|
Общенациональные праздники, и в особенности праздник Победы, выполняют важную социальную функцию: являясь событиями символическими (то есть, событиями в области ритуалов, знаков, символов и, соответственно, в области значений, смыслов и идей), они создают и поддерживают в людях определенное переживание национальной и гражданской идентичности, чувство общей истории и общей судьбы. Праздник 9 мая в наибольшей степени отвечает всем этим критериям, поскольку помимо 'общей истории' он на протяжении долгого времени давал основания для 'контр-идентификации' – установления собственной идентичности, представлений о себе на основании 'отторгаемой ценности'. В качестве последней всегда выступал фашизм – как мировоззрение, идеология, политический режим и тип социального устройства, принципиально антагонистичный ценностям мира и свободы.
Согласно данным общероссийского опроса, подавляющему большинству россиян знакомо понятие 'фашизм' (62% знают и 34% слышали это слово). Вместе с тем, примерно от пятой части до четверти опрошенных не дали содержательного ответа на вопрос 'Как Вы понимаете слово 'фашизм'? Что оно означает для Вас сегодня?'.
Примерно 11% всех ответов на открытый вопрос касаются Великой Отечественной войны. Значительная часть других ответов представляет собой общие эмоциональные оценочные суждения (26%) и негативные ассоциации (20%):
- 'Человеконенавистничество'
(открытый вопрос).
- 'Смерть неповинных людей'
(открытый вопрос).
- 'Жестокость во всех ее проявлениях'
(открытый вопрос).
- 'Самое гнусное, самая вредная идеология для всех людей'
(открытый вопрос).
- 'Страшное явление, не дай Бог видеть это'
(открытый вопрос).
Примерно 20% опрошенных говорили о сущности фашизма как явления социального и идеологического, о нацистских (расистских) и националистических основаниях фашистской идеологии, а также о тоталитаризме и диктатуре. Эти же темы звучали и в высказываниях участников фокус-групп:
- 'Высшая форма расизма, идеология и деятельность определенной группы людей, связанная с возвышением одной нации и принижением других'
(открытый вопрос).
- 'Фашизм – это уничтожение, геноцид одних народов другим. Это национализм, у которого сложилась идеологическая подоплека'
(ДФГ, Самара).
- 'Одна нация против другой. Натравливание одной нации на другую – это признак фашизма'
(ДФГ, Самара).
- 'Власть принадлежит одной партии, тоталитарный режим'
(открытый вопрос).
- 'Установление диктатуры одним человеком и слепое подчинение народа'
(открытый вопрос).
Примерно в 7% ответов угадываются связи с современностью – проблема молодежи, Чечни, терроризма и бандитизма, ассоциации с политикой современной российской власти, а также утверждения, что сегодня такого явления как фашизм в нашей стране нет:
- 'Молодежь начинает подражать фашистам'
(открытый вопрос).
- 'Фашисты – это 'новые русские', идеал наших детей'
(открытый вопрос).
- 'Война в Чечне – это разве не фашизм? Действия силой – это фашизм, навязывание всяких идей'
(открытый вопрос).
- 'Это то зло, которое не должно существовать на земле, фашизм = терроризм = бандитизм'
(открытый вопрос).
- 'То, что с нами делает наше Правительство'
(открытый вопрос).
- 'То, что в Думе не встали в память жертв Холокоста. Это фашисты – потенциальные, во всяком случае'
(открытый вопрос).
- 'Сегодня ничего, это просто фарс'
(открытый вопрос).
- 'Ничего – забытый смысл; только Жириновский вспоминает'
(открытый вопрос).
Судя по материалам опросов, ДФГ и интервью с региональными экспертами, можно говорить о том, что существует несколько особенностей, связанных с представлениями россиян о фашизме. Во-первых, это пристрастное, эмоциональное отношение к дискуссии о сходстве фашизма и коммунизма. Позиции респондентов различаются: одни утверждают, что это явления одного порядка и сходной природы, другие чрезвычайно резко протестуют против такого отождествления.
- 'Нам проще про коммунистов, конечно, говорить. Коммунистические партии во многих странах были, но они не проявили себя так, как у нас в стране. Уничтожение в лагерях не может быть ничем оправдано – фашистских или наших. А у нас-то что было? И об этом молчали столько лет!'
