Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/fomterri/fomterry_pressr/fomter250510_pressr




Фонд Общественное Мнение на XIII Томском Инновационном Форуме INNOVUS-2010

25.05.2010 [report] [ Пресс-релиз ]




20 мая на XIII Томском Инновационном Форуме INNOVUS-2010 директор проекта ФОМ-Терри (региональные исследования) Лариса Паутова выступила в качестве эксперта дискуссионного клуба «Инновационные регионы России» с докладом «Инновации – это люди. Что ФОМ знает об этом?»

Участники дискуссии затронули наиболее актуальные вопросы в области инновационной политики регионов: проблемы законодательства в сфере регионального развития, критерии и оценки инновационности регионов, вопросы финансирования инновационного процесса, создание наукоградов, инновационных кластеров и др.

В рамках клуба социолог Лариса Паутова представила важнейшие индикаторы инновационности регионов – инновационную среду и человеческий капитал. «Поскольку я социолог и прежде всего вступаю в коммуникацию с людьми, – отметила Лариса Паутова, – то хорошо знаю, как они воспринимают инновационную и модернизационную политику в стране и регионах».

Исследования инновационной среды и человеческого капитала, проводимые ФОМом в рамках проекта ФОМ-Терри, отличает рассмотрение объекта на нескольких уровнях: общероссийском, на уровне федеральных округов, региональном (в сравнении с ближайшими соседями) и внутрирегиональном (различия на уровне муниципальных образований).

Говоря о человеческом капитале как одном из индикаторов инновационности регионов, директор проекта ФОМ-Терри сделала особый акцент на показателях инновационного потенциала личности. Это такие измерители, как:

   мобильность – ригидность;
   изобретательность;
   инициативность;
   предпринимательский потенциал личности;
   частота пользования интернетом и др.

Томская область, к примеру, лидирует по индексу инициативности населения (высокое значение индекса – более 46%)*.

Инициативные и креативные люди, которые готовы к новшествам и инновациям, составляют около 15–17% населения страны и выделяются Фондом Общественное Мнение в особую локомотивную группу – Люди-XXI*. Из особенностей группы были указаны следующие:

   преимущественно живут в городах и мегаполисах;
   более половины имеют высокий доход (53%);
   более 60% – в возрасте 18–30 лет;
   почти половина имеют высшее образование.

Они индивидуалисты, инноваторы, нацелены на карьеру, при этом творчески активны и, что чрезвычайно важно, лояльны к власти. Люди-XXI – это та авангардная группа населения, тот форпост, который способен впитывать и воспроизводить инновационные ноу-хау, совершить технологический прорыв. Фактически это почва для внедрения новых разработок и инноваций.

По последним данным Фонда Общественное Мнение, в Томской области группа «Люди-XXI» составляет 16% населения.

Лариса Паутова выделила основную проблему в отношении Людей-XXI: если не создать им необходимой инновационной среды в каждом конкретном регионе, то они готовы этот регион покинуть: «Пока мы проводим модернизационную политику в регионах, они [Люди-XXI] уезжают – это основная проблема».

Отметим, что, по данным ФОМа, в России более половины Людей-XXI готовы ради достижения своих жизненных целей уехать в другой город (51%).

Выступление Ларисы Паутовой вызвало живую реакцию участников дискуссионного клуба «Инновационные регионы России», которые в ходе дискуссии неоднократно упоминали о проблеме инновационной среды регионов.

На вопрос «Как эту молодежь удержать в регионе?», социолог предложила ряд рекомендаций по изменению сложившейся ситуации:

   создание достаточного количества рабочих мест с возможностью поэтапного построения карьеры;
   формирование комфортной среды обитания, нацеленной на удовлетворение потребностей в интеллектуальном и творческом обогащении и самовыражении;
   повышение качества и стандартов образования на местах;
   расширение инфраструктуры городов с учетом потребностей активного населения и запросов времени;
   формирование вектора на развитие социальной инициативы.


Презентация доклада «Инновации – это люди. Что ФОМ знает об этом?» - ссылка

За дополнительной информацией обращайтесь
к менеджеру проектов Фонда Общественное Мнение Марии Фомичевой
тел.: +7 (495) 745-87-65, доб. 2230; факс: +7 (495) 745-89-03,
e-mail: fomicheva@fom.ru http://www.fom.ru/projects/4319.html



* Здесь и далее источники данных – мегаопросы «ГеоРейтинг»: 1900 населенных пунктов, 68 субъектов РФ, 34000 респондентов, 500 человек в каждом регионе.
* Группа «Люди-XXI» вычисляется с позиции включенности в современные социальные практики. Среди этих практик – использование новых технологий, активное финансовое поведение, тяга к «расширению горизонтов», рационализация времени, внимание к себе. Указание респондентом на овладение 6 и более практиками из 17, предлагаемых в списке, позволяет социологам отнести его к категории «Люди-XXI».