|
Проблема отцов и детей относится к числу вечных, однако в периоды радикальных политических и социокультурных трансформаций – подобных тем, которые переживает наша страна в течение последних десятилетий, – она приобретает особую остроту. В очередном опросе мы попросили россиян рассказать о том, что они думают о современных детях, об их жизни, о том, как их нужно воспитывать.
Судя по репликам участников фокус-групп, современные дети чаще вызывают у них тревогу, обеспокоенность, нежели какие-либо позитивные эмоции.
- 'Я наблюдала тоже, у нас детская площадка – дети все-таки жестокие стали, злые, неуважительные. С 9 лет – это что-то страшное. Озлобленные дети стали'
(женщина, 45 лет, ДФГ, Москва).
- 'Сейчас в школе старшеклассники наркотиками торгуют'
(женщина, 34 года, ДФГ, Москва).
- 'Ничего такого, как делает у нас в подъезде толпа младенцев: все рушат, ящики, все – этим никто не занимался... Играли в мячик, бегали. Конечно, были такие мелкие стычки, но не убивали железным прутом по голове'
(мужчина, 69 лет, ДФГ, Москва).
Даже позитивные реплики в адрес современных детей звучат из уст респондентов как-то неуверенно:
- 'Они, наверно, не такие плохие, как вот такое мнение...'
(женщина, 37 лет, ДФГ, Москва).
А если участники групповых дискуссий и говорят что-то хорошее, то в основном – о собственных детях:
- 'Вот я по внучке своей собственной вижу – она учится в институте на психолога. Вот до этого, собственно говоря, когда она не была занятой, она там гуляла на даче напропалую – два, три часа ночи. А вот стала учиться, пошла работать – совсем другая девчонка стала. И у нее совсем другой уже взгляд на жизнь. Изменилась девчонка здорово в лучшую сторону'
(мужчина, 65 лет, ДФГ, Москва).
Судя по результатам массового опроса, у большинства россиян подрастающее поколение вызывает тревогу и беспокойство. Так, отвечая на открытый вопрос (Вопрос: 'Что Вас больше всего настораживает в современных детях?'.), 87% опрошенных назвали качества современных детей, которые вызывают у них чувство настороженности.
Наибольшую обеспокоенность вызывают морально-нравственные качества современных детей – именно их чаще всего называли респонденты (75%), причем как те, у кого есть несовершеннолетние дети, так и те, у кого их нет. Так, респонденты говорили, что их настораживает агрессивность, жестокость, грубость современных детей (26%):
- 'Агрессия, грубость'; 'агрессивность, жестокость, наглость'; 'агрессивность, безжалостность'; 'жестокость, злость'
(открытый вопрос).
Причем эти качества подрастающего поколения не просто настораживают, а нередко даже пугают – в репликах участников фокус-групп звучит и страх:
- '
Участник, 65 лет: Раньше, конечно, дети взрослых уважали и боялись. Сейчас сделаешь замечание парню – он тебя пошлет подальше, и все.
Участник, 55 лет: ...Или пристрелит' (ДФГ, Москва).
- 'Я живу в Юго-Западном районе. Там не пройдешь – они обсядут, так и думаешь, что сейчас кто-то по спине даст. Озлобленная молодежь какая-то'
(женщина, 27 лет, ДФГ, Воронеж).
- 'Мы все боимся. Как сказала Лариса: 'Я боюсь, что меня ударят в спину'. Да, мы все боимся'
(женщина, 42 года, ДФГ, Воронеж).
Еще одна тенденция, которая настораживает респондентов, – рост наркомании, пьянства, курения среди детей (24%):
- 'Много наркоманов, пьют безобразно'; 'то, что колются, курят, пьют'; 'наркомания, пьянство с ранних лет'; 'наркомания в детском возрасте'; 'пьянство подростков'; 'девчонки – все как одна ходят с бутылкой и папиросой'
(открытый вопрос).
