Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dom0823/d082324




О науке и ученых

12.06.2008 [отчет] [ Опрос населения ]




Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 июня 2008 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.



В этой теме:
1. Авторитет и репутация ученых
2. Представления о роли Академии наук
3. Приложение. Таблицы

Когда-то, в романтические времена «раннего застоя», статус науки и авторитет людей, ею занимающихся, были безусловны. Сегодня, по мнению 44% наших сограждан, ученые стали менее авторитетны. В этом особенно убеждены люди, имеющие среднее специальное и высшее образование (50 и 52% соответственно), относительно обеспеченные (49%), а также жители Москвы и других мегаполисов (62 и 52% соответственно). Примечательно, что эту точку зрения чаще разделяют и те респонденты, у которых среди родных или знакомых есть люди, занимающиеся наукой (таковых в нашей выборке 12%) – 55%.

Противоположенного мнения – что авторитет ученых вырос по сравнению с советским периодом – придерживаются 18% опрошенных (чаще других его высказывают люди малообеспеченные – 24%).

По сравнению с распределением ответов на аналогичный вопрос, полученным в 2001 году1, ситуация выглядит несколько более благополучной: тогда около половины наших сограждан (53%) говорили о снижении авторитета ученых (в том числе среди людей с высшим образованием – 67%), а о его повышении – лишь 11%.

Так же, как и семь лет назад, каждый пятый (19%) сегодня считает, что авторитет ученых по сравнению с советскими временами не изменился; столько же затруднились ответить на вопрос.

Относительно престижности научной карьеры единодушия в обществе нет: 41% опрошенных считают, что ученым сегодня в России быть престижно (чаще других это люди, далекие от научной деятельности: граждане с образованием ниже среднего – 47%; с низким уровнем доходов – 51%; жители сел – 47%).

Практически такой же статистический вес – 42% – имеет и противоположная точка зрения, согласно которой быть ученым, заниматься наукой сегодня непрестижно. Ее чаще разделяют жители Москвы (60%) и других мегаполисов (57%), люди с относительно высокими доходами (53%), а также, что особенно примечательно, лица с высшим образованием (54%) и те, кто в своем окружении имеет людей научных профессий (53%).

Вопрос о престиже того или иного занятия в массовом сознании тесно связан с материальным фактором. Неудивительно, что на вопрос, как в материальном отношении живут ученые, люди чаще всего (38%) отвечали: «так же, как все». Примерно четвертая часть респондентов (27%) полагают, что ученые живут лучше большинства россиян (эту иллюзию чаще других разделяют люди малообразованные, плохо обеспеченные, а также жители сел – 34–38% в этих группах), а 16% считают, что ученые живут хуже большинства своих соотечественников. Последний ответ достаточно распространен среди лиц, имеющих высшее образование (28%). Те, у кого в числе родных и знакомых есть ученые, выбирали преимущественно ответ «так же» (48%); ответ «хуже» в этой группе также встречается чаще, чем в целом по выборке (25%).

Как бы то ни было, но занятие наукой по-прежнему рассматривается в обществе как достойный выбор жизненного пути. Так, большинство респондентов (61%) сказали, что если бы им пришлось давать совет способному молодому человеку, который решил посвятить себя науке, они поддержали бы его в этом решении (среди людей с высшим образованием – 70%, среди тех, у кого среди родственников или знакомых есть ученые, – 78%), и лишь 12% стали бы, как они утверждают, отговаривать юношу или девушку заниматься наукой (чаще других это москвичи – 21%).

Основные доводы противников научной карьеры (им был задан соответствующий открытый вопрос) просты и прагматичны: во-первых, это низкие заработки в научной сфере («будет очень образованный и нищий»; «в наше время надо заниматься чем-то более прибыльным» – 5%); во-вторых, низкая престижность и неперспективность такого рода деятельности («более престижные профессии в нашей жизни сейчас не связаны с наукой, а связаны с экономикой: торговля, производство»; «нет в стране уважения к людям науки, не ценят их»; «сейчас к ученым недостаточно хорошо относятся»; «мало что добьется, не дадут» – 2%).

