Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/bntergum07/internet/22_14938/1205_14946/4010_14961/ir000201 Фундаментальное интернет-исследование. "Интернет в России/Россия в Интернете". Интернет в России 26.09.2002 [отчет] [ Опрос населения ] Цели и задачи иследования "Интернет в России" Цели и задачи исследования состояли в следующем:
Территориальная выборка была спланирована так, чтобы репрезентировать население России в возрасте от 13 лет и старше, проживающее в мегаполисах, больших городах, а также в малых городах и поселках городского типа. Объем выборки был определен, исходя из грубых оценок аудитории Интернета в России, так чтобы выявить не менее 1500 – 2000 тех, кто идентифицирует себя как пользователь Интернета. Выборка строилась как трехступенчатая:
В каждом из отобранных домохозяйств опрашивались все проживающие в возрасте старше 13 лет. Всего было опрошено более 70000 респондентов в около 30000 жилищ. Полная информация о методике опроса приведена в Части 3 Фундаментального интернет-исследования ("Методика исследования"). Типы отношения к Сети По ответам на пять вопросов анкеты были выявлены пять непересекающихся Типов респондентов в зависимости от их отношения к Сети. "Вы знаете, что такое Интернет, что-то слышали или слышите это слово сейчас впервые?" (В дальнейшем – Знаете?)(Следующие вопросы задавались только респондентам, утвердительно ответившим на предыдущий вопрос.) "Приходилось ли Вам когда-либо пользоваться Интернетом?" (В дальнейшем – Пользовались когда-либо?)"А в настоящее время Вы можете сказать о себе, что Вы – пользователь Интернета?" (В дальнейшем – Пользуетесь сейчас?)(Следующие вопросы задавались только респондентам, отрицательно ответившим на предыдущий вопрос.) "Есть ли у Вас сегодня возможность пользоваться Интернетом, или такой возможности нет?" (В дальнейшем – Имеете возможность?)"Есть ли у Вас желание пользоваться Интернетом, или такого желания нет, и если есть, то сильное оно или слабое?" (В дальнейшем – Имеете желание?)Типы формируются следующим образом. 1. Реальные – положительно ответили на вопрос "Пользуетесь сейчас?" 2. Возможные – не относят себя к реальным, но утвердительно ответили на вопрос "Имеете возможность?", сказав, что могут пользоваться Интернетом на работе, по месту учебы, дома или в каком-либо ином месте. 3. Желающие – не относят себя ни к реальным, ни к возможным, но утвердительно ответили на вопрос "Знаете?" и заявили о сильном желании стать пользователем Интернета, отвечая на вопрос "Имеете желание?" 4. Знающие – не относят себя ни к одному из трех названных выше Типов, но ответили на вопрос "Знаете?" определенно утвердительно. 5. Далекие – все остальные респонденты. Изложенная методика выявления Типов иллюстрируется схемой. На ней жирные рамки соответствуют вопросам, тонкие – структурообразующим ответам, а затененные прямоугольники – Типам респондентов.
Основной результат – Типы отношения к Сети Следующая схема иллюстрирует разбиение городского населения России на Типы отношения к Сети. в % от городского населения России
Статистические оценки Типов отношения к Сети в городском населении России Размеры этих групп в исследуемой совокупности – городском населении России 13 лет и старше – были оценены, исходя из общего числа горожан (91,3 млн. чел.) и зафиксированных в результате опроса пропорций.
Таким образом:
Интернет: информированность, пользование, желание Рассмотрим более детально разные аспекты отношения к Сети представителей каждого Типа (см. таблицу). Информированность об Интернете В целом сегодня понятие "Интернет" знакомо 41,9% городских жителей России; а каждый пятый (20,3%) никогда с ним не сталкивался. Если не считать знающих, то желающие – единственная группа, всем без исключения представителям которой знакомо это понятие. Среди возможных каждый пятый не мог с уверенностью это утверждать. Как ни парадоксально, нашлись слабо осведомленные и среди реальных. В то же время даже среди далеких почти две трети респондентов что-то слышали об Интернете.
Каждому десятому российскому горожанину (10,6%) по крайней мере когда-нибудь приходилось пользоваться Интернетом. Среди возможных имеет такой опыт каждый третий (38,2%), среди желающих – каждый восьмой (12,8%), среди знающих – каждый двадцатый (5,2%).