Также участники опроса часто говорили, что их беспокоит безнравственность и бездуховность современных детей (19%):
- 'Отсутствие морали, распущенность, вседозволенность и бесконтрольность, неуважение к старшим, наглость, нахальство'; 'нет нравственных ценностей'; 'бездуховность и бездушие'; 'равнодушие, безразличие ко всему'; 'сексуальная распущенность'; 'неуправляемость, вседозволенность'; 'неуважение к старшему поколению'; 'эгоизм'; 'нахальство, хамство'.
Обвинения подрастающего поколения в 'безнравственности' со стороны старших – в принципе, довольно распространенное явление, оно отражает возникающие в самых различных исторических ситуациях конфликты между системами ценностей старшего и младшего поколений. Например то, что в глазах одних – вседозволенность и распущенность, в глазах других (в частности, молодежи) – свобода:
- '
Модератор: А чем отличаются сегодняшние дети от доперестроечных?
Участник, 20 лет: У них больше свободы – у сегодняшних, которые не знают, куда ее применять.
Модератор: В чем эта свобода?
Участник, 20 лет: Во всем.
Участница, 42 года: Они раскрепощенные. Чувствуют безнаказанность.
Участник, 52 года: Не направленные' (ДФГ, Воронеж).
- 'Раньше дети были какие-то закомплексованные, боялись чего-то, а сейчас такая тенденция: воспитывать детей, что они должны быть более свободны, раскрепощены. Мне кажется, что они стали даже слишком раскрепощенные; по-моему, мы уже перегнули в другую сторону'
(мужчина, 56 лет, ДФГ, Санкт-Петербург).
Или, например, то, что в глазах одних – практичность, другими оценивается негативно, как 'меркантильность', 'потребительство':
- 'Вот мы росли – были более романтики. Сейчас дети – прагматики, очень реально все воспринимают, как маленькие старички... Они хотя еще и маленькие такие, а все просчитывают: а как оно мне будет?'
(женщина, 39 лет, ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Меркантильность, все переводят в деньги'; 'их стремление к наживе, их отношение к деньгам'; 'излишняя практичность'; 'потребительское отношение к окружающим'
(открытый вопрос, 2%).
Кстати, представители молодых возрастных групп, отвечая на открытый вопрос, несколько реже говорили о безнравственности современных детей – респонденты от 18 до 25 лет упомянули ее в 65% ответов (против 75% по выборке в целом), респонденты в возрасте от 26 до 30 – в 68% ответов. А вот представители старшего поколения (от 50 лет), наоборот, чаще, чем в среднем, обеспокоены состоянием морали подрастающего поколения (81% против 75% по выборке в целом).
Однако считать, что проблема безнравственности подрастающего поколения вообще отсутствует, а упреки старших – не более чем естественное 'старческое' брюзжание, было бы неверно. Вопрос о нравственных ориентирах для подрастающих детей в современном российском обществе приобретает особую актуальность, поскольку социализация молодого поколения происходит в условиях нормативного вакуума. Причем страдают от этой ситуации и взрослые, которым непонятно, в соответствии с какими нормами и ценностями нужно воспитывать детей, и дети, которым также непонятно, на какие нормы следует ориентироваться, какие поведенческие стратегии нужно усваивать. Поэтому обеспокоенность респондентов состоянием нравственности подрастающего поколения является отражением вполне объективной ситуации нормативной аномии, в которой сейчас оказалось российское общество:
- 'Раньше ходили мы в галстуках, со значками. Пусть сейчас говорят, что нас на это настроили, но мы знали, что мы пионеры, – старушек переводили, ответственность была. Сейчас этого нет. Ни у кого нет ничего святого – и от Бога отвадили, и от пионеров. Ни у кого нет ни идей, ни мыслей – ничего нет. У нас история была. Пусть она будет, история. У нас ничего нет – у нас все зачеркивается, выбрасывается и снова начинается'
(женщина, 42 года, ДФГ, Воронеж).
