Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominan2005/dom0514/dd051425




События в Киргизии

07.04.2005 [отчет] [ Опрос населения ]




Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-3 апреля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


1. Общая оценка событий
2. Киргизские события: частный случай или звено в цепи?
3. События в Киргизии и позиция российских властей
4. Электронная фокус-группа
5. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-3 апреля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


Интерес россиян к происходящим в Киргизии событиям относительно невысок: только 55% опрошенных утверждают, что следят за ними, тогда как 43% – не следят (для сравнения: за событиями на Украине в декабре прошлого года следили 68%, не следили – 29% наших сограждан (См.: Доминанты. Поле мнений. 2004. № 49, 9 дек. (http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2004/dom0449/domt0449/domt0449_3/d044911)). Из ответов на открытый вопрос 'Как бы Вы могли описать события, которые происходят в Киргизии?' следует, что у россиян сложились две основные – в равной степени распространенные – версии происходящего: одни интерпретируют эти события как борьбу между двумя политическими группировками (переворот, путч – 20%, борьба за власть – 6%), другие – как народный бунт (народные волнения, восстание, революция – 15%, проявление недовольства властью – 11%). Но звучали и другие объяснения событий в Киргизии: например, что они были спровоцированы США и направлены против России (2%). При этом россияне склонны думать, что массовые выступления против Аскара Акаева были организованы и происходили в соответствии с планом (об этом говорят 54% опрошенных); мнения о стихийном характере выступлений придерживается заметно меньшая доля опрошенных (15%).

Довольно многие участники опроса (41%) считают, что 'события в Киргизии близки, схожи с теми, которые недавно произошли в Грузии и на Украине' (не усматривают такого сходства 24% респондентов). Отвечая на открытый вопрос о том, чем похожи события в трех странах, 11% респондентов говорят, что смена власти в Грузии, на Украине, в Киргизии – это 'звенья одной цепи': они происходили по сходному сценарию (6%), при вмешательстве со стороны США и стран Запада (4%) и были направлены против России (1%). Остальные ограничиваются упоминаниями о сходстве обстоятельств, не утверждая, что события в трех республиках связаны между собой: со слов респондентов, везде происходила смена власти (4%), везде события были связаны с выборами (3%), везде люди были доведены до крайности и выступали за свои права (3%) и т.д.

Большинство опрошенных считают, что события, подобные киргизским, могут произойти и в других странах СНГ (только 4% ответили, что схожие события не могут повториться ни в одной из стран). Наиболее вероятен такой сценарий, полагают респонденты, в Молдавии (ее назвали в этой связи 27% участников опроса) и Таджикистане (23%); остальные страны Содружества называли от 13 до 18% опрошенных.

О том, могут ли события, подобные киргизским, произойти в России, участников опроса спросили отдельно. 38% наших сограждан допускают такую возможность: в обоснование такого прогноза респонденты указывают на безработицу и низкий уровень жизни, социальное неравенство и остроту социальных проблем, на рост цен, растущее недовольство народа. Впрочем, примерно такая же доля опрошенных – 41% – считают, что в России подобные события произойти не могут. Но только треть из них ссылались на относительное благополучие ситуации в стране: популярность президента, стабильность обстановки, сравнительно высокий уровень жизни (в сумме 14% ответов), а еще треть говорили о свойственных русским людям долготерпении, пассивности и разобщенности (12%), об отсутствии лидера, способного повести за собой народ (1%). Некоторые думают, что сильная российская власть не допустит повторения киргизских событий (6%).

В самый разгар событий в Киргизии большинству наших сограждан позиция России в отношении происходившего представлялась невыраженной, неясной. Половина респондентов (50%) затруднились ответить на вопрос, какую из сторон поддерживают российские власти (еще 26% считали, что Россия не поддерживает ни А. Акаева, ни его противников), и более половины (57%) – затруднились оценить, правильно ли они ведут себя в отношении Киргизии.

Только 29% опрошенных решаются утверждать, что им понятно, какую позицию в отношении киргизских событий заняли российские власти, а 39% – прямо заявляют, что позиция последних им непонятна (еще 32% – затрудняются ответить). Однако, судя по результатам опроса, такая неопределенность не породила у россиян какого-либо дискомфорта и стремления осудить руководство страны. Более того, доля считающих позицию властей правильной (32%) оказалась выше, нежели доля заявляющих, что они понимают, в чем эта позиция состоит. Неправильной сочли ее 11% опрошенных.

Такая в целом позитивная реакция россиян на поведение властей обусловлена, очевидно, именно тем, что последние не оказали прямой и однозначной поддержки той или иной стороне конфликта, не дали повода обвинить Россию во вмешательстве во внутренние дела Киргизии. Правда, 21% опрошенных думали, что российские власти поддерживали Акаева (4% полагали, что поддержка оказывается его противникам). Но, как следует из ответов на открытые вопросы о том, почему позиция российских властей в отношении киргизских событий представляется респондентам правильной или неправильной, очень немногие трактуют эту позицию как активное вмешательство в ситуацию; в большинстве случаев респонденты указывали именно на отсутствие такового.

Многие участники опроса говорили, что Россия правильно поступает, соблюдая нейтралитет и не вмешиваясь в дела суверенного государства (14%), заняв выжидательную позицию и не обостряя обстановку (3%). Критики же поведения властей, аргументируя свою позицию, значительно реже заявляли, что России следовало бы действовать более активно и контролировать ситуацию в Киргизии, руководствуясь своими интересами – такие доводы звучали в 3% ответов.


1. Общая оценка событий
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства. Результаты опросов за 2-3 апреля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ СЛЕДИТЕ ИЛИ НЕ СЛЕДИТЕ ЗА СОБЫТИЯМИ, КОТОРЫЕ СЕЙЧАС ПРОИСХОДЯТ В КИРГИЗИИ?
КАК БЫ ВЫ МОГЛИ ОПИСАТЬ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ ПРОИСХОДЯТ В КИРГИЗИИ? ЧТО ИМЕННО ТАМ ПРОИСХОДИТ? (Открытый вопрос.)
КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОТНОСИТЕСЬ К А.АКАЕВУ - ХОРОШО, ПЛОХО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, МАССОВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПРЕЗИДЕНТА КИРГИЗИИ АСКАРА АКАЕВА ПРОИЗОШЛИ СТИХИЙНО, НЕЗАПЛАНИРОВАННО ИЛИ ОНИ БЫЛИ ОРГАНИЗОВАНЫ, ПРОИСХОДИЛИ В СООТВЕТСТВИИ С ПЛАНОМ?


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-3 апреля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


Открытый вопрос: Как бы Вы могли описать события, которые происходят в Киргизии? Что именно там происходит?
(в % от числа опрошенных)

Смена власти, переворот, путч, захват власти оппозицией

21



'Идет смена власти'; 'какой-то переворот'; 'обычный путч, к которым все уже привыкли'; 'одну власть сняли, другую поставили'; 'очередная смена власти'; 'переворот обыкновенный'; 'смена правительства, переворот'; 'смена режима'; 'оппозиция взяла верх, плевала на Конституцию'; 'оппозиция власть захватила'; 'оппозиция скинула коммунистического президента с трона'.

Народные волнения, бунт, восстание, революция

15



'Бархатная революция'; '...маковая революция'; 'бунт какой-то'; 'волнения'; 'восстали те, кто плохо живет'; 'голодный бунт'; 'массовые беспорядки'; 'люди вышли на мятежи'; 'массовое восстание'; 'митинги протеста'; 'народ бунтует'; 'революционное свержение власти'; 'революция, бунт'.

Проявление недовольства народа властью, коррупцией, люди доведены до крайности

11



'Бедность заставила, все это вынуждает на такой шаг'; 'бедные хотят жить лучше'; 'борьба с коррупцией'; 'взорвалось, кончилось терпение народа'; 'взрыв недовольства народа'; 'довели народ, безработица'; 'кончилось терпение у народа'; 'людей довели, развал'; 'народ борется за лучшую жизнь'; 'народ довели до последней точки'; 'народ устал терпеть'; 'у людей лопнуло терпение'.

