Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dominant2001/310_3005/dd014231




Российская Академия наук

08.11.2001 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Российская Академия наук
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.Российская Академия наук
Представления российских граждан о социальном предназначении Академии наук, о ее статусе и функциях сформировались в советскую эпоху, когда положение АН определялось, прежде всего, логикой 'соревнования двух систем'. В рамках этой логики Академии, которая была не столько самоуправляющимся сообществом ученых, сколько практически полностью подконтрольным государству институтом, отводилась весьма важная роль. Она была призвана обеспечивать конкурентоспособность страны в научно-техническом соперничестве с Западом – прежде всего, в отраслях, связанных с военным производством. Она должна была доказывать превосходство централизованной, плановой экономики перед экономикой рыночной, не только участвуя в разработке алгоритмов управления экономическими и социальными процессами, но и освящая управленческие решения авторитетом науки. Она должна была вести борьбу с 'буржуазной идеологией', и т.д. Наконец, сами по себе достижения советской науки неизменно интерпретировались как свидетельства превосходства социалистического строя. Все это определяло чрезвычайно высокий социальный статус Академии наук.

В 1990-е годы Академия наук лишилась и прежней 'сверхзадачи', и связанного с ней статуса; жесткий идеологический контроль со стороны государства исчез, но вместе с ним исчезла и 'отеческая' забота последнего – финансирование АН РАН сократилось многократно. Однако оценивая нынешнее положение Академии наук в российском обществе и сознавая, что оно более чем существенно изменилось, наши сограждане не могут, разумеется, полностью отрешиться от представлений об этом институте, сложившихся в советскую эпоху. Эти представления во многом предопределяют критерии, которыми наши сограждане руководствуются в своих суждениях об АН РАН, ее состоянии и перспективах.

Большинство участников опроса (63%) считает, что Академия наук играет положительную роль в развитии отечественной науки. В три раза меньшее число респондентов (21%) полагает, что сегодня Академия наук вообще никакой роли в развитии российской науки не играет. Считают роль этой организации отрицательной только 2% опрошенных. Затруднились дать ответ 15% респондентов. Мнения представителей региональных элит (часть из которых относятся к 'интеллектуалам' – ученым и работникам исследовательских структур) разделились следующим образом: более двух третей экспертов считают, что эта организация играет положительную роль в развитии российской науки, около трети полагает, что Академия наук не играет в этом никакой роли.

Ответы на открытые вопросы свидетельствуют том, что само словосочетание 'Академия наук' и функции этой организации понимаются участниками опроса достаточно широко. При этом ассоциации носят ярко выраженный позитивный характер. Наиболее очевидным является отождествление Академии наук с наукой в целом.

Чаще всего слова 'Академия наук' ассоциируются у россиян с высшими учеными званиями (15%), с интеллектуальной элитой страны (12%), а также с большими достижениями в области науки и техники (8%):
  • 'профессора';


  • 'академики';


  • 'лучшие умы общества';


  • 'свет нации';


  • 'большие достижения российских ученых';


  • 'важнейшие мировые открытия'.
Лишь 8% опрошенных вспоминают в этой связи об упадке отечественной науки (из них 2% – об 'утечке мозгов'), и 1% респондентов называет АН учреждением бесполезным.

Рассуждения о предназначении данного института свидетельствуют о высокой оценке роли АН в жизни страны. Четверть ответивших на открытый вопрос 'Как Вы считаете, зачем вообще нужна Академия наук?' полагают, что без Академии развитие науки и техники в России почти невозможно, а 16% считает даже, что без этого института невозможно полноценное развитие ни государства, ни общества:
  • 'двигать вперед науку без Академии нельзя';


  • 'без нее развивать науку нельзя';


  • 'лучшие умы должны развивать страну';


  • 'для того, чтобы развиваться, не стоять на месте, быть цивилизованной страной'.
Около 12% связывают с Академией наук надежды на возрождение экономики и социальной сферы, на выход России из кризиса и повышение уровня и качества жизни, 6% – на повышение образовательного и культурного уровня россиян. О том, что Академия наук не нужна, заявили очень немногие (1%).

