Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/perepis/408_13128/pe020701




Дайджест основных результатов опроса

15.11.2001 [отчет] [ Климова С.Г. ]




  1. Данные интервью показывают, что в агитации за перепись могут быть использованы два типа аргументов: аргументы общегосударственной значимости мероприятия, более популярные в сильноресурсных группах (среди людей сравнительно более образованных, состоятельных, молодых), и аргументы материального благополучия и безопасности – для слаборесурсных групп.


  2. По мнению опрошенных, перепись полезна для развития страны в целом, т. к. она даст возможность властям лучше узнать проблемы страны, отдельных групп населения, лучше прогнозировать ее развитие, планировать бюджетные расходы, демографическую, национальную, миграционную политику. Подготовка и эффективное использование трудовых ресурсов тоже возможны только на основе данных переписи.


  3. Перепись, на взгляд респондентов, позволит получить достоверные данные обуровне и качестве жизни населения, о проблемах материнства и детства, обобеспечении страны продовольствием, о потребностях людей в жилье, медицинском обслуживании, образовании. В результате переписи также могут быть выявлены нужды отдельных групп населения (военных, пенсионеров, мигрантов, жителей села и др.).


  4. В ходе интервью выяснялось, на каких проблемах, связанных с переписью, следует делать акцент в центральных и местных СМИ. Если в пожеланиях, адресованных центральным СМИ, перечислялись приблизительно сходные проблемы, то в пожеланиях местным СМИ заметна региональная специфика. Респонденты убеждены, что статья или передача о переписи запомнится, если в ней будут затронуты вопросы местных нужд и потребностей.


  5. Наиболее эффективной формой телепередач о переписи, по мнению респондентов, являются дискуссии и беседы с авторитетными людьми. Среди популярных ведущих, способных сделать лучшие передачи о переписи, в первую очередь упоминались: В. Познер, С. Шустер и Л. Парфенов. Высказываются предположения, что ведущие научно-популярных передач (например, Л. Николаев) также могли бы затронуть тему переписи; вполне допустимо посвятить переписи какую-нибудь развлекательную телеигру или ток-шоу.


  6. Наши респонденты довольно активно читают газеты (в первую очередь, центральные), внимательно изучают все публикации, за исключением рекламы. Поэтому им вполне может быть адресована серьезная аналитическая статья о переписи. Но и она должна содержать какие-то запоминающиеся или курьезные факты, так как именно их в первую очередь вспоминают те, кто читал статьи о переписи (например, что по результатам переписи женатых мужчин меньше, чем замужних женщин).


  7. Радио опрошенные слушают урывками, на кухне и в автомобиле. Поэтому можно предположить, что длинные радиопередачи о переписи будут малоэффективны. Скорее, это должны быть отдельные факты или короткая информация о процедуре проведения данного мероприятия.


  8. Обсуждая процедуру проведения переписи, респонденты довольно часто предлагали альтернативу поквартирному обходу. Считается, что возможностью прийти на переписные участки воспользуется довольно большое число граждан– например, богатые, люди, которых переписчик не застал дома, или опасающиеся грабителей.


  9. В числе тех, кто, скорее всего, будет уклоняться от участия в переписи, опрошенными упоминалась молодежь (из-за ее пассивности) и малоимущие (в том числе нелегальные иммигранты и бомжи). Для последних предлагается устраивать бесплатные обеды, дешевые распродажи или благотворительную раздачу одежды.