Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0717/domt0717_4/d071722




Сегодняшний школьник: уровень знаний и интересы

26.04.2007 [отчет] [ Опрос населения ]




Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 21-22 апреля 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.



В этой теме:
1. Школьное образование и отношение к учебе
2. Мир школьника: обязательные предметы и факультативы

Массовые представления о сегодняшней школе и учениках сопряжены с двумя достаточно распространенными стереотипами. Согласно первому, учиться сейчас труднее, чем прежде. Так говорят более половины – 55% – опрошенных (сравнивая день сегодняшний с тем временем, когда они сами сидели за партой). Примерно один из десяти респондентов (11%), напротив, утверждает, что учиться стало легче, а 15% полагают, что в этом отношении ничего не изменилось (чаще всего так говорили люди относительно молодые – от 18 до 35 лет, многие из которых сами не слишком давно ходили в школу, – 23%). Пятая часть респондентов (18%) затруднились ответить на соответствующий вопрос.

Те, кто утверждает, что учиться сегодня стало труднее, объясняя свою точку зрения в ответах на открытый вопрос, говорят о слишком сложных, 'навороченных' программах (21% респондентов), чрезмерной учебной нагрузке (13%), обновлении учебных программ, учебно-методических новшествах, появлении новых предметов (4%), зачастую – лишних, обременяющих детей ненужной информацией (2%). К детям, подчеркивали 4% опрошенных, сегодня предъявляются слишком высокие требования. Дополнительную нагрузку, по мнению некоторых участников опроса, привнесли в учебный процесс компьютеры (2%).

Ряд респондентов усложнение школьного обучения связывают с отсутствием единой программы, большим количеством учебников, многие из которых – плохие и непонятные (2%), введением ЕГЭ (1%).

Некоторые респонденты полагают, что учиться стало сложнее вследствие снижения у детей интереса к учебе ('не хотят учиться, оболтусы'; 'большинство не имеют интереса к учебе, они снижают уровень обучения других' – 1%), упадка дисциплины, 'беспредела' в школе (1%). Другие обвиняют учителей, которые, по их мнению, стали хуже работать (2%).

Для ряда опрошенных (5%) трудности обучения в сегодняшней школе так или иначе сопряжены с материальным фактором: они говорили о дороговизне 'бесплатного' образования, обращали внимание на коррупцию, социальное расслоение в школе.

Те, кто считает, что учиться сегодня стало легче, чем прежде (таких, напомним, – 11%), рассуждали об этом, как правило, в негативном ключе. Так, 4% опрошенных полагают, что в сегодняшней школе снизились требования к ученикам, а также уровень преподавания ('мало требуют, хочешь – учись, не хочешь – твое дело'; 'учителя неграмотные'). Такое же число респондентов отмечали, что интернет дает детям возможность без труда найти нужную информацию, а зачастую – просто 'скачать' ее, не вникая в содержание (3%). Некоторые говорили о том, что сегодня все решают деньги – можно не учиться, а купить оценку (1%). По утверждению 1% респондентов, сегодняшние школьники стали более безответственными, распущенными.

На позитивные перемены, облегчающие учебу в школе, обращали внимание немногие. Отмечалась доступность необходимой литературы, наглядных пособий, канцелярских принадлежностей, повышение уровня преподавания и качества жизни современных школьников.

Согласно второму из распространенных в обществе стереотипов, связанных со школой, у сегодняшних школьников снизился интерес к учебе (точкой отсчета также выступал период, когда сам респондент ходил в школу) – это мнение разделяют 53% участников опроса. Впрочем, некоторые (14%) полагают, что интерес к учебе стал выше. Чуть больше тех, кто считает, что изменений в этом отношении не произошло, – 19% (такой ответ чаще всего давали респонденты в возрасте от 18 до 35 лет – 28%).

Респонденты, у которых в числе близких родственников есть дети-школьники (они составляют 43% от выборки), оба стереотипа разделяют чаще, чем те, у кого таких родственников нет. Так, в первой группе 64% опрошенных утверждают, что учиться в школе стало сложнее, и 60% разделяют мнение, что у детей снизился интерес к учебе. Между тем, судя по ответам этих респондентов, их собственные дети (внуки, другие близкие родственники) учатся неплохо и достаточно заинтересованно. Во всяком случае, 73% довольны тем, как учится их ребенок (не довольны – 23%). Большинство (68%) респондентов утверждают, что у их ребенка есть любимые предметы в школе (о том, что любимых предметов у ребенка нет, сказали лишь 7%; примерно четверть респондентов не смогли определенно ответить на этот вопрос).