- 'У них [современных детей] есть возможность не делать того, что они делают. Но они это делают, потому что у них нет идеи. У них нет родителей, которые бы их учили этому, у них нет руководителей в школах или где-то еще'
(мужчина, 20 лет, ДФГ, Воронеж).
- 'Раньше, если человек что-то не так делал, про него говорили: 'без царя в голове'. У нас у детей сейчас никакого царя в голове нет – ни настоящего, ни переносного, никакого. Пустота'
(мужчина, 60 лет, ДФГ, Санкт-Петербург).
Кстати, наибольшую обеспокоенность по поводу аморальности современных детей выражают респонденты в возрасте от 31 до 35 лет (93% – против 75% по выборке) и в возрасте от 36 до 40 лет (80%) – то есть те, кому на практике приходится воспитывать детей в ситуации ценностной неопределенности.
Стоит отметить, что морально-этические характеристики подрастающего поколения гораздо чаще вызывают у респондентов настороженность, чем другие качества современных детей. Так, например, дефицит деловых качеств и 'достижительных' мотиваций – безответственность, пассивность, лень ('безынициативность'; 'нежелание работать'; 'не хотят ничего делать, сидят на шее у родителей'; 'лень') – вызывает беспокойство у 11% опрошенных; необразованность и низкий культурный уровень ('необразованность, невоспитанность'; 'неграмотность, не читают книг'; 'кругозор малый') настораживают 6% опрошенных; безволие, подверженность дурному влиянию – только 3% опрошенных. В целом же, отсутствие у современных детей достаточных адаптационных ресурсов (активности, инициативы, образования, интеллектуальных качеств) вызывает беспокойство у 20% опрошенных, а это в три с половиной раза меньше, чем количество респондентов, тревожащихся за моральный облик нынешних детей. Это также может быть связано с упоминавшейся выше ситуацией нормативной неопределенности, дезориентации, неясности относительно того, какие нормы и правила поведения существуют в сегодняшнем обществе. Причем ситуация осложняется еще и тем, что старшее поколение, воспитанное на совсем иных правилах адаптации к жизни, готово принять далеко не все из новых 'правил игры':
- 'Если мы воспитаем человека, для которого главное – уметь выжить и заработать деньги, то ему уже больше ничего не нужно будет. У него разовьется только одна половинка мозга, которая ничего другого не воспринимает. Мне кажется, что сначала должно быть человеческое отношение к жизни, общечеловеческие ценности'
(женщина, 55 лет, ДФГ, Санкт-Петербург).
Большая часть россиян (60%) уверены в том, что на формирование характера ребенка наибольшее влияние оказывает семья. Чаще, чем в среднем, это мнение склонны разделять респонденты с высшим образованием и жители мегаполисов (по 65%), а также те, кто считает, что сейчас детям живется лучше, чем жилось в детстве самим респондентам (67%).
Вдвое меньше опрошенных (27%) считают, что на формирование детского характера большее влияние оказывает общество; чаще это мнение разделяют сторонники Г. Зюганова (37%) и жители крупных городов (34%). Еще 8% видят главный фактор формирования характера ребенка во врожденных качествах.
Однако, хотя часть респондентов и говорит о том, что это 'наши дети, которых мы так воспитали', 'дети – наше зеркало', большинство участников фокус-групп вовсе не готовы признать, что те самые озлобленные, грубые, агрессивные дети – результат их собственных родительских усилий:
- 'Ну, это не всегда так. У нас родственники – там отец двух дочерей был абсолютный пьяница, валялся под забором и так далее. Они выросли, у них прекрасные семьи и так далее. Мы с женой никогда не курили – так наша дочь как паровоз с 14 лет курит... Вот пример'
(мужчина, 69 лет, ДФГ, Москва).
Часть респондентов все-таки считает, что на формирование детей в большей степени влияют родители и семья:
- 'Нет родителей, которые бы учили. Есть родители, но они увлечены зарабатыванием денег или своими личными интересами'
(мужчина, 20 лет, ДФГ, Воронеж).
