Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2000/29_5683/dd001929




Авария "Курска": как это было

30.08.2000 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Авария 'Курска': как это было
2.Графики и открытые вопросы
3.Электронная фокус-группа
4.Опрос экспертов

 
1.Авария 'Курска': как это было


Подавляющее большинство российских граждан с недоверием восприняли заявления официальных лиц о том, что для спасения команды 'Курска' было сделано все возможное. Значительно чаще прочих этим заявлениям верят относительно пожилые респонденты, но и среди них соотношение доверяющих и недоверяющих составляет 1:2.

Вопрос: Российские власти заявляют, что для спасения команды подводной лодки 'Курск' было сделано все возможное. Вы согласны или не согласны с таким утверждением?


  Россияне в целом 18–35 лет

36–50 лет

Старше 50 лет
Согласен(-на)

22

18

20

28

Не согласен(-на)

69

77

73

58

Затр. ответить

9

6

7

14



Результаты опроса экспертов в этом отношении практически идентичны данным общероссийского опроса: согласие с приведенным утверждением выражают 24%, несогласие – 70% респондентов.

Недовольство рядовых граждан ходом спасательной операции почти в равной мере адресуется руководству страны и командованию флота – действия последнего респонденты оценивают лишь чуть выше, чем действия властей.

Вопрос: Какую оценку Вы бы поставили за действия по спасению экипажа подводной лодки 'Курск'...


Оценка ...центральным властям России? ...военно-морскому командованию? ...российским морякам-спасателям? ...норвежским спасателям?
Отлично

1

2

17

36

Хорошо

6

10

36

40

Удовлетворительно

24

24

25

14

Плохо

35

32

9

3

Очень плохо

25

23

3

1

Затр. ответить

9

10

12

6



При этом абсолютное большинство опрошенных считает, что российские спасатели в сложившейся ситуации действовали хорошо – иначе говоря, не винит их в том, что все попытки проникнуть в корпус 'Курска' оказались безуспешными. Объясняется это уверенностью в том, что оборудование, находившееся в распоряжении Российского флота, не позволяло решить поставленную задачу.
  • 'Наши работали самоотверженно, – говорит участница фокус-группы. – Действительно, 10 лет разоряли страну, в результате нет даже технических средств для того, чтобы спасти'.
Один из экспертов, отвечая на вопрос о том, все ли было сделано для спасения экипажа лодки, заявляет: 'Да, все было сделано; все, что могли сделать с помощью старой техники. Все, что под рукой было, все использовали. А больше – технически не позволяло и финансово'.

Об абсолютной технической неподготовленности российских спасательных служб, отчетливо проявившейся на фоне эффективной работы норвежских водолазов, много и резко говорили и участники всех фокус-групп, и проинтервьюированные эксперты. Но возмущение граждан вызвало не только, и пожалуй, даже не столько отсутствие современной спасательной техники, сколько поведение гражданских и военных руководителей в критической ситуации.

Показательна в этом отношении реплика одного из экспертов: 'Аварии бывают везде и со всеми. То, что у нас техника не соответствует требованиям, – тоже понятно. А вот то, как наши руководители к этому относятся, – это, конечно, беда'.

Подавляющее большинство граждан, судя по данным исследования, убеждено, что командование флота не считало спасение подводников приоритетной целью и не было готово подчинить ее достижению все свои действия. Наиболее веским аргументом в пользу такого заключения стало то, что в первые дни после аварии руководители флота отказывались от зарубежной помощи. В оценке этого факта россияне почти единодушны: 89% респондентов считают, что 'решение принять помощь английских и норвежских спасателей было правильным' (противоположное мнение выражают лишь 6% опрошенных), и 84% назвавших решение правильным считают, что оно было запоздалым (только 4% – считают это решение своевременным). Решительно осуждая, таким образом, командование флота за эту задержку, респонденты не склонны объяснять ее всего лишь излишней самонадеянностью адмиралов: только 20% опрошенных полагают, что они отказывались от иностранной помощи потому, что были уверены в способности Российского флота самостоятельно справиться с задачей.

Вопрос: Почему, по Вашему мнению, руководители флота в первые дни после аварии подлодки 'Курск' отказывались от зарубежной помощи?
(Не более 2-х ответов.)

