Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dominant2003/830_281/dd032428




Отношение к исламу

19.06.2003 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Россияне об исламе: свои?.. чужие?.. враги?..
2.Графики и открытые вопросы
3.Приложение.Таблицы

 
1.Россияне об исламе: свои?.. чужие?.. враги?..


Что думают сегодня наши соотечественники об исламе? В какой мере представления большинства россиян об этой религии и ее приверженцах определяются опытом повседневного взаимодействия с мусульманским меньшинством, а в какой – драматическими событиями последних лет в 'горячих точках' России и мира? Существует ли – и если существует, то насколько высок – социокультурный барьер между российскими мусульманами и представителями иных конфессий, а также атеистами? Насколько широко распространены в России антиисламские настроения?

Результаты исследования ФОМ позволяют ответить на эти чрезвычайно актуальные и 'опасные' вопросы.

Начнем с наиболее общего показателя: 18% участников опроса говорят, что относятся к исламу положительно, 23% – отрицательно, 51% респондентов заявляют о своем безразличии к нему, а 9% затрудняются ответить на соответствующий вопрос.

Было бы ошибкой считать, что респонденты, заявляющие о своем безразличии к исламу (а к этой группе принадлежит, как видим, абсолютное большинство опрошенных), относятся к нему одинаково – и при этом совершенно нейтрально. За декларированным безразличием скрывается достаточно широкий спектр позиций: этот вариант ответа в принципе 'подходит' и для абсолютно толерантного респондента, чуждого каких-либо антиисламских предубеждений, и для респондента, весьма негативно относящегося к мусульманам, но не позволяющего себе экстраполировать это отношение на религию как таковую. Далее мы убедимся, что участники опроса, определяющие свою позицию как 'безразличие', в действительности далеко не одинаково воспринимают ислам и его приверженцев.

Приведенные же данные важны прежде всего тем, что они дают представление о соотношении явных 'исламофилов' и 'исламофобов' – готовых однозначно определить свое отношение к этой религии как симпатию или антипатию. Однако тут необходимо сделать существенную оговорку: 6% опрошенных принадлежат к мусульманскому меньшинству (Эти респонденты, отвечая на вопрос: 'Какую религию Вы чувствуете своей, какая религия Вам ближе по духу?', - выбрали ответ 'ислам'. В ходе других опросов ФОМ, проводившихся в последнее время, при иной редакции вопроса - 'Считаете ли Вы себя верующим человеком? Если да, то к какой религии Вы себя относите?' - доля приверженцев ислама оказывалась такой же - 6%. Далее мы будем, без допол-нительных пояснений, именовать эту группу 'мусульманами'.), и они, разумеется, почти единодушно (94% этой группы) заявляют о положительном отношении к исламу. Если же не учитывать 'голоса' мусульман – а нас, понятно, интересует прежде всего восприятие ислама теми, кто не принадлежит к этой конфессии, – то окажется, что положительное отношение к нему демонстрируется практически вдвое реже, чем отрицательное – 13% и 24%, соответственно.

Следует отметить, что несколько чаще прочих позитивное отношение к исламу выражают обладатели высшего образования (без учета мусульман – 20%). Кроме того, мужчины обнаруживают в этом вопросе несколько более высокий уровень толерантности, чем женщины: среди первых (без учета мусульман) положительно относятся к исламу 17%, а отрицательно – 23%, тогда как среди вторых – соответственно, 10% и 25%.

Однако наиболее существенны здесь межрегиональные различия. Прежде чем приводить соответствующие данные, необходимо отметить, что подавляющее большинство российских мусульман проживает в двух федеральных округах – Южном и Приволжском, где их доля в числе опрошенных составила, соответственно, 15% и 13%. В остальных же округах приверженцы ислама крайне немногочисленны: в Уральском – 2% опрошенных, в прочих – не более 1% (Стоит, кстати, отметить, что российские мусульмане по двум значимым социально-демографическим параметрам ощутимо отличаются от остальных россиян. Во-первых, их доля в составе сельского населе-ния (13%) значительно выше, чем в составе населения как малых, так и крупных городов. Во-вторых, уровень доходов у мусульман - намного ниже, чем по выборке в целом: среди граждан, чей доход не превышает 1000 руб. в месяц на члена семьи, мусульман - 14%, среди тех, у кого он составляет от 1 до 2 тыс. рублей, - 4%, а среди относительно состоятельных, имеющих более высокие доходы, - только 2%.). То есть именно в Южном и Приволжском округах наиболее высока интенсивность контактов между мусульманами, с одной стороны, и приверженцами других религий или атеистами – с другой. В этих округах респонденты, не исповедующие ислам, значительно чаще, чем в остальных, говорят как о том, что среди их близких есть мусульмане, так и о том, что в их городах и селах мусульман много – а значит, повседневные контакты с представителями этой конфессии для них привычны.

 

Все

Федеральные округа

Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный

Вопрос: 'Есть ли среди Ваших родственников, друзей, близких знакомых люди, исповедующие ислам?' (данные – без учета мусульман)

Есть

25

15

11

35

44

20

21

20

Нет

71

82

86

62

52

65

75

77

Затр. ответить

5

3

3

3

4

15

4

3

Вопрос: 'Скажите, пожалуйста, там, где Вы живете, людей, исповедующих ислам, много, мало или нет совсем?' (данные – без учета мусульман)

Много

21

18

8

31

36

22

11

17

Мало

31

29

37

32

28

44

23

30

Нет совсем

25

33

24

24

16

9

40

15

Затр. ответить

22

20

31

14

20

25

26

38



И именно в Южном и Приволжском округах – и только в них – доля респондентов, заявляющих о положительном отношении к исламу, во-первых, превышает среднероссийский показатель и, во-вторых, оказывается выше, чем доля 'исламофобов'.

 

Все

Федеральные округа

Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный

Вопрос: 'Как Вы лично относитесь к исламу – положительно, отрицательно или безразлично?' (данные – без учета мусульман)

Положительно

13

9

13

24

20

5

11

4

Безразлично

53

48

60

48

58

55

58

51

Отрицательно

24

35

18

21

14

26

22

32

Затр. ответить

9

8

9

8

7

13

9

13



Эти данные вполне определенно свидетельствуют о том, что повседневные контакты с мусульманами являются фактором, отнюдь не стимулирующим антиисламские настроения, а, напротив, препятствующим их распространению и воспроизводству. Еще нагляднее подтверждает сказанное следующая таблица (в которой, правда, 'голоса' мусульман учитываются – но это оказывает весьма ограниченное влияние на распределение ответов).

 

Все

Там, где я живу, людей, исповедующих ислам...

много

мало

нет совсем

затр. ответить

Вопрос: 'Как Вы лично относитесь к исламу – положительно, отрицательно или безразлично?'

Положительно

18

41

14

9

6

Безразлично

51

40

57

52

52

Отрицательно

23

15

21

31

25

Затр. ответить

9

3

8

7

17



Таким образом, 'исламофобия' получает гораздо более широкое распространение там, где о мусульманах знают в основном понаслышке. Каждый третий из числа респондентов, совершенно не соприкасающихся с приверженцами ислама (или не идентифицирующих последних), испытывает антипатию к этой религии – вдвое больше, чем среди тех, чьи представления о мусульманах формируются на основании собственного опыта или, по крайней мере, постоянно корректируются и верифицируются в практике социального взаимодействия.