- 'Сейчас есть возможности, ...было бы желание у родителей воспринять своего ребенка и направить его правильно. Сейчас множество интересных кружков, и среди них – много бесплатных'
(женщина, 39 лет, ДФГ, Санкт-Петербург).
Между тем, большинство участников фокус-групп уверены, что, если семья и оказывает решающее влияние на формирование характера ребенка, то в сложившихся социально-экономических условиях она просто не в состоянии справиться со своими функциями:
- 'Это будет зависеть не от нас, не от родителей... Прежде того, чтобы воспитывать ребенка, нужно соответствующее общество создать'
(мужчина, 52 года, ДФГ, Воронеж).
Так, в нынешнее время у родителей гораздо меньше возможностей для обеспечения своих детей, более ограничен их доступ к социальным ресурсам, например, образованию:
- 'Он у меня спрашивает: 'Почему у него компьютер есть, а мы не можем купить?' Как ему объяснить?'
(женщина, 42 года, ДФГ, Воронеж).
- 'И еще у меня сын спрашивает: 'Мама, вот я хорошо учусь, у меня только две четверки, а кем я буду?' Я ему говорю: 'Кем захочешь, тем и будешь'. 'Мам, а ты уверена, что я захочу быть врачом? А вы мне сможете оплатить медицинский институт?'
(женщина, 35 лет, ДФГ, Воронеж).
- 'У тех детей было будущее, а у моих детей сейчас какая-то безысходность. Вот вы говорите, что деньги – не важно. А сейчас во главу поставили деньги. И от этого у моего ребенка будущего нет'
(женщина, 35 лет, ДФГ, Воронеж).
Кроме того, государство, по мнению респондентов, практически полностью самоустранилось из процесса социализации – социальные институты, обеспечивавшие организацию досуга предыдущих поколений детей, в настоящее время практически не работают, в результате чего нынешние дети предоставлены сами себе:
- 'Доперестроечные дети были более организованы общественно. Даже если не брать пионерскую и комсомольскую организации, в школе всегда были, например, теннисные столы, и спортзал открытый, и ребята не хотели уходить из школы. А сейчас – уроки кончились, и пошел неизвестно куда, в лучшем случае – домой к телевизору или к компьютеру'
(женщина, 55 лет, ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Мне кажется, что сейчас дети больше брошены, больше самостоятельны, больше предоставлены сами себе. Мне кажется, что сейчас надо их больше организовывать, как раньше это было, типа пионерской организации, октябрят. Ведь они что-то проводили, какие-то мероприятия все время, походы, собрания, вечера. А сейчас этого нет. Дети или во дворах толкутся, или у телевизора сидят'
(мужчина, 56 лет, ДФГ, Санкт-Петербург).
А подобная 'свобода' в российском обществе традиционно воспринимается как потенциально опасная ситуация, содержащая угрозу 'дурного влияния среды', улицы:
- 'А сейчас получается, что дома я говорю одно, а когда мои дети выходят во двор, сталкиваются с другими детьми, то... У нас рядом семейное общежитие. Я не хочу сказать ничего плохого, но чему они учат своих детей? Когда они выходят на улицу, то стадом нападают на наших детей. 'Ага, эти в квартирах, а мы в общежитии'. И они начинают теснить наших детей'
(женщина, 35 лет, ДФГ, Воронеж).
- 'Дома воспитывают – они такие дети замечательные. А вот это стадное чувство – они собираются на улицах и выходят громить. И смотришь – и думаешь: 'Ох, это ребенок моих друзей'. А может быть, моего ребенка тоже кто-то где-то видит, который дома говорит: 'Будьте добры, пожалуйста'. А как только на улицу выходит, то – все'
(женщина, 42 года, ДФГ, Воронеж).
Наконец, по мнению участников ДФГ, в последние годы возникают и новые угрозы и источники негативного влияния на подрастающее поколение, в частности – современные СМИ, и особенно телевидение:
- 'Я думаю, что если бы не было у нас телевидения такого, которое сейчас если посмотреть – сплошная стрельба, убийства, кровь течет и так далее, то дети были бы лучше'
(мужчина, 69 лет, ДФГ, Москва).
