|
Сталкиваться с судебной системой на личном опыте приходилось почти каждому третьему россиянину (27%). Но даже те, кто не принимал участия в судебных разбирательствах, имеют собственное мнение о российских судах. Большинство участников ДФГ говорили о том, что предпочитают в конфликтных или спорных ситуациях не доводить дело до суда, так как не уверены в справедливости решений и считают судебную систему далекой от совершенства. По мнению респондентов, судьям трудно оставаться беспристрастными, так как на них оказывается давление. О том, что в своих решениях суды руководствуются не только законом, но и другими обстоятельствами, говорит 71% опрошенных. С этим согласно подавляющее большинство экспертов. Противоположного мнения придерживаются только 13% рядовых россиян.
- 'У нас все серьезные системы, такие, как юстиция, милиция, инспекция, – у них все зависит от того, есть интерес или нет. Если есть интерес, то все решается, а нет интереса, то будет так: 'Сейчас мы тебе поможем! Тебе дороже встанет''
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Участникам общероссийского опроса был задан открытый вопрос 'Что кроме закона оказывает, по Вашему мнению, наиболее сильное влияние на работу российского суда и судей?'. Чаще всего респонденты говорили о коррумпированности судей (39%): 'влияет материальная заинтересованность', 'величина бумажника подсудимого', 'продажность судей', 'берут взятки'.
- 'Наиболее сильным представляется влияние денег, откуда бы они ни исходили: от преступных группировок, от частных лиц или представителей власти'
(эксперт, Кемерово).
О давлении власти на судей говорится в 12% ответов рядовых россиян: 'звонковое право', 'влияние вышестоящих органов властей', 'давление всемогущих', 'суд зависим от местных властей'.
Участники экспертного опроса говорили о таком влиянии на судей чаще всего – именно в нем они усматривают наибольшую угрозу для справедливого судопроизводства. При этом представители региональных элит описывают тех, кто влияет на работу судей, более конкретно, чем рядовые граждане: для экспертов это не какие-то могущественные силы и власть в целом, а конкретные люди – местные руководители и чиновники, с которыми судей часто связывают личные отношения.
- 'Если сказать 'власть', это будет слишком широко. Скорее всего, это система такой круговой поруки, своего рода кумовства, когда судьи являются частью системы, где все органы власти или управления взаимосвязаны. Это не обязательно может быть власть в привычном понимании слова, это могут быть и какие-то параллельные структуры и суды. Это может быть не столько <
влияние> властных структур, а именно администрации или губернатора или мэра, а скорее всего – взаимосвязь этой касты работников правоохранительных органов' (эксперт, Волгоград).
- 'На работу судей влияют родственные правоохранительные ведомства. Да даже не вышестоящие, а по этой же горизонтали. И вышестоящие в том числе – прокуратура, милиция, в меньшей степени ФСБ'
(эксперт, Ростов-на-Дону).
По мнению 4% респондентов, на суд оказывают влияние представители криминальных структур. Это давление осуществляется как с помощью подкупа, так и с помощью угроз несговорчивым судьям: 'угрозы со стороны криминала', 'страх перед организованной преступностью', 'звонки от бандитов', 'бандитский режим, все решают бандиты, коррупция'.
В сложившейся ситуации большинство россиян уверены в том, что судебную систему необходимо реформировать (65%); эту точку зрения разделяют почти все участники экспертного опроса. Против судебной реформы на сегодняшний день выступают 5% россиян.
Несмотря на то, что эта проблема сейчас широко обсуждается в средствах массовой информации, за последний год почти вдвое возросло число респондентов, затрудняющихся определить свое отношение к необходимости судебной реформы. В то же время несколько сократилось число как сторонников, так и противников реформы. Возможно, именно большой поток информации по этой теме заставил часть граждан, еще в феврале этого года имевших определенное мнение по поводу судебной реформы, усомниться в правильности своей позиции.
Вопрос: 'Как Вы считаете, нужна или не нужна сегодня судебная реформа?'
|
19-20 июля 1997 г. |
5-6 февраля 2000 г. |
17-18 февраля 2001 г. |
10 ноября 2001 г. |
Да, нужна |
65 |
70 |
72 |
65 |
Нет, не нужна |
8 |
5 |
10 |
5 |
Затр. ответить |
27 |
26 |
18 |
30 |
|
Хотя значительная часть населения положительно относится к идее судебной реформы, для большинства россиян она остается событием, далеким от их повседневных проблем и забот: 51% опрошенных уверены, что эта реформа не внесет никаких перемен в жизнь таких людей, как они. Вместе с тем, 26% респондентов надеются на положительные изменения; перемен к худшему опасаются только 2% опрошенных.
