Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dominant2008/dom0821/d082123




Рост цен на продукты питания

29.05.2008 [отчет] [ Опрос населения ]




Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 24-25 мая 2008 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

По данным Росстата, инфляция в России за первые четыре месяца 2008 года составила 6,3%; цены на продовольственные товары за этот период выросли на 8%. ФОМ регулярно отслеживает мнения россиян по поводу инфляции, и недавно мы в очередной раз поинтересовались у респондентов, как они ощущают рост цен на продукты питания в своей повседневной жизни.

Подавляющее большинство опрошенных замечают рост цен на продукты. Лишь 2% респондентов заявили, что там, где они живут, за последний месяц цены на продовольствие не выросли. 66% участников опроса заявили, что в этом месяце цены на продовольствие росли быстрее, чем в предыдущем, 24% убеждены, что темпы роста были примерено такими же, и лишь 2% сочли их более низкими. Отметим, что по сравнению с аналогичным замером в конце марта, доля тех, кто говорит о более быстром росте цен, чуть сократилась (на 6 п.п.), зато выросла доля тех, кто считает его таким же, как в предыдущем месяце (на 4 п.п.).

Большинство респондентов (75%) говорят о значительном росте цен, и всего 17% – о незначительном.

Сильней всего, по мнению россиян, за последний месяц подорожали молочные продукты (сыр, творог, масло, сметана, кефир), хлеб и хлебобулочные изделия – о значительном росте цен на эти группы товаров говорят 62 и 63% респондентов соответственно (отметим, что в конце марта хлеб и хлебобулочные изделия упоминались в этом контексте чуть реже – 54%). Как и в марте, 43% опрошенных говорят об ощутимом росте цен на молоко, 41% – на мясные продукты (колбасы, сосиски, копчености и пр.), причем последнюю группу товаров респонденты на этот раз стали упоминать в полтора раза чаще. Каждый третий (как и в марте) говорит о заметном увеличении цен на свежее мясо. Чуть чаще, чем в марте, россияне говорят о росте цен на муку (23%) и крупы (21%), чуть реже – на свежие фрукты (16%) и овощи (19%).

Почти две трети опрошенных (60%) заявляют, что рост цен значительно ухудшил их материальное положение, особенно часто сообщают об этом представители наиболее социально уязвимых слоев: женщины, люди старшего возраста, малообразованные и малообеспеченные россияне. 24% опрошенных говорят, что рост цен лишь незначительно ухудшил их материальное положение; 10% заявили, что на их благосостоянии инфляция никак не сказалась (среди москвичей таковых 22%, среди высокообразованных граждан – 20%, среди тех, чьи доходы превышают 6 тыс. рублей, – 18%).

Мы поинтересовались у респондентов, жалующихся на ухудшение уровня жизни из-за роста цен, что они намерены в связи с этим предпринять. Наиболее «популярными» оказались пять возможных стратегий – в целом по выборке их называли от четверти до пятой части опрошенных1, однако частота упоминания каждой из них заметно варьировалась в зависимости от возраста, пола, образования, доходов респондентов и типа их населенного пункта.

Первую стратегию – «буду покупать меньше продуктов, отказываться от каких-то продуктов» – выбрали 29%; она оказалась наиболее характерна для пожилых, малообразованных респондентов (по 48%), людей с доходами до 3000 руб. (38%), женщин (36%) и жителей сел (35%).

Вторую стратегию – «буду покупать более дешевые продукты, чем покупаю сейчас», – предпочли 24% опрошенных; она также чаще озвучивалась пожилыми, малообразованными и малообеспеченными гражданами.

Другой вариант адаптации к инфляции – «буду искать продукты по более низким ценам, в более дешевых магазинах» – предпочли 26% россиян; чаще прочих – москвичи, жители мегаполисов и больших городов, т. е. тех населенных пунктов, где торговая инфраструктура развита хорошо и допускает возможность подобного выбора.

Еще один способ приспособиться к росту цен – «буду стараться заработать больше денег, найти другие источники дохода, чтобы сохранить прежний уровень потребления», – выбрали 25% опрошенных; самым популярным вариантом он оказался у молодежи (33%) и людей среднего (31–54 года) возраста (31%), а также высокообразованных респондентов (31%).

