1.Российская Академия наук 2.Графики и открытые вопросы 3.Опрос экспертов 4.Приложение.Таблицы
1.Российская Академия наук |
Представления российских граждан о социальном предназначении Академии наук, о ее статусе и функциях сформировались в советскую эпоху, когда положение АН определялось, прежде всего, логикой 'соревнования двух систем'. В рамках этой логики Академии, которая была не столько самоуправляющимся сообществом ученых, сколько практически полностью подконтрольным государству институтом, отводилась весьма важная роль. Она была призвана обеспечивать конкурентоспособность страны в научно-техническом соперничестве с Западом – прежде всего, в отраслях, связанных с военным производством. Она должна была доказывать превосходство централизованной, плановой экономики перед экономикой рыночной, не только участвуя в разработке алгоритмов управления экономическими и социальными процессами, но и освящая управленческие решения авторитетом науки. Она должна была вести борьбу с 'буржуазной идеологией', и т.д. Наконец, сами по себе достижения советской науки неизменно интерпретировались как свидетельства превосходства социалистического строя. Все это определяло чрезвычайно высокий социальный статус Академии наук.
В 1990-е годы Академия наук лишилась и прежней 'сверхзадачи', и связанного с ней статуса; жесткий идеологический контроль со стороны государства исчез, но вместе с ним исчезла и 'отеческая' забота последнего – финансирование АН РАН сократилось многократно. Однако оценивая нынешнее положение Академии наук в российском обществе и сознавая, что оно более чем существенно изменилось, наши сограждане не могут, разумеется, полностью отрешиться от представлений об этом институте, сложившихся в советскую эпоху. Эти представления во многом предопределяют критерии, которыми наши сограждане руководствуются в своих суждениях об АН РАН, ее состоянии и перспективах.
Большинство участников опроса (63%) считает, что Академия наук играет положительную роль в развитии отечественной науки. В три раза меньшее число респондентов (21%) полагает, что сегодня Академия наук вообще никакой роли в развитии российской науки не играет. Считают роль этой организации отрицательной только 2% опрошенных. Затруднились дать ответ 15% респондентов. Мнения представителей региональных элит (часть из которых относятся к 'интеллектуалам' – ученым и работникам исследовательских структур) разделились следующим образом: более двух третей экспертов считают, что эта организация играет положительную роль в развитии российской науки, около трети полагает, что Академия наук не играет в этом никакой роли.
Ответы на открытые вопросы свидетельствуют том, что само словосочетание 'Академия наук' и функции этой организации понимаются участниками опроса достаточно широко. При этом ассоциации носят ярко выраженный позитивный характер. Наиболее очевидным является отождествление Академии наук с наукой в целом.
Чаще всего слова 'Академия наук' ассоциируются у россиян с высшими учеными званиями (15%), с интеллектуальной элитой страны (12%), а также с большими достижениями в области науки и техники (8%):
- 'профессора';
- 'академики';
- 'лучшие умы общества';
- 'свет нации';
- 'большие достижения российских ученых';
- 'важнейшие мировые открытия'.
Лишь 8% опрошенных вспоминают в этой связи об упадке отечественной науки (из них 2% – об 'утечке мозгов'), и 1% респондентов называет АН учреждением бесполезным.
Рассуждения о предназначении данного института свидетельствуют о высокой оценке роли АН в жизни страны. Четверть ответивших на открытый вопрос 'Как Вы считаете, зачем вообще нужна Академия наук?' полагают, что без Академии развитие науки и техники в России почти невозможно, а 16% считает даже, что без этого института невозможно полноценное развитие ни государства, ни общества:
- 'двигать вперед науку без Академии нельзя';
- 'без нее развивать науку нельзя';
- 'лучшие умы должны развивать страну';
- 'для того, чтобы развиваться, не стоять на месте, быть цивилизованной страной'.
Около 12% связывают с Академией наук надежды на возрождение экономики и социальной сферы, на выход России из кризиса и повышение уровня и качества жизни, 6% – на повышение образовательного и культурного уровня россиян. О том, что Академия наук не нужна, заявили очень немногие (1%).
Представители региональных элит не столь патетичны в своих оценках роли Академии наук, однако их высказывания также свидетельствуют о признании высокой значимости этого института. Среди важнейших социальных функций Академии наук в современном российском обществе эксперты выделяют следующие: поддержку отечественной науки в тяжелый период, воспроизводство научной элиты и поддержание высокого уровня научных работников, консультирование управленческих структур.