Респондентам, считающим судебную реформу необходимой, было предложено ответить на открытый вопрос о том, почему они придерживаются такого мнения. Чаще всего в ответах говорится о том, что России нужны независимые и справедливые суды (13%): 'надоела несправедливость', 'ни за что сажают, а кто виноват – разгуливает на свободе', 'чтобы на судью никто не мог влиять'.
По мнению 11% респондентов, существующая судебная система устарела и не отвечает требованиям времени: 'в настоящее время все обновляется, все реформируется, почему судебную систему обходить', 'все осталось от советской системы в непригодном виде для настоящих условий', 'мы европеизируемся, надо переходить на их стандарты'. Еще 10% опрошенных говорят об устаревших или просто неудачных законах, которые необходимо изменить: 'приблизить к современности законы', 'исключить многие недостатки в нынешнем законодательстве'.
Надеются, что судебная реформа поможет в борьбе со взяточничеством и коррупцией в судах, 9% участников опроса: 'судьи злоупотребляют своим положением', 'если в суде допустимы взятки, значит, нужны реформы', 'все погрязло во взяточничестве, и суды тоже; кто больше даст, тот и выигрывает, этому надо положить конец'.
О том, что необходимо повысить эффективность судебной системы и покончить с волокитой, говорится в 5% ответов: 'суд работает медленно и плохо', 'все суды завалены судебными делами, никто их не разбирает'. По мнению 2% респондентов, судебная реформа необходима для успешной борьбы с преступностью: 'будут больше раскрывать преступления'.
Представления россиян о том, в чем на самом деле будет заключаться предстоящая судебная реформа, очень туманны. На открытый вопрос о том, какие именно изменения должны произойти в судебной системе, ответили только 25% респондентов. При этом значительная часть ответов содержала замечания общего характера ('наверное, всю систему надо менять, начиная с людей') или пожелания ('судили чтобы только по закону', 'суд должен быть быстрым и с меньшими затратами', 'законы должны стать жестче', 'судьи должны быть грамотными').
О конкретных положениях судебной реформы говорится крайне редко. О введении судов присяжных вспомнили 5% участников опроса. В ряде ответов затрагивается проблема статуса судей и их независимости: 'судьи должны быть защищены, и не бояться принимать решения и не зависеть от чиновников', 'поднимут оклады судьям'.
Вопрос о статусе судей является одним из наиболее спорных в предстоящей реформе. Надо отметить, что респонденты, с одной стороны, ратуют за независимость судей, а с другой – поддерживают те положения, которые на деле эту независимость ограничивают. Большинство россиян уверены в том, что судьи должны покидать свой пост при достижении определенного возраста (64%). Чаще всего респонденты называли возраст 60 (27%) или 55 лет (20%). Считают, что судьи должны занимать свой пост пожизненно, 23% опрошенных.
- 'В 65 лет психика уже у любого человека меняется. Вот учителя работают, им желательно уйти на пенсию, потому что даже дети смеются над этими шестидесятилетними, что крыша поехала у бабок... И поэтому я считаю, что в шестьдесят лет их
[судей] надо на какую-то другую службу переправлять' (ЭФГ, Москва).
Почти все участники общероссийского опроса считают, что в случае совершения преступления судьи должны привлекаться к уголовной ответственности, так же как и все граждане (91%). Выступают за неприкосновенность судей только 5% респондентов.
- 'Ну а почему они
[судьи] не должны равны быть? Все начинается с малого. Когда здесь люди развращаются вседозволенностью, тогда что ожидать, когда дело касается более серьезных вопросов' (ДФГ, Москва).
- 'Считаю, что никакой не нужен иммунитет судьям. Судья должен выстраивать своим поведением свой иммунитет'
(эксперт, Ростов-на-Дону).
Впрочем, эксперты в этом вопросе не столь категоричны. Они часто говорят о том, что возможность уголовного преследования судей может быть использована для оказания давления на них. В то же время, очевидные нарушения закона не должны оставаться безнаказанными.
- 'Это дубина с двумя концами, здесь их (судей) могут здорово подвесить. Элементарно могут судью подставить по самым простейшим делам. Допустим, если по уголовным, как это делают в фильмах, – то он кого-то изнасиловал, то у него наркотики нашли неожиданно, есть масса способов'
(эксперт, Ростов-на-Дону).
- 'С одной стороны, публичный человек, влияющий на судьбы других людей, всегда находится под возможным ударом тех, кто хочет на него повлиять. С другой стороны, когда над ним не висит Дамоклов меч, он может себе позволить расслабиться'
(эксперт, Ставрополь).
