Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2001/133_4578/dd010628




Суд и судебная реформа

21.02.2001 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Суд и судебная реформа
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.Суд и судебная реформа
Российская судебная система вызывает массу нареканий и у опытных юристов, и у простых граждан. Для последних данная тема достаточно актуальна, так как участвовать в судебных процессах приходилось примерно каждому третьему россиянину. С утверждением, что суд в России независимый и руководствуется в своих решениях только законом, согласны всего 16% россиян. Большинство граждан – 71% – уверены в том, что суд помимо закона руководствуется и другими обстоятельствами. В независимость российского суда чаще всего верят женщины, пожилые люди и жители мегаполисов. Сторонники Г. Зюганова относятся к суду с большим недоверием, чем приверженцы В. Путина. С тем, что суд принимает решения не только на основе закона, чаще, чем в среднем по опросу, склонны согласиться оптимисты, мужчины, люди среднего возраста (36-50 лет) и лица, имеющие высшее образование.

В том, что российские судьи часто выносят несправедливые приговоры, уверены 58% опрошенных. Это мнение находит значительную поддержку у сторонников Г. Зюганова, представителей средней возрастной группы и жителей больших городов.

Решать свои проблемы россияне предпочитают не в суде. По данным опроса за февраль 2000 г.( Сообщения Фонда 'Общественное мнение'. 2000. № 003 (538). 26 янв.), в случае нарушения своих прав в суд готовы обратиться только 33% россиян, в то время как 30% вообще никуда не станут обращаться. Среди последних есть как те, кто попытается решить возникшую проблему самостоятельно, так и те, кто вовсе откажется от ее решения. Готовы прибегнуть к неформальным механизмам и обратиться за помощью к сильным и влиятельным людям 14% опрошенных.

Такое нежелание доводить дело до суда характерно как для простых граждан, так и для представителей региональных элит. Обращение в суд принято считать крайней и нежелательной мерой. Как видно из приведенных выше данных, вера в то, что суд примет справедливое решение, не особенно крепка. В то же время судебное разбирательство может затянуться на годы, потребовать значительных расходов и причинить массу неудобств. Все это отпугивает россиян от судов и заставляет искать другие пути урегулирования спорных ситуаций.
  • 'Надо сначала взвесить, мелкое это или нет. Если мелкое, то, может, и не стоит: лучше забыть, принять как должное. Кроме того, это зависит от того, кто нарушил правила. Если силы неравные, то надо уступить' (ДФГ, Самара).


  • 'У нас кооператив. Они мне сказали: 'Вы подавайте в суд', – потому что соседи выломали вентиляцию. Но я не пошла, я позвонила по кооперативам, и они, естественно, управлению дали нагоняй, и они сами это урегулировали' (ДФГ, Москва).


  • 'Я в этот суд не пойду в России никогда в жизни. Я Робин Гуд, сам решаю свои проблемы' (эксперт, Нижний Новгород).


  • 'Если что-то серьезное и что-то затрагивает государственные интересы, тогда скорее всего в суд. Если это затрагивает какие-то межличностные проблемы, то вполне возможно разрешить их другим путем' (эксперт, Калуга).
Нежелание россиян обращаться в суд объясняется не столько страхом прослыть 'сутягой', сколько недостатками самой судебной системы. Несмотря на то, что привычка американцев судиться по любому вопросу вызывает иронию, наши сограждане не видят в ней ничего дурного, так как при добросовестной и эффективной работе судов обращение граждан к этому институту является нормой.
  • 'Я хотела бы, чтобы у нас стало нормой, что все проблемы можно решать в суде. Судиться – это нормально' (ДФГ, Самара).


  • 'Нормально, потому что они – американцы – верят своему Президенту, своей власти и своим судам' (ДФГ, Москва).


  • '– Если они <американцы> привыкли, если им так удобней, если им так нравится – ради Бога!
– Если он обратится в суд, у него тут же, через день – через два все решится. Ему это проще, чем ездить по всяким инстанциям, терять время' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Модератор: Судиться – это прилично или нет?
– Это в правовом государстве прилично.

