|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 13-14 ноября 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
В современной российской жизни 7 ноября оказывается одним из наиболее неоднозначных праздников. Амбивалентность отношения к нему со стороны нынешних россиян определяется не только двойственностью праздничного лейбла, 'имени' праздника, но главным образом – очень сложным и противоречивым отношением сразу к трем эпохам в российской истории: имперской, дореволюционной, сегодняшней – постсоциалистической, и советской, несущей в себе основания как для легитимации, так и для делегитимации всех трех: и предшествующей, и последующей, и себя самой.
Исследования ФОМ (См. подборку материалов о праздниках и памятных датах в системе социальной памяти россиян (http://bd.fom.ru/cat/humdrum/holiday)) показывают, что в восприятии практически любой праздничной даты оказываются соединены и отношение к празднику как к таковому (со всеми соответствующими атрибутами – от застолья до 'просто отдыха'), и отсылки к историческому контексту, к знанию о связанных с памятным днем исторических событиях. 'Историчность' контекста оказывается до определенной степени условной, ведь наши знания о прошлом строятся как основания для оценок нынешнего положения вещей; в прошлом мы выискиваем то, что сообщает/подтверждает значимость и весомость (разумеется – в субъективной перспективе) нашему сегодняшнему переживанию. Так, прошлогодний опрос, проведенный в преддверии 7 ноября (Климов И. День 7 ноября: 'старый' порядок и 'революция' // Доминанты. Поле мнений. 2003. №43, 30 окт. (http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dominant2003/dom0343/domt0343/domt0343_3)), показал, что с этим днем ассоциированы не просто знания о событиях революционного времени (Связь даты с Октябрьской революцией является очевидной для россиян. Здесь это важно отметить: новое имя праздника 7 ноября привнесло дополнительные смыслы в отмечание этой даты (хотя и не для всех россиян), но не разорвало ее связи с событиями 1917 года. Идея и задача проведенного переименования - не замещение, а попытка реинтерпретации значения происходившего тогда.), но также и представления о 'благополучности' советского прошлого, сформулированные как противовес представлениям о 'неблагополучности' постсоветского настоящего и как аргумент для неприятия (более или менее радикализованного) смены политического режима, произошедшей в начале 90-х годов.
В опросах этого года, также проводившихся в связи с празднованием 7 ноября, ставились несколько иные задачи. Во-первых, до сих пор вопросы задавались накануне праздника, и нам показалось интересным на этот раз задать их после этой даты, чтобы оценить 'мобилизующий' эффект самого празднования. Во-вторых, в этом году день 7 ноября в последний раз отмечался в его 'постсоветском статусе' – как День примирения и согласия. В этой связи закономерен вопрос: что нового привнес в представления людей новый имидж этого праздника?
Опрос, прошедший 9-10 октября 2004 г. (Доминанты. Поле мнений. 2004. №41, 14 окт. (http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0441/domt0441/domt0441_4/d044112)), показал существенную рассогласованность мнений россиян о Дне примирения и согласия: 44% опрошенных ответили, что такой праздник в принципе нужен в нашей стране, и лишь немногим меньше респондентов – 40% – сочли его лишним. Анализ данных позволил сделать вывод, что представление о ненужности именно этого праздника тесно связано с ощущением общего переизбытка торжественных дней. Но даже те россияне, которые в принципе удовлетворены их общим количеством, демонстрируют весьма критический настрой в отношении данного праздника (каждый третий) (Примерно 60% респондентов, считающих, что в России 'слишком много' праздников, одновременно полагают, что День примирения и согласия отмечать не нужно. Среди тех, кто считает общую числен-ность праздничных дат 'такой, какой нужно', не поддерживают новый праздник 32%. См.: Бавин П. День примирения и согласия: свято место пусто? // Доминанты. Поле мнений. 2004. №41, 14 окт.(http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0441/domt0441/domt0441_4/d044228)).
Результаты опроса, проведенного уже после всех празднований (13-14 ноября 2004 г.), показывают, что отношение российских граждан ко Дню примирения и согласия практически не изменилось: 46% считают его нужным, 38% – не нужным (колебания – до 2 п. п. – находятся в пределах статистической погрешности). То есть идеология и ход нынешнего праздника, обилие телевизионных передач, а также массовые мероприятия, проводившиеся во многих городах (38% опрошенных сказали, что в их городе, селе проходили общественные мероприятия, посвященные 7 ноября), – не оказали сколько-нибудь существенного влияния на прояснение смысла и базовых идей Дня примирения и согласия.