- 'Академия наук, она сегодня поддерживает высокий уровень науки и высокие требования к науке, которые сейчас усиленно размываются рынком, усиленно размываются всякими самозванными академиями и т.д. Само наличие, сам статус этого института как бы утверждает, что в нашей стране существует фундаментальная наука. Это очень важно. Академия наук – она как некий эталон' (эксперт, Санкт-Петербург).
- 'Это заповедник интеллектуальных кадров, которые пока еще тут сохранились, и благодаря им осуществляется воспроизводство. И совсем почти свободная ниша, которая на индивидуальном уровне, может быть, пока существует, – это консультирование различных управленческих структур, власти' (эксперт, Нижний Новгород).
Рядовые граждане и региональные эксперты говорят исключительно о позитивной и важной роли науки в жизни российского общества, но одновременно утверждают, что сегодня авторитет Академии наук, науки и ученых в стране очень низкий.
Высоко оценивая роль Академии наук в целом, о престиже Академии в современном российском обществе респонденты отзываются весьма скептически: больше половины рядовых граждан (54%) полагают, что по сравнению с советскими временами авторитет Академии наук снизился, 14% считают, что он возрос, и столько же – что не изменился. Девять из десяти опрошенных региональных экспертов убеждены, что авторитет Академии наук сегодня значительно ниже, чем в советское время.
Пытаясь спрогнозировать ответы простых россиян на этот вопрос, представители региональных элит дали картину, достаточно близкую к реальной. На вопрос о том, какая часть наших сограждан считает, что авторитет Академии наук по сравнению с советскими временами снизился, треть опрошенных экспертов предположили, что это мнение поддержат от 80% до 100% опрошенных, и еще одна треть – что таких будет от 40% до 60%, а каждый пятый полагал, что уверенных в снижении авторитета АН будет от 60% до 80%. На вопрос о том, какая часть россиян считает, что авторитет Академии наук по сравнению с советскими временами возрос, две трети предположили, что таких будет менее 10%, и почти каждый пятый, – что от 10 до 20%.
Причины утраты былого статуса Академии наук и снижения авторитета ученых региональные эксперты склонны видеть в утрате интереса к научным учреждениям со стороны государства. Следствием этого явилось резкое падение престижа этого института среди населения страны.
По мнению экспертов, главная проблема российской науки сегодня – это отсутствие государственной политики в отношении науки и резкое снижение финансирования отрасли.
- 'Нет общей государственной политики поддержки науки, недофинансирование, нет стратегии развития науки... Нет государственной политики, что нужно развивать фундаментальные науки, поддерживать молодых ученых' (эксперт, Ижевск).
- 'Я думаю, что сейчас Академия наук изо всех сил пытается сохранить научный потенциал страны. Но у нее это что-то не получается. Из-за отсутствия финансирования науки. Россия сейчас – очень бедная страна, она не может позволить себе содержать фундаментальную науку в тех объемах, в которых она содержала раньше' (эксперт, Калуга).
- 'Если будет нормальный государственный подход в отношении науки, если быть ученым: ядерщиком, физиком – будет престижно и если это будет позволять содержать семью, то можно будет говорить о повышении роли науки и Академии' (эксперт, Вологда).
Кроме того, представители региональных элит высказывают предположение, что невостребованность ученых со стороны государства предопределила падение авторитета науки в целом и Академии наук в частности: ученых перестали привлекать к общественной и политической деятельности.
- 'Масса программ утверждается кардинальных – вы там видите, что кто-то из мэтров? Мы их и не видим. Они там в своем мирке толкаются. Хорошо, смотрите: Закон о земле – вы академиков видели? Вот, допустим, программа Грефа – вы видели там этих академиков? Приватизация шла – вы видели академиков?' (эксперт, Ставрополь).
- 'Академия наук находится на задворках на сегодняшний день, и голоса ее, в общем-то, и не слышно' (эксперт, Самара).
Кроме того, региональные эксперты отмечают полное отсутствие информации в СМИ о достижениях и важнейших открытиях российских ученых.