Наконец, каждый пятый участник опроса отметил такую позицию, как «буду стараться меньше покупать продуктов, больше выращивать или производить их у себя на даче/огороде/приусадебном участке»; вполне ожидаемо, что эта стратегия оказалась наиболее популярной среди сельских жителей (37%).

Прочие варианты адаптации к подорожанию продуктов нашли среди опрошенных немного сторонников: намерение покупать продукты впрок выразили 4%, выйти на улицу с протестами – 3%, обращаться в суд или к местным властям собираются менее 1%. Еще 8% россиян заявили, что не собираются ничего предпринимать.

Между тем, потенциал протестной активности в связи с ростом цен на продукты в обществе имеется, и ощутимый: на прямой вопрос, допускают ли они для себя возможность принять участие в акциях протеста против роста цен на основные продукты питания, 29% опрошенных ответили «да» (а среди малообеспеченных россиян – 37%); 62% такую возможность для себя исключили.

Мы поинтересовались у россиян их соображениями относительно того, почему растут цены на продукты.

Самая распространенная версия (ее придерживаются 21% опрошенных) – подорожание продуктов обусловлено ростом цен на газ, нефть, горючее, электроэнергию, и соответственно, перевозки: «повышение цен на топливо: газ, бензин, соляра»; «бензин дорогой, отсюда доставка дорогая, цена высокая»; «дорожает нефть и газ, вот цены и растут».

Еще 10% опрошенных связывают подорожание продуктов с инфляцией в стране в целом: «все дорожает, и продукты тоже»; «инфляция способствует этому». 3% объясняют это неблагоприятной ситуацией на мировых рынках и мировой инфляцией («всё дорожает не только у нас, но и в мире»; «мировой кризис»). 1% – ростом издержек производителей сельхозпродукции («в сельском хозяйстве работать тяжело, рискованно, поднимают цену, чтобы хоть как-то оправдать свои затраты»).

12% респондентов полагают, что причина роста цен на продовольствие – развал сельского хозяйства и недостаточное производство отечественных продуктов при засилье импорта: «видимо, сами производим мало, а закупаем много»; «все везут из-за границы, сельское хозяйство развалено».

Каждый девятый (11%) обвиняет в подорожании продуктов власти: их упрекают в отсутствии контроля над ценами («потому что раньше государство цены контролировало, а сейчас – никто»), в непродуманной экономической и социальной политике («нет ценовой политики»; «политика такая, вся против людей»; «правительству наплевать на народ»), в бездействии и плохой работе («потому что правительство принимает недостаточные меры по борьбе с инфляцией»; «от неправильных действий правительства»; «плохая работа министра сельского хозяйства»).

8% опрошенных усматривают причину роста цен на продовольствие в «произволе» и «сговоре» торговцев («как хозяин магазина захочет, такая цена и будет»; «перекупщики цены нагоняют»; «сговор поставщиков и торговцев»). 3% полагают, что инфляция стала следствием увеличения зарплат и пенсий («из-за повышения пенсии – тут же повышают цены на продукты»; «как только повышается зарплата и пенсия, сразу поднимаются цены»). Столько же респондентов убеждены, что цены «искусственно, специально повышают» и «кто-то на этом хочет заработать».

Кто-то объясняет подорожание продуктов неурожаем (2%), кто-то – высоким спросом на продукты питания («большая потребность в них, поэтому дорожают» – 1%), кто-то – сезонными факторами («весной всегда дорожают»; «всегда так: как лето, так цены подскакивают» – 1%). По 1% усматривают причины роста цен в политических факторах («выборы прошли – можно цены поднимать»), а также коррупции и беззаконии («коррупция в государстве»; «от безвластия»).

Мы также спросили у респондентов, могут или не могут, хотят или не хотят, по их мнению, власти, правительство сдерживать рост цен. Относительное большинство (41%) убеждены, что власти могут сдерживать рост цен на продовольствие, но не хотят этого делать. Каждый четвертый (26%) полагает, что власти хотят сдерживать рост цен, но не могут. Еще 15% уверены, что власти не могут и не хотят сдерживать рост цен на продукты, а 6%, наоборот, убеждены в противоположном: власти и хотят, и могут это делать.

Людмила Преснякова

1 Отметим, что респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа, поэтому сумма ответов превышает 100%.