Ответы россиян на открытый вопрос о том, зачем отмечается день 7 ноября в новом качестве, предоставляют дополнительные подтверждения сказанному. Этот вопрос был призван выявить систему смыслов и значений, которая ассоциирована с переименованным праздником, – если таковая вообще имеется. Из всех опрошенных чуть менее половины – 46% – затруднились дать хоть какое-нибудь объяснение или интерпретацию. В суждениях 18% респондентов содержатся указания на искусственность и 'бессмысленность' праздника, разительно диссонирующего с тем, что сегодня происходит в обществе:
- 'Для галочки нашему правительству нужен'; 'мириться можно каждый день, для этого праздник не нужен'; 'нам легче не станет жить, что примиримся'; 'вообще не понимаю такого праздника – с кем примиряться, с кем согласие?'; 'мы не знаем, что мы празднуем: с кем мириться и соглашаться, с чем – непонятно'; 'просто переименовали выходной'; 'надо было заменить один праздник на другой'
(открытый вопрос).
- 'А нет их – ни согласия, ни примирения'; 'как бы простой народ не примиряли с олигархами, примирения не будет'; 'нет у нас ни согласия, ни примирения: одни разбои и убийства'; 'мы и так примирились с нашей поганой жизнью'; 'о каком согласии может идти речь, если война уже больше 10 лет идет?'; 'сейчас он <праздник> неуместен, пока существует межнациональная рознь'; 'нужен, чтобы успокоить народ, а примирения не будет'
(открытый вопрос).
Примерно 17% респондентов реконструировали смысл праздника, практически буквально вычитав его задачу из самого названия. Именно поэтому в большинстве ответов из этой группы можно увидеть стремление к идеальному или же идеологические клише: сохранение мира, поддержание добрых отношений между людьми, дружба между народами, общественная солидарность и сплоченность и т. д.
- 'Люди должны <жить> в мире и согласии'; 'надо мириться давно всему миру'; 'чтобы в обществе наступило согласие'; 'в стране нужен мир'; 'для укрепления мирной жизни'; 'помирить конфликтующие стороны мирным путем'; 'чтоб меньше войны было, понимание чтобы было у людей'; 'чтобы войны прекратились'
(открытый вопрос).
- 'Вдруг кто-то поссорился – может помириться в этот день'; 'можно попросить прощения'; 'нас все время нужно мирить между собой'; 'примирение в семье'; 'располагает людей к доброте друг к другу'; 'чтобы все жили мирно и никто не ругался'
(открытый вопрос).
- 'В наше время нужно примирение между народами'; 'в нашей стране сейчас межнациональная напряженность: для того, чтобы были хоть какие-нибудь позитивы, празднуют этот день'; '<чтобы> все народы примирились и было согласие'
(открытый вопрос).
- 'Повод объединить, сплотить людей'; 'сплотить народ между собой'; 'чтобы люди почувствовали единение...'; 'чтобы сплотить людей в борьбе с терактами'; 'чтобы сплотить народ'
(открытый вопрос).
В ответах еще 10% участников опроса содержатся, главным образом, указания на привычку и традицию отмечать 7 ноября – лишь в незначительной степени связанные со смыслом и содержанием праздника: это выходной день, повод собраться компанией и вообще – 'старая привычка'.
- 'Для дополнительного выходного'; 'лишний выходной для пьянки'; 'лишний повод собраться'; 'все привыкли – один <дополнительный> выходной'; 'так заведено'; 'по старой привычке'; 'все привыкли, что 7 ноября – праздник'; 'скорее традиция, передавшаяся от 7 ноября советского периода'
(открытый вопрос).
Связь Дня примирения и согласия с определенным историческим контекстом, с принимаемыми или же отвергаемыми значениями и смыслами прослеживается в суждениях примерно 9% респондентов. Ответы представителей этой типологической группы разделились на несколько смысловых блоков:
– 7 ноября должен оставаться Днем Революции, так как это не только и не столько дань определенной идеологии, сколько памятная дата, неразрывно связанная с конкретным историческим событием (4%);
- 'Лучше бы отмечался как День Октябрьской революции, как день памяти исторического прошлого'; 'это история страны, мы пережили это, и отказаться от этого будет глупо'; 'нельзя вычеркивать из жизни памятные дела'; 'это попытка выбросить из истории то, что нельзя выбросить или заменить чем-то другим'
(открытый вопрос).
