Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dominant2004/dom0415/dd041527




День рождения В.И. Ленина

15.04.2004 [отчет] [ Опрос населения ]






1. Опрос населения
2. Опрос экспертов
3. Приложение. Таблицы

 


На протяжении нескольких лет в канун 22 апреля респондентам задают вопросы об их отношении к В.И. Ленину, просят оценить его историческую роль (См., в частности, данные общероссийских опросов населения от 10 - 11 апреля 1999 г., 13 - 14 апреля 2002 г. (http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2002/395_2245/991_2264/3285_2274/d021510)12 - 13 апреля 2003 г. (http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2003/803_127/1613_153/6188_163/d031513)). В последние три года эти темы обсуждалась и на дискуссионных фокус-группах.

Доля россиян, которые оценивают роль Ленина в истории нашей страны как положительную, значительно, в три-четыре раза, превосходит долю тех, кто считает ее отрицательной: в 1999 г. – 65% против 23%, в 2002 г. – 63% против 17%, в 2003 г. – 58% против 17%. В то же время из года в год растет доля респондентов, затрудняющихся с определенностью оценить роль этого политика в истории России. Отметим, что и участники фокус-групп также значительно чаще называли Ленина 'неоднозначной', 'двойственной' фигурой, нежели давали ему четкие оценки.

За последние годы среди негативных суждений о роли Ленина все реже стали упоминаться более или менее отдаленные последствия его деятельности, а среди позитивных, напротив, участились ссылки именно на эти последствия. Иными словами, в заслугу Ленину все больше ставится не сама его деятельность, а ее дальнейшие результаты. Те, кто оценивает роль Ленина как положительную, упоминают в первую очередь 'социальный пакет' эпохи социализма: бесплатные образование и медицину, отсутствие безработицы и т.д. В то же время все чаще и чаще респонденты склонны воспринимать Ленина относительно безоценочно: для многих из них он, говоря словами участника одной из фокус-групп, 'историческая личность, и больше – ничего'.

Посмотрим, как все это соотносится с данными последнего опроса.

Респондентов попросили сказать, чего больше – хорошего или плохого, – по их мнению, сделал Ленин (Обратим внимание на то, что формат вопроса отличается от того, который использовался в предыдущих опросах. Раньше вопрос звучал так: 'Сегодня высказываются разные точки зрения о В.И. Ленине. Одни считают, что он сыграл положительную роль в истории России, другие - что отрицательную. С каким мнением - с первым или со вторым - Вы согласны?'. Новый формат позволяет учесть, что респонденты могут затрудниться оценить фигуру и деятельность Ленина однозначно, и поэтому им предлагается оценить только 'баланс' хорошего и плохого.). Более половины опрошенных (53%) считают, что он сделал больше хорошего, втрое меньшая доля (17%) полагает, что больше плохого. Пожилые люди чаще придерживаются первой точки зрения, в то время как молодежь чаще затрудняется ответить.

Вопрос: 'Как Вы полагаете, чего больше – хорошего или плохого – сделал В. Ленин?'

  Все Возраст
18 – 35 лет 36 – 54 лет 55 лет и старше

Хорошего

53 43 52 66

Плохого

17 20 20 12

Затр. ответить

30 38 29 22


Однако 'ангажированная' или дистанцированная позиция связана не только с поколенческой принадлежностью. По сравнению с предыдущими годами возросла общая доля затруднившихся ответить на вопрос о роли Ленина: в данном опросе она составила 30%, тогда как в 2003 г. – 24%, в 2002 г. – 20%, а в 1999 г. – 13%. При этом сохраняется тенденция к уменьшению доли позитивных оценок: они монотонно убывают с 65% в 1999 г. до 53% в нынешнем. Добавим, что доля негативных оценок сохранилась на уровне 17%.

Участников опроса попросили ответить, что, по их мнению, хорошего и что плохого сделал Ленин (оба открытых вопроса задавались всем респондентам, независимо от того, как они оценивают деятельность Ленина в целом).

На вопрос 'Что хорошего сделал В. Ленин?' ответили 55% респондентов.

Часть россиян ставят в заслугу Ленину социально-экономические блага, которые были при советском строе: бесплатные образование и медицина, всеобщая трудовая занятость, ликвидация неграмотности, беспризорности и т.д., а в целом – 'хорошая жизнь для простых людей':
  • 'Бесплатное лечение, образование'; 'у всех людей была работа'; 'дал равноправие простым людям'; 'благодаря Ленину мы не знали нужды'; 'заботился о жизни народа, о бедных'; 'социальная политика для народа'; 'мы были уверенны в будущем'; 'елки детям, помощь детям' (открытый вопрос, 28%).
Несколько меньшая доля респондентов говорят о непосредственных результатах деятельности Ленина: о том, что он руководил Октябрьской революцией, создал новый государственный строй, ликвидировал социальное неравенство, частную собственность, создал СССР:
  • 'Он возглавил Октябрьскую революцию'; 'власть дал народу'; 'дал землю крестьянам, фабрики рабочим'; 'богатых убрал'; 'объединил страну в единое государство' (открытый вопрос, 22%).
Некоторые опрошенные отмечают, что деятельность Ленина привела к экономическому подъему страны, ее идеологическому обновлению, выходу на более высокий уровень развития:
  • 'Поднял промышленность'; 'электричество провел'; 'создал колхозы' (открытый вопрос, 4%).
  • 'Идеи были хорошие'; 'изменил сознание людей'; 'благие коммунистические идеи'; 'развил в людях патриотизм' (открытый вопрос, 3%).
  • 'Вывел Россию на уровень развитых стран мира'; 'разбудил Россию от спячки'; 'Россию поставил на правильный путь' (открытый вопрос, 2%).
На вопрос 'Что плохого сделал В. Ленин?' ответили 31% респондентов.