Следует отметить, что довольно многие из тех, кто не выражает отрицательного отношения к исламу, предпочитают на бытовом уровне дистанцироваться от его приверженцев. Так, 30% участников опроса (а без учета мусульман – 31%) заявляют, что отрицательно отнеслись бы к принятию ислама кем-то из их близких. Причем такую позицию занимает каждый пятый из числа определивших свое отношение к исламу как безразличное.

 

Все

Федеральные округа

Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный

Вопрос: 'Если бы Ваш близкий знакомый (или знакомая) принял(-а) ислам, как бы Вы к этому отнеслись – положительно, отрицательно или безразлично?' (данные – без учета мусульман)

Положительно

9

6

3

17

15

8

8

7

Безразлично

48

42

56

43

56

53

45

35

Отрицательно

31

38

23

34

23

25

37

34

Затр. ответить

12

13

18

6

7

14

10

25



Отметим, что хотя респонденты из федеральных округов, где доля мусульман в составе населения значительна, намного чаще прочих 'обещают' одобрить такое решение близкого человека, их позиции здесь довольно существенно различаются: если в Поволжье опрошенных, готовых осудить обращение в ислам, значительно меньше, чем в других регионах, то в Южном округе доля занимающих такую позицию несколько выше, чем в среднем по России.

Участники фокус-групп, прогнозируя свою реакцию на подобную ситуацию, крайне редко однозначно утверждали, что осудили бы обращение близкого человека в ислам. Собственно, лишь один из них недвусмысленно заявил.
  • 'Отрицательно. Потому что мне не нравится эта религия' (ДФГ, Новосибирск).
Гораздо чаще демонстрировалась полная толерантность.
  • 'Если им нравится – пусть верят во что хотят, лишь бы никому от этого плохо не было' (ДФГ, Новосибирск).


  • '1-й участник: Это дело личное каждого.
1-я участница: Спокойно.

2-я участница: Да, его личное дело.

2-й участник: Как хочет, пускай' (ДФГ, Самара).
  • '1-й участник: Мне все равно.
1-я участница: И мне все равно. Если бы мы были очень набожны, воспитаны в набожности, может быть, что-то и отразилось бы. А поскольку мы воспитаны никак, в нас вера никакая не заложена, то принял он ислам – да будьте вы здоровы, живите вы с ним, на здоровье' (ДФГ, Новосибирск).

Однако нередко участники ДФГ занимали не столь определенную позицию, демонстрируя одновременно и готовность смириться с таким выбором близкого человека, и некоторое беспокойство по этому поводу.
  • 'Я как-то настороженно к этому отношусь. Я понимаю, если бы они приняли ислам, вреда большого не было бы. Если бы они не отклонялись... Я этого боюсь' (ДФГ, Новосибирск).


  • '1-я участница: Я бы, наверное, промолчала, а про себя подумала бы. В общем-то, мне кажется, наша вера все-таки лучше, христианская.
Модератор: То есть Вы бы к этому отнеслись...

1-я участница: Не то чтобы негативно, но с опаской.

1-й участник: Я даже не знаю...' (ДФГ, Новосибирск).

Когда же речь заходит о гипотетической ситуации, потенциально гораздо более значимой для респондента, нежели обращение в ислам близкого знакомого, – о браке его сына или дочери с приверженцем ислама, – доля определенно заявляющих, что их это не устроило бы, возрастает. Причем возрастает незначительно, когда респондентам 'предлагают' женить сына на мусульманке, и весьма ощутимо – когда обсуждается перспектива выдачи дочери замуж за мусульманина.

 

Все

Федеральные округа

Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный

Вопрос: 'Представьте, пожалуйста, что у Вас есть сын, собирающийся жениться на мусульманке. Вы лично возражали бы или не возражали бы против такого брака?' (данные – без учета мусульман)

Возражал(-а) бы

34

38

35

38

26

33

33

38

Не возражал(-а) бы

47

44

49

49

58

38

48

38

Затр. ответить

19

19

17

12

16

29

20

24

Вопрос: 'Представьте, пожалуйста, что у Вас есть дочь, собирающаяся выйти замуж за мусульманина. Вы лично возражали бы или не возражали бы против такого брака?' (данные – без учета мусульман)

Возражал(-а) бы

47

54

56

51

35

45

44

42

Не возражал(-а) бы

36

29

24

40

50

28

37

39

Затр. ответить

17

17

20

9

15

27

19

19



Здесь снова обнаруживается различие между округами с высокой долей мусульманского населения, отмеченное выше. Распределение ответов жителей Южного федерального округа – практически такое же, как по России в целом. В Поволжье же уровень толерантности к межконфессиональным бракам значительно выше, чем где бы то ни было. Причем только здесь большинство опрошенных заявляют, что не возражали бы против выхода дочери замуж за мусульманина, – и перевес сторонников такой позиции над их оппонентами весьма значителен.

Причины, по которым респонденты толерантнее относятся к гипотетическим женитьбам сыновей на мусульманках, чем к бракам дочерей с мусульманами, вполне очевидны: во-первых, их смущает неравенство мужчин и женщин в семье, характерное для приверженцев ислама, во-вторых, многие исходят из представления о главенствующей роли мужчины в любой семье и, соответственно, полагают, что в случае тех или иных трений, обусловленных межконфессиональными различиями, последнее слово останется за мужем.
  • 'У нас нет такого, чтоб мужчины сели за стол, чтоб там женщины не присутствовали' (ДФГ, Самара).


  • 'Модератор: Где Ваши ощущения были бы сильнее – когда сын женился, или когда дочка вышла замуж [респондент ранее заявил о категорическом неприятии межконфессиональных браков]?


  • Участник ДФГ: Наверное, когда дочь, потому что дочь идет замуж, а глава семьи, как правило, мужчина. Если бы он был мусульманин – это было бы не очень хорошо, с моей точки зрения' (ДФГ, Москва).

    В целом на фокус-группах в ходе обсуждения гипотетической ситуации, при которой дети респондентов собирались бы связать свою жизнь с людьми, исповедующими ислам, явно преобладало негативное отношение к таким бракам. Лишь на одной из групповых дискуссий – кстати, в Поволжье, в Самаре – двое участников продемонстрировали абсолютную толерантность в этом вопросе.
    • 'Я не против. Если любовь, если жить согласны – какая разница, какой веры человек' (ДФГ, Самара).


    • 'Участник ДФГ: Своим детям скажу: «Вам жить».
    Модератор: А в душе довольны будете или скорее нет?

    Участник ДФГ: Мне как-то всё равно. Я равнодушен к этому' (ДФГ, Самара).

    Однако надо отметить, что хотя подавляющее большинство участников ДФГ демонстрировали негативное отношение к перспективе брака их детей с мусульманами, далеко не все из них выражали при этом неприязнь к исламу и его приверженцам. Некоторые говорили о том, что, по их мнению, различия в воспитании и мироощущении, обусловленные разной конфессиональной принадлежностью супругов, могут только усугубить сложности, неизбежные в семейной жизни.
    • 'Когда человек выходит замуж или женится, это уже взрослый, сформировавшийся человек должен быть, да? С устоявшимися определенными принципами в жизни, традициями. Зачем пытаться постигать еще что-то такое? Религия – это такая трудная вещь, в принципе, да? Зачем пытаться постигнуть еще что-то чужое?' (ДФГ, Самара).
    • 'В каждой вере – свои законы, свои каноны в семье, и обязательно будут трения, обязательно. Пусть они двадцать лет прожили, но все равно у них трения будут' (ДФГ, Москва).