– Это прилично, если с приличным человеком судишься, в приличном государстве.


Модератор: А если с неприличным судишься, что неприлично?

– Унижение, когда судят.

– В правовом государстве, когда все законы соблюдаются, это нормально'
(ДФГ, Москва).

Одним из значимых факторов, заставляющих россиян избегать судов, является 'унизительность судебной процедуры'. Сталкиваясь в суде с винтиками бюрократической машины, граждане перестают чувствовать себя людьми. Равнодушные и часто недоброжелательные работники суда дают понять им всю их незначительность, а также бессмысленность претензий.
  • 'Крайне нелюбезное отношение судей. Такое ощущение, что я преступница туда пришла... Такое впечатление, что я что-то совершила нехорошее, а я просто пришла подать заявление' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Передо мной образ судьи такой. Человек там сидит, у него вид изможденный. Он посмотрел на меня, и весь его вид говорил: 'Тебя здесь только не хватало'. У него на столе столько бумаг было, столько дел он разбирал. Я думаю, мое дело – капля в море, никто не заметит' (эксперт, Уфа).
Неприятие существующего судопроизводства приводит к тому, что большинство россиян (72%) говорит о необходимости проведения судебной реформы. И эти настроения усиливаются.

Вопрос: 'Как Вы считаете, нужна или не нужна сегодня судебная реформа?'


 

19-20 июля 1997 г.

5-6 февраля 2000 г.

17-18 февраля 2001 г.

Да, нужна

65

70

72

Нет, не нужна

8

5

10

Затрудняюсь ответить

27

26

18



О необходимости реформирования судебной системы часто говорят люди с высоким уровнем образования и доходов, жители мегаполисов и оптимисты. Существует и тесная связь между установкой на поддержку идеи преобразований и уверенностью в том, что практика вынесения несправедливых судебных решений распространена широко.

Вопрос: 'Одни говорят, что в России судьи часто выносят несправедливые приговоры. Другие говорят, что несправедливые приговоры выносятся редко. С каким мнением – первым или вторым – Вы согласны?'


  Все опрошенные Судебная реформа...
нужна не нужна затрудняюсь ответить
Доля групп (%) 100 72 10 18
с первым

58

63

49

43

со вторым

21

20

22

21

затрудняюсь ответить

21

17

39

36

* * *

Участники общероссийского опроса имели возможность сами назвать причины, по которым, по их мнению, в стране необходима судебная реформа. Ответы разделились на три основные категории:

– нужно изменить законы (32%),

– нужно изменить судебную систему (19%);

– нужно обеспечить правовую защищенность населения (12%).

1.
Оказалось, что россияне чаще всего выражают недовольство не самими судами, а законами. Широко распространено мнение о том, что создание справедливых законов, одинаковых для всех россиян, независимо от статуса, должно стать главной целью предстоящей реформы.
  • 'Законы у нас ни к черту: помогают только бандитам'.


  • 'После реформирования судебной системы все будут отвечать по закону – и богатые, и бедные'.


  • 'Сделать законы правовыми, честными'.


  • 'Чтобы законы хорошие были в стране, и им следовали и начальники, и подчиненные'.
Важным аргументом в пользу судебной реформы является для россиян то, что законодательная база устарела и не соответствует сегодняшней действительности. Гражданам известно, что многие законы функционируют практически без изменений еще с советских времен (например, УПК) и нередко входят в противоречие друг с другом.
  • 'Привести в соответствие с Конституцией'.


  • 'Изменение обстоятельств диктует изменение законов'.


  • 'Чтобы законы были приведены к требованиям жизни'.
Небольшая доля россиян считает, что законы должны стать более жесткими и суровыми.
  • 'Нам нужны сталинские законы'.


  • 'Слишком гуманная судебная система'.
2. Респонденты, утверждающие, что в ходе предстоящей реформы должна быть изменена сама судебная система, чаще всего говорят о несовершенстве судопроизводства и его основных недостатках – волоките и бюрократизме.
  • 'Слишком затянуты разбирательства в суде'.