Анархия, беспорядки

8

Анархия, беспорядки в целом

5



'Анархия'; 'бардак, развал, полное безвластие'; 'безалаберщина'; 'беспорядок в стране'; 'неразбериха'; 'сейчас там нет власти, везде беспорядок'; 'слабая власть'; 'суматоха'; 'хаос'.

Разбой, мародерство, погромы

4



'Бандитизм'; 'бандиты, хулиганство'; 'вандализм'; 'везде погромы и ограбления магазинов'; 'мародерство'; 'мордобитие'; 'насилие, убийство'; 'обычный разбой'; 'погромы, мародерство'; 'разгром'.

События, связанные с президентом А. Акаевым

6

Свержение президента, смена президента

4



'Акаева решили свергнуть'; 'Акаева сняли с власти'; 'президента выкинули'; 'свергли президента'; 'сместили Акаева'; 'убирают президента'.

Президент расплачивается за свои действия

1



'Акаев зажрался'; 'Акаев что-то не так сделал'; 'вроде президента прижали, жадный очень'; 'допущен был какой-то беспредел прежним президентом'; 'из-за президента'; 'провинился Акаев'; 'раскулачивают президента'; 'со стороны президента были упущения'.

Президент сбежал из страны

1



'Акаев убежал, а потом появился'; 'правитель уехал'; 'президент убежал, бросил свое государство'; 'президент уехал и оставил свою страну'.

Борьба за власть

6



'Борьба за власть'; 'власть там не поделили'; 'две партии делят власть'; 'дележ власти очередной'; 'деление портфелей среди кланов'; 'делят кресло'; 'драка между властями'; 'обычный дележ власти'; 'политическая борьба за власть'; 'там идут местные разборки за власть'.

Общая отрицательная оценка событий в Киргизии

2



'Балаган'; 'безобразие'; 'глупости делают'; 'дурдом'; 'не одобряю эти события'; 'ничего хорошего'; 'что-то страшное'; 'это безобразие, что там творится'.

События, спровоцированные США, действия, направленные против России

2



'Америка там рулит'; 'Америка управляет ситуацией'; 'без США там не обошлось'; 'демократическое дело, настрой против России'; 'установление режима Америки'; 'агрессия против России'.

Война, военные действия, гражданская война

2



'Бойня'; 'военные действия'; 'война идет'; 'воюют'; 'гражданская война идет'; 'маленькая гражданская война...'; 'что-то типа гражданской войны'.

Повторение событий, происходивших в России 90-х годов, в Грузии, на Украине

1



'Как в Грузии и в Украине'; 'переворот такой же, как у нас был'; 'то же самое, что в России в 90-х годах'; 'то же, что и в Грузии и на Украине'; 'эти события происходят везде по очереди'.

Борьба за деньги, передел собственности

1



'...Борьба за деньги'; 'делят деньги...'; 'делят собственность'; 'кто-то деньги отмывает'; '...делят награбленное'; 'передел собственности'.

Непонятно, что происходит

1



'Все еще понять не могу'; 'для нас это непонятно'; 'не поймешь, что'; 'я не пойму, кто там прав, кто виноват'; 'я не поняла, что там происходит'.

Провокация, результат подстрекательства

1



'Натуральная провокация экстремистов'; 'переворот сделали те, кто купил и организовал этот переворот, он не стихийно произошел'; 'переворот спланированный'; 'спровоцированная акция'; 'я считаю, что это не сам народ делает, а это кому-то выгодно, и народ подстрекают, провоцируют'.

Другое

1



'Антиглобализм'; 'мафия выступает'; 'национализм'; 'сейчас уже стабилизировалось все'; 'собралась кучка бандитов'; 'там кончают наших парней'; 'терроризм'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

32





2. Киргизские события: частный случай или звено в цепи?
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства. Результаты опросов за 2-3 апреля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО СОБЫТИЯ В КИРГИЗИИ БЛИЗКИ, СХОЖИ С ТЕМИ, КОТОРЫЕ НЕДАВНО ПРОИЗОШЛИ В ГРУЗИИ И НА УКРАИНЕ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО СОБЫТИЯ В КИРГИЗИИ НЕ БЛИЗКИ, НЕ СХОЖИ С ТЕМИ, КОТОРЫЕ НЕДАВНО ПРОИЗОШЛИ В ГРУЗИИ И НА УКРАИНЕ. КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?
ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ СОБЫТИЯ В КИРГИЗИИ БЛИЗКИМИ, СХОЖИМИ С ТЕМИ, КОТОРЫЕ ПРОИЗОШЛИ В ГРУЗИИ И НА УКРАИНЕ? (Открытый вопрос.)
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В КАКОЙ-ЛИБО ИЗ СТРАН СНГ МОГУТ ИЛИ НЕ МОГУТ ПРОИЗОЙТИ СОБЫТИЯ, ПОДОБНЫЕ КИРГИЗСКИМ? И ЕСЛИ МОГУТ, ТО В КАКИХ ИМЕННО СТРАНАХ СНГ? (Карточка, любое число ответов.)
А В РОССИИ МОГУТ ИЛИ НЕ МОГУТ ПРОИЗОЙТИ СОБЫТИЯ, ПОДОБНЫЕ КИРГИЗСКИМ?
ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО В РОССИИ МОГУТ ПРОИЗОЙТИ СОБЫТИЯ, ПОДОБНЫЕ КИРГИЗСКИМ? (Открытый вопрос.)
ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО В РОССИИ НЕ МОГУТ ПРОИЗОЙТИ СОБЫТИЯ, ПОДОБНЫЕ КИРГИЗСКИМ? (Открытый вопрос.)


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-3 апреля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.




Открытый вопрос: Почему Вы считаете события в Киргизии близкими, схожими с теми, которые произошли в Грузии и на Украине?
(в % от числа опрошенных)

Похожие сценарии, это специально организовано

6



'Кто-то один направляет народ'; 'очень похожий сценарий'; 'сценарий один и тот же, но только с национальным колоритом'; 'дирижер один'; 'одна и та же технология'; 'все это спланировано и организованно'; 'все проводилось по такому же плану, с таким же руководством'; 'одни и те же слова на митингах, регулярность этих событий'; 'смущает похожесть сценариев'; 'события очень похожи, будто по одному сценарию'; 'по сценарию по одному, молодежь участвует везде'; 'одна рука, замысел и почерк'.

Сходство в целом

5



'Одно и то же, только люди разные'; 'одинаково все проходит'; 'похожие обстоятельства'; 'причины одинаковы с Украиной'; 'примерно такая же обстановка'; 'везде шло одинаково'; 'действия одни и те же'; 'цель одна и та же'; 'аналогичная ситуация сложилась в этих странах'; 'большая схожесть во всем'; 'все похоже на Грузию и Украину'; 'много одинакового'.

Смена власти, переворот

4



'Результат – смена власти'; 'власть сняли'; 'и там и там – политический переворот'; 'тоже происходила смена власти'; 'что там переворот, что тут – все едино'; 'свержение старой власти'; 'на Украине тоже была за правительство война'; 'смена власти путем переворота'; 'смещение с постов'; 'там и там произошла смена власти'; 'везде свергли власть'; 'похожая смена власти'; 'везде перевороты'.

Вмешательство извне

4

Влияние США

3



'США заплатили'; за всем стоят США, и абсолютно официально'; 'так же США – главный зачинщик'; 'все однотипно, всех Америка под себя подберет'; 'без вмешательства США там не обошлось'; 'везде чувствуется рука США'; 'по плану американцев'.

Влияние Запада, третьих стран

1



'Влияние со стороны НАТО'; 'такие вещи планируют и проплачивают заинтересованные страны Запада'; 'влияние Запада'; 'кто-то провоцирует извне'; 'рука Запада чувствуется'; 'идет финансирование и поддержка извне...'.

Тяжелое положение людей, люди доведены до крайности

3



'Народ больше не может терпеть нищету и бедствия'; 'из-за нищеты народа'; 'власть доводит народ до такого состояния'; 'уровень жизни людей во всех этих странах довел до крайности'; 'и там и тут народ довели до отчаяния'; 'голод заставил людей выйти на улицу: одни жировали, другие голодали'; 'у народа закончилось терпение'; 'в этих странах уровень жизни людей намного хуже, чем в России'; 'причины происходящего одинаковые – бедность людей'; 'везде народ довели'; 'народ не в силах терпеть такую власть'; 'нищета простого народа'; 'в Грузии и на Украине простому народу надоело жить в нищете'.