Как это ни удивительно, но в числе любимых предметов ребенка его родственники чаще всего называли математику (27%). На втором месте по частоте упоминаний – физкультура (17%). Литература, история и иностранный язык в качестве любимых предметов упоминались примерно с одинаковой частотой (12–13%). Судя по ответам респондентов, русский язык и информатика сегодня пользуются одинаковой популярностью среди школьников (по 9%). Далее следуют естественнонаучные дисциплины – биология, физика и химия (3–5%). Социо-гуманитарные дисциплины среди детей, по-видимому, мало популярны: так, обществознание в числе любимых предметов ребенка назвали 3% опрошенных, экономику и право – по 1% (учтем, впрочем, что эти предметы преподаются сравнительно недолго, и поэтому они не могут на равных 'конкурировать', допустим, с математикой – в каждый данный момент их проходит гораздо меньше школьников). На одном уровне признания оказались такие дисциплины, как мировая художественная культура и технология (в прежней терминологии – труд) – их упомянули по 3% респондентов1.

Среди нелюбимых предметов лидирует всё та же математика (17%), а также русский язык (17%). О нерасположенности своего ребенка к иностранному языку сказали 7% респондентов, к литературе и химии – по 6%, к физике – 5%, к биологии – 3%, а у 4% опрошенных дети не любят уроки физкультуры.

По утверждению половины опрошенных (48%), в школе, где учится их ребенок, существуют факультативы, дополнительные занятия по учебным предметам. Как правило, респонденты говорили, что их ребенок посещает такие занятия (35%). Среди мотивов посещения факультативных занятий главный – это интерес ребенка (21%). О необходимости посещения таких занятий для подготовки к вузу сказали 9% респондентов, о том, что этого требуют родители или учителя – 4% и 5% соответственно, о том, что ребенок посещает факультатив за компанию с друзьями, – 2%.

Четверть респондентов, имеющих детей-школьников, утверждают, что факультативные занятия в их школе не проводятся, столько же не смогли сказать на этот счет ничего определенного.

Что касается качества знаний современных выпускников школ (оценить его на фоне аналогичных показателей 20–30-летней давности просили всех респондентов), то в этом вопросе общественное мнение далеко от единодушия. Порядка трети участников опроса (36%) считают, что уровень знаний стал ниже, чем был раньше, четверть опрошенных (26%), напротив, полагают, что интеллектуальный багаж современных выпускников школ больше, чем был 20–30 лет назад.

Аргументируя свою точку зрения (в форме ответа на открытый вопрос), респонденты, как правило, ссылались не на конкретные свидетельства, примеры низкого или высокого уровня знаний выпускников, а на те факторы, которые на него влияют. Те, кто считает, что сегодня выпускники школ знают меньше, чем 20–30 лет назад, говорили об отсутствии интереса к учебному процессу как со стороны детей (10%), так и со стороны преподавателей (8%). 6% участников опроса причину снижения уровня знаний видят в платном образовании. По утверждению 4% респондентов, дети стали беспечными, избалованными, распущенными. Столько же говорят о том, что дети мало читают, у них низкий уровень культуры. По мнению 2% опрошенных, негативное влияние на интеллектуальное развитие детей оказывают издержки компьютеризации и 'интернетизации'.

Некоторые респонденты причины снижения уровня знаний школьников связывают с непродуманными методическими новациями, которые приводят к неоправданному усложнению учебного процесса и чрезмерной загруженности детей (2%), а также к появлению плохих, некачественных учебных программ и учебников (1%).

Институциональные и социо-культурные причины снижения уровня знаний упоминались в ответах 1% респондентов ('разрушена система образования'; 'престиж образования снизился'). 2% респондентов просто ссылались на личные наблюдения, рассказы других людей.

Те, кто считает, что сегодняшние выпускники школ знают больше, чем их сверстники 20–30 лет назад, причины этого видят в усложнении программ обучения, появлении новых предметов (6%), приобщении школьников к компьютерам, интернету (6%), расширении их кругозора, появлении новых методик и улучшении качества обучения (3%), росте возможностей для учебы, получения информации (1%).

Некоторые респонденты приписывали повышение уровня знаний выпускников 'духу времени' ('время такое'; 'прогресс идет вперед'; 'дети стали понимать, что без образования – никуда' – 4%).

По мнению 16% россиян, уровень знаний сегодняшних выпускников не претерпел за последние 20–30 лет существенных изменений, а четверть респондентов (23%) затруднились высказаться на этот счет.

Ирина Шмерлина



1. Школьное образование и отношение к учебе


Есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе? Если да, то сколько?

Если говорить в целом, как Вам кажется, уровень знаний выпускников сегодняшних школ выше, ниже или примерно такой же, каким был 20-30 лет назад?

население в целом

дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе...

