|
Намерение правительства заменить денежными пособиями льготы, положенные отдельным категориям граждан, вызвало бурные дискуссии среди аналитиков и беспокойство среди тех, кого эта реформа может затронуть. Для того чтобы выяснить, как люди оценивают предстоящие перемены и какие ожидания с ними связывают, был проведен опрос населения; мнение россиян об этих нововведениях также выяснялось на фокус-группах.
КОМУ ПОЛОЖЕНЫ ЛЬГОТЫ
Среди участников опроса оказалось 27% тех, кому льготы положены, и 71% тех, кому они не положены. Самая большая доля льготников – среди москвичей (37%); в прочих населенных пунктах она практически такая же, как и по выборке в среднем.
В старшей возрастной группе (среди лиц старше 55 лет), как и следовало ожидать, льготников больше всего – 59%; в средней возрастной группе (36 – 54 года) льготы положены 19% респондентов, в младшей (18 – 35 лет) – 11%. Не удивительно, что среди женщин, доминирующих в старшей возрастной группе, доля льготников больше, чем среди мужчин: 31% и 23% соответственно.
Возрастным составом группы льготников объясняется и то, что больше всего их – среди лиц с образованием ниже среднего (49%). Среди тех, кто получил среднее общее образование, льготы положены 20% опрошенных; среди имеющих среднее специальное образование – 22%, и среди респондентов с высшим образованием – 30%.
Что касается распределения ответов по доходным группам, то среди лиц с самым низким доходом (до 1000 руб. на человека в месяц) льготников меньше всего – только 20%. В группе респондентов со средним доходом (от 1000 до 2000 руб.) имеют право на льготы 35%, а среди тех, чей доход превышает 2000 руб., – 28%.
Чаще всего, перечисляя положенные им льготы, опрошенные нами льготники называли оплату жилищно-коммунальных услуг (74%), проезд городским (71%) и пригородным транспортом (56%). Реже всего льготники имеют право на вневедомственную охрану квартиры (1,5%), обеспечение индивидуальным транспортом (3,7%) и установку телефона (18,5%).
Имеющих право на льготы – больше, чем тех, кто действительно ими пользуется. Причем, как следует из приведенной ниже таблицы, разрыв между долей респондентов, имеющих право на ту или иную льготу, с одной стороны, и долей реально пользующихся ей – с другой, оказывается тем большим, чем меньше распространена соответствующая льгота. Максимальным – более чем 12-кратным – этот разрыв является в случае с 'обеспечением индивидуальным транспортом' (льгота положена 3,7% опрошенных), а минимальным – в случае с 'оплатой жилищно-коммунальных услуг' и 'проездом в городском транспорте' (положены более 70% льготников).
Вопросы: 'Какие именно социальные льготы из федерального бюджета Вам положено получать?' и 'Какие из положенных Вам социальных льгот из федерального бюджета Вы действительно получаете?'
(% от числа ответов)
|
Положенные льготы |
Получаемые льготы |
Соотношение |
Обеспечение индивидуальным транспортом (с передачей права вождения членам семьи) |
3,7 |
0,3 |
12,3 |
Установка телефона |
18,5 |
3,2 |
5,7 |
Санаторное лечение |
36,7 |
6,5 |
5,6 |
Изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (включая протезирование зубов) |
25,0 |
9,3 |
2,7 |
Обеспечение лекарствами |
46,9 |
21,3 |
2,2 |
Проезд междугородным транспортом |
32,1 |
15,2 |
2,1 |
Пользование ведомственными поликлиниками |
14,2 |
7,3 |
1,9 |
Вневедомственная охрана квартиры |
1,5 |
0,0 |
1,5 |
Проезд пригородным транспортом |
56,3 |
37,9 |
1,4 |
Абонентская плата за телефон |
48,1 |
36,2 |
1,3 |
Оплата жилищно-коммунальных услуг |
74,2 |
66,2 |
1,1 |
Проезд городским транспортом |
70,6 |
60,3 |
1,1 |
Другое |
3,8 |
1,9 |
2 |
Все получаю |
|
14,2 |
- |
Никаких не получаю |
|
15,2 |
- |
Затрудняюсь ответить |
9,9 |
2,6 |
- |
Не имею права на льготы |
0,9 |
0,9 |
- |
|
Сказали, что они получают все полагающиеся им льготы, лишь 14% опрошенных льготников. Почти столько же респондентов (15%), по их словам, не получают ни одной из положенных им льгот. Наибольшие доли таких 'льготников', на практике льгот не имеющих, – среди проживающих в малых городах и селах.
