Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2003/830_281/dof032303




Единый государственный экзамен

19.06.2003 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Плюсы и минусы единого госэкзамена
2.Графики и открытые вопросы
3.Приложение.Таблицы

 
1.Плюсы и минусы единого госэкзамена

В этом году в 47 регионах России проводится эксперимент: выпускники школ сдают единый государственный экзамен. О революционном для отечественного образования нововведении знают 70% россиян. Однако, как показывает опрос, однозначного отношения к ЕГЭ у наших сограждан пока не сложилось: 25% - одобряют введение в школах единого госэкзамена, 20% - не одобряют; 25% - затрудняются определить свое отношение к нововведению, а 30% - вообще ничего о нем не слышали.

Сторонники единого госэкзамена возлагают на его введение радужные надежды (данные в % от числа всех опрошенных):

появится больше шансов поступить в вуз ('сразу можно поступить в институт без экзаменов'; 'дается всем одинаковая возможность поступить в вуз'; 'легче поступить людям из деревень в вузы столицы')7
появится возможность объективно оценить знания школьников ('более объективный подход к экзамену - нет личностных отношений'; 'все дети - на равных'; 'единый стандарт оценки знаний'; 'компьютер определяет знания человека, а не самого человека')5
снизится психологическая нагрузка выпускников, будет сэкономлено их время ('в школе сдают экзамен, и потом уже не нужно сдавать в вуз'; 'меньше нервотрепки будет у учеников и их родителей - пусть будет меньше экзаменов')4
уменьшится коррупция, взяточничество ('не нужно платить взятки в вузы профессорам'; 'меньше будет блатных в вузе')3
повысится уровень знаний, улучшится обучение ('есть повод лучше учиться'; 'лучше будет подготовка, больше знаний')3
облегчится процедура сдачи экзаменов в школах ('тестами сдавать значительно легче'; 'проще и эффективнее')1

Противники ЕГЭ утверждают обратное (данные в % от числа всех опрошенных):

тестированием нельзя определить подлинный уровень знаний, проверка будетповерхностной, и вообще система заимствована 'у Америки' ('это - не наш путь образования'; 'тесты - это ерунда'; 'он не дает точной картины о знаниях детей'; 'ЕГЭ - это 'угадайка'')4
введение новой системы увеличит взяточничество и коррупцию ('учителя будут все решать за учеников'; 'будет подтасовка решений, взятки'; 'у кого есть деньги, все равно прорвутся')3
при тестировании нервные нагрузки у выпускников будут еще выше, чем сейчас ('нервотрепка'; будет 'нервировать детей')2
ЕГЭ не учитывает специфику подготовки учеников, наличие разных программ в разных школах, разный уровень учителей и, соответственно, подготовки школьников в сельских и городских учебных заведениях ('везде разный уровень обучения'; 'сельские - они отстают, а в московской школе они более информированы, лучше и больше возможностей'; 'нет единых программ преподавания, разные уровни подготовки детей - еще рановато его вводить')2

Некоторые наши сограждане (2%) уже убедились в том, что тесты ЕГЭ - достаточно сложные, и именно это вызывает протест ('в экзамене есть вопросы, на которые и в институте нельзя ответить'; 'даже педагоги не в состоянии все решить'; 'столько вопросов - невозможно все знать'). А часть опрошенных уточняют: проблема - не в самих тестах, а в том, что школы и ученики к ним не готовы (2%). Сдавать ЕГЭ можно, лишь когда идешь к нему 'с первого класса', когда обучение нацелено на подведение итога именно в форме тестирования: 'система образования не готова к ЕГЭ, и дети тоже'; 'образование на сегодняшний день не готово к проведению этой реформы, подготовка должна длиться лет пять'.

О несовершенстве механизмов использования результатов ЕГЭ говорят 2% респондентов: одни констатируют, что 'в престижных институтах все равно это не учитывают', другие уверены, что по результатам ЕГЭ производить набор студентов просто нельзя - таких тестов для этого недостаточно.

И еще аргумент: 'человек индивидуален', а при оценке знаний с помощью ЕГЭ 'индивидуальность человека теряется'. Поэтому 'единое - это плохо' (1%).

Фонд 'Общественное мнение'. Всероссийский опрос городского и сельского населения. 14 июня 2003 года. 1500 респондентов.



