Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/finfo/of2005/of05340/of054126




О хамстве и хамах

13.10.2005 [отчет]




Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0541/domt0541_4

Что в первую очередь приходит нам в голову, когда мы слышим слово "хамство"? Участники опроса, объясняя свое понимание этого слова, чаще всего говорят о грубости, сквернословии и оскорблениях, унижающих достоинство человека (42%), о наглом, вызывающем поведении, как правило, связанном с агрессивностью и злостью (13%). Хамство ассоциируется с недостатком культуры и воспитания, распущенностью, "недоразвитостью совести" и "низким интеллектом" (16%). Довольно часто хамство трактуется также как нарушение социальных и культурных норм взаимоотношений между людьми (эта тема так или иначе присутствовала в высказываниях 22% опрошенных). По выражению одного из участников дискуссии, "когда человек хамит, он тем самым защищает себя от общества".

Подавляющему большинству россиян (73%) приходилось сталкиваться с хамством в последнее время (причем 45% – часто, и только 28% – редко). Лишь 23% опрошенных ответили, что такого с ними не случалось. Отношение к такому стилю поведения у наших сограждан неоднозначное. При том, что в принципе хамство безусловно осуждается, 35% респондентов полагают, что в некоторых случаях оно бывает оправдано, тогда как 55% уверены, что хамить недопустимо ни при каких обстоятельствах. Одновременно с этим, на вопрос, приходилось ли им самим хамить, 48% участников опроса ответили утвердительно и 42% – отрицательно. Чаще других признавались в "некультурном" поведении жители Москвы и крупных городов (64% и 55%), респонденты с доходами более 3000 рублей на человека (61%) и молодежь (63%). А вот люди в возрасте от 55 лет, с неполным средним образованием, с доходами от 1500 до 3000 рублей чаще других утверждали, что лично они никому не хамили (61%, 57%, 48% соответственно).

Данные опроса показывают, что те, кто, по их утверждению, никогда не "опускался до хамства", как правило, не видят оправданий такому поведению (69% против 22% находящих таковые), тогда как ответы респондентов, которые, по их признанию, хамили другим людям, оказываются двойственными. Примерно половина из них полагают, что хамство категорически недопустимо (46%), и половина (48%) находят обстоятельства, при которых оно может быть оправданным.

С точки зрения большинства россиян (60%), отвечать хамством на хамство недопустимо. Гораздо более правильными (судя по ответам на открытый вопрос) представляются те или иные стратегии игнорирования хамства: промолчать, не вступать в пререкания, уйти (38%) или же проявить сдержанность, дружелюбие, уступить и даже успокоить и простить хамящего (13%). О необходимости "активного" ответа говорили в целом примерно пятая часть опрошенных (22%), хотя "рецепты" предлагались самые разные: "надо отвечать тем же, чтобы выжить в настоящее время"; "молчать не надо"; "дать отпор, чтобы было неповадно"; "взять биту или пистолет"; "в рожу дать, и все"; "обратиться в милицию".

Подавляющее большинство россиян (67%) уверены, что в наши дни, по сравнению с советской эпохой, хамства стало больше. Большинство опрошенных полагают, что склонность к хамскому поведению не зависит от уровня образования (63%), достатка (51%) или возраста человека (49%). Те же, кто с этим не согласен, считают, что хамят по преимуществу люди молодые – 38% (среднего возраста – 4%, пожилые – 3%), обеспеченные – 28% (среднего достатка – 3%, бедные – 7%), необразованные – 18% (с высшим образованием – 5%, со средним – 2%). По всей видимости, есть здесь и еще один параметр, который люди признают значимым: на московской фокус-группе прозвучала мысль, что склонность "хамить, общаться как с быдлом" присуща людям, наделенным властью.

Иван Климов

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 8 октября 2005 года. 1500 респондентов.