В ходе дальнейшего анализа мы будем сравнивать отношение к предстоящей реформе системы социальных льгот трех категорий населения: тех, кому льготы положены лично (27%), тех, кто сам льгот не имеет, но у кого в семье есть льготники (10%), и тех, кому льготы не полагаются и у кого в семье нет льготников (57%).
ЛЬГОТЫ: ПРИЗНАНИЕ ЗАСЛУГ ИЛИ УНИЖЕНИЕ?
Основанием для той или иной оценки предстоящей замены льгот денежными компенсациями служат представления о том, что такое социальные льготы. Для того чтобы выяснить, каковы эти представления, россиянам был задан открытый вопрос: 'Как Вы понимаете выражение «социальные льготы», что оно означает?'. Подавляющее большинство опрошенных (65%) рассматривают льготы как социальную помощь со стороны государства тем, кто в ней нуждается, – в ответах говорится о значении льгот для неимущих, перечисляются отдельные виды льгот и категории льготников ('меньше платить за газ, за свет'; 'государственная поддержка малоимущих по жизненно важным позициям'; 'льготы ветеранам, инвалидам, многодетным семьям').
Иногда неденежная поддержка нуждающихся понимается как безусловная обязанность государства, одна из главных его функций ('государство дает то, что положено: например, инвалидам – лекарства со скидкой'; 'кто-то мне должен оказывать помощь от государства, раз платная медицина – чтобы я могла вставить зубы, сделать операцию и так далее'). Лишь изредка в такого рода ответах звучит дополнительный смысл: льготы – это помощь нищего государства нищим людям: 'государство больше ничего им предложить не может'.
Видят в льготах привилегии, предоставляемые гражданам за особые заслуги перед обществом, немногие – всего 3% опрошенных ('льготы – какие-то заслуги перед страной'; 'это мое, заработанная привилегия'; 'это льготы заслуженным людям, которые что-то сделали для государства'). В таких ответах неявно предполагается соответствующее отношение к льготникам: их нужно уважать за то, что у них есть особые и признанные заслуги; со стороны государства это уважение должно выражаться в виде неденежных привилегий.
Невелика и доля тех, кто, напротив, воспринимает льготы как нечто унизительное для человека, их получающего (1%): 'подачка нищим, милостыня от государства'; 'это унижение, подачка тем, которых обездолило государство, без которого нам не прожить'. В ответах этого типа государство предстает как некая 'паразитирующая' структура, существующая за счет граждан: 'нас государство обворовало, лишило достойной старости'.
В высказываниях участников фокус-групп встречаются все три интерпретационные схемы. Те респонденты, которые видят в социальных льготах безусловные обязательства государства по отношению к гражданам, довольно часто употребляли понятие 'справедливость'.
- 'Справедливость – понятно, что каждая категория не должна быть забыта – инвалиды, ветераны...'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Справедливость. В принципе, это какое-то подтверждение нашему поколению, которое отработало в свое время'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Те, кто воспринимает льготы как символическую 'награду' за заслуги перед страной, использовали понятие 'заслуженность'. В рамках этого подхода закономерно возникает и сюжет о льготах незаслуженных, неоправданных – принадлежащих, по мнению респондентов, власть имущим.
- '
1-й участник: Заслуженность, потому что депутаты и члены правительства имеют льготы – и наши пенсионеры имеют льготы. Очень большая пропасть между этими льготами. Какая категория льгот у тех, а у этих – нищенская.
2-й участник: Вот у меня отец был инвалид войны, без ноги пришел – дали ему машину, но он пожил после войны немного и умер. А ему было 30 лет...
3-й участник: Да, а человек, как говорится, отстоял страну. Плохая та страна, которой не нужны герои.
