Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/az/пїЅ/finfo2003/814_857/of031905




"Кому-то надо верить"

22.05.2003 [отчет] [ Петрова А.С. ]




Респондентов, заявивших, что они не доверяют информации о рейтингах, попросили объяснить, почему они занимают такую позицию. Чаще всего участники опроса аргументировали свою точку зрения тем, что такие сведения, по их мнению, намеренно искажаются (16%). При этом одни просто говорят, что "бывают подтасовки", другие же утверждают, что "все можно купить, и рейтинг тоже".

Процедура проведения опросов вызывает сомнения у 6% респондентов: "опрашивают только городское население, а в сельской местности - нет", "не все откровенно разговаривают", "неизвестно, откуда взялись эти цифры, их можно взять и с потолка".

Некоторые респонденты предпочитают никому и ничему не доверять, в том числе - рейтингам (4%): "в нашей жизни никому нельзя доверять". 3% опрошенных отказываются верить результатам опросов из-за недоверия к политикам и властям, и столько же - из-за недоверия к СМИ: "не оправдали ни одного раза доверия, только обещали", "в одних новостях говорят так, а через час в других - уже по-другому". Кроме того, существует мнение, что рейтинги - это "средство пропаганды", "предвыборный трюк" или даже "мошенничество, чтобы запутать избирателей" (3%). Некоторые респонденты заявляют, что рейтинги "не нужны вообще" (3%).

Аналогичный вопрос был задан и тем, кто доверяет информации о рейтингах партий. Эти респонденты чаще всего считают подобную информацию правдивой и достоверной (4%): "рейтинги совпадают часто с фактом", "зачем же они будут врать о рейтингах, если все равно после выборов все станет известно?". Некоторые респонденты объясняют свою позицию доверием к организациям, проводящим опросы (3%): "потому что рейтинг не просто так, а происходят опросы определенных лиц", "данные о партиях собираются независимыми организациями". Однако нельзя не учитывать, что респонденты, отвечающие на этот вопрос, чуть раньше сами принимали участие в формировании рейтинга партий, сообщая о своих электоральных предпочтениях. И это тоже иногда влияет на их мнение: "теперь лично столкнулся с Фондом "Общественное мнение".

Если существует группа респондентов, которые не доверяют информации о рейтингах, потому что не доверяют вообще ничему, то есть и их антиподы, для которых доверие - это принципиальная позиция. Именно этим они мотивируют свое отношение к рейтингам: "кому-то надо верить" (3%). Некоторые участники опроса говорят о том, что вынуждены доверять имеющимся рейтингам потому, что "других источников информации нет" (1%).

Часть респондентов доверяет информации о рейтингах, так как видит в них выражение общественного мнения (2%). Некоторым это интересно, так как помогает "ориентироваться в политике" (2%). Наконец, есть те, кто доверяет информации о рейтингах, так как верит тем СМИ, которые доносят ее до широкой аудитории (1%): "по телевизору неправду не скажут".

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения. 17 мая 2003 года. 1500 респондентов.