Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/perepis/489_13024/pe021706




Авторитет СМИ в формировании отношения молодежи к переписи

07.06.2002 [отчет] [ Климова С. ]






Пожелания молодежи к тематике статей и передач в связи с переписью


Респондентам был задан вопрос: "О чем, в связи с переписью, по Вашему мнению, должны рассказывать СМИ (включая газеты, радио, телевидение), чтобы передача или статья была интересна для таких людей как Вы?".

Среди опрошенных молодых людей примерно пятая часть определенно заявили, что их не интересует никакая информация в связи с переписью. Впрочем, отсутствие интереса к информации о переписи вовсе не означает принижения ее значимости. Просто для этих молодых людей с переписью и так все ясно, и дополнительной информации им не требуется.
  • "Мне представляется это техническим актом. Это нужно сделать и всё. Не знаю, что можно здесь такого интересного найти" (Владивосток, мужчина, 25 лет, высшее, специалист по лизингу, 7000).
Но тех, кого информация о переписи интересует, больше. Прежде всего, опрошенные говорят о том, что недостаточно информации о целях переписи и о практической значимости собранных сведений.
  • "В первую очередь передача должна раскрывать, для чего это делается, какая цель преследуется, чтобы потом люди с удовольствием приняли участие в этой переписи" (Владивосток, женщина, 24 года, высшее, педагог, 1200).


  • "Какие последствия будут от этого - чтобы все было понятно и человек сделал как бы для себя выбор, нужно ему это или нет" (Владивосток, женщина, 18 лет, среднее, учащаяся ПТУ, 2000).
  • "Для чего это нужно, почему? Если уж тратить такие средства, то как можно оправдать эту трату?" (Воронеж, мужчина, 28 лет, высшее, бухгалтер, 1500).
Некоторые респонденты говорят о том, что следовало бы сравнить практическую значимость будущей переписи с тем, как ее данные использовались в прошлом в нашей стране, а также в других странах.
  • "Есть смысл на примере западных стран составить сравнительный анализ, что на основании переписи была получена такая-то информация и что информация эта была использована вот для того-то" (Красноярск, женщина, 27 лет, высшее, предприниматель, 5000).


  • "Рассказать, как это было раньше. На основании той переписи приняты такие-то управленческие решения - это позволило сэкономить Советскому Союзу или России такие-то деньги или же помочь там стольким-то нуждающимся, таким-то группам населения, ну и так далее. Можно использовать опыт зарубежных стран - но вот только кратко. Я бы долго слушать это не стал" (Москва, мужчина, 27 лет, сред. специальное, монтажник, 10000).
Однаок не только практические результаты переписи интересуют молодых людей. Они хотят больше знать о своей стране, о положении молодежи и надеются, что данные переписи помогут удовлетворить их интерес.
  • "Можно указать процентное соотношение молодежи к общей численности населения. Сколько у нас таких, как я, допустим, от 20 до 30 лет, раскидать процентный состав по возрастам. А самое интересное - посмотреть, сколько у нас пенсионеров... Мне статистика была бы интересна. Неплохо было знать, кого больше - пенсионеров или молодых" (Казань, мужчина, 28 лет, высшее, предприниматель, 8000).


  • "Я хотел бы узнать, какая рождаемость, смертность, сколько вообще человек проживает - легально и нелегально" (Москва, мужчина, 19 лет, среднее, учащийся колледжа, 1600).


  • "Мне интересна ситуация в стране с рождаемостью, с безработицей, с социальным уровнем" (Владивосток, мужчина, 19 лет, учащийся ПТУ, 1000).
Впрочем, этот интерес не только познавательный. Некоторые наши собеседники прямо говорят о своих надеждах на то, что правительство, выяснив наиболее острые проблемы, с которыми сталкивается нынешняя молодежь, будет предпринимать какие-то шаги к их решению. Это те проблемы, о которых чаще говорят люди и в ходе массовых опросов: рождаемость, образование, рынок труда.

Проблемы рождаемости упоминаются довольно часто и девушками, и молодыми людьми в контексте ожидания от правительства разработки программ поддержки молодых семей, стимулирования рождаемости.
  • "По моему мнению, важна ситуация с рождаемостью. Для молодежи это важно. Для государства еще важнее. Потому что государство, я надеюсь, видя катастрофическую ситуацию в этой области, будет принимать какие-то меры, связанные с дотацией на рожденных детей и так далее" (Воронеж, м, 20 лет, среднее, учащийся техникума, 2000).