4-й участник: Это не только в денежном отношении. Это в порядочности государства по отношению к людям, кто заслужил. Ведь эти люди когда-то строили заводы, пароходы, проливали, действительно, пот, кровь и слезы за эту страну. И дело не в самом денежном эквиваленте' (ДФГ, Воронеж).
- '
1-й участник: О какой социальной справедливости может идти речь при той зарплате, которую имеют они? Есть им дело до наших пенсионеров?
2-й участник: Вам 18 лет, вы депутат Госдумы – вы автоматически получаете пенсию в размере нескольких тысяч долларов – и уже пожизненно, четыре тысячи долларов. Они сами себе все назначили.
3-й участник: Дачи у них бесплатные, и все бесплатно' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Третья интерпретационная схема, подразумевающая униженное положение получателей льгот, часто включала такие понятия, как 'ущербность', 'стыд'.
- 'Некоторое унижение. Народ, в общем-то, стыдится. И некая ущербность. Даже получив льготы, например, по оплате квартир, не рекламируется в доме: стараются побыстрей квитанцию взять, чтобы не было видно, что там какая-то скидка'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
В ходе дискуссий по поводу замены льгот денежными пособиями часто идут споры о том, насколько существенным подспорьем являются льготы. Мы задали льготникам и членам их семей вопрос: 'Социальные льготы, которыми Вы или Ваша семья пользуетесь, сказываются или не сказываются на уровне Вашего благосостояния, и если сказываются, то существенно или несущественно?'. Большая часть тех, кому лично полагаются льготы, и тех, у кого есть льготники в семье, утверждают, что льготы существенно сказываются на уровне их благосостояния (56% и 49% соответственно). Мнение, что льготы обеспечивают несущественную прибавку к семейному бюджету, чаще высказывают члены семей льготников, чем сами льготники (27% и 13% соответственно). И очень небольшая доля и тех, и других утверждает, что льготы никак не сказываются на благосостоянии семьи (16% и 7% соответственно).
|
Все |
Льготы положены лично респонденту |
Льготы положены членам семьи |
Доли групп (%) |
100 |
27 |
10 |
Социальные льготы на уровне благосостояния... |
не сказываются |
4 |
7 |
16 |
сказываются существенно |
22 |
56 |
49 |
сказываются несущественно |
7 |
13 |
27 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
7 |
8 |
Не пользуюсь льготами |
63 |
18 |
1 |
|
Неудивительно, что чем респондент старше, тем более значимыми являются для него льготы. Утверждают, что льготы существенно сказываются на уровне их благосостояния, 67% льготников или членов их семей среди пожилых, 53% – среди лиц среднего возраста и 33% – среди молодых респондентов (от числа всех опрошенных в соответствующих возрастных группах – 44%, 17% и 11%).
Чем крупнее город, тем значимее льготы для тех, кто либо получает их сам, либо ведет общее хозяйство с получателем льгот. В Москве, в мегаполисах и в больших городах примерно две трети льготников и членов их семей говорят о существенном влиянии льгот на уровень их благосостояния (33%, 29% и 25% от общего числа опрошенных в этих типах населенных пунктов). В малых городах и селах эта доля составляет примерно половину льготников и членов их семей, или пятую часть от числа жителей.
ИНТЕРПРЕТАЦИИ И ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМОЙ ОТМЕНЫ ЛЬГОТ
Всем участвующим в опросе россиянам был задан вопрос: 'Вы знаете, что-то слышали или слышите впервые о планах правительства заменить некоторые социальные льготы денежными выплатами?'. 'Знают' об этих планах 45% опрошенных, 'что-то слышали' – 28%, и 24% услышали о них впервые от интервьюера. Обратили внимание на информацию о замене льгот денежными выплатами прежде всего пожилые респонденты: 80% из них 'знают' либо 'что-то слышали' об этом. В средней возрастной группе информированных оказалось 76%, а в младшей – 63%.
Самыми осведомленными о планах правительства оказались жители мегаполисов: около 90% тех, кто живет в Москве или в других городах-миллионниках сказали, что знают или что-то слышали о них. В больших и малых городах и в селах информированными оказались примерно две трети опрошенных.