  • 'Это самые волокитные организации из бюрократических'.


  • 'Мало судебных исполнителей'.


  • 'С судами и судопроизводством ситуация плачевная. То, что люди сидят по четыре года, дожидаясь суда, никуда не годится'.
Респонденты жалуются на судебный произвол и несправедливые приговоры, причину которых они часто видят в безответственности и коррумпированности судейских чиновников. Участники опроса утверждают, что в настоящее время судьи часто оказываются 'зависимы' – как финансово, так и административно.
  • 'Часто могут посадить ни за что'.


  • 'Некоторые несут слишком легкие наказания за тяжелые преступления'.


  • 'Самоуправство в судах'.


  • 'Судей и прокуроров подкупают, они взятками живут'.


  • 'Все кругом куплено, процветает коррупция'.


  • 'Принцип независимости судей является голословной профанацией, судьи зависят от вышестоящих руководителей'.
Участники ДФГ смогли вспомнить ситуации, когда в суде у них лично требовали взятку. Такие факты вызывают возмущение, но в то же время люди отмечают, в каких условиях судьям приходится работать, какую зарплату они получают от государства, и сочувствуют им. По мнению граждан, судьи оказались поставлены системой в такое положение, при котором не могут оставаться полностью честными и независимыми.
  • 'Судья, который получает нищенскую зарплату, который работает со своими делами в кабинете, где должен один работать, а там десять судей работают, который с утра до вечера работает, рассматривает дела. Какое у него ощущение независимости?... Если поставят любого человека в тяжелые экономические условия, он будет воровать... Хотя он, может быть, порядочный, он преступит закон' (ДФГ, Москва).
3. Третья причина, по которой судебная реформа необходима, – это правовая незащищенность населения. Граждане не чувствуют себя в безопасности, испытывают потребность в порядке и считают, что судебная реформа – неотъемлемая часть решения этой проблемы.
  • 'Очень много убийств, грабежей, хаос'.


  • 'У нас сейчас как в Америке: разбой, наркота, – надо это остановить все'.
Часть населения надеется, что предстоящая реформа заставит работать уже существующие законы.
  • 'Законы не работают – они только на бумаге'.


  • 'Недобросовестное выполнение нынешних законов'.

* * *

Если говорить о противниках судебной реформы, то за последний год их доля увеличилась вдвое и теперь составляет 10%. Основной причиной негативного отношения к судебной реформе является разочарование в реформах в целом и неверие в возможность положительных изменений. Чаще других считают реформу ненужной адаптированные пессимисты – респонденты, нашедшие себя в сегодняшней жизни, но не склонные ожидать положительных изменений в ближайшем будущем.
  • 'Ничего хорошего простому народу не будет'.


  • 'Не вижу в ней никакого смысла'.


  • 'Надоели эти реформы. Пусть останется, как есть'.


  • 'Есть более важные проблемы'.

* * *

Что касается представителей региональных элит, то в необходимости судебной реформы уверено подавляющее большинство опрошенных экспертов. Эксперты, представляющие современное состояние судебной системы и те предложения, с которыми выступают авторы проектов реформы, размышляли об основных проблемах преобразований – как сделать судебную систему более оперативной, а правосудие более доступным и как усовершенствовать статус судей.

Наибольшие споры вызывает вопрос статуса судьи – ключевой фигуры судебной системы. Известные факты коррумпированности судей серьезно подрывают доверие к системе в целом. В такой ситуации важнейшими задачами являются, с одной стороны, обеспечение независимости судей, с другой – возможность контроля над их деятельностью. Реформа предполагает финансирование судей из федерального бюджета и назначение их из центра, что позволит снизить влияние местного руководства на приятие решений. Эксперты отметили важность достойной оплаты труда судей, что должно снизить уровень взяточничества. Не остался без внимания и вопрос о безопасности судей, на которых может быть оказано силовое давление.
  • 'Нужно стремиться, чтобы они были более независимые. В первую очередь, в финансовом отношении, во вторую – в кадровом отношении' (эксперт, Уфа).


  • 'Судья должен быть реально независим, значит, материально поддержан' (эксперт, Нижний Новгород).


