fom.ru · Поиск ·      








19.03.2009, Опрос населения

Работающие респонденты: стратегии адаптпции к кризису

Опрос населения 14 - 15 марта 2009 г. 44 субъекта РФ. 100 населенных пунктов. 2000 респондентов.

Группы с различными стратегиями адаптации к кризису

работающие



Методика выделения групп

Группы с различными стратегиями адаптации к кризису строились по ответам респондентов на следующий вопрос анкеты: «Если Ваши доходы сильно уменьшатся (или уже уменьшились), то что из перечисленного Вы, скорее всего, станете делать (или уже делаете)?» Для ответа на вопрос предлагалась карточка и респондента просили выбрать не более пяти ответов из следующего списка.

  1. сменю работу
  2. буду искать дополнительный заработок
  3. буду покупать меньше продуктов, вещей
  4. буду покупать более дешевые продукты, вещи
  5. освою новую профессию, специальность
  6. перееду туда, где дешевле жить
  7. перееду туда, где больше возможностей заработать
  8. продам что-то из своих вещей
  9. поменяю квартиру на меньшую
  10. сдам в аренду свою комнату, квартиру, дачу и т. п.
  11. попрошу помощи у родственников, друзей, знакомых
  12. обращусь за помощью в благотворительные организации, общины и т. п.
  13. буду просить милостыню<

Кроме того, можно было дать ответы «другое», «ничего не буду делать», «затрудняюсь ответить».

Были выделены пять групп работающих респондентов с различными стратегиями адаптации к кризису:

  • активные – респонденты, которые выбирали только из позиций 1, 2, 5 и 7;
  • экономящие – респонденты, которые выбирали только из позиций 3, 4, 6, 8, 9, 10;
  • активные и экономящие – респонденты, которые выбирали и активные стратегии (позиции 1, 2, 5, 7), и стратегии экономии (позиции 3, 4, 6, 8, 9, 10);
  • рассчитывающие на помощь – наряду с другими позициями выбиравшие из позиций 11, 12,13;
  • инертные – все те, кто отвечает, что в ситуации резкого сокращения личных доходов делать ничего не будут, а также респонденты, затруднившиеся с выбором ответа.



Приложение. Таблицы

Если Ваши доходы сильно уменьшатся (или уже уменьшились), то что из перечисленного Вы, скорее всего, станете делать (или уже делаете)? (Карточка, не более пяти ответов.)


Работающие Группы с различными стратегиями адаптации к кризису
активные экономящие активные и экономящие рассчитывающие на помощь инертные
Доли групп 100 44 9 31 8 8
буду искать дополнительный заработок 67 79 0 89 64 0
буду покупать меньше продуктов, вещей 31 0 70 69 38 0
буду покупать более дешевые продукты, вещи 31 0 70 68 40 0
сменю работу 30 44 0 30 20 0
освою новую профессию, специальность 11 9 0 18 13 0
попрошу помощи у родственников, друзей, знакомых 7 0 0 0 88 0
перееду туда, где больше возможностей заработать 3 3 0 4 7 0
сдам в аренду свою комнату, квартиру, дачу и т.п. 2 0 7 4 6 0
перееду туда, где дешевле жить 2 0 7 3 3 0
поменяю квартиру на меньшую 1 0 7 1 4 0
продам что-то из своих вещей 1 0 0 3 3 0
обращусь за помощью в благотворительные организации, общины и т.п. 1 0 0 0 10 0
буду просить милостыню 1 0 0 0 8 0
другое 1 1 1 0 0 0
ничего не буду делать 5 0 0 0 0 60
затрудняюсь ответить 3 0 0 0 0 40

Пол


Работающие Группы с различными стратегиями адаптации к кризису
активные экономящие активные и экономящие рассчитывающие на помощь инертные
Доли групп 100 44 9 31 8 8
мужской 54 65 41 45 39 64
женский 46 35 59 55 61 36

Возраст


Работающие Группы с различными стратегиями адаптации к кризису
активные экономящие активные и экономящие рассчитывающие на помощь инертные
Доли групп 100 44 9 31 8 8
18 - 30 лет 26 31 12 22 38 23
31 - 45 лет 38 42 24 41 33 27
46 - 60 лет 33 25 61 35 25 37
старше 60 лет 3 1 4 1 4 13

Тип населенного пункта


Работающие Группы с различными стратегиями адаптации к кризису
активные экономящие активные и экономящие рассчитывающие на помощь инертные
Доли групп 100 44 9 31 8 8
Москва 8 9 6 8 7 5
мегаполис 13 16 18 11 4 13
большой город 17 20 8 18 16 12
малый город 38 32 48 43 36 40
село 24 23 20 20 37 30



База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > Р вЂ™ > Все Доминанты за 2009 год > Доминанты 11 от 19 марта 2009 г. > Работающие респонденты: стратегии адаптпции к кризису