Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/finfo/finfo2001/217_9942/of012201




Что движет журналистами?

21.06.2001 [отчет] [ Петрова А.С. ]




Каковы, по мнению рядовых граждан, истинные мотивы журналистской работы, зачем вообще нужны журналисты?

Чтобы узнать мнение респондентов на этот счет, их попросили закончить фразу: "ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ, ГОВОРЯТ, ВЫСТУПАЮТ, ЧТОБЫ..." Поделились своими мыслями 83% опрошенных.

Большинство россиян считает, что основной мотив работы журналиста - это стремление честно информировать общество о событиях, "нести правду в массы", "чтобы мы знали истинное положение вещей" (47%).

По мнению 22% респондентов, главная цель журналистов - просто заработать деньги, чтобы "прокормить семью", "обеспечить себя материально", т.к. журналистика - "это работа, как и все остальные".

Другие мотивы назывались значительно реже (данные в % от числа опрошенных):

  • удовлетворить свои амбиции, сделать карьеру
  • 7
    "сделать себе имидж"; "прославиться, стать популярным"; "иметь успех"

  • позитивно повлиять на жизнь в России
  • 6

    "чтобы в России произошли наконец, перемены к лучшему"; "чтобы жизнь улучшалась - нас защищают"; "чтобы были порядки в стране"

  • выполнить заказ владельцев СМИ
  • 3
    "освещать мысли тех, кто им платит деньги"

  • манипулировать общественным мнением
  • 2

    "воздействовать на население в нужном направлении для каких-либо партий"

  • будоражить общество сенсациями, вносить смуту в умы
  • 2
    "добыть сенсацию, шокировать население"; "чтобы людей с ума свести"

  • высказать свое мнение, заявить о своей позиции
  • 1
    "высказать свою субъективную точку зрения"

  • поднять рейтинг своего СМИ
  • 1

    "увеличить тираж"; "чтобы обратили внимание именно на их газету или

    Таким образом, лишь незначительная доля опрошенных утверждает, что журналисты преследуют недостойные или сомнительные цели. Большинство же респондентов считает мотивы работы журналистов честными и благородными - объективное информирование ради позитивных перемен в жизни общества.

    Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения. 16 июня 2001 года. 1500 респондентов.