Примерно так же распределились и ответы на вопрос: 'Скажите, пожалуйста, Вас лично предстоящая замена некоторых социальных льгот денежными выплатами интересует, волнует или особо не интересует, не волнует?'. 51% опрошенных ответили, что грядущая реформа их интересует, а 41% – что не интересует. Естественно, интерес к данной теме проявили в первую очередь пожилые люди: здесь соответствующие доли опрошенных составили 72% и 20%. В средней возрастной группе ответы распределились практически так же, как и по выборке в целом: 'интересуются' – 53%, 'не интересуются' – 41%. Наименьший интерес тема замены льгот денежными пособиями вызвала, как и следовало ожидать, у молодых респондентов: среди них соответствующие доли составили 34% и 59%.
Интерес к предстоящей реформе проявляют 70% москвичей, чуть больше половины жителей мегаполисов и больших городов, и чуть меньше половины населения малых городов и сел.
Для того чтобы понять, как респонденты интерпретируют намерение правительства, был задан вопрос: 'Как Вы считаете, зачем, с какой целью правительство планирует заменить некоторые социальные льготы на денежные выплаты?'. Большая часть высказанных суждений содержат оценки планируемых реформ: 27% – отрицательные, и 21% – положительные. Не было явных оценок лишь в 8% суждений.
В суждениях, где содержатся отрицательные оценки планов правительства, чаще всего (12%) говорилось о том, что оно таким образом отказывается от своих социальных обязательств (напомним: большинство респондентов определили 'социальные льготы' как нечто такое, что государство должно предоставлять социально незащищенным группам населения): 'в очередной раз обуть стариков и обиженных судьбой людей'; 'чтобы никаких обязательств перед гражданами не иметь'.
Для части респондентов (10%) планируемая замена льгот денежными выплатами послужила поводом для того, чтобы противопоставить интересы населения интересам власть имущих: 'выгоду для себя, а не для народа'; 'хотят бюджет пополнить, чтобы себе на зарплату выкроить'. В этих противопоставлениях, так же, как и в цитированных выше высказываниях участников фокус-групп о несправедливости отмены льгот самым уважаемым членам общества – Героям Советского Союза и России, Героям труда – при сохранении льгот чиновникам, актуализируется представление о льготах как компенсации (хотя бы частичной) несправедливости в распределении благ.
Некоторые подчеркивали, что они не одобряют предполагаемую замену льгот денежными пособиями, потому что вообще не доверяют правительству.
В суждениях, содержащих положительные оценки намерений правительства, часто шла речь о том, что замена льгот выплатами восстановит справедливость, потому что льготники-горожане и льготники-сельчане смогут на равных воспользоваться помощью государства, что выплата денежных компенсаций повысит уровень благосостояния льготников: 'в глухих деревнях не пользуются льготами, а деньгами смогут воспользоваться все льготники'; 'отмена льгот сравняет город с деревней'; 'аспект борьбы с бедностью'; 'для улучшения жизни инвалидов'.
Для части ответивших на открытый вопрос задуманная правительством реформа системы льгот – это борьба со злоупотреблениями в данной сфере: с неправомерным использованием льгот и с расхищением выделенных на льготы бюджетных средств: 'чтобы получали те, кому надо, а не блатные; 'из бюджета идут деньги на льготы, а до меня не доходят – идут налево'.
По мнению некоторых, лучше иметь деньги, чем льготы, потому что человек сам сможет решать, как их потратить: 'кому-то нужны льготы, а другому человеку, как, например, моей жене, инвалиду 1-й группы, нужны деньги на такси, на лекарства'.
Участники фокус-групп приводили и другие доводы в пользу отмены льгот. В частности, говорилось о том, что если транспортники будут получать от потребителей живые деньги, транспорт будет работать лучше.
- '
1-й участник: Транспорт станет лучше. Я была в командировке в Калининграде – они ввели оплату. Там стоимость три или четыре рубля, но они идут один за другим – и все сидят, никто не толпится. Пенсионеры заходят, платят свои три рубля, и спокойно садятся и едут в трамвае.
2-й участник: Транспорт появится и будет хорошо работать.
3-й участник: В общем-то, конечно, живые деньги появятся.