Представители региональных элит не столь патетичны в своих оценках роли Академии наук, однако их высказывания также свидетельствуют о признании высокой значимости этого института. Среди важнейших социальных функций Академии наук в современном российском обществе эксперты выделяют следующие: поддержку отечественной науки в тяжелый период, воспроизводство научной элиты и поддержание высокого уровня научных работников, консультирование управленческих структур.
  • 'Академия наук, она сегодня поддерживает высокий уровень науки и высокие требования к науке, которые сейчас усиленно размываются рынком, усиленно размываются всякими самозванными академиями и т.д. Само наличие, сам статус этого института как бы утверждает, что в нашей стране существует фундаментальная наука. Это очень важно. Академия наук – она как некий эталон' (эксперт, Санкт-Петербург).
  • 'Это заповедник интеллектуальных кадров, которые пока еще тут сохранились, и благодаря им осуществляется воспроизводство. И совсем почти свободная ниша, которая на индивидуальном уровне, может быть, пока существует, – это консультирование различных управленческих структур, власти' (эксперт, Нижний Новгород).
Рядовые граждане и региональные эксперты говорят исключительно о позитивной и важной роли науки в жизни российского общества, но одновременно утверждают, что сегодня авторитет Академии наук, науки и ученых в стране очень низкий.

Высоко оценивая роль Академии наук в целом, о престиже Академии в современном российском обществе респонденты отзываются весьма скептически: больше половины рядовых граждан (54%) полагают, что по сравнению с советскими временами авторитет Академии наук снизился, 14% считают, что он возрос, и столько же – что не изменился. Девять из десяти опрошенных региональных экспертов убеждены, что авторитет Академии наук сегодня значительно ниже, чем в советское время.

Пытаясь спрогнозировать ответы простых россиян на этот вопрос, представители региональных элит дали картину, достаточно близкую к реальной. На вопрос о том, какая часть наших сограждан считает, что авторитет Академии наук по сравнению с советскими временами снизился, треть опрошенных экспертов предположили, что это мнение поддержат от 80% до 100% опрошенных, и еще одна треть – что таких будет от 40% до 60%, а каждый пятый полагал, что уверенных в снижении авторитета АН будет от 60% до 80%. На вопрос о том, какая часть россиян считает, что авторитет Академии наук по сравнению с советскими временами возрос, две трети предположили, что таких будет менее 10%, и почти каждый пятый, – что от 10 до 20%.

Причины утраты былого статуса Академии наук и снижения авторитета ученых региональные эксперты склонны видеть в утрате интереса к научным учреждениям со стороны государства. Следствием этого явилось резкое падение престижа этого института среди населения страны.

По мнению экспертов, главная проблема российской науки сегодня – это отсутствие государственной политики в отношении науки и резкое снижение финансирования отрасли.
  • 'Нет общей государственной политики поддержки науки, недофинансирование, нет стратегии развития науки... Нет государственной политики, что нужно развивать фундаментальные науки, поддерживать молодых ученых' (эксперт, Ижевск).


  • 'Я думаю, что сейчас Академия наук изо всех сил пытается сохранить научный потенциал страны. Но у нее это что-то не получается. Из-за отсутствия финансирования науки. Россия сейчас – очень бедная страна, она не может позволить себе содержать фундаментальную науку в тех объемах, в которых она содержала раньше' (эксперт, Калуга).


  • 'Если будет нормальный государственный подход в отношении науки, если быть ученым: ядерщиком, физиком – будет престижно и если это будет позволять содержать семью, то можно будет говорить о повышении роли науки и Академии' (эксперт, Вологда).
Кроме того, представители региональных элит высказывают предположение, что невостребованность ученых со стороны государства предопределила падение авторитета науки в целом и Академии наук в частности: ученых перестали привлекать к общественной и политической деятельности.
  • 'Масса программ утверждается кардинальных – вы там видите, что кто-то из мэтров? Мы их и не видим. Они там в своем мирке толкаются. Хорошо, смотрите: Закон о земле – вы академиков видели? Вот, допустим, программа Грефа – вы видели там этих академиков? Приватизация шла – вы видели академиков?' (эксперт, Ставрополь).


  • 'Академия наук находится на задворках на сегодняшний день, и голоса ее, в общем-то, и не слышно' (эксперт, Самара).
Кроме того, региональные эксперты отмечают полное отсутствие информации в СМИ о достижениях и важнейших открытиях российских ученых.
  • 'По-моему, сегодня ее никто и не помнит. В поле зрения ее нет. Повседневная информация, которая проходит перед глазами рядового человека, – как правило, там нет ничего про Академию наук. Если вот, там, раньше, в советские годы об открытиях каких-то, премиях в науке или прочее – шла информация в средствах массовой информации, то сегодня этого почти не слышно. Поэтому, мне кажется, спроси – так люди будут считать, что и нет, наверное, ничего' (эксперт, Нижний Новгород).