Основной мотив их ответов – те методы, которые использовал Ленин: террор и репрессии в стране, развязывание Гражданской войны, расстрел царской семьи, а в целом – проведение политических преобразований путем насилия, без учета 'естественных' тенденций развития страны:
  • 'В стране террора было много'; 'делал это дело репрессивным путем'; 'привел Россию к Гражданской войне'; 'красный террор начался при нем'; 'приказ расстрелять царскую семью' (открытый вопрос, 11%).
  • 'Любая революция плохо отражается на обществе'; 'не надо было делать переворота'; 'не надо было довершать революцию, свергать царя'; 'разрушил строй, результат не очень веселый – все должно было идти своим чередом' (открытый вопрос, 6%).
Некоторые респонденты считают, что деятельность Ленина привела к подрыву социальных, духовных и экономических основ жизни страны, и фактически – к ее разрушению:
  • 'Было много уничтожено интеллигенции, обезглавлена нация'; 'выслал богатых кулаков из деревень – некому до сих пор работать'; 'ликвидировал класс богатых, всех уровнял'; 'угробил крестьянство' (открытый вопрос, 6%).
  • 'Веру от нас отвратил'; 'христианство загубил'; 'разрушил культуру...'; 'разрушил социальные, духовные устои россиян' (открытый вопрос, 4%).
  • 'Все было при нем разрушено, что создавалось веками'; 'из мировой державы превратил Россию в дерьмо...'; 'почти уничтожили Россию' (открытый вопрос, 3%).
  • 'Разорение пошло тех людей, которые работали и зажиточно жили'; 'нищета, разруха после революции, вверг Россию в бездну'; 'мы жили очень плохо – простые люди'; 'оставил нас нищими' (открытый вопрос, 2%).
Участники опроса отмечают, что Ленин в конечном итоге сам виноват в том, что его идеи были искажены и извращены, а значит он несет ответственность и за последующие 'черные' страницы истории нашей страны:
  • 'Не нашел, не подготовил преемников своих идей'; 'недостаточно преградил путь к власти Сталину'; привел к власти Сталина'; 'то, что не смог вовремя остановить тех людей, которые потом пришли к власти' (открытый вопрос, 1%).
Еще один индикатор отношения к Ленину и его роли в истории России – оценка даты 22 апреля. Две трети опрошенных (67%) считают, что помнить об этой дате важно, четверть респондентов (26%) полагают, что не важно. Первых больше, естественно, среди сторонников КПРФ (88%), а кроме того – среди людей в возрасте старше 55 лет (79%), с неполным средним образованием (78%) и низкими доходами (75%), т.е. среди представителей низкоресурсных групп. Вторых больше, напротив, среди молодых (36%), среди представителей высокодоходных групп (33%), лиц с высшим образованием (31%), а в электоратах – среди сторонников СПС и 'Яблока' (50%), а также ЛДПР (42%).

Если говорить об исторической памяти поколений, то особого внимания заслуживают различия в оценке значения даты 22 апреля между разными возрастными когортами. Эти различия и представлены в таблице.

Вопрос: '22 апреля – день рождения В. Ленина. Как Вы полагаете, важно или не важно помнить об этой дате, об этом событии?'

  Все Возраст
18 – 35 лет 36 – 54 лет 55 лет и старше

Важно

67 56 69 79

Не важно

26 36 25 15

Затр. ответить

7 9 6 6


Отчетливо заметна связь между оценкой деятельности Ленина и отношением к дню его рождения как памятной дате. Среди тех, по мнению которых Ленин сделал больше хорошего, подавляющее большинство говорят, что важно помнить день 22 апреля. Среди полагающих, что Ленин сделал больше плохого, преобладает точка зрения, что день его рождения помнить не обязательно. Однако обратим внимание: даже среди тех, кто выразил негативное отношение к деятельности Ленина или затруднился ее оценить, от трети до половины тем не менее считают, что эту дату помнить нужно.

Вопрос: '22 апреля – день рождения В. Ленина. Как Вы полагаете, важно или не важно помнить об этой дате, об этом событии?'

