|
Одним из признаков приближающихся выборов и начинающегося предвыборного ажиотажа является традиционный взлет интереса СМИ к информации о рейтингах главных субъектов публичной политики. Политические рейтинги – новшество сравнительно недавнее, и вполне закономерным является предположение, что этому феномену обществом еще не приписано определенное и устойчивое онтологическое значение, т. е. отсутствует четкое понимание того, о чем говорят и о чем не говорят эти данные, знаком чего, каких процессов в обществе они являются. И в этом отношении решительно нет разницы между одинаково 'приблизительными' представлениями интеллектуалов, политиков, журналистов и суждениями 'обычных', рядовых российских граждан. Примерно четверть (27%) россиян знают и около 40% слышали выражение 'рейтинг политических партий'; слышат впервые и затруднились с ответом – 24% и 8% соответственно. Более всего знакомых с этим выражением оказывается среди имеющих высшее или среднее специальное образование, а также среди людей среднего возраста (35 - 50 лет):
Вопрос: 'Знаете ли Вы, слышали или слышите сейчас впервые выражение 'рейтинг политических партий'?'
|
Все опрошенные |
Возраст |
Образование |
18 – 35 лет |
36 – 50 лет |
старше 50 лет |
ниже среднего |
среднее общее |
среднее специальное |
высшее |
Доли групп (%) |
100 |
32 |
29 |
39 |
18 |
35 |
35 |
12 |
Знаю |
27 |
27 |
34 |
22 |
8 |
19 |
34 |
62 |
Слышал(-а) |
40 |
45 |
46 |
33 |
25 |
46 |
46 |
33 |
Слышу впервые |
24 |
24 |
15 |
32 |
46 |
28 |
16 |
4 |
Затрудняюсь ответить |
8 |
4 |
5 |
13 |
21 |
7 |
4 |
2 |
|
Среди объяснений понятия лидирующими оказываются две тематические доминанты: это показатель политической успешности партии (21%) и популярность, известность той или иной партии среди россиян (23%). Небольшая доля отвечавших (7%) полагают, что рейтинг – это свидетельство авторитета партии, состояния общественного мнения относительно нее.
- 'Номер места в борьбе за власть'; 'какая-то партия набирает больше очков, какая-то - меньше'; 'кто выше и кто ниже в политике'
(открытый вопрос).
- 'Степень влияния на общество'; 'количество людей, поддерживающих определенную партию'; 'насколько в народе партия и ее идеи пользуются успехом'; 'количество людей, согласных в определенный момент проголосовать за определенную партию'
(открытый вопрос).
- 'Общественное мнение, сложившееся о партии на основании ее действий'; 'доверие населения политике определенной партии'; 'уважение народа'; 'авторитет этой партии в глазах народа'
(открытый вопрос).
Таким образом, можно говорить о том, что определенное понимание смысла выражения 'рейтинг политических партий' приблизительно у половины опрошенных сформировано (не дали ответа на открытый вопрос о том, что такое рейтинг, 45% участников опроса). Вместе с тем, понимание еще не означает, что произошло наделение значением ('все понятно, но куда лошадь-то запрягать?'). Весьма показательным в этой связи является тот факт, что информация о рейтингах вызывает интерес примерно у трети россиян (38%), а доверяют ей – менее четверти (23%). Соответственно не интересуются рейтингами 46%, не доверяют им - 41%.
Можно предположить, что наиболее восприимчивой, внимательной и компетентной аудиторией по отношению к информации такого рода являются те, кто интересуется политическими рейтингами: интерес – одна из базовых характеристик восприятия. Это действительно так. Вместе с тем, данные опроса показывают, что у этой категории опрошенных нет однозначной установки на доверие: примерно треть (36%) из них склонны не доверять информации о рейтингах и пятая часть затруднилась с ответом:
Вопрос: 'Одни люди доверяют информации о рейтингах партий, другие – не доверяют. А лично Вы чаще доверяете или не доверяете рейтингам?'