(ДФГ, Самара).
- 'Это глупо – объединять фашизм и коммунистов. Да потому что всю жизнь коммунисты старались делать только хорошее для народа. И зюгановские люди тоже стараются что-то внести хорошее, умное для народа. И, по-моему, сравнивать эти гитлеровские полчища – это глупо, это абсурдно. Ненависть была, война, не мне нужна она была!'
(ДФГ, Москва).
- 'Отличительной чертой фашизма является оголтелый антикоммунизм и резко враждебное отношение к рабочему движению. Это идеология олигархии. Если ты коммунист, ты уже виновен. Вся Европа была больна фашизмом накануне Второй мировой войны, вся без исключения. Во всех странах в той или иной степени у власти были диктаторские профашистские режимы. Все они в той или иной степени включились в войну против СССР. И сейчас, если рабочее движение объединяется с коммунистами, в момент, когда только будет подъем рабочего движения (если оно будет организовано коммунистами), все существующие неформальные бандформирования фашистского типа будут брошены для того, чтобы растоптать рабочее движение, перебить коммунистов. Мы это все знаем. Фашизм поддерживают Березовский, Гусинский, Чубайс, Греф и т.д., и т.п.'
(эксперт, Санкт-Петербург).
Проблема сопоставления фашизма и коммунизма как двух идеологий и социальных систем не является узко 'академической', абстрактной, 'чужой' для российских граждан. Эта публичная дискуссия, возникшая в первой половине – середине 90-х годов, не завершилась формулировкой каких-либо ясных оценок и позиций, которые большинство россиян могли бы включить в мировоззренческую систему собственной национальной идентичности. Болезненный спор оказался незавершенным, что явилось дополнительным (и очень неприятным) элементом общественной рефлексии и памяти.
- 'Идеология КПСС и идеология Гитлера – они один к одному. Если не пользоваться терминами 'фашизм – коммунизм', то по сути это явления почти не отличающиеся. Такое же подавление всего инакомыслящего, отличающегося, репрессии. И, на мой взгляд, нынешнего десятилетия такие вспышки – следствие того, что в 91-м году, по сути дела, не было никаких действий по отношению к КПСС. Я понимаю, что это огромное количество народу, что здесь должно было быть какое-то очень тонкое решение, но, например, должен был быть запрет на некоторые профессии для людей, которые занимали какие-то чины в КПСС. Скажем, профессия учителя. Но все-таки главное, что никакого общественного осмысления того, что было тогда, не было. И сейчас мы не знаем, что же такое фашизм на самом деле'
(ДФГ, Москва).
- 'Это идеологическое течение, родившееся в XIX веке. Ничего плохого в то время с ним не связывалось, вплоть до прихода к власти тех, кто поименовал себя фашистами в 33 году в Германии и чуть раньше в Италии. Самое смешное то, что не зря говорили наши политологи и историки, что 'фашизм' и 'коммунизм' в понятии последней четверти XX века практически стали синонимами. И то, и другое идеологическое течение полностью извратили то, что предполагалось их отцами-основателями. Оба течения, захватив власть, превратили свои государства в тоталитарные. Но, Вы понимаете, на фашизме лежит клеймо – вот в чем дело. Античеловеческая организация, которая привела к гибели миллионов людей, к развязыванию крупнейшей войны. Это клеймо особенно чувствуется – и это будет долго – в России. Очень трудно, даже невозможно вести широко тему сравнения фашизма и коммунизма поэтому'
(эксперт, Ставрополь).
Во-вторых, тема фашизма в сознании россиян связана с проблемой национализма, сосуществования разных народов и наций, с одной стороны, и с сохранением, развитием 'самости' своей нации – с другой. Значительная часть рядовых граждан и региональных экспертов считают, что фашистская идеология сделала возможным геноцид народов за счет доминирования одной 'исключительной' нации. Сегодня российское общество столкнулось с двуединой задачей: как обрести чувство 'мы', внятное представление о 'своих', но при этом не дать стимул к развитию гипертрофированного чувства национальной исключительности.