Число реальных (респондентов, пользующихся Интернетом в настоящее время) втрое меньше числа тех, кто пользовался Сетью хотя бы когда-нибудь (3,6% против 10,6%). Вопрос о том, где респондент имеет возможность пользоваться Интернетом, задавался только возможным. Ответы распределились следующим образом:
Мы видим, что существенно более трети (38,4%) от числа возможных – это люди, у которых есть Интернет на работе; у каждого пятого (21,4%) – по месту учебы; у каждого десятого – дома. При этом ни первые, ни вторые, ни третьи им не пользуются. Желание пользоваться Интернетом Данные следующей таблицы свидетельствуют о том, что наличие возможности пользоваться Интернетом обычно сочетается с желанием это делать: подавляющее большинство возможных испытывают сильное (45,1%) или (реже) – слабое (32,7%) желание использовать Интернет. Надо отметить также, что число знающих, испытывающих слабое желание пользоваться Сетью (42,3%), сегодня приближается к числу знающих – респондентов, которые знают о Сети, но не хотят ею пользоваться (57%). Даже среди далеких почти четверть респондентов в определенной мере (в сильной – 8,2%, в слабой – 15,0%) стремятся пользоваться Интернетом.
Таким образом, несмотря на относительно невысокую долю реальных пользователей (3,6%), Интернет сегодня занимает весьма заметное место в жизни городского населения России. Действительно, большинство тех, кто может пользоваться, но не пользуется Сетью (возможных), хотели бы эту возможность реализовать. Если ее на первых порах реализуют хотя бы только те из них, кто сильнее этого хочет (45,1% от 11,3% населения), число пользователей Сети возрастет с 3,6% до 8,7% или до 7,9 млн. чел. Следующая волна пополнения российского Интернета, как можно ожидать, будет состоять из числа тех возможных, которые пока не слишком хотят пользоваться Сетью (32,7% от 11,3% или 3,7% населения), и из числа тех, кто явно хочет, но пока не может пользоваться Сетью (10,9%). По мере подключения этих людей численность Рунета постепенно возрастет примерно до пятой части городского населения страны (до 23,3 млн. чел.). Социально-демографическая и территориальная структура Типов отношения к Сети В данном разделе рассматриваются социально-демографическая и территориальная структуры каждого из Типов отношения к Сети. Данные приводятся в виде таблиц, каждый столбец которых содержит доли различных социально-демографических групп в составе определенного Типа отношения к Сети. Для удобства сопоставлений приводятся также диаграммы индексов соответствия. Этот индекс показывает, во сколько раз доля людей с определенными социально-демографическими или территориальными характеристиками (например, людей определенного возраста или жителей Москвы) среди представителей данного Типа выше, чем среди всех опрошенных. Таким образом, таблицы и диаграммы данного раздела позволяют судить о специфике структуры каждого типа. При этом рассматриваются как отдельные социально-демографические или территориальные характеристики, так и их сочетания. Данные приводимой ниже таблицы и построенная по ним диаграмма характеризуют доли мужчин и женщин в составе каждого из Типов отношения к Интернету. Мы видим, что реальные на 3/5 состоят из мужчин. Среди возможных доли мужчин и женщин одинаковы, а среди желающих женщин даже несколько больше, чем мужчин. Среди знающих и далеких доли женщин повышены в еще большей степени.
Судя по индексам соответствия (см. диаграмму), особенности половой структуры Типов выражены не слишком ярко. Отметим лишь повышенную в 1,4 раза по сравнению с городским населением долю мужчин среди реальных. В приведенной ниже таблице содержатся данные о распределении по возрасту всех опрошенных и каждого из Типов по отношению к Интернету. Мы видим, например, что реальные на две пятых состоят из людей в возрасте 20 – 29 лет а желающие на треть состоят из самых юных респондентов (13 – 19 лет).
Рассмотрим теперь диаграмму индексов соответствия. Мы видим, что среди реальных в 2,2 раза чаще, чем в среднем, встречаются люди в возрасте от 20 до 29 лет, а среди возможных в 1,8 раза чаще, чем в среднем – люди в возрасте от 13 до 20 лет и в 1,6 раз чаще – в возрасте 20 – 29 лет. Наиболее же яркой возрастной спецификой обладают желающие: доля самых юных среди них в 2,4 раза выше, чем в среднем. Высокая заинтересованность этих людей подтверждает наши слова, что пополнение Рунета за счет значительной части возможных – не за горами. Распределение половозрастных групп в каждом из Типов отношения к Интернету (см. следующую таблицу и диаграмму) свидетельствует, во-первых, о том, что среди реальных резко повышены по сравнению с населением в целом доли мальчиков-подростков и мужчин от 13 до 30 лет.Девочки и девушки моложе 20 лет среди реальных представлены практически так же, как в среднем по населению (индекс соответствия равен 1,1). Доля же молодых женщин (20 – 29 лет) здесь повышена (индекс 1,8), но далеко не так резко, как доля мужчин из той же возрастной группы (индекс 2,7). Что касается возможных, то в их составе относительные доли мужчин и женщин каждой возрастной группы почти не различаются. То же можно сказать и о желающих.