  Ленин сделал больше...
хорошего плохого затр. ответить

Важно

88 35 50

Не важно

9 62 36

Затр. ответить

3 4 14


Чем, по мнению респондентов, памятна эта дата, о чем нужно помнить в связи с ней? Участникам опроса был задан открытый вопрос: 'Как Вы полагаете, о чем следует говорить, о чем нужно рассказывать в связи с днем 22 апреля?'. Полученные ответы можно разделить на три группы.

Для одних смысл, значение даты 22 апреля – в том, что она связана с фигурой Ленина. Респонденты говорили, что в этот день нужно рассказывать о самом Ленине – о его жизни, деятельности, вообще об этой неординарной личности:
  • 'Историю жизни Ленина'; 'кто такой Ленин, рассказать'; 'новое о его жизни'; 'о дедушке Ленине'; 'о детстве, юности Ленина, о его семье, семейных традициях' (открытый вопрос, 18%).
  • 'Говорить о его делах'; 'напомнить о том, что он делал'; 'о деятельности Ленина' (открытый вопрос, 9%).
  • 'О вожде'; 'как о великом, выдающемся человеке'; 'о его положительных качествах' (открытый вопрос, 4%).
Для других смысл, значение даты 22 апреля состоят в том, что она напоминает о советском укладе жизни, который части опрошенных представляется лучшим по сравнению с сегодняшним днем: о материальной обеспеченности, социальной защищенности, чувстве сплоченности людей (респонденты в том числе вспоминали про субботники и пионерские организации):
  • 'Все могли работать'; 'о лучшей жизни в те годы'; 'о согласии народов России, о мире и дружбе, как было при Ленине, после революции'; 'о сплоченности'; 'о заботе о людях'; 'о том, что лечили, учили бесплатно' (открытый вопрос, 6%)


  • 'О хороших традициях; субботники'; 'что организации пионеров и комсомольцев были'; 'что все дети были заняты в кружках' (открытый вопрос, 4%).
В то же время для значительной доли респондентов день 22 апреля связан с историей нашей страны в целом и историей революции – в частности:
  • 'Воспоминание истории'; 'знать историю страны'; 'история революции'; 'о первых годах советской власти'; 'о создании СССР' (открытый вопрос, 22%).
При этом довольно часто подчеркивается, что люди должны знать всю историческую правду – без умалчиваний и искажений:
  • 'Больше объективной информации того времени'; 'историческую правду о Ленине'; 'объективно оценить исторические факты'; 'обо всем, не врать' (открытый вопрос, 8% ответов).
Респонденты, чьи ответы относятся к данной группе, занимают гораздо более отстраненную позицию по отношению к Ленину и дню его рождения, почитая это просто за 'исторический материал', 'историческую дату и ничего больше'.

Заметим также, что 32% опрошенных затруднились ответить на рассматриваемый вопрос. Представляется, что высокая доля затруднившихся с ответом, а также тех, кто видит в дате 22 апреля только факт истории, свидетельствуют о том, что для многих эта дата не несет в себе особого ценностного смысла.

Примечательно, что респонденты чаще всего предлагают рассказывать о 22 апреля либо в позитивном, либо в нейтрально-отстраненном ключе; только изредка в их ответах звучат призывы говорить об 'отрицательной роли Ленина':
  • 'Какой вред Ленин принес России'; 'много бед было'; 'о злодеяниях Ленина'; 'о развращении русского народа'; 'о сломанных судьбах'; 'правду о том, чего мы лишились из-за него' (открытый вопрос, 1% ответов).
С отношением к фигуре и деятельности Ленина связана еще одна проблема, достаточно широко обсуждаемая в нашем обществе на протяжении ряда лет, – проблема захоронения его тела. За последние два года, как свидетельствуют опросы, несколько увеличилась доля тех, кто считает, что тело Ленина необходимо придать земле. Такого мнения сегодня придерживаются 56% опрошенных (в 2003 г. – 52%, в 2002 г. – 48%). Против захоронения выступают 30% респондентов (в 2003 г. – 34%, в 2002 г. – 38%). Вместе с тем это скорее ситуативные колебания, чем стабильная тенденция изменения мнений. Если проследить данные за более продолжительный период, то обнаружится, что доли сторонников и противников захоронения то растут, то снижаются, но общие пропорции остаются примерно одинаковыми (около половины россиян – 'за', около трети – 'против').



Вопрос: 'Время от времени обсуждается вопрос о захоронении тела В. Ленина. А Вы лично – за захоронение тела В. Ленина или против захоронения?'


  Январь- 1994 Март- 1997 Июнь- 1998 Апрель- 1999 Август- 1999 Апрель- 2002 Апрель- 2003 Апрель- 2004

За

45 48 55 53 41 48 52 56

Против

39 38 34 35 41 38 34 30

Затр. ответить

16 14 11 12 18 14 14 14


В целом результаты последнего опроса свидетельствуют о том, что хотя по сравнению с предыдущими годами 'эмоциональный накал' отношения к Ленину несколько спадает и нарастает отстраненно-объективный интерес к нему, масштабность этой фигуры и ее историческая значимость в сознании наших сограждан под сомнение не ставятся.