    • 'Тяжелей жить и тяжелей общаться. То есть все эти тонкости жизни, они сказываются в семье и довольно тяжело проходят по жизни этой семьи... Потому что уж в одной вере-то иногда не сойдутся, а уж в двух... Вдвойне надо быть осторожным, вот и всё' (ДФГ, Самара).
    Исходя из таких или подобных соображений, некоторые участники групповых дискуссий высказываются против любых межконфессиональных (равно как и против межэтнических) браков.
    • 'Участница ДФГ: Я вообще считаю... Против таких смешанных браков вообще. Не только с мусульманами.
    Модератор: А если за буддиста?

    Участница ДФГ: Не надо.

    Модератор: А если за католика?

    Участница ДФГ: Это где-то ближе, но все равно' (ДФГ, Москва).
    • 'И даже христиане, но армяне – и тоже не надо' (ДФГ, Новосибирск).
    Участница новосибирской фокус-группы, впрочем, прибавляет: 'А уж мусульмане – тем более'. Но часто такая позиция никоим образом не связана с антиисламскими предрассудками: респонденты руководствуются 'житейской мудростью', подсказывающей им, что межконфессиональный брак чреват дополнительными сложностями. Показательна в этом отношении реплика респондентки, не питающей, судя по всему, неприязни к приверженцам ислама, – вдовы, в свое время вышедшей замуж за мусульманина вопреки воле родни ('на дыбы встали все родственники – и его родственники, и мои родственники') и прожившей в этом браке тридцать лет.
    • 'Конечно, очень тяжело жить с той нацией, которая не своя нация. Это уже понимаешь потом, по жизни. У них свои обычаи, свои – всё. Конечно, им хочется, чтобы ты тоже это всё соблюдала, всё. А я христианка...' (ДФГ, Самара).
    В то же время некоторые респонденты высказываются против браков с мусульманами, обвиняя в предстоящих сложностях именно последних или вспоминая подходящие к месту случаи 'из жизни', свидетельствующие, по их мнению, о недопустимости таких браков.
    • 'Участница ДФГ: С мусульманской стороны будут всякие препятствия, будут всякие неурядицы. Будут – это сто процентов.
    Модератор: Именно из-за национальности, из-за веры?

    Участница ДФГ: Да. Из-за веры. То, что тяжело будет. Единственное будет препятствие в этом браке' (ДФГ, Самара).
    • 'Я бы была категорически против. Не дай Бог. Просто я их несколько лучше знаю' (ДФГ, Новосибирск).


    • 'А у нас на работе, где я прежде работала, девушка встречалась с чеченцем. Он так издевался над ней! Это было что-то ужасное. То есть у них в характере это. Так что будьте бдительны' (ДФГ, Новосибирск).


    • 'Вот и узбеки тоже так же. У меня сестра троюродная вышла замуж за узбека... С нее взяли калым. С девушки взяли калым за то, что она выходит замуж за этого узбека' (ДФГ, Самара).
    Последняя реплика принадлежит респондентке, на протяжении всей дискуссии демонстрировавшей даже не антипатию, а откровенную ненависть к мусульманам. Стоит процитировать один из ее монологов – как наиболее яркий образец 'исламофобии'. Перспектива брака дочери с мусульманином приобрела для этой респондентки актуальность – ее дочь встречается с одноклассником, принадлежащим к этой конфессии.
    • 'Я сказала: «Только через мой труп!» И даже разговоров никаких нет. Татарин... Любовью такое не назовешь – там всего пятнадцать лет... А вот симпатии – всё. Я говорю: «Не дай Бог!» Во-первых, у него уши так торчат, всякие эти вот... Я – за свою веру. Нет. Потом еще я сейчас хочу сказать, у моей приятельницы соседка вышла замуж – это в моем уже возрасте – вышла замуж за татарина. А он ее взял с ребенком. Она рожает ему сына и принимает его веру. Такие там нехорошие обстоятельства – она заболела, умерла, ее похоронили на татарском кладбище. Я лично возмущена. Я говорю: «Ну почему? Она – русский человек». Но она приняла эту веру их, и ее похоронили на татарском кладбище...' (ДФГ, Самара).
    В подобных экстремальных формах 'исламофобия' обнаруживалась на фокус-группах, впрочем, нечасто.

    Однако следует подчеркнуть, что если в контексте обсуждения проблем повседневного взаимодействия между мусульманами и представителями иных конфессий антиисламские настроения отнюдь не доминировали, то первая реакция респондентов на само понятие 'ислам' оказывалась чаще всего негативной. Участников массового опроса спросили о том, что в первую очередь приходит им в голову, когда они слышат это слово. Затруднились ответить на данный вопрос немногие – всего 26% респондентов.

    Чаще всего ислам ассоциируется в сознании россиян с войной, терроризмом – так среагировал на вопрос почти каждый третий из ответивших (23% от всех опрошенных).
    • 'События, связанные с войнами, конфликтами'; 'терроризм под знаменем ислама'; 'бандиты в мировом масштабе'; 'камикадзе-террористы'; 'мировой терроризм, теракты в Москве и других странах'; 'моджахеды'; 'шахиды'; 'женщины-самоубийцы'; 'всякие войны, связанные с исламом'; 'Усама бен Ладен'; 'чеченская война'; 'события в Чечне' (открытый вопрос).
    Еще 13% респондентов говорили об агрессивности, фанатизме, нетерпимости, жестокости приверженцев ислама.
    • 'Злые они все'; 'агрессивность людей этой веры'; 'воинственная жестокость'; 'зверство'; 'мракобесие, фанатизм'; 'это люди, идущие на край, до конца, фанатики'; 'они проповедуют свою веру и отрицают другие, то есть кто не с нами – все враги'; 'хотят завоевать мир'; 'засилье носителей ислама'; 'страшная религия – у них кровная месть считается служением их вере'; 'у них ко многим народам недоверие или презрение' (открытый вопрос).
    В ответах 5% опрошенных – неприязнь к исламу, не подкрепляемая ни какими-либо аргументами, ни конкретными ассоциациями.
    • 'Жуть одна'; 'мне бы – его вообще бы не было'; 'беда и горе'; 'очень настороженное чувство'; 'мы их не любим'; 'ислам наподобие черта' (открытый вопрос).
    Таким образом, более половины реплик отчетливо окрашены негативным отношением к исламу. Остальные ответы, по большей части, нейтральны в оценочном отношении – респонденты говорят о том, что ислам – это одна из мировых религий, перечисляют народы, принадлежащие к исламскому миру, вспоминают о символах и атрибутах ислама, об образе жизни мусульман. Но и среди этих реплик нередко встречаются высказывания, свидетельствующие о неприязни к миру ислама или, по крайней мере, о настороженном отношении к нему. Респонденты, например, подчеркивают, что ислам – это чуждая им вера ('ислам – это значит не наша религия, чуждая мне'), отмечают неравноправие мужчин и женщин ('забитость женщин'; 'роль женщины там принижается'), употребляют пренебрежительные прозвища представителей мусульманских народов и т. д.

    И только в 3% реплик явственно слышится позитивное отношение к исламу и его носителям (уместно напомнить, что 6% опрошенных – мусульмане):
    • 'Истинные мусульмане – хорошие люди'; 'человечность, взаимопомощь'; 'чистота'; 'порядок, спокойствие'; 'честность, доброта'; 'покой, мир'; 'что-то возвышенное' (открытый вопрос).
    При таком соотношении позитивных, негативных и нейтральных, не имеющих отчетливой оценочной компоненты ассоциаций неудивительно, что 48% россиян считают роль ислама в современном мире отрицательной, и только 14% – положительной (без учета мнений российских мусульман разрыв оказывается, естественно, еще более впечатляющим – 51% и 11%).

