1.Ученье - свет... 2.Все больше россиян готовы платить за образование своих детей 3.Графики и открытые вопросы 4.Опрос экспертов 5.Приложение.Таблицы
1.Ученье - свет... Подавляющее большинство участвовавших в опросе россиян убеждены, что сегодня важно иметь высшее образование (74%). Особенно широко эта точка зрения распространена среди людей в возрасте от 18 до 35 лет (80%) и респондентов с высшим образованием (79%).
Отвечая на вопрос, что важнее - 'получить образование' или 'как можно раньше начать работать и зарабатывать деньги', 63% поддержали первую точку зрения и только 24% - вторую.
Как же наши респонденты оценивают качество современного российского высшего образования? По мнению трети опрошенных (35%), российское высшее образование в целом ниже мирового уровня; четверть опрошенных (24%) полагают, что оно соответствует мировым стандартам, а каждый седьмой россиянин (15%) уверен, что уровень отечественного образования превосходит мировой.
Интересно, что респонденты с высшим образованием чаще других дают российской высшей школе положительную оценку, утверждая, что она соответствует или даже превосходит мировой уровень (33% и 23% соответственно).
В то же время почти половина опрошенных полагают, что в советские времена качество высшего образования было лучше (46%). И в этой оценке солидарны люди, имеющие и среднее, и среднее специальное, и высшее образование.
Впрочем, респонденты в возрасте от 18 до 35 лет склонны считать, что качество современного российского высшего образования не ниже, чем в прежние времена, - 46% (21% - считают его таким же по качеству; 25% - лучше советского).
Среди респондентов средней возрастной группы (от 36 до 50 лет) и пожилых (старше 50 лет) эту точку зрения разделяют соответственно 31% и 26% опрошенных.
Фонд 'Общественное мнение'. Всероссийский опрос городского и сельского населения. 4 августа 2001 года. 1500 респондентов.
2.Все больше россиян готовы платить за образование своих детей В 1997 году и совсем недавно россиянам задали вопрос: 'Вы готовы ради образования ваших детей (внуков) пойти в пределах ваших возможностей на серьезные материальные затраты?'.
За прошедшие четыре года в распределении ответов произошли существенные перемены (данные в % от числа опрошенных):
| Август-1997 | Август-2001 |
Готовы пойти на затраты | 43 | 67
| Не готовы пойти на затраты | 18 | 21
|
|
Наибольшую готовность 'затянуть пояса' ради образования детей и внуков выразили россияне, имеющие среднее специальное или высшее образование (74% и 76% соответственно), а также жители крупнейших городов (мегаполисов) - 73%.
Фонд 'Общественное мнение'. Всероссийские опросы городского и сельского населения. 30 августа 1997 годи и 4 августа 2001 года. По 1500 респондентов.
3.Графики и открытые вопросы |
КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, СЕГОДНЯ ВАЖНО ИЛИ НЕ ВАЖНО ИМЕТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЕГОДНЯ В РОССИИ КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ ТАКОЕ ЖЕ, КАКИМ ОНО БЫЛО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В ЦЕЛОМ РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СООТВЕТСТВУЕТ МИРОВОМУ УРОВНЮ, ВЫШЕ ИЛИ НИЖЕ ЭТОГО УРОВНЯ?

ВО МНОГИХ РОССИЙСКИХ ВУЗАХ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ПЛАТНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ,

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, КАЧЕСТВО ПЛАТНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУЧШЕ, ЧЕМ КАЧЕСТВО БЕСПЛАТНОГО, ХУЖЕ ИЛИ ПРИМЕРНО ТАКОЕ ЖЕ?

ВЫ ГОТОВЫ РАДИ ОБРАЗОВАНИЯ ВАШИХ ДЕТЕЙ, ВНУКОВ ПОЙТИ В ПРЕДЕЛАХ ВАШИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НА СЕРЬЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ?