Те, кто поддержал бы молодого человека, мечтающего о науке, объясняли свою позицию (также отвечая на открытый вопрос) чаще всего тем, что подобное намерение говорит о высокой жизненной планке, которую ставит себе человек, о его «стремлении к саморазвитию», а это, по мнению респондентов, заслуживает уважения: «уважаю выбор человека»; «умный человек должен расти»; «заниматься наукой – значит развивать себя, этого родному человеку я желаю» (20%).

Близкую позицию разделяют те, кто вспоминал старую истину «ученье – свет, а неученье – тьма» быть умным разве плохо?»; «каждый хочет, чтоб близкий человек был образованным»; «пусть будет хотя бы умный»; «я за любую учебу» – 6%), а также те респонденты, кто подчеркивал, что наука – «это достойное занятие»; «это серьезная работа…» (5%).

Второй распространенный довод в пользу выбора научной карьеры сфокусирован на общественных интересах: «пусть учатся, работают на благо всего народа»; «чтобы лучше была жизнь и польза для общества»; «для увеличения научного потенциала»; «надо развивать науку в России – мы же патриоты своей страны» (15%).

Довольно многие говорили о тех социальных благах, которые может дать занятие научной деятельностью: «это хорошо звучит – “ученый”, много льгот»; «чем больше знаешь, тем выше будешь»; «будет большим человеком в будущем»; «будет много знать, поедет куда-то, жить будет в городе»; «в люди вышел бы»; «прославил бы фамилию» (7%). Некоторые (впрочем, немногие) говорили непосредственно о материальном факторе: «в науке платят сейчас хорошо»; «лучше будет материальное положение»; «он сможет продать себя подороже» (2%).

А для некоторых людей захватывающей перспективой представляется сама возможность совершить научное открытие: «вдруг он что-нибудь новое откроет»; «что-то новое изобрел бы, ранее неизвестное» (2%).

Заметим, кстати, что если говорить о гендерной принадлежности «способного молодого человека», мечтающего о научной карьере, то, по мнению значительного числа респондентов (43%), на способность к научной работе она не влияет (в этом убеждены прежде всего люди с высшим образованием – 53%). Почти столько же респондентов (41%) полагают, что к научной работе более способны мужчины, и лишь немногие (6%) – что женщины; 10% затруднились ответить на этот вопрос.

В своей повседневной жизни к авторитету «ученого мнения» люди в целом обращаются нечасто. Так, на вопрос: «…Бывает ли так, что, обсуждая ту или иную тему со своими родными, друзьями, знакомыми, Вы ссылаетесь на мнения ученых или на какие-либо научные факты, сведения?», почти половина респондентов (47%) ответили «не бывает». Сказали, что такое случается «часто», 15% опрошенных, что «редко» – 29%. «Научные беседы» – явление, наиболее распространенное среди людей высокообразованных (70% ответили «бывает», в том числе 30% – «часто» и 40% – «редко») и особенно среди тех, у кого есть родственники или знакомые, занимающиеся наукой (69%, в том числе «часто» – 38%).

* * *

Если говорить об отношении населения к главной научной инстанции страны – Академии наук, то оценка ее роли в развитии отечественной науки меняется мало. Так, по сравнению с 2001–2004 гг. несколько снизилась доля тех, кто положительно оценивает роль Академии в развитии российской науки (сегодня такую оценку дают 58%; среди респондентов, имеющих в своем окружении ученых, – 65%), однако при этом снизилась и доля тех, кто говорит об отсутствии какого-либо влияния РАН на эту сферу (сегодня – 13%; чаще других это москвичи – 27%, а также люди с высшим образованием – 19%). Некоторое возмущение в эту тенденцию внес опрос 2005 года, проходивший в то время, когда в обществе велись дебаты относительно реформирования РАН (соответственно 40 и 27% суждений о положительной роли Академии или об отсутствии таковой). Об отрицательной роли АН на протяжении всего рассматриваемого периода говорили единицы (1–3%).

Объясняя в форме ответа на открытый вопрос, почему они отказываются признавать за Академией роль «генштаба» науки, респонденты приводили преимущественно два довода. Первый – что в отечественной науке отсутствуют заметные достижения («не слышно о достижениях наших ученых»; «ее, науки, толком нет в России»; «ничего не изобретают ученые сегодня, нет реального вклада в науку»; «все покупаем у других стран, нет своих разработок» – 3%); второй – что «Академия наук не имеет средств на развитие» мало денег в РАН»; «государство не поддерживает науку» и т. п. – 3%).