 

...есть

...нет

Почему Вы считаете, что уровень знаний выпускников сегодняшних школ выше, чем был 20-30 лет назад? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что уровень знаний выпускников сегодняшних школ выше того, какой был 20-30 лет назад, - 14% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Учебные программы стали более сложными, насыщенными, появились новые предметы6
'Более емкая программа'; 'более насыщенная программа'; 'большая нагрузка'; 'больше нового'; 'больше предметов'; 'вводятся новые программы'; 'внедрено много новых и сложных предметов'; 'программы сейчас сложные'.
Школьники приобщаются к компьютерам, интернету, используют их в учебе6
'В школе есть компьютеры'; 'вон как разбираются в компьютере'; 'добавилось изучение компьютеров'; 'ЭВМ, компьютер'; 'интернет этому способствует'; 'нужно знать много, компьютер'; 'сейчас много дают ученикам компьютеры'; 'сейчас там оборудование, компьютеры'; 'умеют пользоваться компьютером и интернетом'.
Школьники лучше развиты, у них шире кругозор4
'Более развиты интеллектуально'; 'дети более развиты, умные'; 'дети очень много знают, и у них много информации'; 'кругозор выше'.
Время меняется, сказывается прогресс, знания стали более востребованными4
'Время такое'; 'жизнь заставляет учиться'; 'люди стали жить лучше, жизнь другая'; 'наука развивается, время другое'; 'научный прогресс'; 'прогресс всеобщий'; 'прогресс идет вперед'; 'дети стали понимать, что без образования – никуда'; 'многие учатся, чтобы поступить в институт, создать себе карьеру'; 'молодые знают, к чему они стремятся, они уже планы строят в школе'.
Повысился уровень преподавания, используются новые методики, возрос уровень требований к школьникам3
'Больше новых методик'; 'больше претензий к ученикам у учителей'; 'возрос уровень методики обучения'; 'качество обучения выросло'; 'лучше учат'; 'образование развивается'; 'обучение стало лучше'; 'сейчас учат намного строже'.
У школьников больше возможностей для учебы, для получения информации1
'Более доступна информация'; 'больше доступа к знаниям'; 'больше источников информации'; 'сняты все ограничения'; 'стало больше книг, свободнее передвижение в другие страны, больше общения'; 'у современных школьников больше доступа к информации'.
Сужу по личным наблюдениям<1
'Вижу, как учится мой ребенок'; 'вижу по знаниям внучки'; 'на основании знаний сына'; 'сужу по школе, где мой ребенок учится'.
Другое1
'Более усидчивые дети'; 'больше кружков в школах'; 'кто хочет, тот учится, тому все интересно'; 'с детьми стали заниматься раньше'; 'больше наглядных пособий'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа4

Почему Вы считаете, что уровень знаний выпускников сегодняшних школ ниже, чем был 20-30 лет назад? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что уровень знаний выпускников сегодняшних школ ниже того, какой был 20-30 лет назад, - 53% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
У школьников нет интереса к учебе10
'В основном молодежь не хочет учиться'; 'дети не хотят учиться, дети не заинтересованы в учебе'; 'дети не хотят учиться, им неинтересно'; 'нет интереса к учебе'; 'нет мотивации'; 'школьники меньше стараются, многим не так интересно'.
Снизился уровень преподавания, не хватает учителей, у них нет интереса к работе8
'Детей учат специалисты низкой квалификации'; 'из школ ушли хорошие учителя'; 'много зависит от учителей, но они совсем не заинтересовывают учеников в школе'; 'не дают знания учителя'; 'отсутствие заинтересованности учителей'; 'так их учат'; 'требования учителей сейчас ниже'; 'учителя с холодком относятся к детям, не подтягивают их знания'; 'нет квалифицированных учителей'.
Обучение платное, все зависит от денег6
'Деньги учителям плати, а то, если не понял, не научат, не объяснят'; 'образование везде платное, школьники надеются, что купят диплом, учатся те, у кого нет денег'; 'слишком много денег берут за занятия'; 'учителя берут взятки'.
Школьники стали более безответственными, распущенными4
'Более беспечно относятся к учебе'; 'во время занятий гуляют по улице, пропускают уроки'; 'дисциплина в школе плохая'; 'драки, наркотики, пьянство'; 'избалованные дети'; 'интерес к пиву, нечем заниматься молодежи'; 'молодежь неорганизована, бестолковая'.
Школьники мало читают, у них низкий уровень культуры4
'Мало читают, духовности нет'; 'не знают элементарного'; 'не хотят читать и думать самостоятельно'; 'не читают, русский язык не знают'; 'низкий уровень культуры'.
Чрезмерная компьютеризация, отрицательные последствия использования интернета2
'Больше компьютеров'; 'все домашние задания скатывают из интернета'; 'все сидят в интернете, а там информация неполноценная'; 'из-за компьютеров дети перестали думать'; 'их интересуют только компьютерные игры'; 'постоянно у компьютера сидят'.
Усложнились учебные программы, стало сложнее охватить изучаемый материал2
'Большая загруженность, дети не усваивают материал'; 'большая нагрузка, тяжелая программа'; 'высокие требования'; 'из-за сложных программ'; 'программа сложная, не все успевают'; 'слишком сложные программы'.
Сужу по личным наблюдениям, по рассказам других людей2
'Вижу это по собственному сыну'; 'знаю из общения'; 'когда вижу и слышу школьников'; 'по рассказам учителей и родителей'; 'по собственному опыту'; 'сталкиваюсь со школьниками и вижу'; 'субъективные наблюдения'; 'сужу по своим детям'; 'так как я с внуком делаю уроки – все вижу'.
Образованию уделяется мало внимания, расшатана система образования, снизился его престиж1
'Мало внимания уделяется образованию'; 'педагогическая система плохо разработана'; 'потерялась целостность образования'; 'потерялся смысл высшего образования'; 'престиж образования снизился'; 'разрушена система образования'; 'система образования рухнула'.
Нет стабильных учебных программ, плохие учебники1
'Из-за перестройки в системе обучения'; 'мне вся программа школьная не нравится'; 'не нравятся программы и учебники'; 'нет постоянной программы, одни эксперименты'; 'потому что учебники некачественные, каждый пишет что хочет'; 'программы несовершенны'.
Другое1
'Были другие люди'; 'мало родители уделяют внимания'; 'слабые школьники, и отсюда слабые студенты, и отсюда слабые специалисты'; 'СМИ, телевидение вредно влияют. Дети отвлекаются на ненужную информацию'; 'страна бедствует и школа тоже'; 'это вина правительства, идет деградация'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа4