  • "Я девушка, мне когда-нибудь придется рожать ребенка. Конечно, то, что у нас в стране нет сейчас условий, чтобы иметь двух, трех детей, как, допустим, в некоторых других странах, - это, конечно, очень интересует" (Воронеж, женщина, 18 лет, среднее, учащаяся колледжа, 1200).


  • "Ну, рождаемость сейчас учитывается. Я слышала, что растет она в некоторых регионах. Одно время был спад. Но если это еще покажет перепись населения, то хорошо" (Владивосток, женщина, 31 год, сред. специальное, педагог, 700).
Говоря о проблемах образования, молодые люди часто сетовали на трудности бесплатного обучения.
  • "Система образования - такой очень муторный, сложный вопрос. Молодежи это очень важно, я считаю. Даже школьное образование - там что-то непонятное. В вузах, техникумах тоже много проблем. Много коммерческого всего. Не пойми что творится!" (Воронеж, женщина, 20 лет, среднее, учащаяся техникума, 2000).
Молодым людям сейчас трудно найти хорошо оплачиваемую работу, поэтому их, конечно, интересует любая информация о рынке труда и занятости в России.
  • "Молодежи интересна информация о работе, о том, где я могу предложить себя как работающий человек. Какое количество инженерно-технических работников у нас на сегодняшний день. Уровень заработной платы и распределение по стране в среднем на количество работающих человек" (Владивосток, мужчина, 30 лет, студент, 3500).
Опрошенных интересует и национальный состав страны. Подавляющее большинство тех, кто говорил о национальных проблемах, обращали внимание на рост неконтролируемой миграции. Особенно это волнует тех молодых людей, которые живут в регионах, испытывающих сильное демографическое давление с юга.
  • "Меня очень интересует национальный вопрос. Мне очень интересно, сколько в Приморском крае уже живет граждан чужих стран - к примеру, того же самого Китая, да? Вот мне это интересно. Тех, кто уже получили наше гражданство" (Владивосток, женщина, 29 лет, сред. специальное, менеджер, 3000).


  • "Ситуация с миграцией очень интересна. Что собираются делать для людей, которые мигрируют внутри страны? Почему именно оттуда едут люди и работают в других регионах? Может, надо там открывать новые рабочие места?" (Казань, женщина, 29 лет, высшее, инженер, 2000).
Говоря о процедуре проведения переписи, молодые люди сетовали на то, что у них мало информации о том, как она будет проходить, каково содержание переписных листов.
  • "Во-первых, какие вопросы там будут. Говорят, что там будет очень много вопросов, но никто ничего толком не знает. Интересно было бы узнать, что именно будут спрашивать" (Казань, женщина, 27 лет, высшее, менеджер, 4000).
Однако некоторые респонденты сомневаются, что обстоятельные просветительские передачи молодые люди будут слушать. Они советуют организаторам переписи уделить больше внимания рекламе, ориентированной на молодежь, и даже говорят о том, какой именно должна быть эта реклама. Рекламные ролики, по мнению опрошенных, должны быть забавными, сюжетными, патриотичными.
  • "Сделать хороший промоушн и разрекламировать всю акцию. Да, это намного полезней, чем образовательные программы, которые все равно никто не будет смотреть из молодых, потому что им некогда. Лучше сделать что-то развлекательное" (Москва, мужчина, 29 лет, сред. специальное, коммерсант, 9000).
  • "И: А рекламные ролики могут быть полезны для агитации за перепись среди молодежи?
Р: Я думаю, да, если будут очень интересными.

И: А какие Вам нравятся?

Р: Я думаю, что вроде комедий таких. Анекдотик такой короткий. Потому что человек запоминает это больше. Когда серьезно говорят, человек думает, что его обманывают может быть. Надо немного шутки" (Воронеж, мужчина, 26 лет, среднее, рабочий, 800).
  • "Интересный какой-то веселый рекламный ролик, заинтересовал бы человека. А молодежь - ее надо чем-то заинтересовывать или привлечь, чтобы она участвовала в этом" (Воронеж, женщина, 29л., высшее, вахтер, 800).