  • 'Чтобы они где-то заявили в парламенте, хотя бы где-то заявили в прессе – я внимательно отслеживаю, я совсем этого не слышу' (эксперт, Пенза).


  • 'Роль Академии наук совершенно незаметна в нашей жизни. О ней не говорят, не пишут' (эксперт, Краснодар).
Ситуация усугубляется тем, что в 1990-е годы появилось множество новых образовательных учреждений и общественных организаций, именующих себя 'академиями'. Кроме того, в рыночных условиях становятся гораздо более доступными престижные звания профессора, академика. В результате представления о 'настоящей' Академии наук объективно размываются, происходит девальвация самого понятия 'ученый', 'академик'.
  • 'Есть десятки всевозможных академий, которые себя так обзывают, вплоть до какой-то академии качества, академии астроэнергетики и т.д. В этой связи роль Академии как таковой объективно непонятна, плюс общая скудность финансов, отпускаемых на научные исследования в России, – все это, конечно, ведет к тому, что от Академии наук в прежнем понимании этого слова, от высочайшего ее авторитета, по-моему, мало что и осталось' (эксперт, Волгоград).


  • 'Сегодня, в условиях, когда много общественных сегодня Академий: и Киноакадемия, и Академия такая, и 'Полицейская академия', и чего только нет, – девальвация произошла' (эксперт, Ставрополь).


  • 'Когда каждый второй депутат и бандит был академиком, членкором, это, конечно, не сыграло на повышение роли Академии Наук' (эксперт, Вологда).


  • 'На сегодняшний день у нас такое количество академий! Даже в Самаре у нас несколько штук их. И в массовом сознании народа звание 'академик' сегодня не очень дорого стоит. Но люди понимающие знают, что звание академика нью-йоркской Академии стоит 200 долларов, а звучит очень ярко, очень интересно. Мне кажется, что девальвировано само понятие 'ученый', 'академик'' (эксперт, Самара).
Снижение интереса и поддержки со стороны государства повлекло за собой, по мнению представителей региональных элит, быстрое падение престижа научного труда в глазах рядовых россиян. Эта проблема, в свою очередь, породила определенные изменения в структуре научного сообщества. Во-первых, с началом перестройки начались массовые кадровые потери как от внешней, так и от внутренней 'утечки мозгов' – произошел массовый отток молодых перспективных ученых за рубеж, в бизнес, политику.
  • 'Мне кажется, что Академия наук не в полной мере справляется со своими обязанностями, потому что утечка мозгов продолжается' (эксперт, Киров).


  • 'Очень много наших не только ученых, просто научных сотрудников работает вообще за границей, да и в бизнесе, в политике' (эксперт, Казань).
Во-вторых, прекратился приток новых кадров, и произошло быстрое старение основного контингента научных работников.
  • 'Все перспективные ученые из Академии уходят, из вузов уходят, а приходят или карьеристы, или те, кто может смириться с нищенской зарплатой. Поэтому, конечно, перед всей нашей наукой и Академией в этом плане тоже стоят огромные проблемы, чтобы устоять и двигаться дальше' (эксперт, Краснодар).


  • 'Российская Академия наук – это, понимаете, как ни парадоксально, люди пожилые по большому счету. Что может институт истории, который 80 лет писал труды Ленина, а потом те же самые – ну что они могут? Им же по 80 лет!' (эксперт, Ставрополь).
Кроме того, появление новых источников финансирования в виде западных спонсоров обострило распри в Академии наук, и целостность ее нарушилась. Более половины опрошенных экспертов полагают, что Академия наук сегодня решает скорее не связанные с наукой проблемы, и лишь треть – что она занимается развитием науки.
  • 'Сегодня они, пытаясь выжить поодиночке, вступив в эту конкурентную борьбу, часто топят друг друга' (эксперт, Калуга).
  • 'Слабость Академии наук в том, что на одном энтузиазме, мне кажется, довольно слабо все задачи можно решать, а помогают во многом международные научные фонды, которые активно работают в стране. Если бы их вычесть, то вообще никакой работы бы не происходило. Но академики не очень-то приспособлены к рынку' (эксперт, Нижний Новгород).


