Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2002/502_1356/1211_1375/dd024025




МПС и образ железнодорожника

10.10.2002 [отчет] [ Опрос населения ]






1.'Поезда еще двигаются'
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.'Поезда еще двигаются'


Не будет ошибкой предположить, что большинство наших сограждан хотя бы раз в жизни пользовались услугами железнодорожного транспорта, а многие жители столичного региона ежедневно ездят на электричке в мегаполис на работу. Поэтому удивительным представляется тот факт, что половина всех опрошенных (50%) не смогли оценить деятельность Министерства путей сообщения – ведомства, курирующего эту сферу. Остальные участники опроса в своих оценках разделились примерно поровну: 27% сочли, что оно работает хорошо, 24% – что плохо. Характерно, что негативные характеристики чаще всего звучали из уст респондентов с высшим образованием (29%), лиц со среднемесячным доходом выше 1500 рублей (29%), жителей мегаполисов (30%) – представители ресурсных слоев нашего общества склонны предъявлять сравнительно высокие требования ко всему, что их окружает.

Прежде чем приступить к анализу ответов респондентов на открытые вопросы и рассуждений участников фокус-групп, необходимо сделать следующее замечание. Пассажирские перевозки – именно то, что и склонны подвергать тщательному анализу респонденты, – составляют значительно менее половины всего объема работы железнодорожного транспорта. Большая часть этой работы приходится на грузовые перевозки, но о них рядовые граждане имеют смутное представление. Поэтому они совершенно не воспринимают МПС как министерство, регулирующее и обслуживающее грузопотоки, отвечающее за 'кровеносную систему' экономики. Это ведомство они оценивают, по существу, лишь в одном качестве – как высшую инстанцию, ответственную за организацию пассажирских перевозок.

У третьей части всех оценивших работу МПС негативно (7% в целом по выборке) наибольшее недовольство вызывает регулярное повышение цен на железнодорожные билеты. В итоге поездка в другой город к родственникам или знакомым – раньше вполне доступная – сегодня становится для значительной части наших сограждан трудно осуществимой:
  • 'Сейчас никуда не уедешь – цены сумасшедшие'; 'невозможно никуда съездить – дорого'; 'высокие цены на билеты'; 'билеты подорожали – и с нашей пенсией никуда уже не съездить'; 'дороговизна билетов' (открытый вопрос, 7% ответов).
Однако помимо высоких, по мнению некоторых респондентов, цен на железнодорожные билеты порой существует серьезная проблема и с их приобретением. Это особенно ощутимо в летний период, когда значительная часть наших сограждан устремляется отдыхать на юг. Об этом говорят и респонденты, отвечавшие на открытый вопрос о том, почему они оценивают деятельность МПС негативно (1% ответов), и участники дискуссионных фокус-групп. Их удивляет отсутствие билетов в кассах – даже в самом начале срока их поступления в продажу (как известно, железнодорожные билеты можно приобретать не раньше, чем за 45 суток до предполагаемого отъезда). И в том, что лучшие билеты оказываются в руках перекупщиков, у которых потом и вынуждены их приобретать отправляющиеся в отпуск, тоже, по мнению опрошенных, виновато МПС:
  • 'Нехватка билетов в летний период'; 'трудно билеты на поезд в летний период купить'; 'т. к. приходится доставать билеты – их нет в свободной продаже'; 'большие проблемы на московских вокзалах: сокращение касс, спекулятивная продажа билетов'; 'летом билеты не достать' (открытый вопрос).
  • 'Светлана: К сожалению, надо признать, что справляются плохо. Когда начинается летний сезон, мы это и по телевизору слышим, и убеждаемся возле кассы, что билетов не купить, они все где-то, в чьих-то руках.
  • 'Алексей: Заказ билетов – тоже проблема. Заказывать билеты нужно за 45 суток.
  • Модератор: Что, билетов нет?

    Алексей: Билетов нет. Вот за 45 суток заказываешь билеты, просишь, допустим, нижние места, но обязательно дают боковые. Но первый день только начался – почему?' (ДФГ, Воронеж).


Однако гнев и недоумение у респондентов вызывает не столько повышение цен на железнодорожные билеты, сколько то обстоятельство, что при этом не происходит ни малейших изменений в качестве обслуживания. 'Берут деньги – и ничего не делают' – вот претензия, которую часто выдвигают наши респонденты:
  • 'Анатолий: Я думаю, что они работают на себя, именно верхушка.
Модератор: Министерство?