– 'обобщенные' утверждения о необходимости 'знать и помнить' историю страны (3%);
- 'История страны должна сохраняться и поддерживаться правительством'; 'наши дети не знают истоков'; 'необходимо знать историю'; 'чтобы не забывать историю России'; 'чтобы помнили хоть как-то, это же история страны'
(открытый вопрос).
– этот день должен быть посвящен примирению 'старого' и 'нового', установлению связей между людьми разных поколений и идеологий (2%).
- 'Чтоб политики и люди разных идеологий помнили, что их конфликты приводят к смертям и бедам'; 'день примирения с революцией, с нашим прошлым'; 'примирение тех, кто был «за» и «против» революции'; 'примирить молодое поколение со старым, жившим в СССР'; 'примирить прошлое, сторонников старых идей со сторонниками новых, современных идей'; 'чтобы люди примирялись со своими политическими соперниками хоть раз в год и задумались о цели преобразований'
(открытый вопрос).
Таким образом, на основании приведенных данных можно сказать, что смысловая наполненность Дня примирения и согласия в сознании россиян оказывается очень скудной. В основном идея праздника считывается из его названия, а не является освоенной и принятой системой смыслов, идей и значений (лучше всего это демонстрируют ответы-перифразы: в ситуации опроса они появляются, когда человека вынуждают задумываться хоть и о простых, но все-таки о чуждых для него вещах). Спонтанность знаний и представлений о 'новом' 7 ноября отражается в неоднозначном отношении к вопросу о необходимости самого праздника: не зная его смысла, трудно представить себе, в чем может быть его ценность. Тем более что 'новому имиджу' противопоставлена сформированная традиция (как система ритуалов, так и система ассоциированных с праздником знаний и оценок), и главное – житейские привычки, связанные со 'старым' 7 ноября.
В этой связи неудивительно, что 44% россиян (по предпраздничному опросу 9-10 октября (Доминанты. Поле мнений. 2004. №41, 14 окт. (http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0441/domt0441/domt0441_4/d044112)) посчитали 7 ноября неподходящим днем для отмечания Дня примирения и согласия, хотя немало респондентов – 32% – в принципе согласились с уместностью именно этой даты для такого праздника. Примечательно, что в ответах представителей разных социально-демографических групп существенных отличий не обнаружено, хотя несколько чаще критическую позицию занимали респонденты с высшим образованием (56%) и жители мегаполисов (52%), а также сторонники КПРФ (65%).
В опросе, проходившем уже после праздника (13-14 ноября), россиянам задавался более определенный, конкретный вопрос – что бы они хотели: отмечать 7 ноября День Октябрьской революции либо День примирения и согласия, или же вообще не праздновать эту дату. За День революции высказались 52% опрошенных, за День примирения и согласия – 25%, сочли вообще неуместным что-либо праздновать в этот день – 9%. Разумеется, первую позицию чаще других занимали сторонники КПРФ (81%), люди социально неадаптированные (62%), имеющие неполное среднее образование (62%), а также представители старшей и средней возрастных групп (69% и 58%). Соответственно, со второй точкой зрения, как правило, соглашались социальные оптимисты (41%), молодые люди (43%) и не принимавшие участия в президентских выборах (30%). Значимых отличий относительно третьей альтернативы не обнаружено.
Сравнение данных двух опросов – пред- и постпраздничного – показывает: заметно выросла доля тех, кто видит в 7 ноября день важный и значимый (с 42% до 54%), и сократилось число не считающих его таковым (с 50% до 40%). Мы можем утверждать, что 'мобилизация' произошла главным образом среди тех, кто принимает 7 ноября именно как революционный праздник. Как видно из приведенной таблицы (Сделано это для того, чтобы выяснить, с чем связан рост субъективной значимости дня 7 ноября: с рос-том популярности идеи примирения или с актуализацией традиционного понимания праздника. Таблица строилась как пересечение двух вопросов: один - о важности, значимости / неважности, незначимости дня 7 ноября, другой - о нужности/ненужности Дня примирения и согласия. Комбинируя попарно вари-анты ответов на эти вопросы, мы получили четыре типологические группы (см. таблицу). Если респон-дент затруднился с ответом хотя бы на один вопрос, его относили к категории 'остальные'. Соответст-венно процентные доли вопроса о значимости / незначимости дня 7 ноября не совпадают с суммой долей по типологическим группам - из-за 'выпадения' затруднившихся с ответом.), в последнем опросе заметно увеличилась доля тех, кто признает для себя важность 7 ноября, но День примирения и согласия считает лишним и ненужным. А вот численность другой категории – признающих как важность 7 ноября, так и необходимость Дня примирения и согласия – осталась прежней.