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ДЛЯ МОЛОДЕЖИ СЕГОДНЯ ВАЖНЕЕ КАК МОЖНО РАНЬШЕ НАЧАТЬ РАБОТАТЬ И ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ ВАЖНЕЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОЛУЧИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ. С КАКИМ МНЕНИЕМ - С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ СЕГОДНЯ ИМЕЕТ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЕГОДНЯ В РОССИИ ЛЮДЕЙ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НУЖНО, МЕНЬШЕ ИЛИ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЗАЧЕМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЛЮДИ СТРЕМЯТСЯ ПОЛУЧИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Решение проблемы трудоустройства |
|
34 |
Престижная работа |
20 |
|
- 'Для того чтобы устроиться напрестижную работу'; 'добиться лучшей работы'; 'дает работу, которую пожелаешь, положение в обществе'; 'для того чтобы найти высококвалифицированную, высокооплачиваемую работу'; 'будет более престижная работа'; 'дает больше возможностей найти престижную работу'.
|
|
|
Высокий спрос на специалистов с высшим образованием |
11 |
|
- 'Без образования никуда не берут'; 'корочки есть – значит, больше шансов устроиться'; 'они более востребованы'; 'везде нужны с высшим образованием'; 'если есть высшее образование, то тебя на любую работу возьмут'; 'проще устроиться на работу'; 'на многих работах нужно высшее образование'; 'гарантия обеспечения трудоустройства'; 'без образования никуда непоступишь и ничего не сделаешь'; 'везде спрашивают, есть ли высшее образование, – с ним легче найти работу'; 'новые современные специальности – менеджер и другие – требуют высшего образования'.
|
|
|
Возможность устроиться на легкую, 'чистую' работу |
4 |
|
- 'Не держать лопату в руках'; 'не хотят работать руками'; 'надеются начистую работу'; 'легче работать'; 'забота о себе – чтобы была более легкая работа'; 'иметь нетяжелую работу'; 'чтоб легче жить – не работать, а бездельничать, стремятся к легкому труду'; 'ищут легкой жизни'; 'чтоб легче жить физически – они работают умственно'; 'для более легкой работы'; 'кто не хочет лопатой работать'; 'боязнь трудностей, физического труда'; 'без высшего образования только грузчиком работать, а молодые не хотят – вот и надо учиться на инженеров'; 'работу сачковую'.
|
|
|
|
|
|
Гарантия материального благополучия |
|
29 |
- 'Каждый хочет жить богаче'; 'быть востребованным в материальном плане'; 'перспектива благосостояния'; 'решить свою финансовую проблему'; 'большая зарплата'; 'возможность хорошо заработать в будущем'; 'больше денег'; 'ради высокого уровня жизни'; 'встать на ноги, для благосостояния'; 'больше возможностей в заработке денег'; 'ради наживы'; 'больше зарплату получать, лучше жить'; 'материально обеспечить себя и свою семью'; 'дает возможность повысить благосостояние'; 'уровень жизни чтобы выше стал'; 'для того чтобы обеспечить себя материально'; 'чтоб иметь побольше денег'.
|
|
|
|
|
|
С целью самосовершенствования, расширения кругозора |
|
18 |
- 'Для самообразования'; 'молодежь узнает новое'; 'всесторонне развиваются'; 'будешь всесторонне развитым, на голову выше остальных'; 'компетентность во всех вопросах'; 'развить себя всесторонне'; 'выше кругозор'; 'дает знания, высокий уровень интеллекта'; 'для развития своего интеллектуального уровня'; 'повысить свой интеллект'; 'для самосовершенствования'; 'больше знаний вообще'; 'чтоб быть подкованным, и духовный рост'; 'больше иметь кругозор'; 'для эрудиции'; 'получить знания, развить душу'; 'для повышения уровня знаний'; 'умным быть'; 'для развития ума'; 'человек много узнает, среднее образование ничего не дает'; 'для всестороннего развития'; 'для самообразования'; 'быть образованнее'.