    В то же время ответы на другой открытый вопрос – о том, чему учит ислам, как он воспитывает своих приверженцев, – распределились иначе. Здесь затруднились с ответом 48% респондентов, а среди ответивших доли выразивших симпатию и антипатию к учению и воспитательной функции ислама оказались примерно равными – 23% и 21%.

    Первые говорили о нравственных ценностях, об уважении к старшим, о верности традициям, о здоровом образе жизни и т. д.
    • 'Справедливость, честность, гуманность, милосердие'; 'дает нравственные основы'; 'я знаю, они очень уважают своих родителей'; 'уважение и почитание старших'; 'миру, согласию'; 'воспитывает верных традициям своих предков'; 'хорошему поведению молодежи'; 'учит трезвости, вести правильный образ жизни'; 'только хорошему – не пить, не воровать, не гулять' (открытый вопрос).
    Вторые – как и в ответах на вопрос о первых ассоциациях, возникающих в связи со словом 'ислам', – обвиняли эту религию в проповеди фанатизма, нетерпимости, жестокости.
    • 'Истребление людей другой веры'; 'авторитарная религия, воспитывающая людей в духе фанатической веры'; 'джихаду'; 'жестокости, садизму'; 'убивать и кровно мстить'; 'они воспитывают убийству, терроризму: учат убивать себя, губить людей и детей'; 'тупой фанатизм' (открытый вопрос).
    Следовательно, если абсолютное большинство наших сограждан ассоциируют ислам с экстремизмом, экспансионизмом, агрессией, терроризмом, то по вопросу об ответственности этой религии за преступления, совершаемые экстремистами под флагом ислама, у наших соотечественников нет какого-либо преобладающего мнения.

    Обсуждая этот вопрос в ходе групповых дискуссий, респонденты отстаивали три версии.

    Одни прямо обвиняли ислам, ставя знак равенства между этой религией с террором.
    • '1-я участница: Ислам – террор.
    1-й участник: Я не знаю конкретно, но я думаю, что тот же ислам – вот сейчас показывают моджахедов, лагеря они разбивают, душат людей и получают деньги – это школа террора самая натуральная' (ДФГ, Новосибирск).

    Другие, напротив, говорили о том, что ислам как таковой не несет никакой ответственности за действия террористов:
    • 'Ислам, если уж так говорить, это не террор. Это просто вера народа. Но ее использовали' (ДФГ, Новосибирск).


    • 'Агрессивность присуща террористам, которые прикрываются исламом. А как религии исламу, я думаю, агрессивность не присуща' (ДФГ, Новосибирск).


    • 'Ни одна вера убивать не призывает' (ДФГ, Самара).
    Третьи же, не возлагая на ислам прямую ответственность за действия террористов, развивали мысль о том, что мировоззрение, воспитываемое исламом, создает определенные предпосылки для распространения терроризма среди его приверженцев.
    • 'Они более фанатичны. Вот, грубо говоря, вот иди и себя взорви' (ДФГ, Москва).
    • 'Нежелание ценить свою жизнь, вот какое-то неумение ценить, вот отношение к жизни... Вот тут, мне кажется, что-то есть, вот основа отношения к жизни...' (ДФГ, Москва).
    • 'Они к жизни и к смерти легко относятся. Поэтому к чужой-то – тем более. Может быть, в связи с этим как-то они объясняют себе так? Почему они именно с исламской стороны, терроризм? Они как бы взяли веру...' (ДФГ, Самара).
    • '1-й участник: В данном случае терроризм построил свое, так сказать, гнездо именно на этой вере, на мусульманской.
    1-я участница: На повиновении.

    1-й участник: Он на этом и развивается, поэтому и идет здесь именно – в мусульманской среде' (ДФГ, Новосибирск).

    В заключение обратим внимание на данные, свидетельствующие о том, как наши сограждане отвечают на вопросы о своем отношении к исламу, с одной стороны, и о бытовании этой религии в современном мире, ее социально-политической роли – с другой.

     

    Все

    Лично отношусь к исламу...

    положительно безразлично отрицательно затр. ответить

    Вопрос: 'Если говорить в целом, ислам, по Вашему мнению, играет в современном мире положительную или отрицательную роль?'

    Положительную

    14

    51

    9

    2

    2

    Отрицательную

    48

    20

    44

    85

    37

    Затр. ответить

    37

    29

    47

    13

    60



    Для части респондентов это, по существу, единый вопрос: возлагая на ислам как таковой всю полноту ответственности за действия исламских фундаменталистов, экстремистов и террористов, они выражают отрицательное отношение к этой религии и одновременно – почти единодушно оценивают его роль в мире как отрицательную.

    Для других - все гораздо менее очевидно. Среди тех, кто положительно относится к исламу, лишь половина решаются признать его роль в мире позитивной, а каждый пятый говорит о негативной роли этой религии. В сознании последних, равно как и тех, кто, выражая симпатию к исламу, затрудняется оценить его сегодняшнюю роль, почтительное уважение к данной религии сочетается, надо полагать, как минимум с сомнениями в том, что ее этический потенциал сейчас реализуется должным образом.

    Это же противоречие характеризует, очевидно, и восприятие ислама по крайней мере частью респондентов, оценивающих свое отношение к нему как безразличное. 'Безразличие' здесь, несомненно, зачастую означает не отстраненность, не отсутствие какой-либо позиции, а амбивалентность оценок, не позволяющую 'записаться' ни в сторонники, ни в противники ислама. При этом с вердиктом об отрицательной роли данной религии в современном мире соглашаются менее половины 'безразличных'. Да и в целом если более трети респондентов затрудняются оценить роль ислама в сегодняшнем мире (несмотря на почти единодушное неприятие действий экстремистов, выступающих от его имени), а доля заявляющих о негативном отношении к нему – вдвое меньше, чем доля считающих его роль отрицательной, то это означает, что российское массовое сознание обладает определенным – хотя и не слишком мощным – иммунитетом против тотальной 'исламофобии', базирующимся на уважении к исламу как мировой религии. Причем, как следует из приведенных выше данных, опыт повседневного взаимодействия с российскими мусульманами способствует скорее воспроизводству, нежели разрушению этого иммунитета. Однако результаты исследования с еще большей очевидностью свидетельствуют о том, что, несмотря на это, антиисламские настроения в России распространены весьма широко.


 
2.Графики и открытые вопросы
КАКУЮ РЕЛИГИЮ ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СВОЕЙ, КАКАЯ РЕЛИГИЯ ВАМ БЛИЖЕ ПО ДУХУ? (Карточка, любое число ответов.)

КАКАЯ РЕЛИГИЯ КАЖЕТСЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ЧУЖДОЙ? (Карточка, любое число ответов.)

ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ ВАШИХ РОДСТВЕННИКОВ, ДРУЗЕЙ, БЛИЗКИХ ЗНАКОМЫХ ЛЮДИ, ИСПОВЕДУЮЩИЕ ИСЛАМ?

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, ЛЮДЕЙ, ИСПОВЕДУЮЩИХ ИСЛАМ, МНОГО, МАЛО ИЛИ НЕТ СОВСЕМ?