 
2.Графики и открытые вопросы

В ЭТОМ ГОДУ В 47 РЕГИОНАХ РОССИИ ПРОВЕДЕН ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ПРОВЕДЕНИИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В ШКОЛАХ?

ВЫ ЛИЧНО ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛАХ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА? (Ответы заявивших, что им известно о проведении единого государственного экзамена в школах.)

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ОБЪЯСНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОЧЕМУ ВЫ ИМЕННО ТАК ОТНОСИТЕСЬ К ВВЕДЕНИЮ В ШКОЛАХ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА (ОДОБРЯЮ)?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Больше возможностей поступить в вуз

5

  • 'Больше шансов поступить в вуз бесплатно'; 'большой шанс поступить в любой университет России'; 'сразу можно поступить в институт без экзаменов'; 'есть возможность сразу же, еще в стенах школы, поступить в вуз'; 'возможность поступить в престижный вуз'; 'возможность поступить простых людей будет больше'; 'можно автоматически попасть в вуз'; 'выпускник, сдав экзамен, может поступить в институт'; 'будет проще поступить в вуз'.

Объективная, беспристрастная оценка знаний

4

  • 'Меньше будет субъективности в оценке знаний'; 'не будет фальсификации знаний'; 'проходит более качественный отбор'; 'может быть, будут лучше оцениваться знания'; 'каждый ответит так, как знает, не будет поблажек'; 'более объективный подход к экзамену; нет личностных отношений'; 'единый стандарт оценки знаний'; 'потому что компьютер определяет знания человека, а не самого человека'; 'более справедливая оценка знаний'; 'если тесты сделаны грамотно, то отразится в результате реальный уровень знаний'; 'у всех должны быть одинаковые шансы'.

Уменьшение нагрузки на выпускников

4

Экзамен сдается один раз

3

  • 'Не надо 10 раз сдавать экзамены – все в одном'; 'меньше сдавать экзаменов'; 'зачем лишнее сдавать?'; 'зачем 100 раз сдавать одни и те же экзамены? То, что это ввели, – хорошо'; 'лучше, когда один раз сдашь экзамен'; 'чтобы не сдавать два раза экзамен – экономия времени'; 'можно отмучиться за один день'; 'в школе сдают экзамен, и потом уже не нужно сдавать в вуз'.

Так психологически легче

1

  • 'Меньше будет у детей отрицательных эмоций'; 'меньше стресса у детей'; 'психологическая нагрузка поменьше'; 'хватит мучить детей – очень большая эмоциональная нагрузка'; 'меньше нервотрепки будет у учеников и их родителей – пусть будет меньше экзаменов'; 'меньше волноваться будут'.

Уменьшение коррупции, взяточничества в сфере образования

3

  • 'Меньше будет взяток в институте'; 'если знает, куда пойти учиться, меньше взяток будет'; 'не надо давать взятку при поступлении в вуз'; 'исключается блат при поступлении в вуз'; 'меньше будет блатных в вузах'; 'не нужно платить взятки в вузы профессорам'; 'меньше коррупции'; 'меньше шансов за деньги пройти в институт'; 'не будет взяточничества'.

Облегчение подготовки к экзаменам, повышение уровня знаний

3

  • 'Есть повод лучше учиться'; 'дети будут лучше заниматься, готовиться'; 'подготавливаться к экзаменам лучше будут'; 'будут лучше готовиться, к чему-то стремиться'; 'ученик таким образом может заранее выявить свои способности'; 'готовиться будут больше ученики'; 'лучше будет подготовка, больше знаний'; 'улучшение знаний'; 'будет выше уровень знаний у учеников'; 'по-моему, таким способом они получат больше знаний в школе и покажут их на экзамене'.

Положительное отношение в целом

2

  • 'Это мое мнение'; 'может, будет лучше для них'; 'думаю, что хорошо'; 'одобряю как новшество, у нас такого не было'; 'это лучше, чем было раньше'; 'подруга – учитель, я ей доверяю, она объяснила'; 'так будет лучше для всех'; 'ничего плохого я в этом не вижу'; 'удобнее'; 'нравится метод тестирования'; 'для учеников это лучше'.