По Вашим наблюдениям, в вашем городе (селе) в последний месяц цены на продукты питания растут или не растут? Если растут, то быстрее, чем в прошлом месяце, медленнее или примерно так же?

За последний месяц цены на продукты питания в целом выросли значительно или незначительно? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что цены на продукты питания не растут, - 98% от всех опрошенных.)

Какие продукты питания подорожали за последний месяц особенно сильно? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что цены на продукты питания не растут, - 98% от всех опрошенных. Карточка, не более пяти ответов.)

Как Вы думаете, почему дорожают основные продукты питания? (Открытый вопрос. Задавался всем респондентов, кроме заявивших, что цены на продукты питания не растут, - 98% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Подорожание горючего, газа, нефти, электроэнергии, подорожание перевозок 21
«Бензин дорогой, отсюда доставка дорогая, цена высокая»; «бензин дорожает – транспортировка дорогая»; «бензин дорожает, нефть, электроэнергия»; «ГСМ дорожают»; «дорожают нефть и газ, вот цены и растут»; «дорожает топливо»; «нефть растет в цене»; «повысилась квота на горючее и электроэнергию»; «повышается стоимость топлива»; «повышение цен на топливо газ, бензин, солярку».
Развал сельского хозяйства, нехватка российской сельхозпродукции, засилье импорта 12
«…Сами производим мало, а закупаем много»; «всё везут из-за границы, сельское хозяйство развалено»; «мало выпускается своей продукции»; «мало производим своего. В основном закупаем за границей. Из-за этого страдаем»; «не даем отпор иностранцам… При царе сами жили и пол-Европы кормили»; «не дают развиваться сельскому хозяйству»; «не работает сельское хозяйство».
Это результат проводимой государством политики 11
Отсутствие контроля за ценами со стороны властей6
«Власти не могут регулировать рынок»; «власть не следит за этим»; «государство не контролирует рост цен»; «местные власти не контролируют»; «мораторий сняли»; «нет единой закупочной цены и контроля»; «нет ценовой политики»; «потому что раньше государство цены контролировало, а сейчас – никто».
Неправильная, непродуманная политика, плохая работа правительства4
«Виноваты власти»; «государство виновато»; «от неправильных действий правительства»; «плохая работа министра сельского хозяйства»; «плохая работа правительства»; «политика у государства такая»; «…плохо работает правительство»; «…это из-за политики правительства».
Антинародная политика1
«Власти хотят сделать людей нищими»; «власть не думает о народе»; «политика такая, вся против людей»; «правительство не думает о пенсионерах»; «правительству наплевать на народ»; «продукты дорожают, чтобы народ беднел еще больше»; «с народа тянут последние соки»; «чтобы люди голодали».
Инфляция, все дорожает 10
«А все дорожает»; «везде и во всем идет подорожание»; «всё дорожает, и продукты тоже»; «всё растет в цене»; «печатают деньги, а экономика на нуле»; «потому что всё идет на подорожание»; «это нам объясняют инфляцией».
Произвол торговцев, сговор монополистов, большое количество перекупщиков 8
«Большое число посредников»; «за счет перекупщиков»; «бесконтрольность: между производителями и поставщиками еще десять посредников, которые ни за что хотят получить деньги»; «оптовые продавцы накручивают»; «сговор между продавцами»; «сговор поставщиков и торговцев»; «сговор, у нас – монополии»; «как хозяин магазина захочет, такая цена и будет»; «торговцы торбы свои набивают»; «хозяева магазинов как хотят, так и прибавляют»; «это владельцы ларьков наживаются».
Ситуация на финансовом рынке, внутренние и внешние экономические факторы, это общемировая тенденция 3
«Всё дорожает не только у нас, но и в мире»; «из-за доллара»; «мировой кризис»; «мировые цены тоже растут»; «рост цен на биржах»; «финансовый кризис»; «экономика нестабильная».
Это следствие повышения зарплат, пенсий 3
«В связи с повышением зарплаты»; «зарплату и пенсии увеличивают, поэтому и цены дорожают»; «из-за повышения пенсии – тут же повышают цены на продукты»; «как только повышается зарплата и пенсия, сразу поднимаются цены»; «повысили пенсию и зарплату, поэтому и цены растут».
Это искусственное повышение цен, оно делается сознательно, кому-то это выгодно 3
«Выгодно кому-то»; «искусственно поднимают цены»; «кто-то на этом хочет заработать»; «обогащаются все, кому не лень, за наш счет»; «просто это кому-то выгодно»; «так кому-то это надо»; «умышленно».
Неурожай, недостаточный запас продовольствия 2
«Был неурожай»; «где-то проблемы были с крупой и мукой, все это отражается на ценах»; «запасы на зиму исчерпались»; «из-за неурожаев»; «их просто мало»; «урожай плохой».
Высокозатратное производство, производителям приходится поднимать цены 1
«В сельском хозяйстве работать тяжело, рискованно, поднимают цену, чтобы хоть как-то оправдать свои затраты»; «затратная отрасль»; «дорого прокормить животных, произвести продукцию»; «дорогой комбикорм, скот держать невыгодно»; «основа для создания производства продуктов дорожает, поэтому и тянет за собой рост цен на готовую продукцию»; «производители закладывают все риски».
На эти продукты есть спрос, их все равно будут покупать 1
«Большая потребность в них, поэтому дорожают»; «из-за спроса»; «их все равно покупают»; «первой необходимости – потому и дорожают»; «потому что их берут»; «спрос большой на эти продукты»; «спрос на них – они необходимы».
Весной, летом всегда повышаются цены 1
«Весной всегда дорожают»; «всегда так: как лето, так цены подскакивают»; «как всегда: сезон посадки, так и цены повышаются»; «сезон, лето».
Воровство, коррупция 1
«Вышестоящие воруют легко»; «жадность тех, кто наверху»; «коррупция в государстве»; «коррупция, сверхприбыли».
Отсутствие порядка, беззаконие в стране 1
«Бесхозяйственность наша»; «делают что хотят»; «нет порядка…»; «от безвластия».
Это связано с прошедшими выборами, сменой власти 1
«В связи с инаугурацией нового президента цены были отпущены»; «выборы прошли, можно цены поднимать»; «из-за смены власти»; «потому что поменялся президент»; «смена правительства».
Другое 1
«Большая конкуренция с производителями»; «денег не хватает в правительстве»; «на то она и демократия – вот к чему привела»; «на этом выезжает страна»; «надо дать свободу мелкому бизнесу»; «народ разучился работать»; «один министр сказал: это не цены высокие, это зарплаты не хватает»; «с целью, чтобы в будущем генно-модифицированные продукты продавать по более низким ценам».
Затрудняюсь ответить, нет ответа 30