Анатолий: Именно Министерство.

Модератор: А что значит 'работают на себя'?

Анатолий: То есть они заинтересованы в самих себе: повышаются тарифы, а улучшения никакого нет' (ДФГ, Санкт- Петербург).
  • 'Они благоустройством занимаются – но для того, чтобы больше выгоды получать. Они, допустим, станции обустраивают, но тоже для того, чтобы получать деньги дополнительные, – те же турникеты' (ДФГ, Санкт- Петербург).
  • 'Алексей: Скажем: как было – так и осталось, как в советские времена. Улучшений нет. Цены изменились, а качество – я бы особо не сказал' (ДФГ, Воронеж).
  • 'Вадим: Они все свои проблемы решают за счет повышения цен.
Зоя: Да, все за счет повышения цен' (ДФГ, Воронеж).

Именно на отсутствие достойного сервиса и жалуется почти треть всех респондентов, давших свои ответы на открытый вопрос о том, почему они считают, что МПС работает плохо (или 6% от всех опрошенных). Они отмечают грязь в вагонах поездов дальнего следования, сырое постельное белье (при этом бережно упакованное в индивидуальные целлофановые пакеты), грубость и невнимание проводников. Участники фокус-групп при этом поясняют, что в пути им совершенно не требуются изыски: за немалую для многих цену билета они хотели бы получить лишь минимальный по европейским меркам сервис:
  • '800 рублей билет стоит! Я считаю, что не то чтобы мне должны все услуги предоставлять, но хотя бы те, которые должны быть: стаканы чистые, туалет чистый, бумага должна быть, все должно быть нормально' (ДФГ, Санкт- Петербург).


  • 'Плохие услуги. Поезда, вообще, грязные. Сами проводники бывают ужас какие. Мы ездили отдыхать – ну просто ужас был: проводники пьяные, поезда грязные, белье мокрое' (ДФГ, Санкт- Петербург).


  • 'Нет в поездах сервиса, чистоты, внимания'; 'обслуживание не на должном уровне'; 'в поездах – тараканы и грязь'; 'обслуживание в поездах не очень хорошее'; 'как была грязь в вагонах, так и осталась'; 'качество сервиса – запредельно низкого уровня'; 'в вагонах отвратительно: грязь, белье ужасное' (открытый вопрос, 6% ответов).
По наблюдениям респондентов вырисовывается интересная ось для сравнения – в данном случае столичных поездов с поездами из российской глубинки. Вполне предсказуемо, что московские и питерские железнодорожные составы, по мнению опрошенных, и новее их региональных 'собратьев', и лучше оснащены, и уровень сервиса в них выше. Участник воронежской фокус-группы объясняет это тем, что 'чем ближе к Москве – тем лучше справляются, чем дальше от Москвы – тем больший бардак, во всех сферах, не только в МПС':
  • 'Столичные – ленинградские, московские поезда – там все лучше: и вагоны более-менее поддерживаются, и порядок лучше. А вот как наши, воронежские или тамбовские, – там кошмар просто' (ДФГ, Воронеж).
Еще одной причиной для недовольства работой МПС является несоблюдение расписания движения пригородных электричек. Этот вопрос особенно актуален для жителей пригородов двух столиц, поскольку многим, если не большинству из них приходится каждый день добираться в мегаполис на работу. Респонденты жалуются, что в последнее время значительно участились случаи отмены электричек или перенос их прибытия на другое время. Вполне понятно, что многим работающим людям это доставляет серьезные неудобства:
  • 'С Московского вокзала я езжу 16 лет, и можно сказать, что хуже с каждым годом: электричек становится меньше, они стали реже, опоздание поездов на полтора часа, отмена или перенос – это совершенно стабильный вариант. Редчайший случай, когда все проходит по расписанию' (ДФГ, Санкт- Петербург).


