Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/perepis/401_13089/pe021102




Описание дискуссии

10.03.2002 [отчет] [ Дискуссионная фокус-группа ]




  1. Участники дискуссии осведомлены о предстоящей переписи. Примечательно, что большинство из них не смогли припомнить, из каких источников они получили эту информацию.
  • "Что-то слышал, но вот где – не помню совсем".


  • "Да, будет в октябре, но точно как и что – не вспомню, откуда знаю".
  1. Знания респондентов о предстоящей переписи как правило ограничиваются сведениями о самом факте ее проведения. О том, как именно будет проходить перепись, участники дискуссии только догадываются. Многие из них уверены, что переписчики будут требовать у граждан паспорт, что мероприятие это не добровольное, а скорее добровольно-принудительное, что сведения о гражданах смогут попасть либо в налоговую полицию, либо в криминальные структуры.
  • "Ну приходят, по-моему, какие-то агенты или курьеры. Звонят в дверь. Перед тобой анкета какая-то. Паспорт им предъявляешь..."
  • "А я думаю, вернее, как я слышала, что теперь поскольку люди не все будут желать пускать к себе посторонних людей в квартиру, то кроме того, что у них там специальные пропуска будут, но будут еще какие-то пункты, где можно будет переписаться раньше этого установленного срока. Придти туда лично с паспортом, например, или как, я не знаю, и переписаться, т.е. ответить там на все вопросы, которые будут в анкете".


  • "Я слышала, что будут выделять людей из домоуправления, они будут ходить и говорить, что в какое место придти, как обычно выборы, в школу или как... Ну, там помещение, приходите – выборы такого-то числа".
  1. Среди источников информации о переписи респонденты называли телевизионную программу "Петровка, 38", рекламные видеоролики и некоторые газетные публикации.


  2. На тех участников дискуссии, которым удалось посмотреть передачу "Петровка, 38", посвященную предстоящей переписи, она произвела яркое впечатление. Один из респондентов понял, что главной задачей этой телепрограммы было проинформировать зрителей об опасностях, которыми чревата переписная кампания. В частности, о возможных действиях злоумышленников, которые могут под видом переписчиков проникать в квартиры граждан.
  • "Петровка, 38". Которые говорили, что они эксперимент провели, что ходили по домам – не впускали. Вот там очень наглядно было".


  • "Ну, там варианты, в этой "Петровке, 38", как провести перепись, или приходить, вызывать, организовать пункты, где люди приходят сами. Или же приходить домой, по домам ходить".


  • "Я сразу понял – пускать не надо".
  1. Телевизионные рекламные ролики произвели на участников фокус-группы хорошее впечатление. Они не раздражают, лаконичны, ненавязчивы. Однако, по мнению респондентов, малоинформативны – во всяком случае, по сравнению со специальными программами, целиком посвященными переписи.
  • "Реклама по телевизору идет: "Оставь свой след", чего-то там..."
  • "Чего-то там: "Внеси свой вклад", что ли. Да, да, там: "Внеси свой вклад в развитие страны", чего-то там такое... И лица-то людей там мелькали, и там было написано: с какого-то по какое-то октября – перепись населения. По-моему, так было".


  • "Ну, она реклама, но она никаких сведений не дает, она просто информирует нас".


  • "Не знаю, как-то странно было, какие-то лица показывают... Я сначала думала: что это такое?"


  • "Как плакат, лица такие. Комсомольцы-добровольцы".
  • "Мягко говоря, странно все это. Первое, что я подумала: к чему это показывают? Т.е. если честно, странно, т.е. вот эти эскимосы какие-то".


  • "Обычно рекламу не слышишь; настолько к ней привыкаешь, что она даже не остается в мозгу. А это все-таки привлекло внимание. Там и музыка соответствующая какая-то, да, не гимн, конечно, но что-то такое".


  • "И там вот: "Внеси свой...", какие-то слова, вот, я не помню. То ли "внеси свой вклад", что ли... Вот я слов не помню, если честно. И вот очень быстро идет вот эта строчка: перепись населения, по-моему, с 16 по 21 октября, что ли. Вот цифры я не помню, я могу сказать точно: 2002 год".


  • "Да, октябрь – я запомнила. Т.е. они очень-очень быстро, что прям вот надо очень быстро уловить. Т.е. я даже не с первого раза уловила, ...я еще думаю: надо еще раз посмотреть где-то, чтобы посмотреть именно вот".
  1. Публикации на тему предстоящей переписи не очень интересуют респондентов. По всей видимости, пока сама тема не особо актуальна – до октября еще много времени. Наверняка, ближе к началу кампании такого рода материалы в прессе станут востребованными.
  • "Если в газете появляется, то особо не вчитываюсь. Далеко еще до переписи".


  • "Октябрь еще далеко. Особо сейчас так как бы это не проблема".