  • 'Суд не должен зависеть от бюджета местного. Только федеральное, строгое подчинение, иначе опять телефонное право, и независимость теряется' (эксперт, Ставрополь).


  • 'Существует состояние страха. Морду набить могут судье в подъезде... Он совершенно не защищен' (эксперт, Нижний Новгород).
Относительно сроков назначения судей мнения экспертов разошлись. Противники пожизненных полномочий судей говорят о том, что это делает судей безответственными. Некоторые представители региональных элит поддерживают идею 15-летнего срока пребывания в должности судьи. Во всяком случае, эксперты настаивают на необходимости регулярного проведения проверок и переаттестаций. Другая позиция, которая нашла отражение в официальных предложениях по реформе, состоит в том, что при сохранении пожизненного звания судьи срок пребывания на должности председателя суда должен быть ограничен. В данном случае пожизненный статус судьи выступает гарантом его независимости.

Волокита, на которую жалуются и рядовые граждане, и эксперты, является результатом высокой степени загруженности общих судов. Для облегчения ситуации предлагается повсеместное внедрение института мировых судей, которым будут отданы для рассмотрения все несложные гражданские и уголовные дела, а также административные правонарушения. В отличие от обычных судей мировые судьи будут занимать свои посты временно. Предполагается, что мировые суды будут более доступны, чем суды общей юрисдикции: количество мировых участков должно рассчитываться не по административно-территориальному делению, а по количеству населения. Эта идея получила одобрение большинства экспертов. Хотя такая практика позволит значительно разгрузить общие суды, остается открытым вопрос финансирования и подбора кадров для мировых судов. Кроме того, среди экспертов не сложилось единого мнения о том, где должны назначать мировых судей: на местах или из центра.
  • 'Что касается бытовых и незначительных хозяйственных споров, разрешить которые возможно либо перед началом судебного процесса, либо во время судебного процесса, то этим должен заниматься мировой суд. Чтобы суды общей юрисдикции не были загружены мелкими жалобами' (эксперт, Калуга).
Большинство опрошенных экспертов считает, что практику судов присяжных в нашей стране следует расширять, в то время как примерно четверть возражает против этого. По мнению сторонников этой идеи, присяжные делают процесс более беспристрастным и ограничивают всевластие судей. Суд присяжных является противовесом 'карательной' направленности российского правосудия, так как выносит значительно больше оправдательных приговоров. Наличие суда присяжных для многих выступает индикатором демократичности судебной системы.
  • 'Система суда присяжных должна определять, виновен или не виновен человек. Сам судья в одиночестве может быть предвзят. У него могут быть свои интересы. Когда же это коллегиальный орган, который решает степень вины, то здесь вероятность судебной ошибки меньше' (эксперт, Калуга).


  • 'Я готова поаплодировать тому, что сегодня не произвол одного человека, а уже мнение 13 присяжных может решить судьбу человека. Я рада, что процесс наконец-то становится состязательным' (эксперт, Красноярск).
В то же время большинство экспертов полагают, что суд присяжных должен ограничиваться достаточно узким кругом уголовных дел, по которым может быть вынесен однозначный вердикт о виновности или невиновности подсудимого.

У экспертов нет однозначной позиции по вопросу о специализированных судах. Чуть больше половины опрошенных высказались за их создание, однако около трети выступают против. Не сформировалось единого представления о том, что можно называть специализированным судом. Эксперты однозначно говорили о вреде мелкой специализации судов. Однако идеи создания 'административных' судов (по административным правонарушениям) или судов для несовершеннолетних нашли отклик у ряда представителей региональных элит.

* * *

Необходимость реформирования судебной системы осознается всеми слоями общества. Серьезной проблемой, с которой столкнется реформа, является отношение общества к суду. Люди не привыкли решать свои дела через суд, что свидетельствует о низком уровне правовой культуры населения в России. Страх перед судами исчезнет только тогда, когда в них на деле будет реализован принцип состязательности. Для объяснения целей и задач предстоящей реформы необходима активная пропаганда, в ходе которой суд должен быть представлен как основной защитник прав граждан, а не как силовое ведомство.