  Все Российские власти заявляют, что для спасения команды подводной лодки «Курск» было сделано все возможное. Вы согласны или не согласны с таким утверждением?
Согласен(-на) Не согласен(-на) Затр. ответить
Считали, что Российский флот обладает всем необходимым для проведения спасательной операции

20

31

17

13

Опасались, что зарубежные участники спасательной операции узнают российские военные секреты

49

42

54

26

Опасались, что зарубежные участники спасательной операции узнают истинные причины аварии

32

25

36

21

Полагали, что участие иностранных специалистов в спасательной операции нанесет ущерб международному престижу России

15

14

16

11

Боялись понести наказание в случае спасения российских подводников иностранными спасателями

11

5

14

4

Затр. ответить

10

12

5

40



И даже среди респондентов, полагающих, что для спасения экипажа 'Курска' было сделано все необходимое (т.е. среди тех, кто относительно позитивно оценивает действия гражданских и военных руководителей), только каждый третий считает, что командование флота просто переоценивало возможности отечественных спасательных служб. Иначе говоря – верит, что в первые дни после аварии адмиралы были искренни в своих заявлениях по этому поводу.

Гораздо чаще опрошенные утверждают, что отказ от помощи был обусловлен стремлением скрыть российские военные секреты, а также истинные причины аварии. Следует оговориться: в последнем предположении содержится определенная двусмысленность. Его можно трактовать двояко: и как стремление командования флота предотвратить утечку военно-технической информации, секретность которой важна с точки зрения обеспечения национальной безопасности, и как стремление утаить от мировой и российской общественности какую-то собственную оплошность, обернувшуюся трагедией. Судя по материалам фокус-групп и интервью с экспертами, обе версии имеют довольно большое число сторонников.

Но так или иначе, опрошенные в большинстве своем убеждены, что командование флота – равно как и руководство страны – отказывалось от зарубежной помощи потому, что было озабочено, в первую очередь, сохранением военных секретов, ради чего готово было пожертвовать шансом на спасение хотя бы части экипажа 'Курска'. И такая позиция подвергается безоговорочному осуждению.

