Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/finfo/finfo2004/of0419/of041906




Школа вчера и сегодня

27.05.2004 [отчет] [ Петрова А. ]




Около половины наших сограждан полагают, что сегодня в России качество школьного образования - ниже, чем было в советское время. За последние несколько лет доля убежденных в этом несколько сократилась, но сократилось и число тех, кто разделяет противоположное мнение (данные в % от числа опрошенных):
По сравнению с советским временем качество школьного образования в России... Август-2001 Май-2004
...стало лучше 21 17
...осталось таким же 19 16
...стало хуже 50 46
Затруднились ответить 11 20

Тех, кто считает, что качество образования улучшилось или ухудшилось, спросили: почему, по какой причине это произошло.

Респонденты, высказавшиеся в пользу современного образования, ссылаются на то, что сегодня в школах лучшие, по сравнению с прежними временами, программы и методики ("появились спецклассы"; "иностранный язык - с первого класса"; "больше интересных появилось предметов", "исчезли ненужные предметы", "программы сложные сейчас") - 5%. Также отмечается, что за последние годы улучшилось техническое оснащение школ, появились компьютеры, дети получили доступ к новым источникам информации ("доступ к интернету, много разного, много нового") - 5%. Наконец, 1% опрошенных полагают, что улучшилась "идеология" обучения: подход к детям стал индивидуальным, появились школы с разным профилем обучения, с учителей сняли "рамки советского режима" - они стали "раскрепощенными", у них появилась "свобода для творческого самовыражения".

Те же, кто считает, что нынешнее образование хуже советского, видят причины этого в плохом финансировании школ, в том, что учителя мало получают ("плохая материальная база"; "учебников нет из-за дороговизны"; "мало платят педагогам") - 19%.

7% респондентов в качестве причины ухудшения качества школьного образования называют постоянные эксперименты, нестабильность, причем сегодняшние школьные программы одни считают слишком усложненными, а другие, напротив, до предела упрощенными ("слишком много экспериментальных программ"; "требования ниже"; "очень заумно все преподают"; "как-то все стало упрощенно"; "раньше развивали мышление, а сейчас - калькуляторы").

Отмечается, что в школе изменились отношения между детьми и преподавателями: учителя относятся к ученикам с безразличием, дети, в свою очередь, не уважают учителей ("дети - сами по себе, учителя - сами по себе, нет единых стремлений"; "раньше учителей уважали, а теперь - нет") - 6%. У школьников снизился интерес к учебе, снизились дисциплина, уровень культуры и морали, молодое поколение плохо воспитано ("у детей нет интереса к учебе"; "дети - обкуренные дебилы, совершенно нет дисциплины"; "тогда было строго, порядок был в школе") - 6%.

5% объясняют снижение качества обучения тем, что в школу не идут квалифицированные преподаватели, учителей часто не хватает ("плохие кадры"; "отток специалистов"; "недостаток учителей"), а 2% акцентируют внимание на том, что в сложившейся ситуации виновато государство, которое "бросило образование" ("государство не уделяет школе внимания - образование должно быть одним из главных направлений внутренней политики").

Некоторые (5%) полагают, что причина ухудшения качества образования кроется в коррумпированности школы, учителей, директоров, в том, что отношение к детям в школе зависит от платежеспособности их родителей ("тогда работали на совесть все, а сейчас - за подарки"; "на первом месте - выгода и деньги").

Фонд "Общественное мнение". Всероссийские опросы городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 11 августа 2001 года и 22 мая 2004 года. По 1500 респондентов.