|
День примирения и согласия... |
9-10 октября 2004 г. |
13-14 ноября 2004 г. |
7 ноября для меня... |
Важный, значимый день |
нужен |
22 |
23 |
не нужен |
14 |
25 |
Неважный, незначимый день |
нужен |
18 |
19 |
не нужен |
24 |
14 |
|
Таким образом, мы можем говорить о том, что прошедший праздник заставил россиян вспомнить именно 'старое' значение 7 ноября, тогда как смысловые ассоциации с идеей 'примирения и согласия' остались – де-факто – непроявленными и немобилизованными в сознании наших сограждан. Мы видим, что для большинства людей более важной (по разным причинам) оказывается связь этого дня с революционной эпохой, – они высказываются за сохранение праздника в его прежнем значении (напомним, так ответили 52%). Вместе с тем, не все занимают радикальную позицию: 'только День Революции, а примиряться и соглашаться – это пустое'. Третья часть из числа высказывающихся за то, чтобы день 7 ноября отмечался как годовщина Октябрьской революции (33% или 17% – по выборке в целом) считают необходимым также и существование Дня примирения и согласия.
Вопрос: Если говорить в целом, по Вашему мнению, нужен или не нужен в России такой праздник, как День примирения и согласия?
|
Все опрошенные |
7 ноября ... |
...следует отмечать День Великой Октябрьской социалистической революции |
...следует отмечать День примирения и согласия |
...не должно быть праздником |
Затрудняюсь ответить |
Доли групп |
100 |
52 |
25 |
9 |
14 |
Нужен |
46 |
33 |
86 |
24 |
36 |
Не нужен |
38 |
53 |
7 |
61 |
25 |
Затрудняюсь ответить |
16 |
14 |
6 |
16 |
39 |
|
Одновременно с этим, для существенной части сторонников Дня примирения и согласия сохраняется важность 7 ноября как исторической даты: 39% из них (или 10% от числа всех опрошенных) считают 7 ноября 'важным и значимым' днем – вне зависимости от того, каким будет имя этого праздника.
Вопрос: Для одних 7 ноября – особый день, важный, значимый. Для других 7 ноября не является особенным, важным, значимым днем. Если говорить о Вас лично, какая позиция Вам ближе – первая или вторая?
|
Все опрошенные |
7 ноября ... |
...следует отмечать День Великой Октябрьской социалистической революции |
...следует отмечать День примирения и согласия |
...не должно быть праздником |
Затрудняюсь ответить |
Доли групп |
100 |
52 |
25 |
9 |
14 |
Первая (важный, значимый день) |
54 |
75 |
39 |
13 |
31 |
Вторая (неважный, незначимый день) |
40 |
21 |
57 |
84 |
51 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
3 |
4 |
3 |
18 |
|
Таким образом, мы видим, что при несформированности и – одновременно – при кажущейся поляризованности мнений относительно Дня примирения и согласия, с обеих сторон есть немалые по численности группы, представители которых занимают промежуточные и, возможно, близкие позиции. Каждый третий сторонник сохранения революционной традиции праздника считает необходимым существование какой-то 'интегрирующей' и 'примиряющей' даты. Точно также как и каждый третий поддерживающий переименованное 7 ноября видит важность этой даты в ее ассоциированности с революционными событиями. Вместе с тем, за прошедшие со времени переименования годы новый праздник не приобрел самостоятельного и уникального значения в глазах россиян: опросы не могут зафиксировать появления устойчивых объясняющих и смыслообразующих схем. Одновременно и прежняя система смыслов в значительной мере утратила свою целостность и привлекательность, а соответственно – не смогла сохранить значимость 7 ноября для большого числа наших современников (Климов И. День 7 ноября: 'старый' порядок и 'революция' // Доминанты. Поле мнений. 2003. №43.(http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2003/dom0343/domt0343/domt0343_3/d034329). Правда, на стороне Дня Революции стоят привычка и традиция, а вот семиотические возможности Дня примирения оказываются практически неиспользованными.
|
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 13-14 ноября 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ДЛЯ ОДНИХ 7 НОЯБРЯ - ОСОБЫЙ ДЕНЬ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ. ДЛЯ ДРУГИХ 7 НОЯБРЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?