Типы отношения к Сети обладают яркими особенностями в плане уровня образования. Так, почти половину реальных сегодня составляют люди с высшим образованием, причем их доля в этом типе в 2,6 раза выше, чем среди населения. Абсолютная доля лиц с неполным высшим образованием среди реальных ниже, чем абсолютная доля имеющих высшее образование (15% против 49%). Но при этом она в 3,5 раза больше, чем доля людей с таким образованием в населении (15% против 4,3%). В этом смысле повышенную долю студентов можно считать еще более яркой особенностью реальных, чем повышенную долю людей с высшим образованием. Доли людей с более низким уровнем образования среди реальных ниже, причем доля лиц с неполным средним – более чем вдвое ниже, чем в составе городского населения в возрасте 13 лет и старше (индекс соответствия – 0,4). Возможные обладают теми же особенностями в плане уровня образования, но выражены эти особенности несколько слабее. Еще слабее они выражены у знающих. Отметим, что доля лиц с неполным средним или более низким образованием здесь практически такая же, как в общей выборке. Еще более контрастна образовательная структура возможных.
Посмотрим теперь, как разбиваются представители каждого из Типов на группы по роду занятий в сочетании с образованием. Теперь мы видим, что среди реальных доли работающих лиц как с неполным высшим, так и с высшим образованием превышают соответствующие доли в городском населении страны в одинаковое число раз – в 3,1. Другими словами, повышенная "концентрация" работающих людей с высшим образованием – столь же ярко выраженная особенность реальных, как повышенная доля работающих студентов. Доля учащихся в этой группе тоже повышена, но в меньшей степени (в 2,2 раза). Похожей спецификой обладают и возможные: доли работающих с высшим образованием, работающих с незаконченным высшим образованием и учащихся здесь вдвое выше, чем в населении. Желающих отличают резко пониженные доли работающих людей, не имеющих среднего образования, и пенсионеров (индексы соответствия 0,3 и 0,1 соответственно).
Населенные пункты и федеральные округа Структура городских пользователей Интернета в разрезе населенных пунктов разного типа сегодня такова (см. распределение в столбце "реальные" в следующей таблице и круговую диаграмму): более половины (51,6%) практически поровну распределяется между Москвой и всеми остальными мегаполисами, включая Санкт-Петербург. На крупные города с числом жителей от 100 тыс. до миллиона приходится чуть более трети всех пользователей (35,7%), на малые города и поселки городского типа – оставшиеся, примерно одна восьмая часть (12,6%). При этом, как видно из диаграммы индексов соответствия, "концентрация" пользователей Интернета в Москве в 3,3 раза, а в Санкт-Петербурге – в 2,6 раза выше, чем в среднем по городскому населению страны. Структура возможных менее контрастна: в Москве их больше, чем в среднем, в 1,7 раза, чем в Санкт-Петербурге и мегаполисах – в 1,3 – 1,7 раза. В малых городах и поселках городского типа их почти вдвое меньше, чем в среднем (индекс соответствия – 0,6). Распределение желающих принципиально иное: если в Москве их доля еще несколько выше, чем в среднем, то в других мегаполисах и особенно в Санкт-Петербурге она уже относительно низка. Таким образом, интерес к Интернету в нашей стране сегодня уже достаточно высок.
По федеральным округам реальные распределены следующим образом (см. таблицу и круговую диаграмму): более двух третей (43,3%) живут в Центральном регионе (в т.ч. 25,6% – в Москве и 17,7% – в других городах), шестая часть (16,2%) – в Северо-Западном регионе (в т.ч. 11,6% – в Санкт-Петербурге и 4,6% – в других городах), примерно восьмая часть (12,3%) – в Приволжском регионе, почти столько же (12,0%) – в Сибири. На Южный, Уральский и Дальневосточный регионы приходится 8,1%, 4,8% и 3,3% реальных пользователей соответственно.
