|
Молодые люди по-прежнему реже знают о переписи, чем люди старших возрастных групп, и реже соглашаются в ней участвовать:
в % от числа опрошенных
|
18 – 35 лет |
36 – 50 лет |
Старше 50 лет |
сентябрь |
ноябрь |
сентябрь |
ноябрь |
сентябрь |
ноябрь |
Вопрос: "Вы знаете, что-то слышали или слышите сейчас впервые о том, что в России планируется перепись населения?" |
Знаю |
33 |
25 |
37 |
38 |
42 |
38 |
Что-то слышал(-а) |
31 |
33 |
37 |
36 |
32 |
35 |
Слышу сейчас впервые |
35 |
41 |
27 |
25 |
26 |
25 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
Вопрос: "Вы лично примете или не примете участие в переписи населения?" |
Приму участие |
82 |
85 |
89 |
88 |
91 |
94 |
Не приму участия |
7 |
6 |
5 |
7 |
4 |
2 |
Затрудняюсь ответить |
10 |
9 |
6 |
6 |
5 |
4 |
|
Не слышали и не читали о переписи половина респондентов в возрасте от 18 до 35 лет, в то время как среди более старших таких несведущих оказалось примерно треть.
Но проблема участия молодежи в переписи не сводится к недостатку информации. Такая информация, если бы и была, не заинтересовала бы значительную часть молодых людей. Как показывают наши данные, молодые существенно реже интересуются статьями и передачами о переписи.
в % от числа опрошенных
|
Все |
18 – 35 лет |
36 – 50 лет |
старше 50 лет |
Вопрос: "Если бы по радио или телевидению шла передача, посвященная переписи, Вы стали бы ее слушать или нет?" |
Стал(-а) бы |
69 |
60 |
68 |
77 |
Не стал(-а) бы |
24 |
31 |
26 |
16 |
Затрудняюсь ответить |
7 |
9 |
6 |
7 |
Вопрос: "А стали бы читать статью в газете, посвященную переписи, или нет?" |
Стал(-а) бы |
61 |
56 |
63 |
64 |
Не стал(-а) бы |
30 |
37 |
30 |
25 |
Затрудняюсь ответить |
9 |
7 |
7 |
10 |
|
Однако те из молодых людей, кто все-таки обратил бы внимание на информацию о переписи, чаще говорят, что их бы заинтересовали материалы на тему положения молодых семей (53% в данной возрастной группе, в среднем – 39%), или с проблемами миграции (31% в данной возрастной группе, в среднем – 25%). Несколько чаще, чем среднего россиянина, молодых людей интересуют сведения о перспективах создания рабочих мест и об обеспеченности жильем.
Анализ ответов на открытый вопрос:
"Что, по Вашему мнению, больше всего волнует нынешнюю молодежь?" подтверждает, что для молодых людей сегодня остро стоят в первую очередь проблема заработка (33%) и связанные с этим проблемы поиска работы (29%), возможность получить образование (18%) и жилье (5%):
"материальная сторона жизни, нехватка денег"; "работа – главное, а где ее взять? Все беды, оттого что нет работы"; "платное образование, поэтому малообеспеченная молодежь не может получить достойное образование"; "проблемы жилья" (см.
Приложение 3).
Молодые люди реже старших смотрят или слушают передачи, читают статьи в газетах, посвященные социально-экономическим проблемами страны. Каждый день читают или слушают такие передачи 66% респондентов в возрасте 18–35 лет, 81% тех, кому больше 36 лет. Но те из молодых людей, кто все-таки читает газеты или журналы, чаще, чем россияне в среднем, предпочитают "Комсомольскую правду" (22% в возрастной группе 18–35 лет) и "Спид-Инфо" (15%). Радиостанции, которые чаще слушают молодые люди, – это "Европа Плюс" (29%) и "Русское радио" (28%).
В нашем рейтинге информационных телепередач и их ведущих особых пристрастий молодежи не зафиксировано.
Мы задали серию вопросов о том, насколько события общественной жизни интересуют молодежь. Как и следовало ожидать, самооценки молодых людей здесь оказались гораздо выше, чем оценки респондентов старших возрастных групп.
в % от числа опрошенных
|
18 – 35 лет |
36 – 50 лет |
старше 50 лет |
Вопрос: "Нынешняя молодежь интересуется или не интересуется тем, что происходит в России?" |
Интересуется |
49 |
31 |
26 |
Не интересуется |
41 |
60 |
55 |
Затрудняюсь ответить |
10 |
9 |
20 |
Вопрос: "А тем, что происходит в других странах, молодежь интересуется или не интересуется?" |
Интересуется |
56 |
38 |
34 |
Не интересуется |
31 |
45 |
36 |
Затрудняюсь ответить |
14 |
18 |
30 |
Вопрос: "А события в своем крае, области интересуют или не интересуют молодежь?" |
Интересуют |
61 |
39 |
33 |
Не интересуют |
29 |
46 |
39 |
Затрудняюсь ответить |
10 |
15 |
29 |
Если сравнивать только самооценки молодежи по всем трем вопросам, мы увидим, что больше всего молодых людей интересует информация о событиях в своем крае или области. Несколько реже их внимание привлекает информация о том, что происходит в других странах, и еще реже – события в стране.
Таким образом, можно предположить, что вероятнее всего молодежь услышит короткие сообщения по радио ("Европа Плюс" или "Русское радио"). В этих сообщениях о переписи может содержаться информация, в которой упоминаются события или проблемы образования, создания рабочих мест, жилищного строительства в их регионе.
Мы предположили, что каналом агитации молодых людей за перепись могли бы стать молодежные организации (помимо учебных заведений). Пятая часть опрошенных и примерно треть молодых людей сказали, что в их регионе есть такие организации. Чаще всего о наличии молодежных организаций говорят жители Москвы (40%), Санкт-Петербурга (34%), областных центров с населением менее 1 млн. человек (27%). Жители Уральского и Дальневосточного федеральных округов тоже утверждают несколько чаще, чем россияне в среднем, что у них есть молодежные организации (28% и 31% соответственно).
Знают о наличии молодежных организаций, естественно, люди с большим потенциалом социальной активности. Они чаще, чем те, кто ничего не знает о таких организациях, знают и о переписи (29% и 22% соответственно). Но готовность участвовать в переписи у тех, кто знает о молодежных организациях, и у тех, кто не знает о них, примерно одинакова: 83% и 85%. Мы не задавали вопроса о том, какие молодежные организации есть в регионах. Но ясно, что респонденты, отвечая на этот вопрос, имели в виду все типы организаций (досуговые, политические, благотворительные и пр.). И отсутствие разницы в готовности участвовать в переписи знающих и не знающих о молодежных организациях – косвенное свидетельство того, что этот канал агитации пока не используется.
Помимо молодежных организаций, на молодежь могут воздействовать и авторитетные люди. Мы спросили у россиян, кто, какие люди могут быть авторитетами для нынешней молодежи. Многие утверждают, что авторитетов у молодежи нет, или что это либо это богачи, новые русские. Часто в этой связи упоминается президент В. Путин и другие молодые политики, которые могли бы быть образцами для молодежи (Б. Немцов, С. Шойгу). Но чаще всего респонденты упоминают актеров или звезд шоу-бизнеса. Из отечественных актеров это С. Бодров, О. Газманов, Ф. Киркоров, Д. Маликов, Ю. Шевчук. Иногда упоминаются спортсмены (А. Карелин). Летчики, писатели, ученые другие творческие люди упоминаются существенно реже (см.
Приложение 3).