Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/finfo/of2005/of0532/of053323




Спасение экипажа батискафа "Приз"

18.08.2005 [отчет]




Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0533/domt0533_1

За операцией по спасению экипажа батискафа "Приз" следили две трети участников опроса (66%). Остальные либо не знали о случившемся (11%), либо, по их словам, не следили за операцией (21%).

Как известно, Россия обратилась за помощью к другим странам, и именно участие британских специалистов обеспечило успех спасательной операции. Решение обратиться за иностранной помощью было практически безоговорочно одобрено россиянами: 84% опрошенных сочли его правильным, и только 7% – неправильным. Правда, когда вопрос о том, как следует поступать в подобных случаях – обращаться за иностранной помощью ради спасения людей, даже ставя при этом под угрозу сохранность военных секретов, или беречь эти секреты даже ценой жизни моряков – был поставлен перед респондентами в общем виде, доля противников обращения к иностранцам возросла вдвое (14%). Но подавляющее большинство россиян (77%) сегодня убеждены, что эта дилемма должна решаться в пользу спасения людей.

Как обычно, будет проведено расследование причин аварии батискафа, "разбор заплывов и ныряний" (С. Иванов). Но определенные уроки из событий, связанных со спасением экипажа батискафа "Приз" можно, по мнению россиян, извлечь уже сейчас. Отвечая на соответствующий открытый вопрос, респонденты чаще всего говорили о необходимости увеличения финансирования армии и флота ради улучшения их материально-технической базы, оснащения спасателей необходимой техникой, проведения необходимых научно-технических разработок (20%). Второй урок: необходимо навести дисциплину и порядок в вооруженных силах, повысить ответственность командного состава, бороться с коррупцией – причем не только в армии и на флоте, но и в высших эшелонах власти (14%). Необходимо также повышать профессионализм военных, в том числе – спасателей (14%). Кроме того, многие акцентировали внимание на том, что сохранение жизни военнослужащих должно быть приоритетной целью ("жизнь людей должна быть всегда на первом месте"). Поэтому надо не жалеть усилий на совершенствование спасательной службы, а в крайних случаях, если не хватает собственных сил, не пренебрегать международной помощью.

Почти половина опрошенных (47%) полагают, что в результате расследования причин аварии, которое будет проведено в соответствии с поручением президента, порядка на флоте больше не станет. Впрочем, треть россиян (32%) все же питают надежду, что расследование поспособствует наведению порядка.

В связи с событиями вокруг батискафа "Приз" часто вспоминают аварию подводной лодки "Курск", произошедшую 5 лет назад, сравнивают поведение властей, а также действия спасателей тогда и сейчас. По мнению большинства респондентов, российский флот не усвоил уроков тех трагических событий и подготовлен к спасению терпящих бедствие подводников так же (50%) или даже хуже (13%), чем пять лет назад. Впрочем, каждый пятый опрошенный (21%) отмечает, что наблюдается прогресс и флот лучше подготовлен к спасательным операциям, проводит их эффективнее.

В дни, когда разворачивалась трагедия с подлодкой "Курск", у россиян было много претензий к средствам массовой информации. Тогда информация о состоянии лодки и экипажа, о ходе спасательной операции была противоречивой, неполной и порой лживой. Сейчас россияне склонны расценивать официальную информацию об операции по спасению экипажа батискафа как правдивую (45%, а среди тех, кто следил за ходом событий – 52%). Противоположное мнение – у 29% опрошенных. Однако многим (52%, среди следивших за событиями – 59%) информация показалась неполной. И лишь 20% сочли ее вполне полной, без лакун и недомолвок. Впрочем, как показывают более ранние исследования, россияне склонны признавать определенные умолчания в подобных ситуациях оправданными.

Анна Петрова

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 4 июня 2005 года. 1500 респондентов.