  • 'Поездов мало, опаздывают часто, электрички часто отменяют'; 'отмена рейсов без предупреждения в ленинградском направлении'; 'постоянно мудрят с расписанием'; 'на Белорусском вокзале отменяют электрички'; 'отменяют поезда, расписание не выполняется, ждут по пять часов'; 'не могу вовремя доехать до места – отмена поездов'; 'дети ездят в Москву на работу, и электрички постоянно отменяют, окна в расписании большие' (открытый вопрос, 5% ответов).
Впрочем, многие респонденты отметили, что в последнее время график движения поездов – как пригородных, так и дальнего следования – стал соблюдаться более тщательно. Сократив количество электропоездов, МПС, полагают они, все же смогло навести порядок в этой сфере. И сегодня респонденты говорят, что практически нет столь длительных и частых опозданий поездов, какие бывали раньше. Именно это обстоятельство позволило 4% респондентов оценить современную работу МПС как хорошую (пятая часть всех ответивших на соответствующий вопрос анкеты):
  • 'Хотя бы потому, что нет шестичасовых опозданий, как раньше было'; 'время стали соблюдать электрички'; 'электрички ходят без задержек'; 'вроде транспорт – поезда и электропоезда – ходят вовремя'; 'особых задержек нет, поезда ходят правильно'; 'поезда идут без опоздания' (открытый вопрос, 4% ответов).
Некоторые опрошенные (3% – седьмая часть всех оценивших работу МПС негативно) указывают на такую проблему, как 'высокий износ поездов', плохое техническое оснащение железных дорог:
  • 'Все рушится, а нового нет'; 'если не брать магистральные дороги, то остальные дороги все более ветшают' (открытый вопрос).
Однако они подчеркивают, что в данном случае основная вина ложится на плечи государства, осуществляющего недостаточное финансирование МПС:
  • 'Не отремонтированы дороги, крушение поездов, срыв рейсов, т. к. министерству не дают денег на ремонт путей, вокзалов и т. д.' (открытый вопрос).
  • 'Не хватает финансов, еще в 1980 году наша железная дорога должна была быть переведена на электрооснащение, а до сих пор все по старинке'; 'недостаточное финансирование'; 'любая некоммерческая структура: мало выделяют денег и работать хорошо невозможно' (открытый вопрос).


  • 'Парк вагонов уже достаточно старый' (ДФГ, Москва).
При отсутствии должного финансирования первостепенных нужд МПС респондентов возмущает печально знаменитый 'долгострой' – скоростная ветка Москва – Санкт-Петербург, на которую средства, и немалые, все же были найдены. Опрошенные выражают недовольство тем обстоятельством, что даже те деньги, которые удается найти, МПС тратит не на нужды первой необходимости. Объяснение этому они видят в одном: такие заведомо малоприбыльные операции, как модернизация технического парка железной дороги, не слишком интересуют чиновников. В отличие от 'миллиардной стройки', на которой, как полагают опрошенные, можно 'сорвать' неплохие деньги:
  • 'Лена: Министры новую дорогу собирались строить. Получается, давно должны были пустить поезд Москва – Санкт-Петербург, а где он?
Ирина: Нет, скоростные перевозки – там полный обвал. То есть сейчас уже официально это называется немыслимой аферой. Эту огромную сумму теперь не найти, единственное, что от этой огромной суммы есть, – это вот яма на Московском вокзале, то есть там несколько кварталов на Лиговке снесено' (ДФГ, Санкт- Петербург).
  • 'Думаю, что у них совершенно другие проблемы: вот эти скоростные перевозки, миллиардные деньги. Кроме того, МПС – это же монополисты, один из крупнейших монополистов в нашей стране, то есть они опять озабочены зарабатыванием денег. А то, что мы говорим как пассажиры, я думаю, для них такая ничтожность, это же заведомо неокупаемая часть' (ДФГ, Санкт- Петербург).
Несмотря на столь внушительный список замечаний по работе МПС, все же немалое количество опрошенных довольно работой этого ведомства. И четверть всех оценивших его работу позитивно (5% в целом по выборке), отмечают значительные улучшения, произошедшие, по их ощущениям, в работе Министерства:
  • 'По сравнению с прошлыми годами, обстановка на железной дороге стала лучше'; 'улучшение какое-то заметно'; 'есть какие-то положительные подвижки'; 'неплохо справляются со своей работой'; 'порядок навели более-менее' (открытый вопрос, 5% ответов).
Для определенной части опрошенных решающим в вынесении собственной оценки работе МПС стало ее сравнение с работой авиации. Вполне понятно, что многие люди сейчас боятся летать на самолетах – причиной тому значительно участившиеся авиакатастрофы с многочисленными человеческими жертвами. Поэтому респонденты полагают, что в сложившихся обстоятельствах поезда являются хотя и менее комфортным, но зато значительно более надежным видом транспорта:
  • 'По крайней мере, поезда так не бьются, как самолеты'; 'люди в основном ездят на поездах – на самолетах летать опасно'; 'мало аварий всяких и чрезвычайных ситуаций на железной дороге'; 'поезда нормально ездят, железная дорога – самая безопасная'; 'более безопасный вид транспорта' (открытый вопрос, 2% ответов).
А позицию шестой части ответивших на вопрос о том, почему они оценивают работу МПС положительно (3% по выборке), можно охарактеризовать и вовсе одной фразой: 'Работает – и слава Богу!':
  • 'Поезда пока бегают'; 'железные дороги еще работают'; 'поезда еще двигаются'; 'несмотря на разруху, поезда ходят'; 'действует транспорт этот' (открытый вопрос, 3% ответов).
А на обсуждениях в фокус-группах звучит еще один мотив, который также вселяет определенную долю оптимизма. Респонденты, которым 'посчастливилось' воспользоваться железнодорожным транспортом бывших союзных республик, говорят, что российский аналог выглядит гораздо приличнее:
  • 'Модератор: Скажите, какое у вас впечатление от услуг этого ведомства?
Виктор: Очень неприятное.

