|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 июля 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
С того момента, когда умер Владимир Высоцкий, прошло почти четверть века. Выросло целое поколение, уже не имевшее возможности 'вживую' видеть игру Высоцкого-актера и слышать песни Высоцкого-поэта. В этой связи вполне закономерен вопрос – что знают сегодня россияне о кумире 70-х, как оценивают его, как относятся к нему?
Подавляющему большинству опрошенных имя Владимира Высоцкого знакомо (90%), 'приходилось слышать' его еще 7%. Чаще всего ответы 'знаю' давали респонденты в возрасте 36-54 года (96%), хотя и в других возрастных категориях известность этого певца и актера очень высока. Так, на открытый вопрос 'Как бы Вы объяснили, кто такой В. Высоцкий?' затруднились с ответом не более 2% участников опроса, остальные же давали развернутые ответы, выбирая для этого довольно разнообразные способы описания.
Для большей части респондентов В. Высоцкий – прежде всего бард и певец (72%). Чуть более трети россиян (36%) вспоминает о нем как о театральном и киноактере – 36%. Еще 31% участников опроса говорили о Высоцком-поэте.
Интересными представляются 'мелкие' группы высказываний – сравнительно нечасто встречающиеся в ответах. Как правило, это оценочные суждения, следующие за тремя наиболее распространенными клише и показывающие, какими ценностно нагруженными образами дополняется номинативная триада 'певец – актер – поэт'. Примерно для 12% опрошенных Высоцкий – это музыкант и композитор. То есть, люди воспринимают его как человека, чье творчество связано не только со словом (иногда встречались сравнения с Пушкиным и Лермонтовым), но и с музыкой, композицией, характерной мелодикой.
- 'Гений – я его считаю наравне с Пушкиным'; 'блестящий русский язык'; 'это поэт – мы сравниваем его с Лермонтовым'
(открытый вопрос).
- 'Исполнение нравится – так еще никто не поет'
(открытый вопрос).
- 'Его музыка – нерв, крик, безумная энергетика'; 'голос, музыка, песни проникают в душу'
(открытый вопрос).
Песни Высоцкого довольно прочно ассоциируются со временем, в котором он жил и о котором пел. Упоминание времени в разных вариациях встречается в 5% высказываний (в целом по всему массиву ответов). Неудивительно, что отдельную категорию (5%) образовали высказывания об особой гражданской позиции Высоцкого: его способности выразить эпоху, 'мнение людей', 'сказать правду' им и о них.
- 'Во времена застоя он высказывал мнение молчащих людей, всю правду';
'голос России в застойные времена'; 'человек, отразивший наше время в своих песнях'; 'поэт, который поет о том, что волнует каждого, он чувствовал людей'; 'человек, несущий правду'; 'он совесть России'; 'патриот'; 'это первый певец, который пел про жизнь со всей справедливостью'; 'хорошо видел и оценивал нашу жизнь...' (открытый вопрос).
Высоцкий в представлении россиян – явление более чем значимое. В ответах на открытый вопрос люди, говоря о нем, используют такие 'крупнокалиберные' слова и словосочетания, как 'гений', 'гениальное явление', 'великий гражданин', 'Человек с большой буквы', 'крупная, знаковая личность' (в целом – примерно 6% ответов).
- 'Это был гениальный бард, который взбудоражил ту атмосферу...'; 'философ, поэт – ему было дано знать то, что не знает обычный человек'
(открытый вопрос).
Типологически близки к этому высказывания, в которых говорится о популярности Высоцкого (4%). В них также используются 'сильные' образы и слова: 'кумир', 'национальный герой', 'всемирный любимец', 'любимец всего народа'.
Главное, с чем наши сограждане связывают имя Высоцкого, – его песни (72%). Сегодня для двух третей респондентов они оказываются довольно-таки регулярным элементом повседневной жизни: 31% респондентов сказали, что в последний раз им доводилось слышать песни Высоцкого на прошедшей неделе, 17% – в этом месяце и 15% – в течение последних шести месяцев. Четверть россиян (25%) указали срок больший, чем полгода назад. И лишь 4% ответили, что им не приходилось слышать этих песен вовсе. Наиболее 'регулярной' аудиторией оказываются люди в возрасте 36-54 года (39% представителей этой группы последний раз слышали песни Высоцкого на пошедшей неделе), жители мегаполисов (35%), и в особенности – Москвы (41%), а также жители малых городов – районных центров, городов областного подчинения, ПГТ (37%).
Обращает на себя внимание довольно большая доля респондентов (31%), слышавших песни Высоцкого на прошедшей неделе. Возможно, что в теле- и радиоэфире в канун памятной даты действительно стали чаще обращаться к ним. Вместе с тем, есть и еще одно немаловажное обстоятельство – наличие записей Высоцкого (пластинок, кассет или аудиодисков) в личных фонотеках наших сограждан. Судя по данным опроса, такие записи имеют у себя дома 39% совершеннолетних россиян. При этом примерно половина из тех, у кого дома имеются записи Высоцкого (46%, или 17% в целом по выборке), слышали его песни не позднее, чем неделю назад.