Что касается относительных показателей (см. диаграмму индексов соответствия), то доли реальных, живущих в Москве и Санкт-Петербурге, как уже отмечалось, превышают соответствующие пропорции в городском населении соответственно в 3,3 и 2,6 раза. В остальных городах Центрального округа это отношение близко к единице (индекс соответствия 0,9), в Сибирском округе – чуть меньше (0,8), в остальных округах – еще меньше. В структуре возможных, если не считать жителей Москвы и Санкт-Петербурга, о которых уже говорилось при обсуждении особенностей населенных пунктов разного типа, несколько выделяется доля Южного округа (в 1,2 раза). Относительная доля Уральского округа соответствует его доле в городском населении в целом (индекс 1,0). Доля возможных в других (кроме Москвы) городах Центрального округа, в Южном и Дальневосточном округах лишь чуть ниже, чем доля этих округов в городском населении страны (индекс соответствия 0,9). Желающих отличают, прежде всего, повышенные по сравнению с городским населением доли Северо-Западного округа без Санкт-Петербурга (индекс соответствия 1,4), Центрального округа без Москвы (1,2). Доли Уральского, Южного и Дальневосточного округов соответствуют их долям в городском населении (1,0). Важно отметить, что доля Москвы в этой группе лишь чуть повышена (1,1), а Санкт-Петербурга – заметно понижена (0,7). Создается впечатление, что значительная часть тех москвичей и петербуржцев, которые активно хотели пользоваться Интернетом, либо уже пользуются им, либо получили такую возможность, попробовали – и тем удовлетворились.
Приведенный анализ не учитывает, что в разных округах разные доли людей проживают в крупнейших, крупных и малых городах, что не может не влиять на их отношение к Интернету. Чтобы элиминировать этот фактор, приведем таблицу и три диаграммы, позволяющие анализировать доли городов примерно одинакового размера в Типах отношения к Интернету.
Например, можно заметить, что среди реальных пользователей относительно высоки доли мегаполисов Южного, Сибирского и Уральского округов; крупных городов Центрального, Уральского и Сибирского округов; малых городов Центрального и Северо-Западного округов. Среди возможных повышены доли мегаполисов Уральского и Приволжского округов; а также крупных и малых городов Южного и Уральского округов. Среди желающих повышены доли крупнейших, крупных и малых городов Уральского округа.
Типы отношения к Сети в социально-демографических группах В данном разделе анализируется структура разных социально-демографических и территориальных групп респондентов с точки зрения их отношения к Интернету. Соответственно, в таблицах раздела содержатся доли Типов отношения к Сети в каждой социально-демографической или территориальной группе, а графики иллюстрируют данные таблиц.
Каждый двадцатый (5,0%) мужчина в российских городах пользуется Интернетом. Среди женщин пользователи Интернета встречаются вдвое реже (2,5%). Самая высокая доля – более четверти молодежи в возрасте до 20 лет (26,0%) либо реально пользуются Интернетом (6,0%), либо имеют такую возможность (20,0%). В следующей возрастной группе (20 – 29 лет) суммарная доля тех, кто пользуется или имеет возможность пользоваться Интернетом, примерно такая же (25,7%), однако доля реальных пользователей несколько выше (8,1%). При этом среди лиц моложе 20 лет доля реальных в 1,7 раза, а среди лиц в возрасте 20 – 29 лет – в 2,2 раза выше, чем в городском населении. В среднем каждый десятый (10,9%) городской житель хочет пользоваться Интернетом, но не имеет такой возможности. Желающие пользоваться Интернетом есть во всех возрастных категориях, кроме лиц в возрасте 70 лет и старше. В то же время, с возрастом интерес к Интернету постепенно снижается. Например, среди лиц моложе 20 лет хочет, но не может им пользоваться каждый четвертый (26,3%), а среди лиц в возрасте 60 – 69 лет – примерно каждый пятидесятый (1,8%). Сегодня в российских городах каждый десятый (9,9%) мужчина в возрасте от 20 до 29 лет пользуется Интернетом, а имеет возможность, но не пользуется – почти каждый пятый (19,3%). Среди женщин этого возраста реальные и возможные пользователи встречаются несколько реже (6,5% и 16,0% соответственно). В других возрастных категориях реальных и возможных пользователей меньше.