 
1. Опрос населения
22 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В.ЛЕНИНА. КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ВАЖНО ИЛИ НЕ ВАЖНО ПОМНИТЬ ОБ ЭТОЙ ДАТЕ, ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ?
КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЧЕГО БОЛЬШЕ - ХОРОШЕГО ИЛИ ПЛОХОГО - СДЕЛАЛ В.ЛЕНИН?
ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ОБСУЖДАЕТСЯ ВОПРОС О ЗАХОРОНЕНИИ ТЕЛА В.ЛЕНИНА. А ВЫ ЛИЧНО - ЗА ЗАХОРОНЕНИЕ ТЕЛА В.ЛЕНИНА ИЛИ ПРОТИВ ЗАХОРОНЕНИЯ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ХОРОШЕГО СДЕЛАЛ В. И. ЛЕНИН?




(в % от числа опрошенных по России)

Социально-экономические условия жизни народа

28

Бесплатные медицина, образование

10

  • 'Бесплатное образование'; 'бесплатная учеба'; 'бесплатное лечение, образование'; 'бесплатное медобслуживание и образование'; 'бесплатное образование и здравоохранение'; 'бесплатное образование и медицина'; 'дал возможность учиться'; 'дал детям образование'.

Жизнь была лучше

8

  • 'Благодаря Ленину мы не знали нужды'; 'было лучше, чем сейчас'; 'в России лучше жили люди'; 'дал хорошую жизнь простым людям'; 'жизнь построил хорошую'; 'жили лучше, чем сейчас'; 'жили люди нормально'; 'при коммунистах жили лучше'.

Равноправие людей, демократия

4

  • 'Была справедливость'; 'дал равноправие простым людям'; 'людям объяснил их права, их значимость'; 'построил общество равных'; 'при Ленине начиналась демократия'; 'равноправие'; 'равноправие между людьми сделал'; 'уравнял в правах мужчину и женщину'; 'уравнял права людей'; 'простые люди чувствовали себя хозяевами'.

Отсутствие безработицы

3

  • 'Все работали'; 'все трудились'; 'не было безработицы'; 'свободный труд'; 'у всех людей была работа'.

Забота о народе в целом

3

  • 'Боролся за бедноту'; 'был за простой народ'; 'был за рабочих'; 'все для человека'; 'все сделал для людей'; 'делал для народа'; 'думал о народе'; 'социальная политика для народа';

Ликвидация неграмотности

3

  • 'Все стали грамотными'; 'всеобщая грамотность'; 'грамотность повышал'; 'ликбез'; 'ликвидация безграмотности....'; 'обучал неграмотных'; 'победил безграмотность....'.

Ликвидация беспризорности, забота о детях и молодежи

2

  • 'Борьба с беспризорностью'; 'елки детям, помощь детям'; 'забота о детях'; 'не было беспризорников'; 'помогал детям'; 'было лучше воспитание молодежи...'; '...воспитал достойное молодое поколение'.

Конкретные социальные блага

2

  • 'Доступный отдых'; 'жилье'; 'добился 8-мичасового рабочего дня'; 'всем квартиры бесплатно'; 'оплата была стабильной'; 'рабочий день нормальный, а не как сейчас – 12-14 часов'; 'возможность отпуска'.

Порядок, стабильность, уверенность в завтрашнем дне

2

  • 'Был порядок'; 'была стабильность, порядок'; 'мы были уверены в будущем'; 'я была уверена в будущем своих детей'.

Ликвидация прежнего и создание нового государственного строя

22

Социалистическая революция, свержение самодержавия

9

  • 'Великая Октябрьская революция'; 'власть дал народу'; 'народовластие'; 'он возглавил Октябрьскую революцию'; 'организованно подвел народ на борьбу с тиранией'; 'освободил Россию от царизма'; 'переворот в России'; 'революция'; 'сверг царя'; 'свержение царя, социалистическая революция'.

Ликвидация социального неравенства, освобождение трудящихся от гнета

6

  • 'Батраков не стало, все стали равны'; 'поднял народ на борьбу за свободу'; 'Ленин сблизил богатых и бедных...'; 'освободил народ от помещиков'; 'мы вылезли из кабалы'; 'отменена сословность'; 'богатых убрал'.

Передача собственности в руки народа

4

  • 'Все богатства страны были в руках государства'; 'дал землю крестьянам'; 'дал землю крестьянам, фабрики рабочим'; 'дал землю народу'; 'говорил: «Заводы и фабрики – рабочим»'; 'заводы, фабрики принадлежали народу'; 'землю – крестьянам, заводы – рабочим'; 'национализировали землю'; 'отняли у богатых, отдали бедным'; 'перераспределил богатство'.

Создание СССР

3

  • 'Государство создал'; 'образование СССР'; 'объединение народов и республик'; 'объединение России'; 'объединение страны'; 'объединил страну в единое государство'; 'подружил народы'; 'помог единению СССР'; 'при Ленине объединились все республики'.