  • 'У нас на сегодняшний день отдельно взятый академик может быть авторитетом, и его голос может быть услышан, но парадокс заключается в том, что академики, собравшись вместе и, допустим, приняв какое-то решение, рискуют оказаться вроде того гласа вопиющего в пустыне – увы' (эксперт, Самара).
Однако несмотря на подобные заявления, эксперты в большинстве своем отнюдь не являются сторонниками радикального реформирования системы управления наукой. К идее перехода на принятую в ряде западных стран систему развития науки в рамках университетов они, в частности, относятся по преимуществу критически, мотивируя это финансовыми трудностями (изменение структуры управления требует расходов), слабостью университетской науки в России и опасениями вообще разрушить даже то, что есть сейчас.
  • 'В России пока что в целом не сложились предпосылки для этого. Сейчас ситуация такова, что университеты имеют очень плохую материальную базу. Если бы мы были достаточно богатыми, то могли бы безболезненно перейти к университетской системе научных исследований, но на нынешнем уровне это приведет к еще большему ухудшению научных исследований фундаментального характера в России. Поэтому Академию наук следует сохранять и – может, за счет сокращения части персонала – резко улучшить само финансирование академической науки. Возможны и средние варианты, когда академические учреждения сливаются с университетами. Я имею некоторые представления, когда академические ученые одновременно являются преподавателями в университетах. В России пока до таких преобразований не дошли. Мне кажется, что сейчас не время разрушать академическую систему' (эксперт, Казань).


  • 'Это, наверно, тот случай, где я выступаю в роли консерватора. Дело в том, что сегодня Академия наук всё-таки объединяет учёных в области фундаментальных исследований. Сегодняшние наши университеты абсолютно не приспособлены: нет ни базы, ни научных сотрудников, которые могли бы воспроизводить то, что делает академический институт. Сегодняшняя наука университета очень слаба' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'Я думаю, что слепое копирование западного опыта вряд ли здесь разумно. У нас есть некий опят, и этот опыт показывал, что академическая наука, существование Академии, оно оправдано. Поэтому разом перечеркнуть историю Академии, разом перечеркнуть то, что было до сих пор, – я думаю, что это неразумно просто хотя бы с точки зрения практической целесообразности. Ведь уже столько наработано!' (эксперт, Самара).
В целом, рассуждая о произошедших за последние годы изменениях в области науки, эксперты почти всегда отмечают, что трагическая ситуация с наукой – это не ее вина, а беда.
  • 'Вопрос не в том, что справляется... Вопрос, наверное, в том, что нынешняя ситуация, в который находится Академия наук, мешает ей быть дееспособной' (эксперт, Самара).


  • 'Это не сколько вина, чем беда Академии наук: финансовые проблемы, проблемы того, что все учёные и научные коллективы, они находятся на подножном корму: нулевое финансирование эмпирических исследований и соответствующая зарплата' (эксперт, Санкт-Петербург).
Ответственность за нынешнее состояние российской науки представители региональных элит склонны целиком возлагать на государство. Вероятно поэтому большинство опрошенных экспертов предполагает, что отношение рядовых граждан к Академии наук никогда не будет отрицательным, а окажется в конечном счете положительным или же безразличным с элементами сожаления:
  • 'Оно не может быть отрицательным. Наука не может выполнять те задачи, которые традиционно раньше выполняла, – и отсюда равнодушие такое' (эксперт, Кемерово).


  • 'Учитывая объем заработных плат у работников науки, скорее всего к ним относятся с жалостью. Жалеют – ведь когда-то это были почти боги' (эксперт, Краснодар).


 
2.Графики и открытые вопросы

КАКУЮ РОЛЬ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИГРАЕТ АКАДЕМИЯ НАУК В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ СЕГОДНЯ - ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ, ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ИЛИ НЕ ИГРАЕТ НИКАКОЙ РОЛИ?