ЕСЛИ БЫ ВАШ БЛИЗКИЙ ЗНАКОМЫЙ (ИЛИ ЗНАКОМАЯ) ПРИНЯЛ ИСЛАМ, КАК БЫ ВЫ К ЭТОМУ ОТНЕСЛИСЬ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

ПРЕДСТАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧТО У ВАС ЕСТЬ СЫН, СОБИРАЮЩИЙСЯ ЖЕНИТЬСЯ НА МУСУЛЬМАНКЕ. ВЫ ЛИЧНО ВОЗРАЖАЛИ БЫ ИЛИ НЕ ВОЗРАЖАЛИ БЫ ПРОТИВ ТАКОГО БРАКА?

ПРЕДСТАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧТО У ВАС ЕСТЬ ДОЧЬ, СОБИРАЮЩАЯСЯ ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА МУСУЛЬМАНИНА. ВЫ ЛИЧНО ВОЗРАЖАЛИ БЫ ИЛИ НЕ ВОЗРАЖАЛИ БЫ ПРОТИВ ТАКОГО БРАКА?

А КАК ВЫ ЛИЧНО ОТНОСИТЕСЬ К ИСЛАМУ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ИСЛАМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИГРАЕТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ РОЛЬ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ, КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ СЛОВО 'ИСЛАМ'?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Связь с войной, терроризмом

22

Терроризм в целом

12

  • 'Мировой терроризм, теракты в Москве и других странах'; 'взрывы, терроризм'; 'ужас терактов'; 'терроризм, финансируется исламским миром'; 'терроризм под знаменем ислама'; 'террористические акты'.

Чеченский конфликт

7

  • 'Война в Чечне'; 'Чечня, хотя это не ислам, а бандиты'; 'Чечня и все, что с ней связано'; 'чеченцы, этот вопрос Чечни'; 'события в Чечне'; 'ассоциируется с чеченской войной'; 'Чечня, события в Москве, Буденновске, Волгодонске, гибель моих знакомых в Чечне, работников правоохранительных органов'.

Война в целом

4

  • 'Война'; 'что-то нехорошее – война'; 'события, связанные с войнами, конфликтами'; 'всякие войны, связанные с исламом'; 'войны под знаменем ислама'.

Боевики, моджахеды, душманы

2

  • 'Басмачи'; 'моджахеды'; 'боевики'; 'душманы'; 'бандиты, разбойники'; 'бандиты в мировом масштабе'.

Шахиды, террористы-смертники

1

  • 'Камикадзе-террористы'; 'себя взрывают'; 'женщины-смертницы'; 'шахиды'; 'женщины-самоубийцы'.

Осама бен Ладен

1

  • 'Бен Ладен'; 'Осама бен Ладен'.

Вера, религия и ее приверженцы

15

Вера, религия в целом

7

  • 'Одна из религий'; 'обычная религия, как все'; 'просто еще одна религия'; 'мировая религия'; 'какая-то вера, кто к ней принадлежит – не знаю'; 'ислам – это вера, такая же, как и другие'; 'вероисповедание'; 'религиозная конфессия'.

Мусульмане

4

  • 'Это мусульмане'; 'люди, исповедующие его'; 'ислам – это мусульмане'; 'ислам относится к мусульманам'.

Другая вера

2

  • 'У них тоже свой Бог'; 'иноверцы'; 'ничего – другие люди исповедуют другую религию'; 'вера другого народа'; 'просто религия других народов'.

Моя вера

1

  • 'Это моя вера'; 'это моя религия, я к ней приучен с детства'; 'наша родная религия'.

Мусульманская вера

1

  • 'Мусульманство'; 'мусульманская вера'; 'религия мусульман'; 'древняя мусульманская религия'.

Чуждая вера

1

  • 'Не моя вера, и все'; 'ислам – это значит не наша религия, чуждая мне'; 'чужая вера'; 'чужая религия'.

Отрицательные характеристики ислама и его приверженцев

14

Агрессивность, жестокость

5

  • 'Насилие, жестокость'; 'ненависть'; 'жестокость, злость'; 'злые они все'; 'агрессивность людей этой веры'; 'воинственная жестокость'; 'зверство'.

Фанатизм, фундаментализм

4

  • 'Вообще эта вера очень фанатичная'; 'мракобесие, фанатизм'; 'там издевательства, все запрещено: то нельзя, это нельзя'; 'слепая вера'; 'жесткие рамки'; 'они говорят: «Аллах сказал...» – они фанаты'; 'это люди, идущие на край, до конца, фанатики'; 'поклонение богам чрезмерное'.

Враждебность к другим религиям

2

  • 'Ведут борьбу с неверными, то есть с православными'; 'война с неверными'; 'они против христиан'; 'у них ко многим народам недоверие или презрение'; 'джихад – священная война'; 'они проповедуют свою веру и отрицают другие, то есть кто не с нами – все враги'.

Приниженное положение женщины

2

  • 'К женщинам относятся как к людям второго сорта'; 'неравенство женщин и мужчин'; 'закабаленность женщин, вседозволенность мужчин'; 'забитость женщин'; 'роль женщины там принижается'.

Экспансия ислама в стране и в мире

1

  • ''Засилье носителей ислама'; 'оккупировали всю Россию'; 'хотят завоевать мир'; 'вера, превалирующая над православием'.

Не наши, чужие, враги

1

  • 'Нерусь'; 'что-то незнакомое, неприятное, чуждое, плохое'; 'как нерусские, что ли, там, неприятное чувство приходит'; 'чужое, не нашенское'; 'что-то неродное, не наше'; 'чужой образ жизни'; 'они всю жизнь были против русских'.

Другое

2

  • 'Закрытая религия'; 'исламу уделено 5 книг из 66 книг в Библии – самая примитивная религия'; 'ненормальное отношение к человеку'; 'страшная религия – у них кровная месть считается служением их вере'; 'это очень плохо, они замкнутые, способные на плохое'.

Народы, исповедующие ислам, мусульманские страны

9

Восток, Азия

3

  • 'Народ Востока'; 'арабский Восток'; 'азиатская особенность'; 'Азия, Восток'; 'сразу с Саудовской Аравией'; 'страны Азии и Ближнего Востока'; 'большинство людей проповедуют его в Азии'; 'это Восток'.

Татары

2

  • 'Татарин'; 'это татары'; 'в него верят татары'.

Чеченцы, Чечня

1

  • 'Чеченцы'; 'город Грозный'; 'чеченцы, люди, которые любят свободу, но и за свои права стоят'.

Пренебрежительные определения и прозвища представителей мусульманских народов

1

  • 'Чурки'; 'чучмеки'; 'черные'.

Кавказцы в целом

1

  • 'Лица кавказской национальности'; 'Закавказье'; 'ассоциируется с людьми кавказской национальности'.

Другие страны, народы

2

  • 'Дагестанцы'; 'мусульманские страны'; 'Иран, Ирак – мусульманские страны'; 'казахи'; 'Турция'; 'узбеки, таджики, афганцы'.

Религиозная практика и жизненный уклад мусульман

5

Образ жизни, праздники

3

  • 'Гарем, султан'; 'свинину не едят'; 'Рамадан, Науру, Ураза'; 'нет разводов в семьях'; 'там запреты курить, пить'; 'древняя культура, традиции, образ жизни'; 'шариат'.

Духовные лица и молитва

2

  • 'Мекка, паломничество'; 'муфтий'; 'намаз, мулла'; 'постоянные молитвы'; 'на площади куча народа, сидят и молятся'; 'в 5 утра призыв к молитве'; 'вижу перед собой, как они лежат, молятся Богу'.