Максим: Я могу сказать одно: я ездил в Белоруссию, и там еще хуже, чем у нас в России. То есть я ехал туда на их поезде, обратно на нашем, на российском – их поезд значительно хуже' (ДФГ, Москва).

65% опрошенных уверены, что положение дел на российской железной дороге в той или иной мере зависит от деятельности министра путей сообщения (полагают, что 'зависит полностью' – 30%; 'зависит в значительной мере' – 35%). Противоположной точки зрения придерживается в четыре раза меньше респондентов – 14%: 10% полагают, что работа железной дороги зависит от деятельности министра 'в незначительной мере', еще 4% – что 'совсем не зависит'. Однако при этом лишь 8% опрошенных смогли уверенно назвать имя этого министра (им сегодня является Геннадий Фадеев), 76% ответили, что они 'не знают', 13% затруднились с ответом. Интересно, что при обсуждении этого вопроса на фокус-группах респонденты часто упоминали имя предыдущего главы этого ведомства Николая Аксененко, полагая, что он и сегодня занимает этот пост:
  • 'Виктор: Аксененко уже убрали.
Модератор: Какие еще версии?

Максим: Не знаю, я только Аксененко слышал.

Светлана: Я думала тоже – Аксененко' (ДФГ, Москва).

Как бы то ни было, 31% опрошенных полагают, что Геннадий Фадеев справляется со своей работой, противоположного мнения придерживаются 13% респондентов (затруднились дать собственную оценку 56%). Столь значительное несоответствие между количеством респондентов, знающих этого министра (8%), и теми, кто дал какую-либо оценку его деятельности (всего 44%), наводит на мысль, что большинство оценивающих делают это на основе своего отношения к ведомству в целом, но никак не к работе конкретного – к тому же неизвестного им – министра.

Как видно из приведенных данных, доля респондентов, считающих, что министр справляется со своей работой, более чем в два с половиной раза превышает долю тех, кто не согласен с такой точкой зрения, – 31% против 13%. Это позволяет предположить, что в целом положение дел на российских железных дорогах не представляется опрошенным катастрофичным, хотя и оставляет, по их мнению, желать лучшего.

Оценивающие работу Фадеева положительно делают это, опираясь в том числе и на тот факт, что этот министр занимает свою должность уже во второй раз – он был главой этого ведомства еще в советском правительстве:
  • 'Модератор: Как Фадеев справляется со своими обязанностями?
Игорь: Его второй раз назначили.

Лена: Значит, хорошо' (ДФГ, Москва).

Интересное предложение было высказано в ходе обсуждения на московской фокус-группе. Ее участницы пожелали министру прокатиться инкогнито на поезде Москва – Владивосток, чтобы самому испытать все те неудобства, с которыми сталкиваются рядовые граждане. Тогда он сможет составить объективное представление о существующих в отрасли проблемах:
  • 'Юля: Он [министр] должен испытать на себе все проблемы пассажиров.
Светлана: Вы знаете, надо сесть в поезд Москва – Владивосток инкогнито, и прокатиться – сделаешь много выводов' (ДФГ, Москва).


 
2.Графики и открытые вопросы

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ИМЕТЬ ДЕЛО С ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКАМИ? ЕСЛИ ПРИХОДИЛОСЬ, ТО КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЦЕЛОМ СЛОЖИЛОСЬ У ВАС ОТ ЭТОГО ОБЩЕНИЯ - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?

КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?

А КАК, ПО ВАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ - ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

НА ВАШ ВЗГЛЯД, В КАКОЙ МЕРЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ ЗАВИСИТ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ - ПОЛНОСТЬЮ, В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ, В НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ИЛИ СОВЕРШЕННО НЕ ЗАВИСИТ?

ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЕТ МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НЫНЕШНИЙ МИНИСТР ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ГЕННАДИЙ ФАДЕЕВ СПРАВЛЯЕТСЯ ИЛИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ОПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СОВРЕМЕННОГО РАБОТНИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА. КАКОЙ ОБРАЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА СЛОЖИЛСЯ В ВАШЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Позитивные характеристики

29

Положительные профессиональные качества

17

Ответственность, добросовестность, трудолюбие

13

  • 'Дисциплинированный, организованный'; 'в первую очередь &45

Компетентность, профессионализм

3

  • 'Грамотный специалист'; 'человек, знающий свое дело, опытный работник'; 'грамотный'; 'знает свое дело'; 'хорошо разбирающийся в своем деле'; 'профессионал в своем деле'.

Ум, образованность

1

  • 'Хорошее образование'; 'умный'; 'образованные'.

Коммуникабельность

1

  • 'Общительный человек'; 'контактный'; 'умение работать с людьми'; 'коммуникабельный'.

Положительные нравственные качества

9

Доброта, отзывчивость

4

  • 'Добрый'; 'внимателен к людям'; 'добродушные, отзывчивые люди'; 'чуткие, внимательные'; 'заботливость, внимательность'.

Вежливость, воспитанность

4

  • 'Очень вежливые сейчас железнодорожники'; 'культурные стали'; 'вежливый человек'; 'надежный, воспитанный'.

Честность, порядочность

2

  • 'Честный'; 'должен быть порядочным'.

Общая положительная оценка

6

  • 'Мне нравится'; 'положительный'; 'ничего плохого сказать не могу'; 'нормальные работяги'; 'положительный, молодец'; 'отлично'; 'вполне хороший образ'.

Другие положительные качества

2

  • 'Смелый, мужественный'; 'серьезный, смелый'; 'выносливый'; 'находчивый'; 'главное, чтобы он любил свою работу'; 'с чувством юмора'; 'энергичный'; 'уверенный в себе'.

Нейтральные характеристики

13

Внешность, возраст

8

  • 'Мужик с большим здоровым молотком'; 'человек с лопатой, ломом, под снегом и дождем'; 'стройный, с молотком и фонариком'; 'дедок в ушанке и в красной жилетке, проводница необъятных размеров'; 'в кепке и грязный'; 'грязь, мазут, вечно черный'; 'женщина с киркой'; 'человек в фуражке'; 'телогрейка плюс молоток'; 'в форменной одежде'; 'потный, пахнет поездом'; 'мужчина в оранжевой жилетке'; 'грязный, в желтой спецовке, специфический запах'; 'фуражка, флажок оранжевый'.

Общая нейтральная оценка

4

  • 'Человек как человек'; 'такие люди, как и все'; 'обыденный, заурядный человек'; 'обыкновенный человек'; 'не отличаются от обычных людей'; 'обыкновенный, как все'.

Указание на конкретную профессию

2

  • 'Проводник'; 'проводники, операторы'; 'ревизор в электричке'; 'контролеры на железной дороге'; 'ремонтник в оранжевой форме'; 'министр, как его?'.

Негативные характеристики

9

Отрицательные нравственные качества

4

Грубость, невоспитанность

3

  • 'Грубо относятся к людям'; 'процветает хамство'; 'очень грубые'; 'грубиян'; 'грубость, невежливость'; 'немножко грубоватые'; 'некультурный'; 'просто хам'; 'хамоватый тип'; 'наглые'.

Корыстолюбие

1

  • 'Меркантильный'; 'добивается своей выгоды'; 'начиная с 80-х годов, интересуют только деньги'.

Отрицательные профессиональные качества

2

Недобросовестность

1

  • 'Безответственный'; 'халтурщики'; 'недобросовестно относятся к своим обязанностям'; 'допускают ошибки в своей работе, халатность'; 'слабо работают'; 'не очень ответственные'; 'нечетко работающие'; 'недобросовестно относятся к работе'.

Некомпетентность, отсутствие профессионализма

1

  • 'Средние навыки в работе'; 'далеко до профессионала'; 'необразованный'.

