Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/finfo/finfo1996/757_1724/of19962802




Поведение москвичей при покупке товаров

18.07.1996 [отчет] [ Анна Петрова, Анна Воронцова ]




Очередное исследование, проведенное на базе проекта "Российское дневниковое изучение аудиторий средств массовой информации" (РДИ-СМИ), выявило некоторые особенности потребительского поведения населения столицы.

Только каждый десятый опрошенный москвич (10%) обычно выбирает самый лучший товар, сколько бы он ни стоил. Подавляющее же большинство всегда стремится приобрести хороший, но относительно недорогой товар (63%). Однако это требует определенных усилий, и 38% опрошенных утверждают, что никогда не жалеют времени и сил, чтобы найти такой товар. Лишь 17% москвичей предпочитают покупать то, что "подворачивается под руку", не утруждая себя поиском.

Москвичи – консерваторы в своем потребительском поведении: только 6% из них отдают предпочтение новым, пока еще не знакомым товарам. Остальные всегда или чаще всего приобретают традиционные, хорошо известные товары. Из двух одинаковых товаров каждый третий москвич склонен выбрать отечественный, а каждый пятый – импортный. Чаще же (43%) люди более гибко подходят к этой проблеме и выбирают вещь независимо от того, отечественная она или импортная, а исходя из других критериев оценки.

Среди москвичей 29% готовы ради экономии денег потратить время и стоять в очереди. Но сегодня уже заметно больше тех, кто отказывается приобретать что-либо, отстояв очередь, а предпочитает в случае необходимости переплатить или купить что-то другое, лишь бы не "участвовать в толкучке" (43%).

Что касается продовольственных товаров, то москвичи нечасто задумываются об их качестве и пользе для здоровья. Только треть жителей столицы (33%) отказывается от покупки тех продуктов, которые им вредны, как бы они их ни любили. А 28% покупают все, что им нравится и доступно по цене, практически не задумываясь о том, как данный продукт влияет на здоровье.

Когда же речь заходит о покупке вещей, то москвичи проявляют большую осмотрительность: 60% всегда внимательно обдумывают такую покупку, взвешивая все "за" и "против", и только 22% действуют по наитию, эмоционально – покупают сразу, если товар понравился. Соображения престижа мало заботят московских потребителей: 60%, судя по их ответам, при покупке не заботятся о том, что о них подумают окружающие. Всегда или почти всегда учитывают этот фактор только 8% опрошенных москвичей.

Влияние рекламы на выбор ими того или иного товара отметили 17% респондентов: эти люди утверждают, что реклама дает им важную информацию о товарах. Каждый третий москвич обращается к рекламе в отдельных случаях, воспринимает ее критически, но не отвергает как обязательно лживую. Однако гораздо больше тех, кто, по их словам, не верит рекламе и не обращает на нее внимания (41%).

Прежде чем совершить ответственную покупку, 34% опрошенных всегда советуются со "знающими людьми". Еще 30% предпочитают никогда ни с кем не обсуждать данную проблему (их "совершенно не волнует, что другие думают о товаре, который я хочу купить"). Немногим меньше тех, кто не придерживается твердых правил в этом вопросе, а действует по обстоятельствам (26%).

Исследование из серии "Маркет-Лоция" при поддержке "Vis Vitalis". Апрель 1996 года. 1378 респондентов.