- 'По телевизору постоянно показывают рекламу, ужасные фильмы, это все плохо влияет на детей. Я смотрю на эту молодежь, которая у нас на лестнице сидит и пьет, кругом бутылки и шприцы валяются, – просто ужас охватывает. Но ведь это сейчас активно рекламируется – пиво, например, на каждом углу рекламируют, пиво все время льется, говорится, что ты не мужчина, если не пьешь это пиво, в результате молодежь все пьют друг перед другом'
(женщина, 41 год, ДФГ, Санкт-Петербург).
В целом же, на фокус-группах преобладало мнение о том, что в прежние времена детство было гораздо более благополучным, нежели сейчас:
- 'Вот у нас детство было – мы жили при коммунизме, не сказать, что при изобилии каком-то, и все равно мои родители для меня больше позволяли, чем я сейчас могу позволить для своих детей'
(женщина, 35 лет, ДФГ, Воронеж).
- 'Я начну со своего детства. В каждом дворе стояла хоккейная коробка. Пусть это собиралась не домоуправлением, ни ЖЭУ, а всем миром. С каждого подъезда выходил дядька или неважно кто, и помогали нам, мы гоняли целыми днями. Мы двор на двор играли, летом мяч гоняли...'
(мужчина, 52 года, ДФГ, Воронеж).
В целом по России почти две трети опрошенных (61%) уверены, что в их время детям жилось лучше, чем сегодня, причем это мнение чаще склонны разделять те, у кого есть несовершеннолетние дети (68%). Впрочем, и среди тех, у кого их нет, немало сторонников такой позиции (56%).
А вот противоположной точки зрения – нынешним детям живется лучше, чем детям в годы их детства, – придерживается вдвое меньше опрошенных (30%). Примечательно, что значимо чаще эту позицию разделяют люди старше 50 лет – 41%. Казалось бы, представители этого поколения, наименее успешно адаптирующегося к современным условиям, нередко испытывающие чувство ностальгии по советским временам, должны скорее разделять противоположную позицию, как, например, электорат Г. Зюганова (в основним состоящий как раз из людей старше 50 лет), чаще считающий, что раньше детям жилось лучше (79% против 61%). Однако представители старшего поколения, детство которых пришлось на довоенные, военные и ранние послевоенные годы, сравнивают нынешнюю ситуацию именно с тем, пожалуй, самым неблагополучным в истории страны периодом, и это, судя по всему, позволяет им говорить, что нынешним детям живется лучше; т. е. собственный социальный опыт в данном случае оказывается более значимым, нежели идеологические установки относительно счастливого советского прошлого.
Еще 10% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос.
Несмотря на то, что нынешние социальные условия для воспитания детей, по мнению большинства респондентов, весьма неблагоприятны, участники ДФГ немало говорили о том, что сейчас родители должны уделять больше внимания своим детям:
- 'Родители должны больше общаться со своими детьми'
(мужчина, 25 лет, ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Родители должны обязательно играть со своими детьми. При этом в игре можно решить любую проблему. Лучше не умными какими-то словами это ребенку талдычить, а играть с ним'
(женщина, 39 лет, ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Родители должны общаться со своими детьми как можно больше'
(женщина, 41 год, ДФГ, Санкт-Петербург).
Довольно часто участники ДФГ говорили о том, что родителям следует воспитывать детей на собственном, личном примере:
- 'Показывать пример самим, чтобы не было стыдно за свои поступки перед ними'
(женщина, 27 лет, ДФГ, Воронеж).
- 'Лучше бы, конечно, воспитывать на своих примерах – это самый близкий пример, он лучше всего ложится. Если я буду ребенку говорить, что нельзя курить, посмотри – этот дядя не курит и какой он здоровый, а сам тут же пойду на кухню курить, то толку от этого никакого не будет'
(мужчина, 31 год, ДФГ, Санкт-Петербург).