Как Вам кажется, у сегодняшних школьников интерес к учебе выше, ниже или примерно такой же, каким он был в те годы, когда Вы сами учились в школе?

население в целом

дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе...

 

...есть

...нет

Как Вы думаете, по сравнению с тем временем, когда Вы сами учились в школе, сегодня учиться в школе стало сложнее или проще? Или в этом отношении ничего не изменилось?

население в целом

дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе...

 

...есть

...нет

Почему Вы считаете, что сегодня в школе учиться стало сложнее? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что сегодня учиться в школе сложнее, чем раньше, - 55% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Усложнились учебные программы21
'Дети маленькие получают сложные программы'; 'из-за теории вузовской в школе'; 'программа намного сложнее и тяжелее'; 'программа школьная другая, посложнее, чем у нас была'; 'программы слишком навороченные'; 'программы сложные, все родители жалуются'; 'раньше палочки считали до четвертого класса, а сейчас умножение-деление в первом классе'; 'уже в первом классе программы четвертого класса'.
Увеличился объем учебного материала, возросли нагрузки на школьников13
'Больше занятий, нагрузки'; 'большие нагрузки, большой объем домашних заданий'; 'в 45 минут урока входит гораздо больше информации'; 'гонят программу, большой объем'; 'нагрузка огромная, много уроков в день приходится учить'; 'насыщена программа'; 'слишком много предметов, много задают на дом, дети совершенно не отдыхают'; 'тяжело, много уроков'; 'у племянника в школе в первом классе шесть уроков'.
Обучение платное, не хватает денег на учебу, в школе социальное расслоение 5
'Везде деньги нужно отдавать, разница в доходах семей - и отношение разное'; 'деньги нужны кругом, нет денег – нет учебы'; 'иногда сложность заключается в том, что ученика оценивают по одежке и по карману его родителей'; 'коррупция в среднем образовании'; 'не у всех хватает средств собрать детей в школу'; 'образование дорого стоит'; 'отношение учителей к богатым и бедным'; 'стало все платное, вымогают за все у родителей деньги'.
К ученикам предъявляются более высокие требования4
'Для поступления нужно больше знаний'; 'нужно детям сейчас знать больше, наука идет вперед'; 'очень большие требования, начиная с первого класса'; 'очень много нужно знать, значит много трудиться'; 'сейчас надо все быстро делать на уроке'; 'требования школьной программы другие, с детского сада надо читать и писать'; 'требований больше сейчас предъявляется к детям'; 'требования жестче к ученикам'.
Обновились учебные программы, появились новые предметы, в школе много нововведений4
'Все придумывают всякие версии, сочиняют небылицы. Нет ясности в знаниях'; 'там все очень неспокойно, то одна программа, то другая – шарахаются из стороны в сторону'; 'много нововведений'; 'более современные и новые предметы'; 'много новых предметов, которых у нас не было'; 'новые программы'; 'преподавание ведется по новым программам, которые даже взрослые не понимают'; 'программы поменялись'; 'какие-то эксперименты в школах проводят, то одно внедряют, то другое'; 'слишком много новаторства'.
Школьникам нужно осваивать компьютеры2
'Компьютеризация, информатика'; 'компьютеры – это большая нагрузка для детей'; 'компьютеры я бы уже не усвоила, и не получилось бы у меня'; 'много компьютеров'; 'прибавилось техники, больше интернета, читать меньше стали'; 'сейчас компьютеры учат в школе'; 'сейчас компьютеры, раньше голова работала больше умственно'.
Снизился уровень преподавания2
'Если не поймешь материал, то учителя его не всегда объясняют, а переходят к следующей теме'; 'преподаватели не заинтересованы в своей работе'; 'преподавательский состав слабый'; 'уровень преподавания стал ниже'; 'учителя заняты своими социальными проблемами, а не учениками'; 'учителя плохо работают'.
Нет единой программы, единых учебников, плохие учебники2
'Большой выбор программ'; 'в учебниках авторы пишут понятное только для себя, а не для учеников'; 'изменились учебники, и не в лучшую сторону...'; 'отсутствие учебников по школьным программам'; 'по новым учебникам стало сложнее заниматься'; 'столько учебников - и все разные'; 'у нас были конкретные предметы, во всех классах по разной системе учатся сейчас'; 'учебники не подходят по программе'.
В учебных программах много лишнего, ненужного2
'В программе много лишнего'; 'лишних предметов много'; 'много ненужного, а нет главного'; 'много слишком всякого ненужного'; 'очень много ненужных предметов'; 'слишком много информации, иногда не очень нужной'; 'слишком много лишней, надуманной информации'.
Жизнь изменилась, все сложно2
'Все по-другому'; 'вся система образования такая'; 'другие требования'; 'жизнь такая'; 'сейчас все по-другому, гораздо труднее'.
Появился ЕГЭ1
'Введение ЕГЭ'; 'ЕГЭ, экзамен не нужен'; 'из-за ЕГЭ'.
В школе слабая дисциплина, плохая общая атмосфера 1
'В школе нет дисциплины, ученики ведут себя разболтанно'; 'отношение между учениками и учителями очень сложное'; 'отношения между детьми сложные'; 'очень низкий уровень дисциплины, нет организованности учебного процесса'; '...иногда плохая обстановка, атмосфера в школе'.
У школьников нет интереса к учебе, они стали более безответственными, распущенными1
'Большинство не имеют интереса к учебе, они снижают уровень обучения других'; 'не хотят учиться, оболтусы'; 'они не знают, для чего ходят учиться, нет цели в будущем'; 'дети разболтанные'; 'очень балованы, ничего не понимают'; 'у детей нет интереса к школе'.
Другое1
'Из-за политической нестабильности'; 'возрос уровень в преподавании учебных предметов'; 'нет единства мнений семьи и школы'; 'нет учителей по многим предметам'; 'плохое обеспечение наглядными пособиями'; 'программа сокращенная и плохо усваивается учениками'; 'программа старая'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа5