- 'Национализм есть, видимо, природное свойство людей. Две очень простые, примитивные идеи мы получили в наследство от наших пещерных предков: 'Да здравствует вождь, который крепкой рукой ведет наше племя к сытой и спокойной жизни!', и 'Да здравствует наше племя, которое гораздо лучше всех других племен, которые нас окружают!'. Вот эти первобытные, по сути дела, идеи, они ведь никуда не делись, они лежат в природе любого человека, и поэтому при благоприятных условиях, когда человек дурно воспитан, когда он малограмотен, когда он плохо живет, эти идеи очень легко вырываются наружу. Вот основа фашизма'
(эксперт, Санкт-Петербург).
И третье. Тема фашизма так или иначе выводит респондентов на обсуждение проблем современного состояния общества. И это не только проблема неонацизма как нового социального движения, проблема экономического спада и безработицы как условий для развития социального и политического радикализма. Зачастую 'фашизмом' оказывается все плохое, все угрожающее нормальной жизни человека, когда при этом сам человек не в силах как-то изменить ситуацию. Это и 'олигархи', и 'новые русские', 'антинародная власть', 'демократы' и другие личности и группы, противопоставляемые 'обычному человеку'.
- 'Мое мнение такое, что одни под лозунгами фашизма могут выступать и считать, что это вот они фашисты. А вот учитывая последнее десятилетие нашего государства российского, идет действительно какой-то геноцид нашего российского народа. Население уменьшается ежегодно, ежечасно, ежеминутно. Т.е. у нас смертность превыше, чем рождаемость. Это как назвать? Это не фашизм? Это уничтожение своей нации идет'
(ДФГ, Москва).
- 'В России для фашизма на сегодняшний день благодатная почва. Те социально-экономические изменения в худшую сторону, которые происходят или происходили, - они порождают это. Идет обнищание, как оно шло. Статистика показывает, что у нас идет какая-то стабилизация, но это опять же для несведущих людей. Никакой стабилизации нет, у нас не богатеют люди. У нас 10% богатеют, а 90% хотят, но не могут нормально работать, потому что для них не создают никаких условий, чтобы они трудились. А это как раз ведет к разложению определенной части общества. Но особенно это очень плохо влияет на молодежь, а молодежь – это та самая губка, которую питают такие течения'
(эксперт, Казань).
- 'Я думаю, что речь надо вести не об этом, не об идеологии 'фашизм – коммунизм', а о бытовом уровне. Сила или разум – вот такая вещь. Вот... молодой человек не протестует, значит, он где-то работает, он вкладывает свой разум и что-то получает. А ребята, у которых есть бицепсы, а в голове – чем меньше, тем лучше, они все время идут гордые, наглые. Я помню таких: там ребята шли со свастикой. Это было. Вот в этом соль. А то, что у них жизнь бьет и прочее, что им трудно и тяжело устроиться, мне кажется, это очень глубокая ошибка. Мы смотрим не туда. Он мог бы устроиться и заработать очень хорошо, но это нужно работать, вкалывать надо. А так, как они делают, – очень все просто... Фашизм – это толпа идиотов под управлением подонков'
(ДФГ, Самара).
В ситуации, когда рушится привычная ценностно-нормативная система, фашизм и любые идеологии радикального толка подсказывают очень простые ответы на целый ряд вопросов. Сила этих идеологий лежит в особой методологии суждений – методологии 'здравого смысла'.
- 'Когда люди сталкиваются с трудностями – безработицей для одних и воровством других, – сразу возникает вопрос: 'Почему они живут хорошо, а мы хуже, ведь мы же лучше их?'. 'Почему мы плохо живем? Потому что засилье черномазых и евреев'. Такие идеологии предлагают очень простой ответ любому неудовлетворенному жизнью человеку – в стиле немецкого фашизма, между прочим. Здесь не надо думать и анализировать, много разговаривать и убеждать'
(эксперт, Санкт-Петербург).