В ВАШЕМ ГОРОДЕ (СЕЛЕ) ПРОХОДИЛИ ИЛИ НЕ ПРОХОДИЛИ КАКИЕ-ЛИБО ОБЩЕСТВЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ДНЮ 7 НОЯБРЯ?
В ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ 7 НОЯБРЯ ОТМЕЧАЕТСЯ ДЕНЬ ПРИМИРЕНИЯ И СОГЛАСИЯ, ВМЕСТО ДНЯ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ БЫ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ 7-го НОЯБРЯ ОТМЕЧАЛСЯ ДЕНЬ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ИЛИ ДЕНЬ ПРИМИРЕНИЯ И СОГЛАСИЯ? ИЛИ ЖЕ ЧТОБЫ ДЕНЬ 7 НОЯБРЯ ВООБЩЕ НЕ ОТМЕЧАЛСЯ КАК ПРАЗДНИЧНЫЙ?
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НУЖЕН ИЛИ НЕ НУЖЕН В РОССИИ ТАКОЙ ПРАЗДНИК, КАК ДЕНЬ ПРИМИРЕНИЯ И СОГЛАСИЯ?
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЗАЧЕМ ПРАЗДНУЕТСЯ, ЗАЧЕМ ОТМЕЧАЕТСЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ ДЕНЬ ПРИМИРЕНИЯ И СОГЛАСИЯ?
(в % от числа опрошенных по России)
Этот день означает примирение и согласие |
|
17 |
Примирение и согласие в целом |
5 |
|
- 'В этот день в России был мир и согласие'; 'для примирения всех людей'; 'люди должны <жить> в мире и согласии'; 'люди должны помнить о согласии друг с другом'; 'надо мириться давно всему миру'; 'примиряет народ – надо жить в мире, такой праздник нужен'; 'примирить людей'; 'чтоб все люди жили в мире и согласии'; 'чтобы в обществе наступило согласие'; 'чтобы все жили в согласии'.
|
|
|
Разрешение конфликтов, сохранение мира |
4 |
|
- 'В стране нужен мир'; 'день примирения между Россией и странами ближнего зарубежья'; 'для укрепления мирной жизни'; 'мир в стране'; 'много войн'; 'помирить конфликтующие стороны мирным путем'; 'против войны'; 'ради мира всеобщего'; 'чтоб меньше войны было, понимание чтобы было у людей'; 'чтобы войны прекратились'.
|
|
|
Поддержание добрых отношений между людьми |
4 |
|
- 'Вдруг кто-то поссорился
– может помириться в этот день'; 'люди живут у нас, как собаки'; 'можно попросить прощения'; 'нас все время нужно мирить между собой'; 'примирение в семье'; 'располагает людей к доброте друг к другу'; 'ругаются, потом мирятся'; 'чтоб люди были добрее'; 'чтобы все жили мирно и никто не ругался'; 'чтобы все мирились в семье, друзья'; 'чтобы друг друга прощали'.
|
|
|
Дружба между народами |
3 |
|
- 'В наше время нужно примирение между народами'; 'в нашей стране сейчас межнациональная напряженность, для того чтобы были хоть какие-нибудь позитивы, празднуют этот день'; 'все народы примирились, и было согласие'; 'международное примирение'; 'нужно примирение между народами разных национальностей'; 'разногласий чтобы не было между нациями'.
|
|
|
Солидарность, сплочение людей |
2 |
|
- 'В целях объединения'; 'повод объединить, сплотить людей'; 'день солидарности'; 'сплотить народ между собой'; 'чтобы люди почувствовали единение'; 'чтобы не было разногласий в стране, чтобы было единение'; 'чтобы сплотить народ'; 'чтобы не было разногласий, конфликтов среди населения и правительства'; 'чтобы сплотить людей в борьбе с терактами'.
|
|
|
|
|
|
Это праздничный день |
|
10 |
Праздник, выходной, повод повеселиться |
7 |
|
- 'Водку пить! Шутка – отдохнуть три дня?..'; 'выходной чтобы был'; 'для дополнительного выходного'; 'для души'; 'для еще одного выходного дня'; 'лишний выходной для пьянки'; 'лишний выходной, да и только'; 'лишний повод для пьянки'.
|
|
|
Традиция |
4 |
|
- 'Все привыкли, что 7 ноября – праздник'; 'люди привыкли праздновать'; 'мы к нему привыкли'; 'по старой привычке'; 'скорее традиция, передавшаяся от 7 ноября советского периода'; 'так заведено'; 'так положено'.