Почему Вы считаете, что сегодня в школе учиться стало проще? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что сегодня учиться в школе проще, чем раньше, - 11% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Снизились общие требования к ученикам, снизился уровень преподавания4
'Все проходят быстро, глубину знаний не спрашивают'; 'домашние задания не задают'; 'мало требуют, хочешь – учись, не хочешь – твое дело'; 'не заставляют учиться'; 'потому что с них ничего не спрашивают, на второй год не оставляют никого, раньше боялись, да учились'; 'так как в школе мало требуют'; 'из-за безразличия учителей'; 'нет ответственности учителей за знания'; 'учителя не дают нужного уровня знаний'; 'учителя не заинтересованы давать знания'; 'учителя не чувствуют ответственности за знания, которые дают ученикам'; 'учителя неграмотные'.
Школьникам доступны компьютер, Интернет, они могут получить больше информации 3
'В распоряжении школьников теперь компьютеры, интернет'; 'информация поступает из интернета, много из него по теме можно взять для учебы'; 'компьютер, интернет позволяют найти нужную информацию'; 'можно все скачать'; 'сплошная компьютеризация'; 'у них готовый материал, решение задач – думать не надо'; 'компьютеры помогают школьникам усваивать новый материал'.
Все решают деньги1
'Все можно купить за деньги'; 'все покупается. В школу не ходит целую четверть, а оценки выставляют за вознаграждение'; 'главное – деньги'; 'деньги решают все, качественное образование можно получить за деньги'; 'за взятки можно решить все вопросы'; 'можно заплатить – и тебя вытянут'; 'родители денежные дают взятку учителям, и их ребенок получает хорошие оценки, ничего не делая'; 'родители платят учителям, и дети знают, что проблема с учителями решена'.
Школьники стали более безответственными, распущенными1
'Все наглеют, хочет – в школу ходит, хочет – нет, а оценки ставят'; 'никто ничего не учит'; 'ответственности никакой не несут школьники нынешние, не хотят совсем получать знания'; 'отношение к учебе стало более легкомысленное'; 'раньше было больше ответственности у них'.
Появилось много новых технических средств, наглядных пособий, учебной литературы1
'...Учебные пособия, библиотеки есть'; 'наглядных пособий больше...'; 'таблицу умножения дети не учат – на сотовом телефоне считают'; 'появилось много новых пособий'; 'сейчас технических устройств много в помощь, а раньше – только мел и доска'; 'сейчас много есть литературы'.
У школьников больше возможностей учиться, в школе лучше учат1
'Было глубокое изучение предметов'; 'все стало доступно – только учись'; 'есть сейчас все возможности'; 'лучше преподавание, школы стали специализированными, с разными уклонами'.
Другое1
'Есть система тестирования'; 'не сдают с пятого по восьмой классы экзамены'; 'раньше была загруженность субботниками, а сейчас только одни уроки'; 'субботу отменили'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа1


