Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/finfo/of0622/of062222




Национальный проект "Образование"

08.06.2006 [отчет]




Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0622/domt0622_3

Очередной опрос засвидетельствовал некоторое снижение доли россиян, не имеющих никакого представления о национальном проекте "Образование": если в марте, апреле и мае она составляла 56–57%, то сейчас – сократилась до 50%. При этом число "знающих" об этом проекте с прошлого замера не изменилось (14%), но заметно, с 24 до 31%, выросла доля тех, кто "что-то слышал" о нем.

По уровню осведомленности респонденты, чьи дети или внуки (братья, сестры, племянники) учатся в школе, не отличаются от прочих участников опроса.

Люди, чьи родные или знакомые работают в школах (таковых в выборке – 31%), а также те, кто сам работает в школе (2%), демонстрируют более высокий уровень осведомленности, чем другие респонденты. Каждый четвертый (26%) представитель данной категории по его словам, "знает" о проекте (месяц назад – 20%; в марте – 17%), а доля тех, кто впервые услышал о нем от интервьюера, составляет здесь 42%.

Доля людей, которым приходилось слышать высказывания работников образования по поводу перемен, инициированных нацпроектом "Образование", остается практически неизменной на всем протяжении мониторинга: по данным последнего опроса, она составляет 13%. О положительных переменах в школьном образовании слышали 3%, об отрицательных – 4%, о тех и о других – 6% опрошенных.

Судя по ответам на открытый вопрос, какие именно отзывы приходилось слышать респондентам, работники образования обсуждают прежде всего проблему учительских заработков и, в частности, доплаты за классное руководство. Некоторые высказываются в позитивном или нейтральном тоне ("доплаты стали" – 3% ответов); другие выражают недовольство по поводу незначительности, несправедливости распределения доплат, в целом низкой зарплаты учителей ("чуть-чуть учителям стало легче жить, хватает на хлеб, а вот на масло – нет"; "повышение очень низкое, и не всем дали эти деньги"; "добавили всего 15% к зарплате" – 2%). Вторая тема, звучащая при обсуждении национального проекта, связана с финансированием школ и улучшением их материально-технической базы ("выделяются большие финансовые средства, и видел результат их вложения"; "компьютер появился в школе"; "...компьютеризация школы, подключение школ Башкирии к интернету" – 2%).

Ситуацию в российском школьном образовании граждане стабильно (на протяжении всего времени мониторинга) оценивают преимущественно в категориях "удовлетворительно" – 35% и "плохо" – 35% (3 месяца назад – 37% и 36% соответственно). К оценке "хорошо" респонденты прибегали в 10% случаев (столько же – в мартовском и майском опросах); 21% затруднились оценить положение дел в сфере образования. Ситуация в местной системе образования квалифицируется примерно так же.

Обращают на себя внимание суждения "информированных" участников опроса – тех, кто, по их словам, "знает" о национальном проекте. В целом для них характерен повышенный негативизм ~ они чаще других респондентов оценивают положение дел в образовании (как на общероссийском, так и местном уровне) как плохое. При этом их ответы обнаруживают достаточно сложную динамику. Месяц назад мы фиксировали заметное смягчение "негативизма" этой группы: если в апреле доли оценок "плохо", "выставленных" общероссийскому и местному образованию, составляли 60% и 53% соответственно, то в мае соответствующие показатели существенно снизились (до 44% и 39%). Сегодня наблюдается обратная тенденция: о "плохой" ситуации в общероссийском и местном школьном образовании заявляют 53% и 49% "информированных" респондентов соответственно. Возможно, эти перемены обусловлены реакцией данной категории респондентов на информацию, касающуюся хода реализации нацпроекта.

Ирина Шмерлина

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 8 июня 2006 года. 1500 респондентов.