Рост цен на основные продукты питания ухудшил или не ухудшил материальное положение Вашей семьи? И если ухудшил, то значительно или незначительно? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что цены на продукты питания не растут, - 98% от всех опрошенных.)

Вы сказали, что рост цен на основные продукты питания ухудшил Ваше материальное положение. Что Вы собираетесь в связи с этим предпринять, сделать? (Ответы заявивших, что рост цен на основные продукты питания ухудшил материальное положение их семьи, - 84% от всех опрошенных. Карточка, любое число ответов.)

Как Вы считаете, власти, правительство могут или не могут, хотят или не хотят сдерживать рост цен на основные продукты питания? (Карточка, один ответ.)

Вы лично допускаете или исключаете для себя возможность принять участие в каких-либо акциях протеста против роста цен на основные продукты питания?


Приложение. Таблицы

По Вашим наблюдениям, в вашем городе (селе) в последний месяц цены на продукты питания растут или не растут? Если растут, то быстрее, чем в прошлом месяце, медленнее или примерно так же?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 36 36 28 11 34 35 19 19 38 29 8 12 17 37 25 26
не растут 2 3 2 4 2 1 3 2 2 3 1 2 3 0 2 3 3 1 3
быстрее 66 63 68 57 68 73 73 67 69 54 71 68 61 57 63 62 66 72 54
примерно так же 24 24 24 28 23 21 18 23 23 30 21 26 22 24 25 26 25 20 27
медленнее 2 2 3 3 3 2 2 2 1 5 3 1 4 3 4 5 2 1 4
затрудняюсь ответить 6 8 4 8 5 3 5 6 4 8 3 2 10 15 6 4 4 6 12

* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос "Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?" выбрали позиции "В последние сутки", "В последнюю неделю", "В последний месяц".