(в % по столбцу)
|
Все опрошенные |
Информация о рейтингах... |
вызывает интерес |
не вызывает интереса |
затрудняюсь ответить |
Доверяю |
23 |
44 |
11 |
7 |
Не доверяю |
41 |
36 |
55 |
11 |
Затрудняюсь ответить |
36 |
20 |
34 |
82 |
|
В то же время закономерно, что те, кому информация о политических рейтингах не интересна, чаще не испытывают доверия или же затрудняются определить свое отношение к ней. Только десятая часть от их числа склонна все-таки доверять этим материалам. Но и среди людей, интересующихся рейтингами партий, не сформировалось, как мы видели, безусловно доверительного отношения к такого рода информации. Лейтмотивом ответов на открытый вопрос о том, почему нет доверия рейтингам, является сомнение в достоверности данных, уверенность в их фальсифицированности, в прямом обмане. Вместе с тем, было бы неверным утверждать, что недоверие порождают рейтинги как таковые. Материалы фокус-групп показывают: люди переносят свое отношение к политике, к процедуре выборов и к 'предвыборным технологиям' в том числе и на этот сегмент информационного поля. В ситуации опроса, сфокусированного на политических темах, разговор о рейтингах – это еще один способ заявить о своем отношении к политике и политическим партиям в целом.
Наиболее распространенным мотивом здесь является уверенность, что рейтинги нужны в первую очередь самой власти. Во-первых, в этом находит свое выражение политическое соперничество, 'партийные игры' в 'самую народную' партию.
- 'Рейтинг – это способ показать превосходство перед остальными, что у вас рейтинг меньше намного, чем у меня. Неважно, как эти цифры записать. Они видят эти цифры – о, выше! Всё, я круче! А другие тоже начинают суетиться и кипишиться, у кого ниже рейтинги. То есть как показание превосходства'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Какая там партия стоит выше, какая ниже по рейтингу - я на это особо внимания не обращаю. Это все партийные игры между собой, и меня они не интересуют'
(ДФГ, Новосибирск).
Во-вторых, по мнению респондентов, рейтинг нужен политикам для того, чтобы продемонстрировать свою значимость перед теми, кто выделяет средства на предвыборную кампанию. Практически все участники фокус-групп не сомневаются, что в выборах участвуют большие деньги, а некоторые считают рейтинги одним из средств для привлечения спонсоров.
- 'Мне кажется, что это нужно в первую очередь для тех, кто финансирует всю эту кампанию. Неважно, от какой партии, но чтобы были свои люди, к власти пришли, вот и все. А затем рейтинг можно сделать любому, у кого больше денег. Они знают, кого им надо лоббировать, знают, кого им надо поддерживать, так что это нужно им в первую очередь'
(ДФГ, Москва).
- 'Я не думаю, что победу на выборах решают всегда деньги. Поэтому, я думаю, рейтинг, он именно тому же олигарху или тому, кто платит за выборы данного кандидата, ему рейтинг очень нужен. Потому что если рейтинг у этого человека низкий, это как вкладывать в бочку, в которой нет дна, он никогда не сможет за эти полгода выйти в люди. Так что я не думаю, что рейтинг олигархам не нужен, потому что у них все есть, - он как раз очень нужен. Они все узнают из данных, и только после этого он будет вкладывать деньги в этого кандидата'
(ДФГ, Москва).
В-третьих, рейтинги, по мнению участников дискуссий, необходимы политикам для того, чтобы планировать собственные действия, выстраивать стратегию поведения на выборах.
- 'Политикам они нужны для того, чтобы в действительности узнать, что о них думают окружающие, сколько у них популярности'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Для политиков – крайне необходимо; постоянно перед выборами проверяют: «за кого вы будете голосовать?» Они подводят свой действительный рейтинг: стоит ли вообще идти избираться? Прикидывают свои возможности, проценты, и уже они ориентируются, что делать. Вот данный рейтинг, и они начинают уже какие-то действия'
(ДФГ, Новосибирск).