Недовольство людей, их борьба за свои права

3



'Народ отстаивал свои идеи'; 'народ возмущен'; 'люди объединились для защиты своих интересов'; 'люди везде хотят жить по-человечески'; 'недовольство народов правительствами этих стран'; 'недовольство людей властями'; 'везде желают справедливости, недоверие властям оказывают'; 'везде было недовольство народа властью'; 'так же выражали недовольство властью'; 'недовольство народа правительством'.

События, связанные с президентом, выборами

3



'Недовольство выборами президента'; 'бунт народа против президента'; 'начиналось все со свержения президента'; 'и там и там события были связаны с выборами'; 'одна цель – свергнуть бывшего президента'; 'одинаковая ситуация касательно президента'; 'везде убирали президентов'; 'события на почве выборов президента'; 'и те, и другие не имеют права быть президентами – те, которые пришли к власти'; 'Саакашвили так же себя ведет'; 'в Грузии так же раньше времени прогнали Шеварднадзе'; 'оппозиция шла по одному и тому же пути игнорирования выборов, играла на фальсификацию'.

Народные волнения, бунт, революция

2



'Сплоченные люди бунтуют, простой народ'; 'люди так же воевали против власти'; 'организованно люди выходят на улицы против власти'; 'митинги проходят по тому же поводу'; 'ситуация похожая: народ восстал против власти'; 'большие народные выступления во многих городах'; 'революция везде'; 'народ хочет свою власть установить и там и там'; 'по той же схеме были подняты на бунт массы, толпа'; 'все начинается с выступления народа'.

Борьба за власть

2



'Тоже дележка власти началась'; 'захват власти оппозицией'; 'все один к одному, идет раздел власти'; 'всем нужна власть'; 'вопросы, связанные с захватом власти'; 'что там воюют за власть, что здесь, – всем портфель нужен'; 'везде делят власть'; 'жажда власти, не могут поделить власть'; 'и там и тут богатые рвутся к власти'; 'делят власть там и тут'.

Анархия, беспорядки, война

1



'Мародерство...'; 'такие же беспорядки'; 'там также были беспорядки, переворачивали машины'; 'неразбериха'; 'такая же война'; 'война, дерутся'; 'тот же разбой, развал...'; 'в Киргизии хаос'; 'то же самое – погромы...'; 'много людей погибло'; 'есть противостояния, беспорядки'.

Действия, направленные против России

1



'И там и там народ против России'; 'подстрекают их к этому, все делается против России'; '...хотят от России отделиться, вступить в НАТО'; 'это одни и те же люди, взять Россию в кольцо хотят'; 'хотят ослабить Россию, ее соседей'; 'все республики отказываются от нас, хотят быть самостоятельными'; '...разбить СНГ и оторвать от России'; 'они одного поля: разобщают людей, сеют вражду, чтобы ослабить Россию, а ей и так трудно, на том и ведется политика – настроить против русских'.

Политические проблемы, политика властей

1



'Они все связаны, политики друг друга поддерживают'; 'такая политика'; 'и там и там правительства неправильно правили'; 'зависит от властей, они провоцируют сами'; 'все связано с властью и политикой'.

Раскол на два лагеря

1



'По социальному строю два лагеря'; 'деление на два лагеря'; 'народ разделился, и выступают друг против друга'; 'общество разделилось, нет согласия'; 'Киргизия разделилась на два лагеря'.

Стихийность, цепная реакция

1



'Цепная реакция'; 'везде свой цвет, внезапность и непредсказуемость'; 'все случилось так же неожиданно'; 'стихийность'; 'одно тянет за собой другое'; 'как пошло по республикам – смотрят, учатся, и у себя то же делают'; 'смотрят телевизор и творят то же самое'.

Это кому-то выгодно, людей провоцируют

1



'Люди страдают из-за чьих-то интересов'; 'за чужие интересы люди страдают, сами не знают, за что страдают...'; 'это все кому-то нужно'; 'потому что везде народ кто-то поднимает в своих целях'; 'кому-то это нужно, кому-то это на руку'; 'кто-то свою воду мутит'.

Другое

1



'Время пришло везде, обмана стало меньше'; 'бескровные, одна пропаганда'; 'все отделились, самим приходится все производить, закупать'; 'большие массы вовлечены и там и здесь'; 'потому что они старой закваски'; 'произошло примерно в одно время'; 'молодежь напоили наркотиками'; 'массовость и успешность поставленной цели'; 'на Украине не громили'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

6

Вопрос не задавался

59



Открытый вопрос: Почему Вы считаете, что в России могут произойти события, подобные киргизским?
(в % от числа опрошенных)

Низкий уровень жизни, безработица

13



'Бедность народ может на это толкнуть'; 'бедных слишком много у нас'; 'большое количество людей – за чертой бедности'; 'в России уровень жизни все ниже'; 'довели народ до нищеты'; 'если не будет улучшения в жизни'; 'жизнь народа очень трудная'; 'народ из-за нищеты становится ожесточенным'; 'народ устал от такой нищеты, бедности'; 'у народа нет денег, поэтому возрастает недовольство'; 'ухудшение материального положения'; 'безработица'; 'много безработных'; 'нет работы'.

Рост недовольства народа

9

Люди доведены до крайности, если людей доведут до крайности

4



'Доведут – любому терпению придет конец'; 'еще рано – народ терпит, когда наступит пик, все может произойти'; 'если у народа терпение кончится'; 'лопнет у людей терпение, они и восстанут'; 'люди доведены до предела'; 'люди накалены до предела'; 'нард терпелив, но взбунтуется, и будет все жестче и страшнее'; 'народ до бесконечности не может терпеть'; 'низы дошли до предела'; 'сил нет это терпеть'.

Недовольство властью, проводимой политикой

3



'В целом народ недоволен властью'; 'весь народ возмущается политикой государства'; 'если будет продолжаться сегодняшняя политика, российский народ может восстать'; 'если люди окончательно потеряют веру во власть'; 'люди недовольны правительством'; 'народ не доверяет государству'; 'наше правительство издевается над нами'; 'неуважение к власти'; 'у нас люди относятся неоднозначно к президенту, много недовольных в связи со снятием льгот, люди возмущены, бастуют'.

Недовольство народа в целом

3



'Много недовольных'; 'недовольство в народе'; 'большинство народа не устраивает такая жизнь, которой мы живем'; 'недовольство народа усиливается'; 'недовольство растет'; 'предпосылки есть, народ недоволен происходящим в стране'.

Социальное неравенство, социальные проблемы

5

Социальное неравенство

3



'10% хорошо живут, а остальные мучаются'; 'большая разница в достатке, все может быть'; 'неравноправие среди населения'; 'одна кучка людей живет хорошо, другие еле сводят концы с концами, большое расслоение общества'; 'существует социальная несправедливость, которая вызывает недовольство людей, что может повлечь за собой определенные действия народа, в том числе революцию'.

Нерешенность социальных проблем, плохая социальная политика в целом

2



'Где политика направлена вразрез с народом, со стариками, там может быть все что угодно'; 'государство не заботится о жизни людей'; 'молодежи нечем заняться'; 'наше правительство не обращает внимания на жизнь народа'; 'потому что много недовольных ЖКХ, монетизацией, образованием, медициной'; 'социальная политика государства такая'; 'убрали льготы'; 'увеличивается количество наркоманов и алкоголиков'.

Отсутствие законности и порядка, коррупция, отсутствие стабильности

2



'Власти что хотят, то и творят'; 'все нестабильно'; 'кругом все куплено'; 'много беспредела в стране'; 'много терроризма'; 'потому что у нас беспорядок во всем'; 'потому что во властях коррупция...'.

Рост цен, плохое состояние экономики

2



'Большие затраты на жилье'; 'если поднимут цены на квартплату, будет бунт'; 'если так же будут цены расти'; 'народ недоволен повышением цен на ЖКХ и продукты'; 'неспокойно экономически'; 'рост цен'; 'цены поднимают'; '...надо поднять производство, сельское хозяйство'; 'у нас тоже тяжелая экономическая обстановка'.

