Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/finfo/finfo2003/820_829/of032106




Фильм "Идиот"

05.06.2003 [отчет] [ Петрова А. ]




Большинство россиян (54%), по их признанию, не читали роман Ф.М.Достоевского "Идиот" (читали - 39%). Впрочем, среди людей с высшим образованием читали роман 68%.

Одноименный многосерийный фильм, недавно показанный по РТР, смотрели - полностью или не полностью - 28% россиян, однако знали об этой премьере 69%. Как правило, россияне видели телефильм не полностью (74% от всех, кто смотрел этот телесериал). Только четверть зрителей посмотрели все 10 серий от начала до конца (25%). Подавляющему большинству тех, кто видел телефильм хотя бы частично, он понравился (64%), а 21% - не понравился.

Чем же привлекла россиян экранизация романа Достоевского? Чем он был интересен, почему привлек внимание зрителей?

Респонденты в первую очередь высоко оценили художественный уровень фильма, игру актеров, работу сценариста и режиссера ("просто влюбилась в игру актеров"; "интересное решение режиссера"; "несильное расхождение с книгой") - 8%.

Для 7% главный интерес состоял в том, что сериал - экранизация классики. Одним было интересно узнать содержание книги, которую они не читали, другим - посмотреть, как удастся экранизировать роман, третьи вообще любят Достоевского, четвертым было интересно сравнить новую экранизацию с прежними ("я люблю произведения Достоевского"; "классика русская, великое произведение"; "интересно, как книгу на фильм переложили"; "познакомился в какой-то мере с Достоевским"; "интересно было сравнить его со старым фильмом").

5% отметили, что они смотрели этот телесериал, так как их увлекло содержание фильма, сюжет, философские идеи, которых нет в "надоевших" боевиках, детективах, "развлекалочках". Некоторые сделали для себя неожиданные открытия и обобщения ("поразило, что старое общество было намного человечнее нашего"); интересен был "моральной стороной, культурой, которую мы потеряли"; тем, что "конкретно показана духовность российских людей"; "пропаганда добра, всеобщей любви и всепрощения"; "там социальные проблемы поднимаются - к нашим временами они подходят".

В итоге большинство видевших фильм оценили его как "необычный и особенный для российского телевидения" (51%), и высказали пожелание, чтобы последнее показывало больше подобных фильмов (70%).

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения. 31 мая 2003 года. 1500 респондентов.