Иногородним будет легче поступить в любой вуз

2

  • 'Некоторые далеко живут: сдали единый – и могут учиться'; 'есть одинаковый шанс для всех учащихся области и города'; 'люди издалека могут сдать экзамены на месте'; 'легче поступить людям из деревень в вузы столицы'; 'будет возможность поступить в вузы в центральных районах России'; 'больше шансов у сельских учеников'; 'детям из региона может помочь при поступлении в вуз'; 'есть возможность сразу поступить, никуда не ездя'; 'если дети из провинции, это поможет поступить в вуз'; 'все сельские жители имеют возможность поступить в вуз'.

ЕГЭ одинаков для всех

1

  • 'Все одинаковые темы пишут, нет разброса'; 'единый – значит для всех одинаковый'; 'все дети – на равных'; 'программа единая, и условия примерно равные'; 'одна программа для всех'; 'каждый должен быть равным другому и сдавать единый экзамен'.

ЕГЭ легче сдавать

1

  • 'Будет даваться легче'; 'будет легче сдать экзамены'; 'тестами сдавать значительно легче'; 'проще сдать выпускные экзамены'; 'проще и эффективнее'; 'лучше – шпаргалки делать лучше, сдать легче'.

Другое

1

  • 'В школах можно содержание билетов узнать заранее, а там сложнее'; 'непредсказуемость заданий'; 'лучше 10 классов заканчивать, чем 11'; 'меньше затрат'; 'каждый выбирает свой экзамен'; 'сама сдавала'; 'будет не так обидно всем'; 'многоступенчатые экзамены для выпускников школ регионов трудноосуществимы'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

79

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ОБЪЯСНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОЧЕМУ ВЫ ИМЕННО ТАК ОТНОСИТЕСЬ К ВВЕДЕНИЮ В ШКОЛАХ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА (НЕ ОДОБРЯЮ)?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Поверхностность и ненадежность проверки знаний при ЕГЭ

3

  • 'Тестирование не выявляет знания'; 'детям сложно в этих узких рамках проявить свои знания'; 'необъективная оценка'; 'тесты – это ерунда'; 'ребенок хорошо учится, а на тестах теряется'; 'ЕГЭ – это «угадайка», знания поверхностные'; 'он не дает точной картины о знаниях детей'; 'это неадекватная система тестирования, более упрощенная'; 'не проявляются знания'; 'необъективные оценки'; 'русский язык в тестах – не дело, негативное отношение'.

Увеличение обмана, коррупции, взяточничества в сфере образования

3

  • 'Учителя будут решать все за учеников'; 'в школах ученикам будут помогать их учителя'; 'купят те, у кого деньги немереные'; 'в местечках коррупция расцветет махровым цветом, будут продавать аттестаты'; 'деньги играют основную роль при этом'; 'это большие возможности для взяток'; 'будет подтасовка решений, взятки'; 'все равно все за деньги – что школа, так же и институт'; 'один экзамен проще купить, чем несколько'; 'у кого деньги есть, все равно прорвутся'; 'коррупция возрастет'.

Усложнение процесса сдачи экзаменов

2

  • 'Трудно освоить столько материала сразу'; 'в экзамене есть вопросы, на которые и в институте нельзя ответить'; 'даже педагоги не в состоянии все решить'; 'нереально знать весь объем'; 'столько вопросов – невозможно все знать'; 'детям будет трудно сдать экзамен'; 'сложно сдавать экзамены'.

Увеличение нагрузки на учащихся

2

  • 'Дети в школе перегружены – еще один стресс для детей'; 'это не экзамен, а только нервотрепка'; 'нервотрепка одна'; 'детей нервировать'; 'большая нагрузка на ребенка'; 'многие дети теряются при такой форме экзамена'; 'больше нервов у ребят на едином экзамене'; 'слишком большая нагрузка'; 'выпускников заставляют нервничать еще до экзаменов'.

Невнимание к разнице в условиях обучения школьников

2

Разница между программами разных школ

1

  • 'В разных школах дают разные знания'; 'в разных школах учат по-разному – все находятся в разных условиях, подготовка везде разная'; 'везде разный уровень обучения'; 'преимущество у тех, кто учится в специализированных школах'; 'уровень знаний учащихся в разных школах неодинаковый'; 'очень много программ обучения в школе, и очень сложно найти одинаковую программу в разных школах, очень разные требования'; 'нет единых программ преподавания, разные уровни подготовки детей – еще рановато его вводить'.