Можно предположить, что эти люди часто выбирают именно Высоцкого, когда у них есть время и желание что-либо послушать.
|
Все |
Дома записей песен В. Высоцкого... |
нет |
до десятка кассет, пластинок, аудиодисков |
более десятка кассет, пластинок, аудиодисков |
затр. ответить |
Доли групп |
100 |
56 |
23 |
14 |
2 |
Вопрос: 'Вам приходилось или не приходилось слышать песни В. Высоцкого? И если приходилось, как давно это было в последний раз?' |
На этой неделе |
31 |
25 |
37 |
57 |
38 |
В этом месяце |
17 |
16 |
23 |
18 |
11 |
От месяца до полугода назад |
15 |
17 |
16 |
10 |
7 |
Более полугода назад |
25 |
33 |
20 |
14 |
31 |
Слышать не приходилось |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Затр. ответить |
7 |
9 |
4 |
1 |
14 |
|
Действительно, данные опроса позволяют говорить о том, что среди наших сограждан есть определенная категория безусловных поклонников певца, собравших у себя довольно большую коллекцию записей Высоцкого и регулярно – хотя бы раз в несколько дней – прослушивающих их. Это примерно 8% от числа всех опрошенных. Тем не менее, примерно четвертой части россиян, у которой дома записей Высоцкого нет, доводилось где-то слышать их на неделе, предшествовавшей опросу (14%), или же в течение последнего месяца (9%).
Подавляющее число участников опроса – 80% – сказали, что им нравятся песни Высоцкого. Принципиальных различий между социально-демографическими группами тут нет, хотя опять же чаще других признавались в любви к барду респонденты в возрасте от 36 до 54 лет (87%) и люди с высшим образованием (85%).
Как это следует из ответов на открытый вопрос, песни Высоцкого нравятся нашим согражданам по целому ряду причин. Самая главная из них – люди ощущают близость этих песен, их тематики и проблем, которые они затрагивают, своей собственной жизни (28%). Песни воспринимаются не только как 'злободневные', остающиеся актуальными и для сегодняшнего дня (3%), критические, с четко заявленной 'гражданской позицией' (3%), но также и как правдивые, откровенные и 'прямые' (19%). Кроме того, заметная часть отвечавших на вопрос (14%) специально оговаривали, что им нравятся именно содержание песен, идеи, суждения, оценки и в целом те смыслы, которые улавливает и принимает в себя слушатель.
- 'Все песни взяты из жизни'; 'вся наша жизнь в них отражена'; 'его песни – о реальной жизни'; 'он поет о жизни – не то, что Кобзон'
(открытый вопрос).
- 'Критикует в песнях'; 'политические, гражданские песни'; 'своей гражданственностью'; 'социальный подтекст'; 'актуальные во все времена'; 'злободневностью'; 'они актуальны и в наше время'
(открытый вопрос).
- 'В них всё – правда'; 'в них правда жизни'; 'все откровенно...'; 'не боялся говорить о том, что умалчивали'
(открытый вопрос).
- 'В некоторых из них изложен смысл жизни'; 'в них не в бровь, а в глаз дана суть вопросов'; 'глубокий смысл заложен'; 'жизненный смысл'
(открытый вопрос).
Безусловно, довольно часто в качестве достоинств песен Высоцкого упоминалась манера исполнения, особая стилистика пения (9%). При этом некоторые из респондентов отмечали такое их качество, как 'душевность' (5%), – но душевность, понимаемая не как расслабляюще-успокаивающая мягкость, а как чувство, идущее от души и проникающее в душу, пробивающее отстраненность и отчужденность:
- 'Душевные, трогают за душу'; 'задевает за душу'; 'идут от души'; 'настоящие песни, от души', 'проникают до корки, до корней души'
(открытый вопрос).
Одновременно манера исполнения, песенный и музыкальный стиль оказываются одним из главных аргументов тех, кому песни Высоцкого не нравятся (в сумме – 2%). Этим респондентам чужд интонационный надрыв, крик песен Высоцкого, не нравится их принадлежность 'блатному жанру' или бардовской песне и т. п. Как правило, отторгаемые вещи определяются как 'не мой стиль':
- 'Бардов не люблю'; 'его стиль не нравится'; 'не в моем стиле'; 'потому что они на блатной манер'; 'безголосый, хрипит'; 'исполнение не нравится – кричит'; 'поет хриплым и непонятным голосом'; 'сильно орет'; 'надрыв, крик – устаю от них'
(открытый вопрос).