В целом же, большинство респондентов хотели бы, чтобы их дети брали с них пример, – такое мнение высказали 79% ответивших на данный вопрос (Вопрос задавался только тем респондентам, у которых есть несовершеннолетние дети; по выборке в целом доля таких респондентов составляет 38%.), или 30% по выборке в целом. Чаще об этом говорят избиратели Г. Зюганова (89%), респонденты с образованием ниже среднего (86%) и жители села (85%). Только 16% ответивших не хотят, чтобы дети брали с них пример.
Какие качества респонденты хотят видеть в своих детях? Прежде всего, нравственные – их упомянули 69% ответивших на этот вопрос, или 25% по выборке в целом:
- 'Доброта, отзывчивость'; 'доброжелательность'
(открытый вопрос, 44% от ответивших).
- 'Правдивость'; 'порядочность, честность'
(открытый вопрос, 35%).
- 'Уважение к родителям'; 'уважение к старшим'; 'уважение к окружающим'
(открытый вопрос, 9%).
Кстати, участники фокус-групп также чаще всего говорили именно о нравственных качествах:
- '
Модератор: Какими должны родители воспитывать своих детей?
Участница, 44 года: Чтобы они были честными.
Участница, 37 лет: Добрыми.
Участница, 44 года: Уважительными.
Участник, 65 лет: Конечно, чтобы почитали старших.
Участник, 55 лет: Порядочным, честным' (ДФГ, Москва).
- '
Модератор: Какими мы должны воспитывать наших детей?
Участник, 20 лет: Нравственными.
Участник, 35 лет: Добрыми.
Участник, 52 года: Порядочность, доброта.
Участница, 27 лет: Честность, ответственность. Отзывчивыми, порядочными, ответственными' (ДФГ, Воронеж).
Пятая часть ответивших на вопрос (22%, или 8% по выборке в целом) хотели бы видеть своих детей трудолюбивыми, активными, ответственными.
Такая же доля опрошенных хотели бы видеть своих детей умными и образованными.
Еще 16% ответивших (или 6% по выборке в целом) хотели бы, чтобы их дети были целеустремленными, смелыми, волевыми и решительными; 6% (или 2% по выборке) – воспитанными и культурными; по 2% (или 1% по выборке) – здоровыми и коммуникабельными.
Таким образом, судя по приведенным данным, респонденты – как участники массового опроса, так и участники ДФГ – по большей части ориентируются на весьма традиционные, нередко – даже патриархальные нравственные нормы (уважение к старшим, трудолюбие и т. д.). Примечательно, что качества, которые позволяют наиболее успешно адаптироваться в современных условиях (например, активность, интеллект или образование), в суждениях респондентов встречаются гораздо реже. Ну а совсем уж 'либеральные' ценности – самоопределение и самовыражение личности – вообще практически не нашли отражения в словах респондентов, хотя на фокус-группах их упоминали (представители среднего и молодого поколения):
- 'Реализующими себя'
(мужчина, 25 лет, ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Чтобы у ребенка было свое 'я'. Нужно, чтобы ребенок самоопределился, чтобы он умел сам строить свою жизнь
' (мужчина, 36 лет, ДФГ, Санкт-Петербург).
Таким образом, нынешнее российское общество в гораздо большей степени ориентировано на воспитание в подрастающем поколении нравственных качеств, нежели на мобилизацию адаптационных ресурсов детей. Приоритет нравственных нормативов по сравнению с адаптационными во многом обусловлен той ситуацией нормативного вакуума, в котором до сих пребывает трансформирующееся российское общество. 'Уход' государства из сферы социализации подрастающего поколения еще больше дезориентирует 'поколение родителей', которым в новых условиях сложно определить границы собственной ответственности за детей; а социально-экономические трудности, которые испытывает большинство россиян, только осложняют процесс адаптации к изменившейся ситуации.
|