|
Значительно участившиеся в последнее время природные катаклизмы и катастрофы вывели деятельность Министерства по чрезвычайным ситуациям на первые полосы в сообщениях электронных и печатных СМИ. Данные опроса показывают, что это ведомство очень популярно среди наших сограждан. Доля опрошенных, способных высказать свою точку зрения по поводу деятельности МЧС и его руководителя, оказалась значительно более высокой, чем в случаях, когда речь шла о других министерствах. Формированию мнений респондентов в решающей степени способствовало активное освещение в СМИ происходящих стихийных бедствий и роли МЧС в ликвидации их последствий: согласно данным, абсолютное большинство участников общероссийского опроса (96%) за последние полгода лично не встречались со спасателями МЧС.
- '
1-й участник: Мы получаем информацию только из СМИ.
2-ая участница: Судя по информации из СМИ, они работают достаточно удовлетворительно.
3-й участник: СМИ показывают их очень с положительной стороны' (ДФГ, Воронеж).
- '
1-й участник: На мой взгляд, они работают хорошо, и у них есть резервы, есть возможность работать еще лучше.
2-й участник: По телевизору показывают, что они работают хорошо.
Модератор: А в чем именно это проявляется?
2-й участник: Оперативно везде приезжают, все делают быстро, хорошо. Я с ними не сталкивался, но то, что показывают, мне нравится' (ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Часто слышу о них в новостях хорошее'; 'слышала о них, видела по ТВ'; 'впечатление по СМИ'
(открытый вопрос).
Более половины опрошенных (54%) полагают, что МЧС сегодня работает хорошо, а среди респондентов с высшим образованием придерживаются такой точки зрения 61%. Одним из основных обстоятельств, позволяющих респондентам высоко оценивать работу МЧС, является эффективное исполнение подразделениями этого ведомства своих прямых обязанностей, а именно – ликвидация последствий стихийных бедствий и иных природных и техногенных катастроф. Именно на это указали примерно треть всех ответивших на открытый вопрос о том, почему они оценивают деятельность МЧС позитивно (16% в целом по выборке).
- 'Работали хорошо во время наводнения'; 'работают при разных катаклизмах, авариях'; 'сужу по оказанию помощи после смерчей и наводнений в Краснодарском крае'; 'помогают при наводнениях, взрывах'; 'была оказана помощь людям, пострадавшим от стихийных бедствий'
(открытый вопрос).
Для трети опрошенных, вынесших положительную оценку деятельности МЧС (15% по выборке в целом), решающим фактором является оперативность и мобильность спасателей. Эти люди всегда готовы прийти на помощь, говорят респонденты, они 'везде первые', и это обстоятельство вызывает только уважение и восхищение:
- 'Быстро собираются, всегда готовы на выезд'; 'вовремя реагируют'; 'быстро выезжают в места, где беда, быстро выполняют свои обязанности'; 'во всех точках они в первую очередь появляются'; 'вовремя оказывают помощь'; 'высокая мобильность'
(открытый вопрос).
Специфика восприятия нашими согражданами МЧС заключается в том, что в массовом сознании это министерство практически отождествляется с оперативными службами, выполняющими его распоряжения на местах: представления респондентов о работе министерства всецело определяются их представлениями о работе рядовых спасателей. Эта особенность, характеризующая восприятие МЧС, видна еще нагляднее при сравнении отношения к этому ведомству – и к другим: в большинстве предыдущих случаев министерства отождествлялись с работой бюрократического аппарата, что априори вызывало определенное отчуждение и в значительной степени сказывалось на вынесении оценки работе соответствующего ведомства. В данном же случае положительная оценка действий рядовых спасателей до известной степени воспроизводится в оценке работы всего Министерства – во многом именно по причине тождественности этих двух сфер для рядового гражданина.
Более чем для трети всех ответивших на вопрос, почему они оценивают работу МЧС хорошо (18% от общего числа опрошенных), главным критерием стало наличие конкретных результатов деятельности ведомства – 'их работа видна':
- 'Самые плодотворные, постоянно в труде'; 'выполняют свои обязанности'; 'делают свое дело как полагается'; 'видно их работу, и они справляются с ней хорошо'; 'есть много ситуаций, которые они отрабатывают на 'отлично'; 'их работу видно на деле, а не на словах'; 'неплохо справляется с поставленными задачами'
(открытый вопрос).