  • "Ролик, который мне нравится - это "Финт" - шоколад, где вот с девочкой: "А мы что-то про тебя знаем", - просто мне нравится, как они играют, прикольно. И еще нравится реклама на других каналах - "Евроспорт", например. Там реклама очень красивая, снята, как полнометражные фильмы, совершенно не въедаются, их даже приятно посмотреть" (Воронеж, мужчина, 24 года, студент, сведений о доходе нет).


  • "Мне понравился ролик, где сидит ребенок грустный, и тут появляются краски, и мама начинает раскрашивать мир. По-моему, "Радугу" рекламируют - детские игрушки, детские краски. То есть, такие рекламные ролики мне нравятся. Что касается детей - был еще рекламный ролик, это уже по воронежскому телевидению, предвыборная кампания, даже, честно говоря, не помню, кого. Там тоже было связано с детьми: "Дети - наше будущее"" (Воронеж, женщина, 27 лет, высшее, бухгалтер, 4000).
  • "Если только рекламные ролики, которые будут подстегивать патриотическое начало, на основе патриотизма. Вот, ребята, давайте все перепишемся, и наша страна будет самой крутой страной в мире. Может быть, на эту тему. Может быть, что ты пришел на перепись, стал крутой, вообще молодец. Вот это молодых может как-то подстегнуть. Ну, это я говорю о молодых до 18-ти лет, а уже людей повзрослее, лет до 30-ти, скажем так, моего возраста - может быть, просто на сознательность. И, опять же, объяснение, что это полезно, что я вот хожу на перепись, и государство узнает о моем существовании, и сколько нас есть. А то вот все не ходят на перепись, власть имущие не знают, сколько нас есть, планируют на 15 хлебушка, а нас - 28, вот 13-ти и не хватает" (Нижний Новгород, мужчина, 29 лет, среднее техническое, таксист, 2000).
Таким образом, подавляющее большинство опрошенных молодых людей с интересом отнеслись бы к информации о переписи, ориентированной на молодежь. По результатам интервью можно представить, что эта информация должна, в первую очередь, касаться тех проблем, с которыми приходится сталкиваться молодым людям. Это поддержка молодых семей, и, в частности, стимулирование рождаемости; образование, рынок труда. К рекламе переписи, ориентированной на молодежь, опрошенные тоже относятся вполне лояльно. Эта реклама должна быть короткой, забавной и вместе с тем патриотичной.

Авторитетные передачи и журналисты центральных СМИ


Для того, чтобы выяснить, какие газеты, передачи читают и слушают наши респонденты; кто из журналистов может быть для них авторитетом в отношении к переписи, был задан вопрос: "Назовите, пожалуйста, те передачи и тех журналистов центральных СМИ, (включая газеты, радио, телевидение), которые вам нравятся больше других, почему они вам нравятся?".

Среди опрошенных нашлись те, кто практически не читает газет, не слушает радио, не смотрит телевизор. А если им случается посмотреть или послушать какую-то передачу, то она, скорее всего, будет не информационной, а развлекательной. Правда, таких респондентов немного.
  • "Р: Я телевизор особо не смотрю. Если видик только.
И: А радио слушаете?

Р: Только музыку на БИМе, "Европе".

И: А читаете ли Вы какие-то молодежные журналы, газеты?

Р: Нет, не читаю ничего.

И: Пользуетесь ли интернетом?

Р: Нет" (Казань, мужчина, 20 лет, сред. специальное, учащийся колледжа, 1500).
  • "Р: По телевизору - всякие игры - "Кто хочет стать миллионером", "Русская рулетка". Телесериалы смотрю.
И: А читаете ли Вы какие-то молодежные журналы, газеты?

Р: "Оops" мне нравится, его читаю. Сканворды всякие. "Телесемь" читаю" (Казань, женщина, 24 года, сред. специальное, маляр, 1500).

Набор газет и журналов, которые читают молодые люди, тоже весьма ограничен. В числе предпочитаемых газет чаще всего упоминались "Аргументы и факты", "Спид-инфо", "АиФ. Я - молодой", "Комсомольская правда". Выбор читаемых журналов вполне соответствует выбору газет. Это либо "женские", либо "мужские" журналы ("Лиза", "Космополитен", "Она", "Сool", "Men's Health", и т.п.). Социальная публицистика, политика, судя по выбору журналов, опрошенных интересует мало.
  • "Р: Газеты читаю.
И: Какие?

