Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/finfo/finfo2003/fi0342/of034204




"Плакаты с честными глазами"

30.10.2003 [отчет] [ Петрова А.С. ]




По мнению большинства россиян, сегодня партии и кандидаты в ходе предвыборной борьбы чаще прибегают к нечестным методам ведения агитации (59%), чем к честным (9%).

Респондентов попросили пояснить, что они понимают под "честными" и "нечестными" методами предвыборной борьбы, и привести примеры.

На вопрос о честной агитации ответили только 12% участников опроса. Они назвали такие методы: "встреча с избирателями, учет их мнений, требований"; "статьи в газетах, выступления по ТВ"; "выступления в прямом эфире, когда им задают вопросы"; распространение агитационных листовок, плакатов; "подробная информация о партии или кандидате"; "рассказ о проделанной работе в предыдущие годы" и "о своих реальных результатах".

Среди нечестных методов респонденты чаще всего называют подкуп избирателей, раздачу "денег и водки", проведение банкетов, на которых "поят бесплатно вином" (11%).

7% опрошенных считают нечестным методом агитации популистские высказывания, невыполнимые обещания ("обещания сплошные, которые потом не исполняют, - они о них забывают сразу, как голоса набрали").

Клевету на соперников назвали среди нечестных методов предвыборной борьбы 5% респондентов ("интриги, черный пиар, очернение противника"; "выливать грязь, белое в черное переводить").

Нечестно, считают 2% участников опроса, приписывать себе несуществующие достоинства и заслуги, "говорить, что они самые хорошие люди, хвалить себя".

6% причисляют к нечестным методам агитации любой обман - от "невинного", "когда людям лгут", до уголовного, когда совершается "подлог", "подтасовка", "шантаж", "нарушение закона".

1% респондентов считают нечестным использование некоторыми кандидатами "административного ресурса", своего служебного положения или публичную поддержку президентом определенной партии.

Какие же партии злоупотребляют доверием избирателей и используют нечестные методы ведения агитации - а какие ведут предвыборную борьбу в основном честно? "Лидером" по использованию нечестных методов оказалась, по оценке респондентов, ЛДПР, а "самой честной" - "Единая Россия" (данные в % от числа опрошенных):
Партии и политические блоки Чаще пользуются D
честными методами нечестными методами
"Единая Россия" 12 4 +8
КПРФ 9 8 +1
"Яблоко" 4 7 -3
СПС 3 8 -5
ЛДПР 3 16 -13
Аграрная партия 3 3 -
Блок "Родина" 2 2 -
Народная партия РФ 1 3 -2
Блок "Партия возрождения России - Российская партия жизни" 1 3 -2
Блок "Великая Россия - Евразийский союз" - 3 -3
Блок "Новый курс - Автомобильная Россия" - 2 -2

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 25 октября 2003 года. 1500 респондентов.