заслуживает

12

23

26

Не заслуживает

64

53

53

Затр. ответить

24

24

21

  • 'Я почему за отставку? Потому что знаю, что на местах к президентской программе готовятся уже давно новые политические кадры. То есть кем заменить – есть. Это абсолютно точно. Значит, надо этих людей, специалистов, привлечь и сделать так, чтобы у них был общий круг вопросов, которые они взялись бы решать' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Может быть, его все менять не надо. Но сменить – и новых набрать профессиональных людей. И чтобы они находили общее мнение. Приходили к общему мнению' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Модератор: Скажите, как бы вы сейчас отнеслись к отставке правительства и почему?
Участница: Я бы отнеслась отрицательно: коней на переправе не меняют. Что менять? Все правительство останется. Что это будет – волна, всплеск инфляции и т.д. Каких-то назначенцев надо поменять – и все.

Участник: Согласен, что все менять не надо, надо только отдельные перемещения делать' (ДФГ, Самара).