2. Мир школьника: обязательные предметы и факультативы


Далее все вопросы в этом разделе задавались только РЕСПОНДЕНТАМ, У КОТОРЫХ ЕСТЬ ДЕТИ, ИЛИ ВНУКИ, ИЛИ ДРУГИЕ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ. Если у респондента двое или более детей, беседа ведется об одном из них - о том, у кого день рождения будет раньше (в целом 43% участников опроса).

Распределения ответов даны в % от числа РЕСПОНДЕНТОВ, У КОТОРЫХ ЕСТЬ ДЕТИ, ИЛИ ВНУКИ, ИЛИ ДРУГИЕ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ.

Скажите, пожалуйста, Вы в целом довольны или не довольны тем, как учится Ваш ребенок?

Скажите, пожалуйста, а у Вашего ребенка есть в школе любимые предметы или любимых предметов нет?

Какие у Вашего ребенка любимые предметы в школе? (Ответы респондентов, заявивших, что у их ребенка есть любимые предметы. Карточка, любое число ответов.)

А какие предметы Ваш ребенок не любит? (Карточка, любое число ответов.)

Скажите, пожалуйста, есть ли в школе, в которой учится Ваш ребенок, дополнительные занятия, факультативы по учебным предметам или факультативов по учебным предметам нет?

Скажите, пожалуйста, Ваш ребенок посещает или не посещает какой-либо факультатив? (Ответы респондентов, заявивших, что в школе, где учится их ребенок, есть факультативы.)

Скажите, пожалуйста, что побуждает Вашего ребенка посещать факультатив, почему он (она) туда ходит? (Ответы респондентов, заявивших, что их ребенок посещает факультатив. Карточка, любое число ответов.)

1 Эти данные дают лишь самое общее представление о структуре познавательных интересов современных школьников, поскольку анализ строился без учета возраста ребенка, о котором шла речь в интервью.

Приложение. Таблицы.


Есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе? Если да, то сколько?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 60 27 9 47 53 37 37 26 13 33 35 19 19 30 24 8 12 18 37 25
нет 57 55 62 52 60 53 61 51 59 62 58 54 54 51 56 60 59 66 54 55 55
один 29 28 28 35 26 32 29 33 25 19 29 32 32 29 30 29 27 26 32 32 27
двое 9 11 6 12 9 9 7 12 8 10 8 11 10 11 9 9 11 5 10 9 11
трое 3 4 2 1 3 3 2 3 5 6 3 2 3 6 3 2 3 2 3 3 4
четверо и больше 2 2 1 0 2 2 1 2 2 3 2 1 2 3 1 0 1 0 1 1 3

Если говорить в целом, как Вам кажется, уровень знаний выпускников сегодняшних школ выше, ниже или примерно такой же, каким был 20-30 лет назад?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 60 27 9 47 53 37 37 26 13 33 35 19 19 30 24 8 12 18 37 25
выше 26 29 22 18 24 27 28 25 23 24 29 28 18 29 25 26 20 19 31 26 27
примерно такой же 16 16 17 11 16 15 17 16 12 17 13 17 17 18 14 14 12 16 16 14 18
ниже 36 33 38 51 34 37 32 39 37 25 34 35 48 31 37 41 51 43 35 36 26
затрудняюсь ответить 23 22 24 20 25 21 23 20 28 34 24 21 18 22 23 19 17 22 18 23 28

Как Вам кажется, у сегодняшних школьников интерес к учебе выше, ниже или примерно такой же, каким он был в те годы, когда Вы сами учились в школе?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 60 27 9 47 53 37 37 26 13 33 35 19 19 30 24 8 12 18 37 25
выше 14 16 9 13 13 15 14 15 12 10 14 16 14 18 13 14 11 8 18 14 16
примерно такой же 19 18 24 13 21 17 28 16 11 15 22 19 16 15 17 20 17 25 20 18 18
ниже 53 52 53 60 49 56 49 55 55 46 49 55 60 52 55 58 61 56 53 52 50
затрудняюсь ответить 14 14 13 13 16 13 9 14 22 29 15 10 10 15 15 8 11 10 10 16 17

