Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/az/пїЅ/finfo2003/fi0340/of034002




"Яблоку" - 10 лет

16.10.2003 [отчет] [ Петрова А.С. ]




Партия "Яблоко" (а точнее, избирательный блок "Г.Явлинский - Ю.Болдырев - В.Лукин", из которого она впоследствии выросла) появилась на политической арене 10 лет назад. Респондентов спросили: "как вам кажется, за эти годы партия «Яблоко» изменилась или не изменилась?". Почти половина участников опроса (46%) затруднились ответить на этот вопрос, а ответившие чаще всего заявляли, что они не заметили каких-либо изменений (38%). Отметили же перемены 15% респондентов, чаще других - люди с высшим образованием (30%) и жители мегаполисов (24%).

Какие же именно перемены произошли? На этот открытый вопрос ответили 10% респондентов. При этом 4% усмотрели позитивные и 4% - негативные изменения; суждения 2% опрошенных носили нейтральный характер.

Положительные изменения, по мнению участников опроса, заключаются в том, что партия Г.Явлинского стала "ближе к народу", больше внимания уделяет "пенсионерам и молодежи"; "с годами партия повзрослела, взгляды стали более серьезные". Кроме того, некоторые респонденты полагают, что "Яблоко" стало активнее, деятельнее и "многочисленнее - в любом городе есть представители партии".

Негативные перемены, отмечавшиеся респондентами, - это уменьшение числа сторонников, снижение авторитета партии. Она стала "пассивнее", "не конкретная, не боевая". Внутри "Яблока" накопились разногласия, "каждый защищает свои интересы". Некоторые участники опроса полагают, что "дело близко к распаду - образуется несколько партий". Лидер партии "был ярый, яркий, много выступал, а сейчас он сдал, мало его видно", и вообще - партия "ушла в тень, ее почти не слышно".

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 11 октября 2003 года. 1500 респондентов.