Р: "Спид-инфо". (Красноярск, мужчина, 18 лет, среднее, студент, 1000).
  • "Журналов я не читаю. Газеты я читаю, где программа ТВ" (Воронеж, мужчина, 26 лет, рабочий, среднее, 800).


  • ""Я - молодой", "Аргументы и факты", "Men's Health"" (Владивосток, мужчина, 22 года, неполн. высшее, студент, 3000).


  • "Сейчас у нас очень много развелось слегка непотребного, желтой прессы. Предпочитаю журнал "Лиза" - меня он удовлетворяет во всех отношениях. Потом выходит у нас такая мини-газета или мини-журнал - "Веста"" (Воронеж, женщина, 31 год, сред. специальное, медсестра, 560).


  • ""За рулем", "Комсомольскую правду" читаю от корки до корки" (Воронеж, мужчина, 21 год, среднее техническое, студент, 200).


  • "Молодежные журналы, в основном я читаю - такие, как "Антенна", журналы "Ровесник", "Сool", потом... такие не только молодежные, они для всех - "Космополитен" (Воронеж, женщина, 18 лет, учащаяся колледжа, 1200).
  • "Из журналов - "Лиза", "Она". Там много информации именно для дома, для семьи и для детей, выпечки какие-то. Женский журнал, чисто женский журнал" (Воронеж, женщина, 27 лет, высшее, бухгалтер, 4000).


  • ""Спид-инфо", "Декамерон" читаю" (Красноярск, женщина, 32 года, высшее, учитель, 1000).


  • "Я читаю журнал "Oops". А так - многие журналы читаю, "Oops", там, "Yes"" (Москва, женщина, 18 лет, среднее, учащаяся колледжа, сведений о доходе нет).
Есть среди опрошенных и любители познавательно-развлекательных журналов.
  • "Ну, мы в основном с девчонками берем "Базар", "Караван", "Бьюти"... "Гео" - это географический журнал" (Москва, женщина, 28 лет, средн. техническое, кассир, 3000).


  • "Читаю журнал "Первые американцы", хотя это молодежным не назовешь, "Забриски райдер". Это очень умный аналитический журнал, посвященный молодежным субкультурам. Они дают очень много информации интересной по тому, чем сейчас болеет немодная молодежь" (Новосибирск, мужчина, 24 года, студент, доход не указан).
Но даже такую прессу читают немногие. Большая часть наших собеседников предпочитает смотреть телевизор. Телепередачи чаще нравятся музыкальные и развлекательные.
  • "Газеты я особо не читаю - там печатают ерунду всякую. Телевизор - "Западный полк", "Криминальная Россия". "Большую стирку" иногда посмотришь, "Космонавтов" - да, это для меня очень интересно. Программа нравится, потому что иногда на темы прикольные для молодежи разговаривают" (Воронеж, мужчина, 19 лет, среднее, студент, 500).
  • "Смотрю развлекательные, музыкальные передачи: Муз-ТВ, МТВ, криминал, "Поле чудес"" (Владивосток, мужчина, 30 лет, сред. специальное, рабочий, 1000).


  • ""Выиграй миллион", еще какие-то. "Поле чудес", естественно, "В мире животных", "Вокруг света". Там нет политики" (Владивосток, мужчина, 30 лет, студент, 2000).


  • ""Русская рулетка" мне нравится. С Дибровым вот эта вот передача - как она называется? - "Народ против". Музыкальные передачи - "С добрым утром", "Утренняя звезда"" (Владивосток, женщина, 29 лет, сред. специальное, менеджер, 3000).


  • "Спортивные предпочитаю смотреть на канале "Евроспорт", а развлекательные... К примеру, новая передача "Русская рулетка" хорошая - Пельш Валдис. Еще Меньшова Юля "Продолжение следует" хорошо ведет - и симпатичная, приятно смотреть на нее, и еще у нее есть чувство юмора" (Воронеж, мужчина, 24 года, студент, сведений о доходе нет).
Несколько меньше любителей познавательно-развлекательных передач.
  • "Телепередачи смотрю про животных, про детей. Общественно-политические передачи не смотрю. Меня раздражает эта пустая болтовня" (Красноярск, женщина, 32 года, высшее, коммерсант, 5000).
Довольно много поклонников среди опрошенной молодежи у телепередач на бытовые темы, ток-шоу.
  • "Очень уважаю КВН. "Ищу тебя" - душевная очень передача" (Владивосток, женщина, 24 года, высшее, педагог, 1300).