На обсуждениях в фокус-группах было обнаружено еще одно обстоятельство, которое в значительной степени способствовало формированию позитивного образа МЧС в глазах наших сограждан. Участники дискуссий упомянули о том, что именно российские спасатели были задействованы в ликвидации последствий землетрясения в Турции, именно их умения и навыки пригодились после сильного наводнения в Германии минувшим летом. Респонденты подчеркивают, что МЧС высоко ценят за рубежом, и помощь, оказываемая российскими спасателями их западным коллегам, всегда своевременна и эффективна:
- 'То, что у нас хорошие специалисты, говорит тот факт, что их приглашают за границу работать и что никогда не отказываются от <их> помощи, всегда с удовольствием принимают. А то, что в нашей стране, при общем упадке, имеется отличное подразделение, – просто невероятно, лучше оно быть не может'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Нарекания в адрес работы Министерства по чрезвычайным ситуациям тоже слышались, хотя и значительно реже, чем позитивные отклики. В целом, негативные оценки деятельности МЧС давались в шесть раз реже, чем позитивные – 9% против 54%. В числе претензий, предъявленных респондентами к работе МЧС, было и обвинение в том, что российские спасатели действуют все же недостаточно оперативно – так считает десятая часть ответивших на соответствующий вопрос анкеты (1% всех участников опроса). Подобные высказывания звучали и на фокус-группах.
- 'Когда было на юге наводнение, те люди, которые там были, говорили, что помощь к пострадавшим приходила безумно долго, иногда вообще не приходила. Никого не было: ни МЧС, ни администрации – никого'
(ДФГ, Москва).
- 'Могли бы быстрее реагировать'; 'вовремя не принимают меры'
(открытый вопрос).
Причем медлительность, проявляемая иногда российскими спасателями, особенно раздражает опрошенных на фоне информации об отзывчивости МЧС на беды зарубежных стран.
- '
1-й участник: Судя по телевидению, нормально справляются: летают и в Турцию, и еще куда-то, где землетрясения.
2-ая участница: Как и должно быть.
3-я участница: А когда у нас случается...
4-ая участница: ...они медлят.
3-ая участница: За границу они быстро собираются, а у нас...' (ДФГ, Москва).
- '
1-й участник: Вот наша служба спасения неплохо справляется с последствиями землетрясений – они помогали Турции. Они были готовы оказать помощь Германии, когда она пострадала от наводнения. Но почему-то у нас в России, они, мне кажется, работают не совсем хорошо.
2-ая участница: Да, правильно.
3-я участница: Как показуха какая-то' (ДФГ, Воронеж).
В целом же претензии к работе Министерства по чрезвычайным ситуациям респонденты, оценивающие эту деятельность негативно (9%), сводят к двум основным группам.
Во-первых, говорится, что реальная работа Министерства заключается лишь в устранении последствий всевозможных природных катаклизмов и катастроф, однако ничего не делается для того, чтобы предотвратить их возникновение:
- 'Они действуют уже по случившемуся факту, а не предотвращают'; 'нужно предотвращать вовремя катастрофические ситуации, их не должно быть'; 'нет предупреждения чрезвычайных ситуаций'
(открытый вопрос, 1% ответов).
Во-вторых, респонденты указывают на определенную халатность и недобросовестность некоторых сотрудников МЧС по отношению к своей работе:
- 'Да по Ленску судим: все дома пришлось перестраивать'; 'не могут справиться с наводнением до сих пор'; 'никто не работает после наводнения, не разбирает завалы'
(открытый вопрос, 3% ответов).
Здесь же респонденты говорят и о летних подмосковных пожарах, которые в этом году были особенно сильными. Они полагают, что халатность руководства МЧС проявилась в том, что ситуацию не начали исправлять сразу, на первых этапах, а стали действовать, лишь когда едким дымом заволокло столицу:
- '
Участник ДФГ: А вот по поводу пожаров в Москве тоже можно отметить, что, в принципе, это было давно, в течение лета, а тушить стали только в конце.
Модератор: МЧС этим должно было заниматься?
Участник ДФГ: Я думаю, если пожарная служба к ним относится, то они должны были' (ДФГ, Москва).
- 'Допустили до сильных пожаров в Подмосковье. Они раньше были, но таких сильных, как в этом году, не было – ничего не делается'; 'тушение пожаров в Подмосковье'
(открытый вопрос).
Обратим внимание на одно обстоятельство: в массовом сознании практически отсутствует четкое представление о сфере компетенции и границах должностных обязанностей спасателей. Анализ рассуждений респондентов на фокус-группах и их ответов на открытые вопросы выявляет их незнание объема профессиональной ответственности спасателей: должно ли МЧС заниматься прогнозированием и предупреждением чрезвычайных ситуаций, и в какой момент ликвидации последствий стихийного бедствия спасатели уже имеют право уйти с 'поля боя'? Вероятно, подобная размытость представлений о границах профессиональной ответственности порождена спецификой подачи информации о МЧС средствами массовой информации: складывается впечатление, что в этой работе полностью отсутствует ежедневная рутина, а вся деятельность спасателей – исключительно подвиг.