- 'Почему у нас сперва казалось, что стало жить лучше? Казалось, что у каждого человека появился ряд возможностей: пожалуйста, выбивайся, трудись, можешь бизнес свой начинать. А люди продолжают воровать. И он ворует в крупных размерах. Потому что у нас те, кто ворует миллиардами, ходят на свободе, уезжают за границу, дела возбуждают и прекращают дела. А остальные воруют по 10 – 15 тысяч. Люди тащат металлолом с завода, металл – не то чтобы пропить эти деньги, а прокормить свою семью, купить своим детям одежду – их сажают на пять-шесть лет. Одни становятся крупнейшими акционерами, обладателями контрольных пакетов акций. Откуда это, от кого? За счет нас с вами. Они обманули государство, а, обманывая государство, они обманывают нас с вами. А те, кто хочет заниматься, пытается заниматься бизнесом, никакой дороги у него нет: тут взятки, там взятки, и везде мзда. Так рассуждают многие, да и я в том числе. Это реалии сегодняшнего дня, и пока это будет, это благодатная почва. Ладно, я понимаю, почему это происходит, и что с этим надо работать, и бороться долго и упорно – простых способов нет. А объясните, почему это происходит, простому рабочему на заводе, или в колхоз приедьте, объясните! А потом положите листовку без указания, что это фашизм, с лозунгом, который предлагают фашисты, и положите рядом листовку, которую предлагают наши демократические движения. И посмотрите, что выберет рабочий, крестьянин, служащий мелкий. Как Вы думаете? Конечно, он будет судить по своему здравому усмотрению'
(эксперт, Казань).
Символическая нагруженность и определенность темы фашизма (что необходимо для процессов 'идентификации – контр-идентификации') несколько потускнела. В массовом опросе и в высказываниях участников фокус-групп встречаются признания, что по большому счету представления о фашизме неопределенны: 'мы не знаем, что это такое'. Об этом же говорили и некоторые эксперты.
- 'Подавляющее большинство людей в России представляет себе фашизм по фильмам. Это такие в черных мундирах злобные убийцы, напали на нашу страну, негодяи. А те парни, которые громят азербайджанские ларьки, наши простые русские парни – они никакие не фашисты, они выступают за правое дело. Человеку чрезвычайно трудно понять те вещи, что фашизм – это соединение диктатуры и национализма. При этом законность или незаконность – это отношения не имеет. И лагеря, и погромы и в Германии, и у нас были в рамках законов. Так вот: и та, и другая идеи в России распространяются, развиваются, хотя я хотел бы ошибаться. Очень много сторонников диктатуры, сторонников железной метлы и твердой руки, с одной стороны, и сторонников идеи о том, что наш народ самый лучший, самый прекрасный, а все остальные только грабят или угнетают – с другой. И это тем более страшно, что страна Россия – это страна, которая пострадала от фашизма более, чем какая бы то ни было другая. Но у большинства людей просто не хватает логики понять, что существует не только немецкий фашизм, что существует и русский фашизм, и он далеко не всегда имеет схожую символику'
(эксперт, Санкт-Петербург).
- '
1 участник: Мы не можем сказать про эту идеологию объективно, потому что мы все смотрим с позиций, так сказать, своего прошлого. По большому счету трудно сказать, что это такое, не вызывая связей с нами, нашей историей. Мы воспитаны на неприятии – и не только неприятии, но категорически против фашизма. А действительно, у нас сколько было лагерей? При социализме...
2 участник: А Вы как сейчас считаете, нужны эти лагеря или нет?
1 участник: Конечно, нельзя. Это подавление личности.
2 участник: Вот Вы считаете сейчас, что нельзя, а я бы сказала, что процентов 30 нужно было бы. Тогда наркомании не было бы, распространителей и всего прочего. Вот это, я считаю, по лагерям нужно было бы отправить. Просто так их уже не исправить.
1 участник: Лагерями тут не поможешь.
3 участник: Тут не лагеря, это уже смертная казнь. Чтобы не распространяли.
1 участник: Но это уже фашизм, если я скажу, что нужно их перебить.
2 участник: Если так рассуждать, как Вы, у нас раньше была страна – лагерь сплошной. Ну и что? Если так рассуждать, можно хоть кого сейчас назвать фашистом, и тут можно нас всех в фашисты записать...' (ДФГ, Новосибирск).
Судя по данным опросов, россияне видят в фашизме не только исторический феномен, но и социальное явление, актуальное для сегодняшней России. И в таком восприятии оказались объединены и память, и представления о причинах кризисного состояния общества, а также поиск мировоззренческих основ для построения общенациональной идентичности.
|