За последний месяц цены на продукты питания в целом выросли значительно или незначительно? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что цены на продукты питания не растут, - 98% от всех опрошенных.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 36 36 28 11 34 35 19 19 38 29 8 12 17 37 25 26
значительно 75 71 78 64 77 86 86 74 77 66 80 78 69 68 73 68 78 78 64
незначительно 17 19 16 24 16 10 6 19 17 22 15 17 20 20 18 26 15 15 23
затрудняюсь ответить 5 8 4 8 5 3 5 5 4 9 4 3 7 13 7 4 4 6 10

Какие продукты питания подорожали за последний месяц особенно сильно? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что цены на продукты питания не растут, - 98% от всех опрошенных. Карточка, не более пяти ответов.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 36 36 28 11 34 35 19 19 38 29 8 12 17 37 25 26
хлеб и хлебобулочные изделия 63 62 64 58 62 70 69 66 64 51 69 66 59 46 58 65 62 71 52
молочные продукты (сливочное масло, сыр, творог, сметана, кефир и пр.) 62 54 68 58 62 66 64 59 65 61 61 66 60 63 58 65 61 62 57
молоко 43 42 44 40 44 47 37 41 48 40 38 44 47 41 48 52 41 39 43
мясные продукты (колбаса, сосиски, копчености и пр.) 41 39 44 45 41 38 37 42 43 40 41 48 35 41 39 36 43 43 36
мясо свежее (говядина, свинина, баранина и пр.) 34 34 33 35 33 33 26 31 35 39 25 36 34 40 33 32 36 30 36
яйца 29 26 31 30 28 27 25 26 31 30 23 29 34 29 23 31 33 24 29
сахар 24 23 24 22 24 25 29 27 23 18 30 28 17 12 23 16 27 29 19
мука 23 19 27 17 23 31 28 24 25 17 29 27 18 5 25 26 21 30 14
крупы 21 17 24 16 22 25 23 23 22 14 31 23 15 9 21 16 19 30 13
свежие овощи 19 17 22 17 20 22 12 15 21 29 9 21 23 33 27 20 18 13 27
рыба свежая, свежемороженая 19 18 19 16 19 22 22 18 17 22 15 23 17 24 20 21 17 17 15
макаронные изделия 17 14 20 14 19 20 21 19 17 13 25 21 11 5 20 14 16 25 10
куры, птица свежая, свежемороженая 16 12 20 14 18 17 14 15 20 13 15 19 15 13 20 12 15 20 13
свежие фрукты 16 12 19 14 19 14 6 12 16 26 10 15 19 24 22 15 17 9 21
мясо свежемороженое (говядина, свинина, баранина и пр.) 12 12 12 11 13 13 8 11 14 14 8 11 15 18 15 9 11 13 12
конфеты, кондитерские изделия 11 9 12 12 10 10 9 12 12 8 14 12 9 2 13 9 9 16 9
алкоголь (в т.ч. пиво) 9 11 7 11 9 6 2 10 10 6 6 10 9 7 3 7 8 15 10
рыбная гастрономия (рыба копченая, соленая и пр.) 5 5 6 4 5 6 7 4 6 6 3 6 6 6 8 4 4 6 6
соки 4 4 4 4 5 4 5 3 4 5 4 4 5 4 6 1 4 6 5
мясные консервы (тушенка и пр.) 4 4 4 3 4 4 6 3 4 4 4 4 3 3 5 1 3 7 3
консервы из фруктов 3 3 4 3 3 3 3 4 3 3 5 3 2 1 3 0 3 7 4
консервы из овощей (салаты в банках, лечо, консервированные огурцы, помидоры и пр.) 3 3 3 4 3 3 4 4 3 3 3 4 2 2 2 0 3 6 2
рыбные консервы, изделия из рыбы 3 2 4 2 4 3 3 3 4 2 2 4 2 3 3 0 3 5 3
замороженные фрукты и овощи 3 3 3 3 3 3 4 3 3 3 4 3 2 3 3 0 2 7 3
соль 2 2 3 2 2 2 3 2 2 2 0 2 2 1 5 1 2 2 2
другое 4 4 4 3 4 5 9 5 3 2 6 4 3 2 1 6 5 3 2
затрудняюсь ответить 7 12 3 10 7 5 9 7 6 10 5 5 9 12 8 6 7 7 12