  • "Я "Коммерсант" могу назвать – это то, что я читаю. Но так проглядела – и все".
  1. Участники дискуссии отмечали, что им хотелось бы получить полную информацию о целях и задачах предстоящей переписи. Нам представляется, что такие сведения в значительной степени укрепят и расширят мотивацию участия в предстоящей кампании.
В ходе дискуссии ее участники говорили о целесообразности обращения В. Путина к гражданам с просьбой принять участие в переписи – они убеждены, что многие откликнутся на призыв президента.
  • "Мне интересно вот такой вопрос: для чего производится, какую цель преследует перепись? Потому что без цели перепись проводить и приблизительные данные иметь о количестве населения, о их размещении в тех или иных районах... Какую цель преследуют? Я понимаю таким образом: если я, предположим... Ну, это идет от руководства нашей страны – перепись провести в октябре месяце. Если мне интересно, что, предположим, Московская область имеет 20 миллионов населения, так вот я как глава этой области я знаю, что мне надо рассчитывать, уже точно знаю, что их накормить, напоить, работой обеспечить – 20 миллионов. Так и в других районах. Если это не преследуется, то тогда вот, как мы и говорим: кто захотел, тот записался, а другой пошел – три раза записался под другим именем. Зачем? Здесь должна преследоваться какая-то политическая, экономическая цель. Тогда ясно. Вот это, кстати, население плохо понимает".


  • "Я думаю, что нужно посмотреть, как будет работать агитация, что скажет президент. Если не будет хватать одной рекламы, то пусть выступит президент. Народ-то не бездушный русский. Если объясняют, что это необходимо... Наверное, все-таки повлиять может реклама".
  1. Респонденты также нуждаются в конкретной информации о ходе проведения переписи – как именно она будет проводиться, кем, когда, какие вопросы включены в опросные листы и какие документы необходимо предъявить переписчику. Важно, чтобы люди знали об альтернативных возможностях участия в переписи – телефонный звонок, визит в специальную контору и т.п.
  • "Меня только интересует время, когда это будет происходить. Можно ли сделать это самому как-то".


  • "Меня интересует только безопасность детей, потому что некоторые дети остаются дома".


  • "Как это будет происходить: будут ли приходить домой, будут ли вызывать в ЖЭК, будет ли это почта либо какой-то другой вид они изберут известить нас".
  1. Для сообщения информации о предстоящей переписи, по мнению респондентов, предпочтительнее всего был бы формат специальной телевизионной программы под условным названием "Навстречу переписи-2002". В рамках такой программы можно было бы сообщать о разных аспектах переписной кампании.
  • "Она, причем, непериодично идет – реклама, обычно постоянно заканчивается, там, и через какое-то время рекламу все время крутят".


  • "Вот, на мой взгляд, конечно, не просто такая беглая реклама должна быть. Нет, вот важно или неважно для человека. В принципе, для людей страны это важно. Просто так узнать, сколько у нас миллионов, какова смертность..."


  • "В "Петровке, 38" лучше это было показано. Там именно то, что показывали, даже может зайти человек и как может своровать даже в квартире".
  1. Участники дискуссии намереваются обязательно участвовать в переписи. В то же время они полагают, что отнюдь не все граждане настроены столь же решительно. Респонденты связывают это прежде всего с недоверием населения к власти, вызванным в том числе пренебрежительным отношением последней к народу. Власти, чиновники вызывают безусловное раздражение, и это раздражение переносится частично и на предстоящую перепись – как кампанию, инициированную государством.
  • "Это очень важное дело. Но надо это... я еще раз говорю, что эта перепись должна уточнить наши ресурсы".
  • "Потом, наши законы еще не позволяют. У нас много не принято законов, которые повлияют на эффективность, на действия".
  • "А я думаю, нет, само отношение государства к нам, чиновников, законов. Ведь все законы российские, все – против нас. Мы только их можем с помощью дорогих адвокатов повернуть в нашу сторону, понимаете, найти какие-то там пути, но все в этом государстве работает против нас. Я считаю, что у нас вообще в России геноцид".


  • "Хорошо, пусть та часть населения, которая бомжует, она не будет переписана, или беженцев какая-то часть, но трудоспособное население, которое нормально работает и живет, они-то будут переписываться".


  • "Я считаю, что нет, всем на все наплевать".
  1. По мнению участников дискуссии, получить в ходе переписи правдивые ответы на вопросы, связанные с размером и источниками дохода, будет весьма затруднительно.
  • "...Не каждый человек укажет реально, сколько у него доходов, правильно?"


  • "Да, иначе тогда полную стоимость за квартиру платить надо. Никто же не хочет этого делать".


  • "Ага, а потом налоговая будет все про всех знать".


  • "Многие дают подписку о неразглашении своей зарплаты. Да они никогда правду не скажут – это же и уволят запросто".


  • "Сейчас даже на рынке можно купить дискету с данными по всем адресам. А результаты переписи тоже скоро на рынках появятся. Кто же сообщит о своих доходах?!"