Построение социализма

2

  • 'Начал создавать новый социальный строй, который придет на смену капитализму'; 'построил социализм'; 'показал новую формацию нашего общества'; 'претворил гениальную идею Маркса для России'; 'сделал социализм'; 'создал социализм в стране'.

Экономическое развитие страны

4

Подъем экономики, развитие промышленности

2

  • 'Начал развивать кооперативы'; 'НЭП'; 'плановость ведения народного хозяйства'; 'поднял промышленность'; 'прогресс в промышленности'; 'экономический скачок страны'.

Электрификация страны

2

  • 'ГОЭЛРО'; 'лампочка Ильича'; 'лампочку в деревне зажег'; 'свет людям дал'; 'электричество провел'; 'электрификация страны'; 'электрифицировал Россию'.

Коллективизация

1

  • 'Коллективизация сельского хозяйства'; 'колхозы поднял'; 'создал колхозы'.

Идеологическое обновление страны

3

Создание коммунистической партии, утверждение коммунистических идей

2

  • 'Благие коммунистические идеи'; 'идеи были хорошие'; 'идеология, вера в будущее'; 'изменил сознание людей'; 'поменялось мировоззрение людей'; 'светлое будущее предрекал'; 'создание партии'; 'хотел сделать страну коммунистической'.

Сплочение людей, воспитание патриотизма

1

  • 'Был патриотизм, справедливость была'; 'он стремился объединить весь народ'; 'развил в людях патриотизм'; 'объединили людей верой в Отечество, безграничная вера Родине'; 'дружно жили'; люди друг друга не давали обижать'; 'народ дружней жил, веселей, патриотизм был у людей'.

Жизненный уклад советских времен

2

Субботники

1

  • 'Коммунистические субботники'; 'субботник'; 'субботники организовывал'.

Детские и молодежные организации

1

  • 'Были пионерские и комсомольские отряды'; 'воспитание: октябрята, пионеры'; 'для детей пионерские организации'; 'октябрятские значки'; 'организации, объединяющие молодежь, – пионеры'; 'пионерия была, комсомолия была'; 'пионерские лагеря'.

Подъем России в целом

2

  • 'Вывел Россию на высокий уровень'; 'вывел Россию на уровень развитых стран мира'; 'поднял страну'; 'продвинул Россию вперед'; 'разбудил Россию от спячки'; 'Россию всколыхнул'; 'Россию поставил на правильный путь'.

Положительная роль В. И. Ленина в целом

2

  • 'Все сделал хорошо'; 'все хорошее'; 'для нас он сделал больше хорошего'; 'много хорошего было при нем'; 'сделал много для простых людей'; 'только одно хорошее'.

Положительные качества В. И. Ленина

1

  • 'Вождь мирового пролетариата'; 'много теорий написал'; 'неординарный ум, магнетизм'; 'он гений'; 'хороший организатор'; 'хороший человек, великий политик'.

В.И. Ленин изменил мир

<1

  • 'Изменил мир'; 'один человек перевернул мир'; 'дал надежду миллионам трудящихся всего мира'; 'он ввел в мир другую систему'; 'поменял историю'.

Другое

1

  • 'Бревно таскал на субботнике'; 'воспоминания детства светлые'; 'по истории помнят о нем'; 'праздник 8-е марта для женщин сделал'; '...укрепил оборону страны'; 'реализовал замыслы Столыпина'; 'сделал что-то для истории, попытка построить «город Солнца»'; 'создал новую религию'; 'старался, чтоб не было войны'; 'умер'.

Хорошего нет

4

  • 'Да в принципе ничего хорошего'; 'не вижу хорошего'; 'ни хрена хорошего'; 'такого нет'; 'унизил весь народ'; 'устроил анархию'; 'хорошего ничего'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

41


ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ПЛОХОГО СДЕЛАЛ В. И. ЛЕНИН?




(в % от числа опрошенных по России)

Кровопролитие, террор

11

Террор, массовые репрессии, гибель людей

9

  • 'Были разные убийства, расстрелы'; 'было много террора'; 'было совершено много убийств, много людей погибло без вины'; 'в стране террора было много'; 'геноцид своего народа'; 'гибель многих людей'; 'делал дело репрессивным путем'; 'замалчивался террор, лагеря'; 'концлагеря'; 'красный террор начался при нем'; 'много жертв репрессий, террора, насилия'; 'много народа перемололи'.

Убийство царя

2

  • 'Гибель царской семьи Романовых'; 'он убийца кровавый царской семьи'; 'приказ расстрелять царскую семью'; 'то, что ликвидировали царскую семью'; 'убил семью Николая II'; 'уничтожил царскую семью'.

Гражданская война

1

  • 'Гражданская война'; 'привел Россию к Гражданской войне'; 'развязал Гражданскую войну...'; 'то, что много погибло людей в Гражданскую войну'.