|
|
|
|
|
|
Это престижно |
|
9 |
- 'Отношение людей другое'; 'получить имидж'; 'повысить свой авторитет'; 'положение в обществе'; 'только высшее образование позволит достичь положения в обществе'; 'утвердиться в обществе, иметь общественный вес'; 'престиж – главное'; 'престижность'; 'из-за престижа'; 'только из-за престижа – с высшим образованием мнит себя интеллигентом'; 'статус'; 'повысить свою значимость'; 'устроиться так в жизни, чтобы люди уважали'; 'чтобы приобрести определенный социальный статус'; 'чтобы лучше выглядеть в глазах окружающих'; 'уважение окружающих'.
|
|
|
|
|
|
Ради карьеры |
|
6 |
- 'Перспектива залезть в управленческий аппарат'; 'для продолжения служебной деятельности'; 'карьера в будущем'; 'наличие диплома дает возможность делать карьеру'; 'перспектива продвижения по службе'; 'для достижения определенного служебного положения'; 'власть и управление другими'; 'занимать большой пост'; 'пробить себе карьеру'; 'занять престижное место, сделать карьеру'; 'для роста карьеры'; 'чтобы где-нибудь повыше работать'; 'перспектива в карьере'; 'карьеризм – все хотят быть начальниками'; 'для того чтобы сделать карьеру'; 'чтобы продвигаться по служебной лестнице'; 'выйти в верха, будет править'; 'легче сделать карьеру'; 'перспектива карьерного роста'.
|
|
|
|
|
|
Возможность самореализации |
|
4 |
- 'Для того чтобы найти себя в жизни'; 'воплощение замыслов'; 'чтоб достичь чего-нибудь'; 'найти себя в жизни'; 'добиться чего-нибудь в жизни'; 'проявить себя'; 'достигнуть своей цели'; 'для самореализации'; 'с высшим много можно сделать'; 'найти свой путь в жизни, осуществить свою мечту'; 'попробовать свои возможности в науке, педагогике'; 'возможность работать в любимой сфере'; 'расширить возможности, реализовать себя'; 'шире возможности реализовать себя'.
|
|
|
|
|
|
Требование современной жизни |
|
2 |
- 'Требование века'; 'жизнь заставляет'; 'жизнь требует'; 'запросы жизни'; 'жизнь меняется'; 'сейчас это необходимо – новые технологии'; 'прогресс заставляет его получать'; 'время диктует свои требования'.
|
|
|
|
|
|
Для благополучия своей страны |
|
1 |
- 'Чтобы поднять Россию'; 'чтобы страна была более развитой'; 'чтоб страна стала лучше, богаче'; 'помочь восстановить Россию'; 'чтобы нация возродилась'; 'чтобы принести больше пользы стране'; 'для того чтобы Россия процветала'.
|
|
|
|
|
|
Отсрочка, освобождение от армии |
|
1 |
- 'От армии отлынивают'; 'освобождение от армии'; 'откосить от армии'; 'чтоб от армии откосить'.
|
|
|
|
|
|
Другие мотивы |
|
1 |
- 'Уехать из деревни'; 'родители заставляют'; 'пример родителей'; 'пережитки прошлого'; 'уехать за рубеж'.
|
|
|
|
|
|
Нет ответа, ответ не на тему |
|
10 |
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 4-5 августа 2001 г. 1500 респондентов.
|
4.Опрос экспертов |
ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, СЕГОДНЯ ВАЖНО ИЛИ НЕ ВАЖНО ИМЕТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЕГОДНЯ В РОССИИ КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ ТАКОЕ ЖЕ, КАКИМ ОНО БЫЛО ВСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В ЦЕЛОМ РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СООТВЕТСТВУЕТ МИРОВОМУ УРОВНЮ, ВЫШЕ ИЛИ НИЖЕ ЭТОГО УРОВНЯ?