Еще одна тема, которая оказывается затронутой в связи с разговором о рейтингах, это предвыборная агитация. Участники фокус-групп полагают: рейтинг для политической партии или политика – это одновременно и показатель предвыборной популярности, и реклама, способ показать, что за нее (него) можно и нужно голосовать. Подобное мнение исходит из убеждения, что накануне выборов политики 'все всем обещают', а после выборов 'благополучно забывают' свои обещания. В результате такой 'игры в демократию' народ остается при своем мнении, а политики получают то, что хотели.
- 'Высокий рейтинг - важно, выбирают чаще такого человека. Про кого чаще говорят, я про него и знаю. А про других нет разговоров - я их и не помню практически. И вдруг если завтра выборы - я никого не знаю и пойду, там, за Путина все равно голосовать. Ну, я так просто говорю. Чем выше популярность, тем чаще на слуху рейтинг. И люди все про одно слышат, и хоть им как бы не интересно, но идут за сильнейшим'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Рейтинг - как любой товар, говорит нам, что вот эта вода вкусная [показывает на бутылку с водой]. А я знаю, что она не очень вкусная, вот так и здесь, про политика нам тоже могут про любого сказать, как про колбасу или сорт масла'
(ДФГ, Самара).
- 'Все мы люди взрослые, и все мы понимаем. Перед выборами всегда очень много плакатов, очень много рекламы. Рейтингам я не доверяю. Никаким. Потому что знаю, что это обыкновенная реклама. Без рекламы – никуда. Так и в политике'
(ДФГ, Самара).
- 'Рейтингу доверять смешно. Потому что все они... Одного выбираешь - он говорит хорошо, а как пришел - под себя всё гребет. Это нужно как агитация, чтобы убедить нас, несчастных, за кого мы должны голосовать'
(ДФГ, Москва).
- 'Доверия рейтингам, конечно, нет. Потому что все обещают хорошую жизнь, но как только становятся у власти, так игры кончаются в демократию и мнение народа. Перед выборами я, конечно, послушала передачу, то, что меня интересует. Вот, допустим, улучшение жизненных условий. И если я послушала, что тот или иной политик обещает это, конечно, он меня задел. Так ведь потом ничего не меняется'
(ДФГ, Новосибирск).
И еще одно обстоятельство, которое следует отметить. У определенной категории людей недоверие вызывает несоответствие между их собственными впечатлениями, представлениями о популярности политика или партии (как правило - 'своей'), с одной стороны, и публикуемой информацией об их рейтингах или же результатами голосования – с другой. Данные опроса не позволяют оценить распространенность такого коллизии, однако естественность механизма 'я-сам-видел-и-знаю-точно' вкупе с уверенностью в том, что любые значимые показатели часто подвергаются фальсификации (как видно из ответов на открытый вопрос, приведенный выше) делают такую тематическую связку очень сильным аргументом в пользу недоверия рейтингам.
- 'Мы как-то делали просто обзвон, и спрашивали: «А за кого вы будете голосовать?», было задание – узнать. И вы знаете, моя подруга занималась... я вела выборы одного человека, она вела выборы другого человека. И что самое интересное, она звонила по своему кандидату, а я звонила по своему кандидату. У меня получалось, что мой кандидат выигрывает, а у нее считалось, получалось, что ее. Вот скажите, почему вот так? Так что рейтинг не всегда показывает то, что говорят люди. Если взять, когда были выборы между Ельциным и Зюгановым, то больший процент, если считать рейтинги, отдавали Зюганову, и люди просто не хотели голосовать за Ельцина. Но когда мы проголосовали, почему-то получилось, что выиграл Ельцин. Так что вот как к нему <рейтингу> относиться?'
(ДФГ, Москва).
- 'Вы когда-нибудь были на демонстрации на первомайской, на демонстрации КПРФ? Не были? Вы знаете, сколько людей вышло туда на демонстрацию? Вы говорите – потеря рейтинга. Вы знаете, сколько молодежи было? Потому что наше телевидение - совершенно неприлично даже, как оно показало вот эту демонстрацию первомайскую, и совершенно людей не показали, а сколько было людей – это огромное количество'
(ДФГ, Москва).
