Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/projects/bntergum07/intergum0703/blog280509




О блоге Д. Медведева знают больше людей, чем об интервью президента центральным телеканалам

28.05.2009 [Опрос населения] [ Опрос населения ]




Сопоставление результатов опросов показывает, что осведомленность населения о появлении блога президента Д. Медведева в Живом Журнале выше, чем информированность о его регулярных интервью центральным телеканалам.

Как показали результаты опроса населения РФ, проведенного в начале мая, около половины россиян (49%) осведомлены о том, что президент Д. Медведев начал вести интернет-дневник в Живом Журнале (ЖЖ). Столько же услышали об этом факте впервые во время опроса, еще 3% затруднились с ответом. Среди интернет-пользователей1 доля людей, осведомленных о том, что президент завел блог в ЖЖ, составляет 65%, из них 37% знают об этом, а 28% что-то слышали.

Для измерения осведомленности населения о каких-либо событиях ФОМ использует стандартные формулировки вопросов. Аналогичные вопросы были заданы, в частности, после интервью Д. Медведева центральным телеканалам в феврале, марте, апреле и мае 2009 года. Сопоставление результатов опросов дает возможность провести сравнительный анализ восприятия населением различных форм публичной активности Президента.

Если о том, что президент начал вести свой блог в ЖЖ, знают, по их словам, более пятой части (22%) опрошенных, то о недавнем интервью телеканалу «Россия» – всего 11%. Самый высокий показатель информированности о телеинтервью президента – 17% – был зафиксирован по итогам опроса, проведенного в феврале 2009 года, когда Д. Медведев принял участие в первой передаче такого формата на телеканале «Россия».

Самая большая доля осведомленных о президентских интервью зафиксирована после интервью Первому каналу 15 марта (46%), но и этот показатель на 3 п.п. меньше совокупного уровня информированности о появлении Д. Медведева в ЖЖ. В случае с недавним интервью телеканалу Россия разница составляет 7 п.п., а с интервью НТВ – более 10 п.п.2

Диаграмма №1. Информированность населения РФ об интервью Д. Медведева центральным телеканалам и о появлении интернет-дневника президента в Живом Журнале.

В России, по данным исследований ФОМа, только 33% населения знают, что такое блог (в том числе 2% – блогеры), а о том, что президент завел блог в ЖЖ, осведомлена почти половина населения. Так что широкое распространение информации о блоге президента, возможно, повысит общую информированность населения о данном медийном средстве.

Около 42% опрошенных заявляют, что им было бы интересно посетить блог президента, около 1% опрошенных говорят, что уже были там. Среди интернет-пользователей эти показатели составляют 54% и 3% соответственно. Таким образом, можно предположить, что именно эти 57% полугодовой аудитории (около 19% населения страны) являются реально возможной аудиторией президентского блога.

Диаграмма №2. Наличие интереса к тому, чтобы посетить блог Д. Медведева в Живом Журнале.

Если вернуться к телевизионным интервью президента, то аудитория, так или иначе, достигаемая этими передачами составляет 28–33% населения (колеблется для разных интервью). Именно такая доля людей знают о содержании этих интервью: из них примерно треть смотрели интервью целиком, две трети видели фрагменты интервью в информационных, новостных программах телевидения, около 3% слышали об интервью по радио, читали в газетах или интернете.

Несомненно, аудитория телевизионных интервью президента шире даже потенциальной аудитории интернет-посланий в ЖЖ, однако стоит отметить, что телевизионная аудитория и читатели блогов (как реальные, так и потенциальные) – это люди, достаточно сильно отличающиеся друг от друга уже по базовым социально-демографическим параметрам.

В приведенной ниже таблице представлены распределения интересных в данном контексте групп по полу и возрасту (таблица 1).

Стоит обратить внимание на следующие отличия. По данным опроса ФОМа, 56% людей, ведущих собственный блог, – мужчины. Согласно открытым данным Живого Журнала, среди зарегистрированных пользователей ЖЖ доля мужчин составляет 52%. С другой стороны, среди интернет-пользователей, посещавших блог президента, и тех, кому это было бы интересно, большинство (56%) – женщины, так же как и среди населения в целом (55% женщин) и среди тех, кто знает о содержании интервью президента телеканалу «Россия» 16 мая (52% женщин).

Согласно открытым данным ЖЖ, среди подписчиков президентского блога 83% – это люди в возрасте до 34 лет. Из данных опроса следует, что среди интернет-пользователей, заинтересовавшихся блогом президента, к этой возрастной группе относятся 59% (в то время, как в составе населения к данной возрастной когорте принадлежит лишь каждый третий). Интересно, что среди российских читателей ЖЖ, так же порядка 60% составляют молодые люди до 34 лет.