  • ""Из жизни женщины". Вообще мне нравятся передачи, рассказывающие про чью-нибудь жизнь или, ну, такие полезные, интересные - или с кулинарией что-то связанное, или с шитьем" (Владивосток, женщина, 24 года, студентка, 2000).


  • "Я вообще практически телевизор не смотрю. Если и смотрю, то какие-нибудь ток-шоу, "Что, где, когда", "Умники и умницы", "Народ против"" (Владивосток, женщина, 31 год, сред. специальное, педагог, 700).
Тем не менее, нельзя утверждать, что все молодые люди аполитичны. Среди опрошенных оказались и такие, кто прямо заявляет о своем интересе к телевизионной публицистике. Есть поклонники и у информационных передач, упоминаются в качестве любимых аналитические передачи и их ведущие. Молодые люди называют фамилии Л. Парфенова, С. Шустера, Н. Сванидзе, и В. Познера. Уважают их за независимость позиции, выразительность, честность.
  • "Мне нравится передача, которая идет по НТВ - "Свобода слова". Ведущий Савик Шустер мне нравится. У него очень острый язык, он все подмечает точно, у него такие емкие, точные замечания. Мне нравится, как он ведет эту передачу. До него она не была такой интересной. Я стараюсь быть в курсе всех событий" (Казань, женщина, 22 года, неполн. высшее, студентка, 2000).


  • "Нравятся передачи информационного и аналитического плана. "Намедни" и ее ведущий Парфенов на НТВ. В свое время нравилась программа Кисилева на ТВ-6. Сейчас его нет. В основном предпочитаю канал НТВ" (Воронеж, мужчина, 20 лет, среднее, учащийся техникума, 2000).


  • "Если говорить о телевидении, то я выделяю Сорокину, Миткову, Познера,, потому что они имеют свое мнение, не боясь, могут поспорить с видными политиками, и как-то пытаются донести до людей информацию, которая проверена, тоже строится на фактах - не просто так, голословно, говорят" (Воронеж, женщина, 31 год, высшее, воспитатель, 1500).


  • "Мне нравится Познер. Ему доверяешь, он умеет разговаривать, умеет завести публику, умеет найти подход к людям, то есть, умеет создать атмосферу дружеской, ни к чему не обязывающей беседы" (Воронеж, женщина, 27 лет, высшее, бухгалтер, 4000).
А. Гордон привлекает внимание немногих интеллектуалов.
  • "Гордон нравится. Он один из немногих умных, который и ведет себя, как действительно умный человек" (Москва, мужчина, 27 лет, сред. специальное, монтажник, 10000).
Довольно много оказалось среди опрошенных и тех, кто регулярно слушает радио. Наиболее популярные радиостанции - это "Радио 7 на семи холмах", "Русское радио", "Европа плюс", "Радио России", "Наше радио". Это заинтересованные слушатели - судя по тому, что опрошенные упоминают фамилии ведущих, дают им характеристики.
  • "Из "Радио России" я единственно кого могу назвать - это Наталья Бехтина. очень такая достаточно интересная женщина, передачи у нее интересные и как журналист, я считаю, безупречна" (Воронеж, женщина, 31 год, сред. специальное, медсестра, 560).


  • "По "Русскому радио" где-то в 11-30 идёт программа "Хронограф" - забыл, кто её ведёт, - там рассказывают об истории России, о великих людях...Развлекательные шоу с утра...Александр Чижов, кажется, или Сергей..."Подсолнухи" сейчас называется" (Воронеж, мужчина, 25 лет, среднее, рабочий, 2500).


  • ""Маяк" постоянно слушаю - мне нравится: там и музыку классическую передают, и зарубежную музыку, и советскую, и информация есть - новости можно узнать" (Казань, женщина, 32 года, среднее, продавец, 1500).
В ходе опроса мы попытались выяснить, доступен ли молодым людям интернет, и если да, то обращают ли они внимание на интернет-рекламу. Оказалось, что интернетом пользуются очень немногие (примерно десятая часть от числа опрошенных). Но и те, кто регулярно или время от времени пользуется интернетом, практически никогда не обращают внимания на рекламу. Одни - потому что это слишком дорого - тратить оплаченное время в интернете на знакомство с рекламой, других же раздражает ее назойливое мелькание.
  • "Ну, в основном не обращаю внимания на рекламу, потому что в интернете жалко времени" (Владивосток, женщина, 32 года, неполн. высшее, менеджер, 2000).