Мечеть

1

  • 'Минарет'; 'их мечети'.

Составляющие исламской веры

5

Аллах

3

  • 'Алллах акбар'; 'Аллах – как исламский Бог'; 'вера в Аллаха'.

Коран

2

  • 'Книга Коран'; 'чтение Корана'.

Пророк Мухаммед

<1

  • 'Магомет'; 'пророк Мухаммед'; 'Мухаммед на осле'.

Общие отрицательные суждения

4

  • 'Варварство'; 'мне не нравится эта религия, так как я православная'; 'мне бы – его вообще бы не было'; 'очень настороженное чувство'; 'жуть одна'; 'презрение из-за последних событий'; 'мы их не любим'; 'ислам наподобие черта'; 'беда и горе'; 'я как услышу «ислам» по телевидению, сразу переключаю на другую программу, даже смотреть не хочу и слышать не хочу'.

Положительные суждения

3

  • 'Истинные мусульмане – хорошие люди'; 'крепкая вера'; 'человечность, взаимопомощь'; 'чистота'; 'порядок, спокойствие'; 'честность, доброта'; 'справедливость'; 'ничего плохого'; 'настоящий мусульманин – порядочный человек'; 'борются за свою правду'; 'покой, мир'; 'что-то возвышенное'.

Родственники, знакомые

1

  • 'Мой зять проповедует ислам, мой внук – мусульманин'; 'жена'; 'муж – татарин'; 'моя деревня, мои родственники, дедушка'; 'мои бабушка и дедушка'; 'родители, все родственники'; 'мама моя'; 'мой муж'.

Другое

1

  • 'Мощная религия, имеющая массу приверженцев'; 'крестовые походы'; 'думаю о смерти'; 'бомбежка Америкой Ирака'; 'грамотность, образованность по-восточному'; 'навязанные стереотипы'; 'я атеист'; 'они тоже чтят Иисуса'; 'мы их не понимаем'.

Никаких ассоциаций

4

  • 'Безразличие'; 'нейтрально отношусь'; 'ничего мне не приходит в голову'; 'ничего не приходит, я мало думаю о религии'; 'нет ассоциаций с этой религией'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

28

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ИСЛАМУ ПОЛОЖИТЕЛЬНО?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Я исповедую ислам

4

  • 'Это моя религия'; 'выросла в этой вере'; 'воспитан в этой религии'; 'в детстве еще родился мусульманином'; 'я мусульманка, исповедую эту веру'; 'потому что мусульманка'; 'исповедую ислам'.

Каждая религия достойна уважения

4

  • 'Каждый человек имеет право на выбор вероисповедания'; 'должна быть свобода вероисповедания: кто ислам исповедует – имеет право'; 'уважаю все религии'; 'каждая вера достойна уважения'; 'каждый имеет право выбора, в какой вере жить. Чем ислам хуже?'; 'любая религия имеет право на существование – <ислам> не хуже других'; 'любую религию надо уважать, это выбор совести'; 'каждый вправе исповедовать то, что он хочет'.

Ислам учит добру, дает твердые нравственные устои

3

  • 'Мудрая религия, самая гуманная изо всех религий, она пришла без насилия'; 'мне нравится в них трудолюбие, старательность, меньше пьянства'; 'взаимопомощь, учит добру'; 'религия плохому не научит'; 'он учит любви'; 'люди были честные и правильные, процветает уважение старших'; 'нравится строгость воспитания'; 'чистота духовности'; 'у них хорошие традиции'; 'у него хорошие нравственные нормы'; 'ислам учит добрым чувствам'; 'так как у них уважают старших'.

Есть опыт общения с людьми, исповедующими ислам

2

  • 'Соседи с Дагестана – нормальные люди'; 'соседи – татары'; 'как я могу относиться плохо, если моя жена – мусульманка?'; 'потому что у отца было в армии много хороших друзей'; 'прожил долго в Таджикистане'; 'я с ними долго жил, и всегда было нормально'; 'есть опыт хорошего общения'; 'есть хорошие знакомые'; 'мама моя исповедует ислам'; 'много хороших знакомых'; 'у меня муж – мусульманин'.

Дело не в религии, а в человеке

2

  • 'Все зависит от самого человека, а не от религии, которую он исповедует'; 'главное – какой человек, что он из себя представляет'; 'сами люди важны, а не религия'; 'все равно какая вера – человек важно какой'.

Общая положительная оценка

1

  • 'Нормальная религия, без отклонения'; 'потому что положительно, ничего против не имею'; 'нет ничего плохого'; 'есть положительное'; 'не вижу в их учении чего-то плохого'.

Это религия, сходная с православием

1

  • 'То же, что и православие'; 'потому что эта религия похожа на православие'; 'там почти все то же самое, что и в православии, но название другое'; 'он близко к православию'.

Бог един

<1

  • 'У всех религий один Бог, но он называется по-разному'; 'Бог един'; 'вера разная, а Бог один'; 'модификация того же единобожия'.

Другое

<1

  • 'По Корану – это великая религия'; 'человек должен опереться на веру, неважно, какую'; 'если это столько веков существовало, значит это проверено временем'; 'это древняя вера'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

84

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ИСЛАМУ ОТРИЦАТЕЛЬНО?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Ислам – религия, несущая зло

12

Приверженцы ислама – плохие люди

5

  • 'Жестокие люди'; 'это страшные люди'; 'люди бешеные'; 'злые люди'; 'в мусульманах слишком много злости и несправедливости'; 'ненависть'; 'агрессивные и жестокие люди'; 'это очень нехороший народ'; 'хитрые, наглые'.

Это религия, связанная с терроризмом, экстремизмом

4

  • 'Большая связь ислама с терроризмом'; 'экстремистская религия'; 'они террористы'; 'из-за терроризма'; 'вырос терроризм во всем мире – именно исламский'; 'все связано с террором'; 'эта религия связана с экстремизмом'.

Это жестокая, воинствующая религия

3

  • 'Очень жестокая религия'; 'жестокая вера'; 'мне кажется, что ислам несет агрессию и зло'; 'слишком воинственная вера'; 'это очень воинственная религия, учит только воевать'; 'вера связана с насилием, убийством'.

Приверженцы ислама – фанатики

1

  • 'Фанатичны очень'; 'они фанаты своей религии'; 'они фанатики'.

Это чуждая, непонятная мне религия

3

  • 'Чуждая нам религия'; 'у них все не так, как у нас, чуждо нам'; 'не наша вера, обычаи'; 'чуждая для нас'; 'я их веру не понимаю'; 'вера не наша'.

Общая отрицательная оценка

2

  • 'Мне многое не нравится в современном исламе'; 'это религия неправильная...'; 'религия эта не очень нравится'; 'все не нравится в нем'; 'не вижу ничего хорошего'; 'мне мало что известно об этой религии положительного'; 'много отрицательного можно об этой религии'.

Ислам нетерпим к другим религиям

1

  • 'Они ненавидят православных'; 'религия, которая не признает другие веры'; 'самая нетерпимая к другим религиям религия'; 'они признают только свою веру'; 'не нравится их нетерпимость к другим религиям'; 'у них убивают каждого неправоверного'; 'ненависть к иноверцам у них'.