- 'По-моему, сегодня ее никто и не помнит. В поле зрения ее нет. Повседневная информация, которая проходит перед глазами рядового человека, – как правило, там нет ничего про Академию наук. Если вот, там, раньше, в советские годы об открытиях каких-то, премиях в науке или прочее – шла информация в средствах массовой информации, то сегодня этого почти не слышно. Поэтому, мне кажется, спроси – так люди будут считать, что и нет, наверное, ничего' (эксперт, Нижний Новгород).
- 'Чтобы они где-то заявили в парламенте, хотя бы где-то заявили в прессе – я внимательно отслеживаю, я совсем этого не слышу' (эксперт, Пенза).
- 'Роль Академии наук совершенно незаметна в нашей жизни. О ней не говорят, не пишут' (эксперт, Краснодар).
Ситуация усугубляется тем, что в 1990-е годы появилось множество новых образовательных учреждений и общественных организаций, именующих себя 'академиями'. Кроме того, в рыночных условиях становятся гораздо более доступными престижные звания профессора, академика. В результате представления о 'настоящей' Академии наук объективно размываются, происходит девальвация самого понятия 'ученый', 'академик'.
- 'Есть десятки всевозможных академий, которые себя так обзывают, вплоть до какой-то академии качества, академии астроэнергетики и т.д. В этой связи роль Академии как таковой объективно непонятна, плюс общая скудность финансов, отпускаемых на научные исследования в России, – все это, конечно, ведет к тому, что от Академии наук в прежнем понимании этого слова, от высочайшего ее авторитета, по-моему, мало что и осталось' (эксперт, Волгоград).
- 'Сегодня, в условиях, когда много общественных сегодня Академий: и Киноакадемия, и Академия такая, и 'Полицейская академия', и чего только нет, – девальвация произошла' (эксперт, Ставрополь).
- 'Когда каждый второй депутат и бандит был академиком, членкором, это, конечно, не сыграло на повышение роли Академии Наук' (эксперт, Вологда).
- 'На сегодняшний день у нас такое количество академий! Даже в Самаре у нас несколько штук их. И в массовом сознании народа звание 'академик' сегодня не очень дорого стоит. Но люди понимающие знают, что звание академика нью-йоркской Академии стоит 200 долларов, а звучит очень ярко, очень интересно. Мне кажется, что девальвировано само понятие 'ученый', 'академик'' (эксперт, Самара).
Снижение интереса и поддержки со стороны государства повлекло за собой, по мнению представителей региональных элит, быстрое падение престижа научного труда в глазах рядовых россиян. Эта проблема, в свою очередь, породила определенные изменения в структуре научного сообщества. Во-первых, с началом перестройки начались массовые кадровые потери как от внешней, так и от внутренней 'утечки мозгов' – произошел массовый отток молодых перспективных ученых за рубеж, в бизнес, политику.
- 'Мне кажется, что Академия наук не в полной мере справляется со своими обязанностями, потому что утечка мозгов продолжается' (эксперт, Киров).
- 'Очень много наших не только ученых, просто научных сотрудников работает вообще за границей, да и в бизнесе, в политике' (эксперт, Казань).
Во-вторых, прекратился приток новых кадров, и произошло быстрое старение основного контингента научных работников.
- 'Все перспективные ученые из Академии уходят, из вузов уходят, а приходят или карьеристы, или те, кто может смириться с нищенской зарплатой. Поэтому, конечно, перед всей нашей наукой и Академией в этом плане тоже стоят огромные проблемы, чтобы устоять и двигаться дальше' (эксперт, Краснодар).
- 'Российская Академия наук – это, понимаете, как ни парадоксально, люди пожилые по большому счету. Что может институт истории, который 80 лет писал труды Ленина, а потом те же самые – ну что они могут? Им же по 80 лет!' (эксперт, Ставрополь).
Кроме того, появление новых источников финансирования в виде западных спонсоров обострило распри в Академии наук, и целостность ее нарушилась. Более половины опрошенных экспертов полагают, что Академия наук сегодня решает скорее не связанные с наукой проблемы, и лишь треть – что она занимается развитием науки.
- 'Сегодня они, пытаясь выжить поодиночке, вступив в эту конкурентную борьбу, часто топят друг друга' (эксперт, Калуга).
- 'Слабость Академии наук в том, что на одном энтузиазме, мне кажется, довольно слабо все задачи можно решать, а помогают во многом международные научные фонды, которые активно работают в стране. Если бы их вычесть, то вообще никакой работы бы не происходило. Но академики не очень-то приспособлены к рынку' (эксперт, Нижний Новгород).
