Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dominant2003/839_177/dit0306101




Бренды российского Интернета. (По данным репрезентативного опроса населения от 21-22 июня 2003 г.)

10.07.2003 [отчет] [ Опрос населения ]







 

Скачать zip архив с версией в PDF формате [240 kb]

Содержание

  • Источник данных
  • Главные результаты
  • Посещаемость сайтов
  • Популярность брендов Рунета
  • Соотношение между аудиториями трех ведущих российских порталов
  • Покупки с помощью Интернета
  • Источник данных

    Общероссийский опрос населения по репрезентативной выборке в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России.

    Интервью по месту жительства. Размер выборки - 3000 респондентов.

    Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

    Дополнительный репрезентативный опрос населения г. Москвы (объем выборки - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку).

    Опрос проведен 21-22 июня 2003 г.

    Главные результаты

  • Первые три места на российском интернет-рынке сегодня занимают порталы Яндекс, Рамблер и Mail.ru.
  • Первое место по посещаемости принадлежит Яндексу: в течение последнего месяца его посещали почти половина пользователей Интернета в целом (В соответствии с методикой Nielsen//NetRatings inc. к категории 'пользователи Интернета' отнесены все респонденты, давшие на вопрос: 'Приходилось ли Вам лично пользоваться Интернетом? Если да, то когда Вы лично пользовались Интернетом в последний раз? ответы: 'в последние сутки', 'в последнюю неделю', 'в последний месяц', 'в последние три месяца', 'в последние полгода' (подробнее см.http://www.fom.ru/inet.html) и три четверти представителей суточной интернет-аудитории (К категории 'суточная аудитория Интернета' отнесены лишь пользователи, давшие на указанный выше вопрос ответ: 'в последние сутки').
  • Портал Рамблер, занимающий второе место, более чем в полтора раза отстает от Яндекса по размеру аудитории.
  • Аудитории Яндекса и Рамблера в значительной мере пересекаются: половина посетителей Яндекса посещают также и Рамблер, а четыре пятых от числа пользователей, посещающих Рамблер, посещают также и Яндекс.
  • Аудитория портала Mail.ru, в свою очередь, более чем в полтора раза меньше, чем у Рамблера.
  • По популярности бренда (то есть по частоте упоминания соответствующих порталов в ответах на вопрос: 'Когда Вы слышите слово «Интернет», какие имена сайтов приходят Вам в голову в первую очередь?') Яндекс, Рамблер и Mail.ru тоже занимают три первых места. При этом имя Яндекс вспомнилось вдвое большему числу людей, чем имя Рамблер, а имя Рамблер вдвое большему числу людей, чем имя Mail.ru.
  • Если разделить пользователей на группы посетителей трех лидирующих порталов, можно отметить следующее: 18% пользователей (1,9 млн. чел.) посещают из этих трех порталов только Яндекс, 4% (0,4 млн. чел.) – только Рамблер, 2% (0,2 млн. чел.) – только Mail.ru.
  • Группы посетителей Яндекса и Рамблера заметно отличаются друг от друга. Так, например, лишь 38% стойких приверженцев Яндекса живут в столицах и мегаполисах (среди 'стойких' посетителей Рамблера и тех, кто заходит на оба этих сайта, доля жителей столиц и мегаполисов составляет 59-60%). Те, кто заходит и на Яндекс, и на Рамблер, намного чаще, чем приверженцы каждого из этих порталов по отдельности, посещают некоторые другие сайты – например, портал Mail.ru. Эти различия ставят под сомнение репрезентативность любых данных, собранных преимущественно среди посетителей какого-то одного из этих порталов, для всей совокупности пользователей Интернета в России.
  • Примерно треть пользователей в целом и половина суточной аудитории Интернета что-либо покупали или выбирали с помощью Всемирной паутины. Чаще всего это либо книги, видеофильмы и музыкальные записи (11%), либо компьютеры и оргтехника (11%), либо мобильные телефоны и другие средства связи (11%). В суточной аудитории товары первых двух групп упоминали примерно по четверти респондентов.
  • Посещаемость сайтов

    Посещаемость различных сайтов пользователями Интернета определялась по ответам респондентов на вопрос: 'Скажите, пожалуйста, какие из перечисленных сайтов Вы посещали в Интернете за последний месяц?'. Для ответа на этот вопрос респонденту предлагалась карточка со списком, из которого можно было выбрать любое число вариантов ответа. Список был составлен на основании ответов на аналогичный открытый вопрос, заданный в другом репрезентативном опросе, который был проведен двумя неделями раньше.

    Первое место по посещаемости сегодня занимает портал Яндекс: в течение последнего месяца его посещали почти половина (48%) пользователей Интернета в целом и три четверти представителей суточной интернет-аудитории (см. рис. 1).

    Рисунок 1. Доли назвавших каждый из сайтов в ответ на вопрос:
    'Скажите, пожалуйста, какие из перечисленных сайтов Вы посещали в Интернете за последний месяц?', %

    Второе место устойчиво занимает портал Рамблер. Он отстает от Яндекса примерно в полтора раза (30% среди пользователей в целом и 50% в суточной аудитории), но при этом в полтора раза обходит третьего крупного игрока интернет-рынка – портал Mail.ru (20% среди пользователей в целом и 36% в суточной аудитории).