Помимо проблемы доверия рейтингам, есть еще одна тема, обсуждение которой выявляет существенные разногласия во мнениях респондентов. Это тема влияния информации о рейтингах на отношение избирателей к партиям. Более половины опрошенных (56%) считают, что такое влияние существует; противоположного мнения придерживаются 20% (первую точку зрения чаще других разделяют сторонники 'Единой России' (69%) и В. Путина (63%), люди с доходами более 2000 р. (62%), с высшим (67%) и средним специальным образованием (64%)). Вместе с тем, говоря о себе лично, 52% участников опроса сказали, что сами они не подвержены влиянию рейтингов. Людей, отвечавших подобным образом, заметно больше среди сторонников КПРФ и Г. Зюганова, мужчин (58%), жителей мегаполисов (59%) и респондентов с высшим образованием (58%). Впрочем, среди последних заметно больше, чем в среднем по выборке, и тех, кто признает, что информация о рейтингах оказывает на них влияние, – 31% против 25%.
Вопрос: 'На Ваше отношение к партиям информация об их рейтингах влияет или не влияет?'
|
Все опрошенные |
Голосование за... |
Голосование за... |
'Единую Россию' |
КПРФ |
Путина |
Зюганова |
Доли групп (%) |
100 |
19 |
19 |
46 |
12 |
Влияет |
25 |
36 |
19 |
33 |
15 |
Не влияет |
52 |
49 |
59 |
47 |
61 |
Затрудняюсь ответить |
23 |
15 |
22 |
20 |
24 |
|
Как показывают материалы фокус-групп, позиция 'на других влияет, на меня – нет' оказывается довольно хорошо аргументированной. Во-первых, те, кто уже определился с выбором, не считают информацию о рейтинге 'своей' партии сколь-либо содержательно важной с точки зрения устойчивости принятого электорального решения. Во-вторых, люди большее значение придают новостям, публичным выступлениям, делам и программным заявлениям политиков – т. е. имиджевым и содержательным вещам, нежели 'неизвестно как посчитанным цифрам'.
- 'Я - за коммунистическую партию, и я пойду только за нее голосовать. Потому что мне близка вся программа партии. Может, здесь возрастное сказывается. Я не знаю, что, но я твердо пойду только за коммунистическую партию, и мне не надо уже ни Жириновского, и ничего моего мнения не изменит'
(ДФГ, Самара).
- 'Просто если человек уже убежден в своем выборе, он смотрит, что его политики занимают большой рейтинг, и он убеждается в правильности своего выбора. А если он смотрит, что тот не добирает, а он так ратует за этого политика, он думает: «Вот я проголосую, и у него повысится рейтинг»'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Я думаю, что на людей больше влияют новости, какие-то, скажем так, действия, передачи, а не рейтинги. Рейтинги – это, в общем, небольшой процент склоняет в ту или иную сторону, тут больше – какие действия происходят в нашей стране'
(ДФГ, Москва).
- 'Отношение к политику или к партии не изменится в зависимости от рейтинга. Лично мне, наверное, не отношение важнее, а интерес. Если я увижу, что у Зюганова, например, поднялся рейтинг, я сразу начну отслеживать: что же он действительно сделал такого, что у него рейтинг поднялся? У меня не изменится отношение к нему, а интерес появится. Что он там сделал-то? Как он себя проявил?'
(ДФГ, Новосибирск).
И, в-третьих, важным и решающим аргументом является недоверие к рейтингам и низкий интерес к политической информации в целом.
- 'Все недоверие идет от незнания. Если бы человек мог проверить сам, лично, хотя бы какой-нибудь рейтинг, он сразу начал доверять. А если человек не знает, у него информация так и проходит: сказали, и ладно. Значения не придает человек, и всё'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Всякий здравомыслящий политик может нанять хорошую команду из двадцатиоднолетних, которые ему поменяют 35 на 55. Это мухлеж, и вот что-то мне так кажется, что их <грязные технологии> часто используют, поэтому оттуда рейтинг вот такой вот'
(ДФГ, Самара).