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ПО СРАВНЕНИЮ С СОВЕТСКИМИ ВРЕМЕНАМИ АВТОРИТЕТ АКАДЕМИИ НАУК ВОЗРОС, СНИЗИЛСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛСЯ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ, КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ СЛОВА 'АКАДЕМИЯ НАУК'?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Образ ученого

27

Представители науки

15

  • 'Ученые'; 'профессора'; 'академики'; 'доктора наук'; 'изобретатели'; 'люди науки'; 'академики и другие научные работники'; 'научные сотрудники'.
Интеллектуальная элита

12

  • 'Лучшие умы общества'; 'где собрана ученая элита страны'; 'интеллектуальные люди'; 'большие умы'; 'свет нации'; 'великие умы'; 'высший научный свет общества'; 'высшие слои ученых'; 'цвет нашей науки'.
Внешний облик ученого

1

  • 'Мужчины в квадратных шапочках'; 'умные люди в очках'; 'академики с бородками'; 'люди в белых халатах'; 'седой ученый'; 'бородатые профессора'; 'старики-развалюхи'; 'длиннобороды, седовласы, в черной шапочке'; 'умные люди с бородой и лысыми лбами'; 'толстенький человек в очках'.
Научные организации

12

Научно-исследовательские структуры

7

  • 'Научные центры, где работают ученые'; 'НИИ'; 'проведение научных исследований в различных областях'; 'исследовательская работа в области разных наук, работают ученые над новыми открытиями'; 'научно-исследовательское учреждение'; 'занимается научными исследованиями'; 'институт исследовательский'; 'дом науки'.
Центральное научное учреждение

5

  • 'Главная организация ученых'; 'все умы России в одном кабинете'; 'центр науки'; 'руководящий центр науки'; 'этот орган координирует научную работу, фундаментальные исследования'; 'руководящая организация в науке'; 'высшая ступень научных учреждений'.
Упадок отечественной науки

8

Недостаточное финансирование науки

4

  • 'Финансовые проблемы большой науки'; 'науку зажали так же, как и образование, никто не помогает материально'; 'нищая организация'; 'бедность, нищие академики'; 'бедные люди'; 'наука у нас сейчас не финансируется'; 'академики торгуют пирожками'; 'все ученые сейчас нищие, так как нет денег на науку'; 'из бюджета надо больше средств бросать на развитие науки'; 'наука должна лучше финансироваться'.
Кризисное состояние научной деятельности

2

  • 'Развалили всю науку'; 'наука в плачевном состоянии'; 'вымирание науки'; 'наука в загоне'; 'что-то нет молодой мысли и молодых ученых'; 'много пожилых и старых, нет замены'; 'совсем науку загубили'; 'вопрос – если у нас еще наука?!'; 'ее нужно возрождать, сейчас все институты поразвалили'; 'заброшенные лаборатории'; 'всю уничтожили, разорили'; 'наука сейчас слаба'; 'она теперь в упадке'; 'запущенность в российской науке'.
'Утечка мозгов'

2

  • 'Все умы уехали – осталась одна серость'; 'ученые уезжают за границу'; 'все умные люди уехали'; 'много уезжают за границу'; 'свои кадры не берегут'; 'все умы разбежались за границу, единицы остались, фанаты преданные'.
Достижения науки и техники

8

  • 'Высшие достижения мировой науки'; 'изобретения'; 'двигают науку вперед'; 'достижения российских ученых большие'; 'достижения ученых в космосе'; 'важнейшие мировые открытия'.
Образовательное учреждение

5

  • 'Самое высшее учебное заведение'; 'учреждение, в котором учатся'; 'ВУЗ'; 'аспирантура'; 'высшая школа'; 'учебно-образовательные заведения'; 'высочайшего класса учебное заведение для всей страны'; 'связано с институтом, учебой'.
Наука в целом

5

  • 'Великая научная сила'; 'различные науки'; 'наука, ее развитие'; 'наука вообще'; 'медицина и вся наука'; 'научная мысль, теория'.
Упоминание конкретных учреждений, личностей

2

  • 'Академгородок в Новосибирске'; 'Сельхозакадемия'; 'база Академии наук в Анапе'; 'здание Академии наук'; 'ИНИОН'; 'Академия медицинских наук'; 'Колмогоров'; 'Велихов'; 'вспоминаю Ломоносова'; 'академик Алферов'; 'Келдыш'; 'академик Сахаров'; 'Капица'.
Общая положительная реакция

2

  • 'Положительные эмоции'; 'уважение'; 'только хорошее что-то'; 'гордость за Россию'; 'светлое, положительное'; 'хорошие мысли'; 'атмосфера хорошая там'.
Нужное учреждение