Еще один фактор, влияющий на формирование негативной оценки деятельности МЧС, заключается в недостаточном финансировании нужд Министерства из госбюджета, и как следствие этого – плохое техническое оснащение сотрудников данного ведомства, сказывающееся на их способности эффективно исполнять поставленные перед ними задачи. В данном случае министерству адресуется обвинение, лишь частично относящееся к сфере его компетенции, – вопросы этого ведомства решаются, разумеется, не в его стенах.
- 'Нет нормального технического оснащения у спасателей МЧС'; 'средств нет, поэтому не могут работать на все 100%'; 'оно не обеспечивает своих сотрудников необходимыми средствами для технического оснащения'; 'плохое финансирование: порой нужных инструментов и приборов нет под рукой; 'техника допотопная'; 'плохо оснащены'
(открытый вопрос, 2% ответов).
- '
Модератор: Как работают сотрудники МЧС, как они справляются со своими обязанностями? Что способствует тому, чтобы они хорошо выполняли свои обязанности, а что мешает?
1-й участник: Мешает, как правило, низкая зарплата, а способствует – просто героизм. Это настоящие герои – все-таки работа-то у них опасная, а зарплата не соответствует, как правило.
2-ая участница: Я считаю, что, как и в других сферах, им не хватает снаряжения и всего такого – это тормозит всю деятельность' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Однако, проанализировав основные претензии респондентов к деятельности МЧС, можно заметить, что чаще всего они обращены ко всему ведомству или же его руководству, ответственному за принятие решений, в то время как работа непосредственных исполнителей – рядовых спасателей – оценивается весьма высоко. Так, в разной степени удовлетворены работой российских спасателей три четверти опрошенных (84%): 66% оценили ее на 'отлично' и 'хорошо', и еще 18% – на 'удовлетворительно'. Недовольных оказалось лишь 2% респондентов (оценки 'плохо' и 'очень плохо'); 14% затруднились с ответом. И при ответе на открытый вопрос о том, каким представляют себе респонденты современного спасателя, работающего в МЧС, 72% опрошенных указали на его позитивные личностные и профессиональные качества. По мнению респондентов, российские спасатели:
- физически развитые и здоровые люди: 'должно быть много здоровья'; 'сильный, здоровый, занимается спортом'; 'натренированный'; 'выносливый' (открытый вопрос, 20% ответов);
- хорошие профессионалы: 'специалист в своем деле'; 'мастер своего непростого дела'; 'знающий своё дело' (открытый вопрос, 12% ответов);
- дисциплинированные, ответственные, добросовестные люди: 'работают на совесть'; 'хорошо делают свое дело, высокая ответственность'; 'серьезный и обязательный человек'; 'делает свое дело до конца'; 'исполнительный'; 'обязательный, добросовестный' (открытый вопрос, 9% ответов);
- оперативные, быстро реагирующие на непредвиденную ситуацию: 'молниеносно реагируют на беду'; 'быстро, оперативно работают'; 'всегда готовы: звонок – и пошел'; 'быстро действует в критических ситуациях' (открытый вопрос, 7% ответов);
- спокойные, выдержанные, хладнокровные: 'психологически устойчивый'; 'с крепкими нервами'; 'не поддается панике'; 'хладнокровный человек' (открытый вопрос, 2% ответов).
- добрые, отзывчивые, внимательные: 'внимательный к людям и чужой беде'; 'готовые прийти на помощь в трудную минуту'; 'откликается на беду'; 'люди с большим сердцем' (открытый вопрос, 14% ответов);
- бескорыстные, самоотверженные: 'живет для людей'; 'жертвует своим здоровьем и жизнью, спасая других'; 'сами лезут в пекло'; 'не жалеют сил и жизни' (открытый вопрос, 5% ответов);
- люди долга, преданные своему нелегкому делу: 'парни отдают себя полностью работе'; 'беззаветно предан делу, исполняющий свой долг до конца'; 'болеют за работу'; 'любовь к профессии' (открытый вопрос, 1% ответов).
В целом, респонденты полагают, что эти люди заслуживают только уважения и преклонения: они ежедневно рискуют своей жизнью и здоровьем ради других людей. Это одна из самых сложных и опасных профессий – по мнению опрошенных, ее специфика такова, что спасатели должны уметь делать буквально все: и тушить пожар, и разбирать завал, и принимать роды:
- 'Туда берутся специалисты, туда и конкурс должен быть, потому что они должны быть и спортивные, и закаленные, уметь и строить, и спасать, и плавать. Ну все уметь: и пожарниками быть, и врачами – первую помощь оказывать. Это жизнь, это работа такая'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
И для многих опрошенных олицетворением образцового спасателя является глава МЧС Сергей Шойгу – недаром даже при ответе на открытый вопрос о том, какой образ современного российского спасателя сложился в их представлении, 6% респондентов просто назвали имя этого министра:
- 'Один образ: только Шойгу и Шойгу, главный он, и все'; 'Шойгу, во всех его ипостасях'; 'Шойгу – вот воплощение образа спасателя'; 'как Шойгу – настоящий спасатель'
(открытый вопрос).