  • "Иногда обращаю внимание на рекламу в интернете, но подробно не вникаю. Она вот выскочит, проскочила, и все. То есть, могу так прочитать мельком. А так, чтобы заинтересоваться и подробно смотреть - не было еще" (Владивосток, мужчина, 22 года, неполн. высшее, студент, 3000).


  • "Стараюсь не замечать рекламу в интернете" (Владивосток, мужчина, 25 лет, высшее, специалист по лизингу, 7000).
  • "Я бы не сказала, что обращаю большое внимание на рекламу в интернете, просто когда долго ждешь, что-то загружается, тогда да - можно посмотреть" (Воронеж, женщина, 20 лет, среднее, студентка техникума, 2000).


  • "Интернет-статьи о переписи я читаю. Но там голые факты. Кстати, в интернете ни разу не видел рекламу о переписи" (Новосибирск, мужчина, 24 года, высшее, программист, 1500).
Таким образом, опрошенные молодые люди - скорее зрители и слушатели, чем читатели. Слушают и смотрят они чаще всего передачи на бытовые темы, развлекательные и музыкальные. Им нравится все, что подается в режиме диалога, поэтому даже среди политических, публицистических передач чаще упоминаются именно те, которые имеют диалоговую форму. Как показывают интервью, реклама переписи в интернете, возможно, будет замечена, но заметят ее немногие - те, кто уже без того имеет информацию о предстоящем мероприятии из других источников.

Авторитетные передачи и журналисты местных СМИ


Чтобы понять, какие из местных СМИ чаще привлекают внимание молодежи, был задан вопрос: "А если говорить о местных СМИ: какие передачи и журналисты местных СМИ (включая газеты, радио, телевидение), Вам нравятся больше других? Почему они вам нравятся?".

Мы обратили внимание на довольно большие региональные различия. В некоторых городах большинство опрошенных довольно активно читают статьи в местных газетах, слушают и смотрят передачи местных телеканалов и радиостанций, в других - интерес к местным СМИ значительно слабее.

К первой группе (тех, где интерес к местным СМИ велик) относятся Ставрополь, Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Воронеж, Красноярск.

В Ставрополе чаще, чем в других городах, упоминались местные газеты: "Губернские ведомости", "Ставропольская правда", "Вечерний Ставрополь".. Причем упоминания эти довольно обстоятельны. Это говорит о стабильном интересе к статьям региональных журналистов. Респонденты говорят, что в этих газетах публикуют много интересных для молодежи материалов: о спорте, о предпринимательской деятельности. В "Вечернем Ставрополе" есть молодежная рубрика "Полигон". Молодые жители города подчеркивают, что эта газета современная, в ней много материалов на актуальные темы, и в ней работают очень талантливые журналисты: Тамара Коркина, Тамара Осипова, Валерий Манин, Марина Глебова.

Местные телеканалы и программы в Ставрополе тоже интересны для молодежи. В интервью содержатся упоминания следующих телепрограмм: "День края", "Новости" по АТВ, "ТВ-информ", "Музыкальный сюрприз". Популярные среди молодежи на Ставрополье телеведущие - это Зацерковная, спецкорреспондент ОРТ Роман Перевезенцев.

Популярный радиожурналист в Ставрополе, судя по материалам интервью, Юрий Куц, региональный представитель "Радио России".

Очень много и обстоятельно говорили о своих любимых передачах и журналистах молодые жители Красноярска. В основном это телепередачи и тележурналисты.

Внимание молодых красноярцев привлекают следующие передачи местного ТВ: телеканал "Афонтово", передачи "Утренний кофе" и "Кофе вечерком"; "Дело"; "Новости ТВК", "Будни", "Территория". Звезды красноярского телевидения для молодежи - это Бурлаков, Тепляшина, Ничивишев, Наталья Жабыко, Марина Ламакина, Сергей Ким, Клешко, Марина Добровольская, Ирина Долгушина.

В Казани тоже, если судить по высказываниям респондентов, довольно много радиопрограмм, телепередач и газет для молодежи. В интервью с похвалой упоминаются местные газеты "Молодежь Татарстана", "Татарстан Яшлере".