Разрушение социальных основ жизни страны

6

Травля интеллигенции

3

  • 'Было много уничтожено интеллигенции, обезглавлена нация'; 'выгнал российскую интеллигенцию за рубеж'; 'выгнал умы из России'; 'интеллигенции не стало'; 'отсутствие личностей и их уничтожение с целью управления народом'; 'переворот в судьбах интеллигентных людей, моих родственников – дворян: уничижение, уничтожение'; 'разогнал всю интеллигенцию России'; 'умных выгнал из страны'; 'утечка умов, интеллигентов'.

Подавление крестьянства

2

  • 'Было много несправедливости в отношении крестьян – раскулачивание'; 'выслал богатых кулаков из деревень – некому до сих пор работать'; 'коллективизация, раскулачивание'; 'коллективизация, уничтожение крестьянства'; 'раскулачивал всех, и невинных тоже – оставил безо всего и выселил на болото'; 'раскулачивание крестьян'; 'угробил крестьянство'.

Насаждение уравниловки

1

  • 'Все уравнял – и бедных, и богатых'; 'безграмотные люди стали наравне управлять страной'; 'ликвидировал класс богатых, всех уровнял'; 'не могут все люди быть равны'; 'отобрал все ценности у богатых людей и сделал всех равными'; 'уравниловка в оплате – нет стимула работать'; 'уравнял большой кровью'.

Политическое насилие над страной

6

Насильственная смена государственного строя, революция

5

  • 'Любая революция плохо отражается на обществе'; 'не надо было делать переворот'; 'не надо было довершать революцию, свергать царя'; 'не надо было разрушать самодержавие'; 'не стало царского режима'; 'развалил самодержавие в России'; 'разрушил строй, результат не очень веселый, все должно было идти своим чередом'; 'революция – собрал всех уголовников и пришел к власти'; 'революция 1917 года'.

Подавление демократии, диктатура

1

  • 'Ввел диктатуру пролетариата'; 'диктатура – вот сейчас все больше открывается такого, что это и не человек почти'; 'допустил диктатуру одного класса над другими, абсолютное превосходство'; 'искажение демократии'; 'установил диктатуру'.

Разрушение духовных основ жизни страны

4

Борьба с религией

3

  • 'Борьба с религией, закрытие церквей'; 'веру от нас отвратил'; 'все церкви поразрушил, веру христианскую'; 'гонение на церковь'; 'запрещалась религия'; 'отверг Бога'; 'отлучение людей от церкви'; 'храм Христа Спасителя разрушил, религию задушил'; 'христианство загубил'.

Разрушение культуры

1

  • 'Разрушил культуру...'; 'разрушил русские исторические традиции'; 'разрушил социальные, духовные устои россиян'; 'о воспитании детей перегиб'.

Разрушение России в целом

3

  • 'Все было при нем разрушено, что создавалось веками'; 'все плохое – разрушили страну'; 'из мировой державы превратил Россию в дерьмо...'; 'навредили России: если бы не планы Ленина, Россия была бы сильной, процветающей страной'; 'наш Иуда номер 2 – уничтожил Россию'; 'почти уничтожили Россию'; 'разрушил всю страну'; 'Россия начала всё с нуля, все разрушили'; 'уничтожил Россию'.

Разрушение экономических основ жизни страны, нищета, голод

2

  • 'Земли отнял у нормальных людей, не было толку в том, что отдал ее крестьянам, оказалась бесхозной'; 'отобрали землю у помещиков, а крестьянам пообещали, но не дали'; 'разорение пошло тех людей, которые работали и зажиточно жили'; '... ликвидировал капиталистов и банкиров'; 'мы жили очень плохо, простые люди'; 'нищета, разруха после революции, вверг Россию в бездну'; 'оставил нас нищими'; 'после революции появились нищета и безработица'.

Критика В.И. Ленина как политика

2

Неприемлемая политика, общая отрицательная оценка деятельности

1

  • 'А что хорошего? Ничего'; 'все делал плохо'; 'вся его деятельность'; 'вся его политика не нравится'; 'допустил перегибы в политике'; 'плохая реализация идеи'.

Утопичность идей

1

  • 'А то, что мы имеем в настоящее время, – его идеи оказались утопическими'; 'бросил Россию на 70 лет назад – тупиковый путь'; 'повел Россию по неправильному пути развития'; 'попытка создать коммунизм в отдельно взятом государстве'.

Критические оценки личности В.И. Ленина

1

  • 'Был жестоким'; 'величайший террорист – такой же, как и Гитлер'; 'воссоздал из себя Бога'; 'диктатор жесткий'; 'коммунизм со своей выгодой'; 'много говорил того, что не выполнял'; 'мстил за своего брата'; 'не был до конца честен'; 'он был немецкий шпион'; 'жил на партийные деньги'.

Недостойное окружение и последователи

1

  • 'Не нашел, не подготовил преемников своих идей'; 'недостаточно преградил путь к власти Сталину'; 'поставил Сталина на пост, хотя знал, что человек жестокий'; 'то, что не смог вовремя остановить тех людей, которые потом пришли к власти'.