- 'У нас на сегодняшний день отдельно взятый академик может быть авторитетом, и его голос может быть услышан, но парадокс заключается в том, что академики, собравшись вместе и, допустим, приняв какое-то решение, рискуют оказаться вроде того гласа вопиющего в пустыне – увы' (эксперт, Самара).
Однако несмотря на подобные заявления, эксперты в большинстве своем отнюдь не являются сторонниками радикального реформирования системы управления наукой. К идее перехода на принятую в ряде западных стран систему развития науки в рамках университетов они, в частности, относятся по преимуществу критически, мотивируя это финансовыми трудностями (изменение структуры управления требует расходов), слабостью университетской науки в России и опасениями вообще разрушить даже то, что есть сейчас.
- 'В России пока что в целом не сложились предпосылки для этого. Сейчас ситуация такова, что университеты имеют очень плохую материальную базу. Если бы мы были достаточно богатыми, то могли бы безболезненно перейти к университетской системе научных исследований, но на нынешнем уровне это приведет к еще большему ухудшению научных исследований фундаментального характера в России. Поэтому Академию наук следует сохранять и – может, за счет сокращения части персонала – резко улучшить само финансирование академической науки. Возможны и средние варианты, когда академические учреждения сливаются с университетами. Я имею некоторые представления, когда академические ученые одновременно являются преподавателями в университетах. В России пока до таких преобразований не дошли. Мне кажется, что сейчас не время разрушать академическую систему' (эксперт, Казань).
- 'Это, наверно, тот случай, где я выступаю в роли консерватора. Дело в том, что сегодня Академия наук всё-таки объединяет учёных в области фундаментальных исследований. Сегодняшние наши университеты абсолютно не приспособлены: нет ни базы, ни научных сотрудников, которые могли бы воспроизводить то, что делает академический институт. Сегодняшняя наука университета очень слаба' (эксперт, Санкт-Петербург).
- 'Я думаю, что слепое копирование западного опыта вряд ли здесь разумно. У нас есть некий опят, и этот опыт показывал, что академическая наука, существование Академии, оно оправдано. Поэтому разом перечеркнуть историю Академии, разом перечеркнуть то, что было до сих пор, – я думаю, что это неразумно просто хотя бы с точки зрения практической целесообразности. Ведь уже столько наработано!' (эксперт, Самара).
В целом, рассуждая о произошедших за последние годы изменениях в области науки, эксперты почти всегда отмечают, что трагическая ситуация с наукой – это не ее вина, а беда.
- 'Вопрос не в том, что справляется... Вопрос, наверное, в том, что нынешняя ситуация, в который находится Академия наук, мешает ей быть дееспособной' (эксперт, Самара).
- 'Это не сколько вина, чем беда Академии наук: финансовые проблемы, проблемы того, что все учёные и научные коллективы, они находятся на подножном корму: нулевое финансирование эмпирических исследований и соответствующая зарплата' (эксперт, Санкт-Петербург).
Ответственность за нынешнее состояние российской науки представители региональных элит склонны целиком возлагать на государство. Вероятно поэтому большинство опрошенных экспертов предполагает, что отношение рядовых граждан к Академии наук никогда не будет отрицательным, а окажется в конечном счете положительным или же безразличным с элементами сожаления:
- 'Оно не может быть отрицательным. Наука не может выполнять те задачи, которые традиционно раньше выполняла, – и отсюда равнодушие такое' (эксперт, Кемерово).
- 'Учитывая объем заработных плат у работников науки, скорее всего к ним относятся с жалостью. Жалеют – ведь когда-то это были почти боги' (эксперт, Краснодар).
|
2.Графики и открытые вопросы |
КАКУЮ РОЛЬ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИГРАЕТ АКАДЕМИЯ НАУК В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ СЕГОДНЯ - ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ, ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ИЛИ НЕ ИГРАЕТ НИКАКОЙ РОЛИ?

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ПО СРАВНЕНИЮ С СОВЕТСКИМИ ВРЕМЕНАМИ АВТОРИТЕТ АКАДЕМИИ НАУК ВОЗРОС, СНИЗИЛСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛСЯ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ, КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ СЛОВА 'АКАДЕМИЯ НАУК'?

Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Образ ученого |
|
27 |
Представители науки |
15 |
|
- 'Ученые'; 'профессора'; 'академики'; 'доктора наук'; 'изобретатели'; 'люди науки'; 'академики и другие научные работники'; 'научные сотрудники'.
|
|
|
Интеллектуальная элита |
12 |
|
- 'Лучшие умы общества'; 'где собрана ученая элита страны'; 'интеллектуальные люди'; 'большие умы'; 'свет нации'; 'великие умы'; 'высший научный свет общества'; 'высшие слои ученых'; 'цвет нашей науки'.
|
|
|
Внешний облик ученого |
1 |
|
- 'Мужчины в квадратных шапочках'; 'умные люди в очках'; 'академики с бородками'; 'люди в белых халатах'; 'седой ученый'; 'бородатые профессора'; 'старики-развалюхи'; 'длиннобороды, седовласы, в черной шапочке'; 'умные люди с бородой и лысыми лбами'; 'толстенький человек в очках'.
|
|
|
|
|
|
Научные организации |
|
12 |
Научно-исследовательские структуры |
7 |
|
- 'Научные центры, где работают ученые'; 'НИИ'; 'проведение научных исследований в различных областях'; 'исследовательская работа в области разных наук, работают ученые над новыми открытиями'; 'научно-исследовательское учреждение'; 'занимается научными исследованиями'; 'институт исследовательский'; 'дом науки'.
|
|
|
Центральное научное учреждение |
5 |
|
- 'Главная организация ученых'; 'все умы России в одном кабинете'; 'центр науки'; 'руководящий центр науки'; 'этот орган координирует научную работу, фундаментальные исследования'; 'руководящая организация в науке'; 'высшая ступень научных учреждений'.
|
|
|
|
|
|
Упадок отечественной науки |
|
8 |
Недостаточное финансирование науки |
4 |
|
- 'Финансовые проблемы большой науки'; 'науку зажали так же, как и образование, никто не помогает материально'; 'нищая организация'; 'бедность, нищие академики'; 'бедные люди'; 'наука у нас сейчас не финансируется'; 'академики торгуют пирожками'; 'все ученые сейчас нищие, так как нет денег на науку'; 'из бюджета надо больше средств бросать на развитие науки'; 'наука должна лучше финансироваться'.
|
|
|
Кризисное состояние научной деятельности |
2 |
|
- 'Развалили всю науку'; 'наука в плачевном состоянии'; 'вымирание науки'; 'наука в загоне'; 'что-то нет молодой мысли и молодых ученых'; 'много пожилых и старых, нет замены'; 'совсем науку загубили'; 'вопрос – если у нас еще наука?!'; 'ее нужно возрождать, сейчас все институты поразвалили'; 'заброшенные лаборатории'; 'всю уничтожили, разорили'; 'наука сейчас слаба'; 'она теперь в упадке'; 'запущенность в российской науке'.
|
|
|
'Утечка мозгов' |
2 |
|
- 'Все умы уехали – осталась одна серость'; 'ученые уезжают за границу'; 'все умные люди уехали'; 'много уезжают за границу'; 'свои кадры не берегут'; 'все умы разбежались за границу, единицы остались, фанаты преданные'.
|
|
|
|
|
|
Достижения науки и техники |
|
8 |
- 'Высшие достижения мировой науки'; 'изобретения'; 'двигают науку вперед'; 'достижения российских ученых большие'; 'достижения ученых в космосе'; 'важнейшие мировые открытия'.
|
|
|
|
|
|
Образовательное учреждение |
|
5 |
- 'Самое высшее учебное заведение'; 'учреждение, в котором учатся'; 'ВУЗ'; 'аспирантура'; 'высшая школа'; 'учебно-образовательные заведения'; 'высочайшего класса учебное заведение для всей страны'; 'связано с институтом, учебой'.
|
|
|
|
|
|
Наука в целом |
|
5 |
- 'Великая научная сила'; 'различные науки'; 'наука, ее развитие'; 'наука вообще'; 'медицина и вся наука'; 'научная мысль, теория'.
|
|
|
|
|
|
Упоминание конкретных учреждений, личностей |
|
2 |
- 'Академгородок в Новосибирске'; 'Сельхозакадемия'; 'база Академии наук в Анапе'; 'здание Академии наук'; 'ИНИОН'; 'Академия медицинских наук'; 'Колмогоров'; 'Велихов'; 'вспоминаю Ломоносова'; 'академик Алферов'; 'Келдыш'; 'академик Сахаров'; 'Капица'.