|
|
|
|
|
|
Этот день связан с историей страны |
|
9 |
День 7 ноября должен остаться годовщиной революции |
4 |
|
- 'Лучше бы отмечался как день Октябрьской революции, как день памяти исторического прошлого'; 'не надо забывать праздники наши, и нам не нужны другие праздники'; 'непонятна позиция правительства: зачем отменять праздник, обижать стариков?..'; 'нельзя вычеркивать из жизни памятные дела'; 'это ...попытка выбросить из истории то, что нельзя выбросить или заменить чем-то другим'; 'это чтобы не праздновать День Великой Октябрьской революции'; 'это исторический праздник'; '...мы пережили это, и отказаться от этого будет глупо'.
|
|
|
Нужно знать свою историю |
3 |
|
- 'История есть история'; 'история страны должна сохраняться и поддерживаться правительством'; 'мы должны знать историю'; 'наши дети не знают истоков'; 'необходимо знать историю'; 'пусть молодежь знает историю'; 'чтобы дольше помнить историю страны'; 'чтобы не забывать историю России'; 'чтобы помнили хоть как-то – это же история страны'.
|
|
|
Это установление связей между людьми разных поколений и идеологий |
2 |
|
- 'Чтоб политики и люди разных идеологий помнили, что их конфликты приводят к смертям и бедам'; 'день примирения с революцией, с нашим прошлым'; 'попытка примирить новое и старое'; 'примирение тех, кто был «за» и «против» революции'; 'примирить всех, кто имеет обиду на прошлое'; 'примирить молодое поколение со старым, жившим в СССР'; 'КПСС пусть покается в своих грехах в этот день перед страной'; 'примирить прошлое, сторонников старых идей, со сторонниками новых, современных идей'; 'уменьшить разногласия между поколениями'; 'чтобы люди примирились со своими политическими соперниками хоть раз в год и задумались о цели преобразования'; 'это примирение Ельцина, демократов и коммунистов'.
|
|
|
|
|
|
Это искусственный праздник |
|
9 |
Это никому не нужный праздник |
7 |
|
- 'Бесполезный праздник'; 'выдумали мафиозники'; 'делать людям нечего'; 'для галочки нашему правительству'; 'мириться можно каждый день, для этого праздник не нужен'; 'нам легче не станет жить, что примиримся'; 'нам не с кем и не с чем примиряться'; 'нужно не праздники отмечать, а жизнь налаживать'; 'просто придумали'; 'успокоить народ'; 'чтобы прикрыться'.
|
|
|
Этот праздник придумал Б. Ельцин |
1 |
|
- 'Его придумал Ельцин'; 'Ельцину выгодно было'; 'по инициативе Ельцина'; 'придумал День примирения и согласия Ельцин'; 'так захотел Ельцин'; 'это придумал Ельцин, вот он пусть и празднует'.
|
|
|
|
|
|
Значение праздника непонятно |
|
7 |
- 'Вообще не понимаю такого праздника – с кем примиряться, с кем согласие?..'; 'вы мне скажите, кого с кем примирять?'; 'кто с кем примиряется и соглашается?'; 'мы не знаем, что мы празднуем: с кем мириться и соглашаться с чем, непонятно'; 'не знаем, с чем связан этот праздник'; 'не знаю, что за «примирение»'; 'не понимаю такого праздника'; 'непонятное название придумали – с кем надо примиряться?..'; 'он не празднуется и не отмечается по вине властей – ему нужно придать определенное значение, чтобы люди поняли, что праздновать'.
|
|
|
|
|
|
Один праздник заменили другим |
|
2 |
- 'Был праздник – его переделали'; 'вместо праздника Великой Октябрьской революции'; 'замена праздника Октябрьской революции'; 'надо было заменить один праздник на другой'; 'переименовали День Революции'; 'просто переименовали праздник'.