Другое

1

  • 'Извратил идею социализма'; 'не надо было делить Россию на республики'; 'не учел интеллектуальный уровень народа'; 'придумал субботники'; 'сотрудничал с буржуазией'; 'что не сразу закончил войну с немцами'.

Плохого нет

7

  • 'Для меня он не сделал ничего плохого'; 'мы не знаем ничего плохого'; 'не было такого'; 'ничего плохого я от него не чуяла'; 'плохого не было, только хорошее, хотя многие пытаются очернить Ленина'; 'плохого ничего не скажу'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

62


ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, О ЧЕМ СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ, О ЧЕМ НУЖНО РАССКАЗЫВАТЬ В СВЯЗИ С ДНЕМ 22 АПРЕЛЯ?






(в % от числа опрошенных по России)

Биография В.И. Ленина

25

Биография в целом

18

  • 'Говорить о Ленине'; 'истории о Ленине'; 'историю жизни Ленина'; 'кто такой Ленин, рассказать'; 'новое о его жизни'; 'о дедушке Ленине'; 'о детстве, юности Ленина, о его семье, семейных традициях'; 'о Ленине, больше фильмов о нем'.

Деятельность В.И. Ленина

9

  • 'Анализ его деятельности'; 'говорить о его делах'; 'напомнить о том, что он делал'; 'о делах Ленина'; 'о деятельности Ленина'; 'о его деятельности'; 'о революционной деятельности Ленина'; 'как о создателе советского государства'; 'о его борьбе за справедливость'; 'о делах Ленина для народа'; 'Ленин создавал детские организации, например, пионеры, об этом нужно говорить'.

Рассказы о В.И. Ленине для молодых

2

  • 'Дети должны знать, кто он был'; 'информировать молодое поколение'; 'напоминание о нем подросткам'; 'рассказывать детям, они должны знать'.

День рождения В.И. Ленина

1

  • 'День рождения Ленина'; 'о дне рождения'; 'о рождении его, Ленина'; 'что у Ленина день рождения'; 'историческая дата, и ничего больше'.

История страны

22

История в целом

17

  • 'Воспоминание истории'; 'знать историю страны'; 'из истории ничего не выбросишь'; 'исторический материал'; 'историю надо знать'; 'историю России'; 'история'.

Революция

5

  • 'История революции'; 'о вреде революций'; 'о революции'; 'рассказывать о революции'; '...правдивая хроника событий октября 1917 года'.

Создание первого социалистического государства

<1

  • 'О первых годах советской власти'; 'о создании СССР'; 'о социализме'.

Говорить всю правду

8

  • 'Больше объективной информации того времени'; 'всю правду'; 'историческую правду о Ленине'; 'надо говорить о нем правду'; 'о том, что раньше мы не знали'; 'обо всем, не врать'; 'объективно оценить исторические факты'.

Социально-экономические достижения СССР

6

Высокий уровень жизни, хорошая жизнь

3

  • 'Все могли работать'; 'какая была жизнь в то время'; 'о благосостоянии страны'; 'о лучшей жизни в те годы'; 'о том, как хорошо жили'; 'о том, что повышали уровень жизни рабочих и крестьян'; 'о хорошем – людям жилось хорошо'.

Равноправие, справедливость, свобода

2

  • 'О правах человека, о торжестве прав человека'; 'о равенстве, дружбе народов'; 'о равноправии...'; 'о согласии народов России, о мире и дружбе, как было при Ленине после революции'; 'о сплоченности'; 'о честности – что говоришь, то и делаешь, о справедливости'.

Забота о народе

2

  • 'Больше говорить о рабочих того времени'; 'о заботе о людях'; 'о народе, как жили раньше, во времена Ленина'; 'о том, что хорошего было сделано для простого народа'.

Бесплатные образование, медицина

1

  • 'Бесплатное образование, медицина'; 'о том, что лечили, учили бесплатно'; 'улучшение образования наших детей, медицинские услуги'; 'учиться, учиться и еще раз учиться'.

Жизненный уклад советских времен

4

Субботники

2

  • 'Вспоминаются субботники'; 'о субботниках'; 'о субботниках вспоминать'; 'о хороших традициях; субботники'; 'про субботники'; 'субботник надо проводить'; 'субботники'.

Детские и молодежные организации

2

  • 'О воспитании детей, о новом поколении – тогда молодежь была более воспитана и образована, чем сейчас'; 'о молодежном движении'; 'о счастливом детстве'; 'положительные идеи Ленина по воспитанию молодежи'; 'работа с детьми: пионерия и комсомол'; 'что все дети были заняты в кружках'; 'что организации пионеров и комсомольцев были'.

Личность В.И. Ленина

4

Вождь, лидер, политик

2

  • 'Воспоминания о Ленине как политике'; 'о вожде'; 'обо всей его политике'; 'о нашем лидере'; 'следует помнить своих прежних вождей'.

Великий человек

2

  • 'Выдающаяся личность'; 'как о великом выдающемся человеке'; 'о великом Ленине'; 'о Ленине – великом человеке'; 'что жил великий человек – Ленин'.