Местные телеканалы и программы, упомянутые в интервью, это новости второго канала (ИКС); программа "Город", "Эфир", "Перехват", "Прямая связь", "Проснись и пой". Любимые молодежью Казани тележурналисты - это: Айгуль Мирзоянова, Алина Ивах, Яна Валиди.

Любимое радио казанской молодежи -"Бим-радио" и его диджей Комрад Лесков.

Молодые жители Владивостока упоминали местные газеты "Дальпресс", "Комсомолка в Приморье", "Арсеньевские вести", "Золотой рог". Популярные радиостанции в Приморье - это "VBC", "Лемма", "New wave", "Владивосток". Популярные местные телеканалы и программы - "Местное время", "Пульс дня", "Леди-клуб".

В Воронеже, судя по материалам интервью, интересных для молодежи газет и телепрограмм немного. Воронежское телевидение, судя по высказываниям наших респондентов, не очень балует молодых людей специальными передачами.
  • "Воронежское телевидение очень мало смотрю. Иногда я смотрю спортивные вести, но тоже редко. Воронежский канал, мне кажется, плохой канал. Фильмы там какие-то плохие идут, и передачи не особо трогают они меня. Заплохел канал, вообще смотреть там нечего, если честно. Стимула его смотреть нет" (Воронеж, мужчина, 19 лет, студент, 500).
А вот местные радиостанции вызывают интерес молодежи чаще. Репонденты не только называют любимые радиопередачи и станции ("Юнимакс", "Воронежский стол заказов", "Градус народной любви"), но и часто упоминают фамилии радиожурналистов (Александр Успенский и Илья Нечуговский).

В Санкт-Петербурге местное телевидение, судя по материалам интервью, выпускает много интересных для молодежи передач. Опрошенные молодые жители Санкт-Петербурга упоминают следующие любимые телепередачи местного ТВ: "Новости" с Аней Фрадкиной, петербургские передачи ТНТ.

Радиостанции в Санкт-Петербурге, которые слушает молодежь, это "Радио Рокс" и "Эльдорадио".

Печатных изданий, популярных среди молодежи Санкт-Петербурга, немного. Упоминаются газеты "Вечерний Петербург" и "Санкт-Петербургские ведомости".

Вторая группа городов - это те, где молодые люди не очень уверенно говорили о своих любимых передачах и печатных изданиях, либо прямо заявляли, что продукция местных СМИ их не интересует.

Так, молодые жители Москвы упоминали лишь одну местную телепрограмму - "Лицом к городу". Один респондент вспомнил молодежную газету "Мы" Южного округа.

В Новосибирске респонденты не смогли сказать ничего хорошего о местных телеканалах и печатных изданиях, но упомянули радиопередачи "Дорогое удовольствие", "Удачная покупка", "Прецедент", "Дамский журнал".

Наши собеседники из Екатеринбурга тоже весьма равнодушно относятся к продукции местных СМИ, но, тем не менее, упомянули некоторые местные телепередачи ("Новости 9 1/2 недель", "Утренний экспресс", "Я там был") и их ведущих - Евгения Енина, Шеремета, Лену Вугельман, Оксану Куваеву, Титова.

В Нижнем Новгороде опрошенные молодые люди не выделяют специфических молодежных изданий и программ, хотя и смотрят местное ТВ.
  • "Я смотрю "Сети НН" - самые разные передачи, но в основном смотрю "Вечер трудного дня" и "Кстати". Самая свежая информация по "Сети НН", а "Кстати" мне нравится, потому что там информация дается кратко, интересно оформлена, не скучно и полезно" (Нижний Новгород, женщина, 18 лет, студентка, сведений о доходе нет).
Молодые нижегородцы упомянули также телепередачи "Гороскоп", "Прогноз погоды", "Вечер трудного дня", "Полдень трудного дня".

Поскольку наш опрос не был достаточно представительным, нельзя мы не уверенно утверждать, что в тех городах, где молодые люди не упомянули специфически молодежных изданий или передач радио и телевидения, действительно нет талантливых журналистов, пишущих для молодежи. Но мы можем говорить о том, что в тех городах, где таких упоминаний много (в нашем случае - это Владивосток, Красноярск, Санкт-Петербург, Ставрополь, Казань), есть шанс, что талантливые журналисты будут услышаны молодежью, если выступят с передачами о переписи.