Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/finfo/of2005/of0506/of050602




Общественный транспорт: качество, цены, льготы

10.02.2005 [отчет]




Результаты исследования полностью см.: http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/edom0506/domt0506_2

Две трети россиян регулярно пользуются общественным транспортом (сказали, что обходятся без регулярных поездок, 32% опрошенных). Основным средством повседневного передвижения россиян является автобус (им регулярно пользуются 46% опрошенных); второе место - за маршрутным такси (30%). Прочие виды общественного транспорта систематически обслуживают гораздо меньшую долю россиян - от 4% до 9%. Отметим, что автобус удерживает лидерство даже в Москве: его пассажирами регулярно становятся 66% столичных жителей, тогда как пассажирами метро - 62%.

В целом удовлетворение работой общественного транспорта выражает половина участников опроса (49%), а недовольство - треть (32%). Ситуация в данной отрасли, таким образом, воспринимается россиянами как более или менее благополучная. Более того, респонденты чаще говорят, что за последние два-три года общественный транспорт в их местности стал работать лучше (28%), нежели отмечают сдвиги к худшему (17%). Не замечают перемен в этой сфере 41% респондентов.

Заслуживает внимания тот факт, что москвичи, которым, очевидно, приходится проводить в общественном транспорте больше времени, чем жителям любого другого населенного пункта, чаще выражают недовольство его работой (48%), чем удовлетворенность (41%). В этом отношении столичные жители практически в равной мере отличаются и от населения других российских мегаполисов (там довольны работой общественного транспорта 53% опрошенных, недовольны - 36%), и от селян (54% и 31%, соответственно). Сомнительное удовольствие пользоваться столичным общественным транспортом обходится москвичам намного дороже, чем остальным россиянам. Если в целом по России граждане, регулярно пользующиеся транспортом и оплачивающие поездки из своего кармана, в среднем тратят на это 109 рублей в неделю, то москвичи - 230 рублей, а жители других мегаполисов - 135 рублей.

Вообще, "транспортная" статья расходов, судя по данным опроса, довольно обременительна для бюджета "среднего россиянина": большинство респондентов, регулярно пользующихся общественным транспортом и оплачивающих поездки самостоятельно (а таких в целом - 62%), считают сумму, которую им приходится еженедельно тратить на это, существенной.

После введения в действие закона о замене натуральных льгот денежными выплатами доля россиян, пользующихся льготами при пользовании общественным транспортом, сократилась на треть. Если до 1 января 2005 года такие льготы имели 27% опрошенных, то теперь - 18%.

Более четверти тех, кому прежде положены были льготы, общественным транспортом регулярно не пользуются (27% льготников).

При этом примерно пятая часть (22%) тех, кто имел льготы до 1 января 2005 г. и регулярно пользуется общественным транспортом (что составляет 6% от общего числа опрошенных, оказывающихся в роли пассажира не реже раза в неделю), делают это бесплатно - по удостоверениям, служебным документам и бесплатным проездным билетам.

Остальные льготники платят за проезд, причем у 18% еженедельно уходит на транспорт более 100 рублей. В среднем льготники, оплачивающие проезд из своего кармана и регулярно пользующиеся общественным транспортом, тратят на это 86 рублей в неделю. Очевидно, что государственная компенсация, составляющая в среднем 250 рублей в месяц, не покрывает транспортных расходов значительной части льготников.

Один из аргументов в пользу отмены льгот на проезд в общественном транспорте состоит в том, что это даст транспортным предприятиям больше средств на развитие, в результате чего транспорт станет работать лучше. Однако только 16% опрошенных верят, что так и случится: половина респондентов (51%) полагает, что транспорт будет работать так же, как сейчас, а 12% даже думают, что его работа ухудшится.

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 5 февраля 2004 года. 1500 респондентов.