Среди людей, не имеющих высшего образования, примерно каждый десятый хотел бы пользоваться Интернетом (9,4% – 10,4%). В группе людей с высшим образованием доля желающих в полтора раза больше (14,6%). Относительно высокая доля реальных пользователей Интернета выявлена в группе работающих людей с высшим или неполным высшим образованием – 11,3%. В два раза больше людей (24,4%) имеют возможность пользоваться Интернетом. Таким образом, суммарно более трети (35,7%) представителей этой социальной группы либо реально пользуются Интернетом, либо имеют доступ к Сети, но не считают себя пользователями. Среди работающих с высшим или неполным высшим образованием доля тех, кто проявляет сильное желание, но не может пользоваться Интернетом (15,2%), гораздо ниже доли тех, кто имеет такую возможность (35,7%). Среди учащихся доля желающих, но не имеющих возможности пользоваться Интернетом, сегодня относительно велика (25,6%). Она втрое выше доли реальных пользователей (7,9%) и чуть выше доли тех, кто имеет возможность, но не пользуется Интернетом (23,8%). Таким образом, эта доля пока еще почти равна суммарной доле имеющих возможность пользоваться Интернетом (31,7). Другими словами, в этой группе ощущается наиболее острая неудовлетворенная потребность в подключении к Сети. Пенсионеры не только не имеют возможности подключиться к Интернету (суммарная доля пользователей и имеющих возможность, но не пользующихся – 1,6%), но и практически не испытывают такого желания (1,3%).
в % от городского населения России в возрасте от 13 лет
>
Москва заметно отличается от остальных городов в плане отношения жителей к Интернету. Так, лишь менее трети москвичей либо не знают, что такое Интернет, либо не могут и не хотят им пользоваться (доля далеких 32,2%). В Санкт-Петербурге доля таких людей довольно близка к половине (44,9%), в других мегаполисах и крупных городах она чуть больше половины (53,2% и 52,2% соответственно), в малых городах и поселках городского типа – составляет две трети (66,7%). Москву с Санкт-Петербургом объединяет то, что примерно каждый десятый житель этих городов является реальным пользователем Интернета (в Москве – 11,7%, в Санкт-Петербурге – 9,5%). Отличает же столицы друг от друга прежде всего то, что в Москве доля желающих самая высокая (12,2%), а в Санкт-Петербурге – самая низкая (7,2%). Структуры типологий в других мегаполисах, с одной стороны, и в крупных (от 100 тыс. до 1 млн. жителей) – с другой, чрезвычайно близки. В мегаполисах чуть выше доли реальных пользователей (4,3% против 3,4%) и возможных (14,2% против 12,8%), но чуть ниже доля желающих (9,7% против 11,9%) и знающих (18,7% против 19,7%). Малые города и поселки городского типа отличаются практически полным отсутствием реальных пользователей (1,2%) и вдвое меньшей, по сравнению с крупными городами, долей возможных (6,5% против 12,8%). Обзор других исследований и сравнения Сравним результаты Фундаментального интернет-исследования с данными Аналитического обзора отчета "Выпуск III-2000. Россия в Интернете, май-июнь 2000", выполненного по материалам Агентства Monitoring.ru. Проект ведет АРПИ (Агентство региональных политических исследований); данные собирает НИСПИ (Национальный институт социально-психологических исследований); обработку, анализ данных и составление отчета осуществляет фирма "Контекст Консалтинг". Данные Monitoring.ru собираются путем добавления вопросов об Интернете в анкеты опросов, посвященных разным другим темам. Результаты этих опросов, проведенных путем формализованных личных интервью по месту жительства респондентов, накапливаются на протяжении двух месяцев и ложатся в основу отчета. Исследуемой совокупностью является население России в возрасте 18 лет и старше, то есть, в отличие от выборки Фундаментального интернет-исследования, не включает подростков в возрасте от 13 до 18 лет и, наоборот, включает жителей сельских населенных пунктов. Выборка исследования Monitoring.ru – квотная (пол, возраст), многоступенчатая (регион, населенный пункт, здание, домовладение, респондент), районированная. Объем накопленной выборки – 4460 респондентов. В Аналитическом обзоре приводятся следующие показатели, характеризующие размер аудитории Интернета.
