Документ опубликован на сайте www.fom.ru
Практически каждый второй россиянин старше 12 лет (а это около 57 млн. человек) пользуется интернетом, при этом каждый третий из них использует для выхода в интернет мобильный телефон или мобильное устройство. Сейчас мобильная интернет-аудитория1 в России составляет около 22 млн. человек (18% населения старше 12 лет). Этот показатель уже сопоставим с распространением домашнего проводного широкополосного доступа (ШПД), которым пользуются 31 млн. человек. Эти и другие данные о распространении и специфике использования сотовых телефонов и мобильного интернета были получены в ходе ФОМ-исследования «Мобильный интернет в России», проведенного в ноябре – декабре 2010 года.
http://bd.fom.ru/report/map/pressr_190111 По распространенности мобильный интернет приближается к домашнему проводному ШПД, но в плане используемых сервисов пока еще остается вторичным 19.01.2011 [report] [ Пресс-релиз ] Основным трендом в распространении интернета можно назвать взрывной рост доли активной аудитории на фоне общего увеличения числа интернет-пользователей в целом – соответственно на 94% и 43% за 2 года. Сейчас ядро интернет-аудитории – пользователи, выходившие в Сеть хотя бы раз за последние сутки, – составляет 40 млн. человек, или 33% населения старше 12 лет. Ключевыми факторами, определяющими включенность в интернет-аудиторию, являются возраст и место жительства. В крупных городах-миллионниках шесть из десяти жителей выходят в интернет как минимум раз в месяц, но чем меньше размер населенного пункта, тем ниже этот показатель: в селах интернетом охвачено лишь 29% жителей. Аналогичное распределение прослеживается и в отношении домашнего проводного широкополосного доступа, однако распространение мобильного интернета – гораздо более равномерное. При этом в селах доля пользующихся мобильным интернетом выше доли пользующихся домашним ШПД. Три четверти (75%) россиян в возрасте от 12 до 35 лет вне зависимости от места проживания пользуются интернетом. Примерно равные доли людей в этом возрасте используют домашний ШПД и мобильный интернет. Среди россиян старшего возраста показатель проникновения интернета в три раза меньше, чем среди молодежи, а пользователей мобильного интернета в этой группе почти вчетверо меньше, чем тех, кто использует ШПД. Рисунок 1. Доли различных интернет-пользователей в группах по возрасту и месту проживания, в % от группы Общий уровень «мобилизации» страны достаточно высок. Хотя бы один мобильный телефон или мобильное устройство есть у 86% населения старше 12 лет. Однако для подавляющего большинства основным мобильным устройством является обычный мобильный телефон. Доля сложных и функциональных смартфонов, коммуникаторов и т.п. составляет всего около 9%. Самые популярные в России марки мобильных телефонов – Nokia и Samsung (аппараты этих фирм имеют соответственно 41% и 30% пользователей мобильных телефонов), с более чем троекратным отрывом опередившие конкурентов. Самая популярная функция мобильного телефона, помимо возможности вести разговор, – отправка SMS-сообщений (63%). Фотографирует на свой мобильный телефон / мобильное устройство примерно каждый четвертый пользователь. Наиболее активно всеми возможностями мобильного устройства пользуются люди в возрасте 12-20 лет, в более старших возрастных группах степень использования тех или иных функций стремительно снижается. Если среднестатистический пользователь мобильного телефона использует в нем 3 функции, включая разговор, то среди молодежи этот показатель превышает 5, а среди пользователей мобильного интернета – 7. Рисунок 2. Пять самых популярных практик пользования мобильным телефоном (исключая разговоры), в % от владельцев мобильных телефонов / устройств О важности возможности выхода в интернет с помощью мобильных устройств говорят лишь 22% их обладателей. Интересно, что примерно каждый пятый пользователь мобильного интернета заявляет, что эта возможность для него не важна. Этот факт объясняется тем, что для подавляющего большинства пользователей мобильного интернета выход в Сеть с телефона / мобильного устройства не является единственным и основным. Например, три четверти аудитории мобильного интернета также имеют доступ из дома (44% – проводной ШПД). По разнообразию используемых функций и сервисов мобильный интернет пока еще заметно отстает от «большой Сети». Наиболее востребованы у мобильных интернет-пользователей такие практики, как оперативный поиск информации (45%), общение в социальных сетях (36%) и скачивание/прослушивание музыки (29%). О том, что потребность в таком способе доступа сформирована еще недостаточно, свидетельствует и то, что первое место в рейтинге причин непользования мобильным интернетом заняла позиция "нет желания / необходимости". Таким образом, проведенное исследование свидетельствует, с одной стороны, об относительно широком распространении мобильного интернета среди россиян. С другой – мобильный доступ в интернет оказывается в значительной степени вторичным и дополнительным по отношению к иным способам выхода в Сеть, прежде всего ШПД (особенно в городах). Использование мобильного интернета чаще всего сопряжено с решением срочных и оперативных коммуникационных и поисковых задач в ситуации отсутствия стационарного доступа к интернету. В основе исследования лежит репрезентативный опрос населения РФ от 12 лет и старше. Объем выборки 6474 человек. С краткой версией отчета «Мобильный интернет в России» можно ознакомится здесь ссылка Стоимость полной версии отчета «Мобильный интернет в России» – 150 000 рублей с НДС. По вопросам приобретения отчета обращайтесь к Павлу Лебедеву: телефон +7 (495) 745-87-65; e-mail: lebedev@fom.ru 1 Пользователи мобильного интернета определялись по методике, аналогичной измерению интернет-аудитории в целом. К группе интернет-пользователей (пользователей мобильного интернета) относятся респонденты, которые заявили, что им приходилось пользоваться интернетом (интернетом с помощью мобильного телефона или мобильного устройства) хотя бы раз за последний месяц. |