1

  • 'Занимаются делом полезным'; 'нам нужны умные головы, потому нам нужны эти Академии, чтобы ковать кадры'; 'нужно развивать эту Академию наук'; 'должна существовать'; 'без науки нам не прожить'.
Бесполезное учреждение

1

  • 'Бездельники'; 'куча никому не нужной работы'; 'храм старых профессоров, от которых нет и не было толку'; 'дармоеды'; 'не видно дел никаких'; 'учреждения, мало отдающие государству'; 'сборище никому не нужных пенсионеров'; 'никакого влияния на внедрение и развитие науки не оказывают'; 'тунеядцы – ничего не делают, а деньги получают'; 'им нечем заниматься'.
Другое

1

  • 'Что-то совсем далекое от простых людей'; 'книги'; 'мы не слышим об Академии наук России'; 'ботаники'; 'чем человек дальше продвигается по иерархии, тем меньше он делает изобретений'.
Нет ответа, ответ не на тему

37

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЗАЧЕМ ВООБЩЕ НУЖНА АКАДЕМИЯ НАУК?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Развитие науки и техники

25

  • 'Для развития фундаментальных дисциплин и прикладной науки'; 'делать открытия, развивать науку'; 'двигатель прогресса'; 'двигаться вперед в развитии науки и техники'; 'двигать вперед науку без Академии нельзя'; 'без нее нельзя развивать науку'; 'для повышения уровня научного потенциала государства'; 'для лучшего развития науки'.
Общественный прогресс

16

  • 'Для движения и развития нашего общества'; 'без научных открытий нет дальнейшего развития общества'; 'работа на будущее – прогресс'; 'для строительства цивилизованного государства'; 'наука двигает вперед общество'; 'для того, чтобы развиваться, не стоять на месте, быть цивилизованной страной'; 'лучшие умы должны развивать страну'; 'надо поднимать общество, без науки не будет развития'; 'для развития цивилизации'; 'для прогрессивного развития страны'.
Развитие экономики и социальной сферы

12

Развитие экономики, производства

5

  • 'Разрабатывать программы развития промышленности'; 'для развития экономики в стране'; 'наука – движущая сила всех отраслей промышленности'; 'новые разработки для промышленности'; 'для поднятия экономики'; 'без науки не могут развиваться никакие новые производства'; 'наука движет производством'; 'для претворения научных идей в экономику'; 'для правильной экономики'; 'для повышения эффективности развития народного хозяйства'; 'способствует развитию производства и экономики'; 'промышленность, в том числе военную, развивать'.
Вывод России из кризиса

4

  • 'Чтобы поднимать державу'; 'чтобы государство не было отстающим'; 'для возрождения России'; 'поднимать страну'; 'играет роль в подъеме нашей страны'; 'для поднятия нашей страны в целом'.
Повышение уровня жизни

3

  • 'Чтоб облегчить жизнь людей своими достижениями'; 'повышать наш уровень жизни'; 'чтобы улучшать жизнь и здоровье людей'; 'а кто будет улучшать жизнь? Ученые, их открытия помогают'; 'для обеспечения роста жизненного уровня'.
Повышение образовательного и культурного уровня населения

6

  • 'Для просвещения нации'; 'чтобы было больше образованных людей'; 'для повышения образования'; 'чтобы люди учились'; 'люди будут компетентнее, грамотнее'; 'содействие просвещению и культуре своего народа'; 'для интеллектуального роста России'; 'развивать образование'; 'для развития образования'; 'чтобы мы были грамотными, культурными'; 'повышать уровень образования'.
Интеллектуальная элита общества, 'ум страны'

3

  • 'Это банк данных, наш научный цвет'; 'интеллектуальный мозг России'; 'это самые развитые люди'; 'отличные специалисты'; 'великие головы нужны всегда'; 'собрать лучшие умы отечества'; 'это наши лучшие умы, без них не будем процветать'; 'там собирается цвет нации'; 'партия образованных людей, элита'; 'как без умных голов прожить?'.
Общая положительная реакция

2

  • 'Большая от нее польза'; 'самое главное дело в стране'; 'пятьдесят лет Академии, обязательно нужна, это все'; 'наука нужна всегда и всем'; 'она не нужна, а необходима, как воздух'; 'Академия наук нужна, без нее ничего не будет'; 'да что ни возьми, для всего'.
Подготовка нового поколения российских ученых