При этом в группе знающих о содержании интервью президента телеканалу «Россия» 16 марта молодежь составляет всего около 20%, тогда как 40% –люди старше 55 лет.

Таблица №1. Половозрастная структура рассматриваемых групп.

данные в % по столбцам

Население в целом Реальная и потенциальная аудитория блога президента в ЖЖ3 Реальная аудитория интервью президента телеканалу «Россия» 16 мая4 Ведут свой блог Российская аудитория ЖЖ5 Российские аккаунты в ЖЖ6 Подписчики blog_medvedev7
мужчины 45 44 48 56 50 52 нет данных
женщины 55 56 52 44 50 48 нет данных
18 – 24 лет 15 29 7 19 31 41 30
25 – 34 лет 19 30 13 33 29 44 53
35 – 44 лет 18 20 14 21 23 11 13
45 – 54 лет 20 15 26 15 17 3 3
старше 55 лет 29 5 40 13 0 0 1

Про подписчиков blog_medvedev можно отметить (на основе открытых данных), что около 85% из них – из России (остальные – из стран СНГ, Израиля, Германии, Северной Америки). Более двух третей российских подписчиков (69%) – жители двух столиц (54% из Москвы, 15% из Санкт-Петербурга). А вот в группе знающих о содержании телевизионных интервью президента телеканалу «Россия» жители столиц составляют лишь 12%.

Таким образом, публичная активность президента на ТВ и в интернете хорошо дополняют друг друга, позволяя охватить разные целевые аудитории. Более того, социально-демографические характеристики этих аудиторий свидетельствуют, что только использование интернета позволяет выйти на наиболее активную часть населения.

Также обращает на себя внимание тот факт, что среди подписчиков блога президента – т. е. людей, которые выразили желание регулярно следить за появляющимися там публикациями, – велика доля молодежи 18–24 года, хотя эта категория традиционно считается политически малоактивной.

Россияне не только довольно осведомлены о появлении президента в блогосфере, но в целом неплохо это восприняли. Около 40% населения положительно относятся к этому факту, и только 1% – отрицательно. Остальные либо говорят, что им это безразлично (46%), либо затрудняются дать ответ (14%). Среди представителей полугодовой интернет-аудитории половина одобряют вступление президента в ряды блогеров.

Диаграмма №3. Отношение к тому, что президент Д. Медведев завел блог в Живом Журнале.

Чтобы выяснить представления населения о том, зачем президент завел блог в ЖЖ, респондентам задавался соответствующий открытый вопрос.

Каждый четвертый (25%) считает, что это сделано для обратной связи, чтобы быть ближе к народу, напрямую общаться с людьми, знать их мнения: «к нему можно обратиться и задать свои вопросы»; «для более тесного общения с народом»; «приблизиться к народу»; «знать мнение народа»; «чтобы напрямую связываться со своим электоратом».

Вторая по популярности причина, называемая опрошенными, – стремление знать, что происходит в стране, получать информацию, знать проблемы людей: «чтобы знать, что вокруг делается»; «чтобы больше информации получить»; «чтобы быть в курсе событий»; «чтобы знать обо всем». Такую позицию высказали 7% опрошенных.

Чуть меньше, около 6% респондентов, считают, что президент завел блог в ЖЖ, чтобы рассказывать о себе, своей работе, своих планах: «для того чтобы народ видел планы президента»; «разъяснить людям свою позицию, действия правительства, планы на будущее»; «отчитывается за проделанную работу». Интересно, что среди интернет-пользователей этот вариант ответа набирает 10% и занимает вторую позицию по популярности.

Замыкает четверку самых популярных ответов (4% в целом по населению, но 9% среди тех, кто не доверяет Д. Медведеву), обобщенное мнение о том, что блог в ЖЖ – это популистский шаг, предпринятый для саморекламы: «рекламная акция»; «выпендриться хочет»; «красуется перед всем миром, наверное»; «очередная популистская акция, реклама».

Диаграмма №4. Представления о том, зачем президент Медведев начал вести свой интернет-дневник в Живом Журнале.(Открытый вопрос.)

За дополнительной информацией обращайтесь к Павлу Лебедеву, руководителю проекта «Мир Интернета»:

тел. +7 (495) 745-87-65, доб.: 2224

e-mail:lebedev@fom.ru

1 Под интернет-пользователями подразумеваются представители полугодовой интернет-аудитории, т.е. люди, пользовавшиеся интернетом хотя бы раз в течение последних 6 месяцев.

2 Подробнее о телевизионных интервью президента Д. Медведева см. http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0917/d091710

3 Представители полугодовой интернет-аудитории, посещавшие блог президента и те, которым было бы интересно его посетить.

4Знающие о содержании интервью президента телеканалу «Россия» 16 мая.

5Читающие блоги в Живом Журнале. Данные компании SUP.

6Данные компании SUP.

7Данные компании SUP.