Противозаконные действия

2

  • 'Ворливые'; 'взяточник'; 'воры'; 'хапуга'; 'вымогатели'; 'людей грабят'.

Пьянство

1

  • 'Пьяницы'; 'я как-то разговаривал с одним машинистом – они пьют безбожно'; 'любящий горячительные напитки'; 'любитель выпить'.

Другие отрицательные качества

1

  • 'Равнодушные люди'; 'очень злые'; 'безразличный к пассажирам человек'.

Общая отрицательная оценка

1

  • 'Не очень хороший'; 'противное'; 'негативный образ'; 'отвратительный'.

Оценка социального положения

5

Трудная работа

2

  • 'Тяжелый труд'; 'работает с утра до вечера без выходных'; 'тяжелая работа'.

Низкая зарплата, бедность

1

  • 'Нищий'; 'плохо обеспечен материально'; 'бедный, нуждающийся служащий'; 'мало получают, сутками на работе &45

Социальная незащищенность

1

  • 'Никому не нужный'; 'образ бесправного человека'; 'забитый работяга, льгот нет'.

Высокая зарплата, обеспеченность

1

  • 'Человек, у которого большая зарплата'; 'обеспеченный человек'; 'богатые'; 'хорошо получают'.

Другое

1

  • 'Монополисты'; 'что ему прикажут, то он и сделает'; 'люди невидимого фронта – но все едет'; 'человек с определенным образом жизни'; 'стали интересней относиться к нам'; 'у них есть бесплатный проезд в железнодорожном транспорте'.

Ответ не на тему

1

Затрудняюсь ответить, нет ответа

50

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РАБОТАЕТ ХОРОШО?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

МПС работает эффективно

5

  • 'С обязанностями справляются'; 'оперативно работают'; 'неплохо справляется со своей работой'; 'они выполняют все свои обязанности'; 'исполняют хорошо свою работу'; 'работают стабильно'; 'улучшение какое-то заметно'; 'есть улучшения'; 'есть какие-то положительные подвижки'; 'больше на железке порядка'; 'все прекрасно организовано'; 'слаженно работает отрасль – значит, и Министерство работает хорошо'; 'старается улучшить работу'; 'слаженно, четко планируют свою работу'; 'по сравнению с прошлыми годами обстановка на железной дороге стала лучше'; 'порядок навели более-менее'.

Соблюдается график движения поездов

4

  • 'График отлаженный есть, соблюдается'; 'никогда не опаздывают поезда'; 'четкость графика'; 'особых задержек нет, поезда ходят правильно'; 'время стали соблюдать электрички'; 'вроде транспорт &45

Обеспечивается транспортировка людей и грузов

3

  • 'Поезда пока бегают'; 'поезда едут постоянно'; 'поезда ходят, людей возят'; 'перевозки большие'; 'железные дороги еще работают'; 'поезда еще двигаются'; 'хорошо обеспечивают перевозки'; 'перевозят грузы, пассажиров, стараются ведь'; 'стараются перевозить людей, грузы всякие'; 'поезда идут, груз везут'; 'несмотря на разруху, поезда ходят'; 'действует транспорт этот'; 'делают много перевозок'.

Высокое качество обслуживания пассажиров

2

  • 'Обслуживающий персонал стал культурный'; 'они могут обеспечить хорошее обслуживание, сервис в поездах дальнего следования'; 'в поездах чисто'; 'обслуживание на должном уровне'; 'культурное обращение, улучшается сервис'; 'обслуживание в поездах стало лучше'; 'вагоны чище, стал лучше сервис'; 'все хорошо, обслуживание хорошее, чистота в вагонах'.

Обеспечивается безопасность движения

2

  • 'Ответственное отношение к безопасности движения'; 'безаварийное обслуживание'; 'аварии бывают нечасто'; 'аварий не так уж много'; 'мало аварий всяких и чрезвычайных ситуаций на железной дороге'; 'по крайней мере, поезда так не бьются, как самолеты'; 'в стране происходит мало аварий и столкновений поездов'; 'поезда нормально ездят, железная дорога &45

Общая положительная оценка деятельности МПС

2

  • 'Не слышно о них ничего плохого'; 'претензий не было'; 'так кажется просто, и все'; 'все устраивает'; 'с моей стороны нет нареканий'; 'нормально все'; 'внушает больше доверия'; 'ничего плохого о МПС не слышала'; 'в этом году ездила – все было хорошо'; 'вроде нормально работают'.

