Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/finfo/of0614/of061422




Национальный проект "Образование"

24.03.2005 [отчет]




Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0614/domt0614_3

Российские граждане, как и месяц назад, считают ситуацию в сфере образования преимущественно "плохой" и "удовлетворительной" (соответственно 38% и 36%; месяц назад – 36% и 37%). Оценку "хорошо" дают 8% респондентов (в прошлом опросе – 10%); 14% затруднились оценить положение дел в этой сфере.

Характеризуя ситуацию в сфере образования в своем районе, респонденты несколько реже выставляли "плохие" оценки (33%) и несколько чаще – "хорошие" (11%). Аналогичная тенденция фиксировалась в прошлом опросе (30% "плохих" и 14% "хороших" оценок).

Респонденты, у которых есть дети, внуки, племянники или другие близкие родственники, в данный момент учащиеся в школе (таковых среди опрошенных оказалось 48%), оценивают положение дел в образовании – как в общероссийском, так и в местном масштабе – примерно так же, как и остальные участники опроса. Однако те конкретные школы, в которых учатся их собственные дети, внуки или другие близкие родственники, вызывают у этих респондентов гораздо большее удовлетворение: 67% из них сказали, что "их" школа им нравится (по данным прошлого замера – 60%), 18% – что не нравится (в прошлый раз – 23%); 14% ответить затруднились.

Показатели осведомленности населения о национальном проекте в сфере образования практически не изменились с прошлого опроса: 13%, по их словам, "знают" о проекте (11% в прошлом замере), 27% опрошенных "что-то слышали" о нем (было – 28%); впервые услышали об этом нацпроекте от интервьюера более половины респондентов (56%; столько же – месяц назад).

Характерно, что люди, "знающие" о нацпроекте "Образование", заметно чаще остальных оценивают положение дел в этой сфере как плохое (60% – общероссийскую ситуацию, 53% – ситуацию с образованием в своем районе). Отметим, что среди "информированных" респондентов высока доля тех, кто имеет родных или знакомых, работающих в школе (50%; в среднем по выборке – 32%), или сам работает в среднем общеобразовательном учреждении (8% – против 2% по выборке). Причем более трети "информированных" (37%) слышали отзывы о проекте со стороны работников образования: 19% – только отрицательные, 10% – только положительные, 8% – как положительные, так и отрицательные.

В целом по выборке доля людей, которым приходилось слышать высказывания работников образования по поводу перемен, происходящих в соответствующей сфере, составляет 10%. О положительных переменах в школьном образовании слышали 3% опрошенных, об отрицательных – 4%, о тех и других – 3% (практически такое же распределение было получено в предыдущем опросе).

Респондентов спросили, какие отзывы о национальном проекте они слышали. Как и в прошлый раз, далеко не всегда говорилось о переменах, связанных именно с реализацией нацпроекта. Так, опрошенные упоминали о повышении базовой зарплаты учителя, о коммерциализации образования, об изменениях в образовательных программах ("был спор – внедряют всякие сексуальные программы для детей в школе"), критиковали ЕГЭ и т. д. Были, впрочем, упомянуты и нововведения, которые действительно предусмотрены национальным проектом: доплата за классное руководство, премии лучшим учителям, развитие материально-технической базы школ.

Ирина Шмерлина

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 6 апреля 2006 года. 1500 респондентов.