 
2.Графики и открытые вопросы

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ИДЕТ АКТИВНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НУЖНА ИЛИ НЕ НУЖНА СЕГОДНЯ СУДЕБНАЯ РЕФОРМА?

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО СУД В РОССИИ НЕЗАВИСИМЫЙ И РУКОВОДСТВУЕТСЯ В СВОИХ РЕШЕНИЯХ ТОЛЬКО ЗАКОНОМ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО СУД В РОССИИ - ЗАВИСИМЫЙ И В СВОИХ РЕШЕНИЯХ РУКОВОДСТВУЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ЗАКОНОМ, НО И ДРУГИМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ. С КАКИМ МНЕНИЕМ - ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

ОДНИ ГОВОРЯТ. ЧТО В РОССИИ СУДЬИ ЧАСТО ВЫНОСЯТ НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ ПРИГОВОРЫ. ДРУГИЕ ГОВОРЯТ, ЧТО НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ ПРИГОВОРЫ ВЫНОСЯТСЯ РЕДКО. С КАКИМ МНЕНИЕМ - ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, БЫЛИ ЛИ ВЫ КОГДА-НИБУДЬ УЧАСТНИКОМ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА? ЕСЛИ ДА, ТО В КАКОМ КАЧЕСТВЕ? (Карточка, любое число ответов.)

НЕДАВНО ОДИН ВИДНЫЙ ЮРИСТ СКАЗАЛ, ЧТО В РОССИИ НАРОД - 'ВОРОВАТЫЙ'. ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ С ТАКИМ МНЕНИЕМ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, В НАШЕЙ СТРАНЕ НУЖНА СУДЕБНАЯ РЕФОРМА?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Несовершенство законодательной базы

32

Законы должны стать более справедливыми, совершенными и одинаковыми для всех

16

  • 'Много несправедливости'; 'не все законы доработаны до конца'; 'нужно, чтобы они были едины для всех'; 'справедливо защищать и наказывать'; 'упорядочить законодательную систему'; 'нужны законы для всех без исключения'; 'потому что законы у нас ни к черту – помогают только бандитам'; 'слишком строго судят'; 'после реформирования судебной системы все будут отвечать по законам – и богатые, и бедные'; 'придумать законы получше'; 'у нас плохие законы, не все наказываются за нарушения законов'; 'потому что все должны быть подвержены суду – и генералы, и депутаты'; 'сделать законы правовыми, честными'; 'чтобы законы хорошие были в стране, и им следовали и начальники, и подчиненные'; 'надо усовершенствовать законы'.

Имеющиеся законы не соответствуют действительности, они устарели

14

  • 'Кое-какие вопросы надо решать по новому'; 'надо шагать в будущее'; 'они отстали от жизни'; 'привести в соответствие с Конституцией'; 'многие законы не выполняются из-за их ветхости'; 'изменение обстоятельств диктует изменение законов'; 'отсутствуют законы во многих областях'; 'действуют законы 1937 г.'; 'не застаиваться на одном месте, не будет динамики'; 'несоответствие законов и действительности'; 'чтобы законы были приведены к требованиям жизни'; 'цивилизация-то вперед идет, нужно реформировать'; 'появились новые виды преступлений'; 'уровень общества не соответствует законодательству'; 'не годятся старые законы сегодня'; 'с изменением общества должны измениться законы, а значит, и судебная реформа нужна – хочется, чтобы что-то изменилось в лучшую сторону'.

Законы должны стать более жесткими

3

  • 'Нам нужны сталинские законы'; 'строже с ворами'; 'потому что на наших людей, кроме жестких законов, ничего не действует'; 'зря отменили смертную казнь'; 'законы не те, слабые – их надо пересмотреть'; 'законы беззубые'.