Ассоциации с Чечней, Афганистаном, Таджикистаном

1

  • 'Ассоциируется с Чечней'; 'война в Чечне'; 'насмотрелся в Чечне'; 'я участвовал в военных действиях в Таджикистане, развязанных мусульманами'; 'я был в Афгане'.

Не нравятся обычаи, привычки, обряды народов, исповедующих ислам

1

  • 'Женщина должна подчиняться мужчине'; 'в Чечне мужики не работают – одни женщины: угнетает женщин эта религия'; 'законы, порядки не принимаю'; 'образ жизни, уклад – не нравится отношение к женщине'; 'многоженство'; 'не нравятся их обычаи'; 'слишком много времени уделяют молитвам – постоянно нужно думать о Боге'.

Сужу об исламе по сообщениям СМИ

1

  • 'По телевидению показывают – их достаточно много среди отморозков'; 'из СМИ'; 'посмотреть по телевизору, что они там проповедуют'; 'СМИ нас накручивают, а мы верим'; 'много плохого о них говорят в СМИ'.

Не люблю народы, исповедующие ислам

<1

  • 'Не люблю эту нацию'; 'мне просто не нравятся хачики'; '...исповедуется нерусскими людьми'.

Другое

1

  • 'Исторически они нас обижали, на Русь было нашествие'; 'политические конфликты'; 'боюсь этой религии'; 'плохо для страны'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

80

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАЖДАЯ РЕЛИГИЯ ПО-СВОЕМУ ВОСПИТЫВАЕТ СВОИХ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ. ЧЕМУ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, УЧИТ, КАК ВОСПИТЫВАЕТ ЛЮДЕЙ ИСЛАМ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Положительные суждения

25

Нравственность, моральные ценности

8

  • 'Нравственности, духовности'; 'доброта, чистота, верности, трудолюбию, дружбе'; 'верности, мужеству'; 'благородству, гордости'; 'делать добро, жизненным ценностям'; 'справедливость, честность, гуманность, милосердие'; 'не воровать, не совершать убийство'; 'воспитывает чистоту в людях'; 'быть добрым, честным, справедливым, любить людей'; 'миролюбие, человеколюбие'; 'дает нравственные основы'; 'терпеливость, всепрощение, не отчуждаться от других вер'.

Почтение и уважение к старшим

7

  • 'Больше уважения к старшим проявлять'; 'почитать родителей, старших'; 'уважать старших, считаться с их мнением'; 'что нравится – они учат ценить и почитать старших'; 'строго к родителям, чтобы уважали'; 'я знаю, они очень уважают своих родителей'; 'уважение и почитание старших'; 'поклонение старшим'.

Приобщение к правильной жизни

4

  • 'Учит жизни мусульман'; 'миру, согласию'; 'хорошему учит, не плохому же'; 'жить, работать'; 'ислам не учит ничему плохому'; 'жить и размножаться'; 'ислам ограничивает как бы восточные страсти своих верующих'; 'религия учит хорошему'; 'плохому религия не учит'.

Вера в Бога

3

  • 'Службе Аллаху'; 'молиться'; 'любить Аллаха'; 'вера в Бога Аллаха'; 'не знаю, изучают своего Аллаха'; 'молиться с утра до вечера'; 'религиозным законам'; 'любовь к Аллаху, Магомету'; 'чувство поклонения и уважения к Богу выше, чем у православных'.

Верность традициям, сплоченность, дисциплина

3

  • 'Сплоченности'; 'они очень чтут свои правила и по возможности их исполняют'; 'воспитывает свято чтить свои законы, традиции'; 'воспитывает верных традициям своих предков'; 'старым традициям'; 'соблюдать традиции предков'; 'люди как одна большая семья – друг за друга'; 'учит дисциплине'.

Учит хорошему, как и другие религии

2

  • 'Добрые чувства, как и все другие религии'; 'в исламе то же самое написано: «не убей», – как и в Библии'; 'тому же, что и православие: не убей, не обмани, живи честно'; 'как и любая религия – миру, любви и ближнему'; 'любая религия учит хорошему'; 'тому же хорошему, чему учит и православие: добру, терпимости'; 'те же десять заповедей, что у православных: «не убей», «не укради», «не лжесвидетельствуй»...'; 'тому, что и все религии: добру, человечности'; 'не убивать, не обижать, как и у христиан'; 'любая вера учит быть милосердным, добродетельным'.

Общая положительная оценка ислама

1

  • 'Наверное, он лучше воспитывает, чем другие религии'; 'все-таки есть что-то хорошее'; 'каждая вера сама по себе хорошая'; 'много и хорошего есть в этой религии, что не мешало бы знать'; 'любая религия хороша по-своему'; 'если истинный ислам – это нормальный'; 'хорошие люди есть в любой вере'.

Здоровый образ жизни

1

  • 'Не курят, не пьют, здоровье лучше – здоровый образ жизни'; 'учит трезвости, вести правильный образ жизни'; 'только хорошему – не пить, не воровать, не гулять'; 'у них сухой закон – это хорошо'; 'учит не пить, не курить'; 'хорошим поступкам, среди них нет алкоголиков, особенно женщин'.

Отрицательные суждения

21

Нетерпимость

11

Неприятие других религий, война против их приверженцев

7

  • 'Воевать с неверными'; 'ислам стремится к мировому господству и насаждению своих идей во всем мире'; 'только мусульмане хорошие, иноверцы – враги'; 'истребление людей другой веры'; 'ненависть к другим религиям, не терпят инакомыслие'; 'что люди другой веры – враги'; 'нетерпимости к другим религиям'; 'воевать за свою веру, убивать инакомыслящих'; 'ислам – это высший, остальные – низкие, не люди'; 'джихаду'.

Фанатизм

5

  • 'Камикадзе – умереть за свою веру, легко внушаемые люди'; 'они фанаты за свою веру, фанатизму учит'; 'воспитывает фанатизм'; 'авторитарная религия, воспитывающая людей в духе фанатической веры'; 'фанатов воспитывает эта религия'; 'слепое поклонение и фанатизм'; 'тупой фанатизм'; 'делает фанатами'.

Жестокость, агрессивность, убийства

10

  • 'Жестокости, садизму'; 'очень жестокий ислам, их законы христиане не понимают'; 'они агрессивны, кто его проповедует'; 'они воспитывают с детства к оружию'; 'не уважать человеческую жизнь, если женщины-смертницы – это ужасно'; 'что творится сейчас: зверства, отрезают головы в Чечне исламисты'; 'убивать и кровно мстить'; 'они воспитывают убийству, терроризму: учат убивать себя, губить людей и детей'; 'зло, жестокость, ненависть'; 'убивать людей'.

Учит всему плохому

2

  • 'Эта религия не учит, она зомбирует людей'; 'мало чему хорошему'; 'ничего хорошего'; 'придурков из людей делает'; 'неправильно воспитывает, нарушает человеческую этику'; 'отрицательно'; 'чему-то нехорошему – так подсказывает сердце'; 'нехорошему'.

Нейтральные, неопределенные и двойственные суждения

12

Противоречивые суждения

3

  • 'С одной стороны, ислам проповедует мир, а с другой – готовит боевиков'; 'есть и хорошее, но с пеленок учат агрессии'; 'выходят из храмов и берут в руки автомат, мне непонятно, как можно помолиться, а потом идти убивать – «не убий» у них заповедь тоже есть'; 'добру – «не укради», но «смерть за смерть» – не нравится'; 'древний ислам очень сильно отличается от нового ислама, прошлое перекликается с православием, современный – очень изменился'.