Что касается недавних выборов президента Академии наук и пополнения числа ее членов, то это событие не вызвало большого общественного резонанса. Отвечая на открытый вопрос: «Вспомните, пожалуйста, какую-либо информацию об Академии наук, которая встречалась Вам в газетах, на радио или телевидении за последние месяц-два», о нем вспомнили 7% опрошенных («избирался председатель у них в Академии наук»; «большой переполох на выборах главного академика…»; «были какие-то выборы академиков» и т. п.); 3% сказали о том, что «повышают зарплату людям, работающим в науке»; 2% – об улучшении финансирования научной сферы в целом («больше бюджет выделяется на науку»; «государство поворачивается к науке лицом»).

Ирина Шмерлина

1 «Как Вам кажется, сейчас, по сравнению с советскими временами, ученые более авторитетны, менее авторитетны или столь же авторитетны?»




1. Авторитет и репутация ученых

Среди Ваших родственников, знакомых есть люди, которые занимаются наукой, ученые?

Скажите, пожалуйста, бывает ли так, что, обсуждая ту или иную тему со своими родными, друзьями, знакомыми, Вы ссылаетесь на мнения ученых или на какие-либо научные факты, сведения? И если такое случается, то часто или редко?

население в целом

среди родственников, знакомых люди,
которые занимаются наукой, ученые…

 

…есть

…нет

Представьте, что способный молодой человек - Ваш близкий родственник или хороший знакомый - думает заняться наукой, стать ученым. Скажите, пожалуйста, Вы скорее поддержали бы его в решении заняться наукой или отговорили бы от такого решения?

население в целом

среди родственников, знакомых люди,
которые занимаются наукой, ученые…

 

…есть

…нет

Почему Вы скорее поддержали бы молодого человека в решении заняться наукой? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что они скорее поддержали бы родственника или хорошего знакомого в решении заняться наукой, - 61% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Это возможность самореализации для тех, кто хочет заниматься наукой20
«Если ему интересно этим заниматься, то пусть воплощает свои идеи»; «если у него есть тяга, то почему бы не поддержать?»; «если человек хочет, надо дать возможность себя реализовать»; «заниматься наукой – значит развивать себя, этого родному человеку я желаю»; «ну, если человек чувствует, что это его призвание, зачем я буду его отговаривать?»; «пусть творит, если способный»; «стремление к саморазвитию»; «уважаю выбор человека»; «умный человек должен расти».
Нужно развивать науку, наука приносит пользу стране и людям15
«Без науки страна отстанет»; «для увеличения научного потенциала»; «надо науку свою развивать, всю технологию берем из-за границы»; «надо поднимать авторитет России»; «надо развивать науку в России – мы же патриоты своей страны»; «надо, чтобы наука продвигалась»; «наука – это движение вперед»; «пусть учатся, работают на благо всего народа»; «чтобы лучше была жизнь и польза для общества».
Занятие наукой – это перспектива в жизни, можно многого добиться7
«Будет большим человеком в будущем»; «будет много знать, поедет куда-то, жить будет в городе»; «в люди вышел бы»; «в последнее время это стало престижным»; «прославил бы фамилию»; «сможет продать свои мозги за границу»; «чем больше знаешь, тем выше будешь»; «это хорошо звучит – “ученый”, много льгот»; «лучше, чем могилы копать лопатой».
Получение знаний – это хорошо, умные люди всегда ценятся6
«Быть умным – разве плохо?»; «высшее образование всегда ценилось»; «знания всегда нужны, и такие люди ценятся во все времена»; «знания не помешают»; «каждый хочет, чтоб близкий человек был образованным»; «пригодятся в жизни знания»; «пусть будет хотя бы умный»; «сейчас учиться надо»; «ученье – свет, а неученье – тьма»; «я за любую учебу».
Достойная, хорошая, интересная работа5
«Важная, серьезная профессия»; «интересная будет работа»; «стоящее дело»; «хорошая работа»; «это достойное занятие»; «это же интересно»; «это очень интересная работа»; «это редкая и нужная профессия»; «это серьезная работа, требующая от человека хорошего поведения».
Это возможность совершить открытие2
«Вдруг он что-нибудь новое откроет?»; «может быть, что-нибудь умное придумает»; «может, его вклад в науку будет ощутим»; «надо же кому-то научные открытия делать»; «что-то новое изобрел бы, ранее неизвестное».
Хорошая зарплата2
«В науке платят сейчас хорошо»; «денег много они зарабатывают»; «зарплата высокая»; «лучше будет материальное положение»; «он сможет продать себя подороже»; «сейчас они получают нормальные деньги».
Это дело молодежи, нужно обновлять кадровый состав ученых1
«Иначе наука не будет двигаться, если молодые будут думать только о деньгах…»; «молодежи наука нужна»; «молодежь должна двигать прогресс»; «молодые должны двигать науку, у стариков уже маразм, а они держаться за свои былые привилегии и теплые места»; «надо приветствовать такие решения молодежи и всячески помогать»; «пусть за счет молодых обновляется состав ученых»; «пусть развивает науку молодежь».
Нужно заниматься делом1
«Очень хорошо, хоть чем-то будет заниматься»; «пусть лучше наукой занимаются»; «пусть лучше учится, чем занимается чем попало»; «чем больше людей будет заниматься наукой, тем меньше будет наркоманов»; «лучше пусть занимаются наукой, чем наркотой»; «чем водку пить, пусть наукой занимается».
Мне бы этого хотелось, я этим интересуюсь1
«Меня самого интересует наука»; «мне это симпатично»; «потому что я сам любопытен, мне все интересно в науке»; «я была бы рада, если бы родственник занялся наукой»; «я заинтересован сам наукой и хотел бы, чтобы и он добился в этой сфере успехов»; «я сам занимаюсь наукой».
Другое1
«Будет знакомый ученый»; «в бизнесе уже все поделили»; «должны же мы когда-нибудь настоящими людьми стать?»; «это люди особенные»; «люди живут не только материальными благами»; «он идет своим умом, а не только папиным и маминым»; «это более прилично, чем быть банкиром».
Затрудняюсь ответить, нет ответа6