     

    Популярность брендов Рунета

    Популярность брендов российского Интернета оценивалась по ответам респондентов на открытый вопрос: 'Когда Вы слышите слово 'Интернет', какие имена сайтов приходят Вам в голову в первую очередь?'.

    Рисунок 3. Доли назвавших каждый из сайтов в ответ на вопрос:
    'Когда Вы слышите слово 'Интернет', какие имена сайтов приходят Вам в голову в первую очередь?', %

    По этому показателю Яндекс, Рамблер и Mail.ru тоже занимают первое, второе и третье места. Среди всех пользователей Сети эти сайты называют 25%, 13% и 7% соответственно, а среди представителей суточной аудитории – 31%, 18% и 8% соответственно (см. рис. 3).

    Соотношение между аудиториями
    трех ведущих российских порталов

    Мы видим, что порталы Яндекс, Рамблер и Mail.ru занимают на российском интернет-рынке три первых места как по посещаемости, так и по популярности этих брендов. Рассмотрим соотношение между аудиториями этих порталов (см. рис. 4).

    Рисунок 4. Посетители порталов Яндекс, Рамблер и Mail.ru, %

    Пользователи Интернета делятся на восемь групп: четыре - сравнительно большие по объему (10% пользователей и более) и четыре – сравнительно небольшие. Большими являются следующие группы:

    • не посещающие порталов Яндекс, Рамблер и Mail.ru (44% пользователей, или 4,8 млн. чел.);
    • посещающие только Яндекс (18% пользователей, или 1,9 млн. чел.);
    • посещающие Яндекс и Рамблер (14% пользователей, или 1,5 млн. чел.);
    • посещающие все три портала (10% пользователей, или 1,1 млн. чел.).

    Доля посетителей порталов, занимающих первое и второе места, среди всех пользователей и суточной аудитории Интернета представлена на рисунке. 5.

    Рисунок 5. Посетители порталов Яндекс и Рамблер, %

    Как мы видим, 24% от числа всех российских пользователей Интернета посещают оба эти портала, 24% являются стойкими приверженцами Яндекса, 6% – стойкими приверженцами Рамблера. Таким образом, аудитории Яндекса и Рамблера в значительной мере пересекаются: ровно половина посетителей Яндекса посещают также и Рамблер, а четыре пятых от числа посетителей Рамблера посещают также и Яндекс.

    Суточные аудитории этих порталов пересекаются еще сильнее: 42% посещают оба портала, 33% преданы Яндексу, 8% – Рамблеру. Таким образом, в суточной аудитории несколько более половины тех, кто посещает Яндекс, посещают также и Рамблер, и почти пять шестых от числа тех, кто посещает Рамблер, посещают также и Яндекс.

    Группы пользователей, по-разному относящихся к порталам Яндекс и Рамблер, заметно различаются между собой. Эти различия ставят под сомнение репрезентативность любых данных, собранных преимущественно среди посетителей какого-то одного из этих порталов, для всей совокупности пользователей Интернета в России.

    Например, стойкие приверженцы Яндекса заметно отличаются от прочих тем, что лишь 38% из них живут в столицах и мегаполисах (см. рис. 6) - в остальных двух группах эта доля составляет 59-60%.

    Рисунок 6. Места жительства посетителей
    порталов Яндекс и Рамблер, %

    Те, кто посещает как Яндекс, так и Рамблер, намного чаще, чем приверженцы каждого из этих порталов по отдельности, посещают некоторые сайты, например, портал Mail.ru (42% против 26% и 29% в двух других группах).

    Покупки с помощью Интернета

    Склонность к совершению покупок с помощью Интернета оценивалась по ответам на вопрос: 'Использовали ли Вы Интернет при принятии решения о покупке каких-нибудь товаров или услуг? И если да, то какие именно товары и услуги Вы выбирали в Интернете?'. Для ответа на этот вопрос респонденту предлагалась карточка со списком, из которого можно было выбрать любое число вариантов ответа. Список был составлен на основании ответов на аналогичный открытый вопрос, заданный в другом репрезентативном опросе, который был проведен двумя неделями раньше.

    Примерно треть пользователей Интернета в целом и половина суточной аудитории что-либо покупали или выбирали с помощью Всемирной паутины (см. рис. 7).

    Рисунок 7. Доли назвавших те или иные товары и услуги в ответ
    на вопрос: 'Использовали ли Вы Интернет при принятии решения
    о покупке каких-нибудь товаров или услуг? И если да,
    то какие именно товары и услуги Вы выбирали в Интернете?
    ', %

    Если говорить об отдельных группах товаров, то примерно каждый десятый респондент (11%) когда-то выбирал с помощью Интернета либо книги, видеофильмы или музыкальные записи, либо мобильные телефоны или иные средства связи, либо компьютеры или оргтехнику. В суточной аудитории примерно по четверти респондентов (24% и 25% соответственно) пользовались Сетью для совершения покупки товаров первой и третьей группы, и примерно шестая часть (17%) – для покупки товаров второй группы (средств связи).