Как Вы думаете, по сравнению с тем временем, когда Вы сами учились в школе, сегодня учиться в школе стало сложнее или проще? Или в этом отношении ничего не изменилось?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 60 27 9 47 53 37 37 26 13 33 35 19 19 30 24 8 12 18 37 25
сложнее 55 58 52 56 50 61 51 60 55 54 55 58 53 58 59 55 51 41 63 54 61
ничего не изменилось 15 16 16 6 18 13 23 13 8 8 17 16 16 17 11 16 11 22 13 16 14
проще 11 11 10 16 13 10 12 11 10 5 11 11 18 6 12 14 20 18 10 12 5
затрудняюсь ответить 18 15 22 22 20 16 14 16 26 33 17 15 14 19 18 14 18 19 14 18 20

Распределения ответов даны в % от числа РЕСПОНДЕНТОВ, У КОТОРЫХ ЕСТЬ ДЕТИ, ИЛИ ВНУКИ, ИЛИ ДРУГИЕ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ.

Скажите, пожалуйста, Вы в целом довольны или не довольны тем, как учится ваш ребенок?


Есть дети - школьники В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 62 24 9 43 57 33 42 24 11 32 37 20 22 30 22 8 9 19 38 26
доволен(-на) 73 77 69 56 74 72 72 73 74 76 76 73 66 79 72 71 66 64 76 73 76
не доволен(-на) 23 19 27 37 23 23 21 25 21 20 17 25 28 19 25 26 28 34 23 22 19
затрудняюсь ответить 4 4 4 7 3 5 7 2 5 4 7 2 6 2 3 4 6 2 2 5 5

Скажите, пожалуйста, а у вашего ребенка есть в школе любимые предметы или любимых предметов нет?


Есть дети - школьники В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 62 24 9 43 57 33 42 24 11 32 37 20 22 30 22 8 9 19 38 26
не знаю 15 14 13 13 17 13 15 11 19 31 17 9 12 15 17 5 11 14 10 13 22
есть 68 70 66 64 61 73 68 73 58 44 68 73 71 64 69 77 64 71 75 72 57
нет 7 6 7 11 8 6 7 8 6 11 5 7 8 8 4 7 15 6 8 6 6
затрудняюсь ответить 11 9 14 11 13 9 10 8 16 14 11 11 9 13 10 10 10 8 8 10 15

Какие у Вашего ребенка любимые предметы в школе? (Ответы респондентов, заявивших, что у их ребенка есть любимые предметы. Карточка, любое число ответов.)


Есть дети - школьники В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 62 24 9 43 57 33 42 24 11 32 37 20 22 30 22 8 9 19 38 26
математика 27 29 22 28 25 29 30 26 24 16 27 28 30 26 30 29 15 29 29 30 25
физическая культура 17 18 18 8 19 15 20 21 7 12 18 16 20 16 15 15 12 17 26 18 11
иностранный язык 13 13 9 21 12 13 9 14 16 4 10 15 18 12 10 16 25 12 13 14 7
литература 12 13 11 8 8 15 10 12 13 6 9 15 14 15 11 14 13 13 13 11 12
история 12 11 11 15 8 14 8 15 11 2 9 16 12 13 11 13 19 18 8 12 9
информатика 9 9 8 6 8 9 10 8 9 5 9 7 14 4 8 11 9 12 16 6 5
русский язык 9 8 11 7 6 10 10 8 7 4 10 9 7 7 9 11 12 4 11 9 8
география 7 7 8 7 7 7 5 10 5 6 7 9 5 8 7 4 10 8 7 5 9
физика 5 4 4 5 2 7 3 7 2 1 4 4 7 4 4 7 10 7 6 3 4
биология 4 4 5 9 6 4 5 5 3 3 3 7 4 4 4 5 7 0 4 5 4
технология 3 4 3 0 3 4 4 5 0 3 2 4 4 4 3 4 3 1 7 3 2
мировая художественная культура 3 4 3 2 1 4 3 4 3 1 3 4 3 2 4 3 6 8 5 2 1
химия 3 3 5 0 2 3 1 4 3 1 3 3 4 2 4 3 0 0 5 3 4
обществознание 3 2 5 5 1 4 2 5 0 0 3 3 3 2 3 2 5 2 3 2 4
естествознание 1 1 1 0 2 1 0 2 1 2 1 2 1 3 1 1 0 0 1 3 0
экономика 1 1 1 0 1 1 1 1 1 0 0 1 3 0 0 1 1 4 0 0 1
основы безопасности жизнедеятельности 1 1 1 0 0 1 1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 0 0 3 1 0
право 1 0 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 2 0 0 2 1 1 1 0 1
все 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 0 0 0 1 1 1
другие 3 4 3 0 2 4 3 3 3 3 2 2 6 1 4 5 1 8 5 2 2
затрудняюсь ответить 2 2 1 0 1 2 1 2 2 2 1 3 1 1 2 3 0 0 2 3 1

А какие предметы ваш ребенок не любит? (Карточка. Любое число ответов.)