4-й участник: Я плачу 60 рублей за электричку, а она платит пять рублей. Пенсионерами забит вагон, а я не могу съездить к ребенку, потому что для меня это дорого. Я плачу за нее, потому что транспорт не справляется, перекладывает ее льготы на мои плечи.
5-й участник: Может, и им покупать билет за 60 рублей, и все' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Участникам массового опроса был задан вопрос: 'Как Вы лично относитесь к планам заменить некоторые социальные льготы денежными выплатами – положительно или отрицательно?'. Заявили о своем положительном отношении к этим планам 29% респондентов, об отрицательном – 44%, затруднились с ответом 27% опрошенных. Сильнее всего разошлись во мнениях по этому поводу жители населенных пунктов разных типов: в селах и в малых городах намерения правительства заменить льготы выплатами оцениваются позитивно почти в четыре раза чаще, чем в Москве, и примерно в полтора раза чаще, чем в мегаполисах и в больших городах. Отрицательное отношение к задуманной реформе системы льгот выражают три четверти москвичей, больше половины жителей мегаполисов и больших городов, и только около трети тех, кто живет в малых городах и в селах. Отметим также, что самые бедные респонденты (с доходом до 1000 руб. на человека в месяц) положительно оценивают планы правительства чаще, чем по выборке в среднем (35%).
Вопрос: 'Как Вы лично относитесь – положительно или отрицательно – к планам заменить некоторые социальные льготы денежными выплатами?'
|
Все |
Тип населенного пункта |
Москва |
мегаполисы |
большие города |
малые города |
села |
Доли групп |
100 |
6 |
13 |
18 |
37 |
26 |
Положительно |
29 |
9 |
23 |
22 |
32 |
37 |
Отрицательно |
44 |
73 |
51 |
53 |
38 |
35 |
Затрудняюсь ответить |
27 |
19 |
26 |
25 |
30 |
28 |
|
Те, кому положены льготы, а также члены семей льготников чаще отрицательно выказываются о планах правительства, чем респонденты, не получающие льгот и не имеющие в семье льготников (56%, 53% и 36% соответственно).
Судя по данным опроса, планы правительства по замене льгот денежными выплатами довольно активно обсуждаются гражданами. На вопрос: 'Вам приходилось или не приходилось слышать разговоры людей, обсуждающих замену социальных льгот денежными выплатами?' – утвердительно ответили 44% респондентов. Не слышали разговоров на эту тему 53% опрошенных, и 3% затруднились с ответом. Чаще других обсуждают предполагаемую реформу жители Москвы (68%), представители старшей возрастной группы (55%), люди, имеющие высшее образование (57%), а также те, кто голосовал на выборах не за В. Путина, а за другого кандидата (51%).
Естественно, что получатели льгот и члены их семей более активно обсуждают эту тему, чем те, кто сам не пользуется льготами и не имеет льготников в семье (61%, 46% и 36% соответственно).
Тем, кому доводилось слышать разговоры о планируемых изменениях в системе социальных льгот, был задан вопрос: 'Какие мнения, высказывания – положительные или отрицательные – чаще всего Вам приходилось слышать относительно замены социальных льгот денежными выплатами?'. Преимущественно положительные мнения слышали 9% респондентов, преимущественно отрицательные – в три с лишним раза больше (31%). Это чаще люди старше 55 лет (38%), лица с высшим образованием (44%), жители Москвы и мегаполисов (63% и 41% соответственно), респонденты со сравнительно высокими доходами (более 2000 руб. на человека в месяц – 38%), то есть те группы, которые и сами относятся к намерениям правительства особенно негативно.
Похоже, на уровне повседневного общения агитация против замены льгот деньгами ведется более активно, чем за такую замену. Косвенное свидетельство этому – тот факт, что противники замены льгот деньгами вообще не слышат от окружающих положительных откликов на эту новацию. А среди сторонников реформы оказалась четверть тех, кто слышал высказывания против трансформации льгот в денежные выплаты.
Таким образом, отрицательное отношение к намерениям правительства формируется преимущественно в тех группах населения, которые получают льготы сами или ведут совместное хозяйство с получающими их. Попробуем понять, какие аргументы используют сторонники и противники реформы льгот.