Приведем некоторые высказывания экспертов по этому поводу:
  • 'Я думаю, надо было принимать всю возможную помощь, потому что человеческая жизнь неоценима, и тут уже не до этого, не до сохранения каких-то секретов, не до гордой позиции'.
  • 'Я считаю, что сразу же надо было давать полную информацию и сразу же прибегать к тем международным силам, которые располагают соответствующей техникой и квалифицированными специалистами'.
  • 'Безусловно, к помощи иностранных спасателей надо было обращаться. Пусть это был бы один шанс из тысячи, это надо было делать, как только президент получил такую информацию. Кто-то из нашего командования излишне самонадеян. А кто-то спасал так называемую 'секретность', и, в данном случае, приоритеты были расставлены неправильно. Первое - спасти секреты, а экипаж уже на энном месте'.
  • 'Когда речь идет вообще о человеческой жизни, которая провозглашена даже в нашей Конституции как наивысшая ценность, – в самом деле, то любые средства хороши, если они помогут людям выжить'.
  • 'Если они не могут выполнить свои обязательства перед гражданами, которых они призвали на воинскую службу, то значит, надо прибегать к помощи третьей стороны. Это совершенно преступная халатность, что они воспользовались ей слишком поздно'.
Если большинство экспертов полагает, что командование рассматривало спасение подводников как второстепенную цель, но все же стремилось их спасти, то некоторые считают, что оно вообще не помышляло об этом и, более того, допускают, что подводников сознательно обрекали на смерть:
  • 'Не было такой цели – спасти людей, это была просто устная декларация. На самом деле никто не старался этого делать'.
  • 'Я сейчас скажу очень крамольную и горькую вещь, но я думала об этом, и эта мысль пришла мне в голову еще до вчерашнего дня, когда эту версию озвучил, в частности, канал НТВ. Если это была ошибка низшего командования при проведении учений, то, возможно, людям дали просто-напросто умереть, чтобы не было свидетелей'.
  • 'Не хочу вот эту циничную версию, ...не могу принять, что это было сделано специально, вот, в силу своих каких-то внутренних... установок. Хотя такая мысль и закрадывалась, но я думаю, что все-таки... надеюсь, что нет'.
Участники фокус-групп тоже решительно осуждают гражданские и военные власти за промедление с принятием решения о зарубежной помощи:
  • 'Власти должны были сразу определиться, могут ли они сами что-то сделать или не могут. Если нет – сразу надо было звать на помощь'.
  • 'Почему сразу не позвали помощь? Почему сказали, что люк нельзя открыть, хотя выяснилось, что его достаточно элементарно открыть? Полное сокрытие какой-то информации, какой-то тайны, соблюдение тайны. Кому-то очень выгодно из военных не разглашать эту тайну, несмотря ни на какие жизни'.
Вопрос о том, допустимо ли жертвовать человеческими жизнями ради сохранения военных секретов, неоднократно поднимался в ходе групповых дискуссий. Некоторые респонденты определенно утверждали, что это недопустимо ни при каких обстоятельствах:
  • 'Мне кажется, что ни в какой конкретной ситуации... Человеческая жизнь – она бесценна. Никакая военная тайна, ничего там: бешеные деньги, положение, всемирное положение... Всегда человек – это самое ценное, что есть'.
  • 'Если речь идет о спасении людей, то можно пренебречь...'.
Но гораздо чаще участники дискуссий утверждали, что проблема сохранения военных секретов просто не имеет никакого отношения к ситуации с 'Курском'. Иногда они ограничивались эмоциональными, но вполне бессодержательными репликами:
  • 'Какие здесь могут быть военные секреты?!'
  • 'Бред! Какая военная тайна?!'
  • 'Какие секреты могут быть? О чем здесь разговор? Этот вопрос моментально снимается'.
В других случаях – заявляли, что никаких военных тайн, связанных с затонувшей подводной лодкой, просто не существует:
  • 'Конкретная ситуация с 'Курском' – здесь никакой военной тайны, грубо говоря, не было, по большей части. Это была довольно-таки известная подводная лодка, съемки там производили, показывали, что там как действует'.
  • 'Она <лодка> ни для кого не была секретом'.
  • 'У нас новое время, Интернет, все всё знают. В принципе, военная тайна... У нас столько разведчиков, столько шпионов, что каждая страна про другую страну практически все знает. Мне кажется, все равно всем все известно. И все стремятся к миру. Я отстаиваю, что человеческую жизнь надо ценить'.
  • 'В данной ситуации, я считаю, что люди главнее всяких там предубеждений, секретов каких-то. Об этих секретах все уже давно знают, наверное'.
Представляется, что подобными дилетантскими и, по большей части, абсурдными утверждениями респонденты пытаются 'заслониться' от 'трудной' этической дилеммы, уйти от ответа на мировоззренческий вопрос, который модератор в ходе одной из дискуссий поставил с предельной жесткостью: 'что ценнее: жизнь человека или военная тайна?' – вопрос, который был тут же отвергнут респондентами как некорректный.

На фокус-группах многие говорили о том, что тайна тайне – рознь, что бывают ситуации, когда гибель нескольких человек во имя сохранения тайны, обеспечивающей безопасность миллионам, оправдана. Но все были единодушны в том, что в ситуации, сложившейся после аварии с 'Курском', соображениями секретности следовало пренебречь.