- 'Определенный иммунитет – тут оба слова несут свою нагрузку: безусловно, иммунитет и, безусловно, определенный. То есть это независимость, но позволяющая зарвавшегося судью все-таки перестать считать судьей'
(эксперт, Самара).
Если судья все же нарушил закон, то, по мнению экспертов, вопрос о его привлечении к ответственности должен решаться коллегиально в суде вышестоящей инстанции либо должна быть создана специальная независимая комиссия, занимающаяся рассмотрением таких дел.
- 'Я думаю, что здесь должна быть двухступенчатая какая-то система: первая, это квалификационная коллегия, а потом судьи'
(эксперт, Брянск).
- 'Может быть, создать какой-то специальный, постоянно действующий орган. Но не привязанный к системе действующего Верховного Суда, а как бы выходящий за его рамки, там бы могли быть и судьи, и представители Федерального Собрания, то есть, какой-то симбиозный орган'
(эксперт, Калуга).
Другой важный вопрос предстоящей реформы – это перераспределение полномочий между судом и прокуратурой. В настоящее время прокуратура имеет право осуществлять предварительное заключение граждан без решения суда, что запрещено в большинстве цивилизованных стран. Мнения россиян по этому вопросу разделились. Примерно треть респондентов (31%) затрудняется сказать, кто должен принимать решение о предварительном заключении. Считают это прерогативой суда 42% опрошенных, в то время как 26% полагают, что это должна делать прокуратура.
Что представляет собой суд присяжных, знают большинство россиян. Почти половина респондентов заявили, что хотели бы, чтобы в их городе (районе, области) действовали суды присяжных (44%). Возражают против этого только 5% опрошенных. Положительное отношение к таким судам высказывает большинство экспертов. Такой суд способен хотя бы отчасти защитить от судебного произвола.
- 'Преимущества именно в соревновательности таких судов, поскольку людям, далеким от юриспруденции, нужно нормальным человеческим языком доказать, что человек виновен или невиновен. Здесь на эмоции давят адвокаты, но обвинитель должен, если человек виновен, найти такие слова и неопровержимые доказательства, чтобы показать, что этот человек действительно виноват'
(эксперт, Ставрополь).
- 'В конце концов, двенадцать человек гораздо сложнее подкупить, чем одного'
(ДФГ, Москва).
- 'Я считаю, что в наших сегодняшних условиях только суд присяжных может обеспечить хоть какую-то справедливость'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
В то же время, эксперты и участники ДФГ признают, что суд присяжных не лишен недостатков. Высказываются мнения о том, что присяжные плохо разбираются в законодательстве, не компетентны и в своих решениях больше руководствуются эмоциями, чем логикой. Среди участников ДФГ и некоторых экспертов существует мнение, что присяжные должны иметь юридическое образование.
- 'Мы ведь люди очень эмоциональные, и не рассудком, а душой или сердцем голосуем, как говорят. Когда красивенькая женщина, к примеру, зарезавшая любимого ребенка, может быть оправдана, потому что жалко ее стало'
(эксперт, Ростов-на-Дону).
- 'У нас в Туле это очень часто практикуется. Берут людей с улицы, дают им 500 рублей, это должны быть пенсионеры, потому что у них нет вопросов по работе, потом они соглашаются потратить несколько дней на рассмотрение дела, совершенно ничего не понимая. В итоге какое может быть судебное решение?'
(эксперт, Тула).
Участники экспертного опроса попытались ответить на вопрос о том, кто должен выиграть в результате предстоящей судебной реформы, в чьих интересах она проводится. Наиболее убежденные сторонники реформы считают, что в результате выиграет вся страна. Однако не все уверены, что реформа пройдет гладко, и в ней не будут допущены ошибки и злоупотребления.
- 'В первую очередь выиграет и народ, и страна. У нас сейчас человек, если попадает в жернова этой правоохранительной системы... Как говорит народная мудрость, 'был бы человек, статья найдется'. Если мы создадим систему... скорого оптимального судопроизводства, то человек не будет бояться суда. Он будет знать, что в суде его защитят, что его не посадят в суде'
(эксперт, Ставрополь).
- 'Естественно, все мы. Если суды будут нормально работать, то мы почувствуем защищенность. Сейчас доходит до того, что люди не обращаются в суды, а обращаются к криминальным авторитетам, потому что там они находят более скорую и действенную помощь'
(эксперт, Тула).
- 'Смотря, как это будет проводиться. По уму, в идеале должно выиграть то же общество, но все зависит о того, как и кем она будет проводиться. Цель-то понятна, благие намерения, но куда выстлана дорога, вы сами знаете'
(эксперт, Калуга).
|