2

  • 'Подготовка научных кадров'; 'чтобы найти и вырастить умных людей'; 'чтобы молодые, талантливые люди могли больше сделать для России научных открытий'; 'чтобы воспитывать ученых'; 'для подготовки специалистов в разных областях науки'; 'для привлечения новых талантов'; 'чтобы талантливые люди продвигались'; 'привлечение молодежи в науку'; 'вырастить достойное поколение ученых'.
Поддержание престижа России в мире

1

  • 'Поддерживать научный статус России'; 'для поддержания статуса России'; 'чтобы повышать уровень России в мире'; 'чтобы быть великой державой'; 'поднять Россию на достойный пьедестал'; 'для поднятия роли России на мировой арене'; 'поддерживать статус державы'; 'престиж для государства'; 'чтобы с нами считались в мире'; 'РАН – это престиж России'; 'для величия страны'.
Общая отрицательная реакция

1

  • 'Дармоеды, все умные разъехались'; 'а она нужна?'; 'ничего не делают'; 'не нужна, закрыть ее надо'; 'нам не нужна, а правительству нужна'; 'это лишние чиновники, не нужно'; 'она как бы и не нужна'.
Другое

1

  • 'Сохранить то, что мы достигли, для потомков'; 'контролировать политиков'; 'прибежище ученых пенсионного возраста'; 'для продажи изобретений за границу'.
Нет ответа, ответ не на тему

30

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 3-4 ноября 2001 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО 14 НОЯБРЯ СОСТОИТСЯ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, НА КОТОРОМ БУДЕТ ПЕРЕИЗБРАН ПРЕЗИДЕНТ АКАДЕМИИ?

ВОПРОС: КАКУЮ РОЛЬ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИГРАЕТ АКАДЕМИЯ НАУК В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ СЕГОДНЯ – ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ, ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ, ИЛИ НИКАКОЙ РОЛИ НЕ ИГРАЕТ?

ВОПРОС: КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ПО СРАВНЕНИЮ С СОВЕТСКИМИ ВРЕМЕНАМИ АВТОРИТЕТ АКАДЕМИИ НАУК ВОЗРОС, СНИЗИЛСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛСЯ?

ВОПРОС: КАКАЯ ЧАСТЬ РОССИЯН, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЧИТАЕТ, ЧТО АВТОРИТЕТ АКАДЕМИИ НАУК ПО СРАВНЕНИЮ С СОВЕТСКИМИ ВРЕМЕНАМИ ВОЗРОС? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: А КАКАЯ ЧАСТЬ РОССИЯН, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЧИТАЕТ, ЧТО АВТОРИТЕТ АКАДЕМИИ НАУК ПО СРАВНЕНИЮ С СОВЕТСКИМИ ВРЕМЕНАМИ СНИЗИЛСЯ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, АКАДЕМИЯ НАУК СЕГОДНЯ БОЛЬШЕ ЗАНИМАЕТСЯ РАЗВИТИЕМ НАУКИ ИЛИ РЕШАЕТ НЕ СВЯЗАННЫЕ С НАУКОЙ ПРОБЛЕМЫ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 30 октября - 1 ноября 2001 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

КАКУЮ РОЛЬ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИГРАЕТ АКАДЕМИЯ НАУК В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ СЕГОДНЯ - ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ, ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ИЛИ НЕ ИГРАЕТ НИКАКОЙ РОЛИ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005011302840495232303823343112313429121835292791521101441004456333037
положительную 6366586765596362655865606361706263625965656159606163577375585759674958
не играет никакой роли 211824191923231819271715212521192025252021182326192118209272925173331
отрицательную 21321221212221221212122003120332152
затрудняюсь ответить1515141214171218141416231413717161115131319161320142351312101315139


КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ПО СРАВНЕНИЮ С СОВЕТСКИМИ ВРЕМЕНАМИ АВТОРИТЕТ АКАДЕМИИ НАУК ВОЗРОС, СНИЗИЛСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛСЯ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005011302840495232303823343112313429121835292791521101441004456333037
возрос 1419918151014141812131616111116121412131516151691016231296111556
не изменился 1414101815111216191410111616121416131981516101315181911211011101587
снизился 5449644952595850475856465058685452575858524854615953415353707369567877
затрудняюсь ответить1818171518191620161621261815917201512211820211117192313141010101399


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 3-4 ноября 2001. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.