Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/finfo/finfo1995/of1995_43/of19954301 Электоральные намерения россиян накануне регистрации партий 03.11.1995 [отчет] [ Светлана Мигдисова, Елена Петренко, Татьяна Захарова, Анна Воронцо-ва, Дмитрий Чубуков ] Результаты выборов и результаты предвыборных социологических опросов населения могут существенно различаться. Особенно такие расхождения характерны для обществ со слабой укорененностью демократии, для посттоталитарных режимов. В этих случаях опросы фиксируют скорее некие – чаще всего конформистские – умонастроения, идеологические штампы, имеющие широкое хождение в массовом сознании. Тогда как результаты голосования являются следствием реального поведения избирателей, их осознанного электорального выбора. Другой фактор, который в любом типе обществ разводит результаты опросов и результаты голосования, связан с появлением в день выборов "нового электората": избиратели, пришедшие к урнам, могут сильно отличаться и по составу, и по структуре умонастроений от тех, кто раньше отвечал на вопросы социологов о своих электоральных предпочтениях. Тому виной совсем не изъяны в методике социологических опросов. Дело в том, что в ряды голосующих вливается значительная часть избирателей, которая в опросах не сообщала о своих электоральных намерениях. Это избиратели, принявшие решение, за кого голосовать, накануне или в день выборов. Судя по нашим данным, двое из каждых трех не определившихся с выбором избирателей намерены принять решение лишь за несколько дней до выборов или непосредственно в день голосования. Они составляют сегодня 15% от списочного состава российского электората. Учитывая, что в России проведение демократических выборов практически только начинается, электоральное поведение этой части избирателей трудно предсказать. И все же сравним: (1) что думают избиратели относительно результатов выборов (ответы на вопрос: "КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЗА КАКИЕ ПАРТИИ ПРОГОЛОСУЮТ МНОГИЕ?"); (2) каким партиям симпатизируют те, кто уже определил, или (3) пока еще не определил, за кого проголосует (можно было дать несколько ответов; данные в % от числа опрошенных):
Как видно из этих данных, сегодня прогноз избирателей значительно расходится со структурой электоральных намерений как определившихся, так и не определившихся с выбором. |