|
|
|
|
|
|
Общая положительная реакция |
|
2 |
- 'Положительные эмоции'; 'уважение'; 'только хорошее что-то'; 'гордость за Россию'; 'светлое, положительное'; 'хорошие мысли'; 'атмосфера хорошая там'.
|
|
|
|
|
|
Нужное учреждение |
|
1 |
- 'Занимаются делом полезным'; 'нам нужны умные головы, потому нам нужны эти Академии, чтобы ковать кадры'; 'нужно развивать эту Академию наук'; 'должна существовать'; 'без науки нам не прожить'.
|
|
|
|
|
|
Бесполезное учреждение |
|
1 |
- 'Бездельники'; 'куча никому не нужной работы'; 'храм старых профессоров, от которых нет и не было толку'; 'дармоеды'; 'не видно дел никаких'; 'учреждения, мало отдающие государству'; 'сборище никому не нужных пенсионеров'; 'никакого влияния на внедрение и развитие науки не оказывают'; 'тунеядцы – ничего не делают, а деньги получают'; 'им нечем заниматься'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Что-то совсем далекое от простых людей'; 'книги'; 'мы не слышим об Академии наук России'; 'ботаники'; 'чем человек дальше продвигается по иерархии, тем меньше он делает изобретений'.
|
|
|
|
|
|
Нет ответа, ответ не на тему |
|
37 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЗАЧЕМ ВООБЩЕ НУЖНА АКАДЕМИЯ НАУК?

Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Развитие науки и техники |
|
25 |
- 'Для развития фундаментальных дисциплин и прикладной науки'; 'делать открытия, развивать науку'; 'двигатель прогресса'; 'двигаться вперед в развитии науки и техники'; 'двигать вперед науку без Академии нельзя'; 'без нее нельзя развивать науку'; 'для повышения уровня научного потенциала государства'; 'для лучшего развития науки'.
|
|
|
|
|
|
Общественный прогресс |
|
16 |
- 'Для движения и развития нашего общества'; 'без научных открытий нет дальнейшего развития общества'; 'работа на будущее – прогресс'; 'для строительства цивилизованного государства'; 'наука двигает вперед общество'; 'для того, чтобы развиваться, не стоять на месте, быть цивилизованной страной'; 'лучшие умы должны развивать страну'; 'надо поднимать общество, без науки не будет развития'; 'для развития цивилизации'; 'для прогрессивного развития страны'.
|
|
|
|
|
|
Развитие экономики и социальной сферы |
|
12 |
Развитие экономики, производства |
5 |
|
- 'Разрабатывать программы развития промышленности'; 'для развития экономики в стране'; 'наука – движущая сила всех отраслей промышленности'; 'новые разработки для промышленности'; 'для поднятия экономики'; 'без науки не могут развиваться никакие новые производства'; 'наука движет производством'; 'для претворения научных идей в экономику'; 'для правильной экономики'; 'для повышения эффективности развития народного хозяйства'; 'способствует развитию производства и экономики'; 'промышленность, в том числе военную, развивать'.
|
|
|
Вывод России из кризиса |
4 |
|
- 'Чтобы поднимать державу'; 'чтобы государство не было отстающим'; 'для возрождения России'; 'поднимать страну'; 'играет роль в подъеме нашей страны'; 'для поднятия нашей страны в целом'.
|
|
|
Повышение уровня жизни |
3 |
|
- 'Чтоб облегчить жизнь людей своими достижениями'; 'повышать наш уровень жизни'; 'чтобы улучшать жизнь и здоровье людей'; 'а кто будет улучшать жизнь? Ученые, их открытия помогают'; 'для обеспечения роста жизненного уровня'.
|
|
|
|
|
|
Повышение образовательного и культурного уровня населения |
|
6 |
- 'Для просвещения нации'; 'чтобы было больше образованных людей'; 'для повышения образования'; 'чтобы люди учились'; 'люди будут компетентнее, грамотнее'; 'содействие просвещению и культуре своего народа'; 'для интеллектуального роста России'; 'развивать образование'; 'для развития образования'; 'чтобы мы были грамотными, культурными'; 'повышать уровень образования'.