Это возможно везде

2



'А почему бы и нет?'; 'в таком мире все возможно'; 'везде могут'; 'где угодно может произойти революция'; 'мы ни от чего не застрахованы'; 'от стихии не уйти никому'; 'хоть где может'.

Такая ситуация уже назревает

2



'В Башкирии уже назревает кризис'; 'даже по телевизору передавали, что в России революция неизбежна'; 'есть все предпосылки'; 'обстановка никудышная'; 'ситуация накаленная'; 'у нас уже происходят эти события, только скрытно'.

Слабость власти, борьба за власть

1



'Путин слаб характером'; 'слабая центральная власть президентская'; 'у нас нет руководителя, который был бы настолько умным, мог бы хорошо организовать команду'; 'борьба за власть'; 'власть будут делить'; 'ждут выборов в Думу и президента: готовят Касьянова к роли президента'; 'они уже дерутся и в Думе, и в правительстве'; 'раздел портфелей'.

Это может быть специально организовано изнутри и вовне

1



'Если будет хороший организатор'; 'если кто-то будет настропалять народ, то может произойти война'; 'если это кому-то будет надо, то это сделают, но народ этого не хочет'; 'есть люди, у которых очень большие деньги, они могут повлиять на ситуацию в стране'; 'есть люди, которые хотят вернуть прежние времена'; 'по прогнозу США, нашу страну хотят разделить на 25 частей'; 'распад страны, заграница и у нас может зачинить беспорядок'; 'это выгодно США, они хотят завладеть миром'; 'во все дела лезут США'.

Россия непредсказуема, у нас все возможно

1



'В России все возможно'; 'в России может произойти все что угодно'; 'народ непредсказуем'; 'страна непредсказуемая'; 'у нас может быть все'.

Межнациональная рознь

1



'Много мусульман'; 'много нерусских, могут спровоцировать'; 'у нас очень плохое отношение к людям других национальностей'; 'у нас слишком много людей различных национальностей'.

Это может произойти в отдельных регионах

<1



'В европейской части России не могут, а в других, где люди беднее, – могут'; 'в масштабах области это может быть, об этом говорят выборы в Челябинской области'; 'в Москве или в Санкт-Петербурге – это всегда с больших городов начинается'; 'в республиках Северного Кавказа это возможно, так как там у власти стоят кланы'; 'могут только в крупных городах'; 'может быть, у нас в Татарстане, так как наш президент избран на третий срок'.

Другое

1



'Было же у нас в 1992 году на Красной площади'; '...у нас есть опыт'; 'много катаклизмов'; 'мы слабые'; 'неизвестно что дальше будет'; 'сильное давление на народ'; 'слишком много внимания другим странам, мало своей'; 'так считают все'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

5

Вопрос не задавался

62



Открытый вопрос: Почему Вы считаете, что в России не могут произойти события, подобные киргизским?
(в % от числа опрошенных)

Различия между нашими народами (другой менталитет, больше терпеливости, разобщенности и др.)

12

Другой менталитет, другой национальный характер

6



'В России народ очень терпелив'; 'воспитание у россиян другое'; 'все- таки разные менталитеты'; 'другая страна – терпение есть у народа'; 'другой народ'; 'мы можем терпеть долго'; 'нам хоть что, мы всегда терпим'; 'наш народ привык молчать, и молчит'; 'россияне очень терпеливые и миролюбивые'; 'русские добрые'; 'русский народ воспитали к терпению'; 'у нас страна такая, Россия'.

У нас люди более пассивны, разобщены, не готовы к этому

5



'Апатия народа'; 'боятся выступать'; 'в России будет труднее организовать'; 'люди у нас инертные, никому нет дела'; 'мы еще не готовы'; 'народ в коме'; 'народ инфантильный'; 'народ не единый, нерешительный, страха много'; 'народ не созрел'; 'народ несплоченный, каждый сам за себя'; 'наш народ пассивный, трудно поднять'; 'русский народ чересчур ленивый'; 'русскому медведю трудно просыпаться, нет родства, кланов, как у мусульман'.

Другой уровень цивилизованности

1



'Здесь люди более думающие'; 'Киргизия более отсталая, чем Россия, в России возможно другое решение вопроса о власти'; 'люди более грамотные в России'; 'народ более образованный'; 'потому что русский Иван умный – прежде чем сделать, подумает'; 'русский человек – он человек прежде всего'; 'у нас выше отношение ко всему, люди выше таких действий, им ничего не надо менять, воевать'; 'у нас цивилизованная страна'.

В России сильная власть, она этого не допустит

6



'В России более жесткая власть силовых структур'; 'власть быстро реагирует на ситуацию'; '«Единая Россия» не позволит'; 'задавят народ, если выступят войска'; 'крепко сидит у власти КГБ'; 'над всем установлен контроль'; 'позиция государства сильна, не допустят беспорядков'; 'у нас окрепла власть, она этого не допустит'; 'у нас сильные силовые структуры, не допустят'; 'у нас укрепляется вертикаль власти'.

У нас хороший президент, при нем этого не будет

4



'Большинство людей Путину доверяет'; 'большинство людей довольны работой президента'; 'достойный президент'; 'к Путину народ хорошо относится'; 'народ Путина любит'; 'пока Путин правит – не будет, после Путина – неизвестно'; 'пока у руля страны Путин, я думаю, народ не поднимется'; 'Путин хороший'; 'у нас Путина уважают'; 'у Путина правильная политика'.

В стране стабильная обстановка

4



'Более-менее стабильное состояние в России'; 'более стабильная обстановка, чем в этих странах, где бастуют'; 'более-менее у нас тихо'; 'все нормально, пока все спокойно'; 'есть тенденция к стабильности'; 'обстановка нормализуется'; 'потому что в России стабильная обстановка'; 'эпоха хорошей стабильности, плохо живут только лентяи'.

У нас более высокий уровень жизни

3



'В России люди живут лучше'; 'в России повышается уровень жизни'; 'достаток населения выше среднего, преобладает средний класс'; 'живем сейчас неплохо'; 'зарплата нормальная, вовремя платят'; 'многих такая жизнь, как сейчас, устраивает'; 'поднимается благополучие народа'; 'у нас народ богаче'.

Пока нет никаких предпосылок для этого

2



'В России нет условий для этого'; 'не пришло время, ситуация не назрела'; 'нет всеобщего недовольства в стране'; 'нет условий для этого'; 'обстановка другая в нашей стране'; 'обстановка не такая накаленная'; 'пока нет'; 'ситуация в России отличается'.

Россия большая, многонациональная страна, в ней больше населения

2



'Большая населенность, и потребуется для этого больше усилий'; 'из-за большой территории'; 'многонациональная Россия'; 'нас слишком много'; 'Россия большая страна, и быстрой смены власти путем переворота не получится – нет таких сил'; 'у нас народ многонациональный'; 'у нас слишком много национальностей...'.

В России уже было подобное, люди устали от таких событий

2



'В ближайшее время – нет, мы еще не успели забыть, что недавно было'; 'в России такие события уже были, это большое потрясение для людей'; 'есть горький опыт насчет этих событий'; 'есть у кого спросить'; 'у нас подобные события были и провалились'; 'у нас уже был 1991 год'; 'уже устали от революций'.

В стране порядок, соблюдаются демократические права и свободы

1



'В России больше демократии, чем в Киргизии'; 'в России больше порядка'; 'демократия победила'; 'демократия, гласность...'; 'людям дали дышать свободно'; 'у нас порядка больше'.

Отсутствует лидер, который мог бы повести за собой народ

1



'...Нет организатора'; 'некому поднимать народ'; 'нет лидера'; 'руководителя нет, идеолога нет...'; '...нет такого претендента, нет человека с большим авторитетом, за кем пойдет народ'.

Это мое мнение, я так думаю

1



'Думаю так'; 'не может быть такого'; 'обойдет, наверное, нас это все'; 'так кажется'; 'так думаю, не задумывались'; 'у нас это невозможно – это мое твердое мнение'.