Некоторые участники дискуссий и эксперты объясняли и отказ от зарубежной помощи в первые дни после аварии, и успокаивающую тональность комментариев, с которыми выступали тогда руководители флота, не столько стремлением сохранить военные секреты, сколько непрофессионализмом, неспособностью понять масштабы катастрофы и трезво оценить возможности российских спасательных служб – иначе говоря, некомпетентностью и безответственностью:
  • 'Понадеялись сначала на свои силы, думали, что обойдутся; но тут не такая ситуация, когда можно надеяться'.
  • 'Наши военные были практически уверены – и они уверили и президента, и правительство, – что они решат эту проблему, так как техника разрабатывалась, и она существует. И пока они не убедились в том, что она неэффективна, не обратились за помощью'.
  • 'И маленький, и большой командир старается скрыть ЧП от вышестоящего начальника, в том числе и от президента, и уж тем более от общественности – это, как бы, вообще в расчет не берется. Я думаю, что они надеялись справиться собственными силами и, наверное, в первый день они вообще не осознавали масштабов трагедии, что там произошла. И я думаю, что они, наверное, пытались справиться сами или, как всегда, надеялись на русское 'авось' – что само собой утрясется'.
  • 'Это традиция, сохранившаяся с советских времен: во-первых, помолчать – авось пронесет, поправится, не надо привлекать никого лишнего'.
Многие полагают, что и принятое, в конце концов, решение о допуске иностранных спасателей к операции, было продиктовано не столько переоценкой ситуации, сколько давлением общественного мнения.
  • 'Это, – заявляет, например, один из экспертов, – уже было вызвано тем, что народ возмущен, что дальше тянуть некуда, что сами они не в состоянии открыть люки. Они убедились в собственной беспомощности'.
Адмиралы согласились принять помощь, полагает другой, 'когда они не смогли удержать это все в секрете, и уже нельзя было списать это на происки желтой прессы, которая пишет обо всем. К тому же здесь, конечно, сыграло то, что давление прессы было не столько на военных, сколько на президента. То есть адмиралы сначала пытались спасти погоны, скрыв это, потом они пытались спасти погоны, оказывая запоздалую уже медвежью услугу президенту, привлекая иностранных специалистов и т.д. Это давление общественности и страх, я думаю, за себя. Я не думаю, что они в данном случае исходили из каких-то гуманитарных соображений, что им жалко своих подчиненных, своих моряков. Это уже понятно, что ничего подобного они не испытывали'.


 
2.Графики и открытые вопросы

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ ПОТЕРПЕЛА АВАРИЮ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 'КУРСК'?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ РАЗНЫЕ ВЕРСИИ ПРИЧИН КАТАСТРОФЫ. КАКАЯ ИЗ ВЕРСИЙ КАЖЕТСЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ПРАВДОПОДОБНОЙ? ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПРОИЗОШЛО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Версии, связанные с действиями Российского флота

32

Авария вследствие неисправности подводной лодки

13

'Сбой аппаратуры на подлодке'; 'что-то внутри не сработало и взорвалось'; 'технические неполадки на лодке'; 'взрыв в самой подводной лодке'; 'неполадки в системах подлодки'.
Авария при испытаниях оружия или в ходе учений

10

'Взорвалась торпеда внутри лодки'; 'испытание нашего нового оружия'; 'испытывали новую аппаратуру или оружие'; 'авария при испытании нового секретного оружия'; 'внутри застряла ракета и взорвалась'.
Подводная лодка была торпедирована или столкнулась с другим российским кораблем

5

'На учениях кто-то подстрелил лодку или самопроизвольное попадание'; 'столкновение с нашим кораблем, может быть, даже 'Петром Великим'; 'наши сами по ошибке запустили ракету в подлодку'.
Плохое состояние российского флота, халатность

5

'Халатность'; 'столкновение из-за растяпства'; 'ошибка наших военных'; 'совершила неудачный маневр'; 'несовершенство нашей техники на флоте'.
Версии, связанные с причастностью иностранных государств

27

Случайное столкновение с иностранной подводной лодкой

20

'Столкновение с иностранной подлодкой'; 'кто-то нечаянно задел подлодку'; 'столкнулся с американской подлодкой'; 'столкновение лодки с каким-то объектом'; 'столкновение с норвежской лодкой'.
Диверсия со стороны иностранных государств

7

'Диверсия американцев'; 'торпедировала иностранная подлодка'; 'лодку атаковало иностранное судно'; 'американцы что-то сделали – и ушли'; 'лодка была потоплена специально'.
Террористический акт, 'чеченский след'

3

'Вредительство'; 'теракт внутри корабля'; 'диверсия со стороны кавказцев'.
Другое

2

'Что-то тайное, чего не хотели показывать'; 'везли что-то, что следовало скрыть, даже ценой ста тридцати жизней'; 'лодку подбили'; 'это все не просто так, это правительство виновато'; 'несчастный случай'.
Подрыв на подводной мине времен Второй мировой войны

1

'Взрыв мины'; 'напоролись на мину'; 'мина времен Великой Отечественной войны'
Нет ответа, ответ не на тему

38


СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАКУЮ ОЦЕНКУ ВЫ БЫ ПОСТАВИЛИ ЗА ДЕЙСТВИЯ ПО СПАСЕНИЮ ЭКИПАЖА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 'КУРСК' ...