|
|
|
|
|
|
Примирение и согласие сейчас невозможны |
|
2 |
- 'А нет их – ни согласия, ни примирения'; 'как бы простой народ ни примиряли с олигархами, примирения не будет'; 'какое согласие между нами? Согласие между богатыми и бедными?'; 'не будет теперь ни примирения, ни согласия'; 'не может теперь быть согласия, а тем более примирения – много дров наломал Ельцин в Чечне'; 'нет у нас ни согласия, ни примирения – одни разбои и убийства'; 'о каком согласии может идти речь, если война уже больше 10 лет идет?..'; 'сейчас он неуместен, пока существует межнациональная рознь'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
2 |
- 'Властям он не нужен – могут быть митинги протеста против существующих властей'; 'издержки социалистического общества'; 'мы забыли про него – это не наше время'; 'он отойдет сам за ненадобностью'; 'пережиток прошлого'; 'праздник себя изжил'; 'скорее всего – с развалом Союза'; 'для экономики'; 'Кремль примиряется с олигархами'; 'можно спокойно ходить по улицам, не бояться в этот день'; 'мы и так примирились с нашей поганой жизнью'; 'примиряемся с тем, что есть в стране'; 'Советы убрали, вот и радуются'; 'чтобы люди процветали'; 'чтобы не напрягать общественную ситуацию, пусть каждый празднует, что хочет'; 'это – День Конституции'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
46 |
|
|
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 13-14 ноября 2004 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ДЛЯ ОДНИХ 7 НОЯБРЯ - ОСОБЫЙ ДЕНЬ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ. ДЛЯ ДРУГИХ 7 НОЯБРЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 9 | 3 | 4 | 3 | 42 | 46 | 14 | 35 | 28 | 32 | 38 | 47 | 53 | 34 | 37 | 29 | 18 | 34 | 36 | 12 | 19 | 34 | 35 | 6 | 12 | 16 | 40 | 26 | 25 | 11 | 14 | 23 | 6 | 16 | 5 | |
первая | 54 | 55 | 85 | 47 | 69 | 25 | 48 | 53 | 67 | 50 | 45 | 55 | 61 | 55 | 53 | 34 | 55 | 76 | 65 | 53 | 51 | 50 | 54 | 63 | 51 | 44 | 48 | 56 | 55 | 57 | 53 | 54 | 61 | 54 | 60 | 50 | 51 |
вторая | 40 | 40 | 14 | 49 | 28 | 65 | 46 | 42 | 31 | 43 | 49 | 39 | 34 | 39 | 41 | 59 | 39 | 20 | 28 | 42 | 44 | 45 | 37 | 34 | 44 | 54 | 47 | 40 | 38 | 38 | 43 | 37 | 33 | 41 | 32 | 46 | 45 |
затрудняюсь ответить | 5 | 5 | 1 | 4 | 2 | 9 | 7 | 5 | 2 | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 | 6 | 7 | 5 | 4 | 7 | 5 | 5 | 5 | 8 | 3 | 5 | 2 | 6 | 4 | 7 | 5 | 4 | 9 | 6 | 6 | 8 | 4 | 4 |
В ВАШЕМ ГОРОДЕ (СЕЛЕ) ПРОХОДИЛИ ИЛИ НЕ ПРОХОДИЛИ КАКИЕ-ЛИБО ОБЩЕСТВЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ДНЮ 7 НОЯБРЯ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 9 | 3 | 4 | 3 | 42 | 46 | 14 | 35 | 28 | 32 | 38 | 47 | 53 | 34 | 37 | 29 | 18 | 34 | 36 | 12 | 19 | 34 | 35 | 6 | 12 | 16 | 40 | 26 | 25 | 11 | 14 | 23 | 6 | 16 | 5 | |
проходили | 38 | 37 | 55 | 34 | 47 | 64 | 36 | 40 | 45 | 35 | 37 | 41 | 37 | 40 | 37 | 34 | 44 | 37 | 27 | 35 | 44 | 49 | 29 | 37 | 46 | 52 | 72 | 45 | 34 | 22 | 42 | 51 | 43 | 32 | 5 | 36 | 53 |