Другое

1



'В региональном масштабе, то есть отдельно в каком-нибудь регионе люди недовольны мэром'; 'если и произойдет, так это будет война'; 'если только между собой, с властью – нет'; 'нашему народу монетизацией рот заткнули'; '...земля еще не вся продана и лес'; 'сильная страна, не потерпит вмешательства США'; 'стихийности такой быть не может, как в Грузии'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

7

Вопрос не задавался

59





3. События в Киргизии и позиция российских властей
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства. Результаты опросов за 2-3 апреля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЛИЧНО ВАМ ПОНЯТНО ИЛИ НЕ ПОНЯТНО, КАКУЮ ПОЗИЦИЮ В ОТНОШЕНИИ СОБЫТИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ В КИРГИЗИИ, ЗАНИМАЮТ РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ?
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, КАКУЮ ИЗ СТОРОН ПОДДЕРЖИВАЮТ РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ: А.АКАЕВА ИЛИ ПРОТИВНИКОВ А.АКАЕВА? ИЛИ РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ НЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ НИ ОДНУ ИЗ СТОРОН?
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПРАВИЛЬНО ИЛИ НЕПРАВИЛЬНО ВЕДУТ СЕБЯ РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СОБЫТИЯМ В КИРГИЗИИ?
ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ ВЕДУТ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО ПО ОТНОШЕНИЮ К СОБЫТИЯМ В КИРГИЗИИ? (Открытый вопрос.)
ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕПРАВИЛЬНО ПО ОТНОШЕНИЮ К СОБЫТИЯМ В КИРГИЗИИ? (Открытый вопрос.)


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-3 апреля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.




Открытый вопрос: Почему Вы считаете, что российские власти ведут себя правильно по отношению к событиям в Киргизии?



(в % от числа опрошенных)

Нельзя вмешиваться в дела суверенного государства, нужно соблюдать нейтралитет

14



'А зачем вмешиваться в дела другого государства?'; 'лучше держать нейтралитет'; 'дело каждой республики, как ей жить'; 'зачем лезть в чужое государство?'; 'их страна, пусть они и разбираются'; 'народ пусть сам решает, что им делать'; 'наше невмешательство позволит Киргизии самой разобраться'; 'нейтралитет всегда хорошо соблюдать'; 'они должны сами все решить'; 'открытая поддержка, вмешательство во внутреннюю жизнь страны недопустимы'; 'Россия держит нейтралитет, не вмешивается в события Киргизии'; 'сами заварили кашу, сами пусть и расхлебывают'.

Россия помогает Киргизии

3



'В политическом плане трудно что-то сделать, а экономически помогают'; 'идет помощь из России, восстановление'; 'испокон веков всем помогали'; 'людям надо помогать – весна, посевная'; 'материально помогают – это правильно'; 'надо помочь нуждающимся странам'; 'оказание помощи: повезут зерна для посева, продукты для народа'; 'оказывают только гуманитарную помощь'; 'политика Путина мне понятна, а он старается помочь простым людям в Киргизии'; 'помочь материально – это правильно'; 'помощь соседней стране'.

Россия не вмешивается, чтобы не обострять обстановку, избежать гибели наших людей

2



'Будут вмешиваться – будет еще одна Чечня'; 'будут вмешиваться – с ними будут воевать'; 'вмешательство в другую страну заканчивается войной'; 'если наши влезут, то начнется война'; 'если полезет Россия – завяжется война'; 'не допускают войну'; 'хотят, чтобы был мир'; 'чтоб не получался второй Афганистан'; 'хорошо, что наших детей туда не отправят'; 'зачем влезать? Наши опять погибнут'; 'зачем рисковать своими людьми, если для нашей страны угроз нет?'.

Россия сохраняет дружеские отношения с Киргизией

2



'Не надо нам свои условия выдвигать – могут испортиться отношения'; 'нельзя допускать, чтобы люди становились из братьев врагами'; 'нельзя обострять отношения с соседями'; 'отношения хорошие, нам нужен надежный сосед'; 'отношения не надо портить'; 'поддерживают дружбу'; 'с соседями надо дружить'; 'это единственная страна, должным образом поддерживающая дружбу с Россией'; 'ищут выход, ведут переговоры'; 'киргизы к русским хорошо относятся'; 'лояльная к нам страна'.

Россия действует в своих интересах

2



'Если не мы, то там будут американцы и будут им помогать, тогда границы наши будут закрыты'; 'мы сохраним свои интересы в их стране'; 'на то она и власть, чтобы поддерживать интересы государства'; 'надо свои интересы преследовать'; 'нельзя допускать в Киргизии беспредел – у нас есть свои интересы в Киргизии'; 'поддерживать свои интересы – близко к нам Киргизия'; 'Россия преследует определенную политическую цель, которая в будущем очень ей выгодна'; 'у нас там военная база, и ее надо сохранить'.

Россия учитывает, что в Киргизии много русских

1



'В Киргизии много русских'; 'в Киргизии проживает много русских людей'; 'много русских там'; 'там живет много русских'.

Россия поддерживает законность и законную власть в Киргизии

1



'Нужно отстаивать законными способами интересы, без переворотов'; 'поддерживают того, кто у власти'; 'поддержка законной власти'; 'помогают порядок поддерживать'; 'Путин поддерживает Акаева как президента'; 'его же выбирали, он законный президент'; 'это могло быть и в России, Путин правильно оказал поддержку Акаеву'; 'зачем вражду еще больше затягивать, когда там власть формируется? С ней и будем договариваться'; 'хотим наладить отношения с тем, кто придет к власти'.

Россия заняла выжидательную позицию, наблюдает за событиями

1



'Держат выжидательную позицию'; 'лучше оценивают обстоятельства'; 'не надо делать резких движений'; 'не решают сгоряча – хотят наладить отношения'; 'они пока наблюдают за событиями'; 'они просто ждут результатов'; 'отслеживают все, что происходит'; 'российские власти ждут, когда все наладится'.

Доверяю позиции российских властей, они лучше разбираются в этом

1



'Доверяю президенту'; 'правительство более информировано и лучше нас знает, что ему делать'; 'Путин правильно командует'; 'раз уж выбрана нами власть, значит мы им доверяем'; 'российским властям виднее, как поступить в этом случае'; 'так считает президент'.

Другое

1



'Вмешиваются, чтобы не было дальнейшего конфликта'; 'все равно какой-то контроль должен быть'; 'все равно не послушают, сделают, как решили'; 'их народ другого отношения не допускает'; 'кто-то это должен остановить, так почему не мы?'; 'нельзя подавать вида, что нам это небезразлично'; 'нет другого выхода'; 'они не виноваты'; 'поддерживать Акаева нельзя'; 'у нас нет каких-то преследований своих целей'; 'учитывают прошлые ошибки'; 'чувствую так'; 'я патриот'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

6

Вопрос не задавался

68





Открытый вопрос: Почему Вы считаете, что российские власти ведут себя неправильно по отношению к событиям в Киргизии?



(в % от числа опрошенных)

У России должна быть более четкая и активная позиция по отношению к событиям в Киргизии

2



'Занимают выжидающую позицию, а это всегда плохо'; 'можно занять более активную позицию'; 'надо более активно реагировать'; 'надо было раньше вмешаться в конфликт, была бы польза от этого'; 'надо вводить войска миротворцев – российских и СНГ'; 'надо высказать свое мнение, как относится Россия к происходящему'; 'надо занять определенную позицию, то есть неопределенность, выдержанность, кто победит'; 'надо как-то влиять на это дело – поддержать чью-то сторону, не допустить эти безобразия и мародерство'; 'надо конкретнее выражать свое мнение'; 'надо хоть за кого-то быть'; 'невнятно и недейственно'; 'потому что надо определиться, кого поддерживать'; 'четче нужно обозначить позицию'; 'я считаю, что вмешательство иногда необходимо'.

Нельзя вмешиваться в дела суверенного государства

1



'Вмешиваться не нужно, пусть сами решают свое будущее'; 'вмешиваются во внутренние дела Киргизии'; 'их дела – пускай разбираются сами'; 'киргизам нужно все решать самим'; 'не надо было туда соваться, сами бы разобрались'; 'не надо вмешиваться'; 'не надо мешать народу строить то общество, которое они хотят'; 'пусть сами разберутся'; 'Россия пытается вмешиваться во внутренние дела Киргизии'; 'сами пусть разбираются, раз отделились'.