- 'Самое печальное в рейтингах то, что всегда рассматривается какая-то часть людей. Ну мы все из Самары, мы все городские жители - здесь должна бы сидеть половина людей из деревни, тогда рейтинги будут реальные. Поэтому я и говорю, что рейтинг – вещь виртуальная, что для одной кучки людей... Правильно сказано в «Аргументах и фактах», например, - для этого круга людей, а в общих сведениях нет реального среднего'
(ДФГ, Самара).
Высказанный тезис и аргументация участников фокус-групп подтверждается и данными массового опроса: среди не доверяющих рейтингам и не интересующихся ими заметно больше доля тех, кто считает, что лично на них рейтинги не оказывают влияния:
Вопрос: 'А на Ваше отношение к партиям информация об их рейтингах влияет или не влияет?'
|
Все опрошенные |
Информация о рейтингах... |
Информации о рейтингах... |
Вызывает интерес |
Не вызывает интереса |
Доверяю |
Не доверяю |
Доли групп (%) |
100 |
19 |
19 |
46 |
12 |
Влияет |
25 |
43 |
16 |
53 |
17 |
Не влияет |
52 |
47 |
65 |
37 |
73 |
|
Информация о рейтингах, по мнению участников фокус-групп, влияет на тех, кто еще не определился с выбором, у кого нет определенных политических предпочтений. Респонденты рассказывали истории, подкрепляющие такую точку зрения, а некоторые и сами признавались в том, что не интересуются политикой, а выбор делают спонтанно.
- 'Я позволю себе не согласиться: рейтинг все-таки, мне кажется, влияет на сознание людей. Когда я работал наблюдателем от одной партии, часто там все равно подходят и говорят: вот за этого не будем голосовать, потому что мы знаем, что он не пройдет. Они стали выбирать из тех людей, кто популярный'
(ДФГ, Самара).
- 'Это [за кого пойду голосовать] за неделю до выборов все точно будет известно. Все партии вспомним. Я вот, например, сейчас ни одной пар-тии не помню. Вот назвали ЛДПР - я вспомнил, что есть такая. Я слы-шал - 'Яблоко'... Я ни одной партии фактически не знаю'
(ДФГ, Новоси-бирск).
- 'Рейтинг иногда влияет на мое личное мнение. А иногда нет... По-разному бывает, когда есть какое-то определенное свое мнение, знание, и когда нет его, все-таки политика не увлекает'
(ДФГ, Самара).
Таким образом, рейтинги партий и политиков в сознании людей прописаны как элемент политической жизни и предвыборного времени. Этим в значительной мере определяются те значения, смыслы, которыми наделяют рейтинги как таковые сегодняшние россияне: 'Это непременный атрибут политики и политической конкуренции, который появляется перед выборами, поскольку кому-то нужен, но не мне'. Лишь в редких случаях люди хотят и умеют разбираться в публикуемой информации, и связано это, как правило, с нежеланием быть объектом информационных вливаний и манипуляций. Но общая установка на недоверие к политической информации все равно сохраняет свою действенность.
- 'В «Самарских известиях» публикуют раз в две недели рейтинг и ВЦИОМ, и ФОМ. Я постоянно слежу за этим. Я доверяю, просто если со статистической точки зрения подходить, они более соответствуют правде. Я внимание обращаю на то, сколько человек было опрошено, если по всей России было опрошено 200 - 500 человек, то такой рейтинг большого доверия не вызовет... А польза - я думаю, есть все-таки польза от рейтинга, проводятся же маркетинговые кампании: что потребитель хочет получить, какое качество, какой продукт. Ну, и партии, мне кажется, все равно отвечают потребностям некоторых людей... Им нужно как-то почувствовать свою причастность к обществу. Ну, может быть, рейтинг помогает исследовать это. Но я не верю партиям, они свои цели преследуют... Рейтинг – это просто как подспорная информация для того,
кто думает. И мне кажется, никакого влияния он не оказывает' (ДФГ, Самара).
|