|
|
|
|
|
|
Интеллектуальная элита общества, 'ум страны' |
|
3 |
- 'Это банк данных, наш научный цвет'; 'интеллектуальный мозг России'; 'это самые развитые люди'; 'отличные специалисты'; 'великие головы нужны всегда'; 'собрать лучшие умы отечества'; 'это наши лучшие умы, без них не будем процветать'; 'там собирается цвет нации'; 'партия образованных людей, элита'; 'как без умных голов прожить?'.
|
|
|
|
|
|
Общая положительная реакция |
|
2 |
- 'Большая от нее польза'; 'самое главное дело в стране'; 'пятьдесят лет Академии, обязательно нужна, это все'; 'наука нужна всегда и всем'; 'она не нужна, а необходима, как воздух'; 'Академия наук нужна, без нее ничего не будет'; 'да что ни возьми, для всего'.
|
|
|
|
|
|
Подготовка нового поколения российских ученых |
|
2 |
- 'Подготовка научных кадров'; 'чтобы найти и вырастить умных людей'; 'чтобы молодые, талантливые люди могли больше сделать для России научных открытий'; 'чтобы воспитывать ученых'; 'для подготовки специалистов в разных областях науки'; 'для привлечения новых талантов'; 'чтобы талантливые люди продвигались'; 'привлечение молодежи в науку'; 'вырастить достойное поколение ученых'.
|
|
|
|
|
|
Поддержание престижа России в мире |
|
1 |
- 'Поддерживать научный статус России'; 'для поддержания статуса России'; 'чтобы повышать уровень России в мире'; 'чтобы быть великой державой'; 'поднять Россию на достойный пьедестал'; 'для поднятия роли России на мировой арене'; 'поддерживать статус державы'; 'престиж для государства'; 'чтобы с нами считались в мире'; 'РАН – это престиж России'; 'для величия страны'.
|
|
|
|
|
|
Общая отрицательная реакция |
|
1 |
- 'Дармоеды, все умные разъехались'; 'а она нужна?'; 'ничего не делают'; 'не нужна, закрыть ее надо'; 'нам не нужна, а правительству нужна'; 'это лишние чиновники, не нужно'; 'она как бы и не нужна'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Сохранить то, что мы достигли, для потомков'; 'контролировать политиков'; 'прибежище ученых пенсионного возраста'; 'для продажи изобретений за границу'.
|
|
|
|
|
|
Нет ответа, ответ не на тему |
|
30 |
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 3-4 ноября 2001 г. 1500 респондентов.
|
3.Опрос экспертов |
ВОПРОС: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО 14 НОЯБРЯ СОСТОИТСЯ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, НА КОТОРОМ БУДЕТ ПЕРЕИЗБРАН ПРЕЗИДЕНТ АКАДЕМИИ?

ВОПРОС: КАКУЮ РОЛЬ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИГРАЕТ АКАДЕМИЯ НАУК В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ СЕГОДНЯ – ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ, ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ, ИЛИ НИКАКОЙ РОЛИ НЕ ИГРАЕТ?

ВОПРОС: КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ПО СРАВНЕНИЮ С СОВЕТСКИМИ ВРЕМЕНАМИ АВТОРИТЕТ АКАДЕМИИ НАУК ВОЗРОС, СНИЗИЛСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛСЯ?

ВОПРОС: КАКАЯ ЧАСТЬ РОССИЯН, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЧИТАЕТ, ЧТО АВТОРИТЕТ АКАДЕМИИ НАУК ПО СРАВНЕНИЮ С СОВЕТСКИМИ ВРЕМЕНАМИ ВОЗРОС? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: А КАКАЯ ЧАСТЬ РОССИЯН, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЧИТАЕТ, ЧТО АВТОРИТЕТ АКАДЕМИИ НАУК ПО СРАВНЕНИЮ С СОВЕТСКИМИ ВРЕМЕНАМИ СНИЗИЛСЯ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, АКАДЕМИЯ НАУК СЕГОДНЯ БОЛЬШЕ ЗАНИМАЕТСЯ РАЗВИТИЕМ НАУКИ ИЛИ РЕШАЕТ НЕ СВЯЗАННЫЕ С НАУКОЙ ПРОБЛЕМЫ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 30 октября - 1 ноября 2001 г. 130 экспертов.
|
4.Приложение.Таблицы
|