Не нужно было поддерживать А. Акаева, предоставлять ему убежище

1



'Акаев – именно тот, из-за кого вся заваруха и началась, не стоит его поддерживать, даже ради спокойствия своей страны'; 'Акаев – перебежчик, зачем его поддерживать?'; 'зачем Акаева пустили жить в Россию?'; 'не надо поддерживать Акаева, при нем народ плохо живет'; 'нужно людей поддерживать, а не руководителя'; 'поддерживают Акаева, хотя он был первопричиной народных выступлений'; 'приняли Акаева, который сбежал из своей страны'.

Россия должна действовать в собственных интересах, контролировать ситуацию в Киргизии

1



'Должны поддерживать наиболее приемлемых для России руководителей, которые более лояльно относятся к России'; 'наши власти проворонили события, время'; 'не предпринимают попыток как-то повлиять на ситуацию в Киргизии, выгодную для России'; 'нужно контролировать ситуацию'; 'нужно свои интересы защищать'; 'позволяют американцам влезать'; 'свои интересы надо отстаивать'; 'там военная наша база, могут США отобрать'.

Не нужно оказывать помощь Киргизии, когда население России бедствует

1



'Всем помогают, а у себя в России не очень помогают'; 'зачем поехали туда восстанавливать там торговые центры, когда у нас своих проблем полно?'; 'надо в своей стране наводить порядок, поднимать сельское хозяйство'; 'надо жалеть своих, а не киргизов'; 'наши не могут сами обеспечить народ, когда у нас развалили колхозы, совхозы'; 'не надо им помогать'; 'не надо туда никакой помощи давать, дерутся – и пусть дерутся'; 'нужно своим людям помогать изо всех сил, а у нас старики бедствуют и сельчане'.

Другое

1



'Власти своим отношением могут провоцировать подобное и у нас'; 'вначале одного поддерживали, теперь – другого'; 'зачем наших солдат туда посылать?'; 'как относятся к нашему народу, так и к народу Киргизии'; 'маленькие национальности сначала у себя все развалят, а потом к нам приедут разваливать'; 'нужно вывести русских оттуда'; 'они ищут выгоду, а потом это оборачивается проблемами'; 'они поддержали противников Акаева за спиной Акаева'; 'освещение необъективно, односторонне'; 'Россия боится общественного мнения мирового'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

3

Вопрос не задавался

89





4. Электронная фокус-группа
Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 2005 г.


Темой ЭФГ на этой неделе стали события в Киргизии. Респондентам для тестирования были предложены фрагменты, содержащие комментарии этих событий.

Эпизод

Содержание эпизода

Интерес, оценка / сила колебаний

Согласие, оценка / сила колебаний

Доверие, оценка / сила колебаний

Средняя оценка

5 (2253)

Т. Салимов о нищете как главной причине случившегося в Киргизии

1,76/срд

2,15/срд

2,43/срд

2,1

3 (2251)

Д. Рогозин о сходствах и различиях ситуации в Грузии, на Украине – и в Киргизии

1,79/срд

1,79/срд

1,77/слн

1,8

9 (2257)

К. Бакиев о взаимоотношениях России и Киргизии

1,93/срд

1,63/срд

1,08/слн

1,5

4 (2252)

В. Жириновский о причинах событий в Киргизии

1,00/слн

2,07/срд

1,25/слн

1,4

6 (2254)

В. Путин о ситуации в Киргизии

1,06/слн

1,39/слн

0,71/слн

1,1

10 (2258)

М. Маргелов о контактах с киргизской оппозицией

1,33/срд

0,89/срд

0,50/слн

0,9

8 (2256)

Б. Грызлов о недопустимости внешнего вмешательства

0,05/срд

0,95/слн

0,55/слн

0,5

1 (2249)

А. Акаев о ситуации в Киргизии

0,40/срд

0,93/срд

-0,41/слн

0,3

7 (2255)

А. Мигранян о необходимости вмешательства российских властей

0,57/срд

-0,15/срд

-0,33/слн

0,0

2 (2250)

С. Миронов о ситуации в Киргизии

-0,02/срд

-0,10/срд

-0,21/срд

-0,1



Эпизод № 5 (2253). Россия, 'Вести', 19.03.04, 20:00
Т. Салимов, гендиректор торгового центра

Когда народ нищий, он пойдет на все. Это мы сегодня убедились в этом. Поэтому, уважаемые руководители государств, не доводите своих людей до такой степени или до такого уровня нищеты.

Эпизод № 3 (2251). Первый канал, 'Время', 19.03.05, 21:00
Д. Рогозин, лидер фракции 'Родина'

То, что произошло в Бишкеке, – в принципе, это одинаковый сценарий, действительно, с Киевом и с Грузией, но только есть маленькая особенность: такая азиатчина. Поэтому без крови, без погромов не обошлось, без захвата зданий и так далее. В принципе, надо говорить вот о чем: что есть, конечно, внутренние проблемы: это отсутствие диалога между руководством Киргизии и оппозицией, которое привело к тому, что оппозиция – радикально экстремистская. Она, собственно говоря, и овладела улицей.

Эпизод № 9 (2257). Россия, 'Вести', 19.03.04, 20:00
К. Бакиев, и.о. президента Киргизии

Наши отношения имеют очень древние исторические корни. Их не так-то просто <разрушить>, если у кого-то даже есть желание помешать. Это бесполезное занятие, оно не пройдет. Второе. Я уверен, что наши отношения с Россией будут развиваться и углубляться. Я, по крайней мере, приложу все свои усилия для того, чтобы наши отношения с Россией развивались, укреплялись. Прежде всего – экономические отношения. Я вчера, когда звонил президент РФ Путин, интересовался обстановкой в нашей республике, значит, <спрашивал>, какая помощь нужна, я открыто сказал: нам нужна помощь, прежде всего, обеспечения ГСМ, семена, удобрения – на проведение весенних полевых работ. Просил помощь по выделению льготных кредитов для наших сельхозников. Значит, такая помощь – сказали, что будет со стороны России.

Эпизод № 4 (2252). НТВ, 'Сегодня', 19.03.05, 19:00
В. Жириновский, лидер фракции ЛДПР в Госудме РФ

Сценарий аналогичный: не признавать результаты очередных выборов в парламент. Ситуация в регионе аналогичная: очень много бедных людей. Потому что уже 14 лет это независимое государство – а проблемы никакие не решаются. Лепешка и чай – весь народ живет, каждый день, три раза в день; балахон, халат рваный – сколько можно терпеть?

Эпизод № 6 (2254). Россия, 'Вести', 25.03.04, 20:00
В. Путин, президент России

Развитие ситуации в Киргизии не стало для нас чем-то неожиданным. Это результат и слабости власти, и накопившихся социально-экономических проблем в стране. Вместе с тем, достойно сожаления то обстоятельство, что в очередной раз в одной из стран постсоветского пространства политические вопросы решаются неправовым способом, сопровождаются погромами и человеческими жертвами. Я очень рассчитываю на то, что лидеры оппозиции, осознавая свою ответственность перед собственным народом, как можно быстрее возьмут ситуацию под контроль, выправят ситуацию, то есть позитивно, на благо народов России и Киргизии. Для этого есть все основания, и последние заявления лидеров оппозиции подтверждают, что такое развитие наших отношений вполне возможно. Рассчитываю, что так оно и будет. Со своей стороны Россия сделает всё для того, чтобы уровень межгосударственных связей между нашей страной и Кыргызстаном сохранился, а отношения между нашими народами развивались. Что касается возможного приезда в Россию Аскара Акаевича Акаева, то если он захочет приехать в Россию, мы не будем возражать. Я думаю, что это вполне возможно.

Эпизод № 10 (2258). Россия, 'Вести', 19.03.04, 20:00
М. Маргелов, председатель Комитета СФ РФ по международным делам

В начале этого года мы принимали здесь, в Москве, нескольких лидеров киргизской оппозиции. Я встречался с господином Бакиевым, встречался с господином Абыловым. Здесь эти люди говорили о том, что все то, что они собираются делать, никоим образом не может быть направлено против России. Сейчас эти слова надо подтвердить делами. Для нас очень важно, чтобы Киргизия сохранилась как светское государство, которое ни в коем случае не допустит прихода к власти фундаменталистских сил – сил, которые могли бы построить режим, аналогичный тому, который в свое время построили талибы в Афганистане.