Несовершенство существующей судебной системы

19

Несовершенство процесса судопроизводства

8

  • 'Необходимо, чтобы у суда присяжных было больше полномочий'; 'слишком затянуты разбирательства в суде'; 'сейчас при нынешней судебной системе много волокиты'; 'СИЗО и тюрьмы переполнены'; 'много нераскрытых дел'; 'суды плохо работают, слишком много осужденных'; 'в суде присяжных не проявлена до конца процедура, обвинение имеет преимущество над защитой'; 'не справляется со своими функциями судебная система'; 'это самые волокитные организации из бюрократических'; 'т. к. с судами и судопроизводством ситуация плачевная; то, что люди сидят по 4 года, дожидаясь суда, никуда не годится'; 'очень долго люди сидят в камере предварительного заключения'; 'мало судебных исполнителей'; 'необходимо ускорить вынесение приговора'; 'слишком неповоротлива судебная машина'; 'много нарушений в судебной практике'.

Судебный произвол, несправедливые приговоры

5

  • 'Часто могут посадить не за что'; 'сегодня судят несправедливо зачастую'; 'у нас необъективный суд'; 'не наказываются по заслугам некоторые виновные люди'; 'могут дать 7 лет за мешок комбикорма и за убийство – несправедливо'; 'судьи позволяют себе такие вещи, которые не укладываются в голове'; 'очень много нарушений среди тех, кто должен соблюдать закон и проводить его в жизнь'; 'за некоторые преступления наказания слишком жесткие, за другие – слишком мягкие, нужно это упорядочить'; 'в тюрьмах сидят невиновные люди: кто украл буханку – сидит, а кто украл миллион – на свободе'; 'наказание в 90% не соответствует содеянному, бюрократический подход к доказательству вины'; 'самоуправство людей в судах'; 'некоторые несут слишком легкие наказания за тяжелые преступления'; 'чтобы более справедливо подходили к преступлениям'.

Коррумпированность судей и чиновников

4

  • 'Продажность судей'; 'все пороки суда пресечь'; 'неправедные, подкупные судьи'; 'процветает коррупция – ей надо помешать'; 'судей, прокуроров до сих пор подкупают, они взятками живут'; 'все кругом куплено, процветает коррупция'; 'все суды продажные'; 'много взяточников, недобросовестность людей в суде'; 'прекратить взяточничество в суде'.

Изменение статуса судей: увеличение их независимости

3

  • 'Сейчас суд зависимый'; 'потому что суды зависят от существующей власти'; 'принцип независимости судей является голословной профанацией, судьи зависят от вышестоящих руководителей'; 'суды должны быть обеспеченными, уйти от опеки государства, стать подлинно независимыми'; 'судьи как были зависимы, так и есть'; 'чтобы не было давления со стороны'; 'потому что судьи не независимы в своих решениях, на них постоянно оказывают давление со стороны'.

Беззащитность населения перед криминальным миром

12

Потребность в порядке, отсутствие безопасности

8

  • 'Уменьшить преступность в стране'; 'очень высокая преступность'; 'навести порядок в стране'; 'чтобы не было разгула мафии'; 'очень много убийств, грабежей, хаос'; 'чтобы не было безнаказанности'; 'у нас сейчас как в Америке: разбой, наркота, – надо это остановить все'; 'чтоб жили безопасней'; 'кругом творится безобразие'; 'да чтоб боялись хулиганить, а то мочи нет на них'; 'чтобы бардака в стране не было'; 'много криминала, беспредел'.

Неисполнение существующих законов

3

  • 'Чтоб законы были действующими'; 'у нас в настоящее время законы не соблюдаются'; 'законы не работают – они только на бумаге'; 'законы не действуют'; 'недобросовестное выполнение нынешних законов'.

Нет ответа, ответ не на тему

40

  • 'Не будет никаких сдвигов к лучшему'; 'нужна'; 'мораторий на смерть отменили – поэтому'; 'не совсем'.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, В НАШЕЙ СТРАНЕ НЕ НУЖНА СУДЕБНАЯ РЕФОРМА?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Реформа не принесет изменений к лучшему

2

  • «Нового в жизни не будет'; 'ничего конкретного для народа это не даст'; 'все равно все решают деньги'; 'бесполезно все это'; 'не нужна, потому что она не поможет установить порядок'; 'не вижу в ней никакого смысла'; 'на кой она бес?!'; 'а что она изменит к лучшему?'; 'ничего хорошего простому народу не будет'.