Разница между городскими и сельскими школами

1

  • 'Нет равных возможностей: сельская местность, отдаленные районы – там уровень обучения ниже'; 'деревенский парень тягаться по знаниям с городскими? У городских есть возможность индивидуально подготовиться'; 'периферия ниже – нет возможности'; 'разная подготовка в городах и селах'; 'сельские, они отстают, а в московской школе они более информированы, лучше и больше возможностей'; 'разный уровень знаний у выпускников сельских и городских школ'.

Недостаточность результатов ЕГЭ для поступления в вуз

2

  • 'В престижных институтах все равно это не учитывают'; 'потому что поступление в вуз есть оценка его знаний, независимая от школы'; 'потому что то, что дают в школе, и то, что надо для поступления в вуз, не совпадает'; 'при поступлении в вуз результаты их необъективны'.

Отрицательное отношение в целом

2

  • 'Это липа'; 'это единый государственный маразм'; 'не нравится'; 'делать нечего – придумывать министрам всякую всячину'; 'дуристика это, и кому надо, они и так тропинку найдут'; 'это все фикция'; 'все новое пугает'; 'когда что-то навязывают, я всегда отношусь подозрительно'.

Старые методы – лучше

1

  • 'Традиционная форма экзамена опиралась на человека прежде всего'; 'не стоит менять старое'; 'как было, так пусть и будет'; 'пусть будут госэкзамены, как раньше'; 'наше поколение учились по старой системе одного качества'; 'не должно так быть, все должно быть по-другому, как раньше'; 'должны быть экзамены, как раньше'.

Неподготовленность учащихся к сдаче ЕГЭ

1

  • 'Нет должной подготовки'; 'к такому экзамену нужно готовить с 1-го класса'; 'подготовки в школе к единому экзамену нет'.

Отсутствие индивидуального подхода к выпускникам

1

  • 'Надо персонально подходить к каждому'; 'все люди разные, приложение единого масштаба ко всем людям не может быть положительным'; 'индивидуальность теряется человека'; 'человек индивидуален'; 'не заметны таланты: всех причесывают под одну гребенку'; 'единое – это плохо'; 'всех нельзя подводить под один уровень'.

Непродуманность системы проведения ЕГЭ

1

  • 'Образование на сегодняшний день не готово к проведению этой реформы, подготовка должна длиться лет пять'; 'система образования не готова к ЕГЭ, и дети тоже'; 'много недоработок: школы не обеспечены компьютерами, нет связи с вузами, не все вузы принимают на учебу по ЕГЭ'; 'это затруднение для учебных заведений'.

Другое

1

  • 'Нельзя списывать'; 'снизится уровень знаний'; 'хуже будут знания'; 'в каждом регионе власти сами должны решать, какие предметы выносить на экзамен'; 'я – за открытый конкурс'; 'необходимо аттестат выдавать в любом случае на руки, чтобы сам мог решать свою судьбу'; 'много не заслуживающих студентов поступят в институты'; 'тестовая система заимствована у Америки – это не наш путь образования'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

75

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 июня 2003 г. 1500 респондентов.


 
3.Приложение.Таблицы

В ЭТОМ ГОДУ В 47 РЕГИОНАХ РОССИИ ПРОВЕДЕН ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ПРОВЕДЕНИИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В ШКОЛАХ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002122441328303946543129402133331322392912173728259152191551004456352837
знаю 37402838304440303440464426123643653730444534353630404038423651474945564739
что-то слышал(-а) 33353634313331343630323432283041283133352942332743363331173018323332274131
слышу сейчас впервые 2421282331192429232520153450291152729172220252922192527253114171717161123
затрудняюсь ответить 6376945766278115525843468643416317315127


ВЫ ЛИЧНО ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛАХ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА? (Ответы заявивших, что им известно о проведении единого государственного экзамена в школах.)

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1002122441328303946543129402133331322392912173728259152191551004456352837
одобряю 24341829133326172425332616112332302023292332251924272431212019252426342518
не одобряю 2021211923222218202023221781823382318212622152221222814122321282928293324
затрудняюсь ответить 25212623252223292624223024202529242522292622282228282024262330262923203028


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 июня 2003. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.