Популярность С. Шойгу среди наших сограждан поистине удивительна: 75% опрошенных знают, кто возглавляет сегодня Министерство по чрезвычайным ситуациям, – этот уровень информированности в несколько раз выше аналогичного показателя для глав других министерств ('не знают' имени министра 17% респондентов, затруднились ответить 6%). При этом 77% опрошенных уверены, что С. Шойгу справляется со своей работой, противоположной точки зрения придерживается лишь 7% респондентов (затруднились с определением своей позиции 17%). Вполне предсказуемым выглядит и то обстоятельство, что участники фокус-групп отзываются о министре исключительно положительно:
- '
1-ая участница: Мне кажется, что он честный.
Модератор: А почему Вы так считаете?
1-ая участница: Во всяком случае, создалось такое впечатление от его руководства, от его разговоров, указаний, проверки этих указаний. У меня такое впечатление.
2-ая участница: У меня тоже такое впечатление, что он не хапает, потому что показывали его родителей, семью, стержень такой настоящий у него идет из семьи, мне так кажется, не должен он этого делать...' (ДФГ, Москва).
- 'Мне нравится Шойгу: энергичный, старается работать. Кто виноват, что в стране много катастроф и много всего? Сами видите: и самолеты рушатся, пожары, наводнения. А Шойгу очень старается, очень активный. И Путин иногда его хвалит'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- '
1-ая участница: Он производит очень приятное впечатление: уравновешенный, всегда говорит по делу, и, с моей непрофессиональной точки зрения, очень умный.
2-й участник: По поводу Шойгу я скажу так: он располагает к себе, просто человек располагает к себе' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Респондентам импонирует непохожесть главы МЧС на других чиновников – то, что министр так мобилен, отзывчив на чужую беду, доступен для простого народа:
- '
1-й участник: Этот человек – только поступило откуда-то сообщение о несчастном случае...
2-ая участница: ...и он полетел.
1-й участник: Он едет первым делом туда. Бросает все – и едет туда. Сразу идет помощь. Организация у него очень хорошо поставлена' (ДФГ, Воронеж).
- '
1-ая участница: Мне кажется, он чиновник просто.
2-й участник: Да нет, на рабочем месте он практически не сидит.
3-я участница: А почему чиновник? Он не сидит в своем кабинете.
2-й участник: Он мотается' (ДФГ, Воронеж).
Интересно, что репутации министра, целиком поглощенного своей работой, имиджу идеального спасателя не противоречит высокое положение С. Шойгу в 'большой' политике: о том, что он является одним из руководителей известной партии, никто из респондентов даже не вспомнил.
Еще больше повышает симпатии к С. Шойгу уверенность части наших сограждан в том, что как министр этот человек делает все от него зависящее, чтобы вернуть жизнь региона, подвергшегося тяжелому испытанию, в нормальное русло. И если при реализации данной программы какой-то из этапов оказывается выполненным не на 'отлично', респонденты склонны винить в этом скорее местные власти, чем министра.
- 'Он вроде бы делает, его очень много показывают, но понимаешь, что у нас народ недостаточно честен: все хотят на боли других, за счет государства что-то для себя сделать. Так я смотрю: он мне симпатичен своей хваткой, энергией. Но я понимаю, что невозможно набрать команду, которая бы тебе всегда и всюду подчинялась. Чтобы он говорил – и тут же все исполнялось до конца. И в то же время он не может даже кирпичики положить сам, проследить все. Это нереально'
(ДФГ, Москва).
- 'Но как министр Шойгу не может за всех отвечать. Он отвечает за своих начальников, а уже их прерогатива – на местах решать ситуацию. Но я считаю, что в целом Шойгу справляется'
(ДФГ, Воронеж).
- '
Участник ДФГ: Я думаю, Шойгу делает все, что от него зависит, все, что в его силах.
Модератор: А почему Вы так считаете?
Участник ДФГ: Потому что он приехал, дал команду – это и есть его задача. Я думаю, в его задачу входит приехать, поругать или похвалить кого-то, на месте разобраться – и все. Остальное уже должно здесь, на месте решаться – в Краснодарском крае или где-то еще' (ДФГ, Воронеж).
|