Рост цен на основные продукты питания ухудшил или не ухудшил материальное положение Вашей семьи? И если ухудшил, то значительно или незначительно? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что цены на продукты питания не растут, - 98% от всех опрошенных.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 36 36 28 11 34 35 19 19 38 29 8 12 17 37 25 26
не ухудшил 10 12 9 17 9 4 6 8 9 20 4 5 18 22 9 10 11 6 22
значительно 60 54 65 44 62 77 73 66 61 42 81 67 44 52 58 51 58 72 36
незначительно 24 26 22 31 24 16 14 20 25 33 12 23 31 26 27 34 22 17 34
затрудняюсь ответить 4 5 3 5 4 2 4 4 3 3 1 3 3 0 3 2 5 4 5

Вы сказали, что рост цен на основные продукты питания ухудшил Ваше материальное положение. Что Вы собираетесь в связи с этим предпринять, сделать? (Ответы заявивших, что рост цен на основные продукты питания ухудшил материальное положение их семьи, - 84% от всех опрошенных. Карточка, любое число ответов.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 36 36 28 11 34 35 19 19 38 29 8 12 17 37 25 26
буду покупать меньше продуктов, отказываться от каких-то продуктов 29 20 36 18 26 48 48 27 28 25 38 34 22 29 19 31 27 35 15
буду искать продукты по более низким ценам, в более дешевых магазинах 26 22 29 21 26 31 33 27 25 20 33 26 23 34 26 31 25 21 18
буду стараться заработать больше денег, найти другие источники дохода, чтобы сохранить прежний уровень потребления 25 29 22 33 31 7 9 25 26 31 21 24 30 21 25 27 26 23 33
буду покупать более дешевые продукты, чем покупаю сейчас 24 21 27 14 24 38 37 25 25 17 30 30 17 23 23 27 24 24 12
буду стараться меньше покупать продуктов, больше выращивать или производить их у себя на даче / огороде / приусадебном участке 20 18 23 14 26 22 23 20 24 14 33 23 15 9 10 16 18 37 13
буду покупать продукты впрок 4 3 6 4 4 5 4 5 5 3 3 5 4 2 5 6 4 5 3
буду участвовать в акциях протеста 3 2 3 2 3 4 2 4 3 2 5 3 2 2 1 4 1 6 1
обращусь к представителям местной власти 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1
обращусь в суд 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
другое 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 0 2 2 1 0 1 1 2 1
ничего не буду делать 8 9 6 9 7 7 9 7 7 10 8 7 8 8 16 4 9 5 9
затрудняюсь ответить 4 3 4 4 4 2 2 5 3 2 2 3 3 3 3 2 5 3 4

Как Вы считаете, власти, правительство могут или не могут, хотят или не хотят сдерживать рост цен на основные продукты питания? (Карточка, один ответ.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 36 36 28 11 34 35 19 19 38 29 8 12 17 37 25 26
власти хотят и могут сдерживать рост цен 6 6 7 8 6 5 2 6 8 7 5 6 8 4 13 7 6 4 6
власти хотят, но не могут сдерживать рост цен 26 24 27 30 23 25 26 26 24 30 27 26 27 33 25 27 23 27 28
власти могут, но не хотят сдерживать рост цен 41 43 40 37 45 42 36 40 45 40 38 42 41 37 39 39 44 42 43
власти не хотят и не могут сдерживать рост цен 15 17 13 12 16 15 15 15 14 16 17 16 13 17 16 13 12 17 14
затрудняюсь ответить 12 10 13 13 9 13 21 13 10 7 13 11 11 10 8 14 14 10 9

Вы лично допускаете или исключаете для себя возможность принять участие в каких-либо акциях протеста против роста цен на основные продукты питания?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 36 36 28 11 34 35 19 19 38 29 8 12 17 37 25 26
допускаю 29 30 29 25 32 32 28 33 31 21 37 29 30 20 30 27 30 33 23
исключаю 62 62 63 67 59 61 65 58 60 73 55 62 64 78 60 66 60 59 69
затрудняюсь ответить 8 8 8 8 8 7 8 9 8 6 8 9 7 3 9 7 10 8 9