Строгая религия

1

  • 'Строгости'; 'строже ислам, чем православие'; 'строго'; 'у них вера строгая'.

Покорность, повиновение

2

  • 'Смирению, кротости'; 'послушанию'; 'повиновению, чтобы жили нормально'; 'покорность принес Магомет'; 'покорности, чтобы были как стадо баранов'; 'слепому повиновению: само слово «мусульманин» означает «покорный»'; 'к покорности'; 'подчинению'.

Отношение к женщине

1

  • 'Женское воспитание больше, меньше разводов, больше семьи'; 'глава семьи – муж, который считается твоим господином, жены не имеют права голоса в семье'; 'огромный почет к женщинам'; '...женщин – быть настоящими женами своих мужей'; 'мерзкое отношение к женщинам'; 'женщина все время подчиняется мужчине'; 'уважение к женщине'.

Другое

1

  • 'Я православный, не признаю других религий'; 'полная противоположность православию'; 'смотря кто учит'; 'любая религия должна учить уважать другую веру'; 'более ограничено все'; 'много противоречий в самой религии'; 'старая вера'.

Учит тому же, что и другие религии

2

  • 'Как и другая религия'; 'как и христианство'; 'ислам учит тому же, что и другая религия'; 'воспитывает так же, как и православие, но по своим религиозным законам'; 'Коран – та же Библия, но со своими обрядами и законами'.

Я далек(-а) от этой религии

1

  • 'Я не знаю – это же не наша вера, не могу сказать то, чего не знаю'; 'мы к исламу не относимся, кто его знает'; 'не знаю, я не мусульманин'; 'не изучал специально'; 'своеобразная это религия, но не знаю даже, как объяснить, не знаю, чему и учит'; 'не знаю фундаментальных основ ислама'; 'я свою не знаю, а их – тем более'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

47

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 июня 2003 г. 1500 респондентов.


 
3.Приложение.Таблицы

КАКУЮ РЕЛИГИЮ ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СВОЕЙ, КАКАЯ РЕЛИГИЯ ВАМ БЛИЖЕ ПО ДУХУ? (Карточка, любое число ответов.)

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002122441328303946543129402133331322392912173728259152191551004456352837
православие 77818080827380776983737581807380726783808182757288827069658171828184768586
ислам 66872655666744766144241313111513201334433
протестантизм1101011111210011210221111112011213302
буддизм 1001021111110011311111101101202213430
католицизм 0100011010001001101011100010211101101
иудаизм 0000100000000000100010000000000001010
другая религия 1000200211011011210100111120004112211
ни одна из религий1271191512111217714912121491210913111415879111225131981261158
затрудняюсь ответить 3213042333351242342111342421644221141


КАКАЯ РЕЛИГИЯ КАЖЕТСЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ЧУЖДОЙ? (Карточка, любое число ответов.)

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002122441328303946543129402133331322392912173728259152191551004456352837
ислам 26262125222724272527262527212428311826322927242536331615192844373340403933
буддизм 21232423232123211725181924232122162224192020192723172420161929151316161115
иудаизм 18182217211917191521191719221719152118191917152423191710171931141613151414
протестантизм1314121311131510121314111214131110111512201010151614119111315971211511
католицизм 9810814810999781110108971191298912134661211767749
православие 1000010111111110210220110211204231402
другая религия 2322222222222212222113221222040231013
ни одна из религий20201420162819172616222218161922252019232820211616202325241720192316162419
затрудняюсь ответить 29263128351927352730223132352926213228232226313126253029333419211724132327


ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ ВАШИХ РОДСТВЕННИКОВ, ДРУЗЕЙ, БЛИЗКИХ ЗНАКОМЫХ ЛЮДИ, ИСПОВЕДУЮЩИЕ ИСЛАМ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002122441328303946543129402133331322392912173728259152191551004456352837
есть 29333129303529243126333123202832373427283826243216124551212120313627364218
нет67636867705967736568626572736766596268696173696381855346647576686273625781
затрудняюсь ответить 44240643354457534454118533331543121211


СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, ЛЮДЕЙ, ИСПОВЕДУЮЩИХ ИСЛАМ, МНОГО, МАЛО ИЛИ НЕТ СОВСЕМ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002122441328303946543129402133331322392912173728259152191551004456352837
много 2526272527252623292229252220252631322121272920271894042221118293425332924
мало 29293030343429272929313028223329341735344332312030372825442330282926352920
нет совсем 242722252120222823252124272922261829252392121373324211494015221826141932
затрудняюсь ответить 21192020182123211923202123292019172219222018271619311218252638211923182324


ЕСЛИ БЫ ВАШ БЛИЗКИЙ ЗНАКОМЫЙ (ИЛИ ЗНАКОМАЯ) ПРИНЯЛ ИСЛАМ, КАК БЫ ВЫ К ЭТОМУ ОТНЕСЛИСЬ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002122441328303946543129402133331322392912173728259152191551004456352837
положительно 131514151016121313141715981513172310111411111774292288712914101610
безразлично 45474146485047415141504741384550484342515545464142563750534535495643585337
отрицательно 30303629372531332732232936372829242536282338283238232921253734303031272439
затрудняюсь ответить 118910581113913991416127129111186151013175714102495125714


ПРЕДСТАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧТО У ВАС ЕСТЬ СЫН, СОБИРАЮЩИЙСЯ ЖЕНИТЬСЯ НА МУСУЛЬМАНКЕ. ВЫ ЛИЧНО ВОЗРАЖАЛИ БЫ ИЛИ НЕ ВОЗРАЖАЛИ БЫ ПРОТИВ ТАКОГО БРАКА?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002122441328303946543129402133331322392912173728259152191551004456352837
возражал бы 32332932332835343035323233363132313037303537303337343423323338312735263236
не возражал бы 50496051585250485248475349385253535248535650504544495561394838555951645249
затрудняюсь ответить 181911169201618191720151826171516181617813202318171115292024141414101616


ПРЕДСТАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧТО У ВАС ЕСТЬ ДОЧЬ, СОБИРАЮЩАЯСЯ ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА МУСУЛЬМАНИНА. ВЫ ЛИЧНО ВОЗРАЖАЛИ БЫ ИЛИ НЕ ВОЗРАЖАЛИ БЫ ПРОТИВ ТАКОГО БРАКА?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002122441328303946543129402133331322392912173728259152191551004456352837
возражал бы 45464047384346454147474244414250423847474755424053554431444442484551525043
не возражал бы 39374838533939394137354239344338404439374533403830254855293739394137403541
затрудняюсь ответить 1717121591815161816181616261512181814168111922171981527191912131281415


А КАК ВЫ ЛИЧНО ОТНОСИТЕСЬ К ИСЛАМУ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002122441328303946543129402133331322392912173728259152191551004456352837
положительно 182221181820161721151821151018202526161619181423101435297115141513131612
безразлично 51494852485155474952524653575248444649555849544348594151545850586057656149
отрицательно 23232123222221262224232422212225221826231430232435181813262231232024191730
затрудняюсь ответить 96107117810897991187899684911897713913656259


ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ИСЛАМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИГРАЕТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ РОЛЬ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002122441328303946543129402133331322392912173728259152191551004456352837
положительную1416201416151513191014141481714181813151210141810122223799141811171410
отрицательную48434847514947504849505344394954494847515360464257404141465560514655504755
затрудняюсь ответить 37413238343637363440353441533532323440343530404032483637473631323431293831


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 июня 2003. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.