Эпизод № 8 (2256). Россия, 'Вести', 19.03.04, 20:00
Б. Грызлов, председатель ГД РФ, руководитель фракции 'Единая Россия'

Жители Киргизии должны сами разобраться в той ситуации, которая сложилась. Вмешательство внешнее какое-либо нежелательно. Я думаю, что главное, главное – чтобы не было кровопролития. Переговоры – это тот стиль, который сейчас единственно возможен для Киргизии.

Эпизод № 1 (2249). НТВ, 'Сегодня', 24.03.05, 22:00
А. Акаев, президент Киргизии

В любой стране может сложиться такая ситуация, когда народ не принимает людей, навязанных и оплаченных иностранными государствами, тех, кто вредит интересам страны. Проиграв выборы, эти люди не смогли завоевать доверие и уважение народа. Несколько безответственных членов нашей оппозиции стараются силой заставить считаться с собой.

Эпизод № 7 (2255). Россия, 'Вести', 19.03.04, 20:00
А. Мигранян, политолог

Внешние силы должны более активно вмешаться в этот процесс. В первую очередь – думаю, что российские власти. Они должны немедленно установить отношения с лидерами оппозиции, постараться не допустить дестабилизации ситуации.

Эпизод № 2 (2250). Первый канал, 'Время', 19.03.05, 21:00
С. Миронов, председатель Совета Федерации РФ

К сожалению, в последнее время постоянно мы являемся свидетелями некоего такого процесса, тенденции, которые можно выразить следующими словами: неважно, как прошли выборы, даже в условиях легитимной... Любые выборы можно отменить вот такими технологиями. Это настораживает.

Комментарий


Судя по результатам тестирования, тема была интересна респондентам. Некоторые из них утверждали, что такой интерес вызван сочувствием киргизскому народу. Для некоторых Киргизия – место, где 'приходилось неоднократно отдыхать, общаться с местными жителями', и это также подогревает интерес к происходящим в республике событиям.

'Мне просто жаль этот народ, я им сочувствую. Действительно, все к этому, наверное, шло, но и просто это все произошло из-за вот такой вялой, наверное, все-таки политики'.

'Интересны они тем, что народ начинает играть какую-то роль. Очевидно, его, опять же, обманывают опять эти политики, опять, так сказать, захватят власть – и опять все будет то же самое, но по крайней мере проявление вот воли народной'.

'Интересно, потому что я три раза был в Киргизии в самой, отдыхал на Иссык-Куле в частности, я служил в Узбекистане, – то есть и у меня много знакомых с того региона'.


Участники дискуссии отмечали, что их интерес к этой теме вызван также тем, что Киргизия является бывшей республикой Советского Союза, а все, что происходит в этих республиках, 'имеет к нам непосредственное отношение', считают они.

'Я очень сочувствую Киргизии, потому что, в общем-то, страны – ну, в общем, государства бывшего Советского Союза, республики. Конечно, это все-таки относится, ну, прямо относится к нам. То есть я считаю, что нас просто хотят, наши республики хотят просто раздробить, и все это напрямую относится к России'.


Респонденты выражали опасения, что события в Киргизии развиваются по запланированному сценарию, уже осуществленному ранее в других республиках, и предполагали, что подобные события еще неоднократно будут повторяться.

'Я в принципе уже понимаю, что такой сценарий будет не только с Киргизией, но и со многими другими странами. Нас надо окружить, понимаете, и задушить, разорвать на куски – вот это и происходит'.

'Не могу сказать, что очень интересно, но как бы смотрю и интересуюсь, потому что вот... определенная технология смены власти – вот она повторяется'.

Эпизод №3


Эпизод с участием Д. Рогозина занял одно из первых мест по результатам нашего тестирования. Он получил довольно высокие оценки по всем трем шкалам. Участники тестирования разделяют точку зрения Д. Рогозина, согласно которой события в Киргизии, Грузии и на Украине развивались по 'одинаковому сценарию'. Однако в ходе последовавшей за тестированием дискуссии выяснилось, что респонденты не во всех вопросах согласны с лидером фракции 'Родина'. Кроме того, они подозревают Д. Рогозина в некоторых 'далеко идущих планах' и 'коварных замыслах', считая его человеком 'хитрым и скользким'.

'Когда он думает то, что обязательно без мордобоя никогда бы не обошлось, то зря он так'.

'Ну, про азиатчину он немножко завернул – просто я тоже жил в Средней Азии одно время: достаточно патриархальная страна, то есть есть какой-то порядок, схемы какие-то... Абсолютно нет азиатчины... Чтобы там кровища полилась, там надо потрудиться'.

'Вот тут он не прав. Тем более в Грузии, может быть, было и почище еще. А насчет того, что не договорились с оппозицией, – то, в общем-то, когда оппозицию не прикармливают, это значит, власть как бы немножко слабая, когда оппозицию уничтожают – это стремление к однопартийной системе, тоже опасно. Вот тогда, значит, она становится радикальной, потому что, вот в принципе я с ним не могу сказать, что согласен, но где-то он логично что-то объяснял'.

'Когда говорил это, он одобрял то, что там произошло. И я думаю, что если вот, как он сказал, убрать азиатчину, убрать там некоторый грабеж и кровь, то Рогозин не прочь, чтобы возглавить и здесь такую же ситуацию'.

'Мне тоже вот он не импонирует, Рогозин – до того скользкая личность'.

'Я понимаю, что парень очень умный и, действительно, скользкий, вот поэтому глупости изначально говорить он не будет, он говорит достаточно умно и достаточно точно. А какие у него планы – вот этого точно не поймешь'.

Эпизод №4


Выступление В. Жириновского в этот раз получило нехарактерные – высокие – оценки. Участники дискуссии отмечали эмоциональность и точность высказываний В. Жириновского.

'Он очень эмоционален, когда говорит, и веришь тому, что он говорит, – эмоциям, то есть, доверяешь. Он не делает пауз, как Владимир Владимирович, который просчитывает там, как компьютер. Он лепит горбатого – там лепешка чья-то, но очень убедительно и очень точно'.

'Я хочу сказать, что он запоминается тем, что он все время говорит о народе, то есть вот уж точно, что народ живет бедно. Но с другой стороны, он всегда говорит про власть... Выборы – он всегда тоже говорит, что выборы – это... демократичные – вообще очень плохая это вещь. И что слабая власть – тоже он сказал. Уже вот маленькое выступление, а все отмечено'.

'Жириновский очень четко сказал о причине и о поводе, то есть причина – это бедность народа, а повод – это нечестные выборы. Вот и сказал он очень точно, и Жириновский всегда говорит как бы искренне и правду говорит тогда, когда не касается его личного кармана и личного его положения'.

'Как только коснется его интересов – тут он может продать мать'.

'Я согласна абсолютно: Жириновский очень скользкий человек'.

'Я вообще к нему серьезно не отношусь: артист, клоун. Но политик очень, значит, очень умелый, умеет себя подать, умеет. Но программы у него нет...'

Эпизод №6


Выступление В. Путина получило низкие оценки по критерию доверие. Такие оценки не характерны для эпизодов с участием В. Путина. Сомнения в искренности президента сочетаются у участников дискуссии с сочувствием к нему: многие полагают, что 'он бессилен что-либо изменить в данной ситуации', и вынужден приспосабливаться к обстоятельствам. Кроме того, некоторые респонденты связывают 'поникшее настроение' главы государства с тем, что он, по их мнению, предвидит вероятность таких же событий и в нашей стране.

'Он умный человек, умный политик – он беспокоится, что у него под боком гражданская война может в Киргизии развернуться...то есть в принципе здесь может кто угодно в Киргизию войти и установить свою власть. И Путин говорит, защищает и, в общем-то, он стремится, чтобы, может быть, Россия даже войдет в Киргизию и защитит, чтобы не было там гражданской войны, кровопролития, чтобы там Америка не установила власти'.

'Я боюсь, что многие со мной, может быть, не согласятся... Я, когда слушаю это интервью, мне его очень жаль – Путина: он же говорит, чуть не плачет, он же говорит – <...> как бы вот поджимают и поджимают, а он сделать ничего не может. И как бы бессилие какое-то, и он как бы это вот констатирует с болью такой...'.