Почему Вы скорее отговорили бы молодого человека от решения заняться наукой? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что они скорее отговорили бы родственника или хорошего знакомого от решения заняться наукой, - 12% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Низкая зарплата5
«Будет очень образованный и нищий»; «в наше время надо заниматься чем-то более прибыльным»; «в нашей стране это мало оплачивается»; «на их зарплату нельзя жить – лучше быть рабочим»; «наука не дает достойной жизни талантам»; «невыгодно заниматься у нас наукой. Все ученые уезжают за границу»; «не прибыльно в нашей стране»; «он бы с голоду там помер»; «потому что богатые ученые живут только за рубежом».
Это непрестижно, неперспективно2
«Более престижные профессии в нашей жизни сейчас не связаны с наукой, а связаны с экономикой: торговля, производство»; «мало что добьется, не дадут»; «непрестижно»; «неперспективно»; «нет в стране уважения к людям науки, не ценят их»; «нет перспективы для роста молодого специалиста – нет родственника или длинного рубля»; «ни для него, ни для страны от этого не будет пользы»; «сейчас к ученым недостаточно хорошо относятся»; «там не пробиться, там все евреями занято».
Государство не финансирует науку, не развивает ее1
«Их материальная база скудная»; «государство не поддерживает открытия наших ученых»; «на науку мало выделяется денег»; «наука в загоне»; «наука сегодня плохо развивается»; «нет денег у науки»; «пока что наука материально не обеспечена»; «сейчас тяжело наукой у нас в стране заниматься, нет финансовых возможностей»; «сейчас это никому не надо, на науку внимания власти не обращают».
Обучение стоит дорого1
«Дорогое обучение»; «на учебу нужно очень много денег сейчас…»; «надо учится в хорошем институте, а это дорого и далеко, нам не по средствам»; «сложно и дорого это»; «это дорого и долго учиться».
Надо делом заниматься, мне это не нравится1
«Надо другим заниматься»; «надо практикой заниматься, а не теорией»; «…это никто не воспринимает серьезно»; «пустая трата жизни»; «считаю, это не профессия»; «это не работа»; «я науку ненавижу».
Другое1
«Наука – для серьезных людей, головой надо думать, чтобы наукой заниматься»; «не в России этим заниматься»; «ненадежно все это сейчас»; «они слишком занудными становятся»; «опыт нужен, а опыт негде приобрести»; «пока не наладится среднее звено, важнее развивать ПТУ, сейчас работать некому»; «считаю, не пришло время ученых»; «чем умней, тем дурней, у нас вся страна умных».
Затрудняюсь ответить, нет ответа2

Как Вам кажется, сейчас, по сравнению с советскими временами, ученые более авторитетны, менее авторитетны или столь же авторитетны?