ВОПРОС: ВО МНОГИХ РОССИЙСКИХ ВУЗАХ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ПЛАТНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ТО ЕСТЬ ОПЛАТИТЬ СОБСТВЕННУЮ УЧЕБУ. ВЫ ЛИЧНО ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧИТЬ ПЛАТНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, КАЧЕСТВО ПЛАТНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУЧШЕ, ЧЕМ БЕСПЛАТНОГО, ХУЖЕ ИЛИ ПРИМЕРНО ТАКОЕЖЕ?

ВОПРОС: ВЫ ГОТОВЫ РАДИ ОБРАЗОВАНИЯ ВАШИХ ДЕТЕЙ, ВНУКОВ ПОЙТИ ВПРЕДЕЛАХ ВАШИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НА СЕРЬЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ?

ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ДЛЯ МОЛОДЕЖИ СЕГОДНЯ ВАЖНЕЕ КАК МОЖНО РАНЬШЕ НАЧАТЬ РАБОТАТЬ И ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ ВАЖНЕЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОЛУЧИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ. С КАКИМ МНЕНИЕМ – С ПЕРВЫМ ИЛИ СО ВТОРЫМ – ВЫ СОГЛАСНЫ?

ВОПРОС: НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЕГОДНЯ В РОССИИ ЛЮДЕЙ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НУЖНО, МЕНЬШЕ ИЛИ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ СЕГОДНЯ ИМЕЕТ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

ВОПРОС: ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ОБСУЖДАТЬ СО ЗНАКОМЫМИ ПРОБЛЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ?

ВОПРОС: ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ПУБЛИЧНО ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ ИЛИ ПУБЛИКОВАТЬ СВОИ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 31 июля - 2 августа 2001 г. 130 экспертов.
|
5.Приложение.Таблицы |
КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, СЕГОДНЯ ВАЖНО ИЛИ НЕ ВАЖНО ИМЕТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
|  |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 | Доли групп (%) | 100 | 45 | 14 | 28 | 30 | 40 | 47 | 53 | 32 | 32 | 36 | 21 | 32 | 34 | 14 | 34 | 35 | 24 | 12 | 16 | 40 | 26 | 26 | 10 | 13 | 22 | 6 | 17 | 5 | 100 | 43 | 57 | 29 | 34 | 37 |
важно | 74 | 79 | 64 | 82 | 74 | 68 | 68 | 78 | 80 | 71 | 70 | 69 | 71 | 76 | 79 | 70 | 71 | 83 | 80 | 73 | 72 | 73 | 73 | 73 | 66 | 75 | 81 | 77 | 69 | 78 | 71 | 83 | 79 | 76 | 78 |
не важно | 23 | 18 | 32 | 17 | 22 | 28 | 29 | 18 | 18 | 27 | 25 | 26 | 27 | 20 | 18 | 27 | 25 | 16 | 19 | 26 | 24 | 23 | 25 | 24 | 27 | 22 | 16 | 20 | 28 | 21 | 28 | 15 | 20 | 24 | 19 |
затрудняюсь ответить | 3 | 3 | 4 | 1 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 5 | 5 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 7 | 2 | 4 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 3 |
ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЕГОДНЯ В РОССИИ КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ ТАКОЕ ЖЕ, КАКИМ ОНО БЫЛО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ?
