О Фундаментальном интернет-исследовании
Интернет в России / Россия в Интернете
Конец двухтысячного года идеальное время для подведения итогов и анализа ситуации, сложившейся в настоящее время в русском Интернете. Не только потому, что это конец тысячелетия, но еще и потому, что в этом году Интернету в России исполнилось десять лет.
За это десятилетие Интернет не только успел превратиться из маргинальной среды обитания университетских интеллектуалов в одну из наиболее активно развивающихся областей бизнеса, но и оброс значительным количеством связанных с ним мифов и необоснованных представлений. Не существует единого и общепринятого ответа даже на самые, казалось бы, банальные вопросы например, на вопрос о том, какова же собственно аудитория российского Интернета на сегодняшний день. Во всяком случае, налицо тенденция к количественной и качественной переоценке.
В свою очередь, такая ситуация создает опасность для всех сфер бизнеса, существующих в Интернете, ведь точные данные, на основе которых можно производить расчеты, оценивать риски и осуществлять стратегическое планирование, попросту отсутствуют. При этом мифологизированы не только данные, полученные в результате различных исследований, но и сами эти исследования: их методики не известны широкой публике, а данные, как правило, распространяются среди узкого круга платных подписчиков.
Цель проекта "Интернет в России / Россия в Интернете" осуществить своеобразную демифологизацию представлений о российском Интернете, предоставить в распоряжение всех заинтересованных лиц точные данные, полученные в результате полномасштабного научного исследования, которые должны заменить распространенные сегодня случайные и зачастую основанные на некорректных методиках оценки.
Полномасштабность исследования и высокая степень его детализации делают данный Доклад практически универсальным одинаково полезным и для тех, кто рассматривает Интернет в качестве информационной среды, и для тех, кто оценивает его перспективность в качестве рекламной площадки, и, наконец, а может быть, даже в первую очередь, для тех, кто сегодня вкладывает или готов вложить деньги в развитие интернет-проектов любого типа.
Фундаментальное исследование реализуется совместными силами двух наиболее крупных в своих областях организаций: Национальной информационной службой "Страна.Ru" и Фондом "Общественное мнение".
Интернет как объект Фундаментального исследования
Исходными мотивами Фундаментального интернет-исследования было желание здраво и беспристрастно разобраться с реальной ситуацией: что представляет собой Интернет в России, и кто такие пользователи Интернета, сколько их, чем они отличаются от обыкновенных россиян. Для этого, в полном соответствии с научными стандартами, необходима выборка пользователей Интернета, чтобы "поговорить" с ними и выяснить у них, что да как.
Но проблема в том, что выборка должна быть репрезентативной. На обычном языке это означает следующее: каждый пользователь Интернета должен иметь равную вероятность попасть в выборку. Если бы существовал некий список всех пользователей Интернета, то это условие было бы легко выполнить просто брать пользователей из списка с постоянным шагом. Но подобного списка нет, поэтому остается только одно: идти по списку жителей страны (точнее их жилищ) и спрашивать у них, пользуются они Интернетом или нет. Эти случайным образом попавшие в число опрашиваемых пользователи и составят искомую выборку.
Эта процедура называется "скрининг", и она тем более объемна, чем меньше в стране представителей искомой категории людей в данном случае пользователей Интернета.
При выполнении Фундаментального интернет-исследования интервьюерам Фонда "Общественное мнение" пришлось обойти 62000 жилищ во всех регионах России. Из них двери открылись в 30000, и их обитатели ответили на вопросы скрининг-анкеты об интернет-информированности, об интернет-опыте, об интернет-возможностях и главное об интернет-пользовании. Всего было опрошено 69610 человек.
Вопрос "В настоящее время Вы можете сказать о себе, что Вы пользователь Интернета?" был критерием отбора респондентов для интервью по "большому вопроснику" о реальном пользовании Интернетом. Действительно, с кем можно говорить о пользовании Интернетом, если не с тем, кто идентифицирует себя как "пользователь"? Результаты скрининг-опроса описаны в докладе по Фундаментальному интернет-исследованию часть 1, "Интернет в России".
Изучение интернет-сообщества
В результате скрининг-опроса "обнаружились" около 2200 пользователей Интернета, из которых около 1800 согласились дать интервью о том, когда, где, как, зачем и т.д. они пользуются Интернетом. Обобщение данных, полученных в результате интервью, составило в докладе по Фундаментальному интернет-исследованию часть 2, "Россия в Интернете".
Методика как предмет особого внимания
Принципиальным моментом проекта было и остается строгое соблюдение общепринятой методологии проведения такого рода исследований. Но мало того: было решено дать подробное описание методики и особенностей исследования в расчете на то, что специалисты прочитают его и донесут наряду с критикой до широкой публики главный вывод: исследование выполнено по канону! Это описание в докладе по Фундаментальному интернет-исследованию образует часть 3, "Методика исследования".
Механизм репрезентативных интернет-опросов
По адресам найденных в процессе скрининга пользователей Интернета была произведена еще одна работа рекрутинг, то есть приглашение и дальше участвовать в нашем проекте, войти в своеобразный "клуб" пользователей Интернета и в течение полугода отвечать на самые разные вопросы. Более 800 пользователей Интернета дали свое согласие. Таким образом, создана постоянная интернет-выборка (ПИВ), репрезентирующая интернет-сообщество. Результаты рекрутинга и проведенного параллельно первого опроса участников интернет-представительства составляет часть 4, "Постоянная интернет-выборка (ПИВ): рекрутинг и первый опрос".
В дальнейшем в специальном разделе сайта internet.strana.ru будут регулярно проводиться опросы участников ПИВ, которые получат для этого специальный login-доступ. Результаты опросов ПИВ будут публиковаться на сайтах strana.ru и fom.ru.