Другие качества

<1

  • 'О его положительных качествах'; 'о его целеустремленности'; 'о том, что он был умный человек'; 'о человечности'; 'умнейший человек Ленин, а сейчас – ужас'; 'о том, что человек жил для людей, а не для себя, не как сейчас живут руководители'.

Говорить о хорошем

2

  • 'Воспоминания о хорошем'; 'надо вспоминать обо всем хорошем'; 'нужно рассказывать хорошее'; 'о хорошем в прошлом'; 'рассказывать как можно больше хорошего'; 'только о хорошем'; 'положительные воспоминания о Ленине'.

Критика советского строя, роли В.И. Ленина в истории России

1

  • 'Какой вред Ленин принес России'; 'много бед было'; 'о злодеяниях Ленина'; 'о развращении русского народа'; 'о сломанных судьбах'; 'об отрицательной роли Ленина'; 'правду о том, чего мы лишились из-за него'.

Мавзолей, вопрос о захоронении

<1

  • 'О захоронении'; 'о захоронении тела'; 'о Мавзолее'; 'поднять вопрос о захоронении Ленина'; 'что надо предать его земле'.

Патриотические чувства, воспитание патриотизма

<1

  • 'Возрождение патриотизма в молодежи'; 'о патриотизме'; 'патриотические передачи';

Другое

1

  • 'Была такая политика, думали, что придем к коммунизму'; 'как коммунисты отмечают сейчас эту памятную дату'; 'не гадить и не крушить памятники'; 'о вере в Бога'; 'о космосе'; 'о современной жизни'; 'о нашей жизни'; 'что будущее принадлежит социализму'; 'очищать Россию от мусора'.

Обыкновенный день, не о чем вспоминать

4

  • 'Для меня это не праздник'; 'забыть его'; 'как в обычные дни'; 'не говорить об этом дне вообще'; 'не надо вспоминать'; 'не следует заострять внимание на этом дне'; 'не стоит – да и о чем говорить?'; 'незачем все ворошить'; 'ничего – все равно соврут'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

31

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 апреля 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


 
2. Опрос экспертов
ВОПРОС: 22 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В. И. ЛЕНИНА. КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ВАЖНО ИЛИ НЕ ВАЖНО ПОМНИТЬ ОБ ЭТОЙ ДАТЕ, ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ?
ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЧЕГО БОЛЬШЕ – ХОРОШЕГО ИЛИ ПЛОХОГО – СДЕЛАЛ В. И. ЛЕНИН?
ВОПРОС: ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ОБСУЖДАЕТСЯ ВОПРОС О ЗАХОРОНЕНИИ ТЕЛА В. И. ЛЕНИНА. А ВЫ ЛИЧНО – ЗА ЗАХОРОНЕНИЕ ТЕЛА В. ЛЕНИНА ИЛИ ПРОТИВ ЗАХОРОНЕНИЯ?
Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 6-8 апреля 2004 г. 130 экспертов.


 
3. Приложение. Таблицы

22 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В.ЛЕНИНА. КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ВАЖНО ИЛИ НЕ ВАЖНО ПОМНИТЬ ОБ ЭТОЙ ДАТЕ, ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ?

 Россия, все Проголосовали за партию... Проголосовали за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика ...не участвовали оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше
Доли групп (%)10021944343511531293037475334382817333614213627131740232711132361551004554314028
важно677288527049646774655671746173566979786565657571615863727158676776786773565657505565
не важно26229422250282621293823193122362515152729311923333529222234262518192820393939454031
затрудняюсь ответить763781775766786966886466678678886368554554



КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЧЕГО БОЛЬШЕ - ХОРОШЕГО ИЛИ ПЛОХОГО - СДЕЛАЛ В.ЛЕНИН?

 Россия, все Проголосовали за партию... Проголосовали за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика ...не участвовали оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше
Доли групп (%)10021944343511531293037475334382817333614213627131740232711132361551004554314028
хорошего535783355720495459494557574659435266675349446658423949556445484965694756363437352945
плохого17183352452161718172514152114202012917173012152428181610232915118198323429283827
затрудняюсь ответить302514301929352923343129273327382922243034262227353333292632233724223436333234373328



ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ОБСУЖДАЕТСЯ ВОПРОС О ЗАХОРОНЕНИИ ТЕЛА В.ЛЕНИНА. А ВЫ ЛИЧНО - ЗА ЗАХОРОНЕНИЕ ТЕЛА В.ЛЕНИНА ИЛИ ПРОТИВ ЗАХОРОНЕНИЯ?

 Россия, все Проголосовали за партию... Проголосовали за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика ...не участвовали оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше
Доли групп (%)10021944343511531293037475334382817333614213627131740232711132361551004554314028
за захоронение565939696772565850566254545359605850405661635055636661564658645351436844625766686749
против захоронения302946262322302937302432343327252937442927223931221824323830243434432030273025232437
затрудняюсь ответить14121451051413131414141315131513131615111511141516151216121214161412261113910914


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 апреля 2004 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.