Для сопоставления из общих данных Фундаментального интернет-исследования были выделены данные лиц в возрасте 18 лет и старше и по ним рассчитывались показатели. Они оказались в определенной мере аналогичными показателям исследования Monitoring.ru. Аналог максимальной аудитории определен, исходя из доли лиц в возрасте 18 лет и старше, утвердительно ответивших на вопрос скрининговой анкеты: "Приходилось ли Вам когда-нибудь пользоваться Интернетом?" Доля таких респондентов составила 9,1% от числа всех опрошенных, что при численности городского населения 91,3 млн. чел. составляет 8,3 млн. чел. Аналог нерегулярной аудитории определен, исходя из доли лиц в возрасте 18 лет и старше, утвердительно ответивших на вопрос скрининговой анкеты: "А в настоящее время Вы можете сказать о себе, что Вы – пользователь Интернета?" Доля таких респондентов – 3,1% от числа всех взрослых опрошенных, или 2,8 млн. чел. Оценка других показателей размера аудиторий Интернета производилась по ответам именно этих респондентов-пользователей на вопросы подробной анкеты о режиме их пребывания в Сети. При этом каждому респонденту приписывалась определенная частота и продолжительность сеансов – в соответствии с ответами на следующие вопросы: "Сколько сеансов использования Интернета у Вас обычно бывает в течение буднего (выходного) дня?" "Сколько примерно времени длится один Ваш типичный сеанс использования Интернета в будние (выходные) дни?" "За последнюю полную неделю сколько было дней, когда Вы пользовались Интернетом?" Исходя из этих предположений, для каждого респондента была получена оценка продолжительности его пребывания в Сети на протяжении недели. Расчеты показали, что от числа пользователей (2,8 млн. чел.) доля хотя бы один день пользующихся Интернетом за последнюю полную неделю составляет 69,8%, то есть 2,0 млн. чел. Это аналог недельной аудитории. Доля лиц, использующих Сеть в сумме час и более в течение недели, составляет 52,8% от числа пользователей, то есть 1,5 млн. чел. Это аналог активной аудитории. Доля лиц, использующих Сеть в сумме три часа и более, составляет 41,3% от числа пользователей, то есть 1,2 млн. чел. Это аналог ядра аудитории. Полученные данные сведены в таблицу.
В чем причина такой разницы в показателях? Маловероятно, что за счет сельских жителей, учитываемых в Monitoring.ru и не вошедших в выборку Фундаментального интернет-исследования. Ведь их доля в населении России составляет 27,0%, а пользование Интернетом в селах значительно ниже, чем в городах. Скорее, это следствие существенно более высокой точности Фундаментального исследования, связанной с кардинальной разницей в масштабах опроса: 69610 человек в 30834 домохозяйствах по сравнению с 4460 человек. Источник: www.monitoring.ru. Аудиторию российского Интернета изучает и ряд других организаций. Так, "Комкон-2" по технологии R-TGI реализует Проект Web-вектор. В рамках этого проекта ежеквартально методом личных интервью на дому опрашивается 7500 – 8500 респондентов. Выборка репрезентирует население городов с населением не менее 250 тыс. чел. (их доля в населении России составляет 36,0%) в возрасте от 10 лет и старше. Она строится путем случайного отбора домохозяйств с учетом административного деления каждого из 42 отобранных на первом этапе городов. По данным этого исследования, в первом квартале 2000 г. число лиц, имеющих выход в Сеть дома или на работе, составляло 1,67 млн. чел. Сравнить полученные данные с данными Фундаментального исследования затруднительно. Источник: http://www.comcon-2.ru/main.asp?pgNav=projects&pgTitle=internet. Компания Gallup Media по методике Gallup Net реализует Проект NRS-Россия. В рамках этого проекта, начиная с 1998 г., ежеквартально проводится 4500 телефонных интервью с помощью специализированной компьютерной системы CATI. Стратифицированная случайная двухступенчатая выборка (телефон квартиры, респондент) репрезентирует население г. Москвы в возрасте 16 лет и старше. В рамках того же проекта, начиная с 2000 г., раз в полгода проводится 25000 личных интервью на дому у респондентов. При этом используется интервьюерская сеть МИЦ (Маркетингового исследовательского центра). Стратифицированная, случайная, пятиступенчатая выборка (субъекты Федерации, города, "маршруты", квартиры, респонденты) репрезентирует жителей российских городов с населением более 100 тыс. человек (их доля в населении России составляет 45,4%) в возрасте 16 лет и старше. Данных о результатах исследований Gallup Media в открытом доступе нет. Источник: http://www.gallup.ru/1E7CC4FB-0CC8-4A99-B3A0-33BF957C6CA9.asp. Исследования Интернета, основанные на оценках интернет-провайдеров, заведомо нерепрезентативны, поэтому они нами не рассматриваются. |