...ЦЕНТРАЛЬНЫМ ВЛАСТЯМ РОССИИ?

...ВОЕННО-МОРСКОМУ КОМАНДОВАНИЮ?

...РОССИЙСКИМ МОРЯКАМ-СПАСАТЕЛЯМ?

...НОРВЕЖСКИМ СПАСАТЕЛЯМ?

РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ ЗАЯВЛЯЮТ, ЧТО ДЛЯ СПАСЕНИЯ КОМАНДЫ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 'КУРСК' БЫЛО СДЕЛАНО ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ. ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ С ТАКИМ УТВЕРЖДЕНИЕМ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, РЕШЕНИЕ ПРИНЯТЬ ПОМОЩЬ АНГЛИЙСКИХ И НОРВЕЖСКИХ СПАСАТЕЛЕЙ БЫЛО ПРАВИЛЬНЫМ ИЛИ НЕПРАВИЛЬНЫМ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, РЕШЕНИЕ ПРИНЯТЬ ПОМОЩЬ АНГЛИЙСКИХ И НОРВЕЖСКИХ СПАСАТЕЛЕЙ БЫЛО СВОЕВРЕМЕННЫМ ИЛИ ЗАПОЗДАЛЫМ? (ответы заявивших, что решение принять помощь английских и норвежских спасателей было правильным)

ПОЧЕМУ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РУКОВОДИТЕЛИ ФЛОТА В ПЕРВЫЕ ДНИ ПОСЛЕ АВАРИИ ПОДЛОДКИ 'КУРСК' ОТКАЗЫВАЛИСЬ ОТ ЗАРУБЕЖНОЙ ПОМОЩИ? (Не более двух ответов.)

Опрос населения в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 26-27 августа 2000 г. 1500 респондентов.


 
3.Электронная фокус-группа


Реакция на видеофрагменты была во многом обусловлена их многократной демонстрацией на телеканалах в течение всей предшествующей недели. Этим объясняется невысокий уровень интереса респондентов к тестировавшимся эпизодам. Исключением является эпизод 224 – лидер рейтинга, в котором рассказана история создания 'Курска' и перечислены его преимущества перед иностранными аналогами. В ходе дискуссии респонденты говорили, что раньше не видели этого репортажа, и были признательны его авторам за 'возможность испытать чувство гордости за свою страну'.

Последнюю строку в рейтинге занимает эпизод, где М.Моцак не исключает, что причиной гибели 'Курска' стало столкновение с миной времен Второй мировой войны. Респонденты в это не верят.

Эпизод Содержание эпизода Интерес, оценка / сила колебаний Согласие, оценка / сила колебаний Доверие, оценка / сила колебаний Средняя оценка

224(2)

НТВ об истории создания и технических параметрах 'Курска' 2/слн 3/срд 2/срд

2,4

226(4)

ОРТ о возможной версии аварии на 'Курске' 0/слн 2/слн 2/слн

1,3

225(3)

ОРТ о развитии событий вокруг аварии 'Курска' 1/слн 2/слн 2/слн

1,2

230(8)

Т.Миткова о версиях зарубежной прессы по поводу аварии на 'Курске' 1/слн 0/слн 1/слн

0,8

223(1)

НТВ об аварии на подлодке 'Курск' 0/слб 1/срд 1/слб

0,7

227(5)

Н.Конорев о версии ВМФ относительно затопления 'Курска' 0/слн 0/слн 1/слн

0,5

228(6)

Е.Андреева о возможных версиях аварии на 'Курске' 0/слн 0/слн 0/слн

0,4

229(7)

НТВ о версиях отечественной прессы относительно аварии на 'Курске' 1/слн 0/слн 0/слн

0,4

231(9)

М.Моцак о версиях аварии 0/слн -1/слн -1/слн

-0,5



Эпизод 223
(1-й по порядку демонстрации). НТВ, 'Сегодня', 14.08.00, 19:00, Т.Миткова (ведущая): В Баренцевом море терпит бедствие российская атомная подводная лодка 'Курск'. Авария на субмарине произошла в минувшее воскресенье. Сейчас подводная лодка лежит на глубине примерно 100 метров. Военные заявляют, что атомный реактор заглушен. Ядерного реактора на борту нет.