|  |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 | Доли групп (%) | 100 | 45 | 14 | 28 | 30 | 40 | 47 | 53 | 32 | 32 | 36 | 21 | 32 | 34 | 14 | 34 | 35 | 24 | 12 | 16 | 40 | 26 | 26 | 10 | 13 | 22 | 6 | 17 | 5 | 100 | 43 | 57 | 29 | 34 | 37 |
лучше | 19 | 24 | 12 | 25 | 20 | 16 | 19 | 20 | 25 | 19 | 15 | 19 | 21 | 18 | 20 | 17 | 17 | 24 | 25 | 19 | 18 | 21 | 15 | 23 | 12 | 20 | 29 | 26 | 14 | 16 | 15 | 16 | 21 | 18 | 9 |
такое же | 15 | 16 | 11 | 19 | 14 | 13 | 15 | 14 | 21 | 12 | 11 | 12 | 13 | 17 | 18 | 12 | 16 | 16 | 19 | 23 | 12 | 13 | 15 | 15 | 10 | 16 | 10 | 17 | 17 | 13 | 10 | 15 | 16 | 13 | 11 |
хуже | 46 | 40 | 60 | 41 | 47 | 48 | 45 | 46 | 38 | 52 | 47 | 38 | 47 | 49 | 48 | 50 | 45 | 43 | 35 | 42 | 50 | 46 | 48 | 39 | 57 | 46 | 37 | 40 | 44 | 48 | 46 | 50 | 47 | 47 | 49 |
затрудняюсь ответить | 20 | 20 | 17 | 16 | 20 | 23 | 21 | 20 | 16 | 17 | 27 | 32 | 19 | 16 | 14 | 21 | 22 | 17 | 21 | 16 | 21 | 21 | 22 | 22 | 21 | 18 | 23 | 17 | 25 | 23 | 28 | 19 | 15 | 22 | 31 |
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В ЦЕЛОМ РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СООТВЕТСТВУЕТ МИРОВОМУ УРОВНЮ, ВЫШЕ ИЛИ НИЖЕ ЭТОГО УРОВНЯ?
|  |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 | Доли групп (%) | 100 | 45 | 14 | 28 | 30 | 40 | 47 | 53 | 32 | 32 | 36 | 21 | 32 | 34 | 14 | 34 | 35 | 24 | 12 | 16 | 40 | 26 | 26 | 10 | 13 | 22 | 6 | 17 | 5 | 100 | 43 | 57 | 29 | 34 | 37 |
выше мирового уровня | 15 | 15 | 16 | 18 | 16 | 11 | 14 | 16 | 18 | 13 | 13 | 9 | 15 | 15 | 23 | 12 | 13 | 21 | 19 | 16 | 16 | 10 | 12 | 24 | 9 | 14 | 6 | 22 | 16 | 18 | 20 | 17 | 17 | 20 | 18 |
соответствует мировому уровню | 24 | 27 | 17 | 29 | 23 | 22 | 25 | 23 | 29 | 21 | 22 | 18 | 22 | 26 | 33 | 21 | 24 | 26 | 33 | 23 | 23 | 22 | 24 | 25 | 17 | 24 | 38 | 27 | 16 | 29 | 28 | 29 | 29 | 27 | 30 |
ниже мирового уровня | 35 | 33 | 43 | 38 | 31 | 37 | 38 | 33 | 36 | 42 | 28 | 28 | 38 | 40 | 29 | 42 | 33 | 32 | 27 | 40 | 35 | 39 | 36 | 31 | 50 | 36 | 33 | 29 | 24 | 29 | 31 | 27 | 38 | 30 | 20 |
затрудняюсь ответить | 26 | 25 | 25 | 15 | 29 | 29 | 23 | 28 | 17 | 23 | 36 | 44 | 24 | 20 | 16 | 26 | 30 | 21 | 20 | 21 | 27 | 29 | 29 | 19 | 24 | 25 | 23 | 21 | 44 | 24 | 22 | 26 | 16 | 23 | 32 |
