Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/pokolenie21/npn109




Поколение Next – версия 4.0

10.11.2009 [информация] [ Пресс-релиз ]




Завершилась четвертая волна уникального исследования молодежи, проводимого Фондом Общественное Мнение совместно с калининградским Фондом социологических и маркетинговых исследований в рамках гранта для некоммерческих организаций.

На этом этапе в исследовании приняли участие 1500 молодых людей в возрасте от 16 до 26 лет, проживающих в 47 субъектов Российской Федерации (102 населенных пункта).

Основные выводы исследования

Молодежь и политика

  • Интерес к политике среди молодежи 16–25 лет в целом невелик, однако в последние годы доля интересующихся политикой стабильно растет: за последнее десятилетие она увеличилась в полтора раза – с 31% до 46%.

  • Уровень заявленной политической активности в широких кругах молодежи остается стабильно низким (не более 22–24%).

  • Власть вызывает у молодежи значительное доверие. В сентябре 2009 г. юноши и девушки оценивали деятельность президента и правительства более позитивно, чем шестью месяцами ранее.

  • Кризис негативно повлиял на оценки направления развития страны. Сегодня 50% молодежи считают, что Россия развивается в правильном направлении, тогда как год назад таковых было значительно больше (68%).

Молодежь и кризис

  • Молодежь в целом настроена оптимистичнее, чем старшие поколения. Молодые более позитивно оценивают перспективы развития экономики и свое материальное положение во время кризиса.

  • Доли затронутых и не затронутых кризисом примерно одинаковы:
    51% респондентов сообщили, что финансовый кризис как-то сказывается на них,
    чуть меньше (43%) заявили обратное. Сильнее других ощущают на себе влияние кризиса представители возрастной когорты 21–26 лет, жители мегаполисов, низкоресурсные группы молодежи.

  • Меньше других замечают кризисные явления молодые москвичи, юноши и девушки 16–17 лет, представители высокоресурсных групп.

  • Полгода назад, в марте 2009 года, соотношение долей затронутых и не затронутых кризисом было примерно таким же.

  • Нынешний сложный год в очередной раз показал, что обладание ресурсами (доход и место жительства) является своего рода «подушкой безопасности», позволяющей относительно безболезненно переживать кризис.

  • Нынешний кризис может стать для молодых кризисом жизненных планов. Сегодня примерно каждый четвертый нацеленный на образование молодой человек заявляет, что кризис сказался на его планах продолжить это образование (26%). За полгода, с марта 2009 года, эта цифра существенно не изменилась. Примерно две трети студентов, обучающихся на платной основе, говорят о повышении цен за обучение.

  • С ноября 2008 года безработица среди молодежи 18–25 лет выросла в два с половиной раза: с 7% до 16–18%. При этом большинство молодых безработных (до 80%) не регистрируются на биржах труда. О том, что сейчас, в условиях кризиса, найти работу стало заметно сложнее, говорят свыше трех четвертей опрошенных – это значительно больше, чем полгода назад. Чаще других о сложностях в поиске работы говорят юноши, представители низкоресурсных слоев молодежи, респонденты в возрасте 21–23 лет. Не нашли работу более половины от общего числа молодых соискателей – 62%, однако по сравнению с мартом эта доля сократилась.

Эмоции

  • В настроениях молодых россиян, особенно принадлежащих к высокоресурсным группам, преобладают положительные эмоции. О негативных эмоциях говорит преимущественно молодежь, пострадавшая от кризиса, – в частности те, кто не смог найти работу за последние полгода.

  • Любопытно, что тревога и раздражение молодежи не приводят к формированию протестных настроений. Возможно, это связано с тем, что протестная активность часто рассматривается как коллективное действие, а раздраженные и встревоженные молодые люди испытывают чувство отчуждения от других.

Трудовые стратегии молодежи

  • Большинство участников молодежных опросов стабильно относят себя к людям, стремящимся сделать карьеру (66–72%). Чаще других так оценивают себя респонденты в возрасте 16–17 лет, молодые люди с высоким материальным уровнем, респонденты с высшим образованием, жители Москвы и больших городов.

  • Основным критерием выбора работы по-прежнему является высокая заработная плата. Однако за год некоторые характеристики потенциальной работы – хороший начальник, возможность получить жилье, престижность – стали менее значимы. Возможно, именно кризис скорректировал трудовые предпочтения молодежи.

  • По-прежнему высок интерес молодежи к государственной службе. Молодых людей привлекает не только работа в коммерческих организациях, но и в органах государственной власти, правоохранительных органах и силовых структурах.

  • В рейтинге «работодателей мечты» лидирующие позиции продолжают удерживать «Газпром», администрация президента, МВД, Сбербанк, «Лукойл», «Роснефть», РЖД, мэрия.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ)

  • Хотя споры о последствиях введения единого государственного экзамена в школах не утихают, значительная часть молодежи (40%) одобряют эту реформу; доля негативных оценок выше всего на 5 п.п. При этом те, кто уже сдавал экзамены по новой системе, отзываются о ЕГЭ позитивней, чем «сторонние наблюдатели». Так, среди сдававших ЕГЭ в школе (а это 42% участников молодежного опроса) доля положительных оценок ЕГЭ выше, чем в среднем по выборке (48% против 40%).

  • Наивысший процент одобрительных отзывов среди сдававших ЕГЭ отмечен в городах с численностью населения от 50 до 250 тыс. человек. Возможно, жители этих городов считают, что благодаря новой экзаменационной системе перед ними открываются более широкие возможности для поступления в престижные вузы. А вот в Москве и малых городах преобладают негативные оценки.

Досуг и медиапредпочтения

  • Разные возрастные группы молодежи различаются по своим телевизионным предпочтениям. У россиян 16–20 лет особой популярностью пользуются каналы развлекательного характера, в частности СТС и ТНТ, тогда как у более старших (21–26 лет) лидирует Первый канал, а развлекательные отступают на второе-третье место.

  • Опрос показал повышенный интерес 16–20-летних к получению информации через интернет, что, как нам кажется, отчасти связано с учебой: более старшие представители молодого поколения реже указывали интернет как значимый источник информации.

  • Любимые занятия молодежи – общение с друзьями, спорт, кино, чтение и общение в интернете. Главное различие между младшими и старшими возрастными группами молодежи – постепенное снижение интереса к спорту и танцам и рост интереса к кулинарии.

  • У разных возрастных когорт различаются и рейтинги наиболее посещаемых мест. Юноши и девушки 16–17 лет чаще ходят на танцы, стадионы, в библиотеки, спортивные и развлекательные клубы, 24–26-летние – в кафе и рестораны, а также в баню и сауну.

Скачать презентацию файл в формате pdf (1496 кб)

За дополнительной информацией обращайтесь к директору проекта «Новое поколение» Ларисе Паутовой.
Тел. +7 (495) 745-87-65, доб.: 2221
e-mail:pautova@fom.ru.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Проект поддержан Фондом подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» (www.gosklub.ru) в соответствии с распоряжением президента РФ № 192-РП от 14 апреля 2008 года о государственной поддержке некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии гражданского общества.