Песни Высоцкого безусловно признаются частью культурного наследия, культурной традиции: такое определение их роли не вызывает отторжения у сегодняшних россиян. Три четверти опрошенных согласились с мнением, что песни Высоцкого являются важным явлением в отечественной культуре ХХ века (73%). Противоположной точки зрения придерживаются 7% наших сограждан. 14% затруднились с выбором той или иной позиции.
Вместе с тем, есть и еще одно свидетельство признания – менее прямолинейное и формальное.
Песни в любой культуре выполняют роль инструмента познания. Они сообщают слушателям слова, понятия, способы описания и оценки самых разных событий и явлений в обществе, в человеческих взаимоотношениях, в истории. Песни предоставляют нам лингвистический материал к различению и вычленению из общей массы явлений, с которыми мы соприкасаемся, того, чему прежде не было названия (Именно язык, его структура и категории, как утверждал Л. Витгенштейн, определяет структуру реальности.). Однако помимо функции называния песни оказываются одной из ключевых форм трансляции слов, образов, категорий описания и оценок. Именно поэтому песни оказываются источником множества афоризмов, поговорок, присказок, цитат, которые по случаю приходят нам в голову в ситуациях, особенность или схожесть которых различима нашему мысленному взору.
Почти половина участников опроса (46%) сказали, что иногда в разговоре с другими людьми им случалось вспоминать те или иные строки из песен Высоцкого. Правда, две трети из них (63%, или 29% от числа всех опрошенных) признают, что такое бывает сравнительно редко, но еще 16% говорят, что это случается довольно часто. Показательно, что у подавляющего числа последних (69%) в домашней фонотеке есть записи песен Высоцкого.
|
Все |
В разговоре с кем-либо вспоминать, цитировать строчки из песен В. Высоцкого... |
не случается |
случается часто |
случается редко |
затр. ответить |
Доли групп |
100 |
43 |
16 |
29 |
5 |
Вопрос: 'Скажите, пожалуйста, у вас дома есть записи песен В. Высоцкого или их нет? И если есть, то примерно сколько записей – до десятка или более десятка кассет, пластинок, аудиодисков?' |
Нет записей |
56 |
76 |
29 |
50 |
58 |
До десятка |
23 |
15 |
43 |
30 |
20 |
Более десятка |
14 |
8 |
26 |
19 |
9 |
Затр. ответить |
2 |
1 |
3 |
1 |
13 |
|
Судя по данным опроса, если человеку доводится цитировать, использовать в своей речи цитаты из песен Высоцкого, то это с большой вероятностью означает, что так же поступают и люди, его окружающие. Так, например, среди тех, кто не использует песни Высоцкого в качестве источника цитат, три четверти отвечают, что им также не доводилось слышать, чтобы кто-то при них вспоминал какие-то его строки. И наоборот: если человек сам время от времени цитирует Высоцкого, то и окружающие иногда делают это в разговоре с ним.
|
Все |
В разговоре с кем-либо вспоминать, цитировать строчки из песен В. Высоцкого... |
не случается |
случается часто |
случается редко |
затр. ответить |
Доли групп |
100 |
43 |
16 |
29 |
5 |
Вопрос: 'А бывает или не бывает, чтобы кто-либо при вас вспоминал, цитировал строки из песен В. Высоцкого? И если бывает, то часто или редко? ' |
Не бывает |
39 |
76 |
6 |
15 |
9 |
Часто |
16 |
4 |
62 |
13 |
3 |
Редко |
29 |
14 |
27 |
62 |
21 |
Затр. ответить |
10 |
6 |
6 |
11 |
66 |
|
Материалы опроса показывают, что наиболее велико число поклонников В. Высоцкого среди респондентов в возрасте от 36 до 54 года. Несколько чаще, чем в среднем по опросу, это жители мегаполисов – городов с населением более 1 млн. человек, а также люди с высшим образованием. Так, например, среди 36-54-летних примерно 79% (против 73% в целом по выборке) считают песни Высоцкого важным явлением в отечественной культуре, 59% (против 46% по всей совокупности опрошенных) иногда цитируют какие-либо строки из этих песен, и 57% (против 45% в целом по опросу) говорят, что так же поступают и некоторые из окружающих их людей. Среди представителей этой возрастной категории 47% (против 37% в целом по выборке) имеют в домашней фонотеке записи Высоцкого.
Таким образом, В. Высоцкий оказывается 'своим' в первую очередь для людей среднего возраста – тех, кто познакомился с его творчеством еще при жизни певца. Вместе с тем, Высоцкого нельзя назвать кумиром какой-то одной социальной группы: хотя его известность и популярность и различна среди разных категорий населения, эти отличия не свидетельствуют о локализованности интереса к нему. По крайней мере, так выглядит ситуация на сегодняшний день. |