Достаточно имеющихся законов

1

  • 'И так издают много законов'; 'если соблюдать то, что есть, будет порядок'; 'должна работать старая'; 'по нынешним законам можно судить честно'; 'придется менять законы, что нежелательно'; 'законы хорошие'; 'у нас хорошие законы, но они не исполняются'; 'всего, что есть, вполне достаточно и устраивает'.

Существуют более важные проблемы

1

  • 'Есть более важные проблемы'; 'и так лихорадит нас'; 'не нужно дергать людей, дайте спокойно работать'; 'люди не обеспечены работой'; 'это не самое главное'; 'это лишние расходы'.

Законы не будут исполняться – судьи и чиновники коррумпированы

1

  • 'И в тех, и в других органах достаточно коррумпированных лиц, прежде всего надо с этим бороться'; 'даже такие несовершенные не выполняются'; 'суд коррумпирован'; 'продажные судьи'.

Нет ответа, ответ не на тему

94

  • 'Устарели законы'; 'она нужна'; 'просто'.

Опрос населения в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 февраля 2001 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ИДЕТ АКТИВНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НУЖНА ИЛИ НЕ НУЖНА СЕГОДНЯ СУДЕБНАЯ РЕФОРМА?

ВОПРОС: СУДЕБНАЯ РЕФОРМА ПРЕДПОЛАГАЕТ ПОЯВЛЕНИЕ МИРОВЫХ СУДЕЙ, КОТОРЫЕ БУДУТ РАЗБИРАТЬ МЕЛКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И СПОРЫ. ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ИДЕЮ НАЗНАЧЕНИЯ МИРОВЫХ СУДЕЙ?

ВОПРОС: В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В РОССИИ ПОЯВИЛИСЬ СУДЫ ПРИСЯЖНЫХ. ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ПРАКТИКУ СУДОВ ПРИСЯЖНЫХ В НАШЕЙ СТРАНЕ СЛЕДУЕТ РАСШИРЯТЬ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЭТОГО ДЕЛАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ. С КАКИМ МНЕНИЕМ – С ПЕРВЫМ ИЛИ СО ВТОРЫМ – ВЫ СОГЛАСНЫ?

ВОПРОС: В РАМКАХ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ ОБСУЖДАЕТСЯ ИДЕЯ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СУДОВ, НАПРИМЕР, ОТДЕЛЬНЫЕ СУДЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОТДЕЛЬНЫЕ СУДЫ ПО РАЗНЫМ ВИДАМ ПРАВА И Т.Д. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НУЖНА ИЛИ НЕ НУЖНА СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ СУДОВ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 13-15 февраля 2001 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, РОССИЙСКАЯ ПРОКУРАТУРА СЕГОДНЯ ЗАВИСИМА ИЛИ НЕЗАВИСИМА ОТ ПРЕЗИДЕНТА?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 500 руб. 500 - 999 руб. 1000 и более руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100451431293748523132372034341231283512174024269162191541004555323236
зависима 6563766565646960606766566466756363707067626263706366716448768370757874
независима141512171413141420141011161511161212101714151511171691213121014161210
затрудняюсь ответить212212192124172620182533201914212518191624232219201820253712717101017


КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В ПРИНЦИПЕ ПРОКУРАТУРА ДОЛЖНА ПОДЧИНЯТЬСЯ ПРЕЗИДЕНТУ ИЛИ ДОЛЖНА БЫТЬ НЕЗАВИСИМА ОТ НЕГО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 500 руб. 500 - 999 руб. 1000 и более руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100451431293748523132372034341231283512174024269162191541004555323236
должна подчиняться 2932313030293029332530362930203429262229313427233729332639191622222115
должна быть независима 5855586257556353566851405962745354647161535361685352606338738068737573
затрудняюсь ответить1313128131671811719251297131710711161312910197112184106512


Опрос населения в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 февраля 2001 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.