'Вы понимаете, в чем дело, его вот так вот взяли за горло – и он ничего не может сделать'.

'Он оппозицию не поддерживает, а он просто не может ничего, раз она стала... Теперь придется ему, как с этой, как ее, у Ющенко эта... Тимошенко'.

'А насчет оппозиции – ведь там же оппозиция какая есть? Совсем левая, и та, которую выпустили из тюрьмы. То есть вот эту оппозицию, которую выпустили из тюрьмы, она, скажем, более такая демократичная и цивилизованная, а если придет вот та, исламистская оппозиция, конечно, это будут очень большие проблемы'.

'России придется вести диалог с любой властью, какая бы ни была в Киргизии. Потом, однозначно политика Киргизии – она во многом ориентирована скорее на Россию, чем на Запад, это во-первых. То есть и однозначно время Акаева ушло, придет новая власть – и однозначно диалог придется вести с новой властью'.

'А мне кажется, что у него такое настроение, у Путина, такое поникшее, что он представляет себе, что все это ждет и у нас. Все эти события на Украине, в Грузии и так далее – это только предвестники наших: сейчас нас с этими законами как зажмут – и мы тоже все выйдем на улицы. И он это чувствует и знает, вот потому что все уже, предел. И сделать-то он ничего, к сожалению, уже не может'.

Эпизод №7


Выступление А. Миграняна вызвало оживленную дискуссию респондентов о том, должна ли Россия вмешиваться в события, происходящие в Киргизии, и если да, то каким образом.

'Почему-то вся надежда отдана России – что Россия должна, Россия должна ввести войска...'

'А он не говорил о войсках, он не говорил о войсках. Да, отношения – и только, понимаете? Можно ведь и политикой, можно ведь правильным шагом просчитать вот так вот все и выстроить правильные отношения: ты – мне, я – тебе. Да, вот вы хотите там что-то с нами торговать, вы хотите нашу нефть, хотите наши природные богатства – вон сделайте то-то и то-то. Вы думаете, вам Америка поможет? Вам не поможет Америка, она вам только здесь разрушит все'.

'Ну, можно же экономически как-то привязать к себе вот эту вот область, и политику тоже выстраивать'.

'Мигранян именно говорил, что Россия должна все-таки ввести <войска>, хотя и Владимир Владимирович, и все, и Грызлов... они говорили: мы не будем, то есть пусть они сами разбираются со своими проблемами, а Мигранян говорит, что нужно ввести'.

'Теоретически нужно ввести, теоретически, конечно, я с ним согласен, что Россия должна вмешаться, но практически – нет'.

'Однозначно вмешиваться'.

'Да, в какой-то степени считаю, что нужно... но очень осторожно'.

'Я думаю, что вмешиваться, вот так типа вводить войска, ну в общем вот этого – ни в коем случае. Допустим, если мы осуществляем помощь – это вмешательство или нет? Значит, вот так можно, а чтобы явно было сказано: «Россия вмешивается во внутренние дела Киргизии» – вот этого быть не должно'.


5. Приложение. Таблицы
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-3 апреля 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ СЛЕДИТЕ ИЛИ НЕ СЛЕДИТЕ ЗА СОБЫТИЯМИ, КОТОРЫЕ СЕЙЧАС ПРОИСХОДЯТ В КИРГИЗИИ?

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463121293139465432392917393212313027612183926
слежу555559534863565952366268554861655062586555495756
не слежу434239475035423946603731434938354736403542504143
затрудняюсь ответить233021232411231132203132



КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОТНОСИТЕСЬ К А.АКАЕВУ - ХОРОШО, ПЛОХО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463121293139465432392917393212313027612183926
я ничего о нем не знаю262724262426282229292427373120133129181314212737
хорошо10117118139128511148910158101319108810
безразлично514959465550505250535446444758575048545264554945
плохо65686676656856610578910665
затрудняюсь ответить7748757768666865667731093



КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, МАССОВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПРЕЗИДЕНТА КИРГИЗИИ АСКАРА АКАЕВА ПРОИЗОШЛИ СТИХИЙНО, НЕЗАПЛАНИРОВАННО ИЛИ ОНИ БЫЛИ ОРГАНИЗОВАНЫ, ПРОИСХОДИЛИ В СООТВЕТСТВИИ С ПЛАНОМ?

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463121293139465432392917393212313027612183926
произошли стихийно, незапланированно151515131215161712121911101714161216171316161611
были организованы, произошли в соответствии с планом545356575557516049475758504663625255566258475160
затрудняюсь ответить313229303228342339412431393823233629272526373429




Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-3 апреля 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО СОБЫТИЯ В КИРГИЗИИ БЛИЗКИ, СХОЖИ С ТЕМИ, КОТОРЫЕ НЕДАВНО ПРОИЗОШЛИ В ГРУЗИИ И НА УКРАИНЕ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО СОБЫТИЯ В КИРГИЗИИ НЕ БЛИЗКИ, НЕ СХОЖИ С ТЕМИ, КОТОРЫЕ НЕДАВНО ПРОИЗОШЛИ В ГРУЗИИ И НА УКРАИНЕ. КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463121293139465432392917393212313027612183926
первая414241413943414240324545383644523642505741324241
вторая242328232527223118212823222425252524242328252226
затрудняюсь ответить353531363730362741472732404031234034262031433633



КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В КАКОЙ-ЛИБО ИЗ СТРАН СНГ МОГУТ ИЛИ НЕ МОГУТ ПРОИЗОЙТИ СОБЫТИЯ, ПОДОБНЫЕ КИРГИЗСКИМ? И ЕСЛИ МОГУТ, ТО В КАКИХ ИМЕННО СТРАНАХ СНГ? (Карточка, любое число ответов.)

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463121293139465432392917393212313027612183926
Молдавия272628292230293024153430222331342729303422252729
Таджикистан232226252227212820182922172125372423283021172525
Узбекистан181718211720182017132416111721252018191715151921
Туркмения171517201420161815112116111519231617181619121718
Казахстан161415241419161814122214111718171817181013151817
Белоруссия151216211616141615131814101517181716151815181315
Азербайджан151413211318141614121715121317201717141218161317
Армения13111418111513141312151291214211614121812141214
нигде не могут452536444535644244333643
затрудняюсь ответить454743414539483950553645564939294844383545484447



А В РОССИИ МОГУТ ИЛИ НЕ МОГУТ ПРОИЗОЙТИ СОБЫТИЯ, ПОДОБНЫЕ КИРГИЗСКИМ?

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463121293139465432392917393212313027612183926
могут383140523238424037334042463538384039352537423937
не могут414839314844354538454236284047473639495647363843
затрудняюсь ответить212121172018221625221823262515162423161916232319




Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-3 апреля 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЛИЧНО ВАМ ПОНЯТНО ИЛИ НЕ ПОНЯТНО, КАКУЮ ПОЗИЦИЮ В ОТНОШЕНИИ СОБЫТИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ В КИРГИЗИИ, ЗАНИМАЮТ РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ?

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463121293139465432392917393212313027612183926
понятно293225302731303623173436272332422431345124263028
не понятно393644403945353543433838393841384038413051343842
затрудняюсь ответить323231293424352834402827343827193531251926403230



КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, КАКУЮ ИЗ СТОРОН ПОДДЕРЖИВАЮТ РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ: А.АКАЕВА ИЛИ ПРОТИВНИКОВ А.АКАЕВА? ИЛИ РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ НЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ НИ ОДНУ ИЗ СТОРОН?

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463121293139465432392917393212313027612183926
А.Акаева212022212321192219182320182022231819262824171528
противников А.Акаева444353343344344433546442
не поддерживают ни одну из сторон262527272427262923183028232428262430302920233023
затрудняюсь ответить505147494849524555614248565246475548394051565047



ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПРАВИЛЬНО ИЛИ НЕПРАВИЛЬНО ВЕДУТ СЕБЯ РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СОБЫТИЯМ В КИРГИЗИИ?

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463121293139465432392917393212313027612183926
правильно323631282937313828243637332835382835424030243534
неправильно1161219131110121011138791416101111111411912
затрудняюсь ответить575856525852595063655156606352466255474956655654