Есть дети - школьники В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 62 24 9 43 57 33 42 24 11 32 37 20 22 30 22 8 9 19 38 26
русский язык 17 16 20 18 17 18 19 19 12 20 16 18 16 15 19 19 17 20 18 17 17
математика 17 16 19 15 17 17 17 18 14 13 18 18 16 14 17 14 31 22 17 16 11
иностранный язык 7 6 7 15 6 8 6 8 7 12 9 7 2 7 8 8 4 3 7 5 13
химия 6 7 5 9 5 8 9 6 5 2 9 7 4 5 7 5 8 6 5 5 9
литература 6 6 7 0 6 6 7 6 4 3 7 6 7 5 5 5 3 5 6 8 4
физика 5 5 4 7 4 6 4 6 4 0 8 4 5 4 5 5 9 4 6 4 5
физическая культура 4 4 5 0 2 5 3 5 2 2 6 1 6 4 4 4 3 4 4 4 2
история 3 3 3 5 1 5 2 5 3 2 4 4 2 4 5 3 3 4 6 4 1
биология 3 3 3 2 2 4 3 3 3 0 4 3 3 3 3 5 3 4 5 2 2
обществознание 2 1 2 2 2 1 3 1 1 1 0 3 1 3 2 1 0 1 3 2 1
география 1 1 1 2 1 2 1 1 2 0 1 2 2 2 1 1 3 0 3 1 0
основы безопасности жизнедеятельности 1 1 1 0 1 1 0 1 1 0 0 1 2 1 1 0 2 0 2 1 1
технология 1 0 2 0 1 1 1 0 1 0 1 0 1 0 2 0 0 2 3 0 0
мировая художественная культура 1 0 2 0 1 1 1 1 0 0 2 0 0 1 1 1 3 0 0 1 0
естествознание 1 0 1 0 1 1 1 0 1 0 0 1 1 0 1 1 0 0 2 1 0
информатика 0 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 1 0 0 0 0 1 0 0
экономика 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 1 0 0 0 1 0 0 0 2 0 0
право 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0
все 1 1 0 3 1 1 1 1 1 0 0 1 2 1 1 1 0 3 2 0 1
другие 1 2 1 0 1 1 0 2 2 3 1 1 2 1 2 2 0 2 1 1 2
затрудняюсь ответить 47 47 44 50 51 44 47 41 58 60 43 46 47 48 45 46 33 48 46 46 53

Скажите, пожалуйста, есть ли в школе, в которой учится ваш ребенок, дополнительные занятия, факультативы по учебным предметам или факультативов по учебным предметам нет?


Есть дети - школьники В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 62 24 9 43 57 33 42 24 11 32 37 20 22 30 22 8 9 19 38 26
есть 48 53 46 36 44 51 50 51 41 35 45 52 54 45 47 51 57 54 53 45 45
нет 26 22 27 42 24 27 25 28 23 20 26 28 23 31 22 29 29 25 20 28 26
затрудняюсь ответить 26 25 27 22 31 22 25 21 36 45 29 19 23 24 32 20 14 20 27 27 30

Скажите, пожалуйста, Ваш ребенок посещает или не посещает какой-либо факультатив? (Ответы респондентов, заявивших, что в школе, где учится их ребенок, есть факультативы.)


Есть дети - школьники В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 62 24 9 43 57 33 42 24 11 32 37 20 22 30 22 8 9 19 38 26
посещает 35 39 29 30 30 38 34 37 31 20 34 38 39 37 33 35 43 38 36 34 31
не посещает 12 12 15 6 12 12 14 12 8 13 10 14 11 7 12 16 12 15 15 10 11
затрудняюсь ответить 2 2 3 0 2 2 2 1 2 2 2 1 3 2 2 1 2 1 3 1 2

Скажите, пожалуйста, что побуждает Вашего ребенка посещать факультатив, почему он (она) туда ходит? (Ответы респондентов, заявивших, что их ребенок посещает факультатив. Карточка, любое число ответов.)


Есть дети - школьники В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 62 24 9 43 57 33 42 24 11 32 37 20 22 30 22 8 9 19 38 26
посещает, потому что ему (ей) это нравится, интересно 21 24 15 18 18 23 23 21 19 11 19 23 27 24 19 20 20 31 20 18 23
потому что это необходимо для поступления в вуз 9 10 8 3 7 10 8 9 9 1 8 10 12 10 8 12 10 9 9 11 5
потому что этого требуют учителя 4 3 6 2 1 6 1 6 3 1 3 5 4 4 5 3 5 2 3 4 4
потому что на этом настаивают родители 5 5 4 6 5 4 4 4 8 3 6 4 4 3 6 2 11 2 5 4 4
за компанию с другом, подругой 2 2 2 0 1 2 1 3 0 3 1 2 1 2 0 2 0 0 3 2 1
затрудняюсь ответить 1 1 0 2 1 1 1 1 1 1 2 0 1 1 1 2 0 1 1 1 1