Железные дороги ремонтируются, технически оснащаются

1

  • 'Больше внимания на модернизацию'; 'все починено, следят'; 'делают новые дороги, запускают новые поезда по новым путям'; 'дороги в хорошем состоянии'; 'несмотря на тяжелое финансовое положение в стране, ремонтируются железные дороги, новые поезда, электрички – работает хорошо'; 'вводятся новые поезда, строятся вокзалы'; 'по крайней мере, ремонтируются пути своевременно, меняются локомотивы на новые'; 'подвижной состав обновляется, хотя и медленно'; 'поезда обновляются, дороги ремонтируются'.

Нет трудностей с приобретением билетов

1

  • 'Билеты можно купить без боя'; 'нет проблем с билетами'; 'проще достать билеты'; 'в кассах очередей нет'; 'можно купить билеты свободно'.

Другое

1

  • 'Зарплата хорошая у железнодорожников'; 'не такое сильное повышение тарифов на железнодорожные перевозки'; 'судя по экономическим показателям, это прибыльная отрасль'; 'из-за сообщений телевидения'; 'поддерживают своих пенсионеров, хорошо работников обеспечивают'; 'начальство хорошее'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

81

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РАБОТАЕТ ПЛОХО?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Трудности с приобретением билетов

8

Высокие цены на билеты

7

  • 'Сейчас никуда не уедешь &45

Большие очереди в кассах, невозможность купить билеты

1

  • 'Очереди по телевизору показывают &45

Низкое качество обслуживания пассажиров

6

  • 'Обслуживание не на должном уровне'; 'обслуживание в поездах не очень хорошее'; 'плохое обслуживание, невозможно получить информацию'; 'нет в поездах сервиса, чистоты, внимания'; 'неуважение к пассажирам'; 'в поездах – тараканы и грязь'; 'много нареканий на обслуживание пассажиров, грязь'; 'как была грязь в вагонах, так и осталась'; 'качество сервиса запредельно низкого уровня'; 'грязь, неотапливаемые электрички'; 'в вагонах отвратительно: грязь, белье ужасное'; 'недостаточная воспитанность, несдержанность проводников'; 'вагоны дальнего следования – холодные и мокрые, плохое обслуживание, особенно кавказское направление'.

Не соблюдается график движения поездов

5

  • 'Много неразберихи, опаздывают поезда, меняют расписание и т.д.'; 'постоянно мудрят с расписанием'; 'сбои в движении поездов'; 'электрички опаздывают часто на час и более'; 'перебои с движением'; 'много опозданий, задержек в пути'; 'поездов мало, опаздывают часто, электрички часто отменяют'; 'отменяют поезда, расписание не выполняется, ждут по пять часов'; 'не могу вовремя доехать до места – отмена поездов'; 'на Белорусском вокзале отменяют электрички'; 'отмена рейсов без предупреждения в ленинградском направлении'.

Железные дороги недостаточно финансируются, плохо оснащены технически

3

  • 'Не отремонтированы дороги, крушение поездов, срыв рейсов, т. к. министерству не дают денег на ремонт путей, вокзалов и т. д.'; 'не хватает финансов, еще в 1980 году наша железная дорога должна быть переведена на электрооснащение – а до сих пор все по старинке'; 'недостаточное финансирование'; 'недостаточно уделяют внимание материально-технической базе'; 'недостаток денег'; 'все рушится, а нового нет'; 'нет ремонта'; 'высокий износ поездов'; 'если не брать магистральные дороги, то остальные дороги все более ветшают'.

Общая отрицательная оценка работы МПС

3

  • 'Не хотят работать как положено'; 'развал железной дороги'; 'я не вижу его работы'; 'не отработана по-настоящему система, все было запущено'; 'потому что ничего не изменилось'; 'низкая производительность труда, неэффективная система управления'; 'на железной дороге – бардак'; 'каждый по отдельности не выполняет до конца свои обязанности'; 'они работают непродуманно, любая проблема для них становится неожиданностью – они не в состоянии планировать'; 'не могут навести порядок на железной дороге'; 'не проводит дальновидную политику'.

Не обеспечивается безопасность движения

3

  • 'Опасно стало ездить'; 'безопасность на низком уровне'; 'очень много аварий'; 'случаются аварии'; 'поезда сходят с рельсов'; 'поезда взрываются'; 'плохо, потому что допускаются аварии на путях'; 'потому что происходит крушение составов'; 'много сообщений об авариях, составы сходят с рельсов'; 'поезда часто идут под откос'; 'много катастроф'; 'нет гарантий сохранения жизни'.