Обоснования положительного или отрицательного отношения к планируемой реформе участники массового опроса высказывали, отвечая на вопрос: 'Почему Вы так относитесь к планам замены некоторых социальных льгот денежными выплатами?'. Во многом структура ответов на этот вопрос сходна со структурой интерпретаций целей правительства. Наиболее распространены три позиции:
- замена льгот выплатами – это восстановление социальной справедливости по отношению к тем, кто не пользуется льготами ('мне выгоднее будет получать деньги, так как бесплатным проездом я пользуюсь один-два раза в месяц'; 'мы, сельские, почти не пользуемся льготами'; 'не все льготники пользуются льготами, а на деньги можно что-то купить') – 9%;
- реформа даст людям возможность использовать деньги по своему усмотрению ('материально льготникам станет легче'; 'люди сами разберутся, как распорядится деньгами') – 8%;
- в результате реформы уменьшится число злоупотреблений, связанных с распределением бюджетных средств, отпущенных на льготы ('деньги будут доходить до тех, кому они нужны, а не оседать в карманах чиновников'; 'чтоб не разворовывали наши средства'). Некоторые видят в этом решении реальную заботу государства о малоимущих ('в этом видна забота государства').
На фокус-группах помимо примерно тех же доводов в пользу отмены льгот говорилось еще и о том, что система льгот себя не оправдывает: раздутый чиновничий аппарат съедает много средств и плохо работает, а процесс оформления льгот – занятие тягостное, для многих – просто непосильное. Некоторые участники дискуссий отмечали, что часть льгот недоступны и качество их невысоко, а с появлением выплат эти проблемы исчезнут, потому что можно не 'брать, что дают', а выбирать.
- '
1-й участник: Организаций, которые распоряжаются всеми этими льготами, становится все больше и больше, а на самом деле льгот становится все меньше и меньше.
2-й участник: Они и в обморок падают там, и сидеть там не на чем. Там жутко что делается.
3-й участник: Чтобы проехать льготно в автобусе, приходится брать горлом. В санаторий Цурюпы мне выдали путевку на 30 декабря. Как это – нормально? То есть кто-то отказался – поезжай бесплатно в санаторий Цурюпы 30 декабря' (ДФГ, Воронеж).
Те, кто не одобряет планов по замене льгот деньгами, чаще всего говорят о том, что денежные выплаты не компенсируют всех утраченных льгот ('дадут 100 рублей, а за проезд – все 300 рублей'; 'денежная замена должна быть в четыре-пять раз большей'; 'на одну упаковку лекарств хватит этих средств') – 10%. Довольно много высказываний, авторы которых в обоснование своего отрицательного отношения к планируемой реформе говорят о недоверии к правительству вообще ('государство столько раз обманывало – обманет и сейчас'; 'грабят дальше народ') – 8%. Высказываются также опасения, что деньги съест инфляция (4%), что они не дойдут до адресатов ('деньги можно задерживать, ссылаясь на их отсутствие, а льготы есть льготы – их платить людям не надо, они их получат в любом случае') – 4%. Некоторые предлагают, чтобы люди сами выбирали между деньгами и льготами ('...сделали бы: кто хочет, получает деньги, а кто не хочет – получает льготы, как сейчас').
ОТНОШЕНИЕ К РЕФОРМЕ СИСТЕМЫ ЛЬГОТ И ПРОБЛЕМА ДОВЕРИЯ К ВЛАСТИ
Мы предполагали, что отношение к замене льгот деньгами зависит от общего отношения респондентов к власти. Частично наше предположение подтверждают цитированные выше высказывания относительно причин одобрения или неодобрения намеченных преобразований.