ВО МНОГИХ РОССИЙСКИХ ВУЗАХ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ПЛАТНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ТО ЕСТЬ ОПЛАТИТЬ СОБСТВЕННУЮ УЧЕБУ. ВЫ ЛИЧНО ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧИТЬ ПЛАТНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
|  |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 | Доли групп (%) | 100 | 45 | 14 | 28 | 30 | 40 | 47 | 53 | 32 | 32 | 36 | 21 | 32 | 34 | 14 | 34 | 35 | 24 | 12 | 16 | 40 | 26 | 26 | 10 | 13 | 22 | 6 | 17 | 5 | 100 | 43 | 57 | 29 | 34 | 37 |
одобряю | 23 | 24 | 5 | 40 | 21 | 12 | 27 | 19 | 36 | 20 | 12 | 12 | 22 | 25 | 33 | 19 | 14 | 37 | 30 | 24 | 21 | 18 | 24 | 28 | 16 | 22 | 23 | 25 | 19 | 37 | 43 | 32 | 53 | 42 | 19 |
не одобряю | 71 | 69 | 89 | 54 | 71 | 82 | 66 | 75 | 57 | 76 | 79 | 79 | 71 | 69 | 62 | 75 | 78 | 58 | 65 | 70 | 69 | 78 | 70 | 66 | 77 | 75 | 64 | 67 | 67 | 58 | 52 | 63 | 43 | 53 | 75 |
затрудняюсь ответить | 7 | 6 | 6 | 6 | 8 | 5 | 8 | 6 | 7 | 4 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 6 | 9 | 5 | 5 | 6 | 10 | 3 | 6 | 6 | 8 | 3 | 13 | 7 | 14 | 5 | 5 | 5 | 3 | 5 | 6 |
КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, КАЧЕСТВО ПЛАТНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУЧШЕ, ЧЕМ КАЧЕСТВО БЕСПЛАТНОГО, ХУЖЕ ИЛИ ПРИМЕРНО ТАКОЕ ЖЕ?
|  |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 | Доли групп (%) | 100 | 45 | 14 | 28 | 30 | 40 | 47 | 53 | 32 | 32 | 36 | 21 | 32 | 34 | 14 | 34 | 35 | 24 | 12 | 16 | 40 | 26 | 26 | 10 | 13 | 22 | 6 | 17 | 5 | 100 | 43 | 57 | 29 | 34 | 37 |
лучше | 13 | 15 | 11 | 19 | 10 | 12 | 17 | 10 | 17 | 15 | 9 | 13 | 17 | 12 | 8 | 15 | 9 | 15 | 12 | 14 | 12 | 16 | 16 | 12 | 12 | 11 | 19 | 14 | 8 | 13 | 16 | 11 | 16 | 13 | 10 |
примерно такое же | 36 | 39 | 28 | 40 | 36 | 35 | 35 | 37 | 44 | 37 | 27 | 25 | 38 | 40 | 38 | 34 | 34 | 42 | 42 | 33 | 35 | 36 | 33 | 41 | 21 | 42 | 43 | 41 | 28 | 37 | 32 | 40 | 42 | 36 | 33 |
хуже | 36 | 33 | 44 | 33 | 37 | 37 | 36 | 36 | 32 | 37 | 38 | 31 | 33 | 38 | 46 | 37 | 37 | 33 | 34 | 41 | 36 | 34 | 36 | 37 | 54 | 32 | 20 | 32 | 36 | 33 | 34 | 31 | 28 | 35 | 34 |
затрудняюсь ответить | 15 | 13 | 17 | 8 | 17 | 16 | 12 | 17 | 7 | 10 | 25 | 31 | 11 | 10 | 9 | 13 | 20 | 10 | 12 | 11 | 17 | 13 | 16 | 9 | 12 | 15 | 18 | 12 | 28 | 18 | 18 | 18 | 14 | 17 | 22 |
ВЫ ГОТОВЫ РАДИ ОБРАЗОВАНИЯ ВАШИХ ДЕТЕЙ, ВНУКОВ ПОЙТИ В ПРЕДЕЛАХ ВАШИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НА СЕРЬЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ?