население в целом

среди родственников, знакомых люди,
которые занимаются наукой, ученые…

 

…есть

…нет

В целом, как Вам кажется, сегодня в России престижно или непрестижно быть ученым, заниматься наукой?

население в целом

среди родственников, знакомых люди,
которые занимаются наукой, ученые…

 

…есть

…нет

Как Вам кажется, материально ученые живут лучше большинства россиян, хуже или так же, как большинство россиян?

население в целом

среди родственников, знакомых люди,
которые занимаются наукой, ученые…

 

…есть

…нет

Как Вы считаете, способности к научной работе больше развиты у мужчин или у женщин? Или мужчины и женщины в этом отношении не различаются?




2. Представления о роли Академии наук

Вспомните, пожалуйста, какую-либо информацию об Академии наук, которая встречалась Вам в газетах, на радио или телевидении в последние месяц-два. (Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
Выборы президента РАН и выборы в РАН7
«Большой переполох на выборах главного академика. Было много разногласий между членами Академии наук»; «были выборы академиков в Академию наук»; «были какие-то выборы академиков»; «в Академии выбирали руководителя»; «выбирали новых академиков»; «выбирают нового главу РАН»; «выборы нового президента РАН, его оставили на третий срок»; «избирался председатель у них в Академии наук»; «кого-то принимали в члены Академии наук»; «принимали новых членов».
Повышение зарплаты членам Академии наук3
«Академикам зарплату повышают»; «будет увеличение зарплаты ученым на 50%»; «зарплату повысил ученым до 50 тысяч»; «повышают зарплату людям, работающим в науке»; «повышение зарплаты в два раза»; «поднял Медведев зарплаты академикам».
Повышение внимания к Академии наук, увеличение финансирования науки2
«Больше бюджет выделяется на науку»; «выделяется больше средств для науки»; «государство поворачивается к науке лицом»; «повышение их статуса в стране»; «поднять престиж науки»; «правительство выделило дополнительные средства на развитие науки»; «строят для ученных квартиры»; «увеличили финансирование на разработку научных технологий».
Информация об открытиях в разных сферах1
«В основном о космосе. В этой отрасли идет постоянное развитие, и это хорошо»; «в сфере медицины»; «высокие технологии»; «космическое окно»; «московские ученые открыли новый вирус, переносимый комарами»; «нанотехнологии»; «о лечении переливанием крови»; «о трансгенной инженерии»; «о физиках»; «по микробиологии»; «…выводят какие-то стволовые клетки для лечения людей».
Присвоение званий, вручение премий ученым1
«Сорока академикам присвоили звание»; «…Медведев ученым премию вручал»; «вручали каким-то ученым премии в области техники»; «получили премии какие-то»; «ученых Медведев наградил»; «давали премии».
Упоминание конкретных ученых<1
«Алферов»; «Березовского хотели выгнать из Академии наук»; «о профессоре Чазове»; «Рошаль выступал, говорил о нашей экономике»; «слышал много хорошего о Чазове, а он член Академии наук, и о Рошале».
Другое1
«Взятки берут»; «видела информацию о юбилее Академии наук»; «ЕГЭ придумали в школах»; «закрывают филиалы академий»; «наши умы не возвращаются из-за границы, а Россия в них сделала вложения»; «о бакалаврах и магистрах»; «съезд Академии наук Татарстана».
Не встречалась такая информация5
«Давно ничего такого не встречал»; «мне такая информация не встречалась»; «не слышал»; «никакой информации мне не встречалось»; «никакую»; «ничего».
Затрудняюсь ответить, нет ответа81

Какую роль, по Вашему мнению, играет сегодня Академия наук в развитии отечественной науки - положительную, отрицательную или не играет никакой роли?