О том, насколько распространено недоверие властям, говорят ответы на вопрос: 'Одни склонны доверять нашему государству. Другие склонны не доверять нашему государству. А лично Вы доверяете или не доверяете нашему государству?'. Сказали, что доверяют государству, 38% опрошенных, не доверяют – 50% (12% затруднились ответить на этот вопрос). Можно предположить, что один из представителей именно этой категории граждан так ответил на вопрос по поводу льгот: 'меня это пугает и волнует, так как мы в неведении'. Те, кто не доверяет государству, существенно чаще других респондентов отрицательно относятся к планам по замене льгот деньгами.
|
Все |
Доверяю государству |
Не доверяю государству |
Затр. ответить |
Доли групп (%) |
100 |
38 |
50 |
12 |
Вопрос: 'Как Вы лично относитесь к планам заменить некоторые социальные льготы денежными выплатами – положительно или отрицательно?' |
Положительно |
29 |
37 |
23 |
26 |
Отрицательно |
44 |
35 |
53 |
34 |
Затрудняюсь ответить |
27 |
27 |
24 |
40 |
|
Похоже, именно тема недоверия к властям служит 'осью' разговоров с близкими по поводу ожидаемых преобразований. Во всяком случае, те, кто не доверяет властям, существенно чаще слышат от окружающих отрицательные высказывания по поводу отмены льгот.
|
Все |
Доверяю государству |
Не доверяю государству |
Затр. ответить |
Доли групп |
100 |
38 |
50 |
12 |
Вопрос: 'Какие мнения, высказывания – положительные или отрицательные – чаще всего Вам приходилось слышать относительно замены социальных льгот денежными выплатами?' |
Положительные |
9 |
12 |
7 |
9 |
Отрицательные |
31 |
26 |
38 |
21 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
4 |
3 |
1 |
Не слышал(-а) никаких мнений |
56 |
58 |
51 |
69 |
|
Иллюстрацией к этим данным может служить следующее высказывание одного из участников фокус-групп.
- 'Упирается все в одно. Два мужика о пенсиях спорили-спорили, до хрипоты. Потом один другому говорит: «Что мы спорим? Все равно обманут». – «Обязательно». – «Тогда что мы спорим?»'
(ДФГ, Воронеж).
Участники фокус-групп, обсуждавшие проблему замены льгот денежными выплатами, постоянно приходили к теме эффективности работы госаппарата и доверия к государству в целом. Респонденты выражали сомнения в том, что власти могут и хотят реформировать систему льгот в интересах населения. Чаще всего, как показывают материалы ДФГ, такие сомнения были порождены следующими опасениями.
Уверенность в невозможности устранить злоупотребления в государственном аппарате.
- '
1-й участник: Вопрос доверия к государству – его нет практически.
2-й участник: Государству кажется, что оно лучше отследит потоки доходов, но оно глубоко заблуждается' (ДФГ, Санкт-Петербург).
- '
1-й участник: В идеале, может быть, для льготников <денежное пособие> лучше, но ведь каждый думает: «Обманут. Льготы упразднят, а денег ведь все равно не будет». 99% тех, кто сейчас пользуется льготами хоть как-то, именно так думают, насколько я знаю, общаясь со старшим поколением, которое льготами пользуется. Они говорят, что, конечно, хорошо бы, если бы не нужно было обивать пороги, собирать справки раз в три месяца, ходить в собес раз в квартал – назначили компенсацию, и она бы вместе с пенсией шла. Но ведь обманут, в очередной раз обманут.
2-й участник: Конечно.
3-й участник: Никто нашему государству не верит. Оно столько раз обманывало народ, что веры ему нет. Ни президенту, ни правительству, ни болтунам в Думе никто не верит.
2-й участник: А обманут. Сейчас федеральные льготы на региональном уровне никто не получает – ссылаются на то, что деньги с федерального бюджета к нам в областной на это не поступают. И уж откуда же тогда они поступят, если каждому конкретно довести эти деньги? Их вообще не будет. Черная дыра. Все пропадет.
3-й участник: Как в песок.
2-й участник: Только людей тогда еще лишат и этих льгот, которые хоть на бумаге написаны, но они есть. А тогда и бумагу порвут' (ДФГ, Воронеж).
Неверие в то, что денежные выплаты действительно будут расти в соответствии с ростом цен.
- '
1-й участник: Цены расти будут быстрее, чем будет расти пособие – это однозначно.
2-й участник: Она <индексация> будет обещана, а давать не будут.
3-й участник: Или позже будут давать.
1-й участник: А льгота, она есть – и есть' (ДФГ, Москва).