не проходили | 36 | 36 | 28 | 32 | 34 | 18 | 38 | 34 | 31 | 40 | 35 | 35 | 38 | 35 | 38 | 40 | 33 | 36 | 45 | 41 | 32 | 22 | 49 | 39 | 28 | 12 | 10 | 25 | 35 | 63 | 34 | 19 | 30 | 41 | 67 | 43 | 24 |
затрудняюсь ответить | 25 | 26 | 17 | 34 | 19 | 19 | 26 | 27 | 23 | 25 | 28 | 23 | 25 | 25 | 25 | 26 | 23 | 27 | 28 | 24 | 24 | 29 | 22 | 25 | 26 | 36 | 18 | 30 | 31 | 15 | 24 | 30 | 26 | 27 | 28 | 20 | 23 |
В ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ 7 НОЯБРЯ ОТМЕЧАЕТСЯ ДЕНЬ ПРИМИРЕНИЯ И СОГЛАСИЯ, ВМЕСТО ДНЯ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ БЫ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ 7-го НОЯБРЯ ОТМЕЧАЛСЯ ДЕНЬ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ИЛИ ДЕНЬ ПРИМИРЕНИЯ И СОГЛАСИЯ? ИЛИ ЖЕ ЧТОБЫ ДЕНЬ 7 НОЯБРЯ ВООБЩЕ НЕ ОТМЕЧАЛСЯ КАК ПРАЗДНИЧНЫЙ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 9 | 3 | 4 | 3 | 42 | 46 | 14 | 35 | 28 | 32 | 38 | 47 | 53 | 34 | 37 | 29 | 18 | 34 | 36 | 12 | 19 | 34 | 35 | 6 | 12 | 16 | 40 | 26 | 25 | 11 | 14 | 23 | 6 | 16 | 5 | |
День Великой Октябрьской социалистической революции | 52 | 51 | 81 | 45 | 73 | 30 | 47 | 52 | 64 | 47 | 37 | 54 | 62 | 52 | 51 | 30 | 58 | 69 | 62 | 50 | 49 | 51 | 50 | 59 | 50 | 45 | 45 | 50 | 56 | 52 | 55 | 41 | 56 | 51 | 59 | 48 | 53 |
День примирения и согласия | 25 | 27 | 10 | 29 | 13 | 33 | 29 | 25 | 15 | 30 | 41 | 22 | 15 | 26 | 24 | 43 | 18 | 12 | 18 | 27 | 25 | 26 | 25 | 21 | 27 | 26 | 28 | 28 | 21 | 26 | 23 | 26 | 21 | 27 | 15 | 31 | 16 |
чтобы день 7 ноября не отмечался как праздничный | 9 | 9 | 4 | 17 | 9 | 16 | 9 | 9 | 12 | 8 | 9 | 10 | 8 | 9 | 9 | 10 | 11 | 7 | 6 | 9 | 10 | 14 | 10 | 7 | 10 | 14 | 18 | 9 | 7 | 8 | 8 | 13 | 9 | 9 | 6 | 11 | 5 |
затрудняюсь ответить | 14 | 14 | 6 | 9 | 5 | 21 | 15 | 14 | 9 | 15 | 12 | 14 | 15 | 13 | 16 | 17 | 14 | 12 | 14 | 14 | 16 | 9 | 15 | 13 | 14 | 15 | 9 | 13 | 16 | 15 | 14 | 19 | 13 | 13 | 20 | 9 | 25 |
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НУЖЕН ИЛИ НЕ НУЖЕН В РОССИИ ТАКОЙ ПРАЗДНИК, КАК ДЕНЬ ПРИМИРЕНИЯ И СОГЛАСИЯ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 9 | 3 | 4 | 3 | 42 | 46 | 14 | 35 | 28 | 32 | 38 | 47 | 53 | 34 | 37 | 29 | 18 | 34 | 36 | 12 | 19 | 34 | 35 | 6 | 12 | 16 | 40 | 26 | 25 | 11 | 14 | 23 | 6 | 16 | 5 | |
нужен | 46 | 49 | 25 | 54 | 28 | 50 | 50 | 46 | 35 | 51 | 58 | 43 | 40 | 45 | 47 | 59 | 42 | 35 | 44 | 48 | 46 | 41 | 50 | 43 | 46 | 43 | 42 | 48 | 45 | 48 | 42 | 38 | 48 | 49 | 45 | 54 | 42 |
не нужен | 38 | 35 | 61 | 26 | 63 | 32 | 35 | 37 | 55 | 34 | 28 | 44 | 42 | 40 | 36 | 26 | 43 | 46 | 35 | 37 | 38 | 47 | 30 | 43 | 41 | 41 | 50 | 39 | 37 | 33 | 40 | 45 | 41 | 35 | 31 | 34 | 44 |
затрудняюсь ответить | 16 | 16 | 13 | 20 | 10 | 18 | 15 | 18 | 10 | 16 | 14 | 13 | 19 | 15 | 17 | 15 | 15 | 19 | 21 | 15 | 16 | 12 | 20 | 14 | 14 | 16 | 8 | 13 | 18 | 19 | 18 | 17 | 12 | 16 | 24 | 12 | 14 |
|
|