Нынче в моде различные "он-лайн" опросы, где отвечающих на вопросы много, но кто они, какова структура выборки тайна, покрытая мраком. Наши же опросы ПИВ имеют твердое обоснование, и, следовательно, по ним действительно можно судить о мнениях и оценках интернет-сообщества в целом.
Сформированная в Фундаментальном интернет-исследовании постоянная интернет-выборка первая действительно репрезентативная основа для проведения опросов интернет-пользователей.
Перспектива
Инициаторы Фундаментального интернет-исследования рассматривают проведенную работу как первый шаг на пути к регулярному изучению российского Интернета. Каждые полгода планируется повторять весь комплекс работ скрининг и выявление интернет-пользователей, опрос интернет-пользователей, формирование новой ПИВ, опросы участников ПИВ.
Сейчас, в результате проведенного Фундаментального интернет-исследования, получена точка-0, и в дальнейшем именно от этой точки мы поведем отсчет дальнейшей динамики российского Интернета. Информация о точке-0 становится достоянием интернет-сообщества и широкой публики. Более того, мы бесплатно открываем весь доклад по фундаментальному интернет-исследованию для всех, кто заинтересован в продолжении этой работы и готов поместить данные о себе в картотеку Фундаментального интернет-исследования. Именно они заявившие о себе и внесенные в картотеку будут главными адресатами следующего, мартовского, этапа исследования. Доступ к этому этапу будет оплачиваемым, но внесенные в картотеку смогут получить значительную скидку.
Извлечения из Доклада
Из Части 1. "Интернет в России"
Типы отношения к Сети
Особенности типов отношения к Сети
Основные выводы об Интернете в России
Из Части 2. "Россия в Интернете"
Типы активности интернет-пользователей
Типы интересов интернет-пользователей
Цели использования Интернета и особенности типов интернет-пользователей
Возрастная структура интернет-пользователей и типов по активности и интересам
Основные выводы о "России в Интернете"
Из Части 3. "Методика фундаментального интернет-исследования"
Размер, конструкция и ступени выборки
Опрос населения
Из Части 4. "Постоянная интернет-выборка (ПИВ):
рекрутинг и первый опрос"
Результаты рекрутинга, первый опрос и перспектива
Из результатов первого опроса ПИВ
Об участниках Фундаментального интернет-исследования
Национальная информационная служба "Страна.Ru"
Национальная информационная служба "Страна.Ru" включает в себя центральный сайт www.strana.ru, семь региональных сайтов по числу федеральных округов, а также английскую версию издания. Проект разработан Фондом эффективной политики ведущей компанией в области политических и информационных ресурсов российского Интернета.
Ресурс открыт для пользователей 28 сентября 2000 года. "Страна.Ru" совмещает в себе функции ежедневной газеты, аналитического журнала и информационного агентства, имеющего свои отделения во всех регионах страны. Информационная служба работает круглосуточно семь дней в неделю. Проект создан во взаимодействии с федеральной властью и опирается на поддержку государственных СМИ.
В течение первых двух месяцев работы "Страна.Ru" заняла серьезные позиции на медиа-рынке, об этом говорит как посещаемость ресурса, так и высокий индекс цитирования в центральной и региональной прессе. На сегодняшний день "Страна.Ru" является самым крупным сетевым изданием по количеству ежедневных публикаций, немалую долю которых составляют эксклюзивные материалы.
В 2001 году в рамках "Страны.Ru" планируется как дальнейшее развитие медийного ресурса, так и развертывание ряда специальных проектов, среди которых одним из наиболее важных является фундаментальное исследование "Интернет в России / Россия в Интернете", проводимое совместно с Фондом "Общественное мнение".
Генеральный директор, шеф-редактор Литвинович Марина Алексеевна.
Координаты:
Телефоны: (095) 201-81-34, 201-83-23, 201-41-17.
Факс: (095) 201-41-17.
E-mail: mail@strana.ru.
Почтовый адрес: 119021, Москва, Зубовский б-р, 4, подъезд 8.
Адрес сайта: http://www.strana.ru.
Фонд "Общественное мнение"
Статус. Общероссийский общественный фонд (некоммерческая организация).
Начало деятельности. 1992 год.
Область деятельности. Изучение общественного мнения по социально-экономическим и политическим вопросам. Специальные исследования. Интернет-проекты.
Методы. Репрезентативные опросы населения России и отдельных территорий РФ. Опросы элитных групп. Углубленные интервью. Дискуссионные фокус-группы. Электронные фокус-группы. Анализ контента ТВ-новостей.
Региональная сеть. Отделения и партнеры практически во всех субъектах РФ.
Интернет-проекты.
Сайт www.fom.ru. Ежедневное размещение новой информации. Полное отображение результатов еженедельных циклов исследований (опрос по России, опрос по Москве, опрос региональных экспертов-коммуникаторов в 30 городах РФ, фокус-группы в Москве и в трех городах РФ, электронная фокус-группа, анализ ТВ-потока), результатов специальных исследований, аналитических материалов и публикаций.
Сайт www.fom-discurs.ru. Специальная "площадка" для проведения интеллектуальных дискуссий на различные темы, связанные с социологическими исследованиями (проект "Социум") и с актуальными общественными проблемами (проект "Дальняя связь"). Темы дискуссий задаются авторитетными экспертами и специалистами в виде рассуждений и постановки социально-значимых вопросов.
Президент Ослон Александр Анатольевич.
Координаты:
Телефоны: (095) 745-87-65, 936-41-18.
Факс: (095) 745-89-03, 936-20-15.
E-mail: fom@fom.ru.
Почтовый адрес: 117421, РФ, Москва, ул. Обручева, 26, корп. 2.
Адрес сайта: http://www.fom.ru. |