Эпизод 224
(2-й по порядку демонстрации). НТВ, 'Сегодня', 17.08.00, 22:00, А.Поборцев (корреспондент): Атомно-ракетный подводный крейсер 'Курск' – гордость Военно-морского флота. Корабль, построенный на верфях в Северодвинске, был спущен на воду в 1994 году. Лодка 949 проекта 'Антей' воплотила в себе все достижения отечественного кораблестроения. На Западе ее окрестили 'убийцей авианосцев'. Субмарина стоимостью около миллиарда долларов США может потопить ударную авианосную группу. Кроме торпед, лодка вооружена 24 крылатыми ракетами 'Гранит'. Эффективных средств борьбы с ними не имеет ни один флот в мире. Во время недавних учений Северного флота, 10 и 11 августа, экипаж 'Курска' произвел успешные пуски крылатых ракет.

Эпизод 225
(3-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Время', 20.08.00, 21:00, А.Оносовский (корреспондент): Связь с подводным ракетным крейсером 'Курск' оборвалась 12 августа. В этот момент субмарина находилась в районе плановых учений Северного флота. Шла на перископной глубине примерно 18 метров и судя по всему готовилась к торпедным стрельбам... Воскресенье, 13 августа. Про аварию с крейсером 'Курск' – гробовое молчание. Главные события: День строителя и начало работы Архиерейского собора. Впрочем, одно сообщение с Северного флота все же было. В интервью средствам массовой информации командующий Северным флотом адмирал Попов высоко оценил результаты учений, мастерство моряков и состояние боевой техники. Такое впечатление, что большой военный начальник ничего не знал о катастрофе с атомной субмариной. На самом же деле в Баренцево море уже вышла группа спасательных судов, и активный поиск пропавшей лодки начался. Первое сообщение о трагедии появилось только в понедельник, но тогда происшествие в Баренцевом море трагедией еще никто не называл. Напротив, заявления чиновников военно-морского ведомства были весьма оптимистичны.

Эпизод 226
(4-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Время', 20.08.00, 21:00, А.Оносовский (корреспондент): Возможно, что капитан корабля Геннадий Лячин как раз наблюдал предполагаемую мишень. В 7.30 утра норвежские сейсмологические службы зафиксировали звук взрыва, абсолютно не похожий на старт торпеды. Его сила была сравнима с землетрясением в полтора балла по шкале Рихтера. Через две минуты в том же самом месте – еще один более мощный взрыв. Его оценили уже в три с половиной балла. Как заявили специалисты, колебание такой силы может вызвать заряд массой не менее одной-двух тонн тротила. Позже с подобной оценкой согласилось и командование ВМФ, выдвинув, правда, свою версию возможных причин взрыва.

Эпизод 227
(5-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Время', 20.08.00, 21:00, Н.Конорев (начальник оперативного штаба ВМФ): Такая ситуация может иметь место как одна из версий в начальной фазе этого события, то есть столкновение, последующее падение подводной лодки на грунт, связанное с возможным взрывом. Вот эта идея – она имеет пока место. Мы имеем еще одну версию, что просто взрыв, так как это подтверждается и сейсмостанциями Норвегии. Поэтому как версии могут они иметь место.

Эпизод 228
(6-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Время', 17.08.00, 21:00. Е.Андреева (ведущая): Сторонников версии столкновения 'Курска' с каким-то кораблем становится все больше. Сегодня министр обороны России, маршал Сергеев, заявил, что имеются неопровержимые доказательства того, что авария атомохода вызвана его столкновением с внешним объектом.

Эпизод 229
(7-й по порядку демонстрации). НТВ, 'Сегодня', 17.08.00, 19:00. С.Морозов (корреспондент): 'Независимая газета' пишет, что подводная лодка 'Курск', вероятно, ударилась носом о дно, уходя от столкновения с надводным кораблем, и анализирует спасательную операцию. 'Коммерсант' пишет, что если бы спасать начали в субботу, а не в понедельник, можно было бы успеть до шторма. Газета 'Сегодня' предполагает, что затоплен командный отсек, иначе поднятый перископ вдавило бы массой воды внутрь.