Предположения, что оформление документов на адресные пособия, заменяющие льготы, потребует много времени и усилий от льготников, среди которых много немощных людей. Поэтому те льготники, которые не в состоянии их оформить, останутся и без льгот, и без денег.
- '
1-й участник: Опять длинные очереди в Собесе, может быть, опять потребуют подтверждения этих льгот в поликлиниках.
2-й участник: Да' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Участники фокус-групп приводили примеры того, как прежние инициативы правительства оборачивались дополнительными проблемами для людей.
- '
1-й участник: Мне это представляется как вариант автогражданки.
Модератор: Ваше впечатление вообще: государство действительно хочет, как лучше?
2-й участник: Государство хочет как легче. Абстрагироваться от народа, чтобы он его не слишком беспокоил. Вам заплатили – что вы еще требуете? Идите, покупайте.
3-й участник: Да, ваучерная форма. Мы все получили, подписались, что никаких претензий не имеем.
4-й участник: Это как с детским пособием было: как дали 10 лет назад, так и платят столько. А сейчас это просто смешно.
4-й участник: Я говорю, они все воры, и им поручают делать что-то – они опять украдут, конечно' (ДФГ, Санкт-Петербург).
О том, что именно отношение к власти определяет отношение к реформе системы льгот, говорили те участники фокус-групп, которые подчеркивали разницу между идеей как таковой и ее воплощением на практике.
- '
1-й участник: Это правильно, но этого не будет. Все понимают: это правильно, если это будет сделано, но никто в это не верит. Здесь все упирается именно в это. Да, слова хорошие, в идеале это правильно, декларируется это правильно, но ведь не сделают, вот на этом все останавливается. Почему борьба идет? Не верят в то, что это действительно будет сделано.
2-й участник: Если все получится – будет поддержана вера в государство, в сам факт института государства, что да, государство есть, оно все-таки заботится, не обмануло' (ДФГ, Воронеж).
РЕЗЮМЕ
1. Исследование зафиксировало, что в населенных пунктах разных типов льготы используются не одинаково. Ими по преимуществу пользуются жители больших городов, поэтому именно они чаще говорят о том, что льготы существенно сказываются на благополучии их семьи. Для пожилых получателей льгот или членов их семей льготы более значимы, чем для людей среднего возраста и молодых.
2. Число тех, кому положены льготы, меньше числа тех, кто ими реально пользуется. Чаще, чем в среднем, не получают положенных льгот жители малых городов и сел.
3. Большинство участников опроса рассматривают социальные льготы как непременную функцию государства или как компенсацию тем, кто потерял здоровье на службе, либо имеет особые заслуги перед страной. Несмотря на то, что 'символическая' трактовка льгот оказалась не очень распространенной, вполне возможно, что она может быть актуализирована соответствующими пропагандистскими усилиями противников отмены льгот. Основанием для такого предположения служит тот факт, что довольно часто участники фокус-групп воспринимали отмену льгот самой уважаемой и самой малочисленной категории льготников, Героям войны и труда, при сохранении льгот самой многочисленной и наименее уважаемой категории – чиновникам (в число которых включаются и депутаты) – как вопиющую несправедливость.
4. Для большей части опрошенных льготников и членов их семей льготы являются существенным подспорьем. Чем крупнее город, тем значимее роль льгот в семейном бюджете.
5. К планируемой замене льгот денежными пособиями большая часть опрошенных относится отрицательно. Льготники чаще, чем население в целом, выказывают негативное отношение к этой инициативе правительства.
6. На уровне повседневного общения противники замены льгот деньгами выглядят более активными, чем сторонники.
7. Основа отрицательного отношения к замене льгот выплатами – недоверие правительству. Опрошенные сомневаются в том, что денежные пособия смогут компенсировать все положенные льготы; опасаются, что деньги будут 'съедены' инфляцией и разворованы недобросовестными чиновниками на местах; что получение пособий будет сопряжено с немалыми затратами сил и времени, непосильными для многих льготников.
8. Положительное же отношение к инициативе правительства обосновывается прежде всего открывающейся возможностью тратить деньги по своему усмотрению, а не получать услуги низкого качества. Неполучение положенных льгот – тоже весомый аргумент в пользу замены льгот денежными пособиями. |