Почему Вы думаете, что Академия наук не играет сегодня никакой роли в развитии отечественной науки? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что Академия наук не играет сегодня никакой роли в развитии отечественной науки, - 13% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Не развивается наука, современные технологии3
«А что, видны результаты их разработок?»; «все покупаем у других стран, нет своих разработок»; «все технологии пока из-за границы, нет сейчас новых наших технологий»; «ее, науки, толком нет в России»; «наука в государстве не видна»; «науки нет»; «не видно вклада в науку сегодняшней Академии»; «не слышно о достижениях наших ученых»; «нет никаких сдвигов в науке»; «никаких достижений что-то не видно»; «ничего не изобретают ученые сегодня, нет реального вклада в науку».
Наука плохо финансируется, государство проявляет к ней мало внимания3
«Академия наук не имеет средств на развитие»; «государство не поддерживает науку»; «государство не поддерживает финансово»; «денег нет на развитие науки в стране»; «мало внимания у государства»; «мало денег в РАН»; «науке мало внимания уделяют»; «нет финансирования науки»; «нет хорошей оплаты этим людям».
Нет возможности для внедрения научных разработок, ученые не обладают авторитетом1
«Внедрение разработок в стране тормозится»; «все разработки уходят из страны за рубеж»; «их никто не уважает»; «к ним не прислушиваются»; «не ценится ничего»; «то, что изобретут, не имеет хода».
Происходит «утечка мозгов»1
«Все выдающиеся ученые уехали из России»; «все мозги утекают на Запад»; «всё продают за рубеж, даже мозги»; «все хорошие умы уехали за границу, а остальным тяжело пробиваться»; «вся наука уехала за границу»; «идет отток мозгов на Запад».
От работы Академии наук нет пользы для народа1
«Академия – сама по себе, отдельно от народа»; «для нас никакой пользы нет»; «наука должна быть ближе к человеку»; «никакого толка нет – как жили плохо, так и живем»; «отношения она к нам не имеет никакого»; «потому что мы не чувствуем улучшений в нашей жизни».
Мало информации о деятельности Академии наук1
«Давно забыли об ученых, по ТВ ничего не рассказывают»; «ее не видно и не слышно»; «нет информации об их деятельности»; «никаких результатов не доводят до народа»; «очень мало говорят о достижениях науки»; «я не слышала никакую информацию».
Другое1
«Для этого нужно восстановить Академию»; «другие академии с более высокими требованиями, с более качественным образованием»; «не учится никто, все занимаются бизнесом или обслугой»; «нет координации»; «слишком они тупые, мне кажется»; «там сидят одни старцы, их нужно отправить в дом престарелых»; «учеба очень дорогая».
Затрудняюсь ответить, нет ответа4

Почему Вы думаете, что Академия наук сегодня играет отрицательную роль в развитии отечественной науки? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что Академия наук сегодня играет отрицательную роль в развитии отечественной науки, - 1% от всех опрошенных.)

(все ответы)
«Государственного ничего не осталось, [раньше] заводы и фабрики внедряли новые изобретения»; «деньги решают все – а наука молчит»; «до нас не доходят изобретения»; «до них не доходит ничего»; «наука в загоне»; «наука сегодня никому не нужна в том виде, в котором она существует, никаким открытиям не дают ходу»; «не видно их работы»; «не работают совершенно, изживает она себя, как будто они и не существуют»; «не слышно о ее достижениях»; «нет результатов их деятельности»; «ничего хорошего не даёт»; «продают за рубеж умы»; «много ученых уезжает за границу, не созданы условия для работы»; «разработки требуют больших денег».



3. Приложение. Таблицы

Среди Ваших родственников, знакомых есть люди, которые занимаются наукой, ученые?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 47 53 36 37 27 13 35 34 18 21 37 27 8 13 17 37 25 24
да 12 13 12 13 12 13 5 6 11 31 6 10 20 23 25 15 9 6 24
нет 85 84 85 84 85 85 92 90 86 66 92 87 76 75 74 81 88 90 74
не знаю 2 1 3 2 2 2 2 2 2 3 1 2 3 2 1 2 2 2 1
затрудняюсь ответить 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 0 1 1 0 2 1 2 1


Скажите, пожалуйста, бывает ли так, что, обсуждая ту или иную тему со своими родными, друзьями, знакомыми, Вы ссылаетесь на мнения ученых или на какие-либо научные факты, сведения? И если такое случается, то часто или редко?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 47 53 36 37 27 13 35 34 18 21 37 27 8 13 17 37 25 24
не бывает 47 45 49 45 45 54 69 56 42 25 61 46 36 35 39 38 49 59 30
часто 15 17 13 16 16 12 4 11 14 30 6 13 22 25 16 26 12 8 28
редко 29 30 29 32 29 26 16 25 34 40 23 32 34 30 40 31 29 24 37
затрудняюсь ответить, часто или редко 2 2 2 2 3 2 3 2 3 2 2 3 3 4 2 2 3 1 3
затрудняюсь ответить, бывает или не бывает 6 6 6 5 7 6 9 6 7 3 8 7 5 6 3 3 7 8 2
поддержал(-а) бы 61 59 62 59 63 61 49 59 62 70 58 63 66 63 64 62 63 55 66
отговорил(-а) бы 12 12 12 14 13 8 9 10 13 15 10 11 13 21 14 9 12 9 17
затрудняюсь ответить 27 29 26 27 25 31 41 31 24 15 32 27 22 16 21 29 25 36 17

Как Вам кажется, сейчас, по сравнению с советскими временами, ученые более авторитетны, менее авторитетны или столь же авторитетны?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 47 53 36 37 27 13 35 34 18 21 37 27 8 13 17 37 25 24
более авторитетны 18 17 20 19 19 17 19 19 19 15 24 21 16 14 13 18 18 23 16
столь же авторитетны 19 18 19 19 19 20 21 18 17 23 19 19 20 11 22 23 18 19 18
менее авторитетны 44 46 42 41 46 45 29 40 50 52 38 42 49 62 52 40 44 36 51
затрудняюсь ответить 19 19 19 21 17 18 32 23 14 10 18 19 15 13 13 19 19 22 15

В целом, как Вам кажется, сегодня в России престижно или непрестижно быть ученым, заниматься наукой?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 47 53 36 37 27 13 35 34 18 21 37 27 8 13 17 37 25 24
престижно 41 39 42 43 39 41 46 42 39 38 51 43 34 24 34 40 44 47 35
непрестижно 42 44 41 43 44 38 25 40 45 54 33 38 53 60 57 44 38 34 52
затрудняюсь ответить 17 17 16 13 16 21 28 18 15 8 16 19 12 15 9 16 18 20 12

Как Вам кажется, материально ученые живут лучше большинства россиян, хуже или так же, как большинство россиян?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 47 53 36 37 27 13 35 34 18 21 37 27 8 13 17 37 25 24
лучше 27 28 27 26 27 29 34 28 27 22 35 30 ;20 17 21 24 26 38 16
так же 38 36 39 40 38 35 31 37 41 39 36 36 44 42 43 45 37 31 46
хуже 16 17 16 18 17 14 9 13 17 28 10 15 21 28 24 14 17 10 27
затрудняюсь ответить 19 19 18 16 18 23 26 23 16 11 19 19 14 13 12 18 21 21 11

Как Вы считаете, способности к научной работе больше развиты у мужчин или у женщин? Или мужчины и женщины в этом отношении не различаются?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 47 53 36 37 27 13 35 34 18 21 37 27 8 13 17 37 25 24
у мужчин 41 46 37 43 45 35 32 44 44 39 38 40 46 48 47 42 41 37 47
мужчины и женщины в этом отношении не различаются 43 39 46 43 40 46 43 40 39 53 44 43 43 40 42 46 42 42 44
у женщин 6 4 7 6 6 6 7 6 5 4 6 6 5 7 6 5 5 6 5
затрудняюсь ответить 10 11 10 9 9 14 18 9 12 4 12 12 6 5 5 6 11 16 5

Какую роль, по Вашему мнению, играет сегодня Академия наук в развитии отечественной науки - положительную, отрицательную или не играет никакой роли?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 47 53 36 37 27 13 35 34 18 21 37 27 8 13 17 37 25 24
положительную 58 58 57 59 58 55 48 57 61 60 59 60 57 43 61 67 55 58 59
не играет никакой роли 13 15 12 12 13 16 10 11 14 19 14 12 15 27 17 10 13 10 17
отрицательную 1 2 1 1 1 2 1 2 1 1 1 0 2 1 1 1 2 2 1
затрудняюсь ответить 28 25 30 27 28 28 41 31 24 20 26 27 26 30 22 22 30 31 23