Эпизод 230
(8-й по порядку демонстрации). НТВ, 'Сегодня', 19.08.00, 22:00, Т.Миткова (ведущая): Несколько минут назад агентство 'Франс Пресс' передало заявление Министерства иностранных дел Великобритании. Британский министр отрицает информацию российских военных о том, что подводная лодка 'Курск' могла затонуть из-за столкновения с подлодкой ВМФ Великобритании. Представитель 'Форен Офис' заявил, что в момент катастрофы в том месте, где она произошла, британских подводных лодок не было.

Эпизод 231
(9-й по порядку демонстрации). РТР, 'Вести', 19.08.00, 19:00, М.Моцак (начальник штаба Северного флота): И третье – это мина времен Второй мировой войны. Хоть некоторые считают, что это маловероятно, но я официально заявляют вам, что в период с 92 по 99 год в акватории Баренцева моря нами зафиксировано 6 мин времен Второй мировой войны, последняя – в сентябре прошлого года. Поэтому я не сбрасываю это со счета, особенно с учетом того, что оцениваемый тротиловый эквивалент первого взрыва – наиболее 100 килограммов тротила. На подводной лодке имеемый боезапас такого минимального тротилового эквивалента не имеется. Второе – вследствие большого поступления воды, интенсивного заполнения первого и, возможно, второго отсека подводная лодка стремительно потеряла продольную устойчивость и с большим деферентом на большой скорости ударилась о грунт, что могло привести к детонации торпедного боезапаса, находившегося в торпедных аппаратах. По тротиловому эквиваленту это может соответствовать тому, что заявляют средства массовой информации.

Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 24 августа 2000 г.


 
4.Опрос экспертов

ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ РАЗНЫЕ ВЕРСИИ ТОГО, ЧТО ПОСЛУЖИЛО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПРИЧИНОЙ КАТАСТРОФЫ НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ 'КУРСК': СТОЛКНОВЕНИЕ СИНОСТРАННОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ, СТОЛКНОВЕНИЕ С МИНОЙ ВРЕМЕН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, ОШИБОЧНОЕ ПОРАЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ РАКЕТОЙ, ВЗРЫВ ВНУТРИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ. КАКАЯ ИЗ ВЕРСИЙ КАЖЕТСЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ПРАВДОПОДОБНОЙ?

ЕСЛИ СУДИТЬ ПО СООБЩЕНИЯМ СМИ О ХОДЕ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ, КАКОЕ УВАС СЛОЖИЛОСЬ МНЕНИЕ О РЕШЕНИЯХ И ДЕЙСТВИЯХ РУКОВОДСТВА СЕВЕРНОГО ФЛОТА: ОНИ БЫЛИ СВОЕВРЕМЕННЫМИ ИЛИ ЗАПОЗДАЛЫМИ?

А ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О РЕШЕНИЯХ И ДЕЙСТВИЯХ ВОЕННОГО РУКОВОДСТВА ВМОСКВЕ: ОНИ БЫЛИ СВОЕВРЕМЕННЫМИ ИЛИ ЗАПОЗДАЛЫМИ?

А ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ВЛАСТЯХ В ЦЕЛОМ: ОНИ ПРИНИМАЛИ СВОЕВРЕМЕННЫЕ ИЛИ ЗАПОЗДАЛЫЕ РЕШЕНИЯ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, РЕШЕНИЕ ПРИНЯТЬ ПОМОЩЬ АНГЛИЙСКИХ И НОРВЕЖСКИХ СПАСАТЕЛЕЙ БЫЛО ПРАВИЛЬНЫМ ИЛИ НЕПРАВИЛЬНЫМ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, РЕШЕНИЕ ПРИНЯТЬ ПОМОЩЬ АНГЛИЙСКИХ И НОРВЕЖСКИХ СПАСАТЕЛЕЙ БЫЛО СВОЕВРЕМЕННЫМ ИЛИ ЗАПОЗДАЛЫМ? (ОТВЕТЫ ЗАЯВИВШИХ, ЧТО РЕШЕНИЕ ПРИНЯТЬ ПОМОЩЬ АНГЛИЙСКИХ И НОРВЕЖСКИХ СПАСАТЕЛЕЙ БЫЛО ПРАВИЛЬНЫМ)

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 22-24 августа 2000 г. 130 экспертов.