Другое

1

  • 'Для самих работников железных дорог мало что делается'; 'проданы пути частникам'; 'много ненужных бумажных движений создается'; 'они жулики'; 'идет акционирование – такое положение и в РАО ЕЭС'; 'руководство нужно менять'; 'турникеты достали'; 'кому-то выгодно, чтобы в Белокуриху не было железной дороги'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

79

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 октября 2002 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЕТ МПС – МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ.

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НЫНЕШНИЙ МИНИСТР ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Г. ФАДЕЕВ СПРАВЛЯЕТСЯ ИЛИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?

ВОПРОС: НА ВАШ ВЗГЛЯД, В КАКОЙ МЕРЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ ЗАВИСИТ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ – ПОЛНОСТЬЮ, В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ, В НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ИЛИ СОВЕРШЕННО НЕ ЗАВИСИТ?

ВОПРОС: КАК, ПО ВАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ – ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ ПЛОХО? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ИМЕТЬ ДЕЛО С ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКАМИ? ЕСЛИ ПРИХОДИЛОСЬ, ТО КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЦЕЛОМ СЛОЖИЛОСЬ У ВАС ОТ ЭТОГО ОБЩЕНИЯ – ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?

ВОПРОС: КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ – ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 1-3 октября 2002 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ИМЕТЬ ДЕЛО С ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКАМИ? ЕСЛИ ПРИХОДИЛОСЬ, ТО КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЦЕЛОМ СЛОЖИЛОСЬ У ВАС ОТ ЭТОГО ОБЩЕНИЯ - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100501331303647533130381836341226363014173826269142291551004754333037
не приходилось иметь дела7170866869777072636979887364607773636471698164577876668078585859565663
положительное 18195222012191623201281822221518222019191321261217221410242522252422
отрицательное 9891098991197371216681214994121596962151416171812
затрудняюсь ответить220113223211222123123131103010332233


КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100501331303647533130381836341226363014173826269142291551004754333037
отлично и хорошо 2727263529202628332525312529242927252626312524292130313712191721211718
удовлетворительно 3334293430333530353231213733352434403643312628403534302559363933463131
плохо и очень плохо 12111910131112111013117111415141012156111215101781087181817142317
затрудняюсь ответить2829262128352630223033412725263329232325273632212728293022272627192833


А КАК, ПО ВАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ - ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100501331303647533130381836341226363014173826269142291551004754333037
хорошо 2729243629172726312524242628272427292734272224232226433115192018251516
плохо2421292424252721262521142625292021293022241822392825171524373935393636
затрудняюсь ответить5050474047584653434955634747445552424345495954384949405361454147374948


НА ВАШ ВЗГЛЯД, В КАКОЙ МЕРЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ ЗАВИСИТ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ - ПОЛНОСТЬЮ, В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ, В НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ИЛИ СОВЕРШЕННО НЕ ЗАВИСИТ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100501331303647533130381836341226363014173826269142291551004754333037
зависит полностью 3027383029303227303029233133282631312832312733202832362334292830243132
зависит в значительной мере 3539283936323635363932263637413435384042303532424235333432434244534135
зависит в незначительной мере 101081091111912999101011911101181199141286111491188613
совершенно не зависит 43342543443442524461525713522463454
затрудняюсь ответить2121221723231725191825371917142818161616222718181723203019141315101715


ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЕТ МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100501331303647533130381836341226363014173826269142291551004754333037
не знаю 7675767678747379817771768174657975747779737873868077777267777183838566
правильный ответ (Г. Фадеев) 8710978116671157917610910797126115171381244513
неправильный ответ 33332332323323221544212432532232124
затрудняюсь ответить131510121315131311141417101416131511910161313561617171812141111816


КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НЫНЕШНИЙ МИНИСТР ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ГЕННАДИЙ ФАДЕЕВ СПРАВЛЯЕТСЯ ИЛИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100501331303647533130381836341226363014173826269142291551004754333037
справляется 3134363931263528313032263132352834332540342731312532372655222124281920
не справляется 131016141311151116149715141312111718131013111818149108171718181816
затрудняюсь ответить5656484756625061535658665454526056505747565958505754546437606258536263


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 октября 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.