|  |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 | Доли групп (%) | 100 | 45 | 14 | 28 | 30 | 40 | 47 | 53 | 32 | 32 | 36 | 21 | 32 | 34 | 14 | 34 | 35 | 24 | 12 | 16 | 40 | 26 | 26 | 10 | 13 | 22 | 6 | 17 | 5 | 100 | 43 | 57 | 29 | 34 | 37 |
готов(-а) | 67 | 71 | 57 | 80 | 70 | 59 | 69 | 67 | 73 | 73 | 57 | 50 | 69 | 74 | 76 | 65 | 62 | 82 | 73 | 62 | 70 | 64 | 63 | 68 | 58 | 71 | 78 | 75 | 61 | 70 | 74 | 68 | 84 | 74 | 55 |
не готов(-а) | 21 | 19 | 32 | 11 | 21 | 28 | 21 | 22 | 16 | 20 | 28 | 33 | 20 | 19 | 15 | 25 | 24 | 12 | 14 | 28 | 19 | 24 | 24 | 23 | 28 | 22 | 15 | 14 | 14 | 21 | 17 | 25 | 8 | 19 | 35 |
затрудняюсь ответить | 11 | 10 | 11 | 9 | 8 | 13 | 10 | 12 | 11 | 6 | 15 | 17 | 12 | 7 | 9 | 10 | 14 | 6 | 13 | 10 | 11 | 11 | 12 | 9 | 14 | 7 | 7 | 11 | 25 | 9 | 9 | 8 | 8 | 7 | 10 |
ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ДЛЯ МОЛОДЕЖИ СЕГОДНЯ ВАЖНЕЕ КАК МОЖНО РАНЬШЕ НАЧАТЬ РАБОТАТЬ И ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ ВАЖНЕЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОЛУЧИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ. С КАКИМ МНЕНИЕМ - С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ - ВЫ СОГЛАСНЫ?
|  |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 | Доли групп (%) | 100 | 45 | 14 | 28 | 30 | 40 | 47 | 53 | 32 | 32 | 36 | 21 | 32 | 34 | 14 | 34 | 35 | 24 | 12 | 16 | 40 | 26 | 26 | 10 | 13 | 22 | 6 | 17 | 5 | 100 | 43 | 57 | 29 | 34 | 37 |
с первым | 24 | 23 | 25 | 22 | 20 | 27 | 29 | 19 | 24 | 23 | 24 | 25 | 26 | 21 | 24 | 25 | 24 | 20 | 23 | 24 | 22 | 27 | 23 | 28 | 31 | 24 | 20 | 18 | 22 | 25 | 29 | 22 | 25 | 26 | 24 |
со вторым | 63 | 65 | 65 | 66 | 68 | 60 | 57 | 69 | 65 | 66 | 60 | 54 | 64 | 68 | 65 | 64 | 61 | 68 | 65 | 66 | 61 | 65 | 64 | 59 | 53 | 68 | 55 | 72 | 59 | 63 | 55 | 70 | 67 | 59 | 65 |
затрудняюсь ответить | 13 | 12 | 11 | 12 | 12 | 14 | 14 | 12 | 11 | 11 | 16 | 20 | 11 | 11 | 12 | 11 | 15 | 12 | 12 | 10 | 17 | 9 | 13 | 13 | 16 | 8 | 25 | 10 | 18 | 11 | 16 | 8 | 8 | 14 | 11 |
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ СЕГОДНЯ ИМЕЕТ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
|  |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 | Доли групп (%) | 100 | 45 | 14 | 28 | 30 | 40 | 47 | 53 | 32 | 32 | 36 | 21 | 32 | 34 | 14 | 34 | 35 | 24 | 12 | 16 | 40 | 26 | 26 | 10 | 13 | 22 | 6 | 17 | 5 | 100 | 43 | 57 | 29 | 34 | 37 |
менее 15% | 11 | 8 | 17 | 7 | 13 | 12 | 13 | 8 | 7 | 10 | 14 | 16 | 8 | 10 | 9 | 13 | 9 | 9 | 5 | 6 | 13 | 11 | 9 | 7 | 7 | 8 | 19 | 13 | 27 | 10 | 14 | 7 | 6 | 12 | 11 |
15% - 24% | 12 | 13 | 11 | 12 | 14 | 10 | 15 | 10 | 13 | 12 | 12 | 13 | 13 | 11 | 14 | 12 | 12 | 15 | 14 | 6 | 14 | 13 | 14 | 21 | 11 | 10 | 6 | 14 | 7 | 14 | 15 | 14 | 15 | 17 | 11 |
25% - 39% | 26 | 28 | 18 | 28 | 24 | 27 | 27 | 25 | 26 | 30 | 22 | 20 | 25 | 27 | 34 | 24 | 28 | 28 | 29 | 22 | 27 | 25 | 27 | 31 | 20 | 27 | 20 | 24 | 33 | 26 | 29 | 24 | 26 | 29 | 23 |
40% - 49% | 13 | 14 | 16 | 14 | 11 | 14 | 12 | 13 | 17 | 13 | 9 | 8 | 12 | 16 | 14 | 12 | 13 | 14 | 11 | 15 | 13 | 13 | 12 | 10 | 12 | 14 | 20 | 13 | 15 | 10 | 9 | 12 | 16 | 9 | 7 |
50% - 59% | 14 | 14 | 10 | 13 | 14 | 15 | 9 | 18 | 15 | 12 | 14 | 15 | 13 | 15 | 10 | 13 | 15 | 13 | 20 | 16 | 11 | 14 | 13 | 15 | 10 | 18 | 14 | 13 | 10 | 11 | 7 | 14 | 10 | 10 | 12 |
более 60% | 10 | 9 | 9 | 15 | 8 | 7 | 10 | 10 | 14 | 9 | 7 | 5 | 13 | 10 | 11 | 10 | 9 | 11 | 8 | 12 | 10 | 9 | 8 | 6 | 17 | 12 | 7 | 9 | 4 | 11 | 9 | 12 | 17 | 8 | 9 |
затрудняюсь ответить | 15 | 13 | 19 | 11 | 17 | 15 | 14 | 15 | 8 | 13 | 22 | 22 | 16 | 11 | 9 | 16 | 15 | 10 | 13 | 22 | 12 | 15 | 18 | 8 | 23 | 11 | 15 | 15 | 5 | 18 | 18 | 18 | 11 | 15 | 27 |
НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЕГОДНЯ В РОССИИ ЛЮДЕЙ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НУЖНО, МЕНЬШЕ ИЛИ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО?
|  |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 | Доли групп (%) | 100 | 45 | 14 | 28 | 30 | 40 | 47 | 53 | 32 | 32 | 36 | 21 | 32 | 34 | 14 | 34 | 35 | 24 | 12 | 16 | 40 | 26 | 26 | 10 | 13 | 22 | 6 | 17 | 5 | 100 | 43 | 57 | 29 | 34 | 37 |
больше, чем нужно | 27 | 23 | 39 | 25 | 30 | 26 | 29 | 25 | 25 | 31 | 25 | 26 | 25 | 28 | 30 | 30 | 25 | 27 | 20 | 27 | 29 | 28 | 25 | 20 | 35 | 31 | 16 | 24 | 33 | 20 | 24 | 17 | 19 | 21 | 20 |
столько, сколько нужно | 18 | 21 | 12 | 20 | 18 | 18 | 18 | 19 | 22 | 15 | 18 | 21 | 17 | 19 | 14 | 17 | 21 | 17 | 24 | 19 | 17 | 18 | 18 | 14 | 17 | 22 | 31 | 16 | 12 | 19 | 15 | 21 | 22 | 20 | 15 |
меньше, чем нужно | 36 | 39 | 29 | 44 | 33 | 33 | 37 | 35 | 42 | 35 | 31 | 26 | 40 | 36 | 42 | 38 | 32 | 39 | 42 | 30 | 36 | 35 | 36 | 47 | 32 | 28 | 41 | 44 | 20 | 46 | 46 | 45 | 49 | 45 | 43 |
затрудняюсь ответить | 19 | 17 | 20 | 11 | 20 | 22 | 16 | 21 | 12 | 18 | 25 | 26 | 18 | 17 | 13 | 16 | 22 | 16 | 14 | 23 | 18 | 19 | 21 | 19 | 16 | 18 | 13 | 15 | 35 | 15 | 14